ТЕМА 9. Правовое регулирование естественных монополий по законодательству РФ и зарубежных стран.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 19.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Сущность естественной монополии, ее виды и причины возникновения 5
1.2 Регулирование естественных монополий в Российской Федерации 8
1.3 Регулирование естественных монополий в зарубежных странах 12
2.1 Практика регулирования естественных монополий в США и некоторых других странах 16
2.2 Реформирование естественных монополий в России на примере ОАО «РЖД» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
РассмотримреформированиеестественныхмонополийвРоссиинапримереРоссийскихжелезныхдорог.Особенностижелезнодорожноготранспортаустанавливаетрядизначальныхтребованийкреформированиюотрасли.Впервуюочередь,онодолжносовершатьсяприбезусловномсбережениицелостностиестественномонопольнойинфраструктурыжелезнодорожноготранспорта,чтодиктуетсятребованияминеразрывностиединственноцелогоэкономическогопространствастраныиизсоображенийнациональнойбезопасности.НакаждомэтапесозданияифункционированияРЖДрольстранывобеспечениисохранностииувеличенииактивов,атакжевэффективномуправлениирисками,неизбежнопоявляющимивходереформирования,останетсяглавной.Вновойкорпоративнойструктуредолжнырациональносовмещатьсярыночныемеханизмысаморегулированияигосударственногоконтроля,длячегонеобходимопринятиесоответствующихзаконодательныхмер.Трансформациютакойспецифичнойисложнойсистемы,какжелезнодорожныйтранспорт,нужносовершатьпостепенно,поэтапноприобеспечениистабильности,безопасности,надежностифункционированияжелезныхдорог.Разработаннаяреформаподразумеваеттриэтапа.Накаждомизнихприсутствуютнеизменныеэлементысистемы,которыенезатрагиваются «этапными» преобразованиями,чтобывпроцессереформыможнобылообеспечитьбезопасностьотрасли,управляемость,атакжебесперебойностьперевозок.Наначальномэтапеструктурнойреформыжелезнодорожноготранспортабылосозданооткрытоеакционерногообщество «Российскиежелезныедороги» (ОАО «РЖД»),котороебылоучрежденопостановлениемПравительстваРФ.Врезультатеэтогофункциихозяйственногоуправлениянажелезнодорожномтранспортецеликомперешликединомухозяйствующемусубъекту–ОАО «РЖД».ФункциигосударственногорегулированияжелезнодорожноготранспортасовершаетМинистерствотранспортаРФиподлежащиеемуФедеральнаяслужбапонадзорувсферетранспортаиФедеральноеагентствожелезнодорожноготранспорта.Навторомэтапереформы,которыйприпална2003-2006года,советомдиректоровОАО «РЖД» былипринятырешенияосоздании27дочернихобществ,вт.ч.посферамдеятельности:выпускасредствжелезнодорожнойавтоматикиителемеханики;капитальногостроительстваипроектно-изыскательскихработ;производстваикапитальногоремонтапутевойтехники;научно-исследовательскихипроектно-изыскательскихработ;ремонтагрузовыхвагонов;ремонтаконтейнерныхгрузовыхперевозок;пригородныхпассажирскихперевозок;перевозокгрузовизотермическимподвижнымсоставом.Однойиззадачвторогоэтапапроведенияреформыбылоформированиеусловийдляувеличенияуровняконкуренциивсферегрузо-ипассажиро-перевозок.Самыевыгодныегрузысточкизрениятарифовперешливконкурентныйсектор,иихдоставкапроисходитнезависимымиотОАО «РЖД» компаниями-операторамиподвижногосостава.Каждыйгодколичествотакихкомпаний,такжекакичисловагоновилокомотивов,находящихсявовладенииоператоров-частников,увеличивается.