"Чрезвычайные органы во время Гражданской войны в СССР"
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 10.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Период Гражданской войны: общая характеристика исторического этапа 5
Глава 2. Характеристика деятельности чрезвычайных органов в период Гражданской войны: истоки, функционирование и значение 12
Заключение 27
Список литературы 29
В одних из названных районов действие ревкомов осуществлялось до конца 1921 г., а в других - до 1924-1927 гг., пока не удалось добиться подавления главных антисоветских очагов.Таким образом, период Гражданской войны не только стал укреплением монополии партии большевиков на власть в стране, но и показал, что может существовать такая организация управления, которая была представлена, с одной стороны, официальной бюрократической машиной, гарантирующейналичие некоторой стабильности, с другой - особыми компенсирующими, параллельно действующими механизмами – системой чрезвычайных органов, позволявших при необходимости проводить быстрые действия, не согласуя их с обычными властными структурами. Этот опыт привел к тому, что многие советские партийно-государственные деятели были убеждены в том, что чрезвычайная система является весьма действенной, если условия сложные. Характерно, что Положение о чрезвычайных мерах по охране революционного порядка, принятое ЦИК СССР 3 апреля 1925 г. (является советским аналогом Положения 1881 г.), предполагало в тех местностях, где объявлено военное положение, формирование обширной сети ревкомов.Чрезвычайные меры вскоре стали представлять собой способ решения проблемы преодоления хлебозаготовительного кризиса 1927-1928 гг., затем –именно так стали проводить сплошную коллективизацию сельского хозяйства, укреплять диктатуру Сталина в 1935-1938 гг. В середине 1930-х гг. после экспериментов «большого скачка» и «великого перелома» в стране вновь ситуация стала напряженной. Как результат, были учреждены так называемые политотделы. Таким образом, опыт создания чрезвычайных органов оказался весьма востребованными советским руководством.Итак, следует обобщить вышесказанное. В годы Гражданской войны и военной интервенции в Советской России существовали не только конституционные (речь идет о Всероссийском съезде Советов, ВЦИКе РСФСР, СНК РСФСР, местных Советах и их исполкомах), но и чрезвычайные высшие и местные органы власти. Образование Совета Рабочей и Крестьянской Обороны произошло после издания Постановления ВЦИК от 30 ноября 1918 года во исполнение Постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 года "Советская республика - военный лагерь".Так, в конце декабря 1918 года, чтобы непосредственно осуществлять меры, связанные с борьбой с дезертирством, произошло учреждение Центральной временной комиссии в составе представителей таких органов, как Всероссийский Главный Штаб, Всероссийское Бюро военных комиссаров и Народный Комиссариат Внутренних Дел. В принятых Советом постановлениях "О дезертирстве", "О мерах борьбы с дезертирством" и "О мерах к искоренению дезертирства" оно приравнивалось к предательству и квалифицировалось как тяжкое и позорное преступление.В военных условиях ключевой вопрос был представлен сохранением и пополнением численности войск. Попытки основания многомиллионной РККА на добровольных началах под лозунгом "Социалистическое Отечество в опасности!" носили безуспешный характер, необходимо было осуществлять быстрый переход к мобилизации. Соответственно, 29 мая 1918 года на основании Постановления ВЦИК "О принудительном наборе в рабоче-крестьянскую армию" начинается призыв в Красную Армию. После получения соответствующих полномочий, Советом Обороны 12 мая 1919 года было принято Постановление "О призыве на военную службу солдат расформированной старой армии, возвратившихся или возвращающихся из плена". На достижение этих же целей были направлены Постановления Совета Рабочей и Крестьянской Обороны "О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1901 г.", "О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1888, 1887 и 1886 гг.", "О явке к призыву лиц, скрывающих свое бывшее офицерское звание" и другие. Если лица отклонялись от призыва, то их ждало суровое наказание согласно законодательству военного и революционного периода. Эти чрезвычайные меры дали результат, в 1920 году армия насчитывала уже 5300 тыс.