Развитие мозга ребенка

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Анатомия
  • 26 26 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 24.11.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Развитие мозга в пренатальном периоде. 5
2. Развитие мозга ребенка после рождения. 13
3.Факторы влияющие на развитие мозга 18
Заключение 26
Список литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, перечисленные факторы владеют способностью и прямо повреждать клетки мозга.Уменьшение массы мозга при уменьшении массы тела может проистекать и в связи с тем, что ткани, иннервируемые определенными нейронами (то есть их ткани-мишени), производят вещества (факторы роста), предотвращающие гибель данных нейронов и стимулирующие рост их отростков в эмбриональном периоде онтогенеза.Есть экспериментальные данные, удостоверяющие, что уменьшение тканей-мишеней считается фактором, приводящим к сокращению количества таковых веществ и как следствие – к усиленной гибели соответственных нейронов. [2]Можно предполагать, что аналогичные процессы считаются одним из механизмов, имеющихся у маловесных новорожденных и приводящих к уменьшению массы мозга и его «малонейронности». Подтверждают вероятность такового механизма и факты, полученные при обследовании новорожденных детей с патологическими изменениями головного мозга: у них нередко обнаруживаются высокие концентрации антител к факторам роста мозга, что нарушает их влияние на формирование органа. Кроме того, нужно учесть, что беременность, завершающаяся рождением маловесных плодов, как правило, сопутствуется отклонениями от нормы уровня разных гормонов и их соотношения у матери, изменениями строения и функций эндокринных желез плода, что также оказывает влияние на рост и развитие мозга.Изменение уровня гормонов. Гормоны, циркулирующие в крови плода, синтезируются плацентой, эндокринными железами матери и его собственными железами. У эмбриона человека они обнаруживают способность к секреции уже с 6-8 недели. Развитие и функционирование различных желез уже в эмбриогенезе в большей или меньшей степени регулируются нейросекреторными клетками одного из отделов мозга – гипоталамуса. Известно, что гормональные влияния могут оказывать программирующие, невозвратимо меняющие фенотип и функциональную активность клеток и регуляторное, обратимо изменяющее клеточные функции. Изменения концентрации гормонов в крови матери могут различными путями воздействовать на мозг плода. Во-первых, часть гормонов, в частности стероидные, продуцируемые корой надпочечников, яичниками, проходит через плаценту в кровь плода, где они могут прямо влиять на нейробласты, нейроны и остальные клетки мозга. Во-вторых, гормоны гипофиза, яичников и остальных желез матери воздействуют на развитие плаценты, состояние которой в свою очередь, определяет эффективность транспорта разных компонентов от матери к плоду и в обратном направлении. Кроме того, изменения эндокринных функций плаценты, вырабатывающей большое количество разных гормонов, поступающих как к матери, так и к плоду, также могут оказать влияние на формирование мозга.Имеются данные, свидетельствующие о том, что изменения содержания гормонов в крови матери и плода могут воздействовать на развитие его мозга и опосредованно, в частности влияя на концентрацию в крови таковых принципиальных для данного процесса веществ, как глюкоза, аминокислоты, разные классы липидов и т.д.Установлено также, что состояние эндокринных желез матери отображается на состоянии их у плода.Так при понижении функции надпочечников у матери, надпочечники плода, устремляясь возместить дефицит соответственных гормонов, пребывают в состоянии гиперфункции.Особый интерес презентует тот факт, что показатели высшей нервной деятельности у животных, с измененными в силу отмеченных причин эндокринными железами также часто отличны от имеющихся у контрольных животных.Многочисленные болезни, осложняющие течение беременности, включают в себя как один из компонентов разные отклонения концентрации в крови многочисленных гормонов, в частности секретируемых гипофизом, яичниками, надпочечниками, плацентой. К отклонениям эндокринного статуса матери и плода часто приводят разные стрессовые влияния, введение лекарственных препаратов, иногда гормональных.Недостаток йода в пищевых продуктах и воде может повергнуть к понижению функции щитовидной железы. Существенное сокращение концентрации ее гормонов в крови плода и ребенка впервые месяцы жизни приводит к нарушениям созревания нейронов и нейроглиоцитов в различных отделах головного мозга, его коре и в тяжелых случаях ведет к кретинизму, то есть внезапному нарушению физического и интеллектуального развития. Таковым образом, есть много факторов, которые как в норме так и при патологии готовы изменять концентрацию гормонов в крови беременной, плода, что может воздействовать на формирование его головного мозга.Генетическое программирование. После зачатия оно уже пребывает вне контролирования. Нужно учитывать данные факторы до зачатия, в особенности если имеются свидетельства о наследственных нарушениях. Отображением роли генетического компонента в установлении свойств головного мозга служат половые отличия данного органа. У млекопитающих, включая человека, у представителей мужского пола большая масса мозга. Динамика его роста имеет половые отличия: мозг у особей женского пола вырастает наиболее быстрыми темпами, но длительность роста менее, чем у особей мужского пола. В то же время формирование морфологических и функциональных отличий мозга, характеризуемых половой принадлежностью, находится в зависимости от гормонов. Данное положение нашло яркие подтверждения при исследовании половой дифференцировки головного мозга. Во многочисленных отделах головного мозга у особей различного пола появляется существенное число морфологических и функциональных отличий, причем имеющаяся информация может разъяснять причины и механизмы нарушений половой дифференцировки мозга и дозволяет разработать меры профилактики.