Особенности Бреттон-Вудской Валютной системы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая экономика
  • 34 34 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 11.10.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1 Исторические аспекты становления Бреттон-Вудской валютной системы
2 Тенденции и влияние Бреттон-Вудской валютной системы на экономику стран мира
3 Практические вопросы Бреттон-Вудской валютной системы: Россия и Белоруссия
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

долларов).
Для демпфирования этой ситуации 15 августа 1971 г. президент Никсон объявляет о проведении ряда организационно-финансовых мер. Так объявляется временное прекращение конвертируемости долларов в золото (отметим, что временное запрещение так и осталось неотменённым, и конвертируемость доллара по фиксированному курсу никогда больше не восстанавливалась). Кроме того, устанавливается дополнительный 10% налог на 50% импорта США, что является явно протекционистской мерой, т.е. мерой по защите американского рынка от внешних конкуренций. Следует отметить, что этот шаг американского правительства был аналогичен девальвации доллара на 10% или ревальвации всех других валют. Правительство США позволило себе сделать подобный шаг только благодаря исключительному положению Вашингтона.
Действительно, экономика США является самодостаточной (низкий показатель импорт/ВНП), которая может не опасаться со стороны других стран (низкий показатель экспорт/ВНП). В то же время, подавляющее большинство стран сильно зависит от импорта на американский рынок и одновременно нуждаются в американском экспорте.



