Косма Маюмский и его гимнографическое наследие
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 19.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 КОСМА МАЮМСКИЙ И ЕГО ЭПОХА 7
1.1 Эпоха смут Византийской империи 7
1.2 Преподобный Косма Маюмский 11
ГЛАВА 2 ГИМНОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КОСМЫ МАЮМСКОГО 14
2.1 Византийское богослужебное пение ко времени Косьмы Маюмского 14
2.2 Гимны Космы Маюмского 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………26
Несомненно, проповедь христианства и его «великих тайн» остаётся значимой не только в эпоху смут Византийской империи, но и наше непростое время.
«В свете стремлений современного человечества сохранить и восстановить образы ушедших великих носителей Духа Божия должна быть рассмотрена и наша попытка дать посильное представление о гении великого гимнографа VIII века — преподобного Космы Маиумского. Всему человечеству, и особенно Церкви Христовой, оставлено святителем Космой великое наследие СЛОВА, являющегося украшением рода нашего. И всему человечеству оставлено Преподобным в его трудах руководство к подлинной духовной жизни».
Главный вывод, который можно сделать в конце этой работы повторяет и продолжает мысли замечательного исследователя творчества преподобного Космы Маюмского монахини Игнатии. Давая своему очерку о преподобном гимнографе подзаголовок «духовные размышления» он тем самым обнаружила суть воздействия гимнов на слушателя. Гимны преподобного Космы Маюмского, которые каждый из нас может слышать в православном храме и сегодня, остаются руководством к христианской жизни и поводом для духовных размышлений.
Список литературы
Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. Гимнология. Выпуск 4. сост. Н. Герасимова-Персидская, И.Лозовая. – М.: Прогресс – Традиция, 2003.
Гимнология. Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского»/Учёные записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 1. в двух книгах. – М. [Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского; Издательский Дом «КОМПОЗИТОР»], 2000.
Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых. Житие 892. Космы Маиюмского, творца канонов [Жития Святых (Четьи-Минеи) Дмитрия Ростовского, 1706]. [Электронный ресурс]. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/892 (26.10.2017).
Дрык, С.В. Византийские гимнографы периоды иконоборческой смуты//Вестник МГУКИ. Искусствознание. 2011. № 1 (39). – С. 251 – 254.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы / Игнатия, [монахиня]. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.
Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М.: Издательство Московской патриархии Русской Православной Церкви: Вече, 2013.
Исторический обзор пенснопевцев и песнопения греческой церкви. Ф.А.Ч. [Филарет Черниговский]. Издание второе, дополненное. Чернигов, типография Ильинского монастыря, 1864. [Переиздание – СПб, 1902; репринтное издание — Сергиев Посад, 1995].
Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. – М.: Директ-медиа, 2011.
Косьма Маюмский. Каноны [электронный ресурс] http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67917 [по изданію: Богослужебные каноны на греческомъ, славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга вторая. — СПб.: Въ Синодальной Типографiи, 1855. — С. 43–52.] (27.10.2017).
Никольский, А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I - Х веков / А. В. Никольский // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 6. - С. 111-130.
Мартынов, В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. – М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994.
Рукова, С.А. Беседы о церковном пении со сборником нотных приложений. Учебное пособие. – М.: Издательство Московской Патриархии; РОПО «Древо добра», 1999.
Успенский, Ф.И. История Византийской империи. Эпоха смут/Ф.И. Успенский. – М.: Астрель, 2011.
Приложение
Приложение 1
Ирмосы рождественского канона Космы Маюмского
Ирмос 1: Христос раждается!
Христос раждается, славите:Христос с небес, срящите:Христос на земли, возноситеся:пойте Господеви вся земля,и веселием воспойте людие,яко прославися.
(перевод)Христос рождается – славьте!Христос (грядет) с небес – встречайте!Христос на земле – возноситесь (на небо)!Пой Господу вся земля!Люди, воспойте (Ему) в радости,ибо Он прославился.
