Сепаратизм в Европе во второй половине 20 - начале 21 веков
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 25.10.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Общая характеристика движений сепаратизма в Европе во второй половине 20 - начале 21 веков 6
2. Особенности сепаратизма в Европе во второй половине 20 - начале 21 веков на примере Испании 15
3. Особенности сепаратизма в Европе во второй половине 20 - начале 21 веков на примере Бельгии 20
4. Особенности сепаратизма в Европе во второй половине 20 - начале 21 веков на примере Югославии 29
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 37
Эта сделка получила одобрение законодательного органа. Парламентские выборы 2003 г. уже были проведены согласно новых положений.Указанное соглашение по реформированию избирательной системы стала очередным, пятым, этапом процесса федерализации бельгийского государства. Согласно положениям данного соглашения, федеральная законодательная власть осуществляется совместно королем, палатой представителей и сенатом. Верхняя палата парламента - сенат - состоит из 70 сенаторов. Арбитражный суд в соответствии с положениями нового соглашения переименован в Конституционный Суд. Что касается Палаты представителей, то она расширяется до 200 членов, из которых 150, как и раньше, выбирают прямыми выборами по избирательным округам. Остальные 50 депутатов - по общенациональным спискам, разделенных по языковому принципу. Кандидатам также разрешается выдвигать свои кандидатуры как по общенациональному списку, так и по избирательным округам. Итак, в нижней палате парламента могут быть представлены как интересы разных политических сил, так и интересы сообществ и регионов.Сегодня, в конституции этого государства (ст.1) прямо указывается, что «Бельгия является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов». Поэтому сейчас в Бельгии действуют шесть парламентов и шесть правительств. Процесс федерализации в Бельгии объясняет важнейшую особенность в распределении компетенции между федерацией, сообществами и регионами, а именно, фиксированный характер полномочий субъектов и остаточную компетенцию федерации. Есть все основания называть бельгийский федерализм двуполярным, поскольку в стране доминируют две крупнейшие культурно-лингвистические общины: франкофоны и нидерландофоны. Субъекты федерации, представляющие их интересы, снабжены повышенной защитой на федеральном уровне. Факторами, направленными на сплочение Бельгии, также является Король как символ единства бельгийского народа и Брюссель, где пересекаются интересы двух культурно-лингвистических сообществ и который является не только столицей государства, но и «столицей» единой Европы.4. Особенности сепаратизма в Европе во второй половине 20 - начале 21 веков на примере ЮгославииРаспад социалистической Югославии был неизбежен - исторически исчерпалась и идея югославизма, и форма этнотерриториальной федерации и распределительная экономика в форме «самоуправленческого» социализма Процесс самоопределения каждого народа требовал новых форм.Важнейшими факторами кризиса СФРЮ стали: 1) крах коммунистической идеологии и тоталитарной политической системы; 2) неспособность этнотерриториальной федерации гарантировать политическое самоопределение отдельных этнических сообществ на фоне глубокого кризиса центризма; 3) несостоятельность концепции югославизма на идеологическом и психологическом уровнях объединить и примирить разные народы и создать прочную основу единого государства. Следовательно, такая форма национально-государственного устройства, как этнотерриториальная федерация, в конце XX в. исчерпала себя. Постепенно из союзного государства Югославия начала трансформироваться в союз государств, в которых все большую власть приобретала национальная партия, что стало одной из причин децентрализации.Процесс национального самоопределения в 60-70-х годах касался большей частью этнокультурных и конфессиональных компонентов сознания граждан, но уже в 80-х - начале 90-х гг. он приобрел политико-экономического характера. Если логика реализации национальной идеи в каждой республике и крае подталкивала к необходимости создания собственного независимого государства, то логика экономического развития одновременно требовала как можно большей интеграции. Специфика и особенность коммунистического режима в СФРЮ заключалась в том, что административно-политические структуры (а в условиях этнотерриториальной федерации - также и этнические) совпадали с экономическими. Это непременно порождало стремление не только к этнической обособленности, но и к политической самостоятельности и экономической автаркии. В условиях изменения общественно-политического строя экономические и хозяйственные связи между республиками и краями, которые не основывались на рыночных началах конкуренции, были обречены на разрушение.