реализация принципа социальной инклюзии в дошкольном образовании

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 33 33 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 10.11.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….4 Понятие инклюзивного образования……………………………………...8
Цели инклюзивного образования………………………………………...11
Критика инклюзивного образования…………………………………….11
История инклюзивного образования…………………………………….13
Принципы социальной инклюзии………………………………………..15
Реализация принципов социальной инклюзии
в дошкольном образовании……………………………………………...16
а. повышение уровня преподавателей дошкольных учреждений, вовлеченных в систему инклюзивного образования.
б. создание доступной среды.
в. динамическая модель образовательных метолов.
г. реализация индивидуального подхода к подопечным.
д. развитие самостоятельной деятельности ребенка.
е. создание условий для активного взаимодействия всех членов процесса.
ж. создание модели взаимосвязи между специалистами и педагогами.
7а. условия для реализации принципа социальной инклюзии.
7б. концептуальные примеры воплощения социальной инклюзив дошкольном учреждении.
7в. методы реализации инклюзивного образования в дошкольном учреждении.
7г. методы принятия в социуме детей с отклонениями.
7д. методы работы с инклюзивными детьми.



Положительные примеры социальной инклюзии
в дошкольном образовании………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….32
Фрагмент для ознакомления

Все эти факторы, конечно, обусловлены заболеваниями, но, как всякое заболевание, подлежат коррекции и частичному излечению. 7г.Методика реализации социального инклюзивного образования и работы с инклюзивными детьми следующая ( зависит от степени развития недуга и формы недуга) : Артикуляционная гимнастика. Как известно, такие занятия требуют много энергии, усидчивости и внимания. Вовлечение ребенка в игровую ситуацию ( например, движение рук, языка) снимает негативное восприятие от занятий, стресс и рутинность.Песочная ( крупяная) терапия. Способствует развитию мелкой моторики и координации движений. Мнемотехника. Иными словам - « искусство запоминания», основанная на визуальных ассоциациях. Цветотерапия. Метод основан на восприятии цветов и объектов, в том числе и собственной личности (особенно эффективен в работе с детьми, страдающими аутизмом) Театрализованная деятельность. С помощью разыгрываемых ролей корректируются речь, физическое и психологическое состоянии, социальная адаптация, творческое проявление. Ниткография. Этот метод основан на выкладывание контура с помощью нити или цветного шнурка. Неизменный успех имеют игровые методы. Они вызывают высокий интерес и повышенную включенность в процесс у детей. Помогают легко усвоить и запомнить информацию. Например, такая игра как «здороваются носики» для малышей помогает наладить дружелюбную атмосферу в группе. Работа с новым материалом. Хорошо усвоить его помогает методика «вопрос- ответ», когда дети представляют себя в роли рассказчика и отвечают на вопросы.Релаксация. Цель такого метода повысить уровень энергии в группе. Кинезиология. Метод включает в себя физические упражнения: растяжку, двигательную активность глазного яблока, дыхательные упражнения, упражнения для релаксации. Общение с животными. В последнее время эффективность метода бесспорно доказана и очень популярна. Стоит отметить, что методы обучения и воспитания в компенсирующих группах и группах комбинирующей направленности отличаются. В группе компенсирующей направленности, которую посещают дети с одними и теми же отклонениями, применяется адаптированная программа. В комбинированных группах – индивидуальные программы. 8.ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯНа сегодня главная проблема российской современной инклюзивной педагогики – это недостаточная разработка материальной и методической базы. Поэтому так важно рассмотреть в данной работе положительные примеры дошкольных учреждений, реализующих принципы социального инклюзивного образования. Одним из ярких примеров служит метод, основанный на наблюдении за ребенком в естественных условиях, где педагог волен подвигать малыша к самостоятельной деятельности и поощрять его. Из положительных примеров в нашей стране можно привести примеры дошкольных учреждений г. Нижний Новгород « Детского сада №442». В 2014 году педагогический коллектив стал победителем регионального конкурса « Равные возможности» и в настоящее время из 162 воспитанников, в числе которых 46 детей с ограниченными возможностями, успешно реализует образовательные инклюзивную программу. Другой пример успеха существует в г. Москва. В 1996 году детский сад № 1465 открылся как учреждение комбинированного типа. За более чем двадцатилетнюю работу коллектив детского сада выработал программу интеграции детей с нарушениями, в том числе с синдромом Дауна, в группы здоровых сверстников. Педагоги успешно разработали и внедрили систему так называемой«вертикали»: детский сад- психолого- образовательный центр- школа. В ходе работы в такой системе, все выпускники с нарушениями , в том числе с синдромом Дауна, из данного детского сада успешно перешли в общеобразовательную школу общего ( не коррекционного) типа. Приведем еще один пример: на базе комбинированного детского сада г. Тольятти № 146 был создан ресурсный центр дошкольного образования «Детский сад для всех», к которому за время работы программы, присоединилось 10 детских садов и 5 школ, предполагающих реализовывать социальную инклюзивную программу. В данный момент, Ресурсный центр располагает достаточной базой образовательных услуг, имеет специалистов, предоставляет модели административных и практических решений, располагает технологиями инклюзивного образования. Группа « Особый ребенок» ( г. Москва) была создана для коррекции поведения детей с синдромом аутизма. Главной своей целью группа ставила подготовку таких детей к интеграции в общество через посещение инклюзивных групп. Успешные результаты таких дошкольных заведений как Центр « Наш дом» ( г. Санкт- Петербург), Дошкольное учреждение « Ковчег» ( г. Москва), детский сад « Веселые нотки» ( г. Самара) показывают, что идею социального инклюзивного образования можно воплощать в реальности нынешних сложных условий. Эти дошкольные учреждения действуют на основе служб, которые консультируют родителей, проводят мастер- классы и семинары, индивидуальные занятия. Прием ребенка в такое дошкольное учреждение строиться на совместной с родителями консультации. Затем психолог направляет свою работу на снижение переживаний от травмы рождения « особого» ребенка, нормализирует семейные отношения посредством программы « Мать и дитя», которая предполагает адекватное развитие детско-родительских отношений. Специалисты детского сада № 12 г. Уральска, создав инклюзивную группу, где дети с ДЦП учились наравне со здоровыми детьми, через полтора года отметили улучшение двигательной активности своих подопечных. Очевидно, что не окажись рядом такой группы, дети – инвалиды не получили бы должной помощи и их физическое здоровье не показало бы положительной динамики. Успех методик этих учреждений основан на принципе командного духа в детском коллективе. Когда ребенок чувствует себя равным партнером, он становиться способен проявлять личные инициативы. С особым успехом социальная инклюзия проходит в тех детских садах, где идея инклюзивного образования и воспитания становиться профессиональной и культурной ценностью всех педагогов и родителей. Не маловажную роль в успешной реализации принципов инклюзивного образования играет ранняя коррекция в группах, где создается возможность для занятий с детьми раннего возраста от 2-х месяцев. Чем раньше начинается коррекция, тем лучше результат . 