1 "самопрограммирование" человека в концепции Берреса Скиннера. 2. Работы современной российской психологической школы.
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 10.11.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Самопрограммирование человека в концепции Берреса Скиннера
Бихевиоризм – наука о поведении
Концепция оперантного поведения Б.Ф. Скиннера
Развитие и программирование личности
Значение идей Б. Скиннера для психологической науки
Работы современной российской психологической школы
Общее понятие темперамента
Психодинамические свойства и интегральная индивидуальность
Специальная теория индивидуальности
Значение исследований В.М. Русалова
Список литературы
Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.
Низкая эргичность: пассивность, общий жизенный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.
Средняя эргичность: человек избирателен в проявлениях активности, не избегает напряженной работы, однако собственная инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять работоспособность, особенно в тех случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной, монотонной работы требуется достаточно продолжительный отдых для восстановления сил и энергии.
Социальная эргичность - связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.
Высокая эргичность: человек часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.
Низкая эргичность: человек испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий. Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.
Средняя эргичность: человек избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.
Пластичность - выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.
Высокая пластичность - легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
Низкая пластичность - склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
Социальная пластичность - содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
Высокая пластичность - широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
Низкая пластичность - трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
Темп или скорость - включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
Высокая скорость - высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
Низкая скорость - замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.
Социальный темп - включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
Высокий темп - речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
Низкий темп - слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.
Эмоциональность - включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.
Высокая эмоциональность - высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам, к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия.
Низкая эмоциональность - незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
Высокая эмоциональность - высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
Низкая эмоциональность - низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения [1, с. 34 - 37].
Специальная теория индивидуальности
Понять, как происходит трансформация биологических факторов в индивидуально-психологические особенности - цель специальной теории индивидуальности человека В.М. Русалова.
Первое положение специальной теории индивидуальности гласит, что только формально-динамические (или психодинамические) особенности психики могут быть соотнесены с биологическими свойствами человека.
Второе положение состоит в том, что в основе формально-динамических особенностей психики лежит не отдельная биологическая подсистема, а интегрированная совокупность всех биологических свойств человека, т.е. общая конституция.
Третье положение заключается в том, что механизмом, объясняющим процесс включения биологических свойств разного уровня в формирование психодинамических свойств, является механизм системного обобщения.
Четвертое положение раскрывает связь между формально-динамическими образованиями психики и другими, более организованными структурами индивидуальности.
Пятое положение состоит в определении роли формально-динамических характеристик психики в деятельности человека [4, с. 249].
Значение исследований В.М. Русалова
Нечеткое понимание сущности и структуры темперамента как наиболее общей динамической характеристики психики привело также к тому, что темперамент "выпал" из многих исследований, направленных на разработку методов диагностики индивидуально-психологических различий. Особенно слабо изучается роль темперамента в деятельности. Считается, что темперамент проявляется в самых разных сферах деятельности и окрашивает самые различные поведенческие акты, создавая тот или иной индивидуально-типологический стиль деятельности. Однако в настоящее время с позиции специальной теории индивидуальности такое утверждение явно недостаточно.
Русалов показал, что темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова. Он формируется в процессе самой деятельности в результате обобщения ее динамических психологических характеристик за счет тех индивидуально-устойчивых нейрофизиологических (или, более широко, биологических) компонентов, которые в нее включены. Следовательно, свойства темперамента не только выступают в роли общих предпосылок, условий деятельности и оказывают влияние на динамику и стиль деятельности, но и связаны с ее конечными результатами, или эффективностью. В.М Русалов разработал опросник свойств темперамента, который эффективно используется в психодиагностике индивидуальных различий.
Список литературы
Долгова В.И., Шумакова О.А., Латюшин Я.В. Учебно-методический комплекс по практике в педагогическом училище (IV курс очной формы обучения). – Челябинск, 2004. – 92 с.
Мерлин В. С, Очерк теории темперамента. 2-е изд. Пермь, 1973.
Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос 1998.
Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 349 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., Изд-во Института психологии РАН, 1997.- 576 с.
Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.
Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека \\ Психологический журнал, 1986, том 7 №4. - С. 23-35
Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения // Психологический журнал. Т.22. № 3. 2001. С. 68-85.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
Тарасов К. Е., Черненко К. К. Социальная детерминированность биологии человека. М., 1979.
Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., Питер, 1997.
5
1.Долгова В.И., Шумакова О.А., Латюшин Я.В. Учебно-методический комплекс по практике в педагогическом училище (IV курс очной фор-мы обучения). – Челябинск, 2004. – 92 с.
2.Мерлин В. С, Очерк теории темперамента. 2-е изд. Пермь, 1973.
3.Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. за-ведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос 1998.