Глюкокортикоидные гормоны вырабатываются корковым веществом надпочечников, считаются регуляторами многочисленных метаболических процессов, они нужны для адаптации к самым различным стрессовым ситуациям, при которых их продукция существенно увеличивается. По итогам исследований, эти гормоны могут значительно воздействовать на важные параметры, определяющие состояние мозга. Стрессовые влияния в эмбриогенезе, повышая выработку глюкокортикоидов, программируют развитиеособенностей реакции гипоталамо-гипофизарно-надпочечной системы в следующие периоды онтогенеза: повышенный уровень базальной секреции и пониженный ответ на стресс. Механизмы этих программирующих эффектов глюкокортикоидов объединяют с действием на гены, регулирующие синтез рецепторов к этим гормонам в нейронах, а также на концентрацию неких медиаторов, в частности норадреналина, дофамина, ацетилхолина в разных отделах мозга.Таковым образом, действие в эмбриональном и раннем постэмбриональном периодах стресса или гормонов, продукция которых при стрессе растет, оказывает долговременное воздействие на показатели, характеризующие межнейрональные взаимоотношения, изменяет концентрацию веществ, участвующих в регуляции поведения, реакции на стрессовые воздействия.Наркотики. Известно, что многочисленные наркотики, в том числе алкоголь и табак, могут стать предпосылкой мозговых нарушений. Употребление данных веществ, даже до зачатия, может нанести непоправимый ущерб - к примеру, табак повреждает сперму. Если один из родителей употребляет наркотики, то могут появиться дефектные гены. Элемент риска также есть тогда, когда женщина во время беременности принимает какие-либо лекарства. Беременным лучше сторониться любых готовых лекарств, включая аспирин, средства от простуды, успокоительные, снотворные и т.д. [1]Врачи обязаны прописывать лекарства с особой осмотрительностью и лишь в том случае, когда польза от лекарства заметно превосходит риск. Это же касается и обширно используемого бенедиктина - распространенного средства от тошноты, которое часто рекомендуют принимать на ранних сроках беременности. Думаю, всем понятно, что кислород жизненно нужен для развития мозга. Хотя плод полностью способен перенести временное кислородное голодание, инициированное ответной реакцией на страх, но месяцы тревожной и беспокойной жизни могут сказаться весьма и весьма негативно. Кроме того, катехоламины могут затормозить формирование гормонов мозга - эндорфинов.Долгоевоспрепятствие доступа кислорода к головному мозгу плода может стать предпосылкой повреждения мозговой ткани. Задержку поступления кислорода к плоду вызывает, к примеру, дисфункция плаценты или пережатие пуповины. Естественные роды, при которых нормализуется физиология всего процесса, обеспечивает стабильное обеспечение плода кислородом. С иной стороны, и сама лишне встревоженная роженица невольно ограничивает поступление кислорода к своему ребенку. Чем более тревог, тем больше женщине необходимо медикаментозное вмешательство, что еще наиболее усложняет поступление кислорода. Чрезмерные тревоги могут привести к тому, что при родах придется пользоваться потенциально опасными обезболивающими средствами и инструментами, использование которых грозит травмированием мозга, если они применяются врачами ненадлежащей квалификации. Очень часто травмы появляются при тяжелых родах с использованием щипцов, при неверном положении плода. В таковых случаях принимать роды могут лишь специалисты с очень хорошей подготовкой.Естественные роды - это очень принципиальная мера предотвращения повреждения головного мозга ребенка.Нерасторжимая связь. Непосредственно после рождения ребенка между ним и родителями ставится особая взаимосвязь. Данные отношения формируются на базе 5 чувств: слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния. И хотя данный период, когда ребенок в особенности нуждается в особой близости с родителями, практически растягивается на 9 месяцев, в особенности важен он непосредственно после рождения ребенка.У людей момент импринтинга растягивается на 9 месяцев, но все же наиболее важен послеродовой контакт. [1]Отсутствие контактов с близкими людьми может вызвать не лишь нежелательные эмоции, но и нарушения нормального развития мозга.Развитие мозга исполняется как высоко субординированная последовательность событий, которые пребывают под строгим генетическим контролированием, хотя могут оказаться под воздействием эпигенетических факторов.Собственное развитие и созревание мозга нужно для приобретения полного репертуара комплексных функций и поведения, что гарантирует феномен быть человеком.ЗаключениеИзменения размеров, формы и массы мозга сопутствуется переменой его внутренней структуры. Усугубляется строение нейронов, форма межнейронных связей, становится отчетливо разграниченным белое и серое вещество, создаются разные проводящие пути головного мозга.Список литературы1. Анатомия человека: учебник для вузов. М. М. Курепина, А. П. Ожигова, А. А. Никитина. М.: Владос, 2003г.2. Возрастная анатомия и физиология. Учебное пособие. И. М. Прищепина. Минск: ООО «Знание» 2006г.3. Ольга  Кузнецова,кандидат биологических наук. Мозг: Новые страницы физиологии и психологии//Здоровье детей,2009, № 224. Б.Я.Рыжавский, Развитие головного мозга в ранние периоды онтогенеза: последствия некоторых воздействий. //Соровский образовательный журнал. №1, 2003 год.5. Очерки по возрастной физиологии. Аршавский И.А. Л., Медицина, 19676. Возрастная физиология, Ермолаев Ю.А. - М., «Высшая школа», 19857. Основы физиологии высшей нервной деятельности, Коган А.Б.. - М., «Высшая школа», 1988.

