Стратегиальный подход в обучении говорению на иностранном языке учащихся старшей школы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 27 27 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 12.10.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения говорению на иностранном языке учащихся старшей школы с применением стратегиального подхода 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся старшей школы 5
1.2. Методика обучения монологической речи на иностранном языке в старшей школе 8
1.3. Стратегиальный подход в обучении говорению на иностранном языке 12
Глава 2. Комплекс упражнений для обучения монологу на иностранном языке учащихся 11 класса 15
2.1. Описание комплекса 15
2.2. Анализ результатов апробации 18
2.3. Методические рекомендации и реализации комплекса 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Приложение 1 27

Фрагмент для ознакомления

Заранее было оговорено, что результаты данного проверочного листа не повлияют на оценку. Напротив, учащиеся смогут более объективно оценить свои возможности, чтоб понять, над чем в дальнейшем им стоит поработать.
На данном этапе учащиеся смогли проанализировать собственную речь заново, что позволило им выявить как сильные стороны, так и собственные ошибки. Многие высказали мнение о том, что при заполнении данного листа появилось желание доработать свой монолог и попробовать выступить снова.
Таким образом, апробация разработанного комплекса упражнений показала его эффективность. Во-первых, это отразилось на повышенной заинтересованности учащихся, что позволило им в большей степени сконцентрировать свои языковые навыки и знания по английскому языку. Во-вторых, подготовка к монологическому говорению позволила учащимся актуализировать выбранную тему, вспоминая собственный опыт по данному вопросу. Так, последующие высказывания в монологе носили в большей степени индивидуализированный характер. В-третьих, сложный этап говорения монолога и вопрос-ответная форма позволили активизировать скрытые возможности ряда учащихся. Так, некоторым из них удалось преодолеть барьер волнения и полностью включиться в процесс. Однако на данном этапе также обнаружилось, что некоторые из учащихся обладают недостаточными практическими языковыми навыками, в связи с чем, стали наблюдаться большие паузы. Однако данный пробел возможно восполнить при дальнейшем практиковании монологической речи.

2.3. Методические рекомендации и реализации комплекса

При введении методов стратегиального подхода в обучению монологическому говорению на английском языке важно адекватно избирать существующие стратегии. Так, на первом этапе знакомства учащихся и учителя с данным подходом возможно избрать представленный выше комплекс упражнений. Однако в последующем можно постепенно сменять стратегии на всех трёх этапах, попеременно. При выборе стратегии важно учитывать следующие факторы:
степень усвоения тех стратегий, которые уже были использованы (если возникла сложность – необходимо понять, стоит ли менять её на более лёгкую либо попробовать применить её в следующий раз);
степень развития практических навыков монолгического говорения;
степень знаний грамматики и лексики английского языка;
особенности процесса говорения (так как стратегии изначально применялись относительно процесса чтения).
Помимо этого необходимо грамотно выбирать тему для занятия. По нашему мнению, она должна обладать следующими критериями:
актуальность для учащихся;
достаточный объём (тема не должна быть слишком узкой, так как у учащихся может быть недостаточно информации по ней, и не слишком широкой, так как в данном случае ученик может потеряться при выборе бесчисленных идей и мыслей);
динамичность (сама тема должна содержать в себе ряд проблем, которые дают стимул для размышлений и поиска верных решений).
В целом, при работе с комплексом разработанных заданий важно быть крайне внимательным к процессу, стараться отметить как достижения, так и возникающие трудности.



















