Государственное регулирование рынка труда. Сравнительная характеристика на примере РФ и стран ЕС или РФ и Китая
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 15.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Рынок труда и его особенности 5
1.1 Сущность рынка труда и основные его компоненты 5
1.2 Виды и формы занятости. Определение, причины и основные виды безработицы и занятости 8
1.3 Регулирование рынка труда 11
2. Особенности российского рынка труда 14
2.1 Регулирование рынка труда в России 14
2.2 Современное состояние рынка труда в странах Евросоюза 19
3. Приоритетные направления регулирования рынка труда 25
3.1. Пути снижения безработицы 25
3.2. Задачи государственной политики в области содействия занятости населения 26
Заключение 29
Список используемой литературы 32
При этом она может стать значительным резервом для увеличения производства при оптимальном использовании трудовых ресурсов. На сегодняшний день особо распространенной становится вторичная занятость, при которой рабочий ищет дополнительный заработок, желая повысить уровень дохода или собственную конкурентоспособность на внешнем рынке труда. Большинство людей, в надежде на выравнивание ситуации и оживление производства, согласны на поиск дополнительной работы, которая помогла бы им пережить трудные времена.Еще одной из причин наличия безработицы можно считать увеличение количества мигрантов и вынужденных переселенцев, которые нуждаются в трудоустройстве в связи с изменением геополитической ситуации в мире. Использовать переселенцев в качестве рабочей силы для современного работодателя довольно выгодно, и иностранные сотрудники, как правило, выполняют низкоквалифицированную работу за небольшую оплату.В то же время российский рынок труда становится менее привлекателен для высококвалифицированных зарубежных специалистов. В основном это связано со снижением зарплат, а также с отсутствием в стране грамотной схемы привлечения необходимых профессионалов. Дефицит экспертных иностранных специалистов приведет к отсутствию возможности для российских специалистов перенимать опыт и ценные навыки. С другой стороны, нехватка на российском рынке труда конкурентов-экспатов означает, что у отечественных сотрудников появляется возможность карьерного роста и руководящих позиций в филиалах западных компаний, что раньше было довольно затруднительно из-за высокой конкурентной среды.Говоря об избытке рабочей силы, следует также сказать, что эта проблема особенно актуальна для сельских местностей, в которых работодатели предпочитают замещение труда капиталом из-за низкого качества трудовых ресурсов. Избыточность трудовых ресурсов в селе позволяет принимать работников на короткий период, чтобы легко увольнять и нанимать новых работников. Это освобождает работодателей от бремени социальной ответственности по содержанию трудоизбыточных работников.3.2. Задачи государственной политики в области содействия занятости населенияРынок труда в финансово-банковском и государственном секторах отличаются высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. При этом на изменение структуры рынка труда существенное влияние оказывает проблема «утечки мозгов», представляющая собой миграционные процессы, вызванные оттоком высококвалифицированной рабочей силы и притоком в Российскую Федерацию лиц невысокой квалификации.В 2017 году сложилась спорная ситуация, а именно: в России все еще не отменили санкции, что наносит ущерб экономике и препятствует развитию многих отраслей. Безработица для такой ситуации становится весьма характерной. Ухудшают положение иностранные компании, которые решают прекратить сотрудничество с российским рынком и закрывают свои филиалы. А между тем некоторые промышленные предприятия не имеют возможности продолжать работу без импортного сырья. И в данном вопросе наблюдается положительный момент. Уже в этом году экономика страны будет ориентироваться на создание дополнительных рабочих мест путем открытия новых отечественных заводов. Несмотря на то, что в России очень большая сырьевая база, в сфере переработки и производства новой продукции наблюдается дефицит.Очевидно, что в соответствии с текущими условиями социальноэкономического развития, правительству необходимо реализовывать меры по поддержке экономики и уменьшению напряженности на рынке труда.