Серебряный век. Культура
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 15.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. «Серебряный век» в русском искусстве 4
Глава 2.Пути развития русской философии Серебряного века: духовные искания и главные концепции 10
Заключение 24
Список литературы 25
Личность находится в состоянии противоположности миру объектов, она является активным субъектом, экзистенциальным центром. Она обладает аксиологическим и оценочным характером. Каждый человек обязательно должен пройти свой путь и стать личностью. Личность не может родиться от родителей, ее творит Бог, кроме того, личность осуществляет самотворение, она является Божьей идеей о всяком человеке. Как полагает Бердяев, именно в библейско-христианской антропологии наиболее точно происходит раскрытие человека и его сущности, его предназначения, так как здесь человек есть образ и подобие Бога, человек является существом творческим, греховным, раздираемым противоречиями, которые непосредственно связаны с конфликтом сознания и бессознательного.Описывая чувства человека и его творческое начало, Бердяев осуществляет обращение к божественному просветлению человека посредством творчества, рассматривая способность творить в качестве особого дара от Бога, однако Бердяевым и не отнимается у человека право именовать себя творцом. Н.А. Бердяевым была отвергнута концепция«сверхчеловека» Ницше, согласно которой нужно предпочесть любовь к «дальнему», а не к ближнему, в такой же мере философом была раскритикована коммунистическая концепция К. Маркса, да и прочие идеи отвлеченной справедливости и социальные утопии. Н.А. Бердяев считает, что основополагающий для человека – это принцип богочеловеческой любви, которая обладает конкретно-личным характером, лишена таких свойств, как отвлеченность и безликость.Концепция Бердяева особенно важна и значима, так как философом была снята с человека вина за факт появления и существования зла в этом мире, Бердяев только частично допускал, что человек является ответственным за появление зла. Если сравнить концепции Лосского и Бердяева, то станет очевидно, что эти мыслители уделяли одинаково большое значение роли творчества в структуре и процессе формирования человеческой личности. Однако Бердяев все же в большей мере абсолютизирует творческую свободу личности, если сравнивать с концепцией Лосского.Однако эти мыслители единодушны в том, что абсолютные ценности добра, справедливости, истины и красоты могут воплощаться только в «полноте бытия», в единении с Богом. Идеалом является «соборное творчество», основой которого является совершенная любовь друг к другу его участников, причем каждый из участников воплощает в себе исключительно абсолютные ценности добра.Общим в этих концепциях является утверждение действенной природы человека, приоритета духовной составляющей человеческой личности.Также особое внимание следует обратить на деятельность З. Гиппиус и Д. Мережковского.З.Н. Гиппиус прославилась своей обширной и разнообразной общественной деятельностью.В начале века квартира Мережковских в «доме Мурузи» (угол Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы) являлась одним из центров литературно-художественной и религиозно-философской жизни Петербурга. Этот дом посещали самые разные гости - поэты, писатели, художники, философы, религиозные и политические деятели. «Здесь... воистину творили культуру. Все здесь когда-то учились», — писал Андрей Белый. Гиппиус была не только хозяйкой, занимающей гостей, но и вдохновительницей, подстрекательницей и горячей участницей всех дискуссий, центром преломления разнородных мнений, суждений, позиций. Несомненно то, что эти встречи оказали значительное влияние на становление общественно-политических взглядов Зинаиды Николаевны.Зинаида Николаевна также была инициатором проведения знаменитых Религиозно-философских собраний (1901—1903), которые не только повлияли на формирование взглядов самой Гиппиус, но и на культурные особенности всего русского ренессанса начала века. Она была одним из членов-учредителей и непременной участницей всех заседаний, стенографические отчеты которых публиковал журнал «Новый путь». С благословения Святейшего Синода творческая интеллигенция впервые лицом к лицу встретилась с представителями церкви — архиереями, священниками, богословами, преподавателями и студентами Духовной академии для откровенных дискуссий о вере, для обсуждения «больных» вопросов жизни и культуры и того, как на эти вопросы смотрит церковь, готова ли она их решать вместе с интеллигенцией, чувствует ли их религиозную остроту или считает религиозно безразличными. В конце концов Собрания были запрещены Синодом. Когда в 1906 году Н. А. Бердяев создал петербургское Религиозно-философское общество, Гиппиус стала членом и этого Общества, где не раз выступала с докладами.С 1899 года было положено начало истории Религиозно-философских собраний Гиппиус – это первый общественный проект Гиппиус и Мережковского. Гиппиус подчеркивала в письмах к своим друзьям факт необходимости создания «новой внутренней церкви», которая будет отделена от государства. Так как участники дискуссий (Бердяев, Сологуб, Бакст, Бенуа, Розанов, Минский и др.) не могли помочь Гиппиус в создании более ясной перспективы, она решила выделить из участников центральный кружок, в который бы кроме нее, Дмитрия Сергеевича еще входил один человек. Выбор пал на публициста и общественного деятеля Д.