Ценности науки и свобода научных исследований.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Исследование операций
  • 23 23 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 18.11.2017
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность научного знания, наука и научное знание 4
Раздел 2. Параллельные взаимосвязи философии и науки 13
Раздел 3. Парадоксы фундаментальных и отраслевых наук в ХХ - ХХІ веке 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 23
Фрагмент для ознакомления

Конечно, этот аппарат был далек от совершенства, и играть на нем мог далеко не каждый. Так высота звука в терменвоксе регулируется положением ладони правой руки, а громкость - левой. Терменвокс и поныне используется музыкантами в несколько усовершенствованном виде, в том числе танцовщица, исполняя танец, одновременно выполняет и мелодию.В 1931 году американский математик, электроинженер и известный научный администратор Ванневар Буш (1890-1974 гг.) построил первый из серии устройств, которые он называл «дифференциальный анализатор» и которые явились предшественниками современных аналоговых вычислительных машин. Этот дифференциальный анализатор В. Буша вошел в историю вычислительной техники как первый аналоговый компьютер, который использовал как счетные элементы электронные устройства - электронные вакуумные лампы.Термин «плазма» впервые был введен американскими учеными И. Ленгмюром и Л. Тонксом в 1923 году. Существенных результатов в области гидродинамики, физической кинетики и физики плазмы достиг Лев Давидович Ландау. В 1936 году он сформулировал кинетическое уравнение для плазмы и установил вид интеграла столкновений для заряженных частиц. В 1950 году И. Е. Тамм и А. Д. Сахаров предложили идею магнитной термоизоляции плазмы для осуществления управляемого термоядерного синтеза.В течение тысячелетий инфекционные заболевания были основной причиной высокой смертности населения. В 1929 г. английский микробиолог А. Флеминг открыл первый антибактериальный препарат - пенициллин. В ходе исследования свойств грибка плесневицы, покрывавшего культуры стафилококков, шотландский микробиолог Александер Флеминг выделил антибактериальное вещество, которое назвал пенициллином (Penicilliumnotatum). Среди особенностей нового вещества была способность останавливать рост бактерий, а при больших дозах - убивать их. Это событие положило начало новой эре в медицине - эре антибиотиков. В широкую медицинскую практику пенициллин вошел в 1943-1944 годах, главным образом благодаря работам Х. Флори и Э. Чейна в Великобритании и США, а также и С.В. Ермольевой в СССР. Пенициллин существенно изменил всю медицинскую практику - многие к этому неизлечимые болезни стали излечимы, а невозможные ранее хирургические операции - возможны.Вывод о существовании античастиц впервые был сделан П. Дираком в 1930 году. Он вывел уравнение, доказывающее существование элементарных частиц, имеющих ту же массу, время жизни и некоторые другие внутренние характеристики, что и их «двойники» - частицы, но отличающиеся от частиц знаками электрического заряда и магнитного момента. Экспериментально античастицы были обнаружены американским физиком К. Андерсоном в 1932 году.Если сравнить теплотворные способности разного топлива, то выяснится, что наименьшей владеет бурый уголь, чуть выше дрова, но наибольшей владеет очищенный природный газ. Начало применения природного газа в качестве топлива в 30-х годах ХХ века привело к резкому сокращению потребления других видов топлива, уменьшению пожаров и отравлений, вызванных продуктами сгорания бурого угля, дров и антрацита.В 1932 году в лаборатории им. Кавендиша Кембриджского университета в Великобритании был создан линейный ускоритель заряженных частиц, в котором траектории частиц были близки к прямой линии. Доли в ускорителе движутся в вакуумной камере; управление их движением (формой траектории) осуществляется магнитным (реже - электрическим) полем.15 января 1934 года французские физики - муж и жена Фредерик (1900-1958 гг.) и Ирен (1897-1936 гг) Жолио-Кюри прислали в Парижскую Академию наук первое сообщение о совершенном ими чрезвычайно важном для ядерной физики открытии явления приведенной, или искусственной радиоактивности. Оно вообще-то заключается в не слишком радостном факте, потому что под действием радиоактивного облучения начальные нерадиоактивные вещества могут становиться радиоактивными. На следующий год за это открытие жена и муж Кюри были удостоены Нобелевской премии и таким образом достойно продолжили «семейную традицию» - потому что в 1903 году мать и отец Ирэн, Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри получили Нобелевскую премию по физике, а в 1911 году, Мария Склодовская-Кюри, с 1906-го года вдова, была награждена Нобелевской премией по химии. Фредерик Жолио в 1926 году женился на Ирен Кюри и добавил к своей фамилии знаменитую фамилию жены.6 января в 1939 в изданном в Германии и широко читаемом во всем мире научном журнале «Naturwissenschaften» было опубликовано первое сообщение немецких радиохимиков Отто Гана и его ученика Фрица Штрассмана об обнаружении ими бария в продуктах бомбардировки урана медленными нейтронами. Этот результат быстро нашел правильную интерпретацию как эпохальное открытие, сопровождаемое выделением энергии деления ядер атомов урана. Открытие сразу же дало старт «ядерным гонкам» ученых-физиков многих стран мира, плодами которой стали и ядерное оружие, и атомная энергетика, и Нобелевская премия Гана, присужденная ему в 1944 году.В 1934 году американский химик Уоллес ХьюмКарозерс синтезировал полиамидную смолу - высокомолекулярное соединение, на основе которого им была разработана технология получения волокна, получившего фирменное название «нейлон» (английское написание - «nylon», так что, конечно, более правильно было б произносить «найлон»). Внешне похожее на шелковое, нейлоновое волокно значительно превосходит его по механической прочности, эластичности, тепло- и морозостойкости, устойчивости к воздействию влаги и стирке, а также по способности к покраске. 24 октября 1939 года в городе Уилмингтоне (в штате Делавэр, с начала 19 века «удельном княжестве» богатого семейного клана Дюпон), где находится центральная лаборатория компании «Дюпон де Немур», в которой работал Карозерс, впервые появились в продаже нейлоновые чулки, абсолютно неотъемлемая принадлежность современного женского туалета.В 1936 году советский инженер Н.И. Мозговой усовершенствовал конвертерный процесс производства, впервые применив для продувки чугуна кислород, тем самым коренным образом изменив технологию конвертерного производства. Металл, полученный таким образом, по качеству стал равноценным мартеновской стали. Себестоимость его снизилась на четверть, а производительность поднялась на треть. Во второй половине ХХ века кислородно-конвертерный способ производства стал основным.