В результате ослабления связей между республиками и краями уже в 80-е годы югославская федерация все больше приобретала черты конфедерации, что в целом отражало новую политическую и экономическую ситуацию, которая постепенно вызревала в рамках системы самоуправления и децентрализации. Так, под давлением межнациональных антагонизмов летом 1987 г. распалась первая общеюгославская организация - Союз писателей Югославии, а в стране началось обсуждение различных проектов «новой Югославии». В этих условиях правящий СКЮ постепенно теряла признаки единой централизованной партии, а республиканские и краевые партийные кланы стремились к политическому полновластию. Фактически стало распадаться единое экономическое пространство и общегосударственный рынок. Экономический сепаратизм привел к образованию восьми обособленных народнохозяйственных комплексов, но наиболее ярко он проявлялся в функционировании восьми замкнутых энергетических систем. Аналогичные процессы происходили и в других отраслях промышленности, банковском деле и др. Дезинтеграция в экономической сфере стала грозным предвестием этнополитических конфликтов. Республиканские и краевые политические кланы во второй половине 80-х гг. нашли в национальном движении не только надежную опору и идеологическое обоснование своих стремлений, но и средство борьбы с противниками в федеральных структурах. Практически в каждом этническом регионе Югославии уже проходило жесткое противостояние между двумя группировками претендентов на власть: старой партократичной номенклатурой и молодой национальной этнократией. Однако в этом соревновании обе группы опирались на демократические и популистские лозунги, апеллируя к национально ангажированной интеллигенции. Но противостояние в борьбе за власть не мешало им блокироваться против федерального центра. При всех сложностях межэтнического конфликта, который назревал и превратился в гражданскую войну, его основу составляли сословные процессы самоопределения хорватов и сербов: образование моноэтничного общества оказалось невозможным без использования насильственных способов «этнических чисток», переселений, депортаций и аннексии спорных территорий.Главными факторами дезинтеграции и распада югославской федерации стали: распад единого экономического пространства, следствием чего стала экономическая изоляция республик; попытки федерализации СКЮ, распад правящей партии и коммунистической «самоуправляемой» идеологии как цементирующего единство федерации фактора; крах идеи югославизма и замена ее национализмом; кризис политической системы, ослабление вертикали власти и перенесение центра тяжести власти с федерального на республиканский уровень; паралич союзных органов власти, отсутствие политической воли ограничения средств у руководства страны для преодоления центробежных тенденции; противостояние двух концепций дальнейшей судьбы Югославии, одну из которых (дезинтеграционную) поддержали США и страны НАТО; осложнения межнациональных противоречий, историческая память о сербско-хорватских конфликтах; отсутствие определенной гибкости, стремлений к компромиссу и упрямство руководства Сербии и Черногории в отстаивании идеи югославизма, иллюзорность надежд на объединение всех сербских земель.ЗаключениеВ результате проведенного исследования можем заключить, что современный европейский сепаратизм можно классифицировать в зависимости от доминирующих проблем, которые обусловливают главные тенденции в каждом отдельном случае. Во-первых, следует отметить наличие этнополитической составляющей, которая определяет главные особенности отдельных случаев сепаратизма, поскольку характер взаимоотношений между этническими группами практически является движущим фактором возникновения сепаратистских тенденций. Особенно остро эти факторы проявляются на территории бывшей Югославии, как в ситуации с независимостью Косова: существенные противоречия между двумя этническими группами – сербами и албанцами. Во-вторых, экономический фактор, важность которого определяется социально-региональной дифференциацией некоторых европейских государств. Отдельные регионы государств-членов ЕС имеют разные показатели экономического развития, что приводит к формированию идей, которые направлены на изменение статуса, или получения независимости отдельными регионами.