воспитание бережного отношения к природе у старших дошкольников посредством дидактических игр
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 50 + 50 источников
- Добавлена 10.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 6
1.1. Понятие и основные особенности дидактических игр 6
1.2. Сущность экологического воспитания в старшем дошкольном
возрасте 13
1.3. Дидактические игры как средство воспитания бережного
отношения к природе у старших дошкольников 19
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ВОСПИТАНИЮ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 25
2.1. Уровень развития экологических представлений старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента 25
2.2. Программа воспитания бережного отношения к природе у старших дошкольников посредством дидактических игр 36
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию на этапе контрольного эксперимента 39
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
– 2015. – С. 213 – 215.
Косенко С.Ю. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / С.Ю. Косенко // Амурский научный вестник. – 2017. №1. – С. 105 – 112.
Кочергина Е.А. Экологическое воспитание дошкольников в контексте федерального государственного образовательного стандарта / Е.А. Кочергина // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогической феномен: Материалы научной конференции. – 2016. – С. 87 – 92.
Лизунова Е.В. Дидактическая игра как способ формирования экологических знаний у школьников / Е.В. Лизунова // Самарский научный вестник. – 2016. №4. – С. 202 – 206.
Ляшенко И.В. Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность / И.В. Ляшенко // Педагогика и современность. – 2015. №1. – С. 63 – 67.
Максимова М.В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников / М.В. Максимова // Молодой учёный. – 2015. №22. – С. 826 – 830.
Малышева Ю.А. Формирование представлений о живой природе у детей старшего дошкольного возраста / Ю.А. Малышева, А.И. Соловьёва // Вестник экспериментального образования. – 2016. №1. – С. 42 – 52.
Маркова Т.А. Мы: Программа экологического образования детей / Т.А. Маркова, Н.Н. Кондратьева. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 240 с.
Михайлова Л.С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / Л.С. Михайлова // Молодой учёный. – 2016. №12-6. – С. 90 – 94.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2001. – 184 с.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. №5. – С. 14 – 18.
Платова А.Г. Игра как метод экологического воспитания / А.Г. Платова, Т.Г. Ханова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 70 – 73.
Прокофьева О.С. Инновационные полходы к разработке дополнительной программы по экологическому воспитанию дошкольников / О.С. Прокофьева // Современная образовательная среда: Приоритетные направления развития: Материалы научной конференции. – 2010. – С. 128 – 133.
Редикульцева О.А. Игра как средство формирования экологических знаний / О.А. Редикульцева // Ямальский вестник. – 2015. №4. – С. 131 – 133.
Ретюнских Л.Т. Философия игры / Л.Т. Ретюнских. – М.: Вузовская книга, 2002. – 255 с.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2001. – 432 с.
Сапронова О.В. Экологическое образование и воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема / О.В. Сапронова, Е.А. Филатова // Наука вчера, сегодня, завтра: Материалы научно-практической конференции. – 2016. – С. 319 – 324.
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия. – 208 с.
Скибицкая И.И. Экологическое воспитание дошкольников / И.И. Скибицкая, Н.Н. Сорокина // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: Сборник материалов научно-практической конференции. – 2016. – С. 167 – 169.
Телегина И.С. Развитие экологического мышления детей посредством игры / И.С. Телегина, Ю.В. Клыкова // Семнадцатая региональная студенческая научная конференция Нижневартовского государственного университета: Статьи докладов. – 2015. – С. 389 – 391.
Токарев А.А. Обучение и воспитание экологической культуре детей дошкольного возраста в ДОУ / А.А. Токарев // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы Международной научной конференции. – 2013. – С. 53 – 61.
Фесянова Н.В. Воспитание осознанно-правильного отношения в природе у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Н.В. Фесянова, Т.Ю. Свергунова // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2015. №1. – С. 196 – 197.
Францева И.Т. Формирование основ нравственного поведения дошкольников через экологическое воспитание / И.Т. Францева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. №3. – С. 235 – 236.
Чикина О.М. Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / О.М. Чикина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. №15. – С. 72 – 73.
Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия / А.С. Шаров. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. – 358 с.
Шерешик Н.Н. Роль дидактических игр в развитии саморегуляции поведения старших дошкольников: Дис. канд. психол. наук. – Омск, 2005. – 219 с.
Шигина Л.А. Использование игры в экологическом образовании дошкольников / Л.А. Шигина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. №14. – С. 166 – 173.
