Развитие и размещение сети предприятий общественного питания
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 09.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 1
1. Тенденции развития общественного питания 4
1.1. Социально-экономическое значение общественного питания 4
1.2 Организационные формы предприятий общественного питания 5
1.3 Пути совершенствования сети общественного питания 8
2. Характеристика объекта исследования 10
2.1 Объект и методы исследования 10
2.2 Принципы размещения предприятий 11
3.Анализ размещения сети предприятий питания на примере г.Екатеринбург 15
3.1. Структура сети предприятий 15
3.2. Характеристика типов предприятий 17
3.3. Обоснование потребности и размещения сети предприятий 22
4. Прогноз развития сети предприятий 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
С= Р/Рн х100%, Для того чтобы определить целесообразность размещения предприятия питания, следует провести анализ структуры общедоступной сети. Данные анализа сводят в таблицу.2.[3]Таблица 2. Анализ структуры общедоступной сети(Пример)Типы предприятийФактическое число местСоотношение, %Необходимое число местСоотношение, %Рекомендуетсяк строительству, мест (+, -)Столовые140024,0202124-621Рестораны148025,3210525-625Кафе134022,9210525-765Закусочные150525,8193723-432Бары1051,82533-148Итого58301008421100-2236В городе Екатеринбурге проживает более 1,5 млн. чел., что способствует развитию общественного питания и требует развития конкуренции на рынке.Основными потенциальными потребителями являются дети (организованное питание в детских коллективах) и трудоспособное население.Население старше трудоспособного возраста нельзя отнести к активным потребителям услуг общественного питания из-за специфики образа жизни (нет потребности в питании на месте работы) и более низкого уровня доходов.Уровень обеспеченности жителей заведениями общественного питания в регионе и городе составляет на тысячу жителей 1,1 и 1,5 предприятия соответственно (по данным интернет-издания «Деловой портал»).4. Прогноз развития сети предприятийПо оценкам РБК.research, в России число ресторанов, кафе и баров в прошлом году впервые показало отрицательную динамику. Число закрытий превзошло число открытий новых ресторановКак и в прошлом году, в сегменте сетевых ресторанов высокую динамику развития демонстрируют заведения быстрого питания. За май 2015 года – май 2016 года в стране открылось около 408 новых точек быстрого питания. Драйвером развития фаст-фуда сегодня является уверенность рестораторов в стрессоустойчивости сегмента к кризисам, а также спрос на недорогие франшизы.Кризис отрасли не смог разуверить рестораторов в том, что отечественный общепит имеет большой потенциал для роста. По мнению аналитиков перспективы для развития все же есть, несмотря на то, что люди стали значительно экономнее и консервативнее подходить к выбору точек для перекуса. Однако рынок сможет реализовать потенциал лишь при улучшении экономической ситуации в стране, а также при общемировой стабилизации.Поддержку отрасли оказал стремительный рост популярности внутреннего туризма, который позволил в некоторой степени компенсировать потери ресторанного рынка. По итогам 2015 года количество выездов за рубеж, осуществленных гражданами страны, сократилось на 25%. Согласно данным Росстата и Ростуризма количество поездок, совершенных российскими гражданами за границу в 2015 году составило 34,4млн Для сравнения в 2013 и 2014 годах число туристических поездок было на уровне соответственно 54,1 и 45,9 млн. [13]В текущем году спрос на внутренний туризм не только не снизится, но и вырастет на 3,5 млн. Этому будет способствовать сокращение авиасообщения с Египтом.Несмотря на кризис, российский ресторанный рынок является довольно перспективным. Емкость отечественного общепита в разы превышает значения текущих оборотов, что говорит оего ненасыщенности. На сегодняшний день доля затрат на питание «вне дома» в структуре домохозяйств не превышает 11%. В таких странах, как США и Канада аналогичный показатель находится на уровне соответственно 47% и 39%. Таким образом, объем отечественного ресторанного рынка в перспективе ближайших 50-80 лет должен приблизится к аналогичным показателям, продемонстрировав рост на 200-300%. Однако и это не предел. Рынки США, Канады, Великобритании и Германии, в которых среднедушевые затраты на питание в ресторанах и кафе в разы превышают среднероссийский показатель, несмотря на экономические сложности, в условиях 2015 года продолжают демонстрировать положительную динамику развития.По мнению аналитиков РБК.research, в 2017 году российский рынок общепита начнет только постепенно отыгрывать потери, но полное восстановление рынка произойдет лишь в 2018 году.