Подконецэтогоэтапаэтикомпанииимелиоколотретивсеговагонногопаркастраны,имитранспортировалосьоколочетвертивсехгрузов,авсфереперевозокнефтиопределенныйпоказательпревысил52%.Дляобеспеченияфинансовойпрозрачностивсехвидовхозяйственнойдеятельностиотраслиизавершенияразделениябухгалтерскогоучетаповидамдеятельностивдекабре2004годабылопринятоопределенноепостановлениеПравительстваРоссийскойФедерации.Начинаясгодовойотчетностиза2004г.ОАО «РЖД» предоставляетданныеодоходах,расходахирезультатахфинансово-хозяйственнойдеятельностипоопределеннымвидамдеятельности.Третийэтапструктурнойреформыжелезнодорожноготранспортадлилсядо2010года,которыйодобрилаправительственнаякомиссия.ВэтотпериоднабазенынешнегожелезнодорожногомонополистаОАО «РЖД» былосозданодвегрузовыекомпании,атакжефедеральнаяпассажирскаякомпания.ВсяинфраструктуражелезнойдорогиосталасьвсобственностиОАО «РЖД».Постепенноизматеринскойкомпаниибыливыделеныдочерние,анаправоперевозкипассажироввпригородномсообщениисталипродаватьлицензии.ВитогереформированияРЖДнатретьемэтапебыласформированаинфраструктурнаяосновадляобеспечениятерриториальнойцелостностииобороноспособностистраны,былисниженытерриториальныедиспропорциивразвитииинфраструктурыжелезнодорожноготранспорта,атакжесозданыусловиядляувеличенияростароссийскойэкономики.Железнодорожныйтранспортобщегопользованияобслуживает81из83субъектовРоссии.Планируется,чтоплотностьжелезнодорожнойсетик2030годубудетувеличенана25процентовприполномустраненииограниченияпропускнойипровознойспособности.Потребностиэкономикистранывперевозкахбудутполностьюобеспеченысодновременнымдоведениемихкачествадомировогоуровня.Грузооборотувеличитсяв1,7раза.Скоростьдоставкигрузоввозрастетболеечемна24%,приэтомпоконтейнернымотправкам,которыетребуютускореннуюдоставку–в3,6раза.БудетрешеназадачаиспользованияуникальногогеографическогоположенияРоссиивкачестветрансконтинентальноготранспортногомоста.Железнодорожныйтранспортбудеторганичноинтегрированвмировуютранспортнуюсистему.Экспорттранспортныхуслугзасчетростатранзитныхперевозоквозрастетболеечемв2,7раза.Намагистральномполигонепротяженностью13,7тыс.кмбудеторганизованотяжеловесноегрузовоедвижение,котороедаствозможностьуменьшитьсебестоимостьперевозокмассовыхгрузов.Реформированиеотраслиобеспечитоптимизациюееструктурыипритокинвестицийдлямодернизацииирасширенияроссийскойсетижелезныхдорог.Ожидаемыйпритокинвестиций–около14,2трлн.рублей,вт.ч.на2015-2017г.г.–5,9трлн.рублейина2017-2030г.г.–8,9трлн.рублей.Этопозволитзначительноувеличитьобъемстроительствановыхжелезныхдорог:запериод2008-2020годовбудетпостроенодесятьтыс.кмновыхжелезнодорожныхлиний,наважнейшихнаправленияхжелезнодорожнойсетибудеторганизованоскоростноеивысокоскоростноепассажирскоедвижение.РеформеРЖДвследующемгодуисполнилнитсядвадцатьлет.Потенциальноконкурентныевидыдеятельностивыделенывдочерниепредприятия(ихсозданооколо65),частьимуществапередановчастныеруки,появилисьнезависимыеотОАО «РЖД» компании-операторыподвижногосостава.Средиглавныхожидаемыхрезультатовреформированияестественныхмонополистоввыступаетвозможностьзначительногоувеличенияобъемовпроизводстваипредоставлениеуслуг,привлечениебольшогообъемаинвестицийужек2020году(РЖД–15трлн.руб.),проведениекрупномасштабныхинвестиционныхпроектов,полнаяликвидацияперекрестногосубсидирования,переходкрыночнымценамнауслугимонополистовдлявсехкатегорийпотребителей,оптимизациярасходов.