значение социальных трансфертов и источники их финансирования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 46 46 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 27.07.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ……………………………………5
1.1. Понятие социального трансферта…………………………………………..5
1.2. Задачи социальных трансфертов…………………………………………....6
1.3. Формы социальных трансфертов: пенсии, пособия, стипендии………….7
ГЛАВА 2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФЕРТОВ В ФОРМИРОВАНИИ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ…………………………………………19
ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ЗАЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФЕРОВ……………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………44



Фрагмент для ознакомления

Решение этих вопросов будет способствовать достижению долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, позволит поддерживать стабильный уровень замещения заработной платы в нетрудоспособном возрасте в условиях ускорения процесса старения населения.Фонд социального страхования РФ – это специализированное финансовокредитное учреждение при Правительстве РФ, осуществляющее управление средствами государственного социального страхования РФ. Его основные задачи – обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, санаторнокурортное обслуживание работников, оздоровление детей, проведение научноисследовательской работы, но вопросам социального страхования и охраны труда, страхование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, другие цели, предусмотренные законодательством.Средства фонда формируются за счет страховых взносов работодателей, доходов от инвестирования части временно свободных средств, ассигнований из бюджета, добровольных взносов граждан и юридических лиц, прочих доходов.В соответствии с законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» образованы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные государственные некоммерческие финансовокредитные учреждения.В качестве основных задач федерального фонда можно отметить: реализацию государственной политики обязательного медицинского страхования, обеспечение прав граждан и достижение социальной справедливости в системе обязательного медицинского страхования, осуществление мер финансовой устойчивости системы, в том числе за счет выравнивания условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ.Одной из существенных проблем развития медицинского страхования в России является искусственное раздробление финансовых потоков для реализации защиты от социального риска утраты трудоспособности по болезни. Так, оплату медицинских услуг, являющуюся функцией медицинского страхования, осуществляют фонды обязательного медицинского страхования, а близкие и пересекающиеся функции по оплате временной нетрудоспособности (больничных листов) и проведение оздоровительной работы на предприятиях (санаторнокурортное лечение) возложены на фонды социального страхования. В рамках концепции единого медикосоциального страхования теоретически доказана целесообразность объединения финансовых потоков двух фондов.Фонды обязательного медицинского страхования непосредственно с больницами и поликлиниками не работают. Эту часть функций выполняют медицинские страховые организации, которые заключают договор с территориальным фондом и получают от него лицензию на право работы на данной территории.Страховщики контролируют деятельность врачей и оплачивают медицинские услуги из средств, перечисляемых им территориальными фондами обязательного медицинского страхования. В основе расчетов лежит усредненный подушевой норматив, который зависит от субъекта РФ и характеризуется высокой волатильностью.Разброс финансовой обеспеченности регионов средствами обязательного медицинского страхования на душу населения колеблется более чем в 22 раза, но даже если учесть средства, поступающие из бюджетовздравоохранения, то колебания все равно значительны и различаются в 13 раз. Изначально предполагалось прямое взаимодействие государства и работодателей со страховщиками, но возникло предположение, что договоры будут заключаться только со страхователями, которые больше платят и меньше болеют. Пенсионеры, дети и другие неработающие могли остаться незастрахованными. Поэтому для сбора и равномерного распределения средств были созданы один федеральный и 85 территориальных фондов по обязательному медицинскому страхованию. Территориальные фонды получили практически полную независимость от центра, по сей день отсутствует единая вертикальная система управления. Причем, если для работающего населения страховой взнос определен в 3,6 %, то объем средств, отчисляемых администрацией, нигде не прописан. Резко увеличились сборы в фонды благодаря введению единого социального налога и контролю со стороны налоговой инспекции. Территориальные фонды могут брать на себя функции страховых компаний, пока страховщикам не выданы лицензии. Фонды используют административный и финансовый ресурс, тесня страховщиков.Особое место среди форм функционирования финансовых ресурсов социальной сферы занимают негосударственные финансовые ресурсы, базирующиеся на накопительном принципе. Инструментом накопительногострахования социальных рисков выступают негосударственные социальностраховые фонды.