Первоочередными задачами государственной политики в области содействия занятости населения являются:поощрение экономической инициативности населения;содействие занятости населения на федеральном и региональном уровнях через систему совершенствования законодательства;повышение мобильности рабочей силы региональных рынков труда и развитие территориальной;увеличение количества рабочих мест;оказание качественной адресной помощи гражданам;профессиональное повышение квалификации работников кризисных организаций, а также сотрудников, находящихся под угрозой увольнения;отслеживание и прогнозирование ситуации на рынке труда;совместная работа образовательных организаций и работодателей;стажировка выпускников высших учебных заведений в целях формирования требуемых профессиональных компетенций.Для Европы проблемы занятости приобретают особую актуальность в связи с расширением ЕС. В 2003 г. Европейский совет подтвердил перспективу вступление в ЕС стран Балканского полуострова. С 1 января 2015 г. после присоединения Болгарии и Румынии в Евросоюзе стало 27 государств. Потенциальными странами-кандидатами остаются Албания, Босния и Герцеговина, Черногория, Сербия и Косово (в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН № 1244 ). Основная цель Еврокомиссии в этой связи - подготовить кандидатов к изменениям на рынке труда, привести их институты и политику на рынке труда в соответствие с нормами Европейской стратегии занятости.Процесс активизации рынка труда включает несколько этапов. На первом - страны- кандидаты и Комиссия анализируют основные вызовы в сфере политики занятости в так называемых Документах по совместной оценке (JointAssessmentPapers - JAPs), которые подписываются Комиссаром по занятости, социальным делам и равным возможностям, а также министрами труда соответствующих стран. В JAPs внимание обращается на необходимость поддержки и управления быстрыми структурными изменениями, способствующими развитию гибкого и легко адаптирующегося к переменам рынка труда, отвечающими требованиям динамичной рыночной экономики как части единого европейского рынка. Элементом политики вновь присоединившихся государств должны стать такие меры, как создание новых рабочих мест, рост инвестиций в человеческий капитал, поддержка активных мероприятий на рынке труда .Как видно, рынок труда функционирует в достаточно трудных экономических условиях, которые становятся источниками следующих актуальных для России проблем: рост уровня безработицы, снижение занятости населения, утечка квалифицированной рабочей силы за пределы государства, ухудшение условий труда, приток из-за рубежа мигрантов с низкой квалификацией. Для успешного преодоления кризисных явлений необходимо стабилизировать экономическое положение путем перехода от сырьевой модели развития кинновационной, модернизировать процессы в сельском хозяйстве и в промышленности, тем самым повысив темпы экономического роста.ЗаключениеВшироком смысле рынок труда представляет собой систему общественных отношений, социальных норм и институтов, которая при соблюдении общепринятых прав и свобод человека обеспечивает: обмен рабочей силой по цене, определяемой соотношением спроса и предложения; распределение трудовых ресурсов посредством социального, профессионального и территориального перемещения; использование рабочей силы.Согласно узкой трактовке, рынок труда - это сфера, в которой друг другу противостоят лица, ищущие работу (в том числе безработные), и работодатели, имеющие незанятые рабочие места на предприятиях, в организациях, между которыми заключаются трудовые договоры, определяется уровень заработной платы.Международная организация труда определяет рынок труда как экономические отношения, отражающие уровень развития и баланс интересов работодателей, трудящихся и государства.Регионализация национальных рынков труда осуществляется более медленными темпами, нежели регионализация рынков других факторов производства. Причиной этого является низкая мобильность человеческих ресурсов, национально-культурная привязанность трудовых ресурсов к месту их постоянного проживания и работы. Региональные рынки труда чаще складываются из рынков стран, находящихся в территориальной близости друг от друга, а потому близких по ряду социально-экономических и исторических параметров. Недаром большинство региональных рынков труда сложилось на основе региональных интеграционных группировок.В заключение, на основании вышеизложенного, полагаем, что среди важнейших инструментов, которые необходимо использовать для регулирования рынка труда и занятости населения, необходимо выделить следующие:1.