3 Практические вопросы Бреттон-Вудской валютной системы: Россия и Белоруссия

Союз России и Белоруссии и проблемы российско-белорусского финансового общения. После подписания Договора о союзе между Россией и Белоруссией наполнение содержанием этого договора приобретает важнейшее политическое значение. Но есть большая опасность, что этот договор постигнет судьба всех остальных договоренностей, что он станет лишь формальным объединением.
Суть в том, что до сих пор не найдено решения центральной проблемы - проблемы эффективного финансового общения резидентов двух стран. Возможности торговли между представителями двух стран ограничены. Думается, что проблема жизненности союза стран определяется тем, будет ли создана эффективная система финансового общения, обеспечивающая легкость и простоту движения платежных средств между всеми юридическими и физическими лицами этого союза.
Схемы межгосударственного финансового общения
Мировая практика межгосударственного финансового общения за многие столетия своего существования наработала достаточно большой объем форм такого общения. Рассмотрим кратко наиболее важные из использовавшихся в последние десятилетия.
Межгосударственное финансовое общение на основе золотого стандарта. Этот способ использовался много столетий.
Финансовое общение на базе использования валют всех стран, входящих в соответствующее валютное сообщество.
Бреттон-Вудская система на основе единственной национальной валюты.
Система финансового общения на базе свободно конвертируемых валют, котируемых на свободном валютном рынке
Использование технологии коллективных (корзинных) валют.
Единая межнациональная валюта.
Использование валюты одного государства в качестве национальной валюты других государств.
Детальный анализ показывает, что ни одна из существующих и существовавших схем не позволяет создать эффективную систему экономического общения между Россией и Белоруссией.
Но такая система финансового общения может быть создана на основе модифицированного Бреттон-Вудского финансового механизма.
Бреттон-Вудская система финансового общения
В основе Бреттон-Вудской системы межгосударственного финансового общения лежит валюта одной из крупнейших стран, входящих в это же самое финансовое объединение. Каждое государство сохраняет свою национальную валюту в области внутреннего денежного обращения и самостоятельно устанавливает паритет своей национальной валюты по отношению к главной валюте союза. Требование свободной конвертируемости (присутствия на мировом валютном рынке) отпадает. А значит государства, использующие эту валюту, свободны по отношению друг к другу и полностью сохраняют свой суверенитет. Ограничения распространяются лишь на межгосударственные финансовые отношения по отношению к членам союза. Сами входящие в этот союз государства могут иметь различное законодательство, различные экономические и политические системы. Нет никаких финансовых ограничений на эмиссию, на сбалансированность бюджетов и т.д.
Опора на валюту крупного государства делает проблему установления цен в межгосударственной торговле достаточно наглядной и простой, так как есть эталон этих цен в виде внутренних цен в стране-резиденте главной валюты.
Особенность Бреттон-Вудской финансовой системы состоит в больших односторонних преимуществах, получаемых страной резидентом международной валюты. Страна резидент ее эмитирует (генерирует), в то время как остальные страны ее приобретают в ходе торговых операций или в обмен на некоторые высоколиквидные ресурсы, например, золотовалютные.
Вот почему классический Бреттон-Вудский финансовый механизм не может быть использован.
Модернизированная Бреттон-Вудская система как основа финансового общения России и Белоруссии
Существует возможность адаптировать финансовый механизм Бреттон-Вудской системы для целей эффективного финансового общения в межгосударственных отношениях Российско-Белорусского Союза.
Проблема сводится, фактически, к проблеме доступа Белоруссии к рублевым средствам. Это может быть решено эмиссией рублевых средств специально для Белоруссии. Но при этом создается строгий механизм самого общения, который позволит использовать эту эмиссию лишь однократно. Для этой цели создается межгосударственный рублевый банк (МРБ).
В банке открываются для целей межгосударственного финансового общения всего два счета. Это корреспондентские счета (счета ностро) Банка России и Центрального банка Белоруссии. Никаких иных счетов в МРБ нет. На эти счета одновременно и в равной величине записывается некоторая сумма в рублях. Эти деньги ничем не обеспечены и являются чисто эмиссионными.
МРБ является исключительно расчетным банком, кредитов он не выдает. Вся торговля между юридическими лицами России и Белоруссии ведется исключительно по безналичному расчету через счета МРБ. Таким образом, валюта баланса МРБ является постоянной, и лишь меняются суммы на лоро-счетах центральных банков России и Белоруссии.
Российский клиент перечисляет деньги за товары или услуги белорусскому контрагенту через свой собственный банк, причем деньги идут через корсчет банка плательщика в ЦБ РФ, через МРБ, через центральный банк Белоруссии, через лоросчет банка белорусского клиента в Центральном банке Белоруссии и попадает на рублевый счет белорусского клиента. Аналогично через рублевый счет в белорусском банке идет оплата белорусских партнеров российским. При этих операциях в МРБ происходит лишь переписывание денежных рублевых средств между счетами ЦБ России и Белоруссии.
Так как МРБ кредитов не дает, то он не может допускать овердрафт (дебетовый характер счетов). При отсутствии средств на счете России никакие перечисления средств из России в Белоруссию становятся невозможными, так же как и обратное движение при отсутствии средств на счете Белорусского ЦБ. Дальнейшие сделки могут происходить только при пополнении счетов, например, путем продажи каких-то товаров.
Таким образом, хотя рубль есть российская валюта, но эта технология не позволяет России неограниченно использовать рублевые денежные средства. Фактически, Россия и Белоруссия абсолютно равноправны. Как мы видим, никакого одностороннего преимущества у России нет.
Когда происходит эмиссия рублевых денежных средств в МРБ на счете России, то никакой реальной эмиссии рублей нет. Просто открывается коммуникационное окно для прохода рублей в Белоруссию. Таким образом, эта эмиссия не имеет инфляционного характера для России.
Для Белоруссии ситуация иная. На ее счете в МРБ открывается рублевый счет и одновременно Банк Белоруссии получает реальные рублевые средства. Фактически, она получает российские рубли в дар. И может их использовать по собственному усмотрению продать на валютном рынке за внутренние белорусские рубли, передать государственным предприятиям для осуществления торговых операций с Россией, для расчетов за энергоресурсы и т.д. Вопрос о доступе белорусских резидентов к рублевым средствам есть чисто внутреннее дело Белоруссии.
В случае рыночного характера доступа белорусских резидентов к рулевым активам, курс рубля на внутреннем валютном рынке Белоруссии есть чисто внутреннее дело самой Белоруссии.
Таким образом, показали, как легко будет осуществляться финансовое общение между юридическими лицами.
С целью обеспечения доступа физических лиц Белоруссии к рублевым денежным средствам, например, для поездок в Россию, Белоруссия может закупать в России наличные рублевые денежные средства с оплатой по своему счету в МРБ. Белоруссия открывает на своей территории валютные обменные пункты, в которых граждане Белоруссии могли бы обменять на рубли национальные деньги Белоруссии для поездок в Россию, а российские граждане, приехавшие в Белоруссию, могли бы обменять рубли на белорусские деньги. Излишек наличных рублевых средств Белоруссия свободно продает России за безналичные рублевые средства.
Достигаемые результаты
В результате создания данного финансового механизма появляется возможности для беспрепятственного и равноправного финансового общения юридических лиц и граждан обеих стран, что приведет к резкому оживлению экономических и гуманитарных связей между Россией и Белоруссией и станет возможным дальнейшее проведение политики постепенной интеграции обеих стран в единое государство.
Причем в начальный момент никаких ограничений на суверенитет Белоруссии нет. Лишь постепенно, по мере расширения экономического общения будет происходить согласование законодательства, экономическое и иное слияние, что и приведет к конечном итоге к полному объединению двух стран.
Начальная эмиссия в МРБ, по оценкам, должна составлять сумму примерно 5 миллиардов рублей, половина которой записывается на счет России, а половина на счет Белоруссии в МРБ.
Перспективы
Легко видеть, что этот финансовый механизм является открытым и к финансовому союзу России, и Белоруссии могут присоединиться любые государства, заинтересованные в активном финансовом общении с Россией и Белоруссией при отсутствии собственных валютных средств. В результате может постепенно создаться Евразийский Союз финансового общения. Всем членам этого союза при вступлении открывается счет в МРБ и дается эмиссионная рублевая квота. Вся торговля между членами Союза должна осуществляться за рубли и идти исключительно через МРБ.
Кроме того, в этот Союз могут входить и ассоциированные члены, которые могут, но не обязаны торговать с членами Союза за рубли. Таким ассоциированным членам открывается счет в МРБ, но эмиссионная рублевая квота не выделяется.
В результате в Евразийский Союз финансового общения со временем могут вступить в качестве действительных или ассоциированных членов все страны бывшего СССР, а также многие страны бывшего СЭВа, а также и иные государства, не входившие ранее в орбиту советского блока, такие, как Иран, Индия, Пакистан, Афганистан и др.
