В настоящее время происходит сложное становление негосударственных пенсионных фондов (что связано с неблагоприятными демографическими и экономическими тенденциями развития России и, какследствия, необходимостью пенсионной реформы.Негосударственные пенсионные фонды интенсивно развиваются. Согласно федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах» создан специализированный государственный орган по контролю и регулированию их деятельности, а также компаний по управлению активами Негосударственных пенсионных фондов. Усиливается роль регионов в регулировании рынка негосударственного пенсионного обеспечения и его развитии.Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2003 №379 установлены дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов. С 2004 года негосударственные пенсионные фонды для работы в системе обязательного пенсионного страхования обязаны иметь не менее пяти тысяч счетов, а с 2009 года – не менее 20 тысяч счетов. К очевидным плюсам перехода к накопительной пенсионной системе и использования негосударственныхпенсионных фондов можно отнести:– повышение доли легальных зарплат;– улучшение материального положения пенсионеров, оставшихся в распределительной системе;– появляется стимул высокого заработка для накопления достойной пенсии;– накопления инвестируются в экономику и стимулируют экономический рост;– накопительная пенсионная система способствует развитию фондового рынка и финансовой инфраструктуры.Благотворительный фонд как источник финансирования социальной сферы весьма распространенная форма неправительственной некоммерческой организации, цель которого является формирование имущества и его использование на: содействие деятельности в сфере образования; содействие осуществлению деятельности по социальной поддержке и защите граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных; содействие государственным органам в обеспечении общественной безопасности и правопорядка; содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействие защите материнства, детства и отцовства; содействие деятельности в сфере охраныздоровья граждан и так далее [23]Источниками образования средств Фонда являются:– регулярные и единовременные поступления от учредителя Фонда;– добровольные имущественные взносы и пожертвования;– выручка от реализации товаров, работ, услуг;– дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;– доходы, получаемые от собственности Фонда;– доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;– доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных Фондом;– другие не запрещенные законом поступления.В условиях ограниченности бюджетных средств, выделяемых на социальную защиту населения, все большее значение приобретает социальная ответственность бизнеса. В широком смысле слова она базируется на успешном и динамичном развитии хозяйственной деятельности компаний. Формирование социально ориентированной экономики, как показывает опыт многих стран, невозможно без взаимной социальной ответственности власти и бизнеса, предпринимателя и работника. Именно социальное партнерство дает максимальный социальный эффект: рабочие места, производство нужной обществу продукции, наполнение налогами бюджетов всех уровней и возможность осуществлять дополнительные социальные программы.Социальная политика предприятий не может заменять государственные позиции в социальной сфере или служить для «латания дыр» в финансировании образования, здравоохранения, ЖКХ. Социальная ответственность бизнеса – это его добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанных с основной деятельностью компании, но превышающей определенный законом минимум.Поддержка общества, высокая репутация ведут к росту капитализации компаний, занимающихся социальными инвестициями. Сами компании в результате получают рост производительности труда, сокращение операционных затрат, увеличение продаж. То есть происходит оптимизация бизнеспроцессов и трудовых отношений, возрастает общественный статус компании, привлекательность для акционеров и инвесторов.Важнейшим источником формирования финансовых ресурсов выступают природная рента и интеллектуальная рента. Рента представляет собой изъятие в доход государства части прибыли, получение которой не зависит от деятельности предприятия и связано с наличием благоприятных природных, технических научных условий.В России основной составляющей налоговых поступлений выступает фонд оплаты труда. Но зарплата в России является одной из самых низких в мире.Вместе с тем Россия занимает первое место в мире по запасам на душу населения нефти, газа и леса; второе – по запасам угля и железной руды; третье – по запасам пресной воды. Ежегодный размер чистых доходов от природноресурсного потенциала оценивается в 60–80 млрд. долларов и его значительная часть обслуживает теневой оборот. Учитывая сырьевую структуру российской экономики, нераспределенная чистая прибыль должна формироваться на 75 % за счет природной ренты, на 20 % за счет основного капитала и только на 5 % за счет труда. В реальности это соотношение составляет соответственно 10, 20 и 70 процентов. Кроме того, Россия за последнее десятилетие снизила свою долю в мировом наукоемком секторе в 8 раз, отставание от США возросло в 40 раз. Доля расходов в ВВП на научные исследования и разработки в США, Японии и Германии составляет около 3 %, а в России – менее 40 процентов от американских.