Заключение

Возраст учащихся старших классов в возрастной психологии относят к периоду юношества (от 15-16 до 20 лет). Данный период отличается становлением самосознания и самоопределения на личностном и профессиональном уровне. Интеллектуальное развитие проявляется в развитии абстрактного мышления. При этом повышается степень осознания своей уникальности, и вместе с этим повышается тревожность. Увеличивается объём внимания, однако при этом оно становится избирательным и ориентируется на интересы.
Психология усвоения иностранного языка в целом выделяет два психологических типа – интуитивно-чувственный и рационально-логический. Возрастной период также имеет значение в особенностях усвоения иностранного языка. Так, старшеклассники имеют все возможности для реконструирования и перекомбинирования предоставляемого учебного материала, что способствует успешному изучению языка.
Монологическая речь отличается такими качествами, как: последовательность, логичностью, полнотой и ясностью мысли. Трудности в обучении монологической речи связаны со сложными процессами говорения, а также с повышенными требованиями, связанными с особыми качествами данного типа речи.
Выделяют три этапа освоения монологической речи: выработка умения высказать одну законченную мысль; акцент на логическую связь между фразами; увеличение логических задач и объёма высказывания. Одним из методов, позволяющих справиться с трудностями освоения данного навыка, является метод опор, которые непосредственно или опосредованно призваны помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся. Среди форм обучения монологической речи можно выделить комплексы упражнений и особые тематические уроки.
Стратегиальный подход в обучении разработан в рамках технологии Н.Н. Сметанниковой. Стратегии группируются по времени их выполнения на предчтение, чтение и постчтение. Данные стратегии переложимы на обучение говорению. Таким образом, прогнозироваться и анализироваться будет не готовый текст а будущий монолог, либо произносимый в настоящее время, либо сказанный только что.
Разработанный в рамках исследования комплекс упражнений построен согласно стратегиальному подходу и разделяеся на три этапа. На первом, претекстовом этапе применены стратегии «Мозговой штурм» и «Глоссарий», благодаря чему происходит актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к заданной теме, а также актуализация и повторение словаря, связанного с темой предстоящего монолога.
Далее, на втором этапе была использована «чтение про себя с вопросами» по разработке Н.Н. Сметанниковой. Третий этап работы – послетекстовый. На данном этапе была выбрана стратегия «Проверочный лист», так как она идеально подходит для обучающихся на первых этапах применения стратегии.
Апробация разработанного комплекса упражнений показала его эффективность. Во-первых, это отразилось на повышенной заинтересованности учащихся, что позволило им в большей степени сконцентрировать свои языковые навыки и знания по английскому языку. Во-вторых, подготовка к монологическому говорению позволила учащимся актуализировать выбранную тему, вспоминая собственный опыт по данному вопросу. Так, последующие высказывания в монологе носили в большей степени индивидуализированный характер. В-третьих, сложный этап говорения монолога и вопрос-ответная форма позволили активизировать скрытые возможности ряда учащихся.



Список использованной литературы

Атарщикова А.Г. Овладение иностранным языком как проблема психологического исследования. [Электронный ресурс] URL: http://pglu.ru/upload/iblock/1b0/uch_2008_ix_00001.pdf (дата обращения: 10.09.2017).
Барбакова Е.В. Методическое понятие опоры в обучении иностранным языкам. // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. - №15. – С. 123-125.
Беляев Б.В. Психология овладения иностранным языком Текст.: дисс. док. пед. наук. – М.: Просвещение, 1965. – 229 с.
Виниченко М.А. Психолого-педагогические особенности развития личности старших школьников в условиях сельских учебно-воспитательных комплексов: дисс. … канд. псих. наук. – Воронеж, 2003. – 240 с.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
Ермачкова Е.С. Психолого-педагогические проблемы профильного самоопределения старшеклассников. [Электронный ресурс] URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/10_2008/10.pdf (дата обращения: 10.09.2017).
Исмаилова С.Г. Обучение монологической речи на английском языке в 5-7-х классах лакской школы в условиях билингвизма: дисс. … канд. пед. наук. – Махачкала, 2006. – 161 с.
Комарова Ю.А., Мирзалиева Д.Р. Особенности обучения англоязычной эмоционально-окрашенной монологической речи учащихся старших классов. // Методика обучения иностранному языку : учебник и практикум для академического бакалавриата / Отв. ред. О. И. Трубицина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. – С. 26-42.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979. – 90 с.
Кузнецова Н.Э. Современные методики преподавания английского языка в высших учебных заведениях. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 33. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2014. – С. 120-128.
Кураева Д. А. Психолого-педагогическая характеристика возрастных моделей девиантного поведения детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 126–130.
Методика преподавания иностранных языков: общий курс: учеб.  пособие. / Отв. ред. А.Н. Шамов. — М.: АСТ: АСТ-Москва: Восток — Запад, 2008. – 380 с.
Мильруд Р.П. Приёмы и технологии обучения устной речи. // Язык и культура. – 2015. – С. 104-121.
Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дисс. … канд. псих. наук. – СПб., 2011. – 210 с.
Пранцова Г.В., Петрунина О.А. К вопросу о формировании коммуникативных компетенций бакалавров на основе стратегий чтения и понимания текста. // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2013. - №7 (11). – С. 139-144.
Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2015. -
Ткачева М, Хилько М. Возрастная психология: конспект лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 200 с.
Тылец В.Г. Интеграция психологического и методического подходов в концепции обучения иностранным языкам Б.В. Беляева. // Извести ТРТУ. – 2006. - №5. – С. 132-141.
Уканакова Н.В. Стратегии восприятия текста-источника, объективируемые во вторичных текстах. // Вестник КемГУ. – 2013. - №4 (56). – С. 141-149.
Царькова В.Б. Сядем рядком, да поговорим ладком… : первая беседа об опорах. // Коммуникативная методика. – 2004. - №6 (18). – С. 14-17.
Шумилин Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника. [Электронный ресурс] URL: http://www.voppsy.ru/issues/1982/825/825072.htm (дата обращения: 10.09.2017).





















