Художник В.Д. Поленов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История культуры
  • 19 19 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 26.11.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 2
1.В.Д.Поленов: краткая биографическая справка 5
2.Творчество В.Д.Поленова: характеристика и особенности 9
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Фрагмент для ознакомления

Поленов продолжает свое общение с Мамонтовым. Абрамцевская усадьба входит во множество этюдов и пейзажей художника (например, Березовая аллея в Абрамцеве (1880 год). Поленов остается верен собственной умиротворенности, но все больше в его творчестве нарастают интимно-лирические связи природы и художника. Ему все меньше «нужны» персонажи. Люди исчезают из его картин. Остается лишь эмоциональное звучание лирического пейзажа.
Постепенно художник все больше увлекается созданием декораций к спектаклям. Его первым эскизом был эскиз к спектаклю А.Н.Майкова «Два мира». Эта работа отличается от типичных декораций. В ней сочетается живописность и точность воспроизведения обстановки. Но Поленов не только создал декорации, он еще и сам играл в этом спектакле, все больше и больше увлекаясь театром. Однако лучшей декорационной работой Поленова принято считать декорации к постановке Мамонтова «Алая роза» (1883 год). В декорациях Поленов не был связан сюжетом картины. Возможности его как художника существенно расширялись. В них он не только выходит за рамки самого себя, но и выходит за пределы провинциального театра, оформляя в Большом театре оперу «Уриэль Акоста». Поленов делает декорацию как бы частью постановки, чем и начинает, собственно, новый этап в развитии русского театрально-декорационного искусства. Он «научает» театр нести искусство и красоту в жизнь, приобщать массы к прекрасному, что максимально точно можно выразить во многом и благодаря совершенным декорациям. Движимый именно этими целями, Поленов и создает «Театральный дом», о котором шла речь в предыдущей главе настоящего реферата.
Еще одним направлением его творчества на данном этапе становится попытка «создать Христа не только грядущего, но и уже пришедшего в мир». Для этого он предпринимает ряд путешествий по Ближнему Востоку. К этому периоду можно отнести работы «Христос и грешница», «Нил у Фиванского хребта», «Развалины Телль-Хум», «Храм Изиды на острове Филе» и т.д. В восточных этюдах мастерство художника обретает новые грани: он учится наполнять образы эмоциональной силой, за которой стоит глубокое символическое звучание. В качестве примера можно привести работы «Олифа в Гефсиманском саду» (1882 год), «Парфенон» (1882 год) и т.д. Для художника становится важным уже не просто археологически запечатлеть памятник, но передать впечатление от него. Световоздушная среда Востока навсегда теперь становится частью его картин. Он продолжает работу над «Христом и грешницей» - произведением, которое сам он полагал центральным в своем творчестве. Однако история культуры, к сожалению, ставит эту картину на куда более скромное место, отдавая предпочтение, все же, исключительно поленовским пейзажам. Очевидно, в глубине души и сам он не был до конца удовлетворен этой картиной, ведь в 1899 году он начинает создавать цикл картин «Из жизни Христа». Он все больше стирает грань между этюдом и картиной. И публика начинает это замечать, уже не так восторженно принимая работы данного периода. Однако его работы все равно остаются бесподобны по колориту, по настроению (например, «Мечты», «Пошла в нагорную страну» и т.д.). В 1908 году он заканчивает начатый цикл, из которых 58 картин были представлены в Петербурге, а затем 64 картины демонстрировались в Москве и ряде других городов. «Высокое настроение», которое художник мечтал показать своему зрителю, и действительно охватывает многих. Все единогласно отмечают как «красота Христа» у Поленова неразрывно связана с «красотой природы». Евангельские сюжеты так захватывают Поленова, что он уже не только живописно реализует их, но и создает пояснение к своим работам, пишет музыку, которая, кстати, была «слышима» в его произведениях даже в прошлом. Например, «Золотая осень» (1893 год). В 1904 году он создает картину «Аббатство». А последней его художественной работой принято считать диораму – маленький световой театр с подсвеченными картинками кругосветного путешествия, для чего он использовал ряд своих этюдов. Стремление показать людям все прекрасные грани этого мира не покидало его даже в старости. Вот уж действительно, Поленов – это не только художник. Это, прежде всего, талант, который может и должен совмещать в себе самые разные грани. Но тема нашего настоящего реферата – творчество Поленова как художника, хотя он и являлся еще и блестящим декоратором, и музыкантом, и педагогом. Граней его дарования множества. Однако именно живопись, как он сам писал, была его «духовной жизню» и давала ему не только «величайшие радости, но и величайшие страдания», открывающие ему все истинное содержание этого мира…
