Интеллектуальная и природная ренты позволяют формировать фонды денежных средств по примеру Кувейта или Норвегии, когда в такие фонды изымается большая часть, прибыли от нефтедобычи, зачисляется на лицевой счет каждого родившегося ребенка для накопления сумм к совершеннолетию для обучения, открытия собственного дела, покупки жилья и так далее. Серьезнейшим препятствием для использования рентного потенциала в социальной сфере является недопустимо низкая доля зарплаты в ВВП, отставание в производительности труда в 5–6 раз. Однако на доллар часовой зарплаты среднестатистический российский работник производит в три раза больший ВВП, чем аналогичный американский. При столь высокой эксплуатации работник вынужден покупать товары и услуги практически по мировым ценам. Таким образом, все реформы идут на фоне снижения жизненного уровня основной массы населения. Повышение зарплаты, стандартов потребления возможно только при использовании рентного потенциала, который оценивается в 40–45 млрд долларов, что близко к величине бюджета страны. Это позволит резко снизить налогообложение труда, отчисления от прибыли, сократить НДС, предоставлять налоговые каникулы в обрабатывающих отраслях, в достаточной мере финансировать науку и образование и так далее.Таким образом, государство должно не сокращать расходы на социальную сферу, а строить общество социальной справедливости на основе рационального использования природной и интеллектуальной ренты.Можно отметить многообразие взаимосвязанных источников финансирования социальной сферы, являющиеся основой проводимых в стране социальноэкономических реформ. Государство остается важнейшимгарантом и координатором правильного и эффективного использования указанных источников, выявления новых и развития используемых. Сбалансированность всех источников финансирования социальной сферы позволяет создать надежную основу повышения жизненного уровня населения, на деле реализовать все конституционные права и свободы.В настоящее время финансовый кризис привел к значительному снижению объемов государственных социальных расходов в реальном выражении. К тому же заметно выросло количество граждан, нуждающихсяв социальной поддержке. Нынешняя система социальной защиты оказалась плохо приспособлена для работы в подобных условиях. Она обладает ограниченными возможностями перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся и базируется на системе всеобщих социальных трансфертов, субсидий на товары и услуги, а также категориальных льгот. Основные объемы социальных трансфертов в такой системе приходятся на долю домохозяйств, не относящихся к числу нуждающихся.Судя по данным обследований бюджетов домохозяйств, возросший уровень недофинансирования социальных программ в сочетании с уменьшением возможностей федерального центра по межрегиональному выравниванию социальных расходов привели к усилению регрессивности социальных трансфертов, еще более ослабив их ориентацию на нуждающиеся домохозяйства по сравнению с докризисным периодом.Эффективность ряда направлений социальной защиты, таких как выплата пособий на детей и финансирование программ занятости, упала до критического уровня. Официальная помощь в этих сферах перестала оказывать значимое влияние на положение уязвимых групп. При существующих объемах государственного финансирования сложившаяся система социальной защиты не способна выполнять большинство возложенных на нее функций. Объем ресурсов, направляемый в пользу нуждающихся, оказывается явно недостаточным для сколько-нибудь заметного облегчения их положения.Меры по преодолению негативного влияния кризиса на возможность проведения эффективной социальной политики государства нельзя назвать достаточными. Они не только не сократили, но в ряде случаев (например, в сфере выплаты социальных пособий) способствовали дальнейшему возрастанию разрыва между юридически закрепленным объемом социальных обязательств государства и финансовыми ресурсами, которые фактически направляются на их выполнение.Влияние глобального финансового кризиса на экономику РФ в течение последующих нескольких лет, скорее всего, приведет к постепенной адаптации социальной политики и социального законодательства к более жестким бюджетным ограничениям. Такая адаптация может происходить в рамках постепенного перехода к модели «субсидиарного государства». В ней масштабы всеобщих социальных трансфертов будут ограничены (в том числе в результате усиления адресности социальных выплат и расширения формальных соплатежей населения по ряду услуг здравоохранения и образования). При этом большая часть социальных трансфертов будет направляться в пользу малообеспеченных категорий граждан.    ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциальные трансферты представляет собой одну из важнейших составляющих обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности. Способствуют повышению жизненного уровня различных социальных групп населения, смягчают негативные последствия рынка, к которым относится безработица, бедность и т.д. Одной из задач данной работы было заявлено определение проблем системы социальных трансфертов посредством рассмотрения основных форм социальных трансфертов. В качестве основных проблем были выделены следующие: проблема финансирования социальных трансфертов;проблема злоупотребления льготами;проблема минимального размера оплаты труда.