Психолого-педагогическая диагностика детей, находящихся в социальном приюте.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 29.11.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей детей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию 6
1.1 Психологические особенности младших подростков 6
1.2 Психологические особенности семей, находящихся в группе риска 9
1.3 Психологические особенности младших подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию 12
Вывод по первой главе 15
Глава 2. Анализ методик исследований психологических особенностей детей, попавших в трудную жизненную ситуацию 17
2.1 Анализ методик для проведения исследования особенностей младших подростков попавших в трудную жизненную ситуацию 17
2.2 Анализ исследований младших подростков находящихся в трудной жизненной ситуации 19
2.3 Меры психолого-педагогической поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию 24
Выводы по второй главе 27
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Это говорит о том, что ребенок не чувствует эмоциональной близости с родителями. В пользу этого говорит и то, что во всех рисунках (100 %), видно, что персонажи оторваны от земли, либо ее нет совсем. При этом ребенок не чувствует себя защищенным, в буквальном смысле «нет опоры под ногами», нет поддержки. Подростки, которые испытывали физическое насилие со стороны родителей, изображают их с огромными руками (80%), остальные 20%, которые испытывали только психологическое давление, нарисовали родителей с огромным ртом. Необходимо отметить, что фигуры родителей чрезмерно большие по отношению к ребенку. Это говорит о том, что бессознательно подросток боится родителей, старается спрятаться, избежать наказания.Таким образом, продиагностировав младших подростков, авторы пришли к выводу, что у каждого из них повышен уровень агрессии и тревоги, что подтвердили валидные и надежные тесты[5, 136c.]. А так же отмечаются напряженные отношения с родителями, что показывает не только проективный тест, но и консультации подростков. Для устранения причин дезадаптации и психотравмирующих ситуаций необходимо проведение коррекционно-развивающих программ, с помощью которых можно снизить уровень агрессии и тревоги, а так же помочь детям выстраивать отношения с родителями и научить конструктивно решать проблемы. С другой стороны коррекционные занятия будут бессмысленные, если не работать с родителями подростков. Поэтому, работа психолога должна быть комплексной и продуктивной.2.3 Меры психолого-педагогической поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуациюДля устранения причин дезадаптации и психотравмирующих ситуаций необходимо проведение коррекционно-развивающих программ, с помощью которых можно снизить уровень агрессии и тревоги, а так же помочь детям выстраивать отношения с родителями и научить конструктивно решать проблемы. С другой стороны коррекционные занятия будут бессмысленные, если не работать с родителями подростков. Поэтому, работа психолога должна быть комплексной и продуктивной.Рекомендации для педагогов и воспитателей:Не заниматься учебным процессом в плохом настроении.Понять, чего вы хотите от ребенка и объяснить это ему; узнать, что он об этом думает.Предоставить ребенку самостоятельность. Не подсказывать готовое решение - подсказывать, если необходимо, пути к решению и время от времени разбирать с ребенком правильные и ложные шаги к цели. Непременно хвалить ребенка за успех. Научить ребенка самому оценивать свои достижения и гордиться ими. Если ребенок совершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобы ребенок смог осознать услышанное.Оценив проступок, следует поддержать ребенка как личность: прикоснуться к нему, чтобы он почувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что учитель уверен, что все у его воспитанника будет в порядке.С ребенком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим. В случае возникновения трудностей в воспитании, а лучше - для их профилактики - следует обратиться за помощью к специалистам учреждения.Дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, нуждаются во внимании ив проведении разнообразных мероприятий, которые отвлекали бы их от их психологических проблем. Лучше всего в этом помогают игры и групповые формы работы.Игра имеет одну типичную черту – наличие в ней творческого начала. Такой вид деятельности как игра связан с инициативой, изобретательность, креативом, смекалкой. Участие в игре позволяет детям преодолевать такие чувства как стеснение, робость. У них проявляются межличностные отношения, умение действовать в группе (команде), взаимопомощь, доброжелательность. В процессе игровой деятельности реально воспитать и развить такие качества, как честность, находчивость, целеустремленность, инициативность, командный дух. При игре у ребёнка складываются коммуникативные и организаторские способности.Таким образом, можно говорить о становлении важных личностных установок: усвоение норм и правил поведения в обществе, социуме, соподчинение мотивов, самооценка и самовоспитание.