Косма Маюмский и его гимнографическое наследие

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литературоведение
  • 30 30 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 19.12.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 КОСМА МАЮМСКИЙ И ЕГО ЭПОХА 7
1.1 Эпоха смут Византийской империи 7
1.2 Преподобный Косма Маюмский 11
ГЛАВА 2 ГИМНОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КОСМЫ МАЮМСКОГО 14
2.1 Византийское богослужебное пение ко времени Косьмы Маюмского 14
2.2 Гимны Космы Маюмского 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………26

Фрагмент для ознакомления

Несомненно, проповедь христианства и его «великих тайн» остаётся значимой не только в эпоху смут Византийской империи, но и наше непростое время.
«В свете стремлений современного человечества сохранить и восстановить образы ушедших великих носителей Духа Божия должна быть рассмотрена и наша попытка дать посильное представление о гении великого гимнографа VIII века — преподобного Космы Маиумского. Всему человечеству, и особенно Церкви Христовой, оставлено святителем Космой великое наследие СЛОВА, являющегося украшением рода нашего. И всему человечеству оставлено Преподобным в его трудах руководство к подлинной духовной жизни».
Главный вывод, который можно сделать в конце этой работы повторяет и продолжает мысли замечательного исследователя творчества преподобного Космы Маюмского монахини Игнатии. Давая своему очерку о преподобном гимнографе подзаголовок «духовные размышления» он тем самым обнаружила суть воздействия гимнов на слушателя. Гимны преподобного Космы Маюмского, которые каждый из нас может слышать в православном храме и сегодня, остаются руководством к христианской жизни и поводом для духовных размышлений.














Список литературы

Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. Гимнология. Выпуск 4. сост. Н. Герасимова-Персидская, И.Лозовая. – М.: Прогресс – Традиция, 2003.
Гимнология. Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского»/Учёные записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 1. в двух книгах. – М. [Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского; Издательский Дом «КОМПОЗИТОР»], 2000.
Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых. Житие 892. Космы Маиюмского, творца канонов [Жития Святых (Четьи-Минеи) Дмитрия Ростовского, 1706]. [Электронный ресурс]. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/892 (26.10.2017).
Дрык, С.В. Византийские гимнографы периоды иконоборческой смуты//Вестник МГУКИ. Искусствознание. 2011. № 1 (39). – С. 251 – 254.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы / Игнатия, [монахиня]. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.
Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М.: Издательство Московской патриархии Русской Православной Церкви: Вече, 2013.
Исторический обзор пенснопевцев и песнопения греческой церкви. Ф.А.Ч. [Филарет Черниговский]. Издание второе, дополненное. Чернигов, типография Ильинского монастыря, 1864. [Переиздание – СПб, 1902; репринтное издание — Сергиев Посад, 1995].
Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. – М.: Директ-медиа, 2011.
Косьма Маюмский. Каноны [электронный ресурс] http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67917 [по изданію: Богослужебные каноны на греческомъ, славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга вторая. — СПб.: Въ Синодальной Типографiи, 1855. — С. 43–52.] (27.10.2017).
Никольский, А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I - Х веков / А. В. Никольский // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 6. - С. 111-130.
Мартынов, В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. – М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994.
Рукова, С.А. Беседы о церковном пении со сборником нотных приложений. Учебное пособие. – М.: Издательство Московской Патриархии; РОПО «Древо добра», 1999.
Успенский, Ф.И. История Византийской империи. Эпоха смут/Ф.И. Успенский. – М.: Астрель, 2011.
















Приложение

Приложение 1

Ирмосы рождественского канона Космы Маюмского

Ирмос 1: Христос раждается!
Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся: пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися.
(перевод) Христос рождается – славьте! Христос (грядет) с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь (на небо)! Пой Господу вся земля! Люди, воспойте (Ему) в радости, ибо Он прославился.

Ирмос 3: песнь Анны, матери Самуила, благодарившей Бога за разрешение неплодства
Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопиим: вознесый рог наш, свят еси Господи.
(перевод) Сыну, прежде (всех) времен Непостижимо (не по закону тленного естества) рожденному от Отца, а в последние (времена) бессеменно воплотившемуся от Девы – Христу Богу (так) воскликнем: «Свят Ты, Господи, вознесший наше (человеческое) достоинство!»

Ирмос 4: Прославление Богородицы, родившей Христа
Жезл из корене Иессеова, и цвет от него Христе, от Девы прозябл еси, из горы хвальный приосененныя чащи, пришел еси воплощься от неискусомужныя, невещественный и Боже. Слава силе Твоей Господи.
(перевод) Христос, Ты — отрасль от корня Иессея и цветок от него! Прославленный, Ты произрос от Девы – от горы, осененной прохладой лесной чащи. Ты – бестелесный Бог – пришел (к нам), воплотившись от не познавшей мужа (Марии). Господь, слава силе Твоей!

