Создание методического альбома «Вышивка крестом»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Декоративно-прикладное искусство
  • 33 33 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 24.10.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Роль методических пособий в учебном процессе 5
1.1. Образовательный ресурс методических пособий 5
1.2. Виды и специфика методических пособий 8
Глава 2. Последовательность создания методического альбома 11
2.1. Вышивка: история, виды, современные тенденции 11
2.2. Разработка композиционного и конструктивного решения методического альбома 15
2.3. Технология изготовления образцов вышивки 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Приложения 26

Фрагмент для ознакомления

Ножницы должны быть хорошо заточены, концы лезвий должны полностью замыкаться.
Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранении ее от деформации, а вышитый узор от стягивания. Заправлять ткань в пяльцы надо так, чтобы не получалось перекосов, иначе вышитый узор деформируется после снятия ткани с пялец. 
Таким образом, важным этапом в выполнении методического альбома «вышивка крестом» стало изготовление образцов вышивки, для чего было выбрано пять типов вышивки крестом. Все представленные образцы выполнялись по следующему плану: подбор цвета; выбор центра композиции; вышивка центральных элементов; вышивка остальных элементов; вышивка фона; отпаривание изделия. Также при работе с тем или иным материалом учитывались его особенности.



















Заключение

Метод представляет собой совокупность приемов, способов, средств, которые при употреблении их надлежащим субъектом в рамках надлежащего объекта способны принести ценный результат. Методология представляет собой идейное основание метода. Метод приобретает конкретику в методике.
Методическое пособие представляет собой одно из дидактических средств учебно-методического комплекса и относится к группе методической литературы. Роль методических пособий в образовательном процессе проявляется в следующих функциях:
регулирование учебно-образовательной деятельности и её элементов;
логический инструментарий, с опорой на который возможно выполнение учебной и познавательной деятельности;
рационализация и экономизация деятельности.
Методическое пособие представляет собой комплекс методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в учебном процессе. Основная задача методического пособия - оказание практической помощи педагогам и методистам в приобретении и освоении передовых знаний. С точки зрения формы, методическое пособие представляет собой, как правило, небольшую по объёму работу. Примерная структура методического пособия представлена следующими элементами: введение, теоретическая часть, практическая часть и дидактическая часть.
Искусство вышивки изначально зарождается в культуре Древнего Востока. В России древнейшие памятники, имеющие вышивку, датируются, примерно, VI веком. Распространение данного вида прикладного искусства среди знатных женщин и монахинь происходит в XIV-XVI вв. С XVIII в. вышивка распространяется среди женщин всех слоёв населения и становится одним из основных занятий девушек. Русская вышивка имеет особое геометричное строение, где каждый узор, растение или птица имеют свой символ и своё назначение.
Современная вышивка разделяется на две большие группы: ручная и машинная вышивка. Швы, выполняемые вручную, в свою очередь разделяются на следующие виды: соединительные, краевые, декоративные (счётные и свободные), маскировочные. В современной моде происходит сочетание старых традиций и привнечение новых техник и элементов вышивки.
Разработка композиционного и конструктивного решения методического альбома проходила по следующим этапам:
определение темы, цели и задач методического альбома;
выбор основы для структуры альбома (классификация вышивок крестом по типы материала);
разработка плана изложения методического материала;
выбор формы подачи материала.
Важным этапом в выполнении методического альбома «вышивка крестом» стало изготовление образцов вышивки, для чего было выбрано пять типов вышивки крестом. Все представленные образцы выполнялись по следующему плану: подбор цвета; выбор центра композиции; вышивка центральных элементов; вышивка остальных элементов; вышивка фона; отпаривание изделия. Также при работе с тем или иным материалом учитывались его особенности.









