Кредиты банка России для коммерческих банков.
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 26.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Теоретические основы кредитных отношений 3
1.1. Понятие и сущность кредитно – денежных отношений 3
1.2. Место Банка России в кредитовании 7
2. Анализ межбанковских кредитов между Банком России и коммерческими банками 17
2.1. Анализ кредитования Банком России коммерческих банков. 17
2.2. Совершенствование межбанковского кредитования 23
Заключение 35
Список литературы 36
Такие изменения необходимо систематизировать и провести их анализ.
Система межбанковского кредитования аналогична современной банковской системе и также имеет два уровня. На первом уровне отражается движение средств между ЦБ и коммерческими банками, на втором – между коммерческими банками.
На отечественном рынке участники межбанковского кредитования делятся на группы по размеру капитала. Первая группа представлена крупнейшими банками с государственным участием, вторая – крупными банками частного сектора, а к третьей группе относят всех остальных. Так, небольшие банки, как правило, могут разместить свободные средства у группы более высокого уровня, а получить – нет.
Посредством инструментов денежного рынка Банк России предоставляет краткосрочные денежные средства и, таким образом, регулирует уровень ликвидности банковского сектора.
В прошедшем 2015 году, наибольший вес в общей структуре кредитов банка России имели внутридневные кредиты и кредитование посредством операций РЕПО. Банк России компенсировал недостаточность ликвидности и регулировал ставки на рынке МБК посредством аукционных кредитов. Стоимость предоставления кредитов в рамках аукционных операций близка к ключевой ставке. Необходимость в таких действиях возникла, когда были введены санкции, ограничивающие возможности российских банков по привлечению западных «дешевых денег».
Для управления ликвидностью банковского сектора и воздействия на ставки денежного рынка Банк России использовал аукционные операции недельных РЕПО и в отдельных случаях аукционы РЕПО на 1–6 дней, аукционы по ломбардным кредитам и обеспеченным кредитам. В связи с этим, тенденцию к росту имеют данные виды кредитов (рисунках 2.5, 2.6.).
Рис. 2.5. Динамика ломбардных, обеспеченных золотом и овернайт кредитов
Рис. 2.6. Динамика внутридневных и обеспеченных активами и поручительствами кредитов
Объем внутридневных и обеспеченных активами и поручительствами ссуд за последнее десятилетие стремительно набирает обороты, об этом свидетельствует восходящая линия тренда данных кредитов. Имеет место быть снижение объема данных кредитов в 2015 году. Такая динамика обусловлена высокой долей аукционного кредитования, вводом санкций и как следствие снижением банковской активности.
Кредиты Банка России представленные за счет обеспечения золотом, пользуются наименьшим спросом, их объем практически не изменяется из года в год. Для ломбардных кредитов характерна большая волатильность, нежели у кредитов овернайт, это может быть обусловлено более широким списком инструментов для обеспечения кредита у последних.
Во второй половине 2015 года по мере уменьшения потребности банковского сектора в ликвидности, ЦБ сокращал объемы кредитования. В условиях сохранявшегося дефицита ликвидности в банковском секторе спрос кредитных организаций на депозитные операции Банка России в течение большей части 2015 года оставался низким.
Резюмируя, можно сказать, что ЦБ действовал с максимальной эффективностью, чтобы компенсировать потребность банковского сектора в ликвидности в рамках своих аукционных операций. Важным инструментом рефинансирования банковского сектора оставались кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами кредитных организаций. По мере снижения структурного дефицита снизилась и задолженности банков по данным операциям на 2,6 трлн. рублей и составила 1,8 трлн. рублей.
Использование данных мер позволило ЦБ смягчить прохождение сложного этапа адаптации экономики к условиям ограниченного доступа на мировые финансовые рынки.
В результате мер по снижению дефицита ликвидности в 2015 году сократилась доля заимствования у Банка России (на 42,3%, до 5,4 трлн. рублей), а доля этих средств в пассивах банков уменьшилась с 12,0 до 6,5%.
Совокупный портфель предоставленных МБК в 2015 год увеличился на 24,9% и на 34,4% в 2014 году. При этом объем МБК, предоставленных банкам-резидентам, увеличился на 33,2%, а банкам-нерезидентам – на 14,8%. Объем МБК, привлеченных от банков-нерезидентов, сократился за 2015 год на 19,8%, а к 2016 году из нетто-заемщиков (объем чистых обязательств перед банками-нерезидентами на 1.01.2015 составил 155 млрд рублей) российские банки стали нетто-кредиторами (объем чистых требований к банкам-нерезидентам на 1.01.2016 составил 111 млрд рублей).