Шхахутова З.Э. Дидактические игры как средство экологического образования младших школьников / З.Э. Шхахутова, А.К. Берсирова // Сборники конференций НИЦ Социосвера. – 2016. №57. – С. 26 – 29.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СТАРШАЯ ГРУППА
Тема Задачи План деятельности Здравствуй осень. Закрепить знания детей об осени. Развивать умение устанавливать связи между изменениями неживой и живой природе. В жизни растений и животных, насекомых и птиц, в труде людей. Развивать наблюдательность. Наблюдение – сравнение «Погода летом и осенью» Д/и «Угадай время года»
Беседа «Жизнь растений и животных осенью» Рисование «Воспоминание о лете» Что нас окружает? (целевая прогулка) Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты, созданные природой и человеком; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Наблюдение Что нас окружает?, Что у нас под
ногами?;
Д/и «Что сделано природой, что человеком»
Мп/и «Изобрази насекомое»
П/и «Садовник»
Рисование на асфальте «Цветы» Лесное путешествие Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; формировать представление об условиях среде, к которой приспособились животные и растения; развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к лесу. Беседа «Этажи леса»
Заучивание стихотворения «Что такое лес?»
мнемотехника
Слушание «Звуки леса»
Д/и «С какого дерева листочки?»
Д/и «Чьи детки?»
П/и «Посади лес» Волшебница осень. Обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника старшей группы д/с; воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Беседа «Такая разная осень»
Д/и «Когда это бывает?»
Наблюдение за листопадом
МП/и «Листопад»
Развитие мелкой моторики «Узор из листьев»
Чтение книги «Почему осенью листопад?» Овощи и фрукты Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, признаках их сходства и различия. Развивать логическое мышление, учить сравнивать анализировать. Беседа о пользе овощей и фруктов
Предметные и дидактические игры: «Узнай на вкус»,
«Узнай на ощупь»,
«Готовим борщ и компот»
Загадки об овощах и фруктах Что мы знаем о животных Сформировать понятие «домашние и дикие животные»: Уточнить знания детей об образе жизни, повадках, Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни животных. Беседа «Эти удивительные животные» Загадки о животных
Составление модели Признаки животных» Д/и «Что за зверь?», «Угадай кто кричит» П/и «Море волнуется раз» Наши
помощники -органы чувств Познакомить детей с органами чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Сформировать знание об их роли при восприятии человеком окружающего мира, развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Карточки с изображением органов чувств.
Д/и «Кто спрятался?», «Узнай по голосу», «Узнай по
запаху», «Чудесный мешочек»
Загадки об органах чувств. Какие бывают птицы Формировать и обогащать знаний детей о перелетных и зимующих птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей); развитию
познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам. Рассказ «Какие бывают птицы»
Комплект карточек «Птицы»
Составление модели «Птицы»
Опытническая деятельность «Как птицы летают?»
Загадки о птицах
Д/и «Какая птичка?»
Дискуссия «Птичка в клетке – это хорошо или
плохо» Чем люди отличаются друг от друга Уточнить представления детей о том, что все люди разные, не похожие друг на друга. Учить выделять признаки различия и сходства людей. Развивать интерес детей к познанию особенностей людей. Воспитывать дружеское отношение друг к другу. Беседа «Какие мы разные?»
Д/и «Найди пару» (по росту, цвету волос, глаз)
«Отличия людей по занятиям»
Обобщение понятия «люди» по моделям. «Что из чего сделано». Познакомить детей с природными материалами и материалами сделанными руками человека, уточнить знания о том, что материалы и вещи из них полезны в обычной жизни, углубить знания детей о прошлом предметов, развивать логическое мышление. Беседа «Что из чего и для чего?» Д/и «Из чего предмет» Опыт «Тонет или нет» Уголок природы Познакомить детей с приемами ухода за растениями и животными, назвать обитателей уголка природы, их основные потребности; показать, как надо правильно поливать, рыхлить землю, мыть и кормить животных, ухаживать за ними. Рассказ об уголке природы
Игра «Цветочный магазин»
Загадки о растениях и обитателях уголка природы.
Мнемотаблица «Уход за комнатными растениями»
Практическая деятельность в уголке природы
(совместно с воспитателем) Труд людей осенью Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом летом, делать выводы о направленности труда и его значении. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им. Иллюстрации труд людей осенью и летом.