Завремяреформированиякомпаниязначительноулучшиласвоипроизводственныепоказателипопассажиро-игрузообороту,вчастныерукипереданопочти400тыс.грузовыхвагоновили41,6%вобщейструктурепарка.Нареализациюинвестиционнойпрограммытольков2015годувыделено398млрд.рублей,этов1,6разабольше,чемв2014году.Такимобразом,хотяреформированиеотраслиРЖДиулучшиломногиеихпоказатели,ноиздесьнетаквсебезоблачно.Этовызванообщимростомроссийскойэкономикииужепретерпелизначительныеизменениявсвязиснаступившиммировымфинансовымкризисом.Подводяитоги,следуетотметить,чтосамымбесспорноположительныммоментомявляетсяпривлечениевотраслиестественныхмонополийбольшогоколичестваинвестиций,вчемониоченьсильнонуждались.ЗАКЛЮЧЕНИЕДляразвитияэкономикистраныоченьважнымявляетсярегулированиедеятельностиестественныхмонополий.Последниемогутнелишьорганичновписатьсявэкономикурегиона,ноиповыситьегоуровеньдозначительныхвершин.Еслипредприятиесмоглостатьмонополистомвсвоейобласти,тоэтосвидетельствуетоегосилеиграмотномуправлении.Повсемумируидетспециализация.Целыестраныстановятсямонополистами.Приоритетнойзадачейправительствадолжностатьрегулированиеужесуществующихестественныхмонополий.Ксожалению,сейчасдеятельностьмногихмонополийвредитразвитиюмалогобизнес,аихдеятельностьнаиболееважнадлярегионов.Учитываяособуюрольдляжизниобществаотраслей,которыепринадлежаткестественныммонополиям,ихгосударственноерегулированиедолжнобытьнаправлено,впервуюочередь,напрекращениеилисдерживаниеростаценнапродукциюи/илиуслугиестественноймонополиинавнутреннемрынкеприодновременномсбереженииихнауровне,достаточнодлярасширенноговоспроизводства.Приграмотнойполитикегосударстваможнорассчитыватьнадальнейшееразвитиемонопольныхсубъектов,атакжеграждангосударства.Совершенствованиесистемырегулированияданнойсферыдолжнобытьнаправленонаформированиемаксимальноприближенныхкконкурентнымусловийдеятельностисубъектовестественныхмонополий.Системарегулированиятакжедолжнаориентироватьобъемы,темпыинаправленияинвестицийсубъектовестественныхмонополийвинфраструктуру,согласнозапросовпотребителей.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОКЗаконодательныеинормативныеактыПостановлениеПравительстваРФот07.03.1995N239(ред.от25.01.2017) «Омерахпоупорядочениюгосударственногорегулированияцен(тарифов)».ПрезидентаРФот17.10.1996N1451(ред.от30.04.2016) «Одополнительныхмерахпоограничениюростацен(тарифов)напродукцию(услуги)естественныхмонополийисозданиюусловийдлястабилизацииработыпромышленности».УказПрезидентаРФот28.04.1997N426(сизм.от23.07.2001) «ОбОсновныхположенияхструктурнойреформывсферахестественныхмонополий».УказПрезидентаРФот28.02.1995г.№220 «ОнекоторыхмерахпогосударственномурегулированиюестественныхмонополийвРоссийскойФедерации».УказПрезидентаРФот28.02.1995N221(ред.от30.04.2016) «Омерахпоупорядочениюгосударственногорегулированияцен(тарифов)».Федеральныйзаконот17.08.1995N147-ФЗ(ред.от29.07.2017) «Оестественныхмонополиях».Федеральныйзаконот26.07.2006N135-ФЗ(ред.от29.07.2017) «Озащитеконкуренции».Федеральныйзаконот10.01.2003N18-ФЗ(ред.от01.05.2017) «УставжелезнодорожноготранспортаРоссийскойФедерации».ФедеральныйзаконРФот10.01.2003.№17-Ф3(ред.от26.07.2017г.) «ОжелезнодорожномтранспортевРоссийскойФедерации».Остальнаяиспользованнаялитература:ГлазьевС.Ю.ОстратегииэкономическогоразвитияРоссии//Вопросыэкономики.2014г.–№6.–294с.