[13]ЗАКЛЮЧЕНИЕВ следствие экономического кризиса в составе предприятий общественного питания прошли изменения в сторону увеличения числа объектов общественного питания, рассчитанных на ценовой сегмент среднего и ниже среднего уровней цен: столовых, закусочных, предприятий быстрого обслуживания, чайных, кафе, ориентированных на среднего потребителя.Для формирования позитивного имиджа предприятия и привлечения гостей, предприятия проводят различные акции: предоставляются скидки студентам и пенсионерам (завтраки, бизнес-ланчи, комплексные обеды, благотворительные акции), предлагаются разнообразные формы и системы лояльности к гостю, предприятия предлагают блюда разных национальных кухонь и формы обслуживания, ориентированные на среднего потребителя. Таким образом, появляется возможность формирования культуры питания и отдыха вне дома.За период с 2010 по 2015 годы около 80% общедоступных предприятий питания внедрили автоматизированные системы учета и расчета с потребителями. Свыше 80% предприятий оказывают дополнительные услуги потребителям: кейтеринг (доставка блюд на дом, в офисы, организация выездных банкетов, фуршетов, барбекю), услуги шеф-повара на дому, организация досуга для детей, консультации по приготовлению блюд, вызов такси, предоставление прессы, интернет-услуги и другие.[13]В современном обществе, все больше предприятий общественного питания имеют социальную направленность и становятся более доступными для людей с ограниченными возможностями, людей пенсионного возраста и детей: общедоступные предприятия общественного питания оборудованы средствами, обеспечивающими доступ маломобильным посетителям. Для семейного отдыха с детьми посетителям предлагаются детские комнаты и уголки, которые оборудуются специальной мебелью, в том числе мебелью для детей младшего возраста.Анализ, проведенный на основе мониторинга организации работы предприятий общественного питания г.Екатеринбурга, показал наличие ряда проблем, сдерживающих достижение количественного и качественного преобразования отрасли:- недостаточное количество общедоступных предприятий общественного питания различной специализации и ценовой доступности для всех категорий населения, неравномерное их распределение по районам. По результатам опроса потребителей установлено, что в Екатеринбурге недостаточно предприятий русской кухни, специализированных предприятий, оказывающих услугу питания;- сохранение и укрепление предприятий общественного питания по месту учебы и работы горожан, улучшения материально-технического состояния предприятий с целью сохранения системы организованного питания учащихся и студентов;- сохранение дисбаланса между системой подготовки и переподготовки кадров, реальными потребностями в них из-за недостаточного уровня квалификации персонала, отсутствия учебных программ для формирования навыков общения на иностранном языке, отсутствия системы качества и безопасности услуг общественного питания с ориентацией на ожидания потребителя;- несоответствие качества услуг и уровня сервиса ряда предприятий общественного питания современным требованиям из-за недостаточного технического перевооружения и внедрения современных технологий в процессы производства и обслуживания потребителей.Для реализации выбранного направления необходимы:- организация постоянного мониторинга состояния сети предприятий общественного питания в Екатеринбург с целью изучения спроса потребителей (опросы, анкетирование потребителей и руководителей предприятий);- определение потребности населения в предоставляемых услугах питания, специализации кухни и предприятиях разного типа – кафе, ресторанах, общедоступных столовых, закусочных, различной ценовой категории (анкетирование потребителей);- определение новых территорий для развития сети предприятий общественного питания с учетом проектов жилой застройки и освоения новых микрорайонов;- стимулирование строительства новых и реконструкции существующих предприятий путем информирования предпринимателей, и инвесторов о фактической обеспеченности посадочными местами, о результатах мониторинга потребительских предпочтений;- представление инвестиционных проектов на стенде Администрации города Екатеринбург на международных выставках;- координация проектов строительства новых и реконструкции существующих предприятий общественного питания, размещения предприятий общественного питания во вновь строящихся объектах (гостиницы, деловые центры, торговые центры), в строящихся жилых районах;- формирование культуры семейного отдыха на предприятиях общественного питания за счет развития современных предприятий общественного питания, внедрения дополнительных