Ирмос 5: Мир – на земле, в людях — любовь
Бог сый мира, Отец щедрот, великаго совета Твоего Ангела, мир подавающа послал еси нам: Тем богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утренююще, славословим Тя Человеколюбче.
(перевод) Как Бог примирения и Отец сострадания, Ты послал нам Ангела (Вестника) великого Твоего Совета, дарующего мир [т. е. примирение]. И мы, приведенные (Им) к свету боговедения, бодрствуя с (глубокой) ночи, славословим Тебя, Человеколюбец.

Ирмос 6: Иона-пророк — прообраз Христа
Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият: в Деву же всельшееся Слово и плоть приемшее, пройде сохраньшее нетленну: егоже бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну.
(перевод) Морское чудище, как новорожденного, изрыгнуло из чрева Иону таким же (невредимым), каким поглотило; так и Бог-Слово, вселившись в Деву и приняв плоть, вышел из Нее, сохранив Ее девство неповрежденным; ибо не подвергшись тлению (Сам), Он и родившую (Его) сохранил неповрежденной.

Ирмос 7: Отроки благочестивые в печи
Отроцы, благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но посреде пламене стояще пояху: отцев Боже благословен еси.
(перевод) Воспитанные в почитании (истинного) Бога отроки, презрев нечестивого царя приказание, не испугались угрозы огня, но стоя среди пламени, воспели: «Благословен Ты, Бог отцов (наших)!»

Ирмос 8: Рождество Христа от Девы — чудо преестественное
Чуда преествественнаго росодательная изобрази пещь образ: не бо яже прият палит юныя, яко ниже огнь Божества Девы, в нюже вниде, утробу. Тем воспевающе воспоем: да благословит тварь вся Господа, и превозносит во вся веки.
(перевод) Дающая прохладу (вавилонская) печь прообразовала сверхъестественное чудо: как она не сожгла брошенных в нее юношей, так и огонь Божества не обжег утробу Девы, сойдя в нее. Поэтому прославляя (Бога), воспоем: «Да благословит и превозносит Господа все (Его) творение во все времена!»

Ирмос 9: Христос – наше Небо на земле
Таинство странное вижу и преславное: небо, вертеп: престол херувимский, Деву: ясли, вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем.
(перевод) Вижу неслыханное и невероятное [букв. парадоксальное] таинство: пещера стала Небом; Дева — херувимским Престолом (Бога); ясли — вместилищем, в котором возлежит невместимый Бог — Христос, Которого мы величаем, воспевая в гимнах.

Бражников М. Статьи о древнерусской музыке. – М., 1975; Мартынов В. История богослужебного пения. – М., 1994; Медушевский В. Мысли о православной психологии музыки//Альманах музыкальной психологии. – М., 1994 и др.
Зиновьев В., священник. Исторические сведения о церковном пении. – М., 1916; Николаев Б. протоиерей. Богословские основы знаменного пения//Музыкальная академия. 1995. № 3 и др.
Скабалланович, М.Н. Объяснение важнейших пасхальных песнопений с указанием связи между ними. — Москва: Тип. Акц. Общ. Н. Т. Корчак-Новицкаго, 1915; Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. – М.: Советский композитор. 1971;Успенский Н.Д. Византийская литургика (историко-литургическое исследование)//Богословские труды. – М., 1980 – 1983. – Сб. 21, 22, 23, 24; Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология– М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, – 1997.
Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых. Житие 892. Космы Маиюмского, творца канонов [Жития Святых (Четьи-Минеи) Дмитрия Ростовского, 1706]. [Электронный ресурс]. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/892 (26.10.2017).
Исторический обзор пенснопевцев и песнопения греческой церкви. Ф.А.Ч. [Филарет Черниговский]. Издание второе, дополненное. Чернигов, типография Ильинского монастыря, 1864.[Переиздание – СПб, 1902; репринтное издание — Сергиев Посад, 1995].
Православная энциклопедия. Том 38. Коринф — Крискентия – М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2015.
Игнатия (Пузик), монахиня. Преподобный Косьма Маиумский и его каноны: (Духовные размышления) //Богословские труды. М., 1981. Сб. 22. С. 116–138.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы / Игнатия, [монахиня]. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.

Преображенский А.В. Культовая музыка в России. – Л., 1924. – С. 5 – 6.
Цит. по: Успенский, Ф.И. История Византийской империи. Эпоха смут. – М., 2011. - С. 249.
Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М.: 2013. - С. 54.
Цит. по: Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М.: 2013. - С. 55.
Успенский Л. Богословие иконы в Православной церкви. – Париж, 1989. – С.11.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 6.
Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. – М.: Директ-медиа, 2011. – С. 68.
Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М.: 2013. - С. 89.
Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых. Житие 892. Космы Маиюмского, творца канонов [Жития Святых (Четьи-Минеи) Дмитрия Ростовского, 1706]. [Электронный ресурс]. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/892 (26.10.2017).