Беседа по картинам
Д/и «Овощехранилище»
«Заготовка»
Рисование «осенние дары» Зима полна серебра учить устанавливать связи и закономерности в природе, обобщить представления детей о зиме, закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к родной при роде. Д/и: «У кого какой дом»
Опыт: «Снег сохраняет тепло»
Труд в природе: организация зимнего огорода на
окне
ТРИЗ: «Путешествие на облаке»
Загадки о зиме и явлениях природы Кто как зимует Расширять и углублять представление о зимовке зверей птиц, рыб, насекомых. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных и птиц в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. Беседа о зиме
Д/и «Зоологическое домино»
Опыт с водой и снегом, льдом
Карточки с изображением домашних и диких
животных
Загадки о животных
Физминутка «Снежок» Бумага,
древесина,
ткань Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. Изготовление поделок, построек (оригами из
бумаги)
Рассматривание предметов, игрушек из знакомых
материалов
Опыт с бумагой, древесиной
Аппликация из ткани «Полянка» Рассказ о рыбе и лягушке Дать понятие о рыбах и лягушках. Закрепить знание детей о строении рыбы и лягушки. Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа. Рассказ о лягушках и рыбах
Мнемосхема «Признаки рыбки и лягушки»
Схема «Развитие рыбы и лягушки»
Игра «Посели лягушку»
Игра с карточками «Развитие рыбки и лягушки» В гостях у птиц Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим» Беседа о зимующих и перелётных птицах Отгадывание загадок
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц Наблюдения за птицами на участке Дидактические игра: «Кто где живёт» Зимушка-зима Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. Беседа о зиме
Рассматривание картины «Зимние забавы»
Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют
дикие звери»
Чтение сказки «Зимовье»
С. Козлов «Зимняя сказка»
А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка»
П/игры «Берегись, заморожу»
«Снежинки и ветер» Песок, глина, камень, почва Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. Опыт с песком, глиной
Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений
(рыхление, прополка, удобрение)
Рассмотреть песок, глину (сравнить) Путешествие в царство комнатных растений Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Рассматривание картины из серии «Уход за
комнатными растениями»
Опыт по ознакомлению с потребностями растений
(свет, тепло, влага, почвенное питание)
Игра «Цветы»
Беседа о строении растений
Беседа об уходе за комнатными растениями
Дидактические игры «Живые картинки» Стекло и металл Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. Опыт со стеклом, металлом
Сравнение предметов
Дидактическая игра «Из чего сделан предмет»
Рассматривание иллюстраций с предметами из этих
материалов Путешествие с Севера на Юг». Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле,
рассказать о климатических поясах России, дать понятие высокой поясности, что каждой климатической зоне соответствуют определенные виды растений воспитывать бережное отношение к природе. Рассматривание иллюстраций животных и растений
севера и юга
Д/и «В гостях у Хозяйки Медной горы»
Опыт: «Как маскируются животные»
Экологическая акция: «Украсим группу цветами» Солнце – большая звезда Развивать у детей элементарные представление и экологическую взаимосвязь человека с животным миром. Рассказать о Солнечной системе, дать представление о солнце как звезде и планете, познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных: показать, что солнечный луч может стать разноцветным, делать выводы, подтверждая их экспериментальным путем. Рассматривание иллюстраций звездного неба
Просмотр презентации «Солнечная система»
Опыт: «Полярное сияние»
Беседа «Когда солнце светит ярче»
Игра-предположение «Если бы не было солнышка» В гостях у Веснянки Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. Наблюдение за весенними изменениями в природе
Загадки о весне
Иллюстрации «Когда это бывает»
Жизнь животных и птиц весной.
