Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 57 + 57 источников
- Добавлена 11.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. 5
Теоретические основы изучения проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 5
1.1. Понятие адаптации в психолого-педагогического литературе 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста 11
1.3. Условия и факторы успешной адаптации детей к дошкольной образовательной организации 14
1.4. Особенности диагностики и уровня адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 16
Выводы по первой главе 18
Глава 2. 20
Методические условия изучения особенностей адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации 20
2.1. Организация и методическое исследование 20
2.2. Особенности диагностики и уровня адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 21
2.3. Методические рекомендации и современные подходы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 25
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Библиографический список 47
Такие формы взаимодействия педагога, детей и родителей позволяют повысить взаимное доверие, сделать общение эмоционально насыщенным, а усвоение необходимых знаний максимально эффективным.
Одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является трудовое воспитание дошкольника. Это, бесспорно, одна из важнейших задач современной науки и практики. Представители отечественной педагогики середины ХХ века (Т.А. Маркова, Л.А. Порембская, Г.Н. Година, В.И. Логинова, А.Д. Шатова, Р.С. Буре, Н.М. Крылова и другие) видели в трудовом воспитании огромные возможности для социализации дошкольника. Ими была разработана система трудового воспитания, основанная на интеграции различных видов труда в другие виды детской деятельности, особенно в игру.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования трудовое воспитание предполагается осуществлять через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Одним из ведущих понятий рассматриваемого направления является «трудолюбие» - это интерес и влечение к трудовой деятельности, желание трудиться. Данное понятие рассматривалось многими учеными (Козлова С.А., Куцакова Л.В., Житко И.В., Асланова З.М., Нечаева В.Г., Буре Р.С. и др.). Несмотря на его простоту, авторы выделяют в нем несколько компонентов:
познавательный – знания о профессиях, о труде взрослых;
эмоционально-мотивационный – интерес к труду, желание трудиться;
поведенческий – закрепившаяся в поведении дошкольника привычка к труду, осознание необходимости трудовой деятельности для человека, общества;
личностный – сформированность личностных качеств, необходимых для успешного выполнения трудовых действий (ответственность, самоконтроль, самостоятельность, способность к преодолению трудностей и т.п.).
Существует множество классификаций трудовой деятельности дошкольника. Рассмотрим наиболее распространенные ее виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание – один из первых видов труда, осваиваемых дошкольником. Основными задачами работы в данном виде труда являются:
воспитание привычки к опрятности, развитие потребности в самостоятельности,
формирование умений и навыков самообслуживания;
развитие желания оказывать посильную помощь сверстникам.
Самообслуживание направлено на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка: одевание, раздевание, умывание. Ежедневное выполнение данных операций приучает дошкольника к систематическому труду, подводит к осознанию своих трудовых обязанностей. Важной особенностью самообслуживания является наглядность результата – вымыл руки – можно садиться обедать, оделся – можно идти гулять и т.д.
Основным методом формирования навыков самообслуживания является показ и объяснение педагога, наряду с активными действиями ребенка. При этом показ того или иного действия должен быть всегда один и тот же, чтобы навык постепенно становился автоматизированным. Например, мытье рук выполнять всегда в таком порядке: намылить руки, положить мыло, намылить каждый пальчик от мизинца к большому, смыть мыло, отжать руки, вытереть их полотенцем. Хорошо сопровождать данный процесс потешкой или четверостишием, чтобы зрительный образ сочетался со звуковым. Это позволит в дальнейшем (по мере взросления детей) отказаться от показа и использовать только словесные указания.
Не менее важно привлекать детей к помощи сверстникам, у которых что-то не получается. В таких ситуациях у детей не только совершенствуются навыки самообслуживания, но и формируются нравственные качества.
Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка. Основные задачи:
развивать стремление к чистоте и порядку;
воспитывать стремление к аккуратности, желание беречь результаты труда других людей: не ломать игрушки, не рвать книги, соблюдать чистоту;
развивать желание трудиться, быть полезным окружающим;
способствовать формированию трудовых умений и навыков;
формировать качества личности, необходимые для осуществления коллективного труда: выполнять работу, направленную на достижение общей цели; умение планировать работу, договариваться, распределять обязанности, согласовывать действия, помогать друг другу в случае необходимости;
формировать первоначальные представления о хозяйственно-бытовой деятельности человека.