При выборе методов и форм работ необходимо учитывать следующие принципы:Жизненная ориентация СитуативностьКоллективизмВовлеченность детей в коммуникационную деятельность.Указанные принципы можно реализовать, если использовать такие методы:Использовать ролевые игрыДискуссионное общениеОбмен информациейГрупповые игры и т.д.Сущность игры заключена в решении многих задач. При игре развивается логическое мышление, усваивается программный материал, оттачивается процесс наблюдения, дети учатся описывать предметы и явления, комментировать свои действия, проявляют сообразительность, находчивость, креативность. Так, отметим, что сюжетно-ролевые игры способны сформировать в ребёнке чёткое понимание ролевых наборов для каждого статуса, что также влияет на процесс адаптации к школьному обучению, обучению в коллективе В результате анализа исследований было определено, что такая социально-педагогическая работа должно проводиться постоянно и охватывать все возрастные группы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.Выводы по второй главеВ 21 веке существует много валидных и надежных методик, которые позволяют выявить те или иные скрытые проблемы человека. При диагностировании младших подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, чаще всего используют три методики: Филлипс «Уровень тревожности», Басса и Дарки «Уровень агрессии» и проективную методику «Рисунок моей семьи». В результате анализа уже имеющихся результатов в исследуемых классах можно сделать следующие выводы:Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность. На эмоциональное благополучие влияют полноценность семьи, педагог-психолог, а также формирующим фактором является сама жизнь, взаимоотношения в семье, окружающем мире.Выявление круга общения и целесообразное управление взаимодействием с ним ребенка в процессе его развития, воспитания. Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как, в каком направлении они будут воздействовать на ребенка. Вследствие этого педагогам, родителям необходимо учиться определять круг общения детей и стремиться педагогически правильно управлять процессом его взаимодействия с окружающими людьми.При социально-педагогической поддержке детей из неблагополучных семей и детей группы риска можно добиться улучшения в семьях данной категории.Главной задачей психолога в этот момент не только выявить причины психотравмирующей ситуации, но и разработать специальную коррекционно-развивающую программу, которая поможет снизить уровень тревоги и агрессии у подростков.И только совместными усилиями можно помочь подросткам социализироваться, перестать сбегать из дома и научиться решать проблемы и конфликтные ситуации конструктивными методами.ЗаключениеСтиль воспитания и отношение родителей к ребенку влияют на его дальнейшую жизнь. Так если, например, родители любят своего ребенка, поощряют словесно и физически (поглаживания, поцелуи, объятья), то ребенок спокойно проживает все возрастные кризисы, успешен и в учебе, и в общении со сверстниками. Он весел, общителен, отзывчив, нацелен на успех, развит и физически, и интеллектуально. Но при неправильном воспитании, в подростковом возрасте ребенок начинает сопротивляться сложившимся устоям семьи: сбегает из дома, ворует, пьянствует. За эти проступки, не желая признавать своей вины, родители физически наказывают ребенка, что еще больше усугубляет ситуацию. Подросток не перестает бродяжничать, а лишь начинает сбегать на более длительный срок, желая покинуть тех, кто приносит ему душевные и физические страдания. При обследовании подростков, каждый второй выказал свое недовольство компанией, в которой находится, но страх вернуться домой, страх наказания сильнее, поэтому подросток выбирает улицу в надежде, что здесь он будет понят и принят.Попадая в приют, уровень агрессии, тревоги, раздражительности, мстительности, обиды лишь увеличивается еще больше. Это связано с тем, что подросток находится в стрессовой для него ситуации и не видит выхода из сложившейся проблемы[5, 67 c.].Именно поэтому необходимо изучать эту тему, проводить исследования. С помощью диагностик, консультации и коррекции и терапии педагоги и психологи могут помочь детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, а значит сделать этот мир чуть лучше, а детей не много счастливее.В 21 веке существует много валидных и надежных методик, которые позволяют выявить те или иные скрытые проблемы человека. При диагностировании младших подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, были проанализированы три популярные методики: Филлипс «Уровень тревожности», Басса и Дарки «Уровень агрессии» и проективную методику «Рисунок моей семьи».Среди последствий эмоционального неблагополучия детей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации, можно назвать страх, враждебность, агрессивность. Также, на эмоциональное благополучие влияет полноценность семьи, педагог-психолог, повседневная жизнь ребенка, повседневные отношения с родственниками, сверстниками и т.