Чтение стихов о весне
Игра «Покажи птиц, которые прилетают весной»
П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса» Береги живое! Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. Игровое упражнение «Посели цветы там, где они
выросли»
Игра «Где живут животные»
Игра «Какой цветок просит помощи, нарисуй его»
Рассматривание «Красной книги», беседа Резина и пластмасса Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. Рассматривание предметов из этих материалов Сравнение резины и пластмассы Д/и «Из чего сделан предмет» Поделки из резины, пластмассы Как художник лес рисовал уточнить и расширить представления детей о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга, закрепить знания детей о том, что лес - это сообщество растений необходимость охраны этих растений и животных, которые не могут жить друг без друга, что лес, это их дом. Люди, приходящие в лес - это гости, они должны соблюдать правила, чтобы не нарушить жизни хозяев, рассказать о приспособляемости животных к среде обитания. Беседа о лесе
Рассказ «Как я побывал в лесу»
Составление пищевых цепочек леса
Д/и «Как вести себя в лесу»
Рассматривание иллюстраций «Чудеса в лесу»
Рисование «Лес весной» Насекомые -
наши
помощники Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. Отгадывание загадок
Наблюдения за насекомыми
Рассматривание иллюстраций
Д/и «Найди насекомых, поедающих листья»
Чтение стихотворений М. Пришвина «Божья коровка»,
«Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова
«Лесная мозаика») Экскурсия в плодовый сад в период цветения Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства. Наблюдения за цветением деревьев
Рассматривание иллюстраций «Сравнение
различных периодов весны»
Д/и «Раскрась предметы живой и неживой
природы», «Найди такой же» Рассматривание
картины «Цветущий сад»
Игра «Пчёлки» Земля - мой дом Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. Беседа «Где я живу»
Сравнение речки, болота, моря
Д/и: «Рассели животных»
«Кто живёт на суше, а кто в воде»
Рисование «Звёздное небо» Для чего нужны дождевые черви Познакомить с дождевым червем,
с внешним видом и строением, закрепить знания детей о почве, через стеклянную стенку демонстрационного ящика наблюдать за поведением дождевых червей, сделать вывод: они полезны, т. к рыхлят почву и к корням растений поступает больше воздуха. Беседа о насекомых
Рассказ «Наши друзья дождевые червяки» Наблюдение за дождевым червяком Опыт «Как лучше дышит растение» Экологическая тропинка Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев) Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги
природу»
Целевая прогулка по экологической тропинке
Игра «Что ты сделал доброе для природы?»
ТРИЗ «Что будет, если»
Д/и «Кто больше»
П/и «Раз, два, три- к дереву беги»
Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы»
Игра «Опиши, а мы отгадаем» Человек -
живой
организм Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о «+» и «-» влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. Рассматривание плакатов, иллюстраций со
строением органов человека
Беседа о потребностях человека
Рассказ о вредных привычках
Язычок-помощник - Игра «Угадай на вкус»
Гимнастика для глаз Бумага,
древесина,
ткань Обобщить знания детей о свойствах и качествах различных материалов, умение их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. Д\и «Что из чего?»
ТРИЗ «Если бы не было деревьев» Беседа «Зачем нужно стекло» Игра «Юный модельер» Проведение
итогового
мониторинга Выявить какие знания и умения приобрели дошкольники по теме экологического воспитания. Диагностические карты и карты схемы для выявления уровня экологических знаний и умений дошкольников.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Тема Задачи План деятельности Во саду ли, в огороде Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. Наблюдения за сбором урожая
Д/и «Узнай по описанию»
Беседа «Что нам осень принесла»
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Н. Егоров «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук».
Игра «Вершки и корешки» В хороводе деревьев Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. Наблюдения
Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
Отгадывание загадок
Игра «Листья и плоды»
Дидактическое лото «С какого дерева листочек»
Чтение стих-я А. Майков «Кроет уж лист золотой» «Зелёная аптека» Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. Беседа о лекарственных травах
Загадки
Рассматривание иллюстраций с растениями
Дегустирование «Полезный чай» Волшебница осень. Обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника старшей группы д/с; воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Беседа «Такая разная осень». Д/и «Когда это бывает?» Наблюдение за листопадом. МП/и «Листопад»
Сбор осеннего букета из листьев Чтение стихов об осени Тайны
грибного
царства Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. Загадки Лесовичка о грибах
Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций
Рассказ о месте произрастания грибов, их строении,
размножении
Аппликация «Поможем белочке заготовить грибы» Чудо- ягодка Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) Рассматривание иллюстраций, муляжей
Отгадывание загадок
Д/и «Лесные и садовые ягоды» Воздух Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)
Надувание мыльных пузырей
Пузырьки-спасатели
Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на
рост и развитие растения)
Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей Наши
помощники органы чувств Познакомить детей с органами чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Сформировать знание об их роли при восприятии человеком окружающего мира, развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Карточки с изображением органов чувств.
Д/и «Кто спрятался?», «Узнай по голосу», «Узнай по
запаху», «Чудесный мешочек»
Загадки об органах чувств Мир растений Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений Д/и: «Собери букет», «Узнай растение» Опыт «Что любят растения» Подводное царство Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. Наблюдения за аквариумными рыбками
Рассматривание иллюстраций с изображением
лягушки, рыб, водорослей.