Дошкольники уже в младшей группе способны оказывать посильную помощь в подготовке к приему пищи, занятиям, уборке игрушек. Одним из важнейших методов здесь является наблюдение за трудом помощника воспитателя, наблюдая за которым, дети усваивают элементарные трудовые операции, запоминают их названия и способы выполнения. В обучении трудовым действиям оптимальным является индивидуальная форма работы – трудовое поручение, когда педагог может дать детальный показ действия и проконтролировать его выполнение. Наряду с освоением трудовых действий, важно осознание значимости хозяйственно-бытового труда детьми.
Таким образом, в ходе развития каждого из указанных видов труда осуществляется познавательное развитие дошкольника, развитие воображения и творчества. Дети усваивают знания о профессиях, профессиональной принадлежности людей. Через результаты труда людей близкого окружения и своего собственного, дети учатся ценить общественную значимость труда, беречь его результаты.
После проведенных занятий с дошкольниками экспериментальной группы, было проведено повторное исследование. Рассмотрим полученные результаты.
Так, по параметру «Желание вступить в контакт» в экспериментальной и контрольной группах после проведения занятий были получены следующие результаты.
Таблица 5
Усредненные результаты параметра «Желание вступить в контакт» в двух группах дошкольников
Экспериментальная группа Контрольная группа Баллы 2,56 1,8
Рис. 3. Результаты параметра «Желание вступить в контакт» в двух группах дошкольников
Можно отметить, что в группе дошкольников экспериментальной группы большинство детей показали высокий уровень развития параметра, они легко вступают в контакт, проявляют активность в общении с взрослыми и сверстниками (60%). 36 % демонстрируют средний уровень желаний вступать в контакт, только 4 % дошкольника демонстрируют низкий уровень. В контрольной группе значения параметра не изменились.
Теперь с помощь критерия Стьюдента сравним полученные результаты в группах дошкольников.
Таблица 6
Результаты T-критерия Стьюдента
Экспериментальная группа
2,56 Контрольная группа 1,8 T-Стьюдента 4,5
Значимо
Таким образом, можно отметить, что по параметру «Желание вступить в контакт» есть достоверные различия между двумя группами дошкольников.
Теперь рассмотрим результаты наблюдения по параметру «Умение организовать общение» в экспериментальной и контрольной группах после проведения занятий.
Таблица 7
Усредненные результаты параметра «Умение организовать общение» в двух группах дошкольников
Экспериментальная группа Контрольная группа Баллы 2,44 1,96
Рис. 4. Результаты параметра «Умение организовать общение» в двух группах дошкольников
После проведенных занятия у 48% детей экспериментальной группы отмечается высокий уровень развития навыка, они охотно включаются в совместную деятельность, принимают на себя функцию организатора, выслушивают сверстника, согласовывают с ним свои предложения, по своей инициативе обращаются к старшим с вопросами, остальные дошкольники, кроме 4 %, демонстрируют средний уровень развития навыка. В контрольной группе результаты остались на прежнем низком и среднем уровне развития.
Теперь с помощь критерия Стьюдента сравним полученные результаты в группах дошкольников.
Таблица 8
Результаты T-критерия Стьюдента
Экспериментальная группа
2,44 Контрольная группа 1,96 T-Стьюдента 3
Значимо
Таким образом, можно отметить, что по параметру «Умение организовать общение» есть достоверные различия между двумя группами дошкольников.
Итак, можно сказать, что результаты в экспериментальной группе изменились, они значительно улучшились.
Итак, следует отметить, что возможность лёгкой адаптации ребёнка к детскому саду будет при соблюдении следующих условий: родители заранее готовят малыша к посещению детского сада; узнают режим детского сада и начинают его внедрять в домашних условиях; знакомятся с организацией жизни малышей в детском саду, с образовательной программой, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации.
Выводы по второй главе
Чтобы избежать формирования адаптационного синдрома необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности каждого ребенка. Одним из базовых негативных факторов развития дезадаптации выступает отрыв ребенка от любимого взрослого. Моделируя неблагоприятный фон, данный фактор способствует развитию ряда неблагоприятных показателей адаптивности ребенка: низкий уровень сформированности навыков самообслуживания, отсутствие жизненного опыта, невосприимчивость к речи незнакомых людей и пр. В таком случае протекание адаптационного периода может быть крайне тяжелым, стать причиной формирования и развития детского невроза. Входом из ситуации может стать обязательное присутствие матери на начальных этапах адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Если до 2-3-х лет все ресурсы организма личности были направлены на поддержание роста и развития, с поступлением в дошкольное учреждения ребенок сталкивается с изменениями привычной обстановки, строгим распорядком дня, необходимостью постоянного контакта со сверстниками и взрослыми. Принимая во внимание несформированность адаптационных механизмов, многочисленные трансформации зачастую приводят к стрессовой реакции со стороны детского организма.