Структура привлеченных средств также изменилась. В результате снижения потребности банковского сектора в рефинансировании со стороны Банка России, увеличился объем МБК между кредитными организациями. Данные о количественных и структурных изменениях представлены на рисунке 2.7.
Рис. 2.7. Привлеченные средства коммерческих банков за 2008–2016 годы.
Западные санкции и меры, принятые ЦБ в рамках проводимой ДКП, привели к изменению основных ставок МБК. В частности, это можно увидеть на рисунке 2.8.
Рис. 2.8. Динамика ставки MIACR за 2013–2016 годы.
Ставки по рублевым межбанковским кредитам формировались в пределах процентного коридора Банка России. Динамика ставок МБК на протяжении отчетного периода определялась главным образом ситуацией с рублевой и валютной ликвидностью. Небольшие банки, ограниченные в возможностях по привлечению ликвидности, проявляли высокий спрос на привлечение ликвидности посредством операций РЕПО, что способствовало повышению ставок. Крупные кредитные организации увеличивали объемы заимствований на рынке МБК, что обуславливало формирование ставок по однодневным рублевым МБК по большей части в верхней половине процентного коридора ЦБ.
Динамика межбанковского кредитования в последние годы позволяет назвать его достаточно активно развивающимся сегментом российского финансового рынка. Однако, тенденции ближайших лет неоднозначны.
Согласно оценке RAEX (Эксперт РА): в течении 2015 года наблюдалось значительное снижение рейтингов – 104 банка потеряли в кредитоспособности (количество снижений в 5 раз больше чем за 2014 год). Особенно высокому риску подвержены малые и средние банки с невысокими запасами капитала и ликвидных активов, а также банки с высокой зависимостью от малого количества кредиторов. Получение кредитов на рынке МБК, данной группой банков может только усложниться и небольшим банкам приходится сохранять избыточный запас ликвидности.
Более того, распределение ликвидности происходит неравномерно - более 70% приходится на крупнейшие банки с государственным участием, как следствие рынок МБК в кризисный период становится практически недоступным для небольших банков. На фоне, того, что в рамках действий ЦБ, ежегодно увеличивается число банков, потерявших лицензию, кризис недоверия на рынке МБК будет только усиливаться.
В свою очередь, согласно отчету Банка России, в течении ближайших лет главной целью ЦБ на рынке МБК будет развитие единого механизма кредитования кредитных организаций и создание условий в которых любая стабильная кредитная организация будет иметь возможность получать краткосрочные кредиты под любой вид обеспечения, входящий в единый пул.
В процессе создания единого пула обеспечения, возможно изменение требований мега-регулятора по отношению к имуществу, обеспечивающему кредиты ЦБ, путем включения таких активов, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, а также, возможно, иные виды имущества. Такие действия хоть и направлены на улучшение текущей ситуации, но затрагивают лишь те банки, которые находятся в топе рейтингов.
Уже в текущем году структура рынка изменилась как качественно, так и количественно. После мер Банка России, направленных на решение проблемы с системным дефицитом ликвидности, коммерческие банки увеличили свою активность на рынке межбанковских кредитов и стали привлекать больше средств от других коммерческих банков, что может говорить о том, что отсеялась доля наименее финансово-стабильных кредитных организаций, а оставшиеся банки постепенно адаптируются к сложившимся условиям и уже не так сильно нуждаются в поддержке Банка России.
Актуальной проблемой современного межбанковского рынка является ухудшение финансового положения российских банков, снижение их кредитных рейтингов, а также рост числа банков, потерявших лицензию на осуществление банковской деятельности.
Ставки по кредитам на рынке МБК, несмотря на снижение по сравнению с предыдущим годом, все еще выше докризисных. Более того, технологическая база российского рынка межбанковского кредита недостаточно развита по сравнению с западной. Формирование развитой инфраструктуры и технологической составляющей денежного рынка является важной целью Банка России и насущной потребностью участников.
Наиболее приоритетной задачей для развития российского рынка МБК является преодоление недоверия между коммерческими банками. Вытекающей задачей является решение проблемы доступности кредитов для малых и средних банков. В качестве решения описанных проблем могли бы выступать меры Банка России по созданию гарантий бесспорной возвратности кредитов.
Еще одно направление – это расширение спектра существующих кредитов, более тщательное изучение контрагентов и инструментов минимизации издержек проведения операций на рынке. Технология принятия рациональных решений должна быть построена на базе математических и качественных расчетов, охватывающих все стороны процесса межбанковского кредитования. Эти технологии должны решить задачи создания методики определения финансово-экономического состояния контрагента, более точной оценки залогов и механизма принятия решений относительно необеспеченной кредитной линии, создания методик определения себестоимости услуг и алгоритма работы подразделений банка, осуществляющих процесс межбанковского кредитования.