д.Также, значительное влияние на воспитание ребенка оказывает его окружение – люди, которые непосредственно с ним взаимодействуют. Их авторитет, сила, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как, в каком направлении они будут воздействовать на ребенка. Вследствие этого педагогам, родителям необходимо учиться определять круг общения детей и стремиться педагогически правильно управлять процессом его взаимодействия с окружающими людьми.При социально-педагогической поддержке детей из неблагополучных семей и детей группы риска можно добиться улучшения в семьях данной категории.Главной задачей психолога в этот момент не только выявить причины психотравмирующей ситуации, но и разработать специальную коррекционно-развивающую программу, которая поможет снизить уровень тревоги и агрессии у подростков.И только совместными усилиями можно помочь подросткам социализироваться, перестать сбегать из дома и научиться решать проблемы и конфликтные ситуации конструктивными методами.Список литературы1. Арефьев А. Дети улицы// Государственная служба. 2004. № 1. С. 413. 2. Беляков С.А., Борисов В.А., Ивченко К.В., Гречишкина М.А., Нормативно-правовые основы социального обслуживания семьи, женщин и детей (I часть). - СПб: Питер. – 2000. – 382 с. 3. Вахрамов Е. Психологическая коррекция аномального поведения: побег из дома // Прикладная психология и психоанализ. – 2000. - № 3. - С. 352.4. Вдовина, М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов / М.В. Вдовина // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4. - С.263.5. Квеско, Р.Б. Основы социальной работы: учебное пособие / Р.Б. Квеско, О.И. Тюкульмина. – Томск: ТПУ, 2008. – С. 367.6. Основы социальной работы учебник/Под ред. П.Д.Павленка. М., 2001. – С. 440.7. Основысоциальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 670 с.8. Ромм, М.В. Теория социальной работы: Учеб.пос./ М.В. Ромм, Т.А. Ромм. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. – 393 с.9. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе// В.М.Сафронова. М., 2002. – 398с.10. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.// Л.К.Сидорова М., 2004. – 190с.11. Словарь социального педагога и социального работника. Мн., 2003 – 236с.12. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Козлов. — М.: КНОРУС, 2005. - 368 с. 13. Технологии социальной работы/Под ред. Е. И. Холостовой. – М: ИНФРА-М. – 2001. – 400 с. 14. Технология социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М., 2000. - 240с. Ардашкин, И.Б. Технология социальной работы: учеб. Пособие / И.Б.Ардашкин. – Томск, 2007. – 224 с.15. Технология социальной работы: учебник / А.А. Чернецкая и др. – Ростов н/Дону, 2006. – 400 с.16. Фоменок Г.А. организация работы социального приюта в составе СПЦ//, 2003. – 125с.Приложение 1Показатели Методики Филипса:0-20 баллов низкий уровень (н)21-35 баллов пониженный уровень тревоги (нс)36 – 50 средний (оптимальный) уровень тревоги (с)51- 66 балл повышенный уровень тревоги (вс)67-100 баллов высокий (критический) уровень тревоги (в)Приложение 2ПоказателиметодикиБасса – Дарки:Физическая агрессия:Высокий уровень 10 - 9 балловПовышенный уровень 8-7 балловСредний уровень 6-5 балловСниженный уровень 4-3 баллаНизкий уровень 2-0 балловВербальная агрессияВысокий уровень 13-12 б.Повышенный уровень11 - 9 б.Средний уровень 8- 7 балловСниженный уровень 6 - 4 б.Низкий уровень 3-0 балловКосвенная агрессияВысокий уровень 9-8 балловПовышенный уровень 7-6 балловСредний уровень 5-4 балловСниженный уровень 3-2 баллаНизкий уровень 1-0 балловНегативизмВысокий уровень 5 балловПовышенный уровень 4 балловСредний уровень 3 балловСниженный уровень 2 баллаНизкий уровень 1- 0 балловРаздражительностьВысокий уровень 11-10 балловПовышенный уровень 9-8 балловСредний уровень 7-5 балловСниженный уровень 4- 3 баллаНизкий уровень 2-0 балловПодозрительностьВысокий уровень 12-10 балловПовышенный уровень 9-8 балловСредний уровень 7-5 балловСниженный уровень 4- 3 баллаНизкий уровень 2-0 балловОбидаВысокий уровень 8 балловПовышенный уровень 7 балловСредний уровень 6-5 балловСниженный уровень 4- 3 баллаНизкий уровень 2-0 балловЧувство виныВысокий уровень 9- 8 балловПовышенный уровень 7 балловСредний уровень 6-5 балловСниженный уровень 4- 3 баллаНизкий уровень 2-0 балловОбщий уровень агрессииВысокий уровень 32-29 балловПовышенный уровень 28-26 балловСредний уровень 25-17 балловСниженный уровень 16-10 баллаНизкий уровень 10-0 балловВраждебностьВысокий уровень 19-16 балловПовышенный уровень 15-8 балловСредний уровень 7- 6 балловСниженный уровень 5-4 баллаНизкий уровень 3-0 баллов
1. Арефьев А. Дети улицы// Государственная служба. 2004. № 1. С. 413.
2. Беляков С.А., Борисов В.А., Ивченко К.В., Гречишкина М.А., Нормативно-правовые основы социального обслуживания семьи, женщин и детей (I часть). - СПб: Питер. – 2000. – 382 с.
3. Вахрамов Е. Психологическая коррекция аномального поведения: побег из дома // Прикладная психология и психоанализ. – 2000. - № 3. - С. 352.