В 1936 году английский математик и логик Алан Матисон Тьюринг (1912-1954 гг.) выдвинул концепцию автоматического устройства, способного выполнить любое мыслительное вычисление. Это гипотетически вычислительное устройство, которое получило в информатике и теории автоматов название «машины Тьюринга». Машина состоит из бесконечно длинной ленты, головки для считывания, записи и управляющего головкой механизма, способного хранить команды и на них «отзываться». Согласно информации на ленте и команд управляющего механизма головка перемещается вперед или назад, считывает или записывает на ленту соответствующие символы. Результат вычислений считывается с ленты, когда машина останавливается. Если машина не может остановиться, это означает, что данное вычисление невыполнимо.Машина Тьюринга - идеализированная модель логической структуры любого вычислительного устройства, и как таковая она включает в себя принципиальную схему всех электронных цифровых вычислительных машин - от первых примитивных устройств 40-х годов к «персоналкам» и суперкомпьютерам сегодняшнего дня. Неудивительно поэтому, что машина Тьюринга сыграла и продолжает играть важнейшую роль в теории компьютеров.К концепции своей машины Тьюринг пришел не задумываясь ни о каких компьютерах. Отправным пунктом его рассуждений была знаменитая теорема Геделя о неполноте математики, которая декларирует, что при любом наборе исходных аксиом существуют утверждения, которые нельзя отнести ни к истинным, ни к ошибочным. Тьюринг разработал алгоритмический метод обнаружения подобных утверждений на предмет их исключения из математики. Этот метод он воплотил в гипотетической машине, однако, практического решения поставленной задачи она не давала: в случае «дефектных» утверждений она должна была работать бесконечно долго, тогда как ответ на вопрос, естественно, имеет смысл только тогда, когда он получен в короткий промежуток времени.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги исследование темы реферата, можно констатировать, что ценностями науки и философии как мировоззрения является то, насколько они взаимосвязаны с жизнью. Эта взаимосвязь может быть как прямой, так и косвенной, через всю систему культуры, посредством науки, искусства, морали, религии, права и политики. Как особая форма общественного сознания, постоянно взаимодействующая со всеми его другими формами, философия - это их общее теоретическое обоснование и интерпретация.Может ли философия развиваться сама по себе, без поддержки науки? Может ли наука «работать» без философии? Некоторые люди считают, что науки могут отличаться от философии, что ученый должен избегать философствования, причем последний часто понимается как необоснованная и в целом неопределенная теоретизация. Специфические науки не могут и не должны нарушать свои связи с истинной философией.Наука и философия всегда учились друг у друга. Философия неустанно извлекает из научных открытий свежую силу, материал для широких обобщений, а для наук она придает мировоззрение и методологические импульсы ее универсальных принципов. Многие общие руководящие идеи, лежащие в основе современной науки, впервые были провозглашены проницательной силой философской мысли. Одним из примеров является идея атомной структуры вещей, озвученных Демокритом. Некоторые гипотезы о естественном отборе были сделаны в древние времена философом Лукрецией, а затем французским мыслителем Дидро. Гипотетически он предвидел, что стало научным фактом два века спустя. Мы также можем вспомнить декартовский рефлекс и философское положение о сохранении движения во Вселенной. На общем философском плане Спиноза дал основание для универсального принципа детерминизма. Идея о существовании молекул как сложных частиц, состоящих из атомов, была развита в работах французского философа Пьера Гассенди, а также российского Михаила Ломоносова. Философия воспитывала гипотезу о клеточной структуре животных и растительных организмов и формулировала идею развития и универсальной связи явлений и принципа материального единства мира. Ленин сформулировал одну из фундаментальных идей современного естествознания - принцип неисчерпаемости материи, на котором ученые полагаются как прочная методологическая основа.Естественно, что решение всех насущных проблем нашего времени зависит не только от рациональной философской ориентации. Это также зависит от политической ориентации наций и государственных деятелей, что, в свою очередь, связано с природой социальной структуры.Наука помогает нам достичь более глубокого понимания социальной значимости и общих перспектив научных открытий и их технических применений. Впечатляющие достижения научно-технической революции, противоречия и социальные последствия, которые она вызвала, вызывают глубокие философские проблемы. Современный философский иррационализм дает пессимистическую оценку научно-технического прогресса и предсказывает всемирную катастрофу. Но это ставит вопрос об ответственности философии, поскольку философия стремится понять сущность вещей, и здесь мы имеем дело с деятельностью человеческого разума и его «необоснованными» последствиями. Научная деятельность не только логична, но и имеет моральные и социально-политические последствия. Знание вооружает человека средствами для достижения своих целей. Не может быть никаких сомнений в том, что современное естествознание является мощным «двигателем» технического прогресса.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Агафонов В. Философия / В.П. Агофонов, Д.Ф. Казаков, Д.Д. Рачинский. - М.: МСХА, 2000. – 395 с. Алексеев П. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2000. – 374 с.Астапов К. Условия стабильного развития экономических систем в современном мире / К. Астапов // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 2.Глейк, Дж. Хаос. Создание новой науки / Дж. Глейк. - СПб.: Амфора, 2001. - 398 с. Джохадзе Д. История диалектики: эпоха античности / Д. В. Джохадзе. - М.: КомКнига, 2005. - 328 с. Кочергин А. Проблемы информационного взаимодействия в обществе / А.Н. Кочергин, В.З. Коган. - М., 1980. – С. 11.Крампит А. Основы научного исследования: Учебное пособие / А. Крампит. – Юрга: Изд-во ЮТИ ТПУ, 2006. – 110 с.Лешкевич Т. Философия науки: традиции и новации / Т. Г. Лешкевич. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 428 с. Маршевого В. Размышления об управлении Россией: прошлое, настоящее и будущее // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 3. – С. 50-51.Салосин В. Система методологических принципов взаимодействия науки как выражение тенденции к единству научного знания / В. Т. Салосин // Принцип единства. - Саратов, 1980. – 274 с. Степин В.С. Синергетика и системный анализ // Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. - М., 2004. – С. 8.Урсул А. Философия и интегративно-общенаучные процессы / А. Д. Урсул. - М.: Наука, 1981. - 368 с.Урсул А. Теоретико-методологические проблемы обоснования общенаучного уровня знания / А. Д. Урсул // Методологические проблемы взаимодействия общенаучных, естественных и технических наук. М., 1981. – 295 с.Collen F. Systemic change trough praxis and inguiry. - London, 2003.

