Социально-психологические детерминанты формирования профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 15.11.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей
1.1.Сущность и структура понятия «профессиональная идентичность»…..6
1.2. Формирование профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей: социально-психологический аспект………. 13
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы формирования профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей
2.1.Характеристика выборки и методов исследования……………………...18
2.2.Анализ результатов исследования………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………. 25
Список литературы……………………………………………………………....27
Такие студенты характеризуются позитивным отношением к себе, своим качествам и взаимодействия с социумом.Показателями позитивной достигнутой идентичности являются: -представление о том, что личность вызывает у других социальное одобрение;-самоощущение ценности собственной личности; -уверенность в себе (ассертивность) привысокой внутренней мобилизации; -стремление соответствоватьсозданному представлению об идеале; высокий уровень рефлексии, продуманность профессиональных планов.Таких первокурсников нет, что объясняется тем, что процесс формирования профессиональной идентичности еще только начался, у старшекурсников- 30%, что свидетельствует о том, что у многих этот процесс идет.Статус псевдоидентичности предполагает отрицание своей уникальности или, наоборот ее демонстративное подчеркивание, нарушение механизмов профессиональной идентификации, неизменность Я-концепции, неприятие любой критики, низкий уровень рефлексии. Псевдоидентичность проявляется и как гиперидентичность, когда человек «уходит» в профессиональную деятельность, чтобы достичь поставленных амбициозных целей любыми средствами. Этот статус у студентов 1-х курсов -20%, у старшеклассников – у 10%.Таким образом, результаты проведенной методики позволяют говорить о том, что статус профессиональной идентичности у студентов зависит от их опыта обучения в вузе, когда накапливаются знания о профессии, формируются не только необходимые умения и навыки, но и личностные характеристики, определяющие данную профессию.По методике, определяющей социальный контроль, были получены результаты, отраженные в таблице 2.Таблица 2Уровень социального контроля у студентов 1-х курсов и старшекурсников ( в %)Уровень социального контроляСтуденты старших курсовСтуденты 1 курса1.Высокий40%30%2.Средний40%50%3.Низкий20%20%Как видно из таблицы, 40 % старшекурсников имеют высокий уровень социального контроля, что говорит о том, что это люди, которые думают о социальной адекватности своего поведения, внимательны к поведению других, и это является руководством по управлению собой, хорошо контролируют свое поведение, первокурсников 30%.Студенты, у которых низкий уровень, ориентируются на свое внутреннее состояние, установки, не обращают внимания на особенности поведения других, у них слабо развиты навыки контроля и управления своим поведением. Среди старшекурсников таких студентов - 20%, среди первокурсников тоже 20%.Полученные результаты в целом соответствуют предполагаемым, построенным на основе теоретического анализа научной литературы: процесс профессиональной идентификации у студентов-первокурсников только начинается, это период осмысления содержания будущей профессиональной деятельности, знакомство с требованиями к специалисту, формирование общих, профессиональных компетенций.Среди старшекурсников есть те, у которых процесс формирования профессиональной компетенции находится в стадии завершения, но есть и те, кто находится в состоянии «моратория».ВыводыТаким образом, полученные результаты говорят о необходимостипостоянной работы всего юридического вуза по создания системы работы, направленной на формирование профессиональной идентичности будущих юристов, в которой должны быть следующие направления:Обучение профессии, формирование положительного отношения к предстоящей деятельности, развитие профессиональной рефлексии, обучение умению моделировать свое профессиональное поведение в различных профессиональных ситуациях.Воспитание специалиста, который гордится выбранной профессией и соответствует требованиям к профессиональным и личностным качествам.Проведение работы со студентами психологами, которая позволит будущему специалисту получить информацию об адекватном уровне профессиональной идентификации, обучение общению и взаимодействию в ситуациях профессиональной деятельности через организацию деловых игр, тренингов ассертивности, профессионального роста.Необходимо создание модели работы по формированию профессиональной идентичности студентов-будущих юристов, учитывающей реалии сегодняшнего дня, новые формы обучения и воспитания специалистов, их подготовки к практической деятельности, инновационные технологии.Особое внимание необходимо уделить и профориентационной работе.ЗаключениеПроблема формирования профессиональной идентичности студентов юридических вузов актуальна в наши дни. Современная действительность всё больше ставит перед будущими специалистами вопрос об их принятия требований профессии, компетентности, личностной готовности соответствовать этим требованиям. Приᅟ такомᅟ пониманииᅟ проблемыᅟ очевиднымᅟ становятсяᅟ те вопросы, которые возникают при изучении процесса формирования профессиональной идентичности будущих юристов, их личностных качеств, профессионального роста и самоопределения, занятия ими своего места в профессиональном сообществе.От того, насколько высок уровеньᅟпрофессиональной идентификации будущего юриста, во многом зависит и качество его работы, степень его мастерства и успешности.Вᅟ Iᅟ главе курсовой работы дан теоретический анализ проблемы, рассматриваются подходы ученых к определению сущности и структуры понятия « профессиональная идентичность»,ᅟ раскрываетсяᅟ сущностьᅟ иᅟ соотношениеᅟ понятий:ᅟ «идентичность»,ᅟ «профессиональная идентичность»,ᅟ «профессиональное самоопределение» и тд.