Создание дифференцированной национальной политики занятости, ориентированной не только на обеспечение социальной поддержки граждан, утративших работу (а также длительно безработных), но и на всемерное стимулирование предпринимательского сообщества к созданию экономически целесообразных новых рабочих мест, координацию его взаимодействия с наукой и образовательным сектором в целях повышения качества национального трудового потенциала.В целом особая роль предпринимательства заключается в том, что оно является, по существу, низкозатратной стратегией экономического роста, создания новых рабочих мест на рынке труда и технического прогресса. Предприниматели берут на себя риск организации новых предприятий, выпуска новых товаров, внедрения изобретений и пр. Развитие предпринимательства - это дополнительная мобилизация экономических ресурсов. В краткосрочном аспекте - финансовых и материальных (сбережения, капиталы, неиспользуемые мощности, незавершенное производство и т. д.), в долгосрочном - активного трудового и творческого потенциала людей, а также знаний, опыта, инициативы, новаторства.2.Формирование такой политики пенсионного регулирования, которая, с одной стороны, будет направлена на должное обеспечение пенсионных прав граждан, сохранение их физического и трудового долголетия, а с другой стороны, призвана обеспечить наилучшее использование в национальной экономике трудового потенциала граждан пенсионного и постпенсионного возраста.3.Селективное привлечение в Россию в среднесрочной и долгосрочной перспективе трудовых мигрантов.В целях повышения эффективности данного направления считаем целесообразным введение в научный оборот понятия «социальных миграционных стандартов» и определение, в этой связи, базовых императивов по совершенствованию миграционной политики как фактора развития рынка труда.Социальные миграционные стандарты, с одной стороны, призваны гарантировать права трудовых мигрантов, а с другой стороны, должны представлять нормативный инструментарий обеспечения селективной политики привлечения в национальную экономику рабочей силы должного/требуемого качества (качество привлекаемой рабочей силы складывается из следующих ключевых параметров: специальность, квалификация, компетентность; физическое/психическое здоровье и возраст; место осуществления потенциальной трудовой деятельности и ориентировочная продолжительность осуществления трудовой деятельности в стране).4.Использование гибких форм работы и режимов рабочего времени, позволяющих расширить возможности для занятости.5.Переподготовка и повышение квалификации работников на основе перепрофилирования базовых учебных центров, техникумов, вузов.6.Смягчение последствий неизбежных увольнений, включая вопросы перераспределения рабочей силы. Список используемойлитературыБиксина, Н.А. Реализация основных направлений государственного регулирования рынка труда на макро-, микро- и региональном уровнях / Н.А. Биксина // Экономика и управление: проблемы, решения. 2013. № 5 (17). С. 44-49Гаврилова, Д.А. Рынок труда в России: современное состояние, проблемы и прогнозы /Д.А.Гаврилова, Т.Н. Афанасьева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - №6 (Том 2). - С. 185 – 186.Гукасьян, Г.М. Экономика от «А» до «Я»: Тематический справочник. М.: 2009. 480 с.Джабраилова Л.Х. Мероприятия по регулированию рынка труда и повышению занятости населения//Известия Чеченского государственного педагогического института. 2017. Т. 15. № 2 (18). С. 230-234. Донова И.В. Социально-экономические последствия неформального найма и пути его снижения//JournalofEconomicRegulation. 2017. Т. 8. № 2. С. 47-60. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».Золин И.Е. Рынок труда: особенности и направления его регулирования//Вестник Нижегородского института управления. 2017. № 2 (43). С. 3-8. Какушкина, М.А. Российский рынок труда: реалии современности /М.А. Какушкина, Н.В. Бочарова// Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2015. - №4. - С.2-7.Кашепов А. В. Рынок труда: проблемы и решения : монография / А. В. Кашепов, С. С. Сулакшин, А. С. Малчинов. М. : Науч. эксперт, 2014. 232 с.Кашепов Л.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения. – М.: Научный эксперт, 2016. С.18-19Костин Л. А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики / Л. А.Костин. М. : Профсоюзы и экономика, 2010. 296 с.Кривошапко Ю. Число безработных в России достигло почти миллиона человек / Ю. Кривошапко // Российская газета. 2015. 2 марта.Локтюхина Н.В., Новикова И.В. Регулирование рынка труда и занятости населения в условиях развития информационно-коммуникационных технологий//Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 1 (203). С. 40-49. Лушников А.