Ирмос 3: песнь Анны, матери Самуила, благодарившей Бога за разрешение неплодства
Прежде век от Отцарожденному нетленно Сыну,и в последняя от Девывоплощенному безсеменно,Христу Богу возопиим:вознесый рог наш,свят еси Господи.
(перевод) Сыну, прежде (всех) временНепостижимо (не по закону тленного естества) рожденному от Отца,а в последние (времена)бессеменно воплотившемуся от Девы –Христу Богу (так) воскликнем:«Свят Ты, Господи,вознесший наше (человеческое) достоинство!»
Ирмос 4: Прославление Богородицы, родившей Христа
Жезл из корене Иессеова,и цвет от него Христе,от Девы прозябл еси,из горы хвальныйприосененныя чащи,пришел есивоплощься от неискусомужныя,невещественный и Боже.Слава силе Твоей Господи.
(перевод) Христос, Ты — отрасль от корня Иессеяи цветок от него!Прославленный,Ты произрос от Девы –от горы, осененной прохладой лесной чащи.Ты – бестелесный Бог –пришел (к нам),воплотившись от не познавшей мужа (Марии).Господь, слава силе Твоей!
Ирмос 5: Мир – на земле, в людях — любовь
Бог сый мира, Отец щедрот,великаго совета Твоего Ангела,мир подавающа послал еси нам:Тем богоразумияк свету наставльшеся,от нощи утренююще,славословим Тя Человеколюбче.
(перевод) Как Бог примирения и Отец сострадания,Ты послал намАнгела (Вестника) великого Твоего Совета,дарующего мир [т. е. примирение].И мы, приведенные (Им) к свету боговедения,бодрствуя с (глубокой) ночи,славословим Тебя, Человеколюбец.
Ирмос 6: Иона-пророк — прообраз Христа
Из утробы Иону младенцаизблева морский зверь,якова прият:в Деву же всельшееся Словои плоть приемшее,пройде сохраньшее нетленну:егоже бо не пострада истления,Рождшую сохрани неврежденну.
(перевод) Морское чудище, как новорожденного,изрыгнуло из чрева Ионутаким же (невредимым), каким поглотило;так и Бог-Слово, вселившись в Девуи приняв плоть, вышел из Нее,сохранив Ее девство неповрежденным;ибо не подвергшись тлению (Сам),Он и родившую (Его) сохранил неповрежденной.
Ирмос 7: Отроки благочестивые в печи
Отроцы, благочестию совоспитани,злочестиваго веления небрегше,огненнаго прещения не убояшася,но посреде пламене стояще пояху:отцев Боже благословен еси.
(перевод) Воспитанные в почитании (истинного) Бога отроки,презрев нечестивого царя приказание,не испугались угрозы огня,но стоя среди пламени, воспели:«Благословен Ты, Бог отцов (наших)!»
Ирмос 8: Рождество Христа от Девы — чудо преестественное
Чуда преествественнагоросодательная изобрази пещь образ:не бо яже прият палит юныя,яко ниже огнь БожестваДевы, в нюже вниде, утробу.Тем воспевающе воспоем:да благословит тварь вся Господа,и превозносит во вся веки.
(перевод) Дающая прохладу (вавилонская) печьпрообразовала сверхъестественное чудо:как она не сожгла брошенных в нее юношей,так и огонь Божестване обжег утробу Девы, сойдя в нее.Поэтому прославляя (Бога), воспоем:«Да благословит и превозносит Господавсе (Его) творение во все времена!»
Ирмос 9: Христос – наше Небо на земле
Таинство странное вижуи преславное:небо, вертеп:престол херувимский, Деву:ясли, вместилище,в нихже возлеженевместимый Христос Бог,Егоже воспевающе величаем.
(перевод)Вижу неслыханноеи невероятное [букв. парадоксальное] таинство:пещера стала Небом;Дева — херувимским Престолом (Бога);ясли — вместилищем,в котором возлежитневместимый Бог — Христос,Которого мы величаем, воспевая в гимнах.