В-третьих, религиозный фактор, который очень тесно соотносится с этническим. Он обусловлен наличием в рамках одного государства разных религий и конфессий, представители которых намерены получить автономию или образовать независимое государство. Как правило различия в религиозном плане сопровождаются еще и принадлежностью к различным этническим группам, что приводит к усложнению конфликта. В основном в Европе преобладают этно-конфессиональные и социально- экономические факторы, методы борьбы остаются в политических рамках, а формирование суверенного государства, как цели борьбы меняется максимальной национально - культурной, экономической и политической автономией в рамках границ современных государств.Так, борьба за национальные права каталонцев, басков, галисийцев, особенно активизировавшаяся в 60–70-е гг., стала частью широкого оппозиционного антифранкистского движения. Она поддерживалась в этот период многими испанцами. В Каталонии в это время возникли националистические партии, избравшие путь борьбы за свои права с опорой на массовое движение. В Стране Басков одной из наиболее активных нелегальных националистических организаций стала ЭТА (создана в 1959 г.) - Ассоциация борцов за свободу Страны Басков - главным методом деятельности которой стал индивидуальный террор.Национальные движения сыграли важную роль в политическом кризисе, который охватил Испанию в годы, непосредственно предшествовавшие смерти Франко, а также в переходный период от авторитарного франкистского режима к демократии. Поэтому совершенно естественно, что при разработке проекта новой испанской конституции региональные и национальные проблемы оказались в центре внимания законодателей. Создатели новой конституции, по которой Испания живет довольно стабильно уже 20 лет, попытались избежать негативного опыта недавнего прошлого, когда конституция, устраивавшая одну половину страны, силой навязывалась другой. Сегодня национально-региональная проблема в Испании уже не имеет той остроты, которая была в 1970-е гг.Уровень развития различных регионов страны уже не столь контрастен, как в первые послефранкистские годы. Большинство испанцев свободно передвигается по стране, в той же Каталонии или Стране Басков коренные жители уже не составляют абсолютного большинства населения. Испания активно участвует в интеграционных процессах как в Европе, так и в мире, что положительно сказывается и на внутренней ситуации в стране. Впрочем недооценивать национальную проблему все же не стоит.В свою очередь, специфика исторического развития Бельгии заключается в длительном национальном и политико-экономическом конфликте двух языково-этнических групп (фламандцев и валлонов). При этом, указанный конфликт отражается в особенностях политико-правовой модели этого государства: Бельгия является самой молодой и наиболее специфической федерацией в Западной Европе. В политико-правовом аспекте в 60 гг. ХХ ст. Бельгия была унитарным, но децентрализованным государством с тремя уровнями управления (государственным, провинциальным и коммунальным). Основные причины политических кризисов в этом государстве заключаются, во-первых, в культурно-языковых противоречиях между этими сообществами; во-вторых, в экономических противоречиях между бедной Валлонией и богатой Фландрией; в-третьих, в кризисе межпартийной коалиционной структуры, которая бы обеспечивала общебельгийское коалиционное правительство. Сегодня, в результате конституционной реформы в государстве существуют три уровня управления (федеральный, региональный и лингвистические сообщества) с перочинным распределением ответственности. Сложность системы управления в Бельгии наглядно демонстрирует тот факт, что в стране фактически действуют шесть правительств: федеральный, два правительства языковых сообществ (франкофонов и немецкоязычный), фламандское правительство (оно одновременно представляет как языковое сообщество, так и регион), региональное правительство - правительство Валлонии и Брюсселя. В целом бельгийский федерализм является неоднозначным политико-правовым явлением. С одной стороны, двухполярный федерализм позволяет сохранять равновесие в отношениях между валлонской и фламандской общинами с учетом их специфических интересов. Но, с другой стороны, двухполярность совместно с центробежным характером бельгийского федерализма является благоприятной средой для сепаратизма, о чем свидетельствует растущая популярность крайних националистов во Фландрии. Распространены пессимистические прогнозы относительно будущего этой европейской державы.