Деятельность Санкт-Петербургской консерватории в конце 19-начало 20 века до 1917

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 37 37 страниц
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 16.10.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. История открытия Санкт-Петербургской Государственной Консерватории 7
1.1 Открытие первой Консерватории в России 7
1.2. Уставные документы Петербургской Консерватории 13
Глава 2. Санкт-Петербургская консерватория: особенности деятельности, структура учебного заведения 18
2.1. Учебная деятельность Санкт-Петербургской консерватории: требования к поступающим, содержание процесса обучения 18
2.2. Персонал и условия работы в Петербургской консерватории 21
Заключение 33
Фрагмент для ознакомления

Все, решения, связанные с преподавательским составом, преподающим художественные предметы – привлечение, увольнение, возведение в звания – принимались художественным советом при участии в заседании не менее 2/3 членов совета.
На должности преподавателей художественных предметов принимались лица, окончившие курсы в Консерваториях Императорского Русского Музыкального общества, русские и иностранные артисты. Должности предполагали следующую градацию:
ординарные преподаватели: артисты, имеющие аттестат или диплом консерватории Императорского Русского Музыкального общества и одобренные художественным советом;
старшие преподаватели – опыт преподавания в консерватории не менее 3-х лет и признание художественным советом;
профессор 2-й степени: наличие должности старшего преподавателя и опыта работы в консерватории не менее 3-х лет;
профессор 1-й степени: наличие должности профессора 2-й степени и 10-ти лет службы в консерватории;
заслуженные профессора: наличие должности профессор первой степени, 10 лет службы и Высочайшее утверждение.
Преподаватели, работавшие в консерватории, считались принятыми на государственную службу и состояли в классах, определенных расписанием должностей. Вместе с тем, у них отсутствовало право на получение пенсии и каких-либо денежных пособий из государственного казначейства.
В списках прослеживается дифференциация оплаты труда разных категорий педагогов. П.И. Чайковский, как указывалось в ведомостях, получал 40 рублей за годовой час. Оплата годового часа профессора составляла 100 рублей; исключением был только К.Ю. Давыдов, преподававший историю музыки один час в неделю и получавший за годовой час 200 рублей, а в 1862/1863 учебном году даже 400 рублей.
Любопытно, что А.А. Герке получал профессорские 100 рублей за занятия в специальном классе фортепиано, а за занятия в обязательном классе фортепиано – только 50 рублей. Н.И. Зарембе же платили по 100 рублей за все часы, независимо от того, с кем он занимался – с теоретиками или с учащимися других специальностей, посещавшими класс обязательной теории музыки. По 50 рублей получали все адъюнкты, например А.И. Виллуан, П.Л. Петерссен. А 40 рублей, получаемые Чайковским и Кроссом, назначались помощникам профессора, или учителям.
В начале работы консерватории отмечалась серьезная нехватка преподавательского состава, особенно квалифицированных педагогов-теоретиков. В 1862/1863 учебном году все разделы теории музыки (гармонию, строгий контрапункт, фугу) – как специальной, так и обязательной – вел один Н. И. Заремба. В сентябре 1862 года у него из всех профессоров была самая большая нагрузка: 16 часов в неделю
Петербургская консерватория с начала своего существования мыслилась в традициях европейской музыкальной культуры. Для преподавания основных дисциплин приглашались ведущие итальянские, французские, немецкие музыканты и профессора. В конце XIX- начале XX века в музыкальной жизни Европы Петербург занимал видное место – русские исполнители принимали участие во всех крупных музыкальных событиях, а иностранные исполнители и были активно задействованы в мероприятиях Русского музыкального общества. Эта традиция и обусловила состав преподавательского штата в консерватории в те годы.
Описывая учебу в консерватории в письме к своей сестре, П. Чайковский называет ведущих преподавателей консерватории того периода. Будущий великий музыкант посещал класс Н.И. Зарембы – слушал у него курсы гармонии, контра-пункта, формы, церковных ладов. Класс обязательного фортепиано вел А. Герке, игре на флейте Чайковский обучался у Ч. Чиарди, а органной игре – у органиста лютеранской церкви Св. Петра и Павла Г. Штиля. Неоценимый вклад в обучение молодого композитора внес и А. Рубинштейн, который в консерватории вел курсы специального фортепиано, инструментовки и свободного сочинения.
Итак, курс обучения в Петербургской консерватория изначально задумывался в духе европейских учебных заведений. Это нашло отражение и в документах консерватории того периода.
В уставе был прописан перечень всех художественных предметов, имеющих не только практическую, но и теоретическую ценность. Так, в общий цикл дисциплин, получивших название «теория композиции», были включены такие предметы, как игра на всех оркестровых инструментах, пение, основы композиции, инструментовка, история музыки, эстетика и декламация.
В программе был предусмотрен большой курс теории музыки, который включал в себя общую и специальную подготовку. На первом и втором курсе изучались элементарная теория и сольфеджио, гармония. В последующие четыре года в классе специальной теории слушатели обучались контрапункту, фуге и форме, практическому сочинению, инструментовке. У слушателей певческого направления теория музыки изучалась два года и состояла из курсов элементарной теории, гармонии, и общего понятия о форме. Обязательными курсами стали игра на фортепиано, хоровое пение, дирижирование оркестром и хором, инструментовка, чтение партитур, декламация, история музыки, эстетика.
Таким образом, в Санкт-Петербургской консерватории с момента открытия и до революции 1917 г. сменился ряд директоров: А.Г. Рубинштейн, Н. Заремба, М.П. Азанчевский, К.Ю. Давыдов, А. Глазунов. Художественный совет состоял из профессоров, старших преподавателей и инспектора консерватории. Научный совет состоял из инспектора научных классов и преподавателей научных предметов. Преподаватели, работавшие в консерватории, считались принятыми на государственную службу и состояли в классах, определенных расписанием должностей. Вместе с тем, у них отсутствовало право на получение пенсии и каких-либо денежных пособий из государственного казначейства.













