Эволюция женского русского костюма 18-20 вв

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: История Мировая
  • 26 26 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 29.09.2017
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление
Введение 3
I.РУССКИЙ КОСТЮМ 18 ВЕКА 5
1.1. Условия возникновения женского костюма 5
1.2.Особенности развития костюма 18 в. (художественный строй, крой, детали, аксессуары) 6
1.3.Влияние исторических событий 18 в. на развитие русского костюма (русско-турецкая, русско-шведская война) 10
1.4.Влияние искусства и культуры на развитие женского костюма 18 в. 11
1.5.Прославленные модельеры и дизайнеры 18 века 12
II.РУССКИЙ КОСТЮМ ХIХ ВЕКА 13
2.1. Особенности развития женского костюма ХIХ в. (художественный строй, крой, аксессуары) 13
2.2.Влияние исторических событий ХIX в. на развитие русского костюма (крымская война, русско-турецкая война, русско-шведская война, 1-ая Отечественная война) 14
2.3. Влияние искусства и культуры на развитие женского костюма ХIX в. 15
2.4.Прославленные модельеры и дизайнеры ХIX в. 15
III.РУССКИЙ КОСТЮМ ХХ ВЕКА 17
3.1.Особенности развития костюма ХХ в. (художественный строй, крой, детали, аксессуары) 17
3.2. Влияние исторических событий ХХ в. на развитие русского костюма (Октябрьская революция, 1-ая мировая война,2-ая мировая война) 21
3.3.Влияние искусства и культуры на развитие женского костюма ХX в. 22
3.4.Прославленные модельеры и дизайнеры ХX в. 23
Заключение 24
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Здесь исследователи обращают внимание на широкое распространение военной формы - как в мужской, так и в женской гражданской одежде; в моду входят гимнастерки.Большое значение уделялось как крою, так и декору одежды, что выразилось в явлении «агитационного текстиля» (созвучного общеевропейскому увлечению тканями ар деко тех лет). Тенденция к отказу от растительных орнаментов, амуров и стилизаций в пользу конструктивно -геометрических форм - общеевропейская, а не сугубо советская тенденция. Выражение динамизма эпохи, ее мощной энергетики - общая черта искусства этого периода. Отличие в том, что советскими модельерами был внесен в это направление идейный акцент содержательности используемых мотивов».Одежда с начала сороковых до 1946-го года укорачивалась и расширялась в плечах, талия была чётко обозначена. Тонкая талия подчёркивала хрупкость и изящество, ведь даже в военной форме женщина оставалась женщиной.В женских туалетах талию стягивали широким поясом, создавался контраст широких плеч, юбки-солнце и тонкой талии. Плечи расширялись буфами или специальными прокладками, которые назывались «плечиками». В пальто для того, чтобы подчеркнуть горизонтальную линию плеч, иногда полностью отсутствовали воротники, даже в зимних пальто и шубах.На летних платьях появились короткие рукава-«крылышки». Рукав кимоно, который в то время называли «летучая мышь», для чёткого сохранения объёма и широких плеч выполняли на подкладке.Популярными деталями в моде 40-х стали разнообразные карманы, особенно большие, а также воротники, концы которых доходили до середины лифа. Костюмы были с очень длинным жакетом, часто приближенным к мужским пиджакам, и тоже с широкими плечами, и короткой юбкой. Особенностью 40-х было ношение жакета не только с юбкой, но и с обычным пёстрым платьем.Популярны были юбки – солнце-клёш, плиссированные, гофрированные. Особым предпочтением пользовались драпировки, сборки, клинья, складки, плиссировки. Вечерние туалеты, а таковы были, представляли собой длинные юбки в пол, обтягивающие бёдра и расклешённые внизу, узкие рукава из кружев, обнажённые плечи или рукав кимоно. Брюки вошли в повседневное употребление, так как чулки были просто роскошью.Всеобщей любовью у женщин пользовались броши и клипсы. Свои наряды женщины украшали сами – кто бахромой из ниток, вытянутых трудно даже сказать из какого изделия, кто вышивал ангорской шерстью, а кто искусственными цветами. Цветы, цветы, сеточки для волос, связанные своими руками. Сеточками украшали и волосы, и шляпки.3.2.