услуг для детей (детские комнаты, детские меню);- внедрение современных технологий в процессы производства и реализации продукции (использование многофункционального оборудования, технологического оборудования со встроенными элементами электроники и программирования, применение автоматизированных систем т. д.);- мониторинг внедрения дополнительных услуг общественного питания, в том числе реализации мероприятий по внедрению блюд уральской кухни;- мониторинг развития предприятий общественного питания по месту учебы и работы горожан, стимулирование модернизации сети предприятий по месту учебы, работы за счет улучшения материально-технической базы, ремонта и реконструкции имеющихся предприятий;- повышение квалификации работников сферы общественного питания за счет создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с привлечением к обучению иностранных специалистов;- мониторинг обращений граждан по поводу качества предоставляемых услуг общественного питания.Выбранный способ позволяет осуществлять влияние на дальнейшее развитие сети общедоступных предприятий общественного питания различных типов и различных ценовых категорий, на обеспечение территориальной доступности предприятий общественного питания для населения каждого микрорайона за счет строительства новых современных предприятий, реконструкции и модернизации существующих, внедрения прогрессивных технологий в процессы производства и реализации продукции, увеличения доли предприятий, работающих с применением современных форм обслуживания, расширения спектра услуг, предоставляемых семьям с детьми, пожилым гражданам и инвалидам, развития различных кухонь: русской, восточной, европейской и других национальных кухонь, специализированных предприятий общественного питания с рыбным меню, кофеен, чайных, столовых, закусочных и других предприятий[12].В данной курсовой работе были рассмотрены самые важные факторы, влияющие на успех предприятий питания, проведен анализ современного состояния отрасли и перспектив ее развития.В результате выполненной работы можно сделать ряд важных выводов.В данной работе на примере г.Екатеринбурга мы подробно рассмотрели проблемы и задачи, стоящие на современном этапе перед собственниками предприятий общественного питания, произведен анализ размещения заведений и их структура, дана характеристика типов предприятий. В ходе анализа выявлены некоторые недостатки в рациональном размещении сети предприятий по районам города и предложены мерына пути совершенствования сети общественного питания столицы Урала.Похвально, что администрация области уделяет большое внимание развитию сети общественного питания, что, безусловно, положительно сказывается на перспективе совершенствования и роста.В рамках подготовки Екатеринбурга к Чемпионату мира по футболу в 2018 году министерство продовольствия и АПК разработало концепцию развития предприятий общепита, котораявклает перечень и схемы размещения всех объектов питания, механизм мониторинга готовности предприятий.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Барановский В.А. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания / Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 352с. 2. Богушева В.И. Организация обслуживания посетителей ресторанов и баров. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-дону: «Феникс», 2004. - 416с.3. Кучер Л.С., ШкуратоваЛ.М. Организация обслуживания общественного питания: учебник. - М.: издательский Дом «Деловая литература», 2002. - 544с.4. Наволоцĸая Я. Руĸоводство современного менеджера ресторана. - СПб.: Вершина, 20065. Палли М. Справочник совершенного хозяина ресторана. 100 идей для достижения превосходства в конкурентной борьбе. – М.: ООО «Современные ресторанные и розничные технологии», 1999. – стр. 20.6. Пошерстник Н.В. Кадры предприятия. Практическое пособие. – М.: Проспект, 20097. ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования8.ГОСТ 30524-2013 Услуги общественного питания. Требования к персоналу9. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.restaurantrossia.ru/restaurants/10. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.RestoratorChef.ru›11. Bigness [Электронный ресурс]. Режим доступа: /restorany/12. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: data.do?id=31258&referrertype=1&referrerid= 13. РБК research [Электронный ресурс]. Режим доступа: 14. Retail [Электронный ресурс]. Режим доступа: ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1. Структура сети общественного питания РФ по данным на 1.01.2015 г.
1. Барановский В.А. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания / Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 352с.