Заключение

Во второй половине XIX в. российское общество остро нуждалось в коренных переменах. В целом, в этот период наблюдались демократические настроения, которые отразились и в сфере музыкального искусства. В 1950-е гг. проявилась острая нехватка в профессиональных музыкантах и композиторах, что объяснялось отсутствием музыкальных образовательных учреждений и обществ, которые бы систематически организовывали концерты. А.Г. Рубинштейн первым заговорил о необходимости профессионального музыкального образования в России. Однако ему необходимо было доказать, что в России возможно и нужно учредить музыкальное училище.
Первым важным событием на пути профессионального музыкального образования в России стало создание Русского Музыкального Общества в 1859 г. А годом позднее – в 1860 г. в Петербурге при РМО открылись общедоступные Музыкальные классы. Деятельность Общества и Музыкальных классов показали востребованность в музыкальном профессиональном образовании в России.
Наконец, благодаря настойчивости и грамотному подходу к делу А.Г. Рубинштейна и его единомышленников, осенью 1862 г. Петербургская консерватория была торжественно открыта. Несмотря на то, что открытие консерватории, несомненно, стало символом нового этапа музыкального искусства в России, основанного на профессионализме, несмотря на то, что преподавать в этой консерватории стали талантливейшие из отечественных деятелей музыкального искусство, в обществе появились противники музыкального образования в России, обвинявшие консерваторию в академичности, в которой нет места настоящему таланту.
Уставы Русского Музыкального Общества и Музыкальной Консерватории утверждались соответствующими департаментами. В октябре 1861 г. утверждается Устав Музыкального Училища при Русском Музыкальном Обществе, состоящий из 23 параграфов. В данных параграфах содержалась информация:
о покровительстве Елены Павловны;
о содержании направлений обучения и о разделении на классы;
об условиях поступление в Училище;
о выпускниках и т.д.
В 1864 г. Рубинштейн представил Великой княгине Елене Павловне оставленные им проекты новых уставов консерватории и РМО и положения об обязанностях и правах директора Консерватории, которые не были утверждены. Устав, утверждённый в 1878 году, причислял консерватории к высшим учебным заведениям. Данный Устав был принят во время директорства К.Ю. Давыдова. В Уставе содержались требования к выпускникам консерватории, а также была прописана профессорско-преподавательская иерархия.
В свете общественных преобразований второй половины XIX века, создание первой в России консерватории сделало возможным воспитание музыкантов-профессионалов, готовых не только к карьере концертирующих исполнителей, но и к педагогической деятельности.
В Санкт-Петербургскую консерваторию принимались молодые люди от 14-ти лет. При отборе не существовало сословных и гендерных ограничений. В стенах консерватории началось обучение по следующим специальностям: теория музыки и композиция; фортепиано; оркестровые инструменты; вокал. Позднее в Петербургской консерватории создаётся специальное педагогическое отделение. Обучаться в консерватории можно было как в качестве учащегося, так и в качестве вольнослушателя.
С большинства учащихся взималась плата за обучение, однако существовали и бюджетные места. Оценка качества усвоенных знаний и навыков проходила с помощью системы экзаменов, разделяющихся на приемные, проверочные, переводные и выпускные. Выпускник консерватории мог получить звание «свободного художника». Помимо этого, воспитанникам предоставлялась отсрочка от рекрутской повинности и возможность сократить срок службы.
В целом, система обучения в стенах консерватории постепенно видоизменялась, однако основы, заложенные под руководительством А.Г. Рубинштейна в общей форме сохранились и по сей день.В Санкт-Петербургской консерватории с момента открытия и до революции 1917 г. сменился ряд директоров: А.Г. Рубинштейн, Н. Заремба, М.П. Азанчевский, К.Ю. Давыдов, А. Глазунов. Художественный совет состоял из профессоров, старших преподавателей и инспектора консерватории. Научный совет состоял из инспектора научных классов и преподавателей научных предметов. Преподаватели, работавшие в консерватории, считались принятыми на государственную службу и состояли в классах, определенных расписанием должностей. Вместе с тем, у них отсутствовало право на получение пенсии и каких-либо денежных пособий из государственного казначейства.