Приложение 1

Классификация опор по В.Б. Царьковой [Царькова, с. 16]

Содержательные словесные (вербальные) изобразительные Текст (зрительно)
Текст (аудитивно)
Микротекст (зрительно)
Микротекст (аудитивно)
План
Логикосинтаксическая схема Кинофильм
Диафильм
Картина
Серия рисунков
Фотография Смысловые Слова как смысловые вехи
Лозунг
Афоризм, поговорка
Подпись Диаграмма, схема, таблица
Цифры, даты
Символика
Плакат











2



The life of modern man

Список использованной литературы

1. Атарщикова А.Г. Овладение иностранным языком как проблема психологического исследования. [Электронный ресурс] URL: http://pglu.ru/upload/iblock/1b0/uch_2008_ix_00001.pdf (дата обращения: 10.09.2017).
2. Барбакова Е.В. Методическое понятие опоры в обучении иностранным языкам. // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. - №15. – С. 123-125.
3. Беляев Б.В. Психология овладения иностранным языком Текст.: дисс. док. пед. наук. – М.: Просвещение, 1965. – 229 с.
4. Виниченко М.А. Психолого-педагогические особенности развития личности старших школьников в условиях сельских учебно-воспитательных комплексов: дисс. … канд. псих. наук. – Воронеж, 2003. – 240 с.
5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
6. Ермачкова Е.С. Психолого-педагогические проблемы профильного самоопределения старшеклассников. [Электронный ресурс] URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/10_2008/10.pdf (дата обращения: 10.09.2017).
7. Исмаилова С.Г. Обучение монологической речи на английском языке в 5-7-х классах лакской школы в условиях билингвизма: дисс. … канд. пед. наук. – Махачкала, 2006. – 161 с.
8. Комарова Ю.А., Мирзалиева Д.Р. Особенности обучения англоязычной эмоционально-окрашенной монологической речи учащихся старших классов. // Методика обучения иностранному языку : учебник и практикум для академического бакалавриата / Отв. ред. О. И. Трубицина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. – С. 26-42.
9. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979. – 90 с.
10. Кузнецова Н.Э. Современные методики преподавания английского языка в высших учебных заведениях. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 33. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2014. – С. 120-128.
11. Кураева Д. А. Психолого-педагогическая характеристика возрастных моделей девиантного поведения детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 126–130.
12. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: учеб. пособие. / Отв. ред. А.Н. Шамов. — М.: АСТ: АСТ-Москва: Восток — Запад, 2008. – 380 с.
13. Мильруд Р.П. Приёмы и технологии обучения устной речи. // Язык и культура. – 2015. – С. 104-121.
14. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дисс. … канд. псих. наук. – СПб., 2011. – 210 с.
15. Пранцова Г.В., Петрунина О.А. К вопросу о формировании коммуникативных компетенций бакалавров на основе стратегий чтения и понимания текста. // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2013. - №7 (11). – С. 139-144.
16. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2015. -
17. Ткачева М, Хилько М. Возрастная психология: конспект лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 200 с.
18. Тылец В.Г. Интеграция психологического и методического подходов в концепции обучения иностранным языкам Б.В. Беляева. // Извести ТРТУ. – 2006. - №5. – С. 132-141.
19. Уканакова Н.В. Стратегии восприятия текста-источника, объективируемые во вторичных текстах. // Вестник КемГУ. – 2013. - №4 (56). – С. 141-149.
20. Царькова В.Б. Сядем рядком, да поговорим ладком… : первая беседа об опорах. // Коммуникативная методика. – 2004. - №6 (18). – С. 14-17.
21. Шумилин Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника. [Электронный ресурс] URL: http://www.voppsy.ru/issues/1982/825/825072.htm (дата обращения: 10.09.2017).