2. Богушева В.И. Организация обслуживания посетителей ресторанов и баров. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-дону: «Феникс», 2004. - 416с.
3. Кучер Л.С., ШкуратоваЛ.М. Организация обслуживания общественного питания: учебник. - М.: издательский Дом «Деловая литература», 2002. - 544с.
4. Наволоцĸая Я. Руĸоводство современного менеджера ресторана. - СПб.: Вершина, 2006
5. Палли М. Справочник совершенного хозяина ресторана. 100 идей для достижения превосходства в конкурентной борьбе. – М.: ООО «Современные ресторанные и розничные технологии», 1999. – стр. 20.
6. Пошерстник Н.В. Кадры предприятия. Практическое пособие. – М.: Проспект, 2009
7. ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования
8.ГОСТ 30524-2013 Услуги общественного питания. Требования к персоналу
9. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.restaurantrossia.
ru/restaurants/
10. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.RestoratorChef.ru›
11. Bigness [Электронный ресурс]. Режим доступа: /restorany/
12. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: data.do?id=31258&referrertype=1&referrerid=
13. РБК research [Электронный ресурс]. Режим доступа:
14. Retail [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Вопрос-ответ:
Какие тенденции развития общественного питания?
Тенденции развития общественного питания включают в себя рост спроса на здоровую и разнообразную пищу, увеличение количества ресторанов и кафе с авторской кухней, а также развитие доставки еды.
Какое социально-экономическое значение имеет общественное питание?
Общественное питание имеет большое социально-экономическое значение, так как создает рабочие места, способствует развитию туризма и гостиничного бизнеса, а также укрепляет социальные связи и создает места для общения людей.
Какие организационные формы предприятий общественного питания существуют?
Организационные формы предприятий общественного питания включают в себя рестораны, кафе, бары, фаст-фуды, закусочные, кейтеринговые компании и многие другие.
Какие пути совершенствования сети общественного питания существуют?
Пути совершенствования сети общественного питания включают в себя внедрение новых технологий и автоматизации процессов, повышение качества и разнообразия предлагаемой пищи, улучшение обслуживания клиентов и усиление маркетинговых активностей.
Какие принципы размещения предприятий общественного питания существуют?
Принципы размещения предприятий общественного питания включают в себя учет потенциальных клиентов, конкуренцию на рынке, доступность и удобство расположения, а также анализ инфраструктуры и географических особенностей местности.
Какие тенденции развития общественного питания существуют?
Тенденции развития общественного питания может быть различными. Одной из них является увеличение спроса на здоровую пищу и разнообразные диетические меню. Также наблюдается рост популярности доставки еды на дом или в офис. Кроме того, все больше предприятий общественного питания стремятся использовать экологически чистые продукты и уделять внимание веганской и вегетарианской кухне.
Какое социально-экономическое значение имеет общественное питание?
Общественное питание имеет значительное социально-экономическое значение. Оно способствует созданию рабочих мест и развитию малого и среднего бизнеса. Кроме того, общепит позволяет удовлетворить потребности населения в питательных продуктах, а также предоставляет место для общения и проведения различных мероприятий.
Какие организационные формы предприятий общественного питания существуют?
Организационные формы предприятий общественного питания могут быть разнообразными. Это могут быть рестораны, кафе, бары, фаст-фуды, пекарни и другие. Также существуют различные формы собственности: государственные, коммунальные, частные, смешанные и др.
Какими путями можно совершенствовать сеть общественного питания?
Существует несколько путей совершенствования сети общественного питания. Во-первых, можно совершенствовать качество предлагаемых блюд и напитков, обновлять меню, учитывая пожелания посетителей. Во-вторых, важно создавать комфортные условия для посетителей, обеспечивать быстрое и качественное обслуживание. Также важно развивать доставку еды и использовать инновационные технологии в процессах приготовления и обслуживания.
Какие принципы используются при размещении предприятий общественного питания?
При размещении предприятий общественного питания соблюдаются такие принципы, как учет потребностей и предпочтений населения, анализ конкурентной среды, оценка потенциальной клиентуры и трафика, учет инфраструктуры и доступности для посетителей, а также финансовая осуществимость проекта.