Таким образом мы можем сделать вывод, что не смотря на современные евроинтеграционные тенденции, которые являются ключевым фактором существования ЕС, существует другая контртенденция, которая усиливается с каждым годом – сепаратизм. Причины сепаратизма на территории стран – членов ЕС могут быть различными: этно – конфессиональные факторы, распределение материальных или экономических благ или притеснения со стороны официальной власти. Кроме того сепаратизм опирается на один из фундаментальных принципов ООН – право наций на самоопределение. Все эти факторы формируют достаточно благоприятную ситуацию для распространения сепаратистских тенденций на територии ЕС и во всем мире.Список использованных источников и литературы1. Источники:Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (ETS № 106) [рус., англ.] (Вместе с «Типовыми и рамочными соглашениями, уставами и контрактами о приграничном сотрудничестве между территориальными сообществами и властями») (Заключена в г. Мадриде 21.05.1980) (с изм. от 05.05.1998)// Бюллетень международных договоров. 2003. № 10. С. 3 - 120.Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985)// Дипломатический вестник, № 10, 1998.Конституция Бельгии [Конституции государств ЕС: сборник ] / общ. ред. и вступ. ст. Л.А. Окунькова. - М.: Инфра-М: Норма, 1999. - С.101-145.2. Литература:Brown B. A. Separatism / B. A. Brown. – Michigan: Echo, 1976. – 200 р.Spenser M. Separatism: democracy and disintegration / M. Spenser. – Boston.: Rowman & Littlefield, 1998. – 317p.Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Издательская группа «ФОРУМ» - «ИНФРА-М», 1999. - С. 410.Бегаева А.Х. Принципы разграничения компетенции между органами федерации и субъектов федерации в Бельгии: статья // Конституционное и муниципальное право, МГУ. - 2008. - №18.Бельгия от сепаратизма к федерализму (эволюция федерализма в Бельгии) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evolutio.info/ index.php?option=com_content&task=view&id=722&Itemid=55.Бирюков С.В. Бельгийский федерализм как модель кризиса европейского федерализма // Вестник Московского ун-та. Серия 18. Социология и политология. – 2009. – № 4.– С.21-37.Бусыгина И. Практика территориально-политического строительства в Испании и России: попытка сравнительного анализа // www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n7/4/. Валецкий О. Югославская война (1991 – 1995). – М., 2006. – 528 с.Ван Дейк Р. Регионализм, федерализм и права меньшинств в Бельгии [Электронный ресурс]/ Р. Ван Дейк. - Режим доступа: http://poli.vub.ac.be/publi/etni3/ruthvandyck.htm.Европейский сепаратизм: Испания – первый кандидат в Европе на распад по «лоскутному сценарию» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imperiya.by/politics3-8357.html.Йорг-Уве Альбиг Куда пойдет Бельгия ? //GEO. – 2012. –№ 2. – С.118-133.История южных и западных словян в 2-х томах. Т. – 2. Под ред. Г.Ф. Матвеева. – М. – 1998.Кондратьева Н. Региональная политика на перепутье // Европейский Союз в XXI веке: время испытаний. Под ред. О.Ю. Потемкиной. М.: Весь мир. 2012.-С.11.Крылова И. Бельгия: опыт решения национальных проблем // Полит. образование. – 1989. – № 6. – С. 108-112.Между сепаратизмом и автономией. Региональные и этнические партии в европейской политике. М.: Огни ТД, 2006.-С.19.Оськина И.Ю., Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 284 с.Оськина И.Ю., Лупу А.А. Международное уголовное право: Учебное пособие для бакалавров. - М.: ИТК Дашков и К, 2015. - 312 с.Региональная политика стран ЕС. / отв. ред. А.В. Кузнецов. М.: ИМЭМО РАН. 2009.-С.58.Родрик Д. Политическая интеграция в Европе отстала от экономической. // Ведомости. – 2010. – 25 мая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti. ru/opinion/articles/2010/05/25/politicheskaya-integraciyav-evrope-otstala-ot-jekonomicheskoj.Савицкий П.И. Становление Бельгийской федерации // Известия ВУЗов. Правоведение. – 1995. – № 4-5. – С.56-64.Сепаратизм в современной зарубежной Европе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.memoid.ru/node/Regionalizm_i_ separatizm_v_sovremennoj_zarubezhnoj_Evrope.Сепаратизм по-итальянски [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.germaniaplus.de/2009/09/separatizm-po-italyanski/.Флере С. Причини распада бывший Югославии // Социс. – 2003. - №5. – С. 52 – 61.Хулио Пинель. Разграничение полномочий: испанский опыт и российские проблемы //Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 3. С. 138 – 154.Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. - Мн.: ООО «Новое знание», 2001. - С. 232.