Игра «Мы весёлые рыбки»
Опыт «Кто живёт в воде»
Беседа «Зачем лягушке такие лапки» Волшебница вода Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни Беседа
Чтение стих-я Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде»
Игра «Как сосулька превратилась в воду»
Изготовление цветных льдинок
Взаимодействие воды и снега
МП/и «Такая разная вода»
Опыты с водой Чем люди отличаются друг от друга Уточнить представления детей о том, что все люди разные, не похожие друг на друга. Учить выделять признаки различия и сходства людей. Развивать интерес детей к познанию особенностей людей. Воспитывать дружеское отношение друг к другу. Беседа «Какие мы разные?»
Д/и «Найди пару» ( по росту, цвету волос, глаз)
«Отличия людей по занятиям»
Обобщение понятия «люди» по моделям. На бабушкином
дворе Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. Отгадывание загадок о домашних животных Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные Дидактические игры: «Назови детёнышей», «Кто, где живёт» Игра «Угадай, это зверь или птица?» (по модели) Лесные жители Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным Рассматривание картины «Звери в зимнем лесу»
Игра-имитация «Звериная зарядка»
Опыт «Как звери меняют шубку»
Диафильм 2Зайцы», «Зима в лесу»
Игровое упражнение «Придумай ласковые слова»
Д/и: «Найди детёныша», «Кто, что ест», «Кто, где
живёт» Белый снег, пушистый Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). Опыты со снегом
ТРИЗ «Зачем зимой снег?»
Экспериментирование «Цветные льдинки»
Рисование «Снежинки»
Постройка горки с помощью взрослых Приключение Мамонтенка закрепить знания о четырех классах животных: насекомых, птицах, выделять характерные признаки с помощью моделей каждого класса животных. Беседа о братьях наших меньших
Д/и «Кто главный в лесу»
Найди по схеме животное, птицу, насекомое.
Составление моделей животных самостоятельно.
Загадки о животных
Рисование «В зоопарке» Экскурсия в зимний парк Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы (холодно, морозно, солнце не греет везде лежит снег). Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц. Видеть особенности их поведения зимой. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее. Наблюдение за деревьями зимой.
Заучивание поговорок и зиме
Рассматривание иллюстраций с разными погодными
условиями зимой
Наблюдения за птицами на участке
Укрывание снегом корней деревьев Свет и цвет Дать детям представление о том, какое значение имеет свет для всего живого на земле. Научить экспериментировать со светом, понимать, что свет необходим для человека. Беседа «Свет и цвет в чем различие?»
Опыты со светом «Волшебные лучи», «Свет и тень»,
«Как получается радуга»
Опыты с цветом « Волшебный круг»
Теневой театр
Самостоятельная деятельность «Раскрасим радугу» Заповедник Дать понятие «Заповедник», сформулировать знания о том,
зачем нужны заповедники, как там содержат редких
животных.
Познакомить с видами заповедников. Беседа «Как человеку сохранить редких животных и
птиц»
Д/и «Кто где живет?»
Просмотр презентации «Заповедные места»
Изготовление аппликации «Животные и птицы
Красной книги» Животные разных стран Познакомить детей с животными нашей планеты Земля. Закрепить знания о том, в какой часть суши живут разнообразные животные. Развивать гуманное отношение к животным. Повторить знания о том, зачем нужна Красная книга. Рассматривание разных животных
Д/и «Где кому лучше живется?»
Беседа с использованием ТРИЗ «Черепаха на
севере»
Просмотр видеофильма «Ребятам о зверятах» Почему земля кормит Познакомит детей с компонентами, которые входят в состав почвы с помощью опытов, дать понятие «плодородная почва», воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности. Беседа о почве «Что где растет?»
Рассматривание иллюстраций с различными видами
почв.
Опыты с почвой, глиной, песком
ТРИЗ «Земля и почва — разное или одинаковое» Загадки природы Обобщить знания детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня). Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах. Рассматривание физической карты, картин «Лес
после пожара», Загрязненная река и т. п. - беседа по
ним.
Д/и «Кто вернется в лес», «Этажи леса»
Повторение правил поведения в экосистемах
Опыт - изготовление очистного сооружения реки.
Зарисовка «Путешествие в лес (на реку, в пустыню)» Витамины на подоконнике Учить детей создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность. Умение замечать изменения в росте растения, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. Воспитывать познавательный интерес. Беседа о витаминах
Посадка лука в различные виды почв и воду,
дальнейшее наблюдение за ростом
Зарисовка дневников наблюдений «Как лук растет»
ТРИЗ «Что можно вырастить на подоконнике?» Уход за комнатными
растениями. Развивать интерес к комнатным растениям; учить детей описывать растения (стебель, листья, светолюбиво или нет, как поливать). Комнатные растения в группе; карты – схемы ухода за цветами. Насекомые — друзья и враги Расширить представления о насекомых, их среде обитания. Учить сравнивать насекомых по способу их передвижения. Дать сведения о сезонной жизни насекомых, местах их обитания. Формировать бережное отношение к живой природе. Строение насекомых — рассматривание схем
Беседа «Вредные и полезные насекомые»
Д/и «Кто спрятался в траве?»