В тоже время, несмотря на то, что западный рынок межбанковского кредита считается гораздо более развитым, его нельзя назвать идеальным. Стоит вспомнить так называемый скандал LIBOR. Скандал возник, когда выяснилось, что банки показывают искусственно завышенные или заниженные ставки, чтобы повысить прибыльность сделок или создать впечатление, что они более кредитоспособны, чем являются на самом деле.
Похожая проблема существует и на российском рынке. Аукционы РЕПО, занявшие в последние годы ключевую позицию в системе инструментов кредитования Банком России имеют некоторые несовершенства. Минимальная ставка и объем размещаемых средств на аукционе РЕПО, определяемые на регулярных заседаниях совета директоров, воспринимаются участниками рынка МБК как сигнал уровня жесткости денежно-кредитной политики. Поскольку спрос на рефинансирование неизвестен до начала аукциона, возникает риск формирования сигнала, отличающегося от намерений денежных властей. Следовательно, необходимы меры по минимизации погрешности модели оценки спроса. Задачей является максимально точная оценка текущей ситуации на рынке.
При условии осуществления грамотной кредитно-денежной политики Банка России, работой над повышением технологического уровня и профессиональной деятельности коммерческих банков, а также реализации других предложенных в работе мер совершенствования рынка МБК, современный рынок межбанковских кредитов имеет шансы на реабилитацию и перспективы стабильного роста в будущем.
Заключения
Таким образом, денежно-кредитное регулирование является важнейшим механизмом государственной экономической политики. Поскольку объектом экономической политики является экономическая система общества, регулирующее воздействие государства на экономику должно служить повышению эффективности ее функционирования. Это, в свою очередь, означает, что в долгосрочном периоде экономическая политика должна содействовать повышению общественного благосостояния как критерия эффективности функционирования экономической системы государства.
Цели денежно-кредитного регулирования непосредственно связаны с задачами экономической политики в целом и представляют собой поддержание стабильности цен, стоимости национальной валюты на внутреннем и внешних рынках, сдерживание инфляционных процессов. Для этого Банк России воздействует на денежную массу с помощью инструментов денежно-кредитной политики косвенного и прямого воздействия.
В современных условиях экономическая политика должна в долгосрочном периоде обеспечивать не только высокие темпы экономического роста, но и создавать основу для поддержания его воспроизводства в долгосрочной перспективе при одновременном обеспечении стабильности национальной валюты, высокой занятости, отсутствие структурных дисбалансов в экономике, сглаживании амплитуды колебаний важнейших макроэкономических переменных.
Список литературы
Багрецов А. Л. Финансовая система России // Лаборатория книги • 2012 г. - 204 с.
Гончаренко Л.И.«Налоги и налоговая система Российской Федерации»-М.:Издательство Юрайт,2015,541 с.
Комягин Д. Л. Бюджет как элемент стратегического планирования // Финансовое право. 2012. № 9. С. 11–17.
Кузнецов В. В., Большухина И. С. Государственное и муниципальное управление: учебно-практическое пособие // УлГТУ / 2011 год - 101 с.
Кудрин, А.Л. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России [Текст] / А.Л. Кудрин, О.А. Сергиенко // Вопросы экономики. – 2012. – № 3. – С. 4-19.
Ластовский М. Финансовая политика государства и механизм ее реализации // Лаборатория книги / 2010 г. - 59 с.
Методы повышения эффективности использования бюджетных средств как инструмент обеспечения экономической безопасности государства / Л. Н. Смирнова, В. А. Титов. СПб.: Копи-Р Групп, 2013. 118 с.
Межбюджетные отношения в России: реальность и перспективы / Х. М. Кармоков, В. А. Широбокова; под ред. С. М. Шахрая. М.: НИИСП, 2012. 109 с.
Овчарова Е.В. Финансовый контроль в Российской Федерации: Учебное пособие /Зерцало-М - 2015 г. - 224 с.
Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Е.П. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов: учебник / ЮНИТИ-ДАНА - 2015 г. -303 с.
Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И., Петренко В.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебное пособие / Юнити-Дана - 2012 г. - 263 с.
Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С. 157-158.
Сираева, Р.Р. Финансовый контроль на современном этапе развития [Текст] / Р.Р. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития: Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.
Финансовая аналитика = Financial analytics : проблемы и решения: научно-практический и информационно-аналитический сборник. 2014. № 37/44 // Финансы и кредит / 2014 г. - 549 с.