Преодоление негативного фактора несформированности адаптационных механизмов требует постепенного освоения ребенком реалий жизни в стенах дошкольного учреждения. Приоритетную роль в этом процессе играет семейное окружение: именно от родителей зависит уровень сформированности у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельное одевание, мытье рук, умывание, самостоятельный прием пищи и пр.). Непосредственно от уровня самостоятельности ребенка во многом зависит характер протекания адаптационных процессов. Становление навыков самостоятельного обслуживания обеспечивает ребенку стабильное поступательное движение вперед в процессах личностного развития, формирования адекватных, соответствующих возрасту психологических новообразований.
Основными факторами, позволяющими оптимизировать протекание адаптационных процессов у дошкольников, выступают следующие:
благожелательность, доброе отношение к ребенку со стороны воспитателей, педагогического коллектива;
эмоциональная поддержка родителей;
единство требований, выдвигаемых к ребенку, со стороны семьи и дошкольного учреждения.
Таким образом, процесс адаптации дошкольника требует синтеза усилий, внимательного отношения со стороны семьи и педагогического коллектива, максимально полного учета возрастных и личностных особенности малыша.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной педагогической науке и практике утверждаются идеи гуманизма, свою реализацию находит личностно-ориентированная модель обучения и воспитания, антропоцентрический подход, который ставит в центр внимания педагогов процессы индивидуализации, социализации ребенка.
Социализация представляет собой многоплановый, сложный процесс интеграции ребенка в социально-природную среду, приобщение к багажу культурной модели, системе аксиологических модусов, присвоение культурноисторического опыта посредством реализации различных видов деятельности, коммуникации, познания.
Указанный процесс начинается с первых дней жизни ребенка и продолжается на протяжении всей жизни личности, причем, именно дошкольный возраст играет ведущую роль в формировании навыков социализации.
Дошкольный период – один из важнейших в жизни ребенка, на протяжении которого осуществляется формирование направленности мотивационной сферы, отношения к социальному миру, системы ценностных ориентаций. Проблемы с адаптацией в данном возрасте, приобретение негативного социального опыта может провоцировать развитие агрессивных тенденций, развитие недоверия к миру, отчуждения.
Адаптация представляет собой постоянный процесс приспособления личности к условиям новой окружающей социально-природной среды, сопровождающийся изменениями эмоционально-психологического состояния ребенка.
При попадании в новую микросреду дети зачастую испытывают негативные эмоции, тревогу, страх, сопровождающиеся нарушениями сна, потерей аппетита, утратой освоенных раннее социальных умения и навыков, угасанием познавательной, коммуникативной активности, трансформациями двигательных реакций. Указанные симптомы объединяются понятием адаптационный синдром.
Чтобы избежать формирования адаптационного синдрома необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности каждого ребенка. Одним из базовых негативных факторов развития дезадаптации выступает отрыв ребенка от любимого взрослого. Моделируя неблагоприятный фон, данный фактор способствует развитию ряда неблагоприятных показателей адаптивности ребенка: низкий уровень сформированности навыков самообслуживания, отсутствие жизненного опыта, невосприимчивость к речи незнакомых людей и пр. В таком случае протекание адаптационного периода может быть крайне тяжелым, стать причиной формирования и развития детского невроза. Входом из ситуации может стать обязательное присутствие матери на начальных этапах адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Если до 2-3-х лет все ресурсы организма личности были направлены на поддержание роста и развития, с поступлением в дошкольное учреждения ребенок сталкивается с изменениями привычной обстановки, строгим распорядком дня, необходимостью постоянного контакта со сверстниками и взрослыми. Принимая во внимание несформированность адаптационных механизмов, многочисленные трансформации зачастую приводят к стрессовой реакции со стороны детского организма.