Заключение
Таким образом, в настоящем реферате «Художник Василий Дмитриевич Поленов» нами были рассмотрены следующие вопросы:
- представлена краткая биографическая справка жизни художника;
- охарактеризован его творческий путь, с выделением наиболее ярких черт и особенностей.
Еще при жизни Поленова, Игорь Грабарь писал, что убежден, будто в Поленове «сидит» целых три художника: средневековый, «московский» и восточный (палестинский). И все они, как кажется, мало друг с другом связаны. Однако если вдуматься и вчитаться в биографию Василия Дмитриевича, то окажется, что граней его дарования еще больше. Его «абсолютное зрение» позволило ему открыть новые горизонты лирического пейзажа, его внимание к миру – приоткрыло новое видение евангельских сюжетов, его непререкаемая верность традициям – подчеркнула нескончаемую национальную преемственность времен. Он – не только художник. Он и декоратор. Он и педагог. Он – талантливый музыкант. Яркий общественный деятель. Человек, лучше многих осознающий, что «искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». И это его кредо. Это его жизненный девиз. А для нас же он – пример истинной «универсальной личности», что рождались на Западе в эпоху Возрождения. Личности, которая могла создавать не только произведения искусства, но и менять этот мир…






Список использованной литературы
Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века // под общей редакцией Ю.Д.Колпинского, Н.В.Яворской – Москва.: Искусство, 1964. – 1200 с.
Копшицер М.И. Поленов. - М.: Молодая гвардия, 2010. — 335 с. (Жизнь замечательных людей, вып. № 1289)
Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство. – [Электронный ресурс]. Доступно на: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/03.php. Дата обращения: 26.10.2017 г.
Липатов В.С. Краски времени. - М.: Молодая гвардия, 1983. — 309 с.
Новицкий А.П., Никольский В.А. История русского искусства. – М.: Эксмо, 2008. – 704 с.


Копшицер М.И. Поленов. - М.: Молодая гвардия, 2010. — С.54
Там же. С.67
Копшицер М.И. Поленов. - М.: Молодая гвардия, 2010. — С.73
Там же. С.96
Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство. – [Электронный ресурс]. Доступно на: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/03.php. Дата обращения: 26.10.2017 г.
Липатов В.С. Краски времени. - М.: Молодая гвардия, 1983. — С.187
Копшицер М.И. Поленов. - М.: Молодая гвардия, 2010. — С.267
Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века // под общей редакцией Ю.Д.Колпинского, Н.В.Яворской – Москва.: Искусство, 1964. – С.876
Там же. С.879
Липатов В.С. Краски времени. - М.: Молодая гвардия, 1983. — С.188
Копшицер М.И. Поленов. - М.: Молодая гвардия, 2010. — С.139
Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века // под общей редакцией Ю.Д.Колпинского, Н.В.Яворской – Москва.: Искусство, 1964. – С.872

Новицкий А.П., Никольский В.А. История русского искусства. – М.: Эксмо, 2008. – С.350
Копшицер М.И. Поленов. - М.: Молодая гвардия, 2010. — С.186
Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство. – [Электронный ресурс]. Доступно на: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/03.php. Дата обращения: 26.10.2017 г.
Копшицер М.И. Поленов. - М.: Молодая гвардия, 2010. — С.189
Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века // под общей редакцией Ю.Д.Колпинского, Н.В.Яворской – Москва.: Искусство, 1964. – С.871
Липатов В.С. Краски времени. - М.: Молодая гвардия, 1983. — С.186
Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века // под общей редакцией Ю.Д.Колпинского, Н.В.Яворской – Москва.: Искусство, 1964. – С.874
Новицкий А.П., Никольский В.А. История русского искусства. – М.: Эксмо, 2008. – С.352
Копшицер М.И. Поленов. - М.: Молодая гвардия, 2010. — С.221
Липатов В.С. Краски времени. - М.: Молодая гвардия, 1983. — С.187
Копшицер М.И. Поленов. - М.: Молодая гвардия, 2010. — С.274
Копшицер М.И. Поленов. - М.: Молодая гвардия, 2010. — С.292
Там же. С.293