Влияние исторических событий ХХ в. на развитие русского костюма (Октябрьская революция, 1-ая мировая война,2-ая мировая война)Октябрьская революция - события 1917 года и большевистский переворот привел к обнищанию и уничтожению старой российской элиты - главных потребителей моды и косметики. Как отмечает большинство исследователей советской моды, пришедший им на смену «революционный» стиль был чужд тонкостей и изящества. Но благоволил к прямолинейной грубости, свойственной коммунистической морали. Лишь в приходом НЭПа в 1923 году появляется на короткое время новый класс потребителей моды - мелкой торговой буржуазии и их жен, часто воспитанных в низкопробным мещанских традициях городских низов страной России. Кумирами нового общества становятся не аристократки, а звезды советского немого кино с утрированным гримом и гротесковыми прическами. Костюм стал менее женственным.Первая мировая война - в этот тяжёлый период для многих стран Европы произошли большие изменения в моде и стиле. С началом войны многие Дома мод были закрыты, большинство женщин остались одни и были вынуждены взять всю ответственность за семью на себя. Одежда изменялась так, чтобы обеспечить необходимое удобство в работе, она становилась более просторной, многим пришлось снять свои украшения, шляпки, корсеты, изменить пышные причёски на просто забранный на затылке пучок.Вторая мировая война - женская одежда претерпела значительные изменения, хотя крупных переворотов в моде 40-х годов не произошло, но явно обозначился мужской стиль. Гражданская одежда дополнялась военными деталями – поясами, пряжками, эполетами, накладными карманами. Женщины научились быть бережливыми, становились каждая для себя дизайнером. Возникла привычка ходить с непокрытой головой или, по крайней мере, надевать на голову шарф, скрученный в виде тюрбана.3.3.Влияние искусства и культуры на развитие женского костюма ХX в.Здесь важно сказать о влиянии искусства кинематографа на моду и советской культуры. Рассмотрим на следующем примере.Советский кинематограф в 30-е годы и, соответственно, советская мода взяли «курс на женственность», и во главе этого курса была королева экрана тех лет – Любовь Петровна Орлова. Изменилась даже подача женского образа, его репрезентация: исчезло резкое противопоставление «рабоче-крестьянского» и «артистического» типа, в большом количестве стали появляться интеллигентные и привлекательные женские лица с макияжем (ярко подкрашенные губы, выщипанные и/или подведенные тонкие брови). Героини кино стали более утончёнными. Из причёсок наиболее актуальны были короткие стрижки, а также волосы (недлинные), подвитые щипцами, волны. Наконец, стали появляться аксессуары: чаще всего — нитка бус, брошка, реже — маленькие серьги (крупные — только у «женщин востока»). Изменения коснулись и женского костюма: «стали доминировать костюмы — пиджак, блузка, иногда с жабо, бантом или белым накладным воротничком и юбка, чуть прикрывающая колени; появились платья — достаточно эффектные, часто комбинированные (с асимметричными геометрическими вставками и крупными пуговицами). В качестве украшений стали использоваться аппликации, вышивки, кружевные воротники, галстучки, искусственные цветы».В конце 30-х годов революционный авангард выдвинул новый женский образ – женщины-героини, патриотки. Данный образ не предполагал каких-либо вольностей и роскоши в костюме. Соответственно, с советского экрана середины 20-х годов на зрителя смотрели сильные женщины, чьи фигуры скрывались под строгими формами пиджаков, костюмов, пальто с подкладными плечами. В моде была «квадратная мужественность», чем и объясняется наличие подкладныхплечей. В целом, женская мода советского революционного авангарда была представлена преимущественно каркасной одеждой. 3.4.Прославленные модельеры и дизайнеры ХX в.В начале 50-х годов началась активная работа по созданию отечественных модных коллекций. Появлялось все больше и больше ярких и талантливых дизайнеров. Среди них: Вера Аралова, Татьяна Осмеркина, Галина Гагарина, Александр Игманд, Света Кочарава, Тамара Мокеева, Ирина Крутикова, Елена Иванова, Елена Стерлигова и Елена Телегина. Одним из ведущих модельеров СССР того десятилетия стал Вячеслав Зайцев. Еще одним достаточно успешным модельером того времени была Галина Гагарина. Она начала свой творческий путь в ОДМО. Классика — вот что вдохновляло Гагарину на создание великолепных коллекций.