Преодоление негативного фактора несформированности адаптационных механизмов требует постепенного освоения ребенком реалий жизни в стенах дошкольного учреждения. Приоритетную роль в этом процессе играет семейное окружение: именно от родителей зависит уровень сформированности у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельное одевание, мытье рук, умывание, самостоятельный прием пищи и пр.). Непосредственно от уровня самостоятельности ребенка во многом зависит характер протекания адаптационных процессов. Становление навыков самостоятельного обслуживания обеспечивает ребенку стабильное поступательное движение вперед в процессах личностного развития, формирования адекватных, соответствующих возрасту психологических новообразований.
Основными факторами, позволяющими оптимизировать протекание адаптационных процессов у дошкольников, выступают следующие:
благожелательность, доброе отношение к ребенку со стороны воспитателей, педагогического коллектива;
эмоциональная поддержка родителей;
единство требований, выдвигаемых к ребенку, со стороны семьи и дошкольного учреждения.
Таким образом, процесс адаптации дошкольника требует синтеза усилий, внимательного отношения со стороны семьи и педагогического коллектива, максимально полного учета возрастных и личностных особенности малыша.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. [Текст] / Сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель. -2008. – 188 с.
Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. ( М.: Аспект Пресс, 2015. ( 375 с.
Анисимова Т.Г. Социальная адаптация как объект управления [Текст] // Власть. ( 2013. ( №7. ( С. 132(135.
Айсина Р., Социализация и адаптация детей раннего возраста. [Текст]/ Айсина Р, Дедкова В., Хачатурова Е. // Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – С.49-53.
Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: МГУ, 1984. – 328 с.
Белкина В.Н., Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]/ Белкина В.Н., Белкина Л.В. – Воронеж: Учитель. -2006. – 236 с.
Воронова Е.Г., Харлампиева С.Я., Шейко Н. Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 46-48.
Воскрекасенко О.А. Проблема формирования социальной адаптивности обучающихся в зарубежной литературе // Инновационная наука. ( 2015. ( №9. ( С. 247(251.
Гайнанова Е.А. Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 688-689.
Гайнанова Е.А. Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ детей раннего возраста // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 689-691.
Гармаева Т.В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. – 2004. – № 2. – С 103-111.
Ишутин А.А. Работа с детьми-мигрантами // Вестник научных конференций. 2016. № 9-2(13). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября 2016 г. Часть 2. - 124 с.
. Евдокимова Е., Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания. [Текст]/ Евдокимова Е. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - с. 47-49;
Кирилллова Н.Л. Философские аспекты социальной адаптации // МНКО. ( 2013. ( №1. ( С. 122(125.
Кравченко, А.И. Социология: Учебник / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 536 с.
Кравченко А.И. Социальная работа: Учебник / А.И. Кравченко– М.: Проспект, 2008. – 25 с.
Кузнецов Ю.В., Кравцов В.А, Кибиткин А.И. Социально-философские концепции социализации личности (Э. Дюркгейм, Ж. Пиаже) // Вестник МГТУ. ( 2012. ( №1. ( С. 118(121.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2003. – 524 с.
Куприна Ю.П. Изотерапия и проблема социально-культурной адаптации // Социально-экономические явления и процессы. ( 2012. ( №3. ( С. 183(189.
Майкова Э.Ю. Автономия личности и социальные практики адаптации // Власть. ( 2012. ( №5. ( С. 118(120.
Маслоу А.Х. Мотивация и личность / А. Х. Маслоу. – СПб.: Евразия, 2011. – 56 с.
Милькова Е.В., Варова Т.И. Социальная адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования детей // МНКО. ( 2012. ( №6(2. ( С. 185(191.
Найссер У. Познание и реальность / У. Найссер. ( М.: Прогресс, 1981. – 232 с.
Негрова М.С. Адаптация к социальной сложности // Вестник МГИМО. ( 2013. ( №2 (29). ( С. 202(206.
Овсяник О.А. Адаптация для женщин второго периода взрослости // Социально-экономические явления и процессы. ( 2011. ( №11. ( С. 341(344.
Овшинов А.Н. Общесоциологическая парадигма социальной адаптации // Вестник КалмГУ . ( 2014. ( №4 (24). ( С. 81(96.
Петрова Т.В. Проблема адаптации лиц с ОВЗ в зеркале современной психологии // Социально-гуманитарные знания. ( 2016. ( №1. ( С. 277.