4. Вдовина, М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов / М.В. Вдовина // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4. - С.263.
5. Квеско, Р.Б. Основы социальной работы: учебное пособие / Р.Б. Квеско, О.И. Тюкульмина. – Томск: ТПУ, 2008. – С. 367.
6. Основы социальной работы учебник/ Под ред. П. Д. Павленка. М., 2001. – С. 440.
7. Основысоциальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 670 с.
8. Ромм, М.В. Теория социальной работы: Учеб. пос./ М.В. Ромм, Т.А. Ромм. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. – 393 с.
9. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе// В.М.Сафронова. М., 2002. – 398с.
10. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.// Л.К.Сидорова М., 2004. – 190с.
11. Словарь социального педагога и социального работника. Мн., 2003 – 236с.
12. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Козлов. — М.: КНОРУС, 2005. - 368 с.
13. Технологии социальной работы/Под ред. Е. И. Холостовой. – М: ИНФРА-М. – 2001. – 400 с.
14. Технология социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М., 2000. - 240с. Ардашкин, И.Б. Технология социальной работы: учеб. Пособие / И.Б.Ардашкин. – Томск, 2007. – 224 с.
15. Технология социальной работы: учебник / А.А. Чернецкая и др. – Ростов н/Дону, 2006. – 400 с.
16. Фоменок Г.А. организация работы социального приюта в составе СПЦ//, 2003. – 125с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности могут быть у детей, которые находятся в социальном приюте?
Дети, находящиеся в социальном приюте, могут иметь различные психологические особенности, такие как повышенная тревожность, низкая самооценка, проблемы социализации, поведенческие проблемы и т.д. Эти особенности могут быть результатом травматических событий или неблагоприятных условий в семье.
Что влияет на психологические особенности младших подростков?
Психологические особенности младших подростков могут зависеть от различных факторов, включая генетическую предрасположенность, воспитание в семье, опыт общения, образование и т.д. Также важную роль играет наличие или отсутствие травматических событий в их жизни.
Какие психологические особенности характерны для семей, находящихся в группе риска?
Семьи, находящиеся в группе риска, могут иметь различные психологические особенности. Это могут быть проблемы взаимоотношений между родителями и детьми, низкая самооценка, нарушение социализации, повышенная тревожность и т.д. Эти особенности могут быть связаны с неблагоприятными условиями в семье, финансовыми трудностями, наличием зависимостей и другими факторами.
Какие психологические особенности могут быть у младших подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию?
Младшие подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, могут иметь различные психологические особенности. Это могут быть повышенная тревожность, низкая самооценка, проблемы социализации, агрессивное поведение, нарушения в развитии и т.д. Эти особенности могут быть результатом травматических событий или неблагоприятной среды, в которой они находятся.
Какие особенности у младших подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации?
Младшие подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, могут проявлять различные психологические особенности. Они часто испытывают эмоциональные и поведенческие проблемы, такие как повышенная агрессивность, низкая самооценка и проблемы с общением. Кроме того, они могут иметь трудности в учебе и проявлять негативное отношение к школе. Важно проводить психолого-педагогическую диагностику, чтобы определить конкретные особенности каждого ребенка и разработать индивидуальную программу поддержки.
Какие психологические особенности могут быть у семей, находящихся в группе риска?
Семьи, находящиеся в группе риска, могут иметь различные психологические особенности. Они часто испытывают стресс, нарушение семейных отношений и недостаток ресурсов для удовлетворения основных потребностей детей. Родители могут иметь психологические проблемы, включая низкую самооценку и депрессию. Важно проводить психолого-педагогическую диагностику семей, чтобы выявить их потребности и разработать программу поддержки, которая поможет им справиться с трудностями и создать благоприятную семейную среду для ребенка.
Какие психологические особенности у младших подростков попавших в трудную жизненную ситуацию?
Младшие подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, могут иметь сложности различного рода. Они могут испытывать эмоциональные и поведенческие проблемы, такие как агрессивность, низкая самооценка и трудности в общении. Кроме того, у них часто возникают трудности в учебе и отрицательное отношение к школе. Важно проводить психолого-педагогическую диагностику, чтобы выявить конкретные особенности каждого ребенка и разработать индивидуальную программу поддержки, которая поможет им справиться с трудностями и успешно адаптироваться в новых условиях.
Какие особенности младших подростков обычно выявляются в процессе психолого-педагогической диагностики?
Младшие подростки, находящиеся в социальных приютах, могут иметь различные психологические особенности, такие как повышенная тревожность, низкая самооценка, проблемы в общении, недостаточное развитие эмоциональных навыков и т.д. Эти особенности могут быть связаны с травматическими событиями, которые они пережили до воспитания в приюте.