Федотова Л. В. Русское романтическое искусство и народная культура // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2010 г., № 10 – Искусствоведение. – С. 112.
Рубинштейн, А. Г. О музыке в России / А.Г. Рубинштейн // Век. — 1861. — № 1. — С. 33-37.
Зима Т. Ю. Антон Григорьевич Рубинштейн – социокультурный феномен и организатор музыкального дела в России // Вестник МГУКИ. 2012. № 3 (47). С. 230 – 235.
Айзенштадт В., Айзенштадт М. Очерки Фонтанки. Из истории петербургской культуры. – СПб.: Центрополиграф, 2014. – С. 198.
Рубинштейн А. Г. Избранные письма. — М.: МУЗГИЗ, 1954. С. 94.
Федорович Е. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX века). [Электронный ресурс] URL: https://www.litres.ru/elena-fedorovich/istoriya-professionalnogo-muzykalnogo-obrazovaniya-v-rossii-xix-xx-veka/ (дата обращения: 15.09.2017).
Федорович Е. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX века). [Электронный ресурс] URL: https://www.litres.ru/elena-fedorovich/istoriya-professionalnogo-muzykalnogo-obrazovaniya-v-rossii-xix-xx-veka/ (дата обращения: 15.09.2017).
Альбрехт Е. Санкт-Петербургская консерватория. СПб.: тип. Э. Гоппе, 1891. С. 34.
Серов А.Н. Избранные статьи: В 2 т. / Под ред. Г.Н.Хубова. - М.-Л., 1950-1957.
Стасов В. Искусство XIX века. Избранные статьи. В 3-з т. Т.3. М., 1952. С. 290.
Ларош Г.А. Мысли о музыкальном образовании в России // Русский вестник, 1869, №7. С. 89.
О новых Уставах для Русского Музыкального Общества и консерватории. Ф.1286. Оп.27. Д.267.
Устав консерваторий Императорского Русского Музыкального Общества. ЦГИА СПб. Ф. 733. Оп. 193. Д. 769.
Ф.1286. Оп.27. Д.267.
Высочайше утвержденный устав музыкального училища при Русском музыкальном обществе // Полное собрание законов Российской империи, собрание второе. — CПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1863. — Т. XXXVI, отделение второе, 1861, № 37491. — С. 358—360.
Ф.1286. Оп.27. Д.267.
Катонова Н. Первые уставные документы Петербургской консерватории // MUSICUS. № 4. 2012. С. 8.
Порохина Е.С. На первых заседаниях совета профессоров Санкт-Петербургской консерватории // Musicus (Музыкальный). Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2007. № 8. С. 10-18.
Устав консерваторий Императорского Русского Музыкального Общества. ЦГИА СПб. Ф. 733. Оп. 193. Д. 769.
СПб.Ф.361.Оп.11.Д.3.Протоколы заседаний Совета профессоров СПб. консерватории.Л.2.
Сквирская Т.З. М.И. Чайковский – преподаватель Санкт-Петербургской консерватории //Operamusicologica. 2012. № 2[12]. С. 52-64.
Федорович Е. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX века). [Электронный ресурс] URL: https://www.litres.ru/elena-fedorovich/istoriya-professionalnogo-muzykalnogo-obrazovaniya-v-rossii-xix-xx-veka/ (дата обращения: 15.09.2017).
ЦГИА СПб.Ф.361.Оп.11.Д.3. Протоколы заседаний Совета профессоров. СПб. консерватории. Л.4.
Федорович Е. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX века). [Электронный ресурс] URL: https://www.litres.ru/elena-fedorovich/istoriya-professionalnogo-muzykalnogo-obrazovaniya-v-rossii-xix-xx-veka/ (дата обращения: 15.09.2017).
ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 4. Д. 361-1-80.
Устав консерваторий Императорского Русского Музыкального Общества. ЦГИА СПб. Ф. 733. Оп. 193. Д. 769.
Барутчева Э. Санкт-Петербургская консерватория: по следам юбилея // Almamater MUSICUS. №4. 2012. С.5
Климовицкий А. М. П. Азанчевский – директор Санкт-Петербургской консерватории // OperamusicOlOgica. № 2 [ 12 ]. 2012. С. 13-33.
Устав консерваторий Императорского Русского Музыкального Общества. Ф. 733. Оп. 193. Д. 769.
Катонова Н. Первые уставные документы Петербургской консерватории // MUSICUS. № 4. 2012. С. 6-8.
Порохина Е.С. На первых заседаниях совета профессоров Санкт-Петербургской консерватории // Musicus (Музыкальный). Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2007. № 8. С. 10-18.
Айзенштадт В., Айзенштадт М. Очерки Фонтанки. Из истории петербургской культуры. – СПб.: Центрополиграф, 2014. – С. 212-213.
Айзенштадт В., Айзенштадт М. Очерки Фонтанки. Из истории петербургской культуры. – СПб.: Центрополиграф, 2014. – С. 215.
Устав консерваторий Императорского Русского Музыкального Общества. ЦГИА СПб. Ф. 733. Оп. 193. Д. 769.
Федорович Е. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX века). [Электронный ресурс] URL: https://www.litres.ru/elena-fedorovich/istoriya-professionalnogo-muzykalnogo-obrazovaniya-v-rossii-xix-xx-veka/ (дата обращения: 15.09.2017).
Сквирская Т.З. М.И. Чайковский – преподаватель Санкт-Петербургской консерватории //Operamusicologica. 2012. № 2[12]. С. 52-64.
ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 11. Ед. хр. 1. Л. 1
Барутчева Э. Санкт-Петербургская консерватория: по следам юбилея // Almamater MUSICUS. №4. 2012. С.4
Устав Музыкального училища, Высочайше утвержденный 17 октября 1861 г. Типографский оттиск. С. 1
Из инструкции или положений по Петербургской консерватории, составленных для руководства учебной и хозяйственной жизнью. 1865–1866 гг. Раздел «Об объеме учебных музыкальных курсов консерватории», § 4.
Там же, § 7.
Барутчева Э. Санкт-Петербургская консерватория: по следам юбилея // Almamater MUSICUS. №4. 2012. С.5