См.: Никольский, А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I - Х веков // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 6. - С. 124 – 125.
Мартынов, В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. – М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. – С.46.
Рукова, С.А. Беседы о церковном пении со сборником нотных приложений. Учебное пособие. – М.: Издательство Московской Патриархии; РОПО «Древо добра», 1999. - С.9.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 26.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 25.
Мартынов, В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. – М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. – С.46.
Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. – М.: Директ-медиа, 2011. – С.37
Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. – М.: Директ-медиа, 2011. – С. 38.
Дрык, С.В. Византийские гимнографы периоды иконоборческой смуты//Вестник МГУКИ. Искусствознание. 2011. № 1 (39). - С. 251.
Никольский, А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I - Х веков // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 6. - С. 124 – 125.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 16.
Цит. по: Коляда Е. Библейские музыкальные инструменты в восточно-и западнохристианской экзегезе// Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. Гимнология. Выпуск 4. сост. Н. Герасимова-Персидская, И.Лозовая. – М.: Прогресс – Традиция, 2003.
Дрык, С.В. Византийские гимнографы периоды иконоборческой смуты//Вестник МГУКИ. Искусствознание. 2011. № 1 (39). - С. 254.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 7.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 8.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 12.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 25.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С.17.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 6 – 7.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 14 – 15.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С.26.













30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. Гимнология. Выпуск 4. сост. Н. Герасимова-Персидская, И.Лозовая. – М.: Прогресс – Традиция, 2003.
2. Гимнология. Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского»/Учёные записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 1. в двух книгах. – М. [Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского; Издательский Дом «КОМПОЗИТОР»], 2000.
3. Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых. Житие 892. Космы Маиюмского, творца канонов [Жития Святых (Четьи-Минеи) Дмитрия Ростовского, 1706]. [Электронный ресурс]. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/892 (26.10.2017).
4. Дрык, С.В. Византийские гимнографы периоды иконоборческой смуты//Вестник МГУКИ. Искусствознание. 2011. № 1 (39). – С. 251 – 254.
5. Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы / Игнатия, [монахиня]. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.
6. Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М.: Издательство Московской патриархии Русской Православной Церкви: Вече, 2013.
7. Исторический обзор пенснопевцев и песнопения греческой церкви. Ф.А.Ч. [Филарет Черниговский]. Издание второе, дополненное. Чернигов, типография Ильинского монастыря, 1864. [Переиздание – СПб, 1902; репринтное издание — Сергиев Посад, 1995].
8. Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. – М.: Директ-медиа, 2011.
9. Косьма Маюмский. Каноны [электронный ресурс] http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67917 [по изданію: Богослужебные каноны на греческомъ, славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга вторая. — СПб.: Въ Синодальной Типографiи, 1855. — С. 43–52.] (27.10.2017).
10. Никольский, А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I - Х веков / А. В. Никольский // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 6. - С. 111-130.
11. Мартынов, В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. – М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994.
12. Рукова, С.А. Беседы о церковном пении со сборником нотных приложений. Учебное пособие. – М.: Издательство Московской Патриархии; РОПО «Древо добра», 1999.
13. Успенский, Ф.И. История Византийской империи. Эпоха смут/Ф.И. Успенский. – М.: Астрель, 2011.

Вопрос-ответ:

Кто такой Косма Маюмский?

Косма Маюмский был преподобным монахом и гимнографом, жившим во времена смуты Византийской империи.

Какую роль играл Косма Маюмский в эпоху смут?

Косма Маюмский являлся важной фигурой в эпоху смут Византийской империи, он не только был преподобным монахом, но и активно занимался гимнографией и созданием гимнов.

Какие гимны создал Косма Маюмский?

Косма Маюмский создал разнообразные гимны, которые стали частью его гимнографического наследия. Они отражали богослужебное пение византийской империи и великие тайны христианства.

Какое значение имело гимнографическое наследие Космы Маюмского?

Гимнографическое наследие Космы Маюмского имело большое значение, так как отражало богослужебное пение византийской империи и великие тайны христианства. Оно стало важным элементом культурного наследия Византии.

Почему проповедь христианства остается значимой до сегодняшнего дня?

Проповедь христианства и его великих тайн остается значимой не только в эпоху смут Византийской империи, но и до сегодняшнего дня, потому что она отражает основы христианской веры и моральные принципы, которые актуальны для людей в любое время.

Кто был Косма Маюмский?

Косма Маюмский был преподобным, который жил во времена смуты Византийской империи.

Какую роль играл Косма Маюмский в эпоху смут в Византийской империи?

Косма Маюмский играл значимую роль в эпоху смут Византийской империи, проповедуя христианство и великие тайны этой религии.

Какое наследие оставил Косма Маюмский?

Косма Маюмский оставил гимнографическое наследие, включающее византийское богослужебное пение и гимны, написанные им самим.

Что входило в гимнографическое наследие Космы Маюмского?

В гимнографическое наследие Космы Маюмского входили византийское богослужебное пение и гимны, которые он сам написал.

Почему проповедь христианства Космы Маюмского до сих пор значима?

Проповедь христианства и его великих тайн, которую осуществлял Косма Маюмский, до сих пор остается значимой, так как великое исследование и понимание этих тайн не теряют своей актуальности.