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы используются при обучении говорению на иностранном языке учащихся старшей школы с применением стратегиального подхода?

При обучении говорению на иностранном языке учащихся старшей школы с применением стратегиального подхода используются психолого-педагогическая характеристика учащихся старшей школы, методика обучения монологической речи на иностранном языке в старшей школе, а также стратегический подход в обучении говорению на иностранном языке.

Каковы особенности психолого-педагогической характеристики учащихся старшей школы при обучении говорению на иностранном языке?

Особенности психолого-педагогической характеристики учащихся старшей школы при обучении говорению на иностранном языке включают возрастные особенности, такие как развитие мышления и памяти, формирование коммуникативных навыков, а также социальные особенности, связанные с развитием самооценки и самореализации.

Какая методика используется при обучении монологической речи на иностранном языке в старшей школе?

При обучении монологической речи на иностранном языке в старшей школе используется методика, основанная на развитии навыков планирования и структурирования речи, расширении словарного запаса, развитии грамматических навыков и тренировке произношения. Также важным элементом методики является развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.

Что такое стратегический подход в обучении говорению на иностранном языке?

Стратегический подход в обучении говорению на иностранном языке предполагает использование различных стратегий и приемов для развития и совершенствования навыков устной речи. Это могут быть стратегии для активизации речевой деятельности, стратегии для устранения затруднений, стратегии для контроля за речью и др. Стратегический подход помогает учащимся старшей школы развивать коммуникативные навыки и уверенность в использовании иностранного языка.

Какие теоретические основы используются в обучении говорению на иностранном языке учащихся старшей школы?

В обучении говорению на иностранном языке учащихся старшей школы применяется стратегический подход, основанный на психолого-педагогической характеристике учащихся и методике обучения монологической речи.

Какую роль играет психолого-педагогическая характеристика учащихся старшей школы в обучении говорению на иностранном языке?

Психолого-педагогическая характеристика учащихся старшей школы играет важную роль при применении стратегического подхода в обучении говорению на иностранном языке. Она позволяет принять во внимание индивидуальные особенности каждого учащегося, его уровень языковых знаний, мотивацию и интересы.

Какие методики применяются при обучении монологической речи на иностранном языке в старшей школе?

При обучении монологической речи на иностранном языке в старшей школе применяются различные методики, например, методика моделирования диалогов и ситуаций, методика использования аутентичных материалов, методика ролевых игр и др. Они помогают учащимся развивать навыки говорения и улучшать свою практическую речь.

Что такое стратегический подход в обучении говорению на иностранном языке?

Стратегический подход в обучении говорению на иностранном языке предполагает использование различных стратегий и приемов, которые помогают учащимся справиться со сложностями и развивать свои навыки говорения. Этот подход акцентирует внимание на самостоятельной активности учащихся и их способности к самоорганизации в процессе обучения.

В чем заключается комплекс упражнений для обучения говорению на иностранном языке в старшей школе?

Комплекс упражнений для обучения говорению на иностранном языке в старшей школе включает в себя различные задания и активности, направленные на развитие навыков монологической речи. Это могут быть игровые ситуации, моделирование диалогов, анализ аутентичных текстов и многое другое.