32

I. Источники:
1.1. Неопубликованные архивные материалы
Российский государственный исторический архив
1. Высочайше утвержденный устав музыкального училища при Русском музыкальном обществе // Полное собрание законов Российской империи, собрание второе. — CПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1863. — Т. XXXVI, отделение второе, 1861, № 37491. — С. 358—360.
2. Фонд 1286, Оп. 26, д. 607 (Письмо Великой княгине в Министерство Внутренних Дел).
3. Фонд 1286, Оп. 27, д. 267 (Согласие на проект установления пошлинных льгот РМО).
4. Фонд 1286, Оп. 27, д. 267 (Устав Консерваторий ИРМО).
5. Фонд 733, Оп. 193, д. 769 (Главные основания Устава консерваторий ИРМО).

1.2. Опубликованные периодические издания
6. Журнал «МusIcus» № 4 октябрь, ноябрь , декабрь – Санкт-Петербург, 2012.
7. Журнал «МusIcus» № 2 апрель, май, июль – Санкт-Петербург, 2012.
8. Журнал «МusIcus» №5 сентябрь, октябрь – Санкт-Петербург, 2009.
9. Рубинштейн А. Г. Избранные письма. — М.: МУЗГИЗ, 1954. – 102 с.
10. Рубинштейн А.Г. Автобиографические воспоминания. 2-е изд. [б. м.]: Ред. журнала «Русская старина», [б. г.]. 97 с.
11. Рубинштейн А.Г. Литературное наследие. Т.2: Письма (1850–1871) М. : Музыка, 1984. 219 с.
12. Рубинштейн, А. Г. О музыке в России / А.Г. Рубинштейн // Век. — 1861. — № 1. — С. 33-37.