1. Источники:
1. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (ETS № 106) [рус., англ.] (Вместе с «Типовыми и рамочными соглашениями, уставами и контрактами о приграничном сотрудничестве между территориальными сообществами и властями») (Заключена в г. Мадриде 21.05.1980) (с изм. от 05.05.1998)// Бюллетень международных договоров. 2003. № 10. С. 3 - 120.
2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985)// Дипломатический вестник, № 10, 1998.
3. Конституция Бельгии [Конституции государств ЕС: сборник ] / общ. ред. и вступ. ст. Л.А. Окунькова. - М.: Инфра-М: Норма, 1999. - С.101-145.
2. Литература:
4. Brown B. A. Separatism / B. A. Brown. – Michigan: Echo, 1976. – 200 р.
5. Spenser M. Separatism: democracy and disintegration / M. Spenser. – Boston.: Rowman & Littlefield, 1998. – 317p.
6. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Издательская группа «ФОРУМ» - «ИНФРА-М», 1999. - С. 410.
7. Бегаева А.Х. Принципы разграничения компетенции между органами федерации и субъектов федерации в Бельгии: статья // Конституционное и муниципальное право, МГУ. - 2008. - №18.
8. Бельгия от сепаратизма к федерализму (эволюция федерализма в Бельгии) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evolutio.info/ index.php?option=com_content&task=view&id=722&Itemid=55.
9. Бирюков С.В. Бельгийский федерализм как модель кризиса европейского федерализма // Вестник Московского ун-та. Серия 18. Социология и политология. – 2009. – № 4.– С.21-37.
10. Бусыгина И. Практика территориально-политического строительства в Испании и России: попытка сравнительного анализа // www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n7/4/.
11. Валецкий О. Югославская война (1991 – 1995). – М., 2006. – 528 с.
12. Ван Дейк Р. Регионализм, федерализм и права меньшинств в Бельгии [Электронный ресурс]/ Р. Ван Дейк. - Режим доступа: http://poli.vub.ac.be/publi/etni3/ruthvandyck.htm.
13. Европейский сепаратизм: Испания – первый кандидат в Европе на распад по «лоскутному сценарию» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imperiya.by/politics3-8357.html.
14. Йорг-Уве Альбиг Куда пойдет Бельгия ? //GEO. – 2012. –№ 2. – С.118-133.
15. История южных и западных словян в 2-х томах. Т. – 2. Под ред. Г.Ф. Матвеева. – М. – 1998.
16. Кондратьева Н. Региональная политика на перепутье // Европейский Союз в XXI веке: время испытаний. Под ред. О.Ю. Потемкиной. М.: Весь мир. 2012.-С.11.
17. Крылова И. Бельгия: опыт решения национальных проблем // Полит. образование. – 1989. – № 6. – С. 108-112.
18. Между сепаратизмом и автономией. Региональные и этнические партии в европейской политике. М.: Огни ТД, 2006.-С.19.
19. Оськина И.Ю., Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 284 с.
20. Оськина И.Ю., Лупу А.А. Международное уголовное право: Учебное пособие для бакалавров. - М.: ИТК Дашков и К, 2015. - 312 с.
21. Региональная политика стран ЕС. / отв. ред. А.В. Кузнецов. М.: ИМЭМО РАН. 2009.-С.58.
22. Родрик Д. Политическая интеграция в Европе отстала от экономической. // Ведомости. – 2010. – 25 мая. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti. ru/opinion/articles/2010/05/25/politicheskaya-integraciyav-evrope-otstala-ot-jekonomicheskoj.
23. Савицкий П.И. Становление Бельгийской федерации // Известия ВУЗов. Правоведение. – 1995. – № 4-5. – С.56-64.
24. Сепаратизм в современной зарубежной Европе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.memoid.ru/node/Regionalizm_i_ separatizm_v_sovremennoj_zarubezhnoj_Evrope.