В 1986 году Валентин Юдашкин и его коллекции принесли небывалую славу советской школе модельеров.Заключение Русский женский костюм – это достаточно сложное многоаспектное явление, которое требует комплексного изучения. То есть, его следует рассматривать только в связи с социальными, политическими и культурными изменениями, которые произошли в России в различные эпохи. Вся история женского костюма от 18 до 20 вв. – это постепенный путь его демократизации и упрощения форм, силуэта и линий. Достаточно сильно на женский костюм влияли исторические события. В частности, речь идет о войнах и революциях. Например, в Советском Союзе до середины 30-х годов нивелировались гендерные различия (это связано с попыткой женщины войти в советское общество на равных позициях с мужчиной). Женская мода отражала военные настроения в советском обществе. Это вылилось в милитаризацию костюма, господство в нем лаконичных цветов, доминирование спортивной одежды. Если говорить о влиянии революций, то как раз 20-е годы 20 столетия – это мода, ориентированная на идеологию, продвижение революционных идей. В этот период многие художники, модельеры всерьёз задумываются над созданием костюма будущего для советских людей, который будет не разделять их, а объединять. В моде это нашло проявление в стиле «унисекс», когда женщины носили пальто, пиджаки с накладными плечами, так как актуальна была «квадратная мужественность», а не женственность и утончённость. А вот 30-е годы принесли новые модные тенденции, и Советская Россия взяла курс на женственность. Если обратиться к более ранним примерам, то можно сказать о влиянии русско-турецких войн, крымской войны, это выразилось в появлении в женском костюме, аксессуарах восточных мотивов. Список литературыАндреева, А.Ю., Богомолов, Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода./А.Ю. Андреева, Г.И. Богомолов. – СПб.: Паритет, 2000. – 120 с.Барсукова, С. Ю. Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество / С. Ю. Барсукова // Социологические исследования. 2001. Время и мода. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fashionstime.ru/?p=1336Гурова О. Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью. М.: НЛО, 2008. Дашкова, Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-ых годов / Т. Дашкова // Логос. 1999. Демиденко, Ю. Краткий курс истории белья Советского Союза / Ю. Демиденко // Память тела. Нижнее белье советской эпохи: Каталог выставки / Под ред. Е. Деготь. М.: 2000. За новую бытовую одежду // Швейная промышленность. 1931. - № 9Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. – М.: Рипол-классик, 2008. – 306 с. История моды. Всё о моде и стиле. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://history-fashion.ru/history.htmlИстория моды. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fashion-history.ru/Каминская Н.М. История костюма. М.: Легкая индустрия, 1977.Левашова А. Против прозы в прозодежде // Декоративное искусство СССР. -I960.-№3.-С. 3-5.Мерцалова, М.Н. Костюм разных времен и народов. – М.: Академия моды, 1993. Т.1, 545 с. Мерцалова, М.Н. История костюма. – М.: Искусство, 1972. – 200 с.Нанн, Дж. История костюма. (1200-2000)/Дж. Нанн.. – М.: АСТ, 2003. – 344 с. [Ресурс локального доступа]Папкова В. Русская мода XX века (на основе лекций по истории моды Александра Васильева). //[Ресурс локального доступа]Пармон, Ф. М. Композиция костюма / Ф. М. Пармон. М.: Легпромбытиздат, 1985. - 264 с.Раева, Д.М. Советская мода 20-30-х гг. XX в. как феномен культуры и предмет научного изучения [Текст] / Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. - 2006. - № 3.Русский костюм до Петра I: зипун, шушун и душегрея. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ria.ru/Tsarist_Russia/20130314/926340592.htmlСтриженова Т.К. Из истории советского костюма / – М.: Искусство, 2002.