М., Кириллова Л.С. Нетипичные трудовые договоры: гибкость и стабильность юридической конструкции//Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2017. № 2 (40). С. 46-50. Маслова И. С. Российский рынок труда / И. С. Маслова. М. : Наука, 2013. 205 с.Микульский К. Рынок труда в России / К. Микульский. М. : Наука, 2015. 197 с.Муравьева К.Н. Трансформация видов занятости на современном этапе развития общества//Социология и право. 2013. №1 (18). С. 33-37Нетеребский О.В. Состояние и тенденции рынка труда//Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 1 (203). С. 17-35. Словарь современных экономических терминов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. 4-е изд. М.: 2010 480 с.Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости / М. Х. Гарсия-Исер, И. К. Золотова, А. Е. Когут [и др.]. М. : Инфограф, 2015. 111 с.Федеральный закон от 01.12.2015 №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» (ред. от 29.12.2012).Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».Федеральный закон от 27.11.2002 №156-ФЗ «Об объединениях работодателей».Федеральный закон от 29.12.2012 №73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Федеральный закон от 29.12.2012 №73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Шевченко И.В. К вопросу о цели и механизме регулирования рынка труда // TerraEconomicus. 2015. № 2. С. 167-172Шевченко И.В. Реализация потенциала государственного регулирования рынка труда в трансформируемой экономике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук //Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2014. 32 с.Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М. : Изд-во МГУ, 2006. 373 с.Эренберг Р. Д. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р. Д. Эренберг, Р. С. Смит ; пер. с англ. под ред. Р. П. Колосовой, Т. О. Разумовой, С. Ю. Рощина. М.: Изд-во МГУ, 2006. 777 с.Sybirtsev V. The improvement of the institutional component of the state regulation of the national labor market balance//Экономикаразвития. 2017. № 1 (81). С. 39-49.
2. Гаврилова, Д.А. Рынок труда в России: современное состояние, проблемы и прогнозы /Д.А.Гаврилова, Т.Н. Афанасьева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - №6 (Том 2). - С. 185 – 186.
3. Гукасьян, Г.М. Экономика от «А» до «Я»: Тематический справочник. М.: 2009. 480 с.
4. Джабраилова Л.Х. Мероприятия по регулированию рынка труда и повышению занятости населения//Известия Чеченского государственного педагогического института. 2017. Т. 15. № 2 (18). С. 230-234.
5. Донова И.В. Социально-экономические последствия неформального найма и пути его снижения//Journal of Economic Regulation. 2017. Т. 8. № 2. С. 47-60.
6. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
7. Золин И.Е. Рынок труда: особенности и направления его регулирования//Вестник Нижегородского института управления. 2017. № 2 (43). С. 3-8.
8. Какушкина, М.А. Российский рынок труда: реалии современности /М.А. Какушкина, Н.В. Бочарова// Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2015. - №4. - С.2-7.
9. Кашепов А. В. Рынок труда: проблемы и решения : монография / А. В. Кашепов, С. С. Сулакшин, А. С. Малчинов. М. : Науч. эксперт, 2014. 232 с.
10. Кашепов Л.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения. – М.: Научный эксперт, 2016. С.18-19
11. Костин Л. А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики / Л. А.Костин. М. : Профсоюзы и экономика, 2010. 296 с.
12. Кривошапко Ю. Число безработных в России достигло почти миллиона человек / Ю. Кривошапко // Российская газета. 2015. 2 марта.
13. Локтюхина Н.В., Новикова И.В. Регулирование рынка труда и занятости населения в условиях развития информационно-коммуникационных технологий//Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 1 (203). С. 40-49.
14. Лушников А.М., Кириллова Л.С. Нетипичные трудовые договоры: гибкость и стабильность юридической конструкции//Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2017. № 2 (40). С. 46-50.
15. Маслова И. С. Российский рынок труда / И. С. Маслова. М. : Наука, 2013. 205 с.
16. Микульский К. Рынок труда в России / К. Микульский. М. : Наука, 2015. 197 с.
17. Муравьева К.Н. Трансформация видов занятости на современном этапе развития общества//Социология и право. 2013. №1 (18). С. 33-37
18. Нетеребский О.В. Состояние и тенденции рынка труда//Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 1 (203). С. 17-35.
19. Словарь современных экономических терминов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. 4-е изд. М.: 2010 480 с.
20. Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости / М. Х. Гарсия-Исер, И. К. Золотова, А. Е. Когут [и др.]. М. : Инфограф, 2015. 111 с.
21. Федеральный закон от 01.12.2015 №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» (ред. от 29.12.2012).
22. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
23. Федеральный закон от 27.11.2002 №156-ФЗ «Об объединениях работодателей».
24. Федеральный закон от 29.12.2012 №73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
25. Федеральный закон от 29.12.2012 №73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
26. Шевченко И.В. К вопросу о цели и механизме регулирования рынка труда // Terra Economicus. 2015. № 2. С. 167-172
27. Шевченко И.В. Реализация потенциала государственного регулирования рынка труда в трансформируемой экономике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук //Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2014. 32 с.
28. Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М. : Изд-во МГУ, 2006. 373 с.
29. Эренберг Р. Д. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р. Д. Эренберг, Р. С. Смит ; пер. с англ. под ред. Р. П. Колосовой, Т. О. Разумовой, С. Ю. Рощина. М.: Изд-во МГУ, 2006. 777 с.
30. Sybirtsev V. The improvement of the institutional component of the state regulation of the national labor market balance//Экономика развития. 2017. № 1 (81). С. 39-49.
Вопрос-ответ:
Что такое рынок труда?
Рынок труда - это экономическая система, в рамках которой встречаются спрос и предложение рабочей силы.
Какие компоненты входят в структуру рынка труда?
Основными компонентами рынка труда являются работники, работодатели и государственные органы, которые непосредственно или косвенно влияют на рынок труда.
Какие виды и формы занятости существуют?
Виды занятости могут быть различными: полная занятость, частичная занятость, временная занятость и самозанятость. Формы занятости включают официальное трудоустройство, аренду рабочей силы и предпринимательство.
Какие основные виды безработицы существуют и какие причины их вызывают?
Основными видами безработицы являются структурная, конъюнктурная и фрикционная безработица. Структурная безработица обусловлена несоответствием квалификации безработных и требованиям рынка труда. Конъюнктурная безработица связана с экономическими колебаниями. Фрикционная безработица возникает при поиске работы или переходе с одной работы на другую.
Как осуществляется регулирование рынка труда?
Регулирование рынка труда может осуществляться через действие законодательства, государственные программы поддержки занятости, налоговые льготы и другие меры, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда.
Какова сущность рынка труда?
Рынок труда - это сфера экономики, в которой встречаются спрос и предложение труда. Он представляет собой механизм, который регулирует цены на труд (зарплаты) и объемы занятости.
Какие виды и формы занятости существуют?
На рынке труда существуют различные виды и формы занятости. Это может быть постоянное или временное трудоустройство, работа по совместительству, фриланс, удаленная работа и другие. Важно отметить, что виды и формы занятости могут меняться в зависимости от региона и страны.
Какие основные причины безработицы существуют на рынке труда?
Основные причины безработицы на рынке труда могут быть разными. Это может быть недостаток рабочих мест, низкая квалификация или образование работников, сезонные колебания спроса на труд, экономические кризисы, демографические факторы и другие.
Каким образом регулируется рынок труда в России?
В России рынок труда регулируется различными государственными мерами. Ведется поддержка занятости, предоставление льгот и стимулов для создания новых рабочих мест, обучение и переобучение работников, а также разработка и реализация программ по поддержке трудоустройства и содействию занятости населения.
Каково современное состояние рынка труда в странах Евросоюза?
Современное состояние рынка труда в странах Евросоюза может быть разнообразным. В некоторых странах наблюдается высокий уровень занятости и низкая безработица, в то время как в других - наоборот. Кроме того, разные страны Евросоюза применяют различные политики занятости и поддержки рынка труда в зависимости от своих экономических и социальных условий.
Какая сущность имеет рынок труда и каковы его основные компоненты?
Рынок труда представляет собой экономическую систему взаимодействия между спросом и предложением рабочей силы. Основными компонентами рынка труда являются работники, работодатели и государство. Работники представляют предложение рабочей силы, работодатели - спрос на рабочую силу, а государство регулирует отношения между работниками и работодателями, создавая законы и механизмы защиты трудовых прав.