Список использованной литературы

Блинова Г. П., Белая Е. Б.  Русское народное декоративно-прикладное искусство : учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2012. – 240 с.
Болохвитинова С.М. и др. Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий: учебное пособие. / Под ред. С.М. Болохвитиновой. – М.:. Изд-во МГУП, 2000. – 166 с.
Гайнуллина И.В., Правила и требования оформления методической разработки. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. – Югорск: МБУ «Городской методический центр, 2010. – 20 с.
Григорьева Е.Ю. Педагогический потенциал вышивки как традиционного вида декоративно-прикладного творчества. // Вестник МГУКИ. – 2015. - №4 (66). – С. 152-155.
Гусева Е.Н. Вышивальщица. Ручная и машинная вышивка: учебное пособие. – М.: Феникс, 2001. – 448 с.
Золкина О. Вышивка: история и современность. [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/80/257/67052.php (дата обращения: 21.09.2017).
Камнева С.И. Современное искусство художественной вышивки: основные тенденции развития. [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/80/257/67052.php (дата обращения: 21.09.2017).
Косогорова Л.В., Неретина Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 224 с.
Методическое пособие. // Издательский словарь-справочник. / Под ред. А.Э. Мильчина. – М.: ОЛМА-Пресс, 2003. – С. 137.
Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство. – М.: Форум, 2010. – 288 с.
Мысь Е.А. Как написать методические материалы для преподавателей. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2013/02/07/kak-napisat-metodicheskie-materialy-dlya (дата обращения: 22.09.2017).
Носань Т.М. Вышивка в традиционном прикладном искусстве. [Электронный ресурс] URL: http://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2011_01_-_13_Nosan.pdf (дата обращения: 22.09.2017).
Овчинникова Е.Н. К определению терминов "учебник" и "учебное пособие" // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/05/1189 (дата обращения: 22.09.2017).
Осипов И.В. О проблеме соотношения методики и технологии. [Электронный ресурс]. URL: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789 /746/2/vestnik_47_06.pdf  (дата обращения: 22.09.2017).
Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 287 с.
Ручная и машинная вышивка: Учеб. пособие для профтехучилищ. / Н.Т. Климова, О.Г. Федосова, О.Н. Наумова, В.В. Ривкина. – М.:. Легкая индустрия, 1980. – 224 с.
Семчук Н. О содержании курса «Технологии обучения естествознанию». // Высшее образование в России. - 1997. - №2. - С. 97-100.
Серебрянников Г.С. Метод и методология: понятие и соотношение. // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/vuz/filosofskie-nauki/library/2013/03/24/metod-i-metodologiya-ponyatie-i-sootnoshenie (дата обращения: 22.09.2017).
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2000. – 368 с.
Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 280 с.
Фоминых И.В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. –СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 307-309.
Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. – М.: Касталь, 1992. - С. 16–200.























Приложения
Приложение 1


Рисунок 1 - Вышивка крестом шерстяными нитками


Рисунок 2 - Вышивка крестом нитками мулине плюс бисер


Рисунок 3 - Вышивка крестом нитками мулине плюс нитки люрекс

Рисунок 4 - Вышивка нитками мулине


Рисунок 5 - Вышивка нитками мулине плюс шерстяные нитки

Приложение 2
Последовательность вышивки крестом шерстяными нитками
1.Подбираем цвета.
2.Выбирием центр композиции.
3.Вышиваем цветы.
4.Вышиваем листья.
5.Вышивае вазу.
6.Вышиваем фон.
7.Готовое изделие отпариваем.

3.4.
5
6.7.


Приложение 3
Последовательность вышивки крестом нитками мулине плюс бисер
1.Подбираем цвета.
2.Выбирием центр композиции.
3.Вышиваем сначала цветы бисером.
4.Вышиваем цветы нитками мулине.
5.Следующие цветы вышиваем в той же последовательности.
6.Вышиваем листья и фон.
7.Готовое изделие отпариваем.
3. 4.

5. 6. 7.


Приложение 4
Последовательность вышивки крестом нитками мулине
плюс люрекс

1.Подбираем цвета.
2.Выбирием центр композиции.
3.Вышиваем сначала цветы люрексом затем вышиваем мулине.
4.Вышиваем листья.
5.Следующие цветы вышиваем в той же последовательности.
6.Вышиваем фон.
7.Готовое изделие отпариваем.
3.4. 5.

6.7.

Приложение 5
Последовательность вышивки крестом нитками мулине

1.Подбираем цвета.
2.Выбирием центр композиции.
3.Вышиваем сначала птичек.
4.Вышиваем гроздья рябины.
5.Вышиваем фон.
6.Готовое изделие отпариваем.


Приложение 6
Последовательность вышивки крестом нитками мулине плюс шерстяные нитки

1.Подбираем цвета.
2.Выбирием центр композиции.
3.Вышиваем цветы шерстяными нитками.
4.Листья вышиваем нитками мулине.
5.Вышиваем фон.
6.Готовое изделие отпариваем.

3.5.
6.

