Краскинское городище как Бохайский торговый путь в бассейне Японского моря
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 15.09.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. История исследования Краскинского городища 5
Глава 2. Значение Краскинского городища для археологии бохайского периода в Приморье 13
Глава 3. Связи с материковыми территориями и по морю 18
Заключение 25
Список использованных источников 27
Известна также Иньчжоуская дорога, соединявшая Бохай с внешним миром.
Торговый обмен между Тан и Бохаем осуществлялся главным образом по ялускому пути. Поэтому Тан в крупнейшем порту Китая Дэнчжоу (п-ов Шаньдун) специально учредила бохайское подворье для приема приезжающих бохайских посольств и купцов, а в западной гавани Дэнчжоу стояли на якоре бохайские суда. Кроме торговцев и посольств на учебу в «Школу государственных мужей (Гоцзысюэ)» прибывали бохайские юноши.
Морской путь из Китая в Бохай начинался от западной гавани «и вел на северо-восток через о-в Даседао (совр. Чаншаньдао) и о-в Гуйсиньдао (совр. Тоцзидао), пересекал с юга на север Ухухай (сектор моря к северу от о-ва Ухудао) и приводил к г. Дуличжэнь (близ Люйшуня) и Машишань (совр. Ляотешань). Отсюда корабли плыли на восток, проходили по участку моря, лежащему к югу от бухт Цинницу (совр. бухта Даляньвань), Taoxyанy, Синхуану (последние на отрезке моря на восток от бухты Даляньвань и до устья р. Билюхэ), затем по участку моря, лежащему к югу от Шижэньван (ныне морской пролив к северу от современного о-ва Шичэндао), залива Тотовань (устье. р. Даянхэ севернее современного о-ва Лудао), Угучэна (совр. уезд Аньдун) и достигали устья р. Ялyцзян. Далее путь разветвлялся: одно направление вело вверх по Ялyцзяну и затем сухопутным трактом в бохайский город Ванчэн (в 70 ли к юго-западу от уездного городка Нинъань в современной провинции Хэйлунцзян) — это была дорога в Бохай; другое — путь в Гаоли».
«Дорога в Японию» начиналась от Краскинского порта (совр. бухта Экспедиций Японского моря), в котором, по японским данным, функционировал судостроительный центр. Это отмечено в докладе японского посла Таноцуги, сообщавшего, что его корабль при следовании в 778 г. в Бохай сильно пострадал во время шторма и бохайцы построили для него взамен два новых корабля.
Э.В. Шавкунов реконструировал морскую магистраль следующим образом: «Из префектуры Янь (Краскинского городища) бохайские корабли плыли вдоль восточного берега Корейского п-ова, а затем от его юго-восточной оконечности поворачивали к островам Цусима и Ики, откуда, как говорится, было уже рукой подать до Японии». Реконструкция морской магистрали, предложенная исследователем, вполне отвечает реальным морским течениям, но в настоящее время этого недостаточно. Ее необходимо подтвердить (уточнить) археологическими материалами, для чего требуется обследовать все бухты вдоль этой морской линии на предмет наличия в них бохайских охранных крепостей и портов (городищ). Если такая линия реально функционировала, то крепости и городища должны непременно обнаружиться. Но этот участок побережья Японского моря так до сих пор и не обследован, хотя все предпосылки и условия для подобных работ имелись.
Фактический материал о путях сообщения на российском Дальнем Востоке уже был собран русскими первопроходцами. В частности, пути аборигенов из бассейна Амура к Японскому морю достаточно детально описаны М.В. Венюковым, наиболее же ценные сведения о различного рода коммуникациях собраны В.К. Арсеньевым. Во время своих многочисленных экспедиций по Сихотэ-Алиню он зафиксировал не только пути и тропы тунгусо-маньчжурских и палеоазиатских этносов этнографического времени, но сумел обнаружить сохранившиеся многочисленные участки древних и средневековых дорог. К тому же ему удалось выявить связь путей сообщения с системой расположения крепостей. В.К. Арсеньев указывал, что если дорога идет к перевалу, то на нем обязательно будет крепость. В начале 70-х годов ХХ в. значительное внимание дорожно-транспортным способам сообщениям уделил Ф.В. Соловьев в своей монографии «Китайские отходники и их географические названия в Приморье», где, опираясь на письменные данные и топографические источники, обозначил основные маршруты перемещения отходников [Соловьев, 1973]. В 1973– 2009 гг. автор занималась полевой археологией наиболее сложной по доступности и геофизической характеристике горно-таежной зоны Приморья (Центральный Сихотэ-Алинь), одним из результатов которой стало выявление сухопутных и морских магистралей этого региона в эпоху палеометалла и средневековья, в том числе бохайского и постбохайского периодов.