II Литература:
13. 100 лет Ленинградской консерватории. Исторический очерк. Л. :Музгиз, 1962. 303 с.
14. Айзенштадт В., Айзенштадт М. Очерки Фонтанки. Из истории петербургской культуры. – СПб.: Центрополиграф, 2014. – 414 с.
15. Альбрехт Е.К. С.-Петербургская консерватория. СПб., 1891. 59 с.
16. Асафьев Б. В. (Игорь Глебов) Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников (1829–1929). М.: Музсектор гос. изд-ва, 1929. 182 с.
17. Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX в. - Л., 1979. – 342 с.
18. Баренбойм Л.А. А.Г.Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. .Т.1:1829–1867.— Л.,1957. 156 с.
19. Барутчева Э. Санкт-Петербургская консерватория: по следам юбилея // Almamater MUSICUS. №4. 2012. С.4.
20. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.-Л., 1953–1959. Т. ХII. С. 69, 70.
21. Берберова Н.Н. Чайковский. История одинокой жизни. Берлин, 1936. 170 с.
22. Бертенсон Н.В. Анна Николаевна Есипова. Очерк жизни и деятельности. Л. :Музгиз, 1960. 149 с.
23. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. - М., 1975. – 218 с.
24. Великие реформы в России. 1856-1874 / Под ред. Л.Г. Захаровой. Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. М., 1992.
25. Владышевская Т.Ф., Левашева О.Е., Кандинский А.И. История русской музыки: Учебник: В 3-х вып. / Ред. А. Кандинский, Е. Сорокина. - М„ 1999 г. Вып. 1; 5. «Всемирная история. Энциклопедия». Т. 5. - 412 с.
26. Гусева А. Композитор, дирижер, педагог. К 100-летию со дня рождения М. Штейнберга // Музыкальные кадры. № 5 (628). 1984. С.4.
27. Добужинский М.В. Письма / Сост. Г.И. Чугунов. СПб. : Дмитрий Буланин, 2001. 444 с.
28. Добужинский М.В. Воспоминания / Вступ. ст. и примеч. Г.И. Чугунова. М. : Наука, 1987. 477 с.
29. Зейферт И.И. Воспоминания профессора Петроградской Консерватории. Петроград: Рус.-франц. тип., 1914. 56 с.
30. Зима Т. Ю. Антон Григорьевич Рубинштейн – социокультурный феномен и организатор музыкального дела в России // Вестник МГУКИ. 2012. № 3 (47). С. 230 – 235.
31. Зюмтор Поль. Опыт построения средневековой поэтики. СПб., 2002. 290 с.
32. Из инструкции или положений по Петербургской консерватории, составленных для руководства учебной и хозяйственной жизнью. 1865–1866 гг. Раздел «Об объеме учебных музыкальных курсов консерватории».
33. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. - М.: Академия, 2003. – 312 с.
34. История русской музыки: Учебник: В 3-х вып. / Ред. А. Кандинский, Е. Сорокина. – М., 1999 г. Вып. 1; 5.
35. Катонова Н. Первые уставные документы Петербургской консерватории // MUSICUS. № 4. 2012. С. 6-8.
36. Климовицкий А. М. П. Азанчевский – директор Санкт-Петербургской консерватории // OperamusicOlOgica. № 2 [ 12 ]. 2012. С. 13-33.
37. Концерт в Гатчинском институте // Иллюстрация, всемирное обозрение. Т.VI. 1860. Сент.15, № 149..
38. Краснова Е.И. Демидовский квартал «за Мойкой у Синего мосту» // Невский архив. Историко-краеведческий сборник. Вып. 6. СПб.: Лики России, 2003. С.161–195.
39. Ларош Г.А. Мысли о музыкальном образовании в России // Русский вестник, 1869, №7. С. 89-94.