1. Анатомия человека: учебник для вузов. М. М. Курепина, А. П. Ожигова, А. А. Никитина. М.: Владос, 2003г.
2. Возрастная анатомия и физиология. Учебное пособие. И. М. Прищепина. Минск: ООО «Знание» 2006г.
3. Ольга Кузнецова,кандидат биологических наук. Мозг: Новые страницы физиологии и психологии//Здоровье детей,2009, № 22
4. Б.Я.Рыжавский, Развитие головного мозга в ранние периоды онтогенеза: последствия некоторых воздействий. //Соровский образовательный журнал. №1, 2003 год.
5. Очерки по возрастной физиологии. Аршавский И.А. Л., Медицина, 1967
6. Возрастная физиология, Ермолаев Ю.А. - М., «Высшая школа», 1985
7. Основы физиологии высшей нервной деятельности, Коган А.Б.. - М., «Высшая школа», 1988.

Вопрос-ответ:

Как развивается мозг ребенка в пренатальном периоде?

В пренатальном периоде мозг ребенка начинает формироваться уже на 3-й неделе беременности. За 9 месяцев беременности развивается весь мозговой спинной мозг, формируются все его структуры. На 12-й неделе беременности уже можно увидеть различие между мозгами мужского и женского пола. Мозгу ребенка необходимы оптимальные условия, чтобы развиваться и расти правильно в пренатальном периоде.

Как происходит развитие мозга ребенка после рождения?

После рождения мозг ребенка продолжает активно развиваться и формироваться. Основной период формирования мозга длится до 3-х лет. В этот период у малыша происходит многочисленные связи между нейронами и формирование нейронных сетей. Развивается речь, моторика, образование мыслительных процессов. Важно создавать стимулирующую среду для ребенка после рождения, чтобы его мозг развивался максимально оптимально.