ᅟЭтомуᅟ посвящёнᅟ первыйᅟ параграфᅟ первойᅟ главы.Воᅟвторомᅟ параграфеᅟ первойᅟ главыᅟпредставлен социально-психологический аспект проблемы формирования профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей, даётсяᅟхарактеристика профессиональных и личностных качеств студентов юридических вузов.Во II главе курсовой работы представлена характеристика выборки студентов в составе 20 человек: это студенты первых и старших курсов, будущие юристы, девушки и юноши.В первом параграфе этой главы обозначен диагностический инструментарий, адекватный предмету исследования, его выбор обоснован. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, проанализированы, сделаны выводы о том, что процесс профессиональной идентификации у студентов-первокурсников только начинается, это период осмысления содержания будущей профессиональной деятельности, знакомство с требованиями к специалисту, формирование общих, профессиональных компетенций.Преждевременная идентичность была выявлена у 40 % студентов 1 курса и у 10% старшекурсников, диффузная идентичность у 30%студентов 1 курса и, у 20%старшекурсников, среди старшекурсников 30 %и первокурсников - 10% имеют статус профессиональной идентичности «мораторий», достигнутая идентичность не выявлена у первокурсников и у 30% старшекурсников.Высокий уровень социальной ответственности как одного из важнейших качеств личности в процессе формирования профессиональной идентификации был определен у 40% старшекурсников и 30% первокурсников. Полученные результаты проанализированы и сформулированы рекомендации и выводы.Таким образом, выполненное нами исследование формирования профессиональной идентичности студентов юридических вузоввносит определённый вклад в изучение социально и педагогически важной проблемы, в то же время рамки курсовой работы ограничили в использовании дополнительно еще ряда диагностических методик по изучению профессиональной идентичности. Кроме того, требуется моделирование деятельности по оптимизации процесса формирования профессиональной идентичности.Список литературы1.Аринушкина, Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. - 2004. - № 2. - 86 c.2.Белокрылова Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов: Автореф.дис. ... канд. психол. наук. (19.00.05). МГУ./ Г.М.Белокрылова. М., 1997. -26 с.3.Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб.пособие / В.А. Бодров. - М.: Наука, 2001, 322 с.4.Большой Энциклопедический словарь.-М.: Наука, 2000.-1000с.5Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15168. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15168.htm.–ISSN2304120X. 16. Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии. Пер. с англ. - Изд.3-е. - М.: ЛКИ, 2011. - 240 с.7. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала //Сибирь. Философия. Образование. - Альманах: СО РАО, ИПК, Новокузнецк, 2000 (выпуск 4). - С.18-30.8. Евтешина Н.В. Динамические аспекты профессионального компонента идентичности психолога //Известия Уральского государственного университета, 2007, № 52. - 345 с.9. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е.П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №4.10. Жигинас, Н.В. Организация, направления и методы исследования психического здоровья студентов: принципы и методы психологической помощи студентам, переживающим кризис / Н.В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - Вып.10 (73). - С.45-4811. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. докт. философ.наук. Ростов-на-Дону, 1999.31с.12. Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией. // Психология субъекта профессиональной деятельности. - М.; Ярославль, 2001. - С.104 - 128.13. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2008, 243 с.14. Зеер Э.Ф., Сымалюк Э. Э Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн. 1997. Т.18. №6.35 - 44 с.15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 2010. - 304 с16.Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М.: Главная редакция восточной литературы, 1985. – 536 с.17. Орестова, В.Р. Методы исследования идентичности в концепции статусов эго-идентичности Дж. Марсиа / В.Р. Орестова, О. Карабанова // Психология и школа: Ежеквартальный научно-практический журнал. - 01/2005. - N1. - 39-91 с.18. Павленко В.И. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - 249 с.19. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002 - 345 с.20.Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. Глубокое управленческое консультирование.- М.: Дело, 2010. 97с.21. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. // Издательство: Академия, 2005. - 402 с.22. Румянцева Т.В. Психодинамические основы идентичности: учеб.пособие для вузов. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 204 с.23.РайгородскийД. Я. Практическая психодиагностика.- М.: Бахрах, 2011.24. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. / Под ред. Г.П. Каргина. –Ярославль, Изд - во Аверс Пресс, 2003. - 130 с.25. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Просвещение, 2011. - 269 с.26.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза в профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982.27.Шнейдер Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики: учеб. - метод. пособие - М.: МОСУ, 2007.-128 с.28 Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. Монография. - М.: МОСУ, 2001. - 256 с].29.Энциклопедия культурологии.-Спб.: Университетская книга,1998.-447с.30.Эриксон Э.Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
Список литературы
1.Аринушкина, Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. - 2004. - № 2. - 86 c.
2.Белокрылова Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов: Автореф.дис. ... канд. психол. наук. (19.00.05). МГУ./ Г.М.Белокрылова. М., 1997. -26 с.
3.Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие / В.А. Бодров. - М.: Наука, 2001, 322 с.