Финансы: учебник для бакалавров по экономическим специальностям / А. Я. Барабаш, Г. Н. Белоглазова, Т. П. Беляева и др.; под ред. М. В. Ро-мановского, О. В. Врублевской; С. Петерб. гос. ун-т экономики и финан-сов. М.: Юрайт, 2013. 599 с.
Цыпин И.С., Веснин В.Р. Государственное регулирование экономики [Текст]: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 296 с.
Черкасов В. Е. Финансы: теоретический аспект //Финансы. 2010. № 6.
Шарандина Н. Л. Бюджетная политика как категория бюджетного права: к постановке вопроса // Финансовое право. 2011. № 11. С. 28–31.
Экономика и финансы / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 344 с.
Абрамова М. А. Эффективность денежно-кредитной политики в усло- виях «ловушки ликвидности» // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 1. С. 510-513.
Пыхтеев Ю.Н., Виноградова А.В., Воронина А.С. Проблема деиндустриализации в экспортно-сырьевой экономике // Фундаментальные исследования, 2014. – № 12.
Рахимов Т.Р., Жданова А.Б., Спицын В.В. Финансы, денежное обращение и кредит. – Томск, 2011.
Курьянов А.М. Денежно-кредитная политика: от теории к практике. – М., 2011.
Гурвич Е. Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъюнктуры // Вопросы экономики, 2012. – № 3.
Кимельман С., Андрюшин А. Проблемы нефтегазовой ориентации экономики России // Вопросы экономики, 2010 – № 4.
Виноградова А.В. Пыхтеев Ю.Н. Роль нефтегазового комплекса России в обеспечении макроэкономической стабильности. // Экономический анализ: теория и практика, 2014. – № 44.
Климова Е.З., Виноградова А.В. Роль золотовалютных резервов в обеспечении экономической стабильности страны // Российское предпринимательство, 2014. – № 12.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год. // Вестник Банка России.- 2016. - № 47 (991)
Пшеничников, В.В. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / В.В. Пшеничников, Е.Е. Бичева .— СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010.— 216 с.
Обзор банковского сектора Российской Федерации (Интернет–версия) Аналитические показатели №159 январь 2016 года [Электронный ресурс] // Центральный Банк Российской Федерации / Банк России. – Москва, 2000-2016.- Режим доступа. - URL: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1603.pdf. (дата обращения 20.04.2016)
Обзор банковского сектора Российской Федерации Экспресс-выпуск (Интернет–версия) Аналитические показатели № 162 2016 год [Электронный ресурс] // Центральный Банк Российской Федерации / Банк России. – Москва, 2000-2016.- Режим доступа. - URL: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1603.pdf. (дата обращения 20.04.2016)
2
1. Багрецов А. Л. Финансовая система России // Лаборатория книги • 2012 г. - 204 с.
2. Гончаренко Л.И.«Налоги и налоговая система Российской Федерации»-М.:Издательство Юрайт,2015,541 с.
3. Комягин Д. Л. Бюджет как элемент стратегического планирования // Финансовое право. 2012. № 9. С. 11–17.
4. Кузнецов В. В., Большухина И. С. Государственное и муниципальное управление: учебно-практическое пособие // УлГТУ / 2011 год - 101 с.
5. Кудрин, А.Л. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России [Текст] / А.Л. Кудрин, О.А. Сергиенко // Вопросы экономики. – 2012. – № 3. – С. 4-19.
6. Ластовский М. Финансовая политика государства и механизм ее реализации // Лаборатория книги / 2010 г. - 59 с.
7. Методы повышения эффективности использования бюджетных средств как инструмент обеспечения экономической безопасности государства / Л. Н. Смирнова, В. А. Титов. СПб.: Копи-Р Групп, 2013. 118 с.
8. Межбюджетные отношения в России: реальность и перспективы / Х. М. Кармоков, В. А. Широбокова; под ред. С. М. Шахрая. М.: НИИСП, 2012. 109 с.
9. Овчарова Е.В. Финансовый контроль в Российской Федерации: Учебное пособие /Зерцало-М - 2015 г. - 224 с.
10. Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Е.П. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов: учебник / ЮНИТИ-ДАНА - 2015 г. -303 с.
11. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И., Петренко В.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебное пособие / Юнити-Дана - 2012 г. - 263 с.
12. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С. 157-158.
13. Сираева, Р.Р. Финансовый контроль на современном этапе развития [Текст] / Р.Р. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития: Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.
14. Финансовая аналитика = Financial analytics : проблемы и решения: научно-практический и информационно-аналитический сборник. 2014. № 37/44 // Финансы и кредит / 2014 г. - 549 с.