3

Список использованной литературы
1. Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века // под общей редакцией Ю.Д.Колпинского, Н.В.Яворской – Москва.: Искусство, 1964. – 1200 с.
2. Копшицер М.И. Поленов. - М.: Молодая гвардия, 2010. — 335 с. (Жизнь замечательных людей, вып. № 1289)
3. Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство. – [Электронный ресурс]. Доступно на: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/03.php. Дата обращения: 26.10.2017 г.
4. Липатов В.С. Краски времени. - М.: Молодая гвардия, 1983. — 309 с.
5. Новицкий А.П., Никольский В.А. История русского искусства. – М.: Эксмо, 2008. – 704 с.


Вопрос-ответ:

Кто такой В.Д. Поленов?

В.Д. Поленов - русский художник XIX века, мастер пейзажа и исторической живописи. Он известен своими яркими характеристиками природы и глубоким пониманием художественных традиций. Поленов также был активным участником культурной жизни своего времени.

Какое творчество характерно для В.Д. Поленова?

Творчество В.Д. Поленова отличается своими характеристическими чертами. Он создавал оригинальные пейзажи, которые пронизаны глубокими эмоциональными переживаниями. В его работах можно увидеть сочетание классической техники и современных композиционных приемов.

Какую роль играл Мамонтов в творческой жизни Поленова?

Мамонтов был важным фигурантом в творческой жизни Поленова. Они поддерживали близкие отношения и сотрудничали в различных проектах. Мамонтов оказывал значительную помощь Поленову в его работе, предоставляя ему доступ к своим усадьбам и организуя выставки его работ.

Какие места были особенно важны для В.Д. Поленова в его творчестве?

Одним из особенно важных мест для Поленова была Абрамцевская усадьба, которая стала вдохновением для множества его работ. Особенно известна его "Березовая аллея в Абрамцеве" (1880 год), где художник передал великолепие природы в своем неповторимом стиле.

Какие изменения произошли в творчестве Поленова со временем?

Со временем в творчестве Поленова все больше проявлялись интимно-лирические связи природы и художника. Он стал все меньше интересоваться персонажами, а больше фокусировался на передаче эмоциональной составляющей природы. Это придало его работам еще большую глубину и эстетическую ценность.

Какую биографическую информацию можно найти о В. Д. Поленове?

Василий Дмитриевич Поленов был известным русским художником и мастером пейзажа. Он родился в 1844 году в Москве в семье правоведа. В 1860-х годах Поленов учился в Московском живописном училище, а затем отправился в Санкт-Петербург, чтобы продолжить свое образование в Императорской академии художеств. В 1882 году художник был избран академиком и преподавал в Императорской академии. Поленов умер в 1927 году в Москве.

Каким было творчество В. Д. Поленова?

В. Д. Поленов был известен своими пейзажами. Он наиболее известен работами с историческими и библейскими сюжетами, такими как картина "Взятие Смоленска с половцами". Поленов также создавал портреты и сцены из повседневной жизни. Его работы отличаются яркими красками, прекрасной композицией и художественным мастерством.

Какие особенности характеризуют творчество В. Д. Поленова?

Творчество В. Д. Поленова характеризуется особенной умиротворенностью и интимной лиричностью. Он часто изображал природу без присутствия людей, создавая тихие и живописные пейзажи. Однако в некоторых работах Поленов включал персонажей и исторические сюжеты. Его работы отражают его любовь к родной природе и желание передать ее красоту через свое искусство.