Список литературы

1. Андреева, А.Ю., Богомолов, Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода./А.Ю. Андреева, Г.И. Богомолов. – СПб.: Паритет, 2000. – 120 с.
2. Барсукова, С. Ю. Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество / С. Ю. Барсукова // Социологические исследования. 2001.
3. Время и мода. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fashionstime.ru/?p=1336
4. Гурова О. Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью. М.: НЛО, 2008.
5. Дашкова, Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-ых годов / Т. Дашкова // Логос. 1999.
6. Демиденко, Ю. Краткий курс истории белья Советского Союза / Ю. Демиденко // Память тела. Нижнее белье советской эпохи: Каталог выставки / Под ред. Е. Деготь. М.: 2000.
7. За новую бытовую одежду // Швейная промышленность. 1931. - № 9
8. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. – М.: Рипол-классик, 2008. – 306 с.
9. История моды. Всё о моде и стиле. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://history-fashion.ru/history.html
10. История моды. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fashion-history.ru/
11. Каминская Н.М. История костюма. М.: Легкая индустрия, 1977.
12. Левашова А. Против прозы в прозодежде // Декоративное искусство СССР. -I960.-№3.-С. 3-5.
13. Мерцалова, М.Н. Костюм разных времен и народов. – М.: Академия моды, 1993. Т.1, 545 с.
14. Мерцалова, М.Н. История костюма. – М.: Искусство, 1972. – 200 с.
15. Нанн, Дж. История костюма. (1200-2000)/Дж. Нанн.. – М.: АСТ, 2003. – 344 с. [Ресурс локального доступа]
16. Папкова В. Русская мода XX века (на основе лекций по истории моды Александра Васильева). //[Ресурс локального доступа]
17. Пармон, Ф. М. Композиция костюма / Ф. М. Пармон. М.: Легпромбытиздат, 1985. - 264 с.
18. Раева, Д.М. Советская мода 20-30-х гг. XX в. как феномен культуры и предмет научного изучения [Текст] / Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. - 2006. - № 3.
19. Русский костюм до Петра I: зипун, шушун и душегрея. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ria.ru/Tsarist_Russia/20130314/926340592.html
20. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма / – М.: Искусство, 2002.


Вопрос-ответ:

Какие условия привели к появлению женского костюма в 18 веке?

Возникновение женского костюма в 18 веке было обусловлено рядом факторов. Во-первых, это было связано с изменениями в социальном статусе женщин, которые начали занимать более активную роль в обществе. Во-вторых, мода и внешность стали играть все более значимую роль, поэтому женщины начали все больше следить за своим образом и одеждой. Наконец, на развитие женского костюма влияли также исторические события и культурные тенденции того времени.

Какие особенности развития костюма были характерны для 18 века?

Костюм женщин 18 века отличался своеобразием в художественном строе, крое, деталях и аксессуарах. Обычно он состоял из нескольких элементов: корсета, юбки, блузы, платья, нарядной мантии и прочих дополнительных предметов одежды. Важным элементом костюма была также головной убор - бант, шляпа или шапка, который дополнял образ и придавал ему завершенность.

Какие исторические события влияли на развитие женского костюма в 18 веке?