Слабая изученность древних и средневековых дорог обусловлена многими причинами, в том числе отсутствием методов выявления дорог по археологическим материалам. Дороги являлись своего рода кровеносной системой территорий, занимаемых различными человеческими объединениями, — будь то род, племя, государство.
Любое освоение территории — миграционное, военное, торгово-экономическое — требовало знания расположения транспортных путей. Безусловно, дорожные сети сопровождались дорожными знаками. Ими могли быть рисунки на скалах, постройки для обслуживания путников, дорожные станции, расположенные через определенные расстояния в принципиально важных местах; вблизи дорог обычно вырастали поселения, дороги связывали города и торговые центры, наконец, для контроля над дорогами и перемещениями по ним возводились охранно-сторожевые объекты. Кроме того, в различных видах сохранились следы самих дорог — будь то каменные вымостки, выемки, каналы, характерные бугры и др. Косвенными свидетельствами дорог являются детали колесного транспорта — втулки и чеки от колес, наличие у того или иного этноса конницы, появление разного рода импортных товаров. Все это относится к археологической атрибутике, позволяющей по сохранившимся следам реконструировать древние и средневековые пути сообщения. Естественно, расположение дорожной сети во многом диктовалось геофизическими особенностями территорий.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
В заключение хотелось бы коснуться вопроса о бохайских погребениях в районе Краскинского городища и новых перспективах изучения этого памятника. В районе городища вдоль берега моря тянется обширная зона курганов. В 1990 и 1993 гг. были проведены раскопки двух курганов на правом берегу р. Цукановки. Раскопки показали, что погребения в курганах относятся к чжурчжэньскому времени — XII—XIII вв. Однако в 2003 г. Ю.Г. Никитин совместно с проф. И. Усуки (Япония) обнаружил в 300 м на запад от городища типично бохайскую могилу с каменным склепом. В могиле был найден полный набор железной гарнитуры пояса. В целом погребение имеет характерные черты бохайских могил-склепов, известных по раскопкам в Северо-Восточном Китае, а также на могильнике Чернятино-5 в Октябрьском районе Приморского края. Данное погребение не выделялось на поверхности земли. Поэтому дальнейший поиск таких погребений потребует физико-технических методов исследования.
Как уже упоминалось выше, подобные исследования были начаты в 2004 г. В сезон 2005 г. Е.А. Бессонова сделала полную магнитометрическую съёмку внутренней площади городища. Результаты ещё требуют интерпретации и заверки раскопами, а также методами разведки электропрофилированием и геомагнитным радаром. Но уже на полученных предварительных планах видны следы отдельных кварталов, улиц, оград и других объектов. Совершенствуя этот метод, мы получим возможность судить о планировке равнинных памятников без их крупномасштабных раскопок.
Таким образом, исследования Краскинского городища дали ценные сведения о культуре Бохая, позволившие продвинуться в изучении археологии и истории Приморья VIII—X вв.
В геологическом отношении укрепленное поселение раннего средневековья находится в центральной части Краскинской впадины, которая представляет собой изолированную тектоническую структуру, образованную в раннем палеогене. На верхнепалеозойском фундаменте впадины, сложенном гранитами, осадочными и метаморфическими породами, залегают осадочные образования и вулканиты кайнозойского возраста. В ее пределах выделены несколько вулканических центров, в которых выходят на поверхность кайнозойские вулканические образования базальт-андезитового и дацит-риолитового состава (район пос. Краскино, д. Зайсановка, полуострова Новгородский и Краббе). Верхний слой геологического разреза мощностью до 100 м представлен четвертичными отложениями, которые сформированы осадками аллювиального и морского происхождения. В самой верхней части разреза на территории Краскинского городища в рыхлых отложениях (песчаные и песчано-глинистые образования аллювиального происхождения) прослеживается «культурный слой».