Бражников М. Статьи о древнерусской музыке. – М., 1975; Мартынов В. История богослужебного пения. – М., 1994; Медушевский В. Мысли о православной психологии музыки//Альманах музыкальной психологии. – М., 1994 и др.
Зиновьев В., священник. Исторические сведения о церковном пении. – М., 1916; Николаев Б. протоиерей. Богословские основы знаменного пения//Музыкальная академия. 1995. № 3 и др.
Скабалланович, М.Н. Объяснение важнейших пасхальных песнопений с указанием связи между ними. — Москва: Тип. Акц. Общ. Н. Т. Корчак-Новицкаго, 1915; Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. – М.: Советский композитор. 1971;Успенский Н.Д. Византийская литургика (историко-литургическое исследование)//Богословские труды. – М., 1980 – 1983. – Сб. 21, 22, 23, 24; Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология– М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, – 1997.
Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых. Житие 892. Космы Маиюмского, творца канонов [Жития Святых (Четьи-Минеи) Дмитрия Ростовского, 1706]. [Электронный ресурс]. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/892 (26.10.2017).
Исторический обзор пенснопевцев и песнопения греческой церкви. Ф.А.Ч. [Филарет Черниговский]. Издание второе, дополненное. Чернигов, типография Ильинского монастыря, 1864.[Переиздание – СПб, 1902; репринтное издание — Сергиев Посад, 1995].
Православная энциклопедия. Том 38. Коринф — Крискентия – М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2015.
Игнатия (Пузик), монахиня. Преподобный Косьма Маиумский и его каноны: (Духовные размышления) //Богословские труды. М., 1981. Сб. 22. С. 116–138.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы / Игнатия, [монахиня]. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.
Преображенский А.В. Культовая музыка в России. – Л., 1924. – С. 5 – 6.
Цит. по: Успенский, Ф.И. История Византийской империи. Эпоха смут. – М., 2011. - С. 249.
Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М.: 2013. - С. 54.
Цит. по: Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М.: 2013. - С. 55.
Успенский Л. Богословие иконы в Православной церкви. – Париж, 1989. – С.11.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 6.
Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. – М.: Директ-медиа, 2011. – С. 68.
Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М.: 2013. - С. 89.
Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых. Житие 892. Космы Маиюмского, творца канонов [Жития Святых (Четьи-Минеи) Дмитрия Ростовского, 1706]. [Электронный ресурс]. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/892 (26.10.2017).
См.: Никольский, А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I - Х веков // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 6. - С. 124 – 125.
Мартынов, В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. – М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. – С.46.
Рукова, С.А. Беседы о церковном пении со сборником нотных приложений. Учебное пособие. – М.: Издательство Московской Патриархии; РОПО «Древо добра», 1999. - С.9.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 26.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 25.
Мартынов, В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. – М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. – С.46.
Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. – М.: Директ-медиа, 2011. – С.37
Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. – М.: Директ-медиа, 2011. – С. 38.
Дрык, С.В. Византийские гимнографы периоды иконоборческой смуты//Вестник МГУКИ. Искусствознание. 2011. № 1 (39). - С. 251.
Никольский, А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I - Х веков // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 6. - С. 124 – 125.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 16.
Цит. по: Коляда Е. Библейские музыкальные инструменты в восточно-и западнохристианской экзегезе// Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. Гимнология. Выпуск 4. сост. Н. Герасимова-Персидская, И.Лозовая. – М.: Прогресс – Традиция, 2003.
Дрык, С.В. Византийские гимнографы периоды иконоборческой смуты//Вестник МГУКИ. Искусствознание. 2011. № 1 (39). - С. 254.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 7.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 8.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 12.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 25.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С.17.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 6 – 7.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 14 – 15.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С.26.