Важным влиянием на развитие русского женского костюма 18 века были русско-турецкая и русско-шведская войны. Они стимулировали рост национального самосознания и повлияли на формирование особенностей и стилей одежды. Во время этих войн русские дизайнеры начали создавать оригинальные модели, отражающие патриотические настроения и местные традиции, что привело к появлению новых элементов в русском костюме.

Какое влияние искусство и культура оказали на развитие женского костюма в 18 веке?

Искусство и культура играли важную роль в развитии женского костюма в 18 веке. Они вдохновляли модельеров и дизайнеров на создание новых стилей и форм. Например, искусство изображения природы и цветов стало влиять на выбор цветовых гамм и узоров для тканей. Культурные события, такие как появление оперы и балета, также влияли на моду и стилистику, заставляя женщин заказывать более элегантные и роскошные наряды для посещения таких мероприятий.

Какие условия способствовали возникновению женского костюма в 18 веке?

Возникновение женского костюма в 18 веке было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, социальные изменения, связанные с просветительством и модернизацией общества, привели к появлению новых идей о роли женщины в обществе. Во-вторых, развитие тканевого производства и технологий обработки тканей позволило создавать более сложные и изысканные изделия. И, наконец, влияние европейской моды и культуры также оказало свое влияние на развитие женского костюма в 18 веке.

Какие особенности отличали костюм женщин 18 века в России?

Костюм женщин 18 века в России отличался своей изысканностью и роскошью. В основе костюма было платье, которое могло быть выполнено из самых разных материалов и украшено вышивкой, кружевами и другими декоративными элементами. Женщины носили запонки, шали, шляпы, веера и другие аксессуары, которые придавали образу особую элегантность. Крой и детали костюма также отличались от европейских трендов, имея свои особенности и уникальность.

Какие исторические события 18 века повлияли на развитие русского женского костюма?

Влияние исторических событий на развитие русского женского костюма в 18 веке было значительным. Русско-турецкая и русско-шведская войны, происходившие в этот период, привнесли в костюм элементы военной формы и национальной символики. Это проявилось в использовании различных украшений, орнаментов и цветов, а также в форме и силуэте одежды. Таким образом, исторические события стали источником вдохновения для моды того времени.

Какие были условия возникновения женского костюма в 18 веке?

В 18 веке женский костюм начал появляться благодаря общественным и культурным изменениям. Женщины стали выходить в общество, появилась нужда в новом типе одежды, отличающейся от традиционной. Также влияние на появление женского костюма оказали французская мода и влияние искусства.

Какие особенности развития женского костюма в 18 веке можно выделить?

Развитие женского костюма в 18 веке было связано с появлением новых модных тенденций. Одежда стала более сложной и изысканной, с различными деталями и аксессуарами. Большое влияние на костюм имел художественный строй: пропорции и скульптурность форм, геометрические линии. Крой был более свободным и подчеркивал женскую фигуру.

Какие исторические события в 18 веке повлияли на развитие русского костюма?

Исторические события, такие как русско-турецкая война и русско-шведская война, оказали влияние на развитие русского костюма. Во время этих конфликтов в России была актуальна военная тематика, которая отразилась и на одежде. Костюмы стали более украшенными военными элементами, использовались символы победы и героические атрибуты.

Как искусство и культура влияли на развитие женского костюма в 18 веке?

Искусство и культура оказали существенное влияние на развитие женского костюма в 18 веке. Французская мода, особенно парижская, была востребована и стала вдохновением для русских модельеров. Влияние искусства проявлялось в использовании роскошных материалов, вышивок и орнаментов, а также в эстетических принципах кроя и декора.

Кто были наиболее известные модельеры и дизайнеры 18 века?

В 18 веке было несколько прославленных модельеров и дизайнеров, которые внесли значительный вклад в развитие женского костюма. Среди них можно выделить Пьера Кардена, Ив Сен-Лорана, Кристиана Диора и многих других. Их творчество и стиль стали эпохальными и оказали влияние на дальнейшую моду.