9.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Многолетний опыт Западных стран, где инклюзивные методики практикуется уже не одно десятилетие показал, что дети, обучающиеся в инклюзивных группах, как здоровые, так и с отклонениями, показывают более высокие результаты. Однако, многие ученые и исследователи считают, что успешная учеба в школе бывшего дошкольника с ограниченными возможностями еще не свидетельствует об общем успехе. О позитивной проделанной работе может говорить только в том случае, если в самосознании воспитанника с отклонениями произошел качественный скачек или переход от дефектной позиции к позиции, которая включает в себя позитивную оценку своих способностей, своего потенциала, и желание дальнейшего развития. Для нашей страны, для успешного продвижения по пути инклюзивного образования необходимо научиться решать комплексные проблемы, такие как пересмотр принципов образования и воспитания, а, так же устоявшихся концепций, которые «царят» в обществе. Для преодоления последних необходим перелом целого общественного сознания, путем просвещения и пропаганды общечеловеческих ценностей. Преимущества инклюзивного образования очевидны: Здоровое общество, в котором инвалиды не рассматриваются как «тяжелый груз», забота о котором ложиться на плечи налогоплательщиковИнвалиды способны приносить пользу обществу и работать по мере своих сил на его благо. Дети, которые растут и учатся в инклюзивной системе проявляют более высокий уровень адаптации в социуме, чем дети, выросшие в коррекционных заведениях. В инклюзивной среде дети с ограниченными возможностями получают доступ к насыщенным учебным программам, в результате, улучшаются их знания и навыки. « Особенные дети» способны переступить через собственную инвалидность, чувство ущербности, ненужности, преодолеть свой недуг и научиться с ним жить полноценной богатой жизнью без ограничений.Для обычных детей инвалид перестает быть чем-то исключительным и человеком «из другого мира». В инклюзивных группах такие качества как взаимопомощь, дружба, принятие, концентрация на позитивном – становятся обычным делом и встраиваются в личностную психику, формируя будущего психически здорового человека. В иклюзивной группе « нормальные» дети учатся видеть нечто большее, то, что лежит за гранью ограничений и инвалидности и, тем самым, в будущем могут быть способны создавать гуманное общество, основанное на человеческих ценностях. Помогая своим сверстникам с ограничениями, обычные дети, не заметно для себя, получают важный жизненный опыт, который заключается в отсутствии разницы между людьми и способствует преодолению собственного эгоизма.На успешном опыте инклюзивных учреждений показано, что совместный учебный и воспитательный процесс не несет угрозы для успешного освоения навыков и материалов ни обычным детям, ни детям с отклонениями. Время в инклюзивной группе, которое педагог тратит на « особенных» детей равно времени занятий с обычными воспитанниками. Методики, которые вырабатываются в инклюзивных группах, порой, улучшают качество обучения и воспитания, а так же, технологическую базу и оснащение. За счет увеличения финансовых ресурсов инклюзивных образовательных учреждений, воспитанники получают значительное преимущество. Деньги, полученные на специальные программы, могут так же оказать поддержку и в обучении нормальных детей. Например, оснащение учреждения новыми компьютерами или техническими средствами (в зависимости от возраста подопечных) сыграет положительную роль в обучении. Инклюзивное образование особенно эффективно в дошкольном воспитании, так как это формирует на ранних стадиях нормальное отношение к людям, которые волею судьбы имеют определенные отклонения. Таким образом, инклюзивное образование способно обеспечить максимальную социализацию детей в соответствии с их индивидуальными психофизическими возможностями, формирует у всех участников инклюзивного образования общечеловеческие ценности: уважение, толерантность, включение себя в общество, дает возможность для проявления талантов, развивает взаимопомощь и навыки общения. Педагоги так же получают большую выгоду: растет педагогическое мастерство, профессионализм, компетентность. С точки зрения социума уровень иждивенцев значительно снизится, инвалиды могут получить рабочие места.В итоге выигрывают все члены общества.    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1.- С. 83-95.2. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.3.Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.5. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-1066.  http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf. // Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года.7. Материалы по инклюзивному образованиюhttp://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio8. Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровьяhttp://www.fatihovalf.ucoz.ru/blog/chto_vy_dumaete_ob_integrirovannom_obrazovanii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/2010-05-26-19. Инклюзивное образование - равные возможности для всех учащихсяhttp://nashiosobiedeti.ucoz.ru/news/inkljuzivnoe_obrazovanie_ravnye_vozmozhnosti_dlja_vsekh_uchashhikhsja/2010-09-04-24610. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалыhttp://www.dislife.ru/flow/theme/4696/.11.Астапов.В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально- педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.12.Бариевв В., Корнеев В. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 1. Центр лечебной педагогики, 200313.Бациев В., Диенштейн В. , Корнеев Р., Ларикова И. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 2. Центр лечебной педагогики, 200914.Инклюзивное образование: право, принципы. Практика / сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. – М.; Владимир : Транзит-ИКС, 2009.15.Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1.- С. 83-95.
2. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
3.Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.
4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.
5. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106
6. http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf. // Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года.
7. Материалы по инклюзивному образованию
http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio
8. Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
http://www.fatihovalf.ucoz.ru/blog/chto_vy_dumaete_ob_integrirovannom_obrazovanii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/2010-05-26-1
9. Инклюзивное образование - равные возможности для всех учащихся
http://nashiosobiedeti.ucoz.ru/news/inkljuzivnoe_obrazovanie_ravnye_vozmozhnosti_dlja_vsekh_uchashhikhsja/2010-09-04-246
10. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы
http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/.
11.Астапов.В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально- педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.
12.Бариевв В., Корнеев В. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 1. Центр лечебной педагогики, 2003
13.Бациев В., Диенштейн В. , Корнеев Р., Ларикова И. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 2. Центр лечебной педагогики, 2009
14.Инклюзивное образование: право, принципы. Практика / сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. – М.; Владимир : Транзит-ИКС, 2009.
15.Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Место сказки в дошкольном образовании