30
1. Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. Гимнология. Выпуск 4. сост. Н. Герасимова-Персидская, И.Лозовая. – М.: Прогресс – Традиция, 2003.
2. Гимнология. Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского»/Учёные записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 1. в двух книгах. – М. [Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского; Издательский Дом «КОМПОЗИТОР»], 2000.
3. Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых. Житие 892. Космы Маиюмского, творца канонов [Жития Святых (Четьи-Минеи) Дмитрия Ростовского, 1706]. [Электронный ресурс]. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/892 (26.10.2017).
4. Дрык, С.В. Византийские гимнографы периоды иконоборческой смуты//Вестник МГУКИ. Искусствознание. 2011. № 1 (39). – С. 251 – 254.
5. Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы / Игнатия, [монахиня]. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.
6. Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М.: Издательство Московской патриархии Русской Православной Церкви: Вече, 2013.
7. Исторический обзор пенснопевцев и песнопения греческой церкви. Ф.А.Ч. [Филарет Черниговский]. Издание второе, дополненное. Чернигов, типография Ильинского монастыря, 1864. [Переиздание – СПб, 1902; репринтное издание — Сергиев Посад, 1995].
8. Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. – М.: Директ-медиа, 2011.
9. Косьма Маюмский. Каноны [электронный ресурс] http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67917 [по изданію: Богослужебные каноны на греческомъ, славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга вторая. — СПб.: Въ Синодальной Типографiи, 1855. — С. 43–52.] (27.10.2017).
10. Никольский, А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I - Х веков / А. В. Никольский // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 6. - С. 111-130.
11. Мартынов, В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. – М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994.
12. Рукова, С.А. Беседы о церковном пении со сборником нотных приложений. Учебное пособие. – М.: Издательство Московской Патриархии; РОПО «Древо добра», 1999.
13. Успенский, Ф.И. История Византийской империи. Эпоха смут/Ф.И. Успенский. – М.: Астрель, 2011.
Вопрос-ответ:
Кто такой Косма Маюмский?
Косма Маюмский был преподобным монахом и гимнографом, жившим во времена смуты Византийской империи.
Какую роль играл Косма Маюмский в эпоху смут?
Косма Маюмский являлся важной фигурой в эпоху смут Византийской империи, он не только был преподобным монахом, но и активно занимался гимнографией и созданием гимнов.
Какие гимны создал Косма Маюмский?
Косма Маюмский создал разнообразные гимны, которые стали частью его гимнографического наследия. Они отражали богослужебное пение византийской империи и великие тайны христианства.
Какое значение имело гимнографическое наследие Космы Маюмского?
Гимнографическое наследие Космы Маюмского имело большое значение, так как отражало богослужебное пение византийской империи и великие тайны христианства. Оно стало важным элементом культурного наследия Византии.
Почему проповедь христианства остается значимой до сегодняшнего дня?
Проповедь христианства и его великих тайн остается значимой не только в эпоху смут Византийской империи, но и до сегодняшнего дня, потому что она отражает основы христианской веры и моральные принципы, которые актуальны для людей в любое время.
Кто был Косма Маюмский?
Косма Маюмский был преподобным, который жил во времена смуты Византийской империи.
Какую роль играл Косма Маюмский в эпоху смут в Византийской империи?
Косма Маюмский играл значимую роль в эпоху смут Византийской империи, проповедуя христианство и великие тайны этой религии.
Какое наследие оставил Косма Маюмский?
Косма Маюмский оставил гимнографическое наследие, включающее византийское богослужебное пение и гимны, написанные им самим.
Что входило в гимнографическое наследие Космы Маюмского?
В гимнографическое наследие Космы Маюмского входили византийское богослужебное пение и гимны, которые он сам написал.
Почему проповедь христианства Космы Маюмского до сих пор значима?
Проповедь христианства и его великих тайн, которую осуществлял Косма Маюмский, до сих пор остается значимой, так как великое исследование и понимание этих тайн не теряют своей актуальности.