40. Луконина О.И. Новые факты творческой биографии М. Штейнберга // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе. Сб. ст. М., 2010. с.242–255.
41. Луначарский А.В. О воспитании иобразовании. (Педагогическая библиотека) М.: Педагогика, 1976г. 640 с.
42. Мадорский Л., Зак А. Музыкальное воспитание ребенка. – М.: Айрис-Пресс, 2011. – 128 с.
43. Мамонов А.В. Граф М.Т. Лорис-Меликов: к характеристике взглядов и государственной деятельности // Отечественная история. 2001. № 4. С. 32-50.
44. Мешкова А. Коробова А. Массовая музыкальная культура XX века.- Екатеринбург, 2004. – 340 с.
45. Петровская И.Ф. Музыкальный Петербург 1801–1917. Энциклопедический словарь-исследование. Санкт-Петербург: Композитор - Санкт- Петербург, 2009. Т.10. Кн.1. 573 с.
46. Порохина Е.С. На первых заседаниях совета профессоров Санкт-Петербургской консерватории // Musicus (Музыкальный). Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2007. № 8. С. 10-18.
47. Пузыревский А.И., Саккетти Л.А. Очерк 50-летия деятельности С.-Петербургской консерватории. 2-е изд., испр. и доп. Петроград: Русско- Французская типография, 1914. 198 с.
48. Римский-Корсаков А. К истории первой постановки «Руслана и Людмилы» (27-е ноября 1842 г.—27-е ноября 1922 г.). (из Дневника К.Ф. Альб- рехта) // Музыкальная летопись. Сб.2 / Статьи и материалы под ред. А.Н. Римского-Корсакова. Петроград: Мысль, 1923. С.69–79.Рубинштейн А.Г. Автобиографические воспоминания. 2-е изд. [б. м.]: Ред. журнала «Русская старина», [б. г.]. 97 с.
49. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Музыка, 1982 г. – 214 с.
50. Рубец А.И. Воспоминания о первых годах Петербургской консерватории // Новое время. 1912. 7 мая. № 12985.
51. Серов А.Н. Избранные статьи: В 2 т. / Под ред. Г.Н.Хубова. - М.-Л., 1950-1957. - 480 с.
52. Сквирская Т.З. М.И. Чайковский – преподаватель Санкт-Петербургской консерватории // Operamusicologica. 2012. № 2[12]. С. 52-64.
53. Стасов В.В. Избранные сочинения: В 3 т. М. : Искусство, 1952. Т.3: Живопись, скульптура, музыка. 888 с.
54. Стасов В. Искусство XIX века. Избранные статьи. В 3-з т. Т.3. М., 1952. 740 с.
55. Стасов В.В. Славянский концерт Г.Балакирева // С.-Петербургские ведомости. 1867. №130. С. 89-93.
56. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании //Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. - Т. 2.
57. Федорович Е. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX века). [Электронный ресурс] URL: https://www.litres.ru/elena-fedorovich/istoriya-professionalnogo-muzykalnogo-obrazovaniya-v-rossii-xix-xx-veka/ (дата обращения: 15.09.2017).
58. Федотова Л. В. Русское романтическое искусство и народная культура // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2010 г., № 10 – Искусствоведение. - С. 112-117.
59. Финдейзен Н. Очерк деятельности Санкт-Петербургского отделения ИРМО. 1859–1909. СПб., 1909. 119 с.
60. Чайковский П.И. Письма к близким. М. : Музгиз,1955. 671 с.
61. Энтелис Л. Силуэты композиторов XX века. - Л., 1971. – 290 с.