Задача построения устойчивой системы социальных трансфертов во многом остается нерешенной. Такая система должна быть совместима со стабилизацией экономики и неинфляционным ее ростом. Она строится на жесткой дисциплине налоговых платежей, социальном партнерстве, сочетании государственных и частных форм социальной защиты, включении задач социальной политики в макроэкономическую стратегию. Поэтому необходима координация финансовых потоков, направляемых в социальную сферу: общегосударственных социальных фондов, бюджетов субъектов РФ, финансирующих расходы на социально-культурные мероприятия, средств местных бюджетов, призванных не допустить резкого снижения жизненного уровня населения данного региона.Когда заходит речь о злоупотреблениях льготами, не остается никаких сомнений в том, что чем сильнее государство наступает на нуждающихся людей, тем важнее и сложнее отличать «настоящих» нуждающихся от «мнимых». Невысокая эффективность действующей системы социальных трасфертов связана с крайне низким размером большинства пособий и пенсий. Особенно это касается выплат, рассчитываемых на основе минимальной оплаты труда. Я считаю, что для решения этой проблемы необходимо или увеличить размер минимальной оплаты труда, или определять размер трансфертов на основе какой-нибудь другой расчетной единицы.На мой взгляд, трансферты играют важную роль в перераспределении и формировании доходов. Так как механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокооплачиваемых слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.  Значительно усложняет формирование новой системы социальных трансфертов и высокая доля теневой экономики. Это означает, что многие показатели деятельности предприятий и организаций, в том числе и заработная плата, в отчетности оказываются заниженными и не соответствуют фактическим доходам, или же они вообще не декларируются и скрываются от налогообложения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2015.Трудовой кодекс Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.№197-ФЗ .Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 22.07.2008)«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)Федеральный закон от 12.01.1995№5-ФЗ(ред. от 06.05.2010) «О ветеранах» (принят ГД ФС РФ 16.12.1994).Федеральный закон от 7.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации».Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации». Гл.1 «Модернизация бюджетного процесса» / http://www.kremlin.ru.Герасименко Н. В. «Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в бюджетноналоговойсфере» / Герасименко Н. В. // Законодательство и экономика. – 2007. – N4. – С.38.Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. – СПб., 2012. – 148 с.Пенсионный фонд Российской Федерации / http://www.pfrf.ru.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд, перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2013-495 с.Ржевская Т. Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. [Текст] / Ржевская Т. Г. – М.: ЮнитиДана, Закон и право, 2014. – С. 113.Смирнова Н. «Сам себе инвестор. Подожди немного, отдохнешь и ты» / Кононова О. // Личный бюджет. – декабрь 2012 – январь 2013. – С. 61.Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М., 2012.Сажина М. А., ЧибриковГ. Г. Экономическая теория: уч. пособие / М.: Софт Издат, 2013. – 437 с.Тамбовцев В. Л. «Стандарты государственных услуг: Экономическая теория и российские реформы»/ В. Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. – 2014. – № 4. – С.10.Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу 2010-2015.Кротова Н.В., Казанцев А.К. Управление финансами предприятия М.: Гросс-Медиа, 2014. – 468 с.Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М. Росстат, 2015.Россия в цифрах.: Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2015.Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е.Н. Олейникова. М.: Экзамен, 2012.Исследование социально-экономических процессов в современной России / В. Н. Романов. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 144 с.Федеральный закон от 17.07.99 №178-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственной социальной помощи»Федеральный закон от 11.08.1995 N 135ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2015.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.№197-ФЗ .
3. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 22.07.2008)«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
4. Федеральный закон от 12.01.1995№5-ФЗ(ред. от 06.05.2010) «О ветеранах» (принят ГД ФС РФ 16.12.1994).
5. Федеральный закон от 7.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации».
6. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации». Гл.1 «Модернизация бюджетного процесса» / http://www.kremlin.ru.
7. Герасименко Н. В. «Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в бюджетноналоговойсфере» / Герасименко Н. В. // Законодательство и экономика. – 2007. – N4. – С.38.
8. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. – СПб., 2012. – 148 с.
9. Пенсионный фонд Российской Федерации / http://www.pfrf.ru.
10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд, перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М,
2013-495 с.
11. Ржевская Т. Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. [Текст] / Ржевская Т. Г. – М.: ЮнитиДана, Закон и право, 2014. – С. 113.