15. Финансы: учебник для бакалавров по экономическим специальностям / А. Я. Барабаш, Г. Н. Белоглазова, Т. П. Беляева и др.; под ред. М. В. Ро-мановского, О. В. Врублевской; С. Петерб. гос. ун-т экономики и финан-сов. М.: Юрайт, 2013. 599 с.
16. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Государственное регулирование экономики [Текст]: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 296 с.
17. Черкасов В. Е. Финансы: теоретический аспект //Финансы. 2010. № 6.
18. Шарандина Н. Л. Бюджетная политика как категория бюджетного права: к постановке вопроса // Финансовое право. 2011. № 11. С. 28–31.
19. Экономика и финансы / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 344 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические основы лежат в основе кредитных отношений?
Теоретическим основам кредитных отношений в основном лежат понятие и сущность кредитно-денежных отношений. Кредитно-денежные отношения представляют собой экономические отношения между кредитором (коммерческим банком) и заемщиком (юридическим или физическим лицом), основанные на передаче денежных средств от кредитора заемщику на условиях возвратности, платности и периодичности. Основная цель кредитных отношений - обеспечение оборота капитала и финансовых ресурсов в экономике.
Какую роль играет Банк России в кредитовании?
Банк России играет важную роль в кредитовании коммерческих банков. Он осуществляет кредитную политику, определяет основные принципы кредитования, устанавливает лимиты и ставки по кредитам. Банк России выступает как ликвидатор последней инстанции и обеспечивает стабильность банковской системы России. Он также предоставляет кредиты коммерческим банкам для поддержания их ликвидности.
Какие изменения необходимы для совершенствования межбанковского кредитования?
Для совершенствования межбанковского кредитования необходимо провести систематизацию изменений и провести их анализ. Такие изменения могут включать улучшение механизмов передачи средств между банками, усовершенствование системы учета кредитов, снижение рисков для банков. Также необходимо разработать более эффективные механизмы контроля за использованием средств, предоставленных в рамках межбанковского кредитования.
Какие основные выводы можно сделать из анализа кредитования Банком России коммерческих банков?
Из анализа кредитования Банком России коммерческих банков можно сделать следующие выводы: в целом, объем кредитования увеличивается; среди коммерческих банков наблюдается неравномерное распределение кредитных ресурсов; ставки по кредитам имеют некоторые различия в зависимости от типа банка и вида кредита; существуют риски неправильного использования кредитов, которые требуют более эффективного контроля.
Что такое кредитно-денежные отношения?
Кредитно-денежные отношения представляют собой взаимоотношения между кредитором (банком) и заемщиком (коммерческим банком), которые возникают в результате предоставления денежных средств в кредит. За заемные средства заемщик обязуется выплатить проценты и погасить долг в установленные сроки.
Какую роль играет Банк России в кредитовании?
Банк России занимает важное место в кредитовании коммерческих банков. Он предоставляет им кредиты для поддержания ликвидности и регулирования денежного рынка. Банк России также выступает в роли регулятора и контролирует кредитные отношения коммерческих банков.
Какие изменения нужно внести в систему межбанковского кредитования?
Для совершенствования межбанковского кредитования необходимо провести систематический анализ и систематизацию внесенных изменений. Это поможет оптимизировать процессы и повысить эффективность межбанковских кредитных отношений.
Какие аспекты анализируются при кредитовании Банком России коммерческих банков?
При анализе кредитования Банком России коммерческих банков рассматриваются такие аспекты, как ликвидность и финансовое состояние заемщика, качество обеспечения кредита, репутация и кредитная история заемщика, а также прогнозируемая доходность и риски проведения кредитной операции.
Какие проблемы можно выделить в межбанковском кредитовании?
Одной из проблем межбанковского кредитования является недостаток ликвидности на рынке, что может привести к высоким процентным ставкам и ограничениям в доступе к кредитам. Также возможны проблемы соблюдения правил кредитования и недостаточная прозрачность взаимоотношений между банками.
Что такое кредиты банка России для коммерческих банков?
Кредиты банка России для коммерческих банков - это финансовая помощь, предоставляемая Банком России коммерческим банкам для обеспечения их ликвидности и стабильности.
Каково место Банка России в кредитовании?
Банк России играет важную роль в кредитовании, так как он осуществляет кредитование коммерческих банков, обеспечивая им необходимые средства для осуществления своей деятельности.
Какие изменения требуется провести в системе межбанковского кредитования?
Для улучшения системы межбанковского кредитования необходимо провести систематизацию изменений и проанализировать их эффективность. Только после этого можно будет выявить необходимые улучшения и внести соответствующие изменения.