Заключение

Проведя анализ данной темы, отметим следующее. Так, 15 августа 1971 года был декларирован долларовый стандарт, полностью отвязанный от золота. Светила мировой экономики недолго ломали головы, пытаясь определить стоимость ключевой валюты. Вначале стоимость доллара соотносили с продуктовой корзиной, затем как это не парадоксально со стоимостью Бигмака.
Провозглашение долларового стандарта, казалось бы, убрало последние барьеры на пути к установлению однополярного мирового порядка, т.е. к мировому господству США. Если раньше обладатели ключевой валюты должны были соотносить эмиссию с наличием запасов драгоценного металла, то теперь такая необходимость отпала.
Действительно, расширение торговых операций во всём мире росло такими темпами, которые не в состоянии были покрываться не только золотыми запасами США, но даже запасами всех стран-участниц Бреттон-Вудского соглашения.
Так, общая сумма товаров и услуг, производимых в мире, достигла сорока триллионов долларов, а долларовая эмиссия ограничивалась золотыми запасами, поскольку производство товаров и услуг должно было коррелироваться с наличием общего количества золота у США и остальных участников Бреттон-Вудского соглашения.
Таким образом, недостаток золотого запаса тормозил развитие международных торговых отношений. Иными словами, Бреттон-Вудская система изначально была обречена.
Попытки расширить объём золотого запаса введением различных финансовых инструментов, типа СДР, оказались слабо паллиативными, т.к. не могли кардинально восполнить нехватку драгоценного металла. Однако не это являлось причиной краха Бреттон-Вудской валютной кредитной системы.
Причина этого заключается в стремлении США к мировому господству, т.е. к однополярной глобализации. Действительно США производя бесконтрольную эмиссию, выбрасывали на внешний рынок. Необходимое количество долларов, получая за это необходимое количество товаров и услуг. Иными словами, США приобретали товары и услуги в долг, выдавая, вместо долговых обязательств, кредитные билеты американского казначейства. При этой внешнеторговый долг США обладал удивительными особенностями: он был беспроцентным, и его величина ежегодно сокращалась на величину инфляции.
Следовательно, став владельцем ключевой валюты, США пытались решить свои внутренние проблемы, а так же достигнуть внешнеполитических целей за счёт эмиссии ключевой валюты, руководствуясь при этом не объективными экономическими критериями, а достижением основной цели американской внешней политики, - установление мирового господства.
Вместе с тем, внешняя политика США требует все больше и больше расходов. Создаётся впечатление, что американская экономика не в состоянии решить одновременно две проблемы:
реализация социальных программ внутри страны;
внешнеполитическая экспансия.
В настоящее время внешний долг США превысил объём двух собственных национальных бюджетов. Дальнейшая бесконтрольная эмиссия доллара неизбежно приведёт к краху всей валютно-кредитной системы, построенной на долларовом стандарте. В сложившейся ситуации для России единственный выход видится в создании собственной рублёвой зоны, основанной на реальном стандарте, обеспеченной огромными активами 1/8 суши нашей планеты.