Пед. ситуация «Если бы не было пчел»
Д/и «Угадай по описанию» Подводное царство Расширить представления детей о воде, ее свойствах, ее значении в жизни всего живого. Расширить представления детей о подводном мире животных, особенностях их строения; Воспитывать бережное отношение к животным подводного мира. Беседа «Какая бывает вода, кто в ней живет» Просмотр презентации «Подводное царство» Д/и «Рассели морских и речных обитателей» Рисование «Морское дно» Живая и неживая природа Закрепить понятия «природа» и «не природа». Животные и растения как живые существа: они могут дышать, питаться, размножаться, двигаться. Закрепить понятия «живая»-«неживая» природа. Живая и неживая природа, как общий дом для всех живых существ. Беседа «Что такое природа»
Д/и «Живая и неживая»
Д/и «Кто в домике живет?»
Изготовление общей аппликации «Природа — наш
общий дом — всем хорошо живется в нем!» Пернатые друзья Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма. Познакомит детей с тем, как птицы устраивают гнезда (различные виды гнезд, как заботятся о птенцах. Формировать гуманное отношение к птицам. Беседа «Весенние заботы птиц» Д/и «Зимующие и перелетные» Просмотр видеофильма «Птичьи заботы» М/п игра «Найди гнездышко» Чтение стихов и загадок о птицах Определение примет по повадкам птиц. «Весна пришла» обучающая прогулка Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках весны. Закрепить знания о весенних изменениях. Видеть особенности преображения природы весной. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее. Беседа «Весна пришла»
Наблюдение за природой, деревьями
Составление прогноза погоды по приметам на день
Рассматривание почек разных деревьев
П/и «Птицы и насекомые»
П/и «Беги к дереву какое назову»
Повторение правил поведения в природе Луговые цветы Дать знание детям о травах и цветах, как представителях флоры Земли их красоте и пользе. Знакомить с Красной книгой растений. Воспитывать любовь к природе. Просмотр презентации «Такие разные цветы» Сравнительный анализ луговых цветов Рассматривание схемы - строение цветка Изготовление мнемосхем «Береги цветы» «Дом под крышей голубой» Учить любить и понимать природу. Формировать представление о том, что человек часть природы. Воспитывать любовь к окружающему. Просмотр презентации «Земля-наш общий дом» Д/и «Сохраним живое»
Игра-фантазия «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта», «Город будущего» Природные явления. Закрепить знания детей о различных природных явлениях. Формировать знания о природных катаклизмах и правилах поведения при этом. Народные приметы — беседа и обсуждение.
ДИ «Предскажи погоду»
Пед. ситуация « А если гроза….(шторм, буран и
т.п)»
Д/и «Как вести себя, когда….» Комнатные растения Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях, их пользе, правилах ухода за ними. Учить детей определять растения по внешнему виду. Воспитывать интерес к комнатным растениям. Беседа о комнатных растениях.
Д/и «Угадай растение по описанию»
Опыт «Как растение дышит, пьет»
Мнемотаблица «Как ухаживать за цветком»
Практическая деятельность «Посадка комнатного
растения» Праздник «Мы - друзья природы» Закрепить знания детей о правилах поведения в природе. Учить бережному отношению к природе и друг другу. Чтение стихов о природе, исполнение песен.
Д\и «Какое время года», «Метеобюро», «Рассели
животных и птиц», «Бывает - не бывает»
Опытническая деятельность с водой, воздухом,
песком, почвой.
П/и «Чистая планета»
Изготовление плаката «Мы - друзья природы» Проведение итогового мониторинга в виде экологической викторины Выявить какие знания и умения приобрели дошкольники по теме экологического воспитания. Диагностические карты и карты схемы для выявления уровня экологических знаний и умений дошкольников, дидактические игры по изученным темам, мнемотаблицы. Блиц-вопросы.
74
1. Авдеева Н.Н. Безопасность / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева. – М.: Детство-Пресс, 2005. – 144 с.
2. Аксёнова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксёнова. – М.: Сфера, 2011. – 128 с.
