Интермедиальность в художественном тексте и способы ее языкового представления (на материале произведений И.А. Бунина)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Филология
  • 13 13 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 01.11.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Интермедиальность и ее основные функции 4
Интермедиальные связи в произведениях И. А. Бунина 7
Заключение. 12
Список литературы: 13

Фрагмент для ознакомления

Связывают рассказ единой философской концепцией некоторые устойчивые лейтмотивы (жизнь, смерть, тема природы, охота, вырождение дворянских усадеб). Объединяющую функцию выполняет и ритмический рисунок рассказа, образованный формулами «вспоминается мне», «помню», «я сейчас еще чувствую», «и вот я вижу», «случалось» и т.д. Кроме того,единство рассказа обеспечивается и чередованием «крупного» и «общего» планов, в глаз Бунина-художника как бы одновременно «вмонтированы» художественный микроскоп,фиксирующий позеленевший самовар, скользкую кожу седла, всю насквозь розовую вареную ветчину с горошком – и художественный телескоп, поднимающий сознание лирического героя в пространство вечности и памяти.Еще одним примером интермедиальности в произведениях И. А. Бунина является рассказ И. Бунина «Музыка». Автор образами описывает процесс создания произведения. В произведении автор сравнивает себя с богом: «Я же делал, именно делал, нечто совершенно непостижимое: я делал музыку, бегущий поезд, комнату, в которой я будто бы очнулся и будто бы зажег огонь, я творил их так же легко, так же дивно и с такой же вещественностью, как может творить только бог».Рассказ «Музыка», сочетает в себе прозаическое и поэтическое начало, что характерно для творчества И. А. Бунина. В рассказе можно наблюдать как предложения сливаются в каком-то своеобразном ритме, слова подхватываются на лету, звуки образуют определенное фонетическое единство. Многосоюзие в сочетании с параллелизмом придает рассказу мелодику: «Я тянул то крепче, то слабее - и, необыкновенно легко согласуясь с моим желанием, то тише, то громче, то торжественно ширясь, то очаровательно замирая, звучала музыка, перед которой была ничто музыка всех Бетховенов в мире». Риторические вопросы отбрасывают рассказ к эпохе Шекспира: «Что же это такое? Кто творил? Я, вот сейчас пишущий эти строки, думающий и сознающий себя? Или же кто-то, сущий во мне помимо меня, тайный даже для меня самого и несказанно более могущественный по сравнению со мною, себя в этой обыденной жизни сознающим? И что вещественно и что невещественно?»Мелодику рассказу также придают и приемы аллитерации и звукописи: «Я, вот сейчас пишущий эти строки, думающий и сознающий себя? Или же кто-то, сущий во мне помимо меня, тайный даже для меня самого и несказанно более могущественный по сравнению со мною, себя в этой обыденной жизни сознающим? И что вещественно и что невещественно?» Таким образом, можно сделать вывод, что название рассказа не случайно. Оно относит читателя к музыкальным предпосылкам, соответственно наблюдается интермедиальная связь.Заключение.Изучение взаимосвязей литературы и живописи, литературы и музыки в отечественной гуманитарной науке имеет свою историю Сопоставление отдельных литературных произведений и иных видов искусства заслуживают внимания как попытка выяснения общих путей развития искусства и русской литературы.Произведения И. А. Бунина являются ярким представлением интермедиальных отношений с живописью и музыкой. Писатель мастерски использовал тропы и стилистические фигуры в своих произведениях, отсылая читателя к тому или иному виду искусства. Излюбленные мотивы Бунина являются своеобразными проводниками в изобразительное искусство, музыку. Музыкальность стихов Бунина обратила на себя внимание многих композиторов. К поэтическому наследию писателя обращались С. Рахманинов, Г. Глиэр, А. Гречанинов, С. Василенко, Ю. Шапорин и другие. Более пятидесяти музыкальных произведений было создано на стихи И.А. Бунина. Это очередной раз доказывает интермедиальность произведений великого писателя.Список литературы:И. А. Бунин. Антоновские яблоки. Источник: http://ilibrary.ru/text/95/p.1/index.htmlИ. А. Бунин. Темные аллеи. Источник: http://ilibrary.ru/text/1844/index.htmlСЛОВО И МУЗЫКА: Памяти А.В. Михайлова: Материалы научных конференций / Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Сб. 36. Редакторы-составители: Е.И. Чигарева, Е.М. Царева, Д.Р. Петров. — М.: МГК, 2002. — 358 с.Тимашков А.Ю. Интермедиальность как свойство текста и как авторская стратегия // Вестник Орловского государственного университета: Серия «Новые гуманитарные исследования». Орел, 2011. № 5 (19). С. 366-368Хаминова Анастасия Алексеевна, Зильберман Надежда Николаевна Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. №389. С.38-45 Экфразис, синтез искусств, интермедиальность. (сводный реферат) Жулькова К.А. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. Реферативный журнал. 2017. № 2. С. 30-38.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. И. А. Бунин. Антоновские яблоки. Источник: http://ilibrary.ru/text/95/p.1/index.html
2. И. А. Бунин. Темные аллеи. Источник: http://ilibrary.ru/text/1844/index.html
3. СЛОВО И МУЗЫКА: Памяти А.В. Михайлова: Материалы научных конференций / Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Сб. 36. Редакторы-составители: Е.И. Чигарева, Е.М. Царева, Д.Р. Петров. — М.: МГК, 2002. — 358 с.
4. Тимашков А.Ю. Интермедиальность как свойство текста и как авторская стратегия // Вестник Орловского государственного университета: Серия «Новые гуманитарные исследования». Орел, 2011. № 5 (19). С. 366-368
5. Хаминова Анастасия Алексеевна, Зильберман Надежда Николаевна Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. №389. С.38-45
6. Экфразис, синтез искусств, интермедиальность. (сводный реферат) Жулькова К.А. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. Реферативный журнал. 2017. № 2. С. 30-38.