Пистун Ю.В., Григорян К.И., Ковачева Г.П. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1064-1066.
Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов - М.: Наука, 1986. ( 225 с.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2006. – 184 с.
Потехина Е.С. Социальная адаптация студентов-первокурсников // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. ( 2014. ( №5(1 (43). ( С. 157(159.
Прачук С.Ю. Сущность социальной адаптации подростков // Science Time. ( 2014. ( №10 (10). ( С. 324(329.
Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов (для педагогов, психологов общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) / А. Б. Григорян – Ханты-Мансийск: редакционно-издательский отдел АУ «Институт развития образования», 2012. – 72 с.
Проект образовательная адаптация детей и молодежи из семей мигрантов и беженцев: методические рекомендации по социальной и образовательной адаптации детей и молодежи из семей мигрантов / Фонд «новая евразия». сборник 1. – Псков: ООО «Дизайн экспресс», 2010. – 392 с.
Разов П.В. Формы социальной адаптации граждан // Власть. ( 2013. ( №4. ( С. 140(143.
Реан А.А. Психологическая адаптация личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. ( 479 с.
Российская социологическая энциклопедия [Электронный ресурс] ( Режим доступа: http://enc-dic.com, дата обращения: 01.03.16.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – 2-е изд. / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-Пресс, 2010. – 460 с.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. ( М.: Медгиз, 1960. – 255 с.
Силантьева Т.А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов // Вестник АГТУ. - 2007. - №1. - С.219-222
Скинер Б. Оперантное поведение / Б. Скинер //История зарубежной психологии (30-60 гг. ХХ в.). Тексты; под редакцией Гальперина П.Я., Ждан А.Н. – М.: Московский университет. 1986. ( 97 с.
Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2004 – 368 с.
Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. - 2001. - № 3–4. - С. 30–34.
Степанова С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации / С.И. Степанова. - М.: Наука, 1986. ( 22 с.
Столяренко Л.Д Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 544с.
Суркова Л.С. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении // Образование и воспитание. - 2017. - №1.1. - С. 36-38.
Тихонова И.В., Куфтяк Е.В. Психологический анализ условий адаптации детей-мигрантов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2007. - №2. - С.150-159.
Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / Пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. – М.: Академия, 2015. – 327 с.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции /З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2012. – 384 с.
Фромм Э. Иметь или быть / Пер. Э. М. Телятниковой. – Москва: АСТ, Астрель, 2012. – 365 с.
Фурса С. М., Дацко О. В. Психологические проблемы детей из семей мигрантов // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1795-1797.
Холл К.С. Теория личности / К.С. Холл, Л. Гарднер – М.: ЭКСИМО – Прогресс, 2011. – 358 с.
Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. ( М., 1980. ( С. 47(54.
Чавычалова В.В. Индивидуально-психологические особенности адаптации человека к старости: автореф. дис. … канд. псхол. наук: 19.00.01 / Чавычалова Валентина Витальева. ( М., 2007. – 158 с.
Шевякова Е.В. Феномен психологического дистанцирования как проявление пространственно-временной организации внутреннего мира человека: автореф. дис…канд. психол. наук / Шевелякова Елена Викторовна. – Харьков, 2013. – 20 с.
Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. ( М., Ренесанс, 1991. – 304 с.
Янгирова С.М. Социальные модели адаптации и их характеристика // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. ( 2011. ( №4(1. ( С. 206(209.
2
2. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2015. 375 с.
3. Анисимова Т.Г. Социальная адаптация как объект управления [Текст] // Власть. 2013. №7. С. 132135.
4. Айсина Р., Социализация и адаптация детей раннего возраста. [Текст]/ Айсина Р, Дедкова В., Хачатурова Е. // Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – С.49-53.
5. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: МГУ, 1984. – 328 с.
6. Белкина В.Н., Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]/ Белкина В.Н., Белкина Л.В. – Воронеж: Учитель. -2006. – 236 с.
7. Воронова Е.Г., Харлампиева С.Я., Шейко Н. Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 46-48.
8. Воскрекасенко О.А. Проблема формирования социальной адаптивности обучающихся в зарубежной литературе // Инновационная наука. 2015. №9. С. 247251.
9. Гайнанова Е.А. Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 688-689.
10. Гайнанова Е.А. Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ детей раннего возраста // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 689-691.
11. Гармаева Т.В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. – 2004. – № 2. – С 103-111.
