Синтаксический строй прозы Пелевина и его изучение в школе
Заказать уникальную дипломную работу- 57 57 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 19.08.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 7
1.1 Художественный текст в аспекте филологического анализа 7
1.2 Методы и приемы работы с художественным текстом 16
ГЛАВА 2 СИНТАКСИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗЫ В.ПЕЛЕВИНА) 21
2.1 Разговорный синтаксис как стилистическая особенность постмодернистской прозы 21
2.2 Творчество Пелевина. Стилистические особенности 26
2.3 «Generation П» и его изучение в школе 32
2.4 Состав предложений прозы Пелевина 34
Глава 3ГЛАВА 3 ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЗЫ В,О. ПЕЛЕВИНА 40
3.1 Творчество В. Пелевина как представителя литературного направления постмодернизм 40
3.2 Материалы, рекомендованные для изучения в школе в аспекте современной методической науки 42
3.3 Методические разработки уроков с использованием творчества Пелевина 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Список литературы 57
Очень ярко писатель изображает кризис современного бытия. Описанные явления синтаксиса в исследовании постмодернистской прозы, а в частности прозы В,О, Пелевина не являются качественно новым прорывом в литературе. Это также явления, которые не чужды системе русского языка. К основным факторам, повлиявшим на синтаксис постмодернизма мы можем отнести влияние разговорной речи, а также отсутствие селекции, что приводит к избыточности и перегруженности. При обучении старшеклассников, по нашему мнению, достаточно использовать типичные для школьников задания:1.Работа с таблицами2.Чтение текста3.Комментирование и анализ4.Составление собственных текстов5.Применение наглядных, аудио-,видеоматериалов6.Заочная экскурсия7.Сообщение или доклады в реферативной форме8.Работа с критическими материаламиВ преподавании русского языка важное место занимает использование художественного текста благодаря его различным преимуществам, включая повышение мотивации обучаемых к изучению родного языка, получение дополнительных сведений о культуре и истории народа, овладение новым познавательным и чувственно-эмоциональным опытом, изучение стилистической вариативности языка и др.Опыт преподавания показывает, что, к сожалению, не всегда используется богатый и всесторонний потенциал художественного текста, который становится лишь объектом изучения отдельных языковых и речевых структур или поиска какой-либо информации о событиях текста, его героях, их действий. Главное в работе с художественным текстом – сформировать в сознании ученика вторичную художественную картину мира, которая выступала бы в качестве эстетической базы их художественного восприятия, способствовала пониманию произведений художественной литературы на более высоком уровне.Решению этой задачи, по нашему мнению, способствует грамотное использование комментария к художественному произведению, проведение различных видов анализа, который рассматривается в данном исследовании как основа работы с текстом в школьной аудитории старшеклассников. Спасибо за внимание!
2. Акимова Г. Н. К проблеме синтаксической сложности текста // Материалы XXIX Межвузовской методической конференции преподавателей и аспирантов. СПб., 2000. Вып. 10. Грамматика(Русско-славянскийцикл.)
3. Акимова Г. Н. Новые явления в синтаксическом строе современного русского языка. Л., 1982.
4. Акимова Г. Н. Размер предложения как фактор стилистики и грамматики // Вопросы языкознания. 1973. № 2.
5. Артюшков И. В. О соотнесенности внутренней речи и «потока сознания» в русской художественной литературе // Исследование языковых единиц и грамматических категорий в речи. Уфа, 1998.
6. Арутюнова Н. Д. О синтаксических типах художественной прозы // Общее и романское языкознание. М., 1972.
7. Беличенко Е. Е. Несобственно-прямая речь в системе способов передачи высказываний // Материалы XXXIII Международной филологической конференции. СПб., 2004. Вып. 16. Грамматика (Русско-славянский цикл). Ч. 1.
8. Богданова О. В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе70–80-хгг. XX в. СПб., 2001;
9. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. – М.: Флинта. Наука. 2009. – 520 с.
10. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. – М.: Флинта. Наука. 2009. – С. 126
11. Большакова А. Ю. Образ читателя как литературоведческая категория // Известия /Серия языка и литературы. 2003. Т. 62.
12. Бондалетов В.Д. и др. Стилистика русского языка/Под ред. Н.М. Шанского. – Л.: Просвещение, 1982. – 286 с.
13. В. Ерофеев. Русские цветы зла (Родная проза конца ХХ века). М., 1997.
14. В.О. Пелевин Собрание сочинений эл. режим доступа: http://pelevin.nov.ru
15. Веселовская Т. М. Размер предложения как фактор грамматики и стилистики: дис. …канд. филол. наук. Л., 1987.
16. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – Москва: АН СССР, 1963. – 256 с.
17. Волгина Е.В. Основные принципы анализа художественного текста как средство формирования филологической компетентности студентов//Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – № 5, 2010. – С. 45-47
18. Волгина Е.В. Основные принципы анализа художественного текста как средство формирования филологической компетентности студентов//Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – № 5, 2010. – С. 45-47
19. Давлетьярова А. Т. К вопросу о «сложности» синтаксиса постмодернистской прозы // Материалы XXXIII Международ. филол. конференции. СПб., 2004. Вып. 16. Грамматика (Русско-славянскийцикл) Ч. I.
20. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (На материале русской прозыXIX–XXвв.) СПб., 1999.
21. Есин А.Б. Принципы и приема анализа литературного произведения. Учебное пособие/А.Б. Есин. – М.: Флинта, 2017. – 248 с.
22. И.В. Пекарская. Конструкции синтаксической контаминации как экспрессивное средство современного русского языка. АКД. Екатеринбург, 1995. С. 12.
23. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998. –225с.
24. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. / М.Н. Кожина. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
25. Кошляк А.Б. Категории художественного текста//Стилистика текста: языковые средства экспрессивного текста. – Уфа: БГУ, 1989. – С. 47-54
26. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000;
27. Л. Петрушевская. Собрание сочинений в 5-ти томах. М.,1996.
28. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. – Л.: Просвещение, 1972. – 271 с.
29. Малова Н.Е. Реализация эстетической функции в художественных текстах//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – № 3, 2011. – С. 65-68
30. Маркова Г. Н. О некоторых аспектах динамики речевых форм в художественной прозе конца XX в. // Вестник Омского гос.ун-та.Омск, 2002. № 8;
31. Минералов Ю. История русской литературы: 90-е годы 20 века: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2002. - 224с.
32. Нигматуллина, Ю.Г Методология комплексного изучения художественного произведения / Ю.Г.Нигматуллина. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1976. – С. 10
33. Никитина Н.В. Эстетическая функция художественного стиля//Вестник Чувашского университета. – № 3, 2008. – С. 67-69
34. Падучева Е. В. Семантические исследования (Семантика пила и времени в русском языке; семантика нарратива). М., 1996.
35. Розенталь Д.Э. Стилистика на каждый день / Д.Э. Розенталь. – М.: Знание, 1976. – 264 с.
36. Романова Т. В. Модальность как текстообразующая категория в современном мемуарной литературе. СПб., 2003.;Зорина Е. С. Авторская модальность как организующая категория художественного повествования: На материале сб. рассказов В. Набокова «Весна в Фиальте»: автореф. дис. … канд. фил.наук. СПб., 2005
37. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. Новая философия. Новый язык. Минск, 2000;
38. Современная русская литература(1990-егг. — нач. XX в.); Учеб.пособие для студентов. СПб.,2005;
39. Солганик Г.Я. Стилистика текста: учеб.пособие для студентов, преподавателей-филологов, аспирантов / Г.Я. Солганик. – М.: Флинта: Наука, 1997. – 253 с.
40. Степанов Ю. С. В поисках прагматики (Проблема субъекта.) // Известия АН. Отделение языка и литературы. 1981. Т. 40. № 4. С. 327.
41. Фатеева Н. А. Абсурд и грамматика художественного текста. На материале произведений Н. Некрепко, В. Набриковой, Т. Толстой // Абсурд и вокруг / под ред. О. Бурениной. М., 2004.
42. Фрилансер В. В. Пелевин. Чапаев и Пустота. - www.vagrius.com/authors
43. Ходякова Л.А. Методика интерпретации текста как феномена культуры//Ярославский педагогический вестник. 2011. – № 2. – С. 76-81
44. Ходякова Л.А. Методика интерпретации текста как феномена культуры//Ярославский педагогический вестник. 2011. – № 2. – С. 76-81
45. Чалмаев В. Русская проза 1980-2000 годов. На перекрестке мнений и споров. / / Литература в школе. - 2002.- №4.- С. 18-23.
46. Шохина И. На перекрестке двух бездн. (К урокам современной русской литературы). / / Русская словесность. - 2003. - №5.- С.23-28.
47. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма. // Звезда, 1996. - №8. – С.166-188.
48. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе. // Знамя, 1991. – №1. – С.217-231.
49. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000;
50. Юсупова З.Ф. Художественный текст как единица культуры: лингвометодический аспект//Филология и культура. – № 4 (38), 2014. – С. 229-231
Вопрос-ответ:
Какие аспекты художественного текста рассматриваются в филологическом анализе?
В филологическом анализе художественного текста рассматриваются такие аспекты, как лексико-семантический состав, синтаксис, стилистические особенности, риторика и др.
Какие методы и приемы можно использовать при работе с художественным текстом?
При работе с художественным текстом можно использовать методы анализа, интерпретации, сравнения, аннотирования, выделения ключевых моментов, и др. Приемы могут включать анализ словоупотребления, выявление стилистических ухищрений автора, и др.
Какие синтаксические инновации присутствуют в постмодернистской прозе Пелевина?
Синтаксические инновации в постмодернистской прозе Пелевина включают использование разговорного синтаксиса, нестандартное построение предложений, использование диалоговой формы, фрагментарность и др.
Какие стилистические особенности присутствуют в творчестве Пелевина?
В творчестве Пелевина присутствуют такие стилистические особенности, как игра словами и смыслами, использование иронии, сарказма и парадоксов, насыщенность смысловыми оттенками, стилистическое разнообразие и др.
Какая особенность творчества Пелевина отображена в произведении "Generation П"?
В произведении "Generation П" одной из особенностей творчества Пелевина является изучение и критика современной молодежной культуры и ее связей с политическими, экономическими и социальными реалиями современного общества.
Какие методы и приемы работы с художественным текстом можно использовать при изучении прозы Пелевина?
При изучении прозы Пелевина можно использовать различные методы и приемы работы с художественным текстом, такие как анализ синтаксической структуры, сравнительный анализ разных произведений, изучение стилистических особенностей и т.д.
Какой синтаксический строй присущ прозе Пелевина?
Синтаксический строй прозы Пелевина характеризуется смешением стилистических приемов. Он использует разговорный синтаксис, что является одной из особенностей постмодернистской прозы.
Какие особенности стилистики Пелевина можно выделить на примере его произведения "Generation П"?
На примере произведения "Generation П" можно выделить такие стилистические особенности Пелевина, как использование разговорного синтаксиса, игра словами и фразами, использование современной сленговой лексики и активное использование интертекстуальных ссылок.
Какое место занимает изучение художественного текста, включая синтаксический строй, в школьной программе?
Изучение художественного текста, включая синтаксический строй, занимает важное место в школьной программе по литературе. Это помогает учащимся развивать навыки анализа и толкования текста, а также понимание стилистических особенностей автора.