4.Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 349 с.
5.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
6.Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., Изд-во Института психологии РАН, 1997.- 576 с.
7.Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.
8.Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека \\ Психологический журнал, 1986, том 7 №4. - С. 23-35
9.Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения // Психологический журнал. Т.22. № 3. 2001. С. 68-85.
10.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
11.Тарасов К. Е., Черненко К. К. Социальная детерминированность биологии человека. М., 1979.
12.Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
13.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., Питер, 1997.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет концепция оперантного поведения в самопрограммировании человека?
Концепция оперантного поведения вносит основополагающий вклад в понимание процесса самопрограммирования человека. Согласно этой концепции, поведение человека является результатом взаимодействия с внешней средой и следует законам последствий, то есть человек повторяет те действия, которые приводят к удовлетворению его потребностей и уменьшению неудовлетворенности. В рамках самопрограммирования, человек активно влияет на свое поведение, задавая себе цели и стимулируя себя на достижение этих целей.
Какие идеи Б.Ф. Скиннера имеют значение для психологической науки?
Идеи Б.Ф. Скиннера имеют большое значение для психологической науки, особенно в области самопрограммирования человека. Он предложил концепцию оперантного поведения, которая стала основой для исследования процессов саморегуляции и самопрограммирования. Б.Ф. Скиннер акцентировал внимание на роли среды в формировании поведения человека и разработал методы для изменения поведения через награды и наказания. Его идеи внесли значительный вклад в понимание процессов развития и программирования личности.
Что такое темперамент и как он связан с самопрограммированием человека?
Темперамент - это общее понятие, которое описывает индивидуальные свойства человека, его особенности поведения, эмоциональную реактивность и способы адаптации к окружающей среде. Темперамент может влиять на способность человека к самопрограммированию, так как некоторые люди могут быть более открыты для изменений и готовы трудиться над собой, в то время как другие могут быть более устойчивы к изменениям и менее склонны к саморазвитию. Темперамент также может влиять на выбор конкретных стратегий самопрограммирования.
Что такое самопрограммирование человека в концепции Берреса Скиннера?
Самопрограммирование человека в концепции Берреса Скиннера - это процесс, в котором индивидуум формирует и изменяет свое поведение путем осознанного применения определенных методов и техник, основанных на принципах оперантного поведения.
Каково значение идей Б.Ф. Скиннера для психологической науки?
Идеи Б.Ф. Скиннера имеют важное значение для психологической науки, поскольку его концепция оперантного поведения сформировала основу для понимания и изучения механизмов формирования и модификации поведения человека. Это помогло развить методы самопрограммирования личности и применение их в практической деятельности.
Какие работы российской психологической школы посвящены самопрограммированию человека?
Современная российская психологическая школа активно занимается исследованиями и разработкой методов самопрограммирования человека. В работах таких ученых, как В.В. Петровский, А.Л. Журавлев, М.М. Басараб, исследуются принципы формирования и изменения личности через осознанное воздействие на свое поведение и взаимодействие с окружающей средой.
Какие особенности имеет темперамент в психологии?
Темперамент - это биологически обусловленные особенности нервной системы, которые определяют индивидуальный стиль восприятия и реакций человека на окружающий мир. Он включает в себя такие параметры, как активность, ритмичность, подвижность и эмоциональность, и влияет на формирование поведенческих особенностей личности.
Как связаны психодинамические свойства и интегральная индивидуальность?
Психодинамические свойства - это характеристики психической деятельности человека, которые отражают его индивидуальные особенности и взаимосвязь между различными аспектами личности. Интегральная индивидуальность, в свою очередь, является совокупностью всех психодинамических свойств и выражает уникальность и целостность личности.
1. Какая концепция поведения разработана Берресом Скиннером?
Беррес Скиннер разработал концепцию оперантного поведения, которая является одной из базовых концепций бихевиоризма – науки о поведении.
2. Что такое самопрограммирование человека в концепции Берреса Скиннера?
Самопрограммирование человека в концепции Берреса Скиннера представляет собой процесс изменения и развития личности через осознанное изменение поведения и формирование новых привычек, основанных на принципах оперантного поведения.
3. Какие идеи Берреса Скиннера имеют значение для психологической науки?
Идеи Берреса Скиннера, такие как концепция оперантного поведения и самопрограммирование человека, имеют большое значение для психологической науки, так как они расширяют понимание механизмов поведения и позволяют разрабатывать новые подходы к развитию и программированию личности.
4. Что представляет собой интегральная индивидуальность в современной российской психологической школе?
Интегральная индивидуальность в современной российской психологической школе описывает комплексную картину личности, включающую как психодинамические свойства, так и особенности темперамента и другие характеристики. Это понятие помогает понять человека как целостное существо, уникальное в своей индивидуальности.