Место сказки в дошкольном образовании

Н. Я. Большунова

Необходимость изменения системы образования дошкольников в настоящее время не подвергается сомнению. Тем не менее, попытки изменить форму и содержание образования, приводит к выявлению некоторых проблем.

Первая проблема — некритический перенос в нашей культуре образовательных систем, которые получили их обоснование и развитие в других оккупированных условиях. Например, в последнее время все более модным стало объявлять дошкольные учреждения, которые работают по системе М. Монтессори, Вальфсдорской педагогика и пр. Однако, чаще всего, это либо наивная иллюзия, либо сознательно моделирования, поскольку, с одной стороны, для такой работы требуется специальная, основательная подготовка педагогического персонала и инструментария (наглядного материала, особых игрушек, объект, экологической и др.), с другой стороны— этот тип системы школьного образования, созданные в другой среде, социально-культурной и требует, по крайней мере существенной адаптации к социокультурным условиям нашего общества (ценностей, способов общения, традиций, видов деятельности).

Следует учитывать также, что в основу многих популярных в настоящее время среди дошкольных работников системы образования была разработана достаточно давно. Система М. Монтессори, например, начала складываться в начале XX века и ответ на педагогический, стратегии и философии, принятым в этот момент. В системе М. Монтессори все образование основывается, в основном, за счет развития чувств, в этом смысле, в основе школы лежит философия сенсуализма.

как правило, любой ре-форм, система начинает с провозглашения ряда гуманистических принципов, таких как уважение к личности ребенка, развитие творческого потенциала, приоритет развития над формированием, самоактуализация и т. д. Однако, очень редко в концепции и подходы, содержит конкретные ответы на конкретные вопросы: в каких именно формах деятельности должно осуществляться образование дошкольников? С помощью каких средств? Что такое общество для детей и место культуры? Чем характеризуются отношения детского и взрослого обществ? и так далее,

Если относительно воспитания определенные ответы на эти вопросы (например, отмечается, что ведущей формой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра), по вопросам обучения большинство рекомендаций сводится все к той же учебной деятельности, но в формах, замаскированные (дидактические игры, сюрпризные моменты и др.).