1. Агафонов В. Философия / В.П. Агофонов, Д.Ф. Казаков, Д.Д. Рачинский. - М.: МСХА, 2000. – 395 с.
2. Алексеев П. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2000. – 374 с.
3. Астапов К. Условия стабильного развития экономических систем в современном мире / К. Астапов // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 2.
4. Глейк, Дж. Хаос. Создание новой науки / Дж. Глейк. - СПб.: Амфора, 2001. - 398 с.
5. Джохадзе Д. История диалектики: эпоха античности / Д. В. Джохадзе. - М.: КомКнига, 2005. - 328 с.
6. Кочергин А. Проблемы информационного взаимодействия в обществе / А.Н. Кочергин, В.З. Коган. - М., 1980. – С. 11.
7. Крампит А. Основы научного исследования: Учебное пособие / А. Крампит. – Юрга: Изд-во ЮТИ ТПУ, 2006. – 110 с.
8. Лешкевич Т. Философия науки: традиции и новации / Т. Г. Лешкевич. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 428 с.
9. Маршевого В. Размышления об управлении Россией: прошлое, настоящее и будущее // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 3. – С. 50-51.
10. Салосин В. Система методологических принципов взаимодействия науки как выражение тенденции к единству научного знания / В. Т. Салосин // Принцип единства. - Саратов, 1980. – 274 с.
11. Степин В.С. Синергетика и системный анализ // Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. - М., 2004. – С. 8.
12. Урсул А. Философия и интегративно-общенаучные процессы / А. Д. Урсул. - М.: Наука, 1981. - 368 с.
13. Урсул А. Теоретико-методологические проблемы обоснования общенаучного уровня знания / А. Д. Урсул // Методологические проблемы взаимодействия общенаучных, естественных и технических наук. М., 1981. – 295 с.
14. Collen F. Systemic change trough praxis and inguiry. - London, 2003.