Список используемой литературы

Таможенный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2009 г. - М. : ЭКСМО, 2009. - 302 с.
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 8 декабря 2003 г., № 164-ФЗ)
Постановление правительства от 24 февраля 2009г. № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функции документов и информации»
Ануреев С. В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы. – М.: КноРус, 2009. – 228 с.
Архипов А., Городецкий А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. – М.: Инфра-М, 2009. – 400с.
Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 477 с.
Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи.— М.: Финансы и статистика, 2009. – 326 с.
Бункина М.К., Семенов А.М. Основы валютных отношений.— М.: Юрайтр, 2008. - 192 с.
Валютный рынок и валютное регулирование. Под ред. И.Н. Платоновой. – М., БЕК, 2009. – с. 47.
Кавторева Я. О., Бойцова М.В., Кузнецов В. Н., Казанова М. П. Валютные операции. – Харьков: Фактор, 2008. –256 с.
Ларуш, Л. Мировая валютная система - безнадежный банкрот: о резолюциях встречи 11 ноября 2008 г. / Л. Ларуш. - // Экология - XXI век. - 2009. - №3 . - С. 72-75.
Лисицын А.Ю. «Валютное регулирование и валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности» - КонсультантПлюс
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Сидоренко М.Н. - М.: Финансы и статистика, 2010. –333 с.
Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М. : Проспект, 2008. - 648 с.
Обухов Н. Уроки Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы/ Н. Обухов. - // Экономист. - 2008. - №11. - С. 83-92.
http://rbc.ru
http://www.customs.ru
http://www.economy-esr.ru
http://www.vch.ru
http://market-pages.ru
http://www.customs-code.ru
http://www.bibliotekar.ru

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Сидоренко М.Н. - М.: Финансы и статистика, 2010. –333 с.

Бункина М.К., Семенов А.М. Основы валютных отношений.— М.: Юрайтр, 2008. - 192 с.

Ануреев С. В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы. – М.: КноРус, 2009. – 228 с.

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Сидоренко М.Н. - М.: Финансы и статистика, 2010. –333 с.
Ануреев С. В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы. – М.: КноРус, 2009. – 228 с.

Бункина М.К., Семенов А.М. Основы валютных отношений.— М.: Юрайтр, 2008. - 192 с.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Сидоренко М.Н. - М.: Финансы и статистика, 2010. –333 с.
Ануреев С. В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы. – М.: КноРус, 2009. – 228 с.

Ануреев С. В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы. – М.: КноРус, 2009. – 228 с.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Сидоренко М.Н. - М.: Финансы и статистика, 2010. –333 с.
Бункина М.К., Семенов А.М. Основы валютных отношений.— М.: Юрайтр, 2008. - 192 с.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Сидоренко М.Н. - М.: Финансы и статистика, 2010. –333 с.
Ануреев С. В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы. – М.: КноРус, 2009. – 228 с.

http://rbc.ru
http://rbc.ru
http://rbc.ru












26


1.Таможенный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2009 г. - М. : ЭКСМО, 2009. - 302 с.
2.Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ
3.Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 8 декабря 2003 г., № 164-ФЗ)
4.Постановление правительства от 24 февраля 2009г. № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функции документов и информации»
5.Ануреев С. В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы. – М.: КноРус, 2009. – 228 с.
6.Архипов А., Городецкий А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. – М.: Инфра-М, 2009. – 400с.
7.Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 477 с.
8.Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи.— М.: Финансы и статистика, 2009. – 326 с.
9.Бункина М.К., Семенов А.М. Основы валютных отношений.— М.: Юрайтр, 2008. - 192 с.
10.Валютный рынок и валютное регулирование. Под ред. И.Н. Платоновой. – М., БЕК, 2009. – с. 47.
11.Кавторева Я. О., Бойцова М.В., Кузнецов В. Н., Казанова М. П. Валютные операции. – Харьков: Фактор, 2008. –256 с.
12.Ларуш, Л. Мировая валютная система - безнадежный банкрот: о резолюциях встречи 11 ноября 2008 г. / Л. Ларуш. - // Экология - XXI век. - 2009. - №3 . - С. 72-75.
13. Лисицын А.Ю. «Валютное регулирование и валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности» - КонсультантПлюс
14.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Сидоренко М.Н. - М.: Финансы и статистика, 2010. –333 с.
15.Международные экономические отношения / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М. : Проспект, 2008. - 648 с.
16.Обухов Н. Уроки Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы/ Н. Обухов. - // Экономист. - 2008. - №11. - С. 83-92.
17. http://rbc.ru
18.http://www.customs.ru
19.http://www.economy-esr.ru
20.http://www.vch.ru
21.http://market-pages.ru
22.http://www.customs-code.ru
23.http://www.bibliotekar.ru

Вопрос-ответ:

Каковы особенности Бреттон Вудской Валютной системы?