Необходимо отметить удачное территориальное сочетание природных ресурсов в месте расположения Краскинского городища: богатый минерально-сырьевой потенциал и высокую плотность естественных водоемов и водотоков, по которым осуществлялась транспортировка больших объемов минерального сырья. Места возможной добычи были удобными для перевозки минерального сырья водным путем. Сухопутный путь доставки на городище мы не рассматриваем из-за его очевидной неэффективности. Это позволяло обитателям средневекового поселения широко использовать для строительства и хозяйственных нужд минеральные ресурсы прилегающей территории.
Список использованных источников
Бессонова Е.А. Применение микромагнитного картирования для выделения неоднородностей геологического и антропогенного генезиса в современных осадках береговой зоны бухты Экспедиции (залив Петра Великого) // Тихоокеан. геология. 2007. № 6. С. 38–52.
Гельман Е.И., Залищак Б.Л., Болдин В.И. Перспективный метод. Петрографические исследования черепицы из Краскинского городища // Россия и АТР. 1998. № 3. С. 103–106.
Леньков В.Д., Щека С.А. Опыт выявления сырьевой базы чжурчжэньской металлургии по данным физико-химических анализов // Сов. археология. 1982. № 1. С. 195–203.
Максимов С.О., Сахно В.Г. Первые данные U-Pb-SHRIMP-II-изотопного датирования по цирконам пепловых отложений из кайнозойских впадин юго-западного Приморья // ДАН. 2011. Т. 439, № 2. С. 226–232.
Рассказов С.В., Ясныгина Т.А., Саранина Е.В., Масловская М.Н., Фефелов Н.Н., Брандт С.Б., Брандт И.С., Коваленко С.В., Мартынов Ю.А., Попов В.К. Средне-позднекайнозойский магматизм континентальной окраины Япономорского бассейна: импульсное плавление мантии и коры юго-западного Приморья // Тихоокеан. геология. 2004. Т. 23, № 6. С. 3–31.
Седых А.К. Новые данные по геологическому строению и стратиграфии Краскинской впадины (юго-западное Приморье) // Кайнозой Дальнего Востока: сб. науч. тр. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. С. 78–89.
Рассказов С.В., Ясныгина Т.А., Саранина Е.В., Масловская М.Н., Фефелов Н.Н., Брандт С.Б., Брандт И.С., Коваленко С.В., Мартынов Ю.А., Попов В.К. Средне-позднекайнозойский магматизм континентальной окраины Япономорского бассейна: импульсное плавление мантии и коры юго-западного Приморья // Тихоокеан. геология. 2004. Т. 23, № 6. С. 3–31.
Бессонова Е.А. Применение микромагнитного картирования для выделения неоднородностей геологического и антропогенного генезиса в современных осадках береговой зоны бухты Экспедиции (залив Петра Великого) // Тихоокеан. геология. 2007. № 6. С. 38–52.
Гельман Е.И., Залищак Б.Л., Болдин В.И. Перспективный метод. Петрографические исследования черепицы из Краскинского городища // Россия и АТР. 1998. № 3. С. 103–106.
Леньков В.Д., Щека С.А. Опыт выявления сырьевой базы чжурчжэньской металлургии по данным физико-химических анализов // Сов. археология. 1982. № 1. С. 195–203.
Седых А.К. Новые данные по геологическому строению и стратиграфии Краскинской впадины (юго-западное Приморье) // Кайнозой Дальнего Востока: сб. науч. тр. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. С. 78–89.
Максимов С.О., Сахно В.Г. Первые данные U-Pb-SHRIMP-II-изотопного датирования по цирконам пепловых отложений из кайнозойских впадин юго-западного Приморья // ДАН. 2011. Т. 439, № 2. С. 226–232.