3. Алтунина Л.И. Экологическое воспитание дошкольников / Л.Т. Алтунина, О.Н. Юшкова // Научный альманах. – 2015. №11-12. – С. 24 – 26.
4. Варламова Н.Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Н.Ю. Варламова, В.С. Соколова, В.Н. Кочеткова // Детский сад от А до Я. – 2008. №6. – С. 92 – 100.
5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! / О.А. Воронкевич. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 512 с.
6. Габбасова С.А. Экологическое воспитание дошкольников / С.А. Габбасова // Проблемы педагогики. – 2016. №1. – С. 21 – 25.
7. Гайнуллова Ф. Проблемы экологического воспитания и образования детей в отечественной и зарубежной педагогике / Ф. Гайнуллова // Детский сад от А до Я. – 2008. №6. – С. 46 – 52.
8. Глаз Е.А. Экологическое воспитание в детском саду (из опыта работы) / Е.А. Глаз, И.Б. Голубь // Новая наука как результат инновационного развития общества: Сборник статей научно-практической конференции. – 2017. – С. 21 – 26.
9. Гоц Н.А. Об использовании игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста / Н.А. Гоц // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: Материалы научно-практической конференции. – 2016. – С. 115 – 118.
10. Грецкая Ю.П. Инновационные подходы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС / Ю.П. Грецкая // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. №3. – С. 51 – 54.
11. Гусаков П.А. Экологическое воспитание дошкольников – основа бережного отношения к природе / П.А. Гусаков, М.Н. Широченкова // Теоретические и практические исследования XXI века: Труды научно-практической конференции. – 2016. – С. 202 – 204.
12. Ефременко Н.А. Особенности организации работы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ / Н.А. Ефременко // Проблемы и возможности современной науки: Сборник материалов научно-практической конференции. – 2015. – С. 32 – 41.
13. Ефремова Н.А. Особенности организации работы по экологического воспитанию дошкольников в условиях ДОУ / Н.А. Ефремова // Проблемы и возможности современной науки: Сборник материалов научно-практической конференции. – 2015. – С. 32 – 41.
14. Зебзеева В.А. Воспитание у дошкольников элементов экологической культуры / В.А. Зебзеева, М.О. Ильина // Новая наука: От деи к результату. – 2015. №2. – С. 13 – 15.
15. Зебзеева В.А. Игровой тренинг как форма экологического образования детей дошкольного возраста / В.А. Зебзеева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. №5. – С. 71.
16. Искандарова В.В. Экологическое воспитание дошкольников / В.В. Искандарова // Современные проблемы развития образования и воспитания молодёжи: Сборник материалов научно-практической конференции. – 2015. – С. 11 – 12.
17. Казаручик Г.Н. Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников / Г.Н. Казаручик // Мир детства и образование: Сборник материалов научно-практической конференции. – 2015. – С. 42 – 46.
18. Казаручик Г.Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г.Н. Казарчик // Дошкольная педагогика. – 2009. №1. – С. 33 – 37.
19. Катасонова Е.А. Экологическое воспитание дошкольников через организацию различных видов детской деятельности / Е.А. Катасонова // Наука и образование: новой время. – 2015. №4. – С. 146 – 147.
20. Климентьева Т.И. Формирование нравственных качеств личности дошкольника через экологическое воспитание и образование / Т.И. Климентьева // Актуальные проблемы современного образования: Опыт и инновации: Материалы научно-практической конференции. – 2012. – С. 184 – 186.
21. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб: Детство-Пресс, 2016. – 352 с.
22. Кондратенко Е.А. Особенности организации работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников / Е.А. Кондратенко // Южно-Уральские научные чтения. – 2016. №1. – С. 24 – 29.
23. Конова Ф.У. Экологическое воспитание дошкольников / Ф.У. Конова // Научные механизмы решения проблем инновационного развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 213 – 215.
24. Косенко С.Ю. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / С.Ю. Косенко // Амурский научный вестник. – 2017. №1. – С. 105 – 112.
25. Кочергина Е.А. Экологическое воспитание дошкольников в контексте федерального государственного образовательного стандарта / Е.А. Кочергина // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогической феномен: Материалы научной конференции. – 2016. – С. 87 – 92.
26. Лизунова Е.В. Дидактическая игра как способ формирования экологических знаний у школьников / Е.В. Лизунова // Самарский научный вестник. – 2016. №4. – С. 202 – 206.
27. Ляшенко И.В. Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность / И.В. Ляшенко // Педагогика и современность. – 2015. №1. – С. 63 – 67.