Как весьма необходимую в условиях массового военного призыва можно рассматривать систему обязательной военной подготовки граждан - Всевобуч (речь идет о всеобщем военном обучении). Решение о её создании было принято в марте 1918 года VII съездом РКП (б) и IV Чрезвычайным съездом Советов, а юридическое оформление было представлено Декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 года "Об обязательном обучении военному искусству". С целью уточнить положения Декрета 24 сентября 1919 года Советом Обороны было осуществлено вынесение Постановления "Об организации Всеобщего военного обучения трудящихся".Под общим руководством возглавляемой Л.Б. Красиным комиссии по снабжению во второй половине 1918 года Красной Армией было получено от органов снабжения за счёт запасов старой армии и нового производства свыше 2 тыс. орудий, около 4,5 млн. снарядов, 8 тыс. пулемётов, свыше 900 тыс. винтовок, более 500 млн патронов, 75,5 тыс. револьверов, свыше 1,5 млн револьверных патронов, около 1 млн ручных гранат.При Совете Обороны помимо упомянутых выше осуществлялось действие Особого комитета по проведению военного положения на железных дорогах республики, Центральной комиссии по приисканию и распределению помещений для Красной Армии и других органов.Чтобы обеспечить эффективное функционирование государственного аппарата, полное и своевременное выполнение местными органами власти директив высшего руководства, 8 декабря 1918 года Советом было принятоПостановление "О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты". Областные и местные Советские учреждения должны были заниматься исполнением постановлений и распоряжений центральной власти точно и беспрекословно. Чрезмерно разросшаяся ведомственная переписка и тормозящая работу канцелярская волокита в центре и на местах должны были быть пресечены. Распоряжения центральной власти должны были выполнять быстро, вместо переписки следовало использовать телефонные переговоры, деловые бумаги посылать телефонограммой, обязательно проверять, как исполняется каждое предписание, распоряжение. В случае нарушения Постановления полагалась строгая ответственность согласно революционным законам. Посредством деятельности Совета осуществлялось решение проблем, связанных с областничеством, произвольными арестами на местах и т.п. Так, 14 декабря 1918 года состоялось принятие Постановления "О производимых Всероссийской Чрезвычайной Комиссией арестах ответственных служащих и специалистов". ВЧК и её местные органы должны были давать извещения соответствующему ведомству о собственных постановлениях об арестах ответственных работников Советских учреждений, а также всех специалистов, инженеров и техников, которые работают на промышленных предприятиях и на железной дороге. Не позднее 48 часов после ареста следовало направить извещение об этом факте в соответствующие учреждения, там также должна была быть информация о том, какое обвинение было предъявлено. Освобождение из-под ареста было возможно в случае, если есть письменное поручительство от народных комиссариатов, городских и губернских комитетов РКП (б), губернских и городских Советов депутатов, а также профессиональных союзов.Ранее уже отмечалось, что в годы первой мировой войны и функционирования Временного правительства начинается кризис в народном хозяйстве. В годы становления советской власти этот кризис еще более усилился. Чтобы облегчить переживаемый страной топливный кризис, Советом Обороны 19 ноября 1919 года было осуществлено принятие Постановления "О натуральной, трудовой и гужевой повинности". Трудовая повинность по заготовке, погрузке и выгрузке топлива касалась всех граждан мужского пола в возрасте от 35 до 50 лет, кроме тех, которые были явно не способны к трудовой деятельности, лиц женского пола от 18 до 40 лет. Оплату труда привлеченных к выполнению трудовой повинности производили по тарифу соответствующих профсоюзов.С начала 1920 года в связи с тем, что военная обстановка в стране улучшилась, приоритет стал отдаваться вопросам восстановления экономики и перевода её на мирные рельсы, что не могло не отразиться на деятельности и даже названии Совета Рабочей и Крестьянской Обороны. 7 апреля 1920 года, как уже отмечалось ранее, он становится Советом Обороны и Труда, а 14 апреля - Советом Труда и Обороны, что, однако, не сопровождалось существенными реорганизациями этого органа. И только после VIII Всероссийского съезда Советов (22-29 декабря 1920 года) произошло юридическое оформление Совета Труда и Обороны (СТО) как комиссии Совнаркома РСФСР.