2
5
2. Гельман Е.И., Залищак Б.Л., Болдин В.И. Перспективный метод. Петрографические исследования черепицы из Краскинского городища // Россия и АТР. 1998. № 3. С. 103–106.
3. Леньков В.Д., Щека С.А. Опыт выявления сырьевой базы чжур-чжэньской металлургии по данным физико-химических анализов // Сов. археология. 1982. № 1. С. 195–203.
4. Максимов С.О., Сахно В.Г. Первые данные U-Pb-SHRIMP-II-изотопного датирования по цирконам пепловых отложений из кайнозойских впадин юго-западного Приморья // ДАН. 2011. Т. 439, № 2. С. 226–232.
5. Рассказов С.В., Ясныгина Т.А., Саранина Е.В., Масловская М.Н., Фефелов Н.Н., Брандт С.Б., Брандт И.С., Коваленко С.В., Мартынов Ю.А., Попов В.К. Средне-позднекайнозойский магматизм континентальной окраины Япономорского бассейна: импульсное плавление мантии и коры юго-западного Приморья // Тихоокеан. геология. 2004. Т. 23, № 6. С. 3–31.
6. Седых А.К. Новые данные по геологическому строению и страти-графии Краскинской впадины (юго-западное Приморье) // Кайнозой Дальнего Востока: сб. науч. тр. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. С. 78–89.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет Краскинское городище для археологии бохайского периода в Приморье?
Краскинское городище имеет большое значение для археологии бохайского периода в Приморье, так как оно предоставляет уникальную возможность изучить историю торговли и связей этого периода. Он представляет собой важный археологический объект, который позволяет узнать больше о жизни и культуре древнего народа Бохай.
Какие связи у Краскинского городища с материковыми территориями и по морю?
Краскинское городище имело связи как с материковыми территориями, так и с окружающими его морскими районами. Оно являлось частью Бохайского торгового пути, который соединял берега Японского моря с материковыми территориями. Также известна Иньчжоуская дорога, которая соединяла Бохай с внешним миром.
Какова история исследования Краскинского городища?
История исследования Краскинского городища начинается с конца XIX века, когда первые находки были сделаны в этом районе. Однако систематические археологические исследования начались только в середине XX века. За десятилетия сотрудники археологических экспедиций провели обширные исследования и выявили множество артефактов, которые помогли восстановить историю Краскинского городища и его значение для торговли и связей в бохайском периоде.
Какого рода торговый обмен осуществлялся между Тан и Бохаем?
Торговый обмен между Тан и Бохаем осуществлялся главным образом по ялускому пути. Этот путь был важным торговым маршрутом, который связывал берега Японского моря с Таном. Таким образом, Краскинское городище имело стратегическое значение для торговли и связей между этими двумя регионами.
Что такое Краскинское городище?
Краскинское городище - это археологический объект в Приморском крае, который был использован в Бохайском периоде (VII-XII вв.) как торговая точка на Бохайском торговом пути.
Какая история исследования Краскинского городища?
Краскинское городище начали исследовать в конце XIX века, но основательное исследование произошло только в XX веке. В настоящее время городище продолжает быть предметом археологических изысканий и исследований.
Какое значение имеет Краскинское городище для археологии бохайского периода в Приморье?
Краскинское городище имеет большое значение для археологии, так как оно является одним из главных археологических объектов, связанных с торговлей и контактами между Бохаем и другими территориями. Исследования городища помогают лучше понять историю и культуру этого периода.
Какие связи с материковыми территориями и по морю имело Краскинское городище?
Краскинское городище было связано с материковыми территориями и по морю. Торговый обмен между Бохаем и Тан осуществлялся главным образом по ялускому пути. Кроме того, известна Иньчжоуская дорога, соединявшая Бохай с внешним миром.
Какие источники были использованы при написании статьи?
В статье было использовано несколько источников, включая работы археологов, исторические документы и публикации, посвященные Бохайскому периоду и исследованиям Краскинского городища.