Какие факторы влияют на развитие мозга ребенка?

На развитие мозга ребенка влияет множество факторов. Это генетические особенности, питание, уровень стресса во время беременности, окружающая среда, эмоциональные и интеллектуальные стимулы, режим сна и отдыха. Также важно обеспечить ребенка достаточной физической активностью для развития его мозга.

Влияют ли плохие привычки матери на развитие мозга ребенка?

Да, плохие привычки матери, такие как курение, употребление алкоголя или наркотиков, могут негативно повлиять на развитие мозга ребенка. Токсические вещества, содержащиеся в этих веществах, могут проникать через плаценту и повреждать развивающийся мозг ребенка, вызывая различные проблемы и отклонения в его развитии.

Как развивается мозг ребенка в пренатальном периоде?

Мозг начинает развиваться уже в пренатальном периоде, и этот процесс происходит последовательно. Одна из первых ступеней развития мозга – образование нейронных трубок. Затем начинается деление клеток и формирование основной структуры мозга. В конце пренатального периода начинается образование синапсов, что позволяет клеткам мозга обмениваться информацией.

Как происходит развитие мозга ребенка после рождения?

После рождения мозг ребенка продолжает активно развиваться. В первые годы жизни происходит бурное увеличение числа и связей между нейронами. Развиваются также области мозга, ответственные за движение, речь, память и другие когнитивные функции. Развитие мозга ребенка после рождения сильно зависит от внешних стимулов и опыта, таких как игры, общение с окружающими и специальные упражнения.

Какие факторы влияют на развитие мозга ребенка?

На развитие мозга ребенка влияют различные факторы. Важное значение имеет генетическая предрасположенность, окружающая среда и качество питания. Также важным фактором является интеллектуальная стимуляция, которую ребенок получает от своих родителей и окружающих. Отрицательное воздействие на развитие мозга могут оказывать стресс, плохая экология и неправильное лечение некоторых заболеваний.

Могут ли определенные факторы повреждать клетки мозга ребенка?

Да, определенные факторы могут повреждать клетки мозга ребенка. Например, токсические вещества, такие как алкоголь и некоторые лекарства, могут негативно влиять на развитие клеток мозга. Также неправильное питание и недостаток определенных питательных веществ могут вызывать повреждения мозга. Важно помнить, что здоровый образ жизни матери во время беременности также играет большую роль в развитии мозга ребенка.

Какое значение имеет пренатальное развитие мозга ребенка?

Пренатальное развитие мозга ребенка является критическим периодом, в ходе которого формируются основные структуры и соединения нервной системы. В этот период происходит быстрый рост и дифференциация нейронов, что является основой для будущего интеллектуального и психомоторного развития. Нарушения в пренатальном развитии могут привести к серьезным неврологическим и психическим отклонениям.

Какие факторы влияют на развитие мозга ребенка после рождения?

После рождения, развитие мозга ребенка продолжается под влиянием различных факторов. Важным является генетическая предрасположенность, которая определяет структуру и функцию мозга. Окружающая среда также играет важную роль: эмоциональная поддержка, питание, уход, стимуляция и обучение способствуют развитию мозговой активности и формированию новых связей между нейронами. Регулярные физические упражнения, активная игра и разнообразные задания способствуют развитию моторики и когнитивных навыков ребенка.

Какие факторы могут повлиять на развитие мозга ребенка?

На развитие мозга ребенка могут влиять различные факторы. Генетическая предрасположенность, заболевания матери во время беременности, плохое питание, недостаток витаминов и минералов, недостаток кислорода и токсические вещества могут негативно сказываться на развитии мозга. Также, неблагоприятная среда обитания, недостаток социальной интерактивности, недостаток стимуляции и неблагоприятные жизненные события могут оказывать негативное воздействие на развитие мозга ребенка.

Какие проблемы могут возникнуть при нарушении развития мозга ребенка?

Нарушения в развитии мозга ребенка могут привести к различным проблемам. Это могут быть задержки в развитии психомоторных навыков, плохая координация движений, повышенная агрессивность, нарушения памяти и внимания, слабый интеллектуальный потенциал, аутизм, задержки в речевом развитии и другие проблемы. Важно помнить, что раннее выявление и коррекция этих проблем могут помочь ребенку в его дальнейшем развитии.