Приложение 7

Рисунок 1



Рисунок 2



Рисунок 3

Рисунок 4



Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2000. С. 217.
Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 6.
Серебрянников Г.С. Метод и методология: понятие и соотношение. // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/vuz/filosofskie-nauki/library/2013/03/24/metod-i-metodologiya-ponyatie-i-sootnoshenie (дата обращения: 22.09.2017).
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2000. С. 217.
Семчук Н. О содержании курса «Технологии обучения естествознанию». // Высшее образование в России. 1997. №2. С. 97.
Там же.
Осипов И.В. О проблеме соотношения методики и технологии. [Электронный ресурс]. URL: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789 /746/2/vestnik_47_06.pdf  (дата обращения: 22.09.2017).
Методическое пособие. // Издательский словарь-справочник. / Под ред. А.Э. Мильчина. - – М.: ОЛМА-Пресс, 2003. – С. 137.
Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1992. С. 46.
Мысь Е.А. Как написать методические материалы для преподавателей. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2013/02/07/kak-napisat-metodicheskie-materialy-dlya (дата обращения: 22.09.2017).
Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство. – М.: Форум, 2010. с. 74.
Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. С. 154-155.
Носань Т.М. Вышивка в традиционном прикладном искусстве. [Электронный ресурс] URL: http://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2011_01_-_13_Nosan.pdf (дата обращения: 22.09.2017).
Носань Т.М. Вышивка в традиционном прикладном искусстве. [Электронный ресурс] URL: http://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2011_01_-_13_Nosan.pdf (дата обращения: 22.09.2017).
Там же.
Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. С. 157.
Ручная и машинная вышивка: Учеб. пособие для профтехучилищ. / Н.Т. Климова, О.Г. Федосова, О.Н. Наумова, В.В. Ривкина. – М.:. Легкая индустрия, 1980. С. 66.
Камнева С.И. Современное искусство художественной вышивки: основные тенденции развития. [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/80/257/67052.php (дата обращения: 21.09.2017).












2

Список использованной литературы

1. Блинова Г. П., Белая Е. Б. Русское народное декоративно-прикладное искусство : учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2012. – 240 с.
2. Болохвитинова С.М. и др. Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий: учебное пособие. / Под ред. С.М. Болохвитиновой. – М.:. Изд-во МГУП, 2000. – 166 с.
3. Гайнуллина И.В., Правила и требования оформления методической разработки. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. – Югорск: МБУ «Городской методический центр, 2010. – 20 с.
4. Григорьева Е.Ю. Педагогический потенциал вышивки как традиционного вида декоративно-прикладного творчества. // Вестник МГУКИ. – 2015. - №4 (66). – С. 152-155.
5. Гусева Е.Н. Вышивальщица. Ручная и машинная вышивка: учебное пособие. – М.: Феникс, 2001. – 448 с.
6. Золкина О. Вышивка: история и современность. [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/80/257/67052.php (дата обращения: 21.09.2017).
7. Камнева С.И. Современное искусство художественной вышивки: основные тенденции развития. [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/80/257/67052.php (дата обращения: 21.09.2017).
8. Косогорова Л.В., Неретина Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 224 с.
9. Методическое пособие. // Издательский словарь-справочник. / Под ред. А.Э. Мильчина. – М.: ОЛМА-Пресс, 2003. – С. 137.
10. Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство. – М.: Форум, 2010. – 288 с.
11. Мысь Е.А. Как написать методические материалы для преподавателей. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2013/02/07/kak-napisat-metodicheskie-materialy-dlya (дата обращения: 22.09.2017).
12. Носань Т.М. Вышивка в традиционном прикладном искусстве. [Электронный ресурс] URL: http://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2011_01_-_13_Nosan.pdf (дата обращения: 22.09.2017).
13. Овчинникова Е.Н. К определению терминов "учебник" и "учебное пособие" // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/05/1189 (дата обращения: 22.09.2017).
14. Осипов И.В. О проблеме соотношения методики и технологии. [Электронный ресурс]. URL: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789 /746/2/vestnik_47_06.pdf (дата обращения: 22.09.2017).
15. Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 287 с.
16. Ручная и машинная вышивка: Учеб. пособие для профтехучилищ. / Н.Т. Климова, О.Г. Федосова, О.Н. Наумова, В.В. Ривкина. – М.:. Легкая индустрия, 1980. – 224 с.
17. Семчук Н. О содержании курса «Технологии обучения естествозна¬нию». // Высшее образование в России. - 1997. - №2. - С. 97-100.
18. Серебрянников Г.С. Метод и методология: понятие и соотношение. // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/vuz/filosofskie-nauki/library/2013/03/24/metod-i-metodologiya-ponyatie-i-sootnoshenie (дата обращения: 22.09.2017).
19. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2000. – 368 с.
20. Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 280 с.
21. Фоминых И.В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. –СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 307-309.
22. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. – М.: Касталь, 1992. - С. 16–200.