Основными особенностями Бреттон Вудской Валютной системы были фиксированные обменные курсы, основанные на золотом, и роль доллара США в качестве центральной резервной валюты.

Каковы исторические аспекты становления Бреттон Вудской валютной системы?

Бреттон Вудская валютная система была установлена после Второй Мировой войны в 1944 году в Бреттон Вудсе, Нью-Гэмпшире, США. Ее целью было обеспечение стабильности международных финансовых отношений путем создания фиксированных обменных курсов и привязки международной валютной системы к золоту.

Какие тенденции и влияние Бреттон Вудской валютной системы на экономику стран мира?

Бреттон Вудская валютная система способствовала развитию международной торговли и инвестиций, обеспечивала стабильность обменных курсов и контроль над денежными потоками. Однако, по мере роста мировой экономики, возникли проблемы с фиксированными обменными курсами, что привело к ее краху в 1971 году.

Какие практические вопросы связаны с Бреттон Вудской валютной системой?

Бреттон Вудская валютная система вызывала ряд вопросов, включая способы управления обменными курсами, долговые проблемы стран-участниц и роль правительств в валютных операциях. Также, существует вопрос о влиянии Бреттон Вудской валютной системы на Россию и Белоруссию.

Какие меры были приняты в отношении доллара США в рамках Бреттон Вудской валютной системы?

Для демпфирования нестабильности доллара США в рамках Бреттон Вудской валютной системы были приняты определенные меры, включая регулярные ревизии обменных курсов и кредитные линии для стран с дефицитным балансом платежей. Однако, эти меры оказались недостаточными, и привели к временному прекращению конвертируемости доллара в 1971 году.

Какие исторические аспекты сопутствовали становлению Бреттон Вудской валютной системы?

Бреттон Вудская валютная система была создана в 1944 году во время конференции в Бреттон Вудсе, США. Главной причиной ее создания была необходимость стабилизировать мировую экономику после Второй мировой войны и предотвратить повторение депрессии 1930-х годов. Эта новая система предусматривала закрепление курсов валют в соответствии с долларом США, который постепенно заменил золото как международную резервную валюту.

Какие тенденции и влияние Бреттон Вудской валютной системы на экономику стран мира?

Бреттон Вудская валютная система обладала несколькими особенностями и оказала значительное влияние на экономику стран мира. Одной из этих особенностей было установление фиксированных курсов валют, что способствовало стабильности и предсказуемости в международной торговле. Однако, также были некоторые проблемы, связанные с дефицитом долларов в странах, ведущих торговлю с США, и сильной зависимостью от доллара в качестве резервной валюты.

Какие практические вопросы были связаны с Бреттон Вудской валютной системой для России и Белоруссии?

В отношении России и Белоруссии Бреттон Вудская валютная система имела некоторые практические вопросы. Одним из них была проблема недостатка долларов в странах СНГ, что затрудняло проведение внешнеторговых операций. Также возникали вопросы о курсе рубля и его стабильности. Тем не менее, эти проблемы были решены после распада СССР и перехода к другим валютным системам.

Какие меры были приняты для демпфирования ситуации с Бреттон Вудской валютной системой?

Для демпфирования ситуации, связанной с Бреттон Вудской валютной системой, 15 августа 1971 года президент США Ричард Никсон объявил о временном прекращении конвертируемости доллара в золото. Это решение было принято для устранения дисбалансов и фиксации курса доллара. Однако, данное решение также привело к ряду других проблем, связанных со значительным увеличением долга США и ростом инфляции.

Что такое Бреттон Вудская валютная система?

Бреттон Вудская валютная система была создана после Второй мировой войны для установления стабильности в международных финансовых отношениях. Она основывалась на фиксированных курсах обмена валют и создании Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития.

Какие были исторические аспекты становления Бреттон Вудской валютной системы?

Бреттон Вудская валютная система была создана в 1944 году на конференции в Бреттон Вудсе, штат Нью-Хэмпшир, США. Она стала реакцией на нестабильность курсов обмена валют после Великой депрессии и Второй мировой войны. В системе приняли участие 44 страны, и доллар США стал ключевой валютой, курс которой был фиксирован по отношению к золоту.