12. Ишутин А.А. Работа с детьми-мигрантами // Вестник научных конференций. 2016. № 9-2(13). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября 2016 г. Часть 2. - 124 с.
13. . Евдокимова Е., Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания. [Текст]/ Евдокимова Е. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - с. 47-49;
14. Кирилллова Н.Л. Философские аспекты социальной адаптации // МНКО. 2013. №1. С. 122125.
15. Кравченко, А.И. Социология: Учебник / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 536 с.
16. Кравченко А.И. Социальная работа: Учебник / А.И. Кравченко– М.: Проспект, 2008. – 25 с.
17. Кузнецов Ю.В., Кравцов В.А, Кибиткин А.И. Социально-философские концепции социализации личности (Э. Дюркгейм, Ж. Пиаже) // Вестник МГТУ. 2012. №1. С. 118121.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2003. – 524 с.
19. Куприна Ю.П. Изотерапия и проблема социально-культурной адаптации // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №3. С. 183189.
20. Майкова Э.Ю. Автономия личности и социальные практики адаптации // Власть. 2012. №5. С. 118120.
21. Маслоу А.Х. Мотивация и личность / А. Х. Маслоу. – СПб.: Евразия, 2011. – 56 с.
22. Милькова Е.В., Варова Т.И. Социальная адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования детей // МНКО. 2012. №62. С. 185191.
23. Найссер У. Познание и реальность / У. Найссер. М.: Прогресс, 1981. – 232 с.
24. Негрова М.С. Адаптация к социальной сложности // Вестник МГИМО. 2013. №2 (29). С. 202206.
25. Овсяник О.А. Адаптация для женщин второго периода взрослости // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №11. С. 341344.
26. Овшинов А.Н. Общесоциологическая парадигма социальной адаптации // Вестник КалмГУ . 2014. №4 (24). С. 8196.
27. Петрова Т.В. Проблема адаптации лиц с ОВЗ в зеркале современной психологии // Социально-гуманитарные знания. 2016. №1. С. 277.
28. Пистун Ю.В., Григорян К.И., Ковачева Г.П. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1064-1066.
29. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов - М.: Наука, 1986. 225 с.
30. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2006. – 184 с.
31. Потехина Е.С. Социальная адаптация студентов-первокурсников // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. №51 (43). С. 157159.
32. Прачук С.Ю. Сущность социальной адаптации подростков // Science Time. 2014. №10 (10). С. 324329.
33. Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов (для педагогов, психологов общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) / А. Б. Григорян – Ханты-Мансийск: редакционно-издательский отдел АУ «Институт развития образования», 2012. – 72 с.
34. Проект образовательная адаптация детей и молодежи из семей мигрантов и беженцев: методические рекомендации по социальной и образовательной адаптации детей и молодежи из семей мигрантов / Фонд «новая евразия». сборник 1. – Псков: ООО «Дизайн экспресс», 2010. – 392 с.
35. Разов П.В. Формы социальной адаптации граждан // Власть. 2013. №4. С. 140143.
36. Реан А.А. Психологическая адаптация личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. 479 с.
37. Российская социологическая энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://enc-dic.com, дата обращения: 01.03.16.
38. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – 2-е изд. / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-Пресс, 2010. – 460 с.
39. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. М.: Медгиз, 1960. – 255 с.
40. Силантьева Т.А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов // Вестник АГТУ. - 2007. - №1. - С.219-222
41. Скинер Б. Оперантное поведение / Б. Скинер //История зарубежной психологии (30-60 гг. ХХ в.). Тексты; под редакцией Гальперина П.Я., Ждан А.Н. – М.: Московский университет. 1986. 97 с.
42. Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2004 – 368 с.
43. Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. - 2001. - № 3–4. - С. 30–34.
44. Степанова С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации / С.И. Степанова. - М.: Наука, 1986. 22 с.
45. Столяренко Л.Д Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 544с.
46. Суркова Л.С. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении // Образование и воспитание. - 2017. - №1.1. - С. 36-38.
47. Тихонова И.В., Куфтяк Е.В. Психологический анализ условий адаптации детей-мигрантов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2007. - №2. - С.150-159.
48. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / Пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. – М.: Академия, 2015. – 327 с.
49. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции /З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2012. – 384 с.
50. Фромм Э. Иметь или быть / Пер. Э. М. Телятниковой. – Москва: АСТ, Астрель, 2012. – 365 с.