Вопрос-ответ:

Зачем нужны методические пособия в учебном процессе?

Методические пособия играют важную роль в образовательном процессе, они помогают систематизировать и структурировать учебный материал, предоставляют необходимые инструкции, упражнения и примеры для самостоятельной работы студентов.

Каковы основные виды методических пособий?

Основные виды методических пособий включают учебные пособия, практикумы, методические рекомендации, конспекты, сборники задач, дидактические материалы и т.д. Каждый вид методических пособий имеет свою специфику и предназначен для определенного типа обучения и задач.

Как разрабатывается методический альбом по вышивке?

Методический альбом по вышивке создается в несколько этапов. Сначала изучается история вышивки, а затем определяется композиционное и конструктивное решение альбома. После этого происходит разработка образцов вышивки и их изготовление. Все этапы включены в методику создания методического альбома по вышивке.

Какие техники используются при изготовлении образцов вышивки?

При изготовлении образцов вышивки можно использовать различные техники, включая крестиком, гладью, полукрестом, счетным крестом и др. Техника выбирается в зависимости от требований и целей альбома, а также от предпочтений и умений автора.

Какие приложения включены в методический альбом?

В методический альбом могут быть включены различные приложения, включая схемы вышивки, иллюстрации, справочные материалы, а также инструкции по выбору материалов и инструментов для вышивки. Эти приложения помогают ученикам лучше разобраться в процессе и получить дополнительные сведения.

Зачем нужен методический альбом по вышивке крестом?

Методический альбом по вышивке крестом нужен для обучения и совершенствования навыков вышивания. Он представляет собой пошаговое руководство, в котором описаны основы техники, различные виды вышивки, композиционные и конструктивные решения, а также содержит образцы вышивки для практического применения.

Какие виды методических пособий существуют в вышивке крестом?

В вышивке крестом существуют различные виды методических пособий, включая учебники, руководства, видеокурсы, журналы и онлайн-ресурсы. Каждый из них имеет свою специфику и предназначен для обучения и совершенствования навыков вышивки.

Какие этапы включает создание методического альбома по вышивке крестом?

Создание методического альбома по вышивке крестом включает несколько этапов. Один из них - изучение истории и видов вышивки, а также анализ современных тенденций. Затем следует разработка композиционного и конструктивного решения методического альбома. И, наконец, технология изготовления образцов вышивки, которая позволяет создать практические примеры для обучения и использования.

Какие материалы используются при создании методического альбома?

При создании методического альбома по вышивке крестом используются различные материалы. Это, прежде всего, бумага и картона для создания страниц альбома, а также иглы, нитки, ткани и крестиковые схемы для создания образцов вышивки.

Можно ли использовать методический альбом по вышивке крестом для самостоятельного обучения?

Да, методический альбом по вышивке крестом можно использовать для самостоятельного обучения. В нем представлены пошаговые инструкции, образцы вышивки и полезные советы, которые помогут освоить основы техники и научиться создавать красивые вышивки.

Зачем нужен методический альбом по вышивке крестом?

Методический альбом по вышивке крестом предназначен для обучения и развития навыков этого вида рукоделия. Он содержит информацию о различных видах вышивки, историю и современные тенденции, а также предлагает последовательность создания вышивки и технологию изготовления образцов. Альбом помогает освоить основные приемы и приобрести практические навыки вышивки крестом.

Какие виды методических пособий существуют для вышивки крестом?

Для вышивки крестом существуют различные виды методических пособий. Это могут быть учебные пособия, которые содержат подробное изложение основных приемов, шаг за шагом объясняющие процесс и предлагающие упражнения для отработки навыков. Также существуют альбомы, в которых представлены готовые схемы и образцы вышивки с подробными пояснениями и указаниями по выполнению. Кроме того, есть и другие специализированные методические пособия, например, по созданию композиций или использованию определенных материалов и инструментов.