12. Смирнова Н. «Сам себе инвестор. Подожди немного, отдохнешь и ты» / Кононова О. // Личный бюджет. – декабрь 2012 – январь 2013. – С. 61.
13. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М., 2012.
14. Сажина М. А., ЧибриковГ. Г. Экономическая теория: уч. пособие / М.: Софт Издат, 2013. – 437 с.
15. Тамбовцев В. Л. «Стандарты государственных услуг: Экономическая теория и российские реформы»/ В. Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. – 2014. – № 4. – С.10.
16. Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу 2010-2015.
17. Кротова Н.В., Казанцев А.К. Управление финансами предприятия М.: Гросс-Медиа, 2014. – 468 с.
18. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М. Росстат, 2015.
19. Россия в цифрах.: Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2015.
20. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е.Н. Олейникова. М.: Экзамен, 2012.
21. Исследование социально-экономических процессов в современной России / В. Н. Романов. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 144 с.
22. Федеральный закон от 17.07.99 №178-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственной социальной помощи»
23. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Межбюджетные трансферты и их роль в формировании региональных бюджетов

Введение

Проводимая в последние годы реформа публичного управления Российской Федерации принес значительные изменения в жизни политической, экономической и социальной сферы государства на всех уровнях управления. Эволюция государственного устройства сопровождается концентрации ресурсов и власти на федеральном уровне и региональных центров, создание управления по вертикали, для того, чтобы контролировать подчиненных мезоэкономических систем. Необходимым условием для эффективного функционирования национальной экономики такого типа является наличие массивной системы перераспределения финансовых средств между уровнями бюджетной системы, основным инструментом которой, в соответствии с действующим законодательством, является межбюджетный трансферт. бюджет передачи социально экономического

Приоритетные цели, направления использования трансфертов являются территориальное выравнивание и устранение вертикального фискального дисбаланса, что оказывает положительное влияние на социальную сферу, но имеет слабый экономический эффект. Потенциал инструмента межбюджетных трансфертов как катализатора производства и экономической активности, регионального экономического роста и оптимизации территориального развития, до сих пор в полной мере не используется.

Коррекция субфедеральной системы межбюджетных трансфертов является актуальной научно-теоретической и организационно-практической проблемой, в полной мере коррелирующей с проводимой в настоящее время реформы бюджетного законодательства в части регулирования межбюджетных отношений и переходом на трехлетний цикл бюджетного планирования.

Встраивание инструментов межбюджетного регулирования в механизм обеспечения экономического роста, ориентация на достижение стратегических целей, увязка системы трансфертов и приоритетов пространственного территории субъекта Федерации должны стать базисом создания концептуально новой многоцелевой системы трансфертов как основы комплексного и устойчивого долгосрочного развития регионов.

Проблемы регулирования территориального развития, анализа и теоретического осмысления экономической природы и миссии межбюджетных трансфертов, особенностей реформирования системы межбюджетных отношений на современном этапе трансформации российской экономики представлены в трудах отечественных ученых: Гранберга А., Золотарева В., Игудина А., Трунина И., Христенко д., Шведова А. и другие.