51. Фурса С. М., Дацко О. В. Психологические проблемы детей из семей мигрантов // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1795-1797.
52. Холл К.С. Теория личности / К.С. Холл, Л. Гарднер – М.: ЭКСИМО – Прогресс, 2011. – 358 с.
53. Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980. С. 4754.
54. Чавычалова В.В. Индивидуально-психологические особенности адаптации человека к старости: автореф. дис. … канд. псхол. наук: 19.00.01 / Чавычалова Валентина Витальева. М., 2007. – 158 с.
55. Шевякова Е.В. Феномен психологического дистанцирования как проявление пространственно-временной организации внутреннего мира человека: автореф. дис…канд. психол. наук / Шевелякова Елена Викторовна. – Харьков, 2013. – 20 с.
56. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. М., Ренесанс, 1991. – 304 с.
57. Янгирова С.М. Социальные модели адаптации и их характеристика // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. №41. С. 206209.
Вопрос-ответ:
Какие особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации выделяются?
Одним из основных особенностей адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации является их эмоциональная неустойчивость. Дети могут испытывать тревогу, страх, раздражение и непонимание в новой среде. Также важными особенностями являются физиологическая и социальная несформированность детей этого возраста.
Что включает в себя понятие адаптации в психолого-педагогической литературе?
Понятие адаптации в психолого-педагогической литературе включает в себя процесс приспособления ребенка к новым условиям, а также установление гармоничных отношений с окружающими. Адаптация включает в себя различные аспекты: физиологический, эмоциональный, социальный и педагогический.
Какие условия и факторы считаются успешными для адаптации детей к дошкольной образовательной организации?
Успешная адаптация детей к дошкольной образовательной организации зависит от ряда условий и факторов. Важными факторами являются: поддержка и внимание родителей, профессионализм педагогов, наличие дружественной атмосферы в коллективе детского сада, соответствие педагогического процесса возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Какие особенности диагностики и уровня адаптации детей рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности диагностики психологического состояния детей раннего возраста с помощью различных методик. Также в статье обсуждаются уровни адаптации детей: низкий, средний и высокий. Анализируются факторы, влияющие на достижение определенного уровня адаптации.
Какова роль дошкольных образовательных организаций в адаптации детей раннего возраста?
Дошкольные образовательные организации играют важную роль в адаптации детей раннего возраста. Они создают комфортные условия, которые помогают детям приспособиться к новой среде, учат их социальным навыкам, развивают их интеллектуальные и физические способности. Дети в дошкольных учреждениях также имеют возможность общаться со сверстниками, что способствует их социальной адаптации.
Какие условия и факторы оказывают влияние на успешную адаптацию детей к дошкольным образовательным организациям?
Успешная адаптация детей к дошкольным образовательным организациям зависит от нескольких условий и факторов, таких как индивидуальные особенности ребенка, его характер и темперамент, а также поддержка и участие родителей в адаптационном процессе. Кроме того, важными факторами являются привыкание к новой среде, установление доверительных отношений со взрослыми и сверстниками, а также возможность свободной игры и творчества.
Каким образом можно диагностировать и оценивать уровень адаптации детей к дошкольным образовательным организациям?
Диагностика и оценка уровня адаптации детей к дошкольным образовательным организациям проводится с помощью различных методов и инструментов. Это могут быть наблюдение, анкетирование, интервьюирование родителей и педагогов, а также использование психологических тестов и шкал. Оценка уровня адаптации позволяет определить, насколько успешно ребенок приспособился к новой среде и выявить возможные проблемы или трудности, которые требуют дополнительной поддержки и помощи.
Что такое адаптация в психолого-педагогической литературе?
Адаптация в психолого-педагогической литературе определяется как процесс приспособления ребенка к новыми условиям дошкольной образовательной организации. Это включает в себя изменения в поведении, эмоциональной сфере, психологическом состоянии и взаимодействии с другими детьми и взрослыми.
Какую психолого-педагогическую характеристику имеют дети раннего возраста?
Дети раннего возраста характеризуются высокой пластичностью и проницаемостью психических процессов, формированием основных навыков и умений, активностью, интересом к окружающему миру. Они еще не достаточно развиты для самостоятельного функционирования и нуждаются во взаимодействии с взрослыми для своего полноценного развития.