25. Сепаратизм по-итальянски [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.germaniaplus.de/2009/09/separatizm-po-italyanski/.
26. Флере С. Причини распада бывший Югославии // Социс. – 2003. - №5. – С. 52 – 61.
27. Хулио Пинель. Разграничение полномочий: испанский опыт и российские проблемы //Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 3. С. 138 – 154.
28. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. - Мн.: ООО «Новое знание», 2001. - С. 232.
Вопрос-ответ:
Что такое сепаратизм и какие движения сепаратизма были в Европе во второй половине 20 - начале 21 века?
Сепаратизм - это политическое и социальное движение, направленное на разделение определенной территории от государства, обычно с целью создания независимого государства или построения автономии. В Европе во второй половине 20 - начале 21 века произошло несколько сепаратистских движений. Некоторые из них включают Каталонию (Испания), Фламандское движение (Бельгия), а также распад Югославии, который привел к образованию нескольких новых государств.
Какими особенностями характеризовался сепаратизм в Испании во второй половине 20 - начале 21 века?
Сепаратизм в Испании во второй половине 20 - начале 21 века был связан преимущественно с Каталонией. Каталонское сепаратистское движение видело свою автономию в рамках Испании недостаточной, и стремилось к полной независимости. В 2017 году проводились референдум и одностороннее объявление независимости Каталонии, что привело к волнам политических и социальных протестов в регионе и в целой стране.
Какие особенности сепаратизма можно выделить в Бельгии во второй половине 20 - начале 21 века?
Сепаратизм в Бельгии во второй половине 20 - начале 21 века относится преимущественно к Фламандскому движению. Фламанды, проживающие в северной части Бельгии, выражали свои недовольства отношением к ним франкоязычного южного региона Валлония и ставили вопрос о возможном разделении Бельгии на два независимых государства. Несмотря на то, что данные трения продолжались в Европе уже долгое время, ни одно из решений по разделению Бельгии не было принято, и страна продолжила существовать в составе крупного государства.
Какие были основные движения сепаратизма в Европе во второй половине 20 и начале 21 веков?
Во второй половине 20 и начале 21 веков в Европе наблюдались различные движения сепаратизма. Некоторые из них включали баскскую страну, Каталонию, Фландрию, Шотландию и т.д. Эти движения стремились выделиться из своих родных государств и создать независимые государства.
Какие особенности имел сепаратизм в Испании во второй половине 20 и начале 21 веков?
Сепаратизм в Испании во второй половине 20 и начале 21 веков был особенно интенсивным в Каталонии. Каталонское движение стремилось выделить этот регион из состава Испании и создать независимую республику Каталония. В 2017 году был проведен референдум о независимости Каталонии, который привел к политическому кризису и преследованию лидеров сепаратистского движения.
Какие особенности имел сепаратизм в Бельгии во второй половине 20 и начале 21 веков?
Сепаратизм в Бельгии во второй половине 20 и начале 21 веков был связан с конфликтом между нидерландскими и франкоязычными общинами. Французы и фламандцы стремились к большей автономии и даже к полному разделению страны. Однако благодаря политическим соглашениям удалось сохранить единство Бельгии.
Какие особенности имел сепаратизм в Югославии во второй половине 20 века?
Сепаратизм в Югославии во второй половине 20 века привел к жестоким вооруженным конфликтам и развалу этой федерации. Различные этнические группы, такие как сербы, хорваты, боснийцы и другие, стремились выделиться и создать независимые государства. Этот процесс сопровождался массовым насилием и гражданской войной.
Какие характеристики имеют движения сепаратизма в Европе во второй половине 20 - начале 21 веков?
Сепаратизм в Европе в этот период характеризовался стремлением определенных регионов выйти из состава своих государств и создать независимые государства. В основе движений сепаратизма лежали различные исторические, этнические и экономические мотивы. Некоторые движения сепаратизма были успешными и привели к образованию новых независимых государств, в то время как другие были подавлены. Эти движения часто вызывали политические споры, конфликты и социальные напряжения в регионах и государствах, где они возникали.