Вопрос-ответ:

Какая была первая консерватория в России?

Первой консерваторией в России была Санкт-Петербургская Государственная Консерватория.

Какие уставные документы были у Петербургской консерватории?

У Петербургской консерватории были уставные документы, которые регулировали ее деятельность и организацию учебного процесса.

Каких требований должны были соответствовать поступающие в Санкт-Петербургскую консерваторию?

Для поступления в Санкт-Петербургскую консерваторию требовалось иметь определенный уровень музыкальных навыков и проходить вступительные экзамены.

Какие особенности были у структуры Санкт-Петербургской консерватории?

Структура Санкт-Петербургской консерватории включала различные отделы, кафедры и преподавательский состав, которые обеспечивали обучение студентов.

Какое содержание имел процесс обучения в Санкт-Петербургской консерватории?

Обучение в Санкт-Петербургской консерватории включало изучение различных музыкальных дисциплин, практику на инструментах, хоровое и оркестровое исполнение, а также академическую подготовку.

Когда была открыта первая Консерватория в России?

Первая Консерватория в России была открыта в 1862 году.

Какие уставные документы были у Петербургской Консерватории?

У Петербургской Консерватории были следующие уставные документы: уставные принципы, положения о преподавателях и учениках, правила поступления и проведения экзаменов, правила внутреннего распорядка.

Какие требования предъявлялись к поступающим в Петербургскую Консерваторию?

К поступающим в Петербургскую Консерваторию предъявлялись следующие требования: достижение минимального уровня игры на музыкальном инструменте, знание теории музыки и ладовых систем, прохождение вступительных экзаменов.

Какая структура была у Петербургской Консерватории?

Петербургская Консерватория имела следующую структуру: административное управление, отделение оркестра и дирижирования, фортепианный факультет, струнные, духовые, кларнетные и флейтовые классы, классы вокала, отделение композиции и теории музыки, библиотеку и музей.

Кто входил в персонал Петербургской Консерватории?

Персонал Петербургской Консерватории включал: директора, преподавателей различных музыкальных дисциплин, административный персонал, библиотекарей, оркестр и корпусный состав.