ГороховаЕ.В.Естественныемонополиикакуникальнаяформаорганизациирынканесовершеннойконкуренции.–2016г.–468с.ДерябинаМ.Н.Институциональныеособенностироссийскойэкономики.Реформированиеестественныхмонополий:теорияипрактика//Вопросыэкономики.2010г.–№3.–375с.ДолгушеваА.В.Государственноерегулированиеэкономики.Благовещенск:Изд-воАмурскогоГосударственногоУниверситета.–2015г.–364с.ДюбановМ.О.Реформированиеестественныхмонополий:проблемы,состояние,перспективыразвития(напримережелезнодорожноготранспорта)//ТранспортноеделоРоссии.2013г.–№4.–458с.ЖилинскийС.Э.Предпринимательскоеправо(правоваяосновапредпринимательскойдеятельности)9-еизд.,пересмотр.идоп.-М.:Норма,2014г.–642с.КабановА.В.Ограниченияэффективностисистемырегулированиявусловияхестественноймонополии.ВестникТамбовскогоуниверситета.2013г.–286с.МоляковА.О.Проблемыреформированияестественныхмонополий.М.,2015г.–647с.ПредпринимательскоеправоРоссийскойФедерации/Отв.ред.Е.В.Губин,П.Т.Лахно.2015г.–846с.РадюковаЯ.Ю.Российскиеестественныемонополиивусловияхглобальногоэкономическогокризиса:проблемыиперспективы.Социально-экономическиеявленияипроцессы.–2014г.–№4.–643с.Экономическаятеория.Подред.А.Т.Грязновой,В.М.Соколинского–М.:2014г.–482с.
Законодательные и нормативные акты
1. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 25.01.2017) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
2. Президента РФ от 17.10.1996 N 1451 (ред. от 30.04.2016) «О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и созданию условий для стабилизации работы промышленности».
3. Указ Президента РФ от 28.04.1997 N 426 (с изм. от 23.07.2001) «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий».
4. Указ Президента РФ от 28. 02. 1995 г. №220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации».
5. Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 (ред. от 30.04.2016) «О ме-рах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
6. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях».
7. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции».
8. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Ус-тав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
9. Федеральный закон РФ от 10.01.2003. №17-Ф3 (ред. от 26.07.2017 г.) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
Остальная использованная литература:
10. Глазьев С. Ю. О стратегии экономического развития России // Во-просы экономики. 2014 г. – № 6. – 294 с.
11. Горохова Е.В. Естественные монополии как уникальная форма организации рынка несовершенной конкуренции. – 2016 г. – 468 с.
12. Дерябина М.Н. Институциональные особенности российской эко-номики. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Во-просы экономики. 2010 г. – № 3. – 375 с.
13. Долгушева А.В. Государственное регулирование экономики. Благовещенск: Изд-во Амурского Государственного Университета. – 2015 г. – 364 с.
14. Дюбанов М.О. Реформирование естественных монополий: проблемы, состояние, перспективы развития (на примере железнодорожного транспорта)//Транспортное дело России. 2013 г. – № 4. – 458 с.
15. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) 9-е изд., пересмотр.и доп. - М.: Норма, 2014 г. – 642 с.
16. Кабанов А.В. Ограничения эффективности системы регулирования в условиях естественной монополии. Вестник Тамбовского университета. 2013 г. – 286 с.