28. Максимова М.В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников / М.В. Максимова // Молодой учёный. – 2015. №22. – С. 826 – 830.
29. Малышева Ю.А. Формирование представлений о живой природе у детей старшего дошкольного возраста / Ю.А. Малышева, А.И. Соловьёва // Вестник экспериментального образования. – 2016. №1. – С. 42 – 52.
30. Маркова Т.А. Мы: Программа экологического образования детей / Т.А. Маркова, Н.Н. Кондратьева. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 240 с.
31. Михайлова Л.С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / Л.С. Михайлова // Молодой учёный. – 2016. №12-6. – С. 90 – 94.
32. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2001. – 184 с.
33. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. №5. – С. 14 – 18.
34. Платова А.Г. Игра как метод экологического воспитания / А.Г. Платова, Т.Г. Ханова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 70 – 73.
35. Прокофьева О.С. Инновационные полходы к разработке дополнительной программы по экологическому воспитанию дошкольников / О.С. Прокофьева // Современная образовательная среда: Приоритетные направления развития: Материалы научной конференции. – 2010. – С. 128 – 133.
36. Редикульцева О.А. Игра как средство формирования экологических знаний / О.А. Редикульцева // Ямальский вестник. – 2015. №4. – С. 131 – 133.
37. Ретюнских Л.Т. Философия игры / Л.Т. Ретюнских. – М.: Вузовская книга, 2002. – 255 с.
38. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2001. – 432 с.
39. Сапронова О.В. Экологическое образование и воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема / О.В. Сапронова, Е.А. Филатова // Наука вчера, сегодня, завтра: Материалы научно-практической конференции. – 2016. – С. 319 – 324.
40. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия. – 208 с.
41. Скибицкая И.И. Экологическое воспитание дошкольников / И.И. Скибицкая, Н.Н. Сорокина // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: Сборник материалов научно-практической конференции. – 2016. – С. 167 – 169.
42. Телегина И.С. Развитие экологического мышления детей посредством игры / И.С. Телегина, Ю.В. Клыкова // Семнадцатая региональная студенческая научная конференция Нижневартовского государственного университета: Статьи докладов. – 2015. – С. 389 – 391.
43. Токарев А.А. Обучение и воспитание экологической культуре детей дошкольного возраста в ДОУ / А.А. Токарев // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы Международной научной конференции. – 2013. – С. 53 – 61.
44. Фесянова Н.В. Воспитание осознанно-правильного отношения в природе у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Н.В. Фесянова, Т.Ю. Свергунова // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2015. №1. – С. 196 – 197.
45. Францева И.Т. Формирование основ нравственного поведения дошкольников через экологическое воспитание / И.Т. Францева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. №3. – С. 235 – 236.
46. Чикина О.М. Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / О.М. Чикина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. №15. – С. 72 – 73.
47. Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия / А.С. Шаров. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. – 358 с.
48. Шерешик Н.Н. Роль дидактических игр в развитии саморегуляции поведения старших дошкольников: Дис. канд. психол. наук. – Омск, 2005. – 219 с.
49. Шигина Л.А. Использование игры в экологическом образовании дошкольников / Л.А. Шигина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. №14. – С. 166 – 173.
50. Шхахутова З.Э. Дидактические игры как средство экологического образования младших школьников / З.Э. Шхахутова, А.К. Берсирова // Сборники конференций НИЦ Социосвера. – 2016. №57. – С. 26 – 29.
Развитие у старших дошкольников бережного отношения к природе в процессе природоведческих экскурсий
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Кафедра детской психологии и дошкольного образования
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ: Развитие у старших дошкольников бережного отношения к природе в процессе природоведческих экскурсий Введение Изменение социально-экономических условий в обществе, дефицит культуры общения и взаимоотношений создают определенные трудности в формировании социальной ориентации ребенка. В связи с этим, современные тенденции педагогической науки нацелены на развитие самоактуализирующейся, интенсивно развивающейся личности. В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникационной компетенции. Воспитатели дошкольных учреждений находится на своих учеников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У детей формируется способность сосредотачивать внимание на близкие объекты и явления окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. Однако, не все может быть правильно понято детьми, самостоятельного общения с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистичные представления-знания об объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – самых важных задач детского сада. Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Здесь экскурсия выступает как одна из составляющих нравственного формирования личности. Таким образом, в содержание экскурсии, главную роль играет формирование сознательного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними, освоения правил охраны природы.
Тула – 2009