В. Философова, который во многом разделял ее взгляды. Для начала нашего Главного,- писала Гиппиус Философову,- должны быть трое, которые впоследствии станут тремя в одном. Должно быть переживание настоящей и символической тайны «одного», «двух», «трех» в одном кружке».Гиппиус планировала привлечь церковь к народным надеждам и нуждам, сделать так, чтобы христианство обратилось к общественности. Соответственно, в это время сугубо политические вопросы Зинаиду Николаевну волновали весьма опосредованно.На первом этапе идеи «новой церкви» обсуждались узким кругом людей, тем не менее, именно эти дискуссии побудили к осознанию необходимости действовать и действовать активно. Так, в 1901 году в Петербурге состоялось открытие Религиозно-философских собраний.По мнению исследователя В. Евгеньева-Максимова, мысль о возникновении подобного рода собраний могла возникнуть только в определенной обстановке, то есть историческая действительность создала условия для их деятельности. Причинами появления данного общества исследователь считает следующие:во-первых,«субъективная неудовлетворенность той исторической обстановкой, в которой они находились, превращалась ими в отрицание ее жизненности, разрастающееся в признание кризисасовременнойкультурывообще;во-вторых, аристократическая исключительность литературы символизма ... обусловила низкий спрос на нее, следовательно, нужно было основать движение, основанное на идеологических тезисах, связанных с общественностью, а так как область социологии была чужда им, и они обратились к религии».Первое собрание состоялось 29 ноября 1901 года. Эти собрания стали отражением стремления русской интеллигенции к тому, чтобы развивать общество в новом русле – в русле религиозного восприятия. Изначально РФС были задуманы таким образом, чтобы интеллигенция активно и открыто вступила в диалог с представителями Церкви. Задача духовенства заключалась в том, чтобы просветить интеллигенцию, указать ей истинный путь. На первом собрании постоянно подчеркивалась мысль о том, что духовенство и интеллигенция должны примириться. Решительная критика бездействия представителей церкви и революционной ограниченности интеллигенции и задавали тон всем последующим дискуссиям в рамках РФС. Однако желаемый результат все же не был достигнут, поскольку инициаторами Собраний были обозначены такие итоги: «На Религиозно-философских собраниях выявилась полная, роковая безответственность церкви в отношении вопросов, обращенных к ней».Несмотря на то, что задумка Гиппиус предоставляла широкие перспективы в плане обновления русского общества, диалог между представителями интеллигенции и духовенства не получился. Тем не менее, идея организации такого рода собраний уже носила революционный характер, помогла повлиять на общественное мировоззрение.Свою последующую общественно-политическую деятельность З. Гиппиус направила на практическое воплощение демократических ценностей, нахождение путей решения самых актуальных общественно-политических проблем. Высказанные ею идеи в отношении деятельности политических партий и их лидеров, глав государств и политики европейских стран в целом, соответствуют представлениям эмигрантов «первой волны», которые считали человека высшей ценностью, противопоставляя идеи свободы установленному в России тоталитарному режиму.ЗаключениеВ философии и культуре Серебряного века большая роль также принадлежит и религиозному направлению. Сугубо философско-теологическое направление представлено идеями Соловьева, Бердяева, Розанова и т.д. Их философские концепции объединяет попытка найти ответы на вопросы относительно места человека в мироздании, проблемы преодоления смерти, духовной реализации человека как личности. Серебряный век вошел в историю русской культуры как очень яркий и самобытный период, отмеченный глубокими духовными поисками. В искусстве Серебряного века, конечно же, на первый план выходит поэзия, наполненная символизмом, утонченным эстетизмом и индивидуальностью.Список литературыБелый А. Начало века (отрывки).// http://gippius.com/about/bely_nachalo-veka.htmlБердяев Н.А. О назначении человека. (Опыт парадоксальной этики)//Ресурс локального доступаГиппиус З.Н. Воспоминания о Религиозно- философских собраниях// Наше наследие.-1990.-№4.Евгеньев - Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики. Статьи и материалы. - Л., 1930.Зобнин Ю.В. Дмитрий Мережковский: жизнь и деяния. - М.: Молодая гвардия, 2008.Кузьмина С.Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века. – М., 2009. [Ресурс локального доступа] Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Лосский Н.О. Избранное. - М.: Издательство «Правда», 1991.Розанов В.В. Русская церковь. - М.: Правда, 1990./Электронный ресурс: Библиотека Якова Кротова// http://krotov.info/libr_min/17_r/roz/anov.htmСоловьев В.С. Сочинения./Электронный ресурс//http://www.vehi.net/soloviev/Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. URL http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txt Сологуб Ф. Собрание сочинений./Электронный ресурс//http://az.lib.ru/s/sologub_f/Толмачев В. М. Декаданс: Опыт культурологической характеристики.//Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 5, 1991.