17. Моляков А. О. Проблемы реформирования естественных монопо-лий. М., 2015 г. – 647 с.
18. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.В. Губин, П.Т.Лахно. 2015 г. – 846 с.
19. Радюкова Я.Ю. Российские естественные монополии в условиях глобального экономического кризиса: проблемы и перспективы. Социально-экономические явления и процессы. – 2014 г. – № 4. – 643 с.
20. Экономическая теория. Под ред. А.Т.Грязновой, В.М. Соколинского – М.:2014 г. – 482 с.
Вопрос-ответ:
Что такое естественная монополия?
Естественная монополия - это ситуация на рынке, когда производство и предоставление определенного товара или услуги более эффективно осуществлять одной единственной компанией из-за высоких постоянных издержек и технической специфики. Это означает, что при наличии конкуренции на рынке эта компания сможет обеспечить более низкие цены и высокое качество товара или услуги.
Какие виды естественных монополий существуют?
Существуют два основных вида естественных монополий: естественные монополии по сектору (например, транспортная инфраструктура) и естественные монополии по участку сектора (например, железнодорожные перевозки в определенной географической области). Есть также временные монополии, которые возникают при разработке и коммерциализации новых технологий или продуктов.
Каковы причины возникновения естественных монополий?
Основные причины возникновения естественных монополий: экономии масштаба (затраты на производство уменьшаются с ростом объемов производства), технической или физической специфики (услуги или товары требуют специализированных знаний или оборудования), наличия сетевых эффектов (с ростом числа пользователей возрастает ценность товара или услуги).
Какие меры регулирования естественных монополий существуют в Российской Федерации?
В Российской Федерации естественные монополии регулируются государственными органами. Основные меры регулирования включают установление тарифов и тарифных сеток, контроль за качеством товаров и услуг, регулирование доступа к инфраструктуре. Кроме того, действуют антимонопольные ограничения на слияния и поглощения компаний, а также ограничения на ценовую дискриминацию.
Что такое естественная монополия?
Естественная монополия - это ситуация, когда на рынке существует только одна компания, способная обеспечить услуги или производство определенного товара с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Это происходит из-за высоких постоянных издержек и низкой масштабируемости производства в данной отрасли.
Какие виды естественных монополий существуют?
Существуют два основных вида естественных монополий: естественный монополия производства и естественный монополия услуг. В первом случае это связано с особенностями производственного процесса, например, необходимостью использования крупных инфраструктурных объектов. Во втором случае это обусловлено высокими постоянными издержками или наличием единственного подходящего места для предоставления услуг.
Почему возникают естественные монополии?
Естественные монополии возникают из-за различных причин. Одна из основных причин - это экономическое обоснование, когда структура рынка и специфика отрасли делают единственного поставщика более эффективным для обеспечения услуг или производства товаров. Также возникновение монополий может быть связано с естественными ресурсами, технологическими особенностями или государственным регулированием.
Как регулируются естественные монополии в Российской Федерации?
Естественные монополии в России регулируются через применение антимонопольного законодательства и создание специальных органов - Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам. Они надзирают за деятельностью монополистов, определяют порядок формирования и утверждения тарифов, а также контролируют объединения и слияния компаний в сфере естественных монополий.
Что такое естественная монополия?
Естественная монополия - это рыночная структура, в которой только одна фирма может эффективно производить и предлагать товар или услугу по самой низкой цене. Возникновение естественных монополий связано с особенностями определенных отраслей экономики, где большие первоначальные инвестиции, масштабы производства и экономии приводят к тому, что конкуренция неэффективна и только один производитель может успешно функционировать.
Какое правовое регулирование естественных монополий существует в России?
В России правовое регулирование естественных монополий осуществляется через принятие специальных законов, таких как Федеральный закон "О естественных монополиях" и другие нормативные акты. Этими законами устанавливаются правила и условия функционирования естественных монополий, включая вопросы ценообразования, доступа к инфраструктуре, контроля со стороны государства и другие аспекты.