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Совет Обороны – это главный чрезвычайный военно-хозяйственный и планирующий центр Республики в период Гражданской войны. Совет непосредственно контролировал деятельность Реввоенсовета и других военных органов.Председателем Совета Обороны назначили В.И. Ленина, как председателя СНК РСФСР. Кроме него Совет был представлен Председателем Реввоенсовета Республики Л.Д. Троцким, наркомом путей сообщения В.И. Невским, заместителем наркома продовольствия Н.П. Брюхановым, Председателем Чрезвычайной комиссии по производству предметов снабжения (позднее - Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии) Л.Б. Красиным и представителем ВЦИК И.В. Сталиным. Секретарём Совета назначили секретаря СНК Л.А. Фотиеву.Главная особенность чрезвычайного органа Гражданской войны заключалась в том, что он не являлся подменой партийных, правительственных и военных органов, а осуществлял выполнение преимущественно координирующих функций. В частности, взаимоотношения Совета Обороны и СНК определялись вхождением всех членов первого в состав второго и общим председательством. За счет этого Совет фактически представлял собой постоянный военно-хозяйственный комитет рабоче-крестьянского правительства.Работа Совета также обеспечивалась наличием института чрезвычайных уполномоченных. Постановления Совета Обороны носили обязательный характер для центральных и местных ведомств и учреждений, для всех граждан.Как уже отмечалось ранее, деятельность Совета в основном была связана с проблемами войны, дезертирства, организации мобилизации, Всевобуча и т.д. Совет должен был повсеместно повысить производительность труда, чтобы снабжать армию, флот, Москву, Петроград и другие промышленные центры, обеспечивать бесперебойную работу продовольственных и транспортных органов, установить военную дисциплину в армии, на флоте, продовольственной и транспортной сферах. Важнейшее направление деятельности было представлено законодательным обеспечением эффективного функционирования государственного аппарата, полным и своевременным выполнением местными органами власти директив высшего руководства. С целью решения поставленных задач при Совете осуществлялось создание и действие соответствующих комитетов и комиссий. Список литературыБольшая Российская энциклопедия. Том 7. – М., 2007. - С. 591—598. «Военный коммунизм». Как это было. – М., 1991.Гимпельсон, Е.Г. Формирование Советской политической системы. 1917-1923 гг./Е.Г. Гимпельсон. – М., 1995.Гражданская война в России: перекресток мнений. – М., 1994. [Ресурс локального доступа: диск]Гражданская война в России: причины, сущность, последствия.//Вопросы истории. – 2003. - № 10. – С. 75-95Данилов В.Н. Чрезвычайные органы власти в советской государственной системе. https://cyberleninka.ru/article/n/chrezvychaynye-organy-vlasti-v-sovetskoy-gosudarstvennoy-sisteme Зимина, В.Д. Белое дело взбунтовавшейся России: Политические режимы Гражданской войны. 1917—1920 гг. - М., 2006. Иваньков А. Е., Иванькова М. А. История государства и права России. М., 2009.История мировой экономики./Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 2002. История государства и права России: Учебник для вузов/Под ред. С.А. Чибиряева. – М., 1998Кирмель, Н.С. Белогвардейские спецслужбы в Гражданской войне. 1918—1922 гг. Монография — М., 2008.Поляков, Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация./Ю.А. Поляков//Отечественная история. - 1992. - № 6. – С. 32-36. Понихидин Ю. М. Революционные комитеты РСФСР 1918-1921. Саратов, 1982.
1. Большая Российская энциклопедия. Том 7. – М., 2007. - С. 591—598.
2. «Военный коммунизм». Как это было. – М., 1991.
3. Гимпельсон, Е.Г. Формирование Советской политической системы. 1917-1923 гг./Е.Г. Гимпельсон. – М., 1995.
4. Гражданская война в России: перекресток мнений. – М., 1994. [Ресурс локального доступа: диск]
5. Гражданская война в России: причины, сущность, последствия.//Вопросы истории. – 2003. - № 10. – С. 75-95
6. Данилов В.Н. Чрезвычайные органы власти в советской государственной системе. https://cyberleninka.ru/article/n/chrezvychaynye-organy-vlasti-v-sovetskoy-gosudarstvennoy-sisteme
7. Зимина, В.Д. Белое дело взбунтовавшейся России: Политические режимы Гражданской войны. 1917—1920 гг. - М., 2006.