4.Большой Энциклопедический словарь.-М.: Наука, 2000.-1000с.
5 Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15168. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15168.htm.–ISSN2304120X. 1
6. Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии. Пер. с англ. - Изд.3-е. - М.: ЛКИ, 2011. - 240 с.
7. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала //Сибирь. Философия. Образование. - Альманах: СО РАО, ИПК, Новокузнецк, 2000 (выпуск 4). - С.18-30.
8. Евтешина Н.В. Динамические аспекты профессионального компонента идентичности психолога //Известия Уральского государственного университета, 2007, № 52. - 345 с.
9. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е.П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №4.
10. Жигинас, Н.В. Организация, направления и методы исследования психического здоровья студентов: принципы и методы психологической помощи студентам, переживающим кризис / Н.В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - Вып.10 (73). - С.45-48
11. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. докт. философ. наук. Ростов-на-Дону, 1999.31с.
12. Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией. // Психология субъекта профессиональной деятельности. - М.; Ярославль, 2001. - С.104 - 128.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2008, 243 с.
14. Зеер Э.Ф., Сымалюк Э. Э Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн. 1997. Т.18. №6.35 - 44 с.
15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 2010. - 304 с
16.Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М.: Главная редакция восточной литературы, 1985. – 536 с.
17. Орестова, В.Р. Методы исследования идентичности в концепции статусов эго-идентичности Дж. Марсиа / В.Р. Орестова, О. Карабанова // Психология и школа: Ежеквартальный научно-практический журнал. - 01/2005. - N1. - 39-91 с.
18. Павленко В.И. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - 249 с.
19. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002 - 345 с.
20.Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. Глубокое управленческое консультирование.- М.: Дело, 2010. 97с.
21. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. // Издательство: Академия, 2005. - 402 с.
22. Румянцева Т.В. Психодинамические основы идентичности: учеб. пособие для вузов. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 204 с.
23. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика.- М.: Бахрах, 2011.
24. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. / Под ред. Г.П. Каргина. – Ярославль, Изд - во Аверс Пресс, 2003. - 130 с.
25. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Просвещение, 2011. - 269 с.
26.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза в профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982.
27.Шнейдер Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики: учеб. - метод. пособие - М.: МОСУ, 2007.-128 с.
28 Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. Монография. - М.: МОСУ, 2001. - 256 с].
29.Энциклопедия культурологии.- Спб.: Университетская книга, 1998.-447с.
30.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
Вопрос-ответ:
Что такое профессиональная идентичность?
Профессиональная идентичность - это совокупность образов и представлений о себе в качестве представителя определенной профессии. Это осознанное чувство принадлежности к определенной профессии и уверенность в своих способностях и навыках в этой области.
Как формируется профессиональная идентичность у студентов юридических специальностей?
Профессиональная идентичность у студентов юридических специальностей формируется через социально-психологический аспект. Это включает в себя учебные программы, практические занятия, особенности профессиональной среды и общения с преподавателями и коллегами по обучению.
Какова структура понятия профессиональная идентичность?
Понятие профессиональная идентичность включает в себя три компонента: когнитивный (знания, представления о профессиональной роли), эмоционально-оценочный (чувство связи с профессией, удовлетворенность) и поведенческий (проявление профессиональных навыков и действий).
Как социально-психологический аспект влияет на формирование профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей?
Социально-психологический аспект включает в себя взаимодействие студентов с преподавателями и коллегами по обучению, особенности профессиональной среды, учебные программы и практические занятия. Все это оказывает влияние на формирование профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей.
Какие проблемы возникают при формировании профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей?
При формировании профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей могут возникать такие проблемы, как неуверенность в своих профессиональных способностях, конфликт между ожиданиями и реальностью профессии, стрессовые ситуации в процессе обучения и работы. Все эти проблемы могут оказывать негативное влияние на формирование профессиональной идентичности у студентов.
Каковы основные факторы, влияющие на формирование профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей?
Основные факторы, влияющие на формирование профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей, включают социальное окружение, образование, личные ценности и мотивацию.
Какова структура понятия профессиональная идентичность?
Структура понятия профессиональная идентичность состоит из трех основных компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого. Когнитивный компонент относится к знаниям, убеждениям и представлениям о профессии, аффективный - к эмоциональным отношениям и убеждениям, а поведенческий - к конкретным профессиональным действиям и выборам.
Какое значение имеет социальное окружение для формирования профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей?
Социальное окружение играет важную роль в формировании профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей. Взаимодействие с профессионалами, практическое обучение, семья, друзья и коллеги могут оказывать влияние на становление профессиональной идентичности. Они могут влиять на мотивацию, убеждения, ценности и оценку профессии.
Каким образовательным процессом следует руководствоваться для формирования профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей?
Для формирования профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей следует руководствоваться активными методами обучения, которые включают практическую работу, профессиональную практику и участие в мероприятиях, связанных с юриспруденцией. Такой подход помогает студентам применять свои знания на практике и развивать профессиональные навыки, что способствует формированию профессиональной идентичности.