Вопрос-ответ:

Зачем нужны научные исследования?

Научные исследования необходимы для поиска новых знаний, развития науки и практического применения полученных результатов. Они позволяют нам лучше понять окружающий мир, его законы и механизмы, а также способствуют развитию технологий, медицины, экономики и других сфер жизни.

Какие ценности представляет наука?

Наука представляет ценности, такие как объективность, достоверность, независимость и социальная значимость. Она стремится к поиску истины и применению полученных знаний во благо человечества. Научное знание является основой для развития и прогресса общества.

Какова роль философии в науке?

Философия играет важную роль в науке, так как помогает ей определить свои цели, основные принципы и методы работы. Философия также способствует обсуждению и анализу этических и моральных аспектов научных исследований. Она помогает структурировать и систематизировать знания, а также осуществляет философскую интерпретацию научных результатов.

В чем заключаются парадоксы фундаментальных и отраслевых наук в ХХ-XXI веке?

Парадоксы фундаментальных и отраслевых наук в ХХ-XXI веке возникают из-за быстрого развития научных технологий и появления новых открытий. С одной стороны, это приводит к расширению наших возможностей и появлению новых областей исследований. С другой стороны, оно ставит перед нами новые этические и юридические проблемы, связанные, например, с клонированием, генной инженерией или использованием искусственного интеллекта.

Чему учат научные исследования?

Научные исследования учат нас критическому мышлению, логическому анализу, систематизации и организации данных. Они развивают наши наблюдательность, умение формулировать гипотезы, проводить эксперименты и делать выводы на основе полученных результатов. Также они учат нас сотрудничать с другими исследователями, обмениваться знаниями и применять их на практике для решения реальных проблем.

Какова сущность научного знания?

Сущность научного знания заключается в приобретении и систематизации новых знаний о мире, обосновании их на основе наблюдений и экспериментов, а также их проверке и опровержении. Научное знание стремится к объективности и надежности, используя логику, методы наблюдения и анализа данных.

Какие значение имеют научные исследования?

Научные исследования имеют огромное значение для развития общества, поскольку они позволяют расширять наши знания о мире, обнаруживать новые закономерности и разрабатывать новые технологии. Они также помогают решать актуальные проблемы, улучшать качество жизни людей и способствуют прогрессу во всех областях деятельности.

Каким образом философия влияет на науку?

Философия играет важную роль в научном познании, поскольку она предоставляет методологические основы и философские принципы, которые помогают установить фундаментальные принципы и цели науки. Она также способствует развитию критического мышления и обсуждению этических аспектов научных исследований.