8. Иваньков А. Е., Иванькова М. А. История государства и права России. М., 2009.
9. История мировой экономики./Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 2002.
10. История государства и права России: Учебник для вузов/Под ред. С.А. Чибиряева. – М., 1998
11. Кирмель, Н.С. Белогвардейские спецслужбы в Гражданской войне. 1918—1922 гг. Монография — М., 2008.
12. Поляков, Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация./Ю.А. Поляков//Отечественная история. - 1992. - № 6. – С. 32-36.
13. Понихидин Ю. М. Революционные комитеты РСФСР 1918-1921. Саратов, 1982.
Вопрос-ответ:
Какие были чрезвычайные органы во время Гражданской войны в СССР?
Чрезвычайные органы во время Гражданской войны в СССР включали в себя революционные комитеты (ревкомы), Чрезвычайную комиссию по установлению и подавлению контрреволюционной деятельности, Военно-революционные трибуналы, Боевые коллегии и прочие судебные и репрессивные органы.
Какие функции выполняли чрезвычайные органы во время Гражданской войны?
Чрезвычайные органы во время Гражданской войны выполняли ряд функций, таких как установление и поддержание революционного порядка, подавление контрреволюционной деятельности, проведение политических репрессий и судебных преследований, организация фронтовой и тыловой работы, а также принятие мер по обеспечению продовольствия и материальной поддержки населения.
Какие были истоки исторического этапа Гражданской войны в СССР?
Истоки исторического этапа Гражданской войны в СССР можно проследить в период послереволюционной борьбы за власть. Борьба между "Красными" (большевиками) и "Белыми" (консервативными, монархическими и либеральными силами) привела к вооруженному конфликту, который стал основной причиной Гражданской войны в стране.
Какова была общая характеристика периода Гражданской войны в СССР?
Период Гражданской войны в СССР характеризовался серьезными социальными и политическими противоречиями, конфликтами между разными политическими силами, экономическими трудностями, опасностью развала государственности, а также насилием и грабежами со стороны контрреволюционных сил.
Какое значение имели чрезвычайные органы в период Гражданской войны?
Чрезвычайные органы в период Гражданской войны играли важную роль в обеспечении революционного порядка и подавлении контрреволюционной деятельности. Они содействовали укреплению власти большевиков, обеспечению безопасности населения, защите интересов революционного движения и успешному ведению военных действий.
Какие органы власти существовали во время Гражданской войны в СССР?
Во время Гражданской войны в СССР существовали различные чрезвычайные органы власти, такие как ревкомы, чрезвычайные комиссии, ревтрибуналы и др.
Какой была характеристика периода Гражданской войны в СССР?
Период Гражданской войны в СССР был отличен повышенной степенью политической и социальной напряженности, ожесточенными боевыми действиями, а также ужасными гуманитарными последствиями.
Какую роль играли чрезвычайные органы в период Гражданской войны в СССР?
Чрезвычайные органы власти имели огромное значение в период Гражданской войны в СССР. Они осуществляли контроль над государственным аппаратом, формировали новую вооруженную силу в виде Красной Армии, принимали меры по борьбе с контрреволюцией и предательством, выполняли функции судебной власти и принимали экстренные меры для поддержания общественного порядка.
До какого года действовали ревкомы в некоторых районах СССР?
Действие ревкомов в некоторых районах СССР продолжалось до конца 1921 года, а в других районах — до 1924-1927 годов. В некоторых случаях ревкомам удалось подавить главные антисоветские очаги.
Какие органы власти играли ключевую роль в период Гражданской войны в СССР?
В период Гражданской войны в СССР ключевую роль играли чрезвычайные органы власти, такие как ревкомы. Они были ответственны за организацию и координацию деятельности местных советов, контроль над армией и военными операциями, а также борьбу с контрреволюцией и предательством.