1. Белый А. Начало века (отрывки).// http://gippius.com/about/bely_nachalo-veka.html
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. (Опыт парадоксальной этики)//Ресурс локального доступа
3. Гиппиус З.Н. Воспоминания о Религиозно- философских собраниях// Наше наследие.-1990.-№4.
4. Евгеньев - Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики. Статьи и материалы. - Л., 1930.
5. Зобнин Ю.В. Дмитрий Мережковский: жизнь и деяния. - М.: Молодая гвардия, 2008.
6. Кузьмина С.Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века. – М., 2009. [Ресурс локального доступа]
7. Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Лосский Н.О. Избранное. - М.: Издательство «Правда», 1991.
8. Розанов В.В. Русская церковь. - М.: Правда, 1990./Электронный ресурс: Библиотека Якова Кротова// http://krotov.info/libr_min/17_r/roz/anov.htm
9. Соловьев В.С. Сочинения./Электронный ресурс//http://www.vehi.net/soloviev/
10. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. URL http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txt
11. Сологуб Ф. Собрание сочинений./Электронный ресурс//http://az.lib.ru/s/sologub_f/
12. Толмачев В. М. Декаданс: Опыт культурологической характеристики.//Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. № 5, 1991.
Вопрос-ответ:
Какой период истории культуры называется Серебряным веком в русском искусстве?
Серебряный век в русском искусстве - это период с конца XIX века до начала Первой мировой войны (1890-1917 гг.), когда в России процветала литература, живопись, музыка и другие виды искусства.
Какие были пути развития русской философии в Серебряный век?
В Серебряном веке русская философия прошла несколько путей развития. Одним из основных направлений было философское интуитивизм, представители которого ставили акцент на интуицию и внутренний мир человека. Еще одним направлением была религиозно-философская мысль, где изучались вопросы веры и духовности. Также были некоторые иные концепции, такие как русская богословская философия и философия истории.
Какая роль личности в Серебряном веке?
В Серебряном веке личность играла важную роль. Личность была субъектом экзистенциального центра и обладала аксиологическим и оценочным характером. Каждый человек должен был проити свой путь и стать личностью. Личность не могла родиться от родителей, она развивалась и строилась самостоятельно.
Каковы основные концепции духовных исканий в Серебряном веке?
В Серебряном веке в русской философии были различные концепции духовных исканий. Некоторые из них включали философский интуитивизм, религиозно-философскую мысль, богословскую философию и философию истории. Каждая из этих концепций имела свою специфику и изучала разные аспекты веры, духовности и смысла жизни.
Что такое Серебряный век в русском искусстве?
Серебряный век - это период в истории русского искусства, который пришелся на конец XIX - начало XX века. В этот период произошли значительные творческие прорывы, были созданы шедевры русской литературы, живописи, музыки и театра.
Какие пути развития русской философии были в Серебряный век?
В Серебряный век русская философия развивалась по разным направлениям. Одно из главных направлений - это экзистенциализм, который акцентировал внимание на индивидуальном существовании и поиском смысла жизни. Ещё одним важным направлением был символизм, который признавал символы и символический язык важными элементами для понимания мира.
Какие духовные искания и главные концепции присутствовали в русской философии Серебряного века?
Русская философия Серебряного века была пронизана поисками смысла жизни, справедливости, свободы и истины. Одной из главных концепций была идея о душе, о человеке как духовном существе, о его связи с высшими ценностями и метафизическими реальностями.
Какова роль личности в Серебряный век?
Личность играла важную роль в Серебряный век. Она рассматривалась как активный субъект, имеющий ценность и способный к творчеству. Личность воплощала свои идеи и ценности, и они имели оценочный характер. Каждый человек должен был найти свой путь и стать личностью, не просто "рожденной от родителей".
Какие идеи и концепции выделялись в литературе и искусстве Серебряного века?
Литература и искусство Серебряного века отличались разнообразием идей и концепций. В литературе преобладала символика, многозначность, использование символов и метафор, которые передавали глубинные смыслы произведений. В живописи искусство было более экспрессивным, с яркими цветами и новаторскими техниками. Музыка также отразила дух времени, пронизанную эмоциями и экспериментами.
Что такое Серебряный век в русском искусстве?
Серебряный век - это период в истории русской культуры, который пришелся на конец XIX - начало XX века и характеризуется заметным подъемом в области литературы, живописи, музыки и других искусств. В это время появились и стали популярными такие выдающиеся художники, писатели и композиторы, как Александр Блок, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов и многие другие.