Вопрос-ответ:

Чему посвящена статья?

Статья посвящена интермедиальности в художественном тексте и способам ее языкового представления на материале произведений И.А. Бунина.

Какие функции выполняет интермедиальность?

Интермедиальность выполняет основные функции связи различных искусственных форм и языков в художественном тексте, объединения разнородных элементов и создания цельного художественного образа.

Какие интермедиальные связи присутствуют в произведениях И.А. Бунина?

В произведениях Бунина можно выделить такие интермедиальные связи, как философская концепция, жизнь, смерть, природа, охота, вырождение дворянских усадеб. Также важную роль играет ритмический рисунок рассказа, формулы и вспоминания.

Какую функцию выполняет ритмический рисунок рассказа в произведениях Бунина?

Ритмический рисунок рассказа выполняет объединяющую функцию, создавая особую атмосферу и художественное единство произведения.

Какие устойчивые лейтмотивы можно обнаружить в произведениях И.А. Бунина?

В произведениях Бунина можно выделить такие устойчивые лейтмотивы как жизнь, смерть, природа, охота, вырождение дворянских усадеб. Они связывают различные произведения единой философской концепцией.

Что такое интермедиальность в художественном тексте?

Интермедиальность в художественном тексте - это способность произведения искусства использовать разные виды искусства и средства выражения внутри себя. Это означает, что произведение может объединять в себе элементы музыки, живописи, литературы и т.д.

Какими функциями обладает интермедиальность в художественном тексте?

Интермедиальность в художественном тексте выполняет несколько функций. Во-первых, она может обогащать и расширять содержание и эмоциональный опыт читателя. Во-вторых, она может создавать новые смыслы, перекликающиеся с разными видами искусства. И, наконец, она может помогать передать сложные и глубокие идеи и концепции.

Какие интермедиальные связи можно найти в произведениях И.А. Бунина?

В произведениях И.А. Бунина можно найти различные интермедиальные связи. Некоторые из них связывают рассказы единой философской концепцией, такой как тема жизни, смерти, природы или охоты. Другие связи могут быть выражены через ритмический рисунок рассказа, который создает особую атмосферу и передает определенные эмоции.

Какие лейтмотивы объединяют рассказы И.А. Бунина?

Некоторые устойчивые лейтмотивы, которые объединяют рассказы И.А. Бунина, это тема жизни и смерти, природы, охоты и вырождения дворянских усадеб. Эти мотивы встречаются в разных произведениях автора и помогают создать единую философскую концепцию его творчества.