Пейзажные парки России и Англии 18-19 веков. Заимствование и самобытность.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 35 35 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 15.06.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Специфика английских пейзажных парков 18-19 вв. Общие черты английского и русского пейзажного парка 5
1.1.Определение пейзажного паркового стиля. Заимствование английских традиций Россией 5
1.2.Основные эстетические принципы английского пейзажного парка 9
Глава 2. Особенности пейзажного парка в России и его самобытные черты 19
2.1. Искусство пейзажного парка в России 19
2.2.Отличительные черты русского пейзажного парка 23
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 30

Фрагмент для ознакомления

Великая княгиня Мария Федоровна Виртембергская, жена Павла, стала душой этого строительства и организации сада, где разбили несколько построек, напоминавших ей места ее детства. «Домики Крик и Крак, хижина Пустынника, так же как и название деревни Эроп перенесены на дальний север из родного Марии Федоровны Монбельярского парка. Иными словами, Павловский парк устраивался на первых порах как парк личных воспоминаний. Мария Федоровна, устраивая Павловский сад, конечно, придавала ему значение Аркадии — поэтому-то в Павловске заняли такое важное место пастушеская хижина, молочня, ферма. Но одновременно с этим Мария Федоровна ставила в парке мемориалы покойным: «Супругу благодетелю» и «Памятник родителям». Смерть и счастье сочетались не только в саду Павловска. Тема сочетания счастья и смерти широкой полосой проходит через все изобразительное искусство и литературу эпох рококо и романтизма».Согласно английским традициям, по максимуму были использованы возможности и особенности местности, а река выступила в качестве главной доминанты ландшафта. Именно к ней осуществляется тяготение как самого дворца, так и почти всех объектов парка. Долина Славянки выделяется в качестве открытого пространства среди леса, занятого лугами, полянами на прибрежных склонах. Долину освободили от зарослей, однако сохранены были отдельные деревья или группы деревьев, отмечающие изгибы русла и разделяющие пространство. Архитектурные постройки представлены Храмом Дружбы, Колоннадой Аполлона, Большим Каскадом и другими сооружениями. Неподалеку от дворца, на берегу Мариентальского пруда, осенью 1782 года был отрыт Обелиск в честь основания Павловска. Таким образом, и архитектурная часть была выполнена в согласии с вышеизложенными английскими эстетическими принципами. Как уже отмечалось ранее, в английском пейзажном парке особое внимание уделялось созданию сельских идиллических картин. Павловский парк не лишен этого. Пейзажную часть придворцового сада (у левого крыла дворца) задумали как раз в духе сентиментализма XVIII века как декорацию воображаемой сельской идиллии. Там выстроили Шарбоньер («жилище угольщика») в виде шалаша, но внутренняя отделка имеет дворцовый уровень, также был построен Молочный домик под соломенной крышей.Тут нельзя не вспомнить Гатчинский парк, где есть так называемый Березовый домик (Приложение 8). Главная особенность Павловского и Гатчинского парков определяется в типично английском стиле - «единство в многообразии». Нельзя не обратить внимание на Екатерининский парк. Его композиция замкнута. Это отличительная особенность парка, принципиально отличающая данный парк от английских живописных парков того времени. Как известно, английские парки отличались слиянием композиции, построенной человеком, с окружающим природным ландшафтом. Однако, как в Англии, основное определяющий элемент пейзажей Екатерининского парка – это водные пространства. Парк усадьбы Царицыно – это один из самых ранних пейзажных парков в России. Его формирование начинается в 1775 году. Обустройством парка занимался Василий Баженов на всём протяжении своего руководства царицынским строительством. Известно, что основу регулярного парка в усадьбе Кантемиров составляли берёзы (Берёзовую перспективу, аллею усадьбы, Баженов использовал в качестве одной из главных осей дворцового ансамбля).В 1784 году в Царицыно состоялось прибытие выписанных из Англии садовых мастеров Фрэнсиса Рида и ИонаМурно. Англичанами была предложена частичная вырубка парка. Это было связано с наличием традиционного подхода к устройству классического английского пейзажного парка: в нём не должно быть прямых аллей, густых посадок. Но русскими пейзажными парками сохранялись элементы регулярной планировки – это была их специфическая черта. Другая отличительная особенность – наличие намереннойзагущенности посадок. Что касается Гатчинского парка, то он отличается единством, гармоничной связью парка с архитектурой дворцов и парковых сооружений. В этом парке также многое есть от английской традиции: ориентированность осей парка на дворец, большая роль водных объектов – озер, светотеневой эффект. И все же, в нем присутствуют самобытные черты: вышеназванная загущенность посадок, не столь яркая реализация принципа асимметрии. 2.2.Отличительные черты русского пейзажного паркаДалее мы обратимся к самобытным чертам русских пейзажных парков. В первую очередь, от английских живописных парков они отличались более явным различием между парками раннего романтического периода (18век) и более позднего (19 столетие). В Англии столь явное различие отсутствовало. В России осуществлялась разработка преимущественно классического пейзажного стиля, тогда как в Англии сосуществовали различныеподстили общего пейзажного паркового стиля. Ранее мы уже выделили эти подстили. Пространство парка выстраивалось таким образом, чтобы подчеркнуть красоту родной русской природы. Русский стиль никогда не тяготел к экзотике, в отличие от экспериментов некоторых английских мастеров. Кроме того, именно в России в большей мере было выражено территориальное разделение парка на планировочные части – ландшафтные районы и участки, характеризующиеся общностью физиономических черт и своим обликом. Как известно, в Англии этот принцип не нашел своего яркого отражения, тогда как в России сохранялись черты регулярных планировок. Если в Англии царил принцип асимметрии, то в России строго соблюдался масштаб планировочных частей и соразмерность их внутренних пространственных элементов; объемно-пространственное построение парка осуществлялось на основе пейзажного разнообразия и пейзажных картин, однако русские парки не отличаются выраженностью эффекта неожиданности, как английские пейзажные парки. В начале русские мастера стремились копировать английские и европейские образцы, однако затем состоялась выработка своеобразных, отвечающих условиям нашей страны приемов и принципов создания садов и парков. Этот путь не был легким и быстрым, В 60—70-х годах XVIII в. часто еще использовались и геометрические планировочные схемы, и симметричное расположение элементов усадьбы, которые влекли за собой «насилие» над рельефом и существующей растительностью. Искусственность заданной извне схемы иногда еще довлела над здравым смыслом, противоречила реальным хозяйственным потребностям. Но постепенно такие решения обнаруживали свою нежизнеспособность. К 80—90-м годам становились более явными преимущества более свободного и органичного подхода к планировке парка. Он перестал быть просто декорацией или небольшим упорядоченным участком природы возле дома, а расширился и охватил все усадебные постройки, стал природным окружением дворцового ансамбля, его пространственной средой. Но до настоящего реализма, до понимания парка как художественного образа конкретного природного ландшафта пейзажное искусство XVIII в. еще не дошло.Однако шаг к этому был сделан, прежде всего в работах А.Т. Болотова и Н.А. Львова. Позже, в начале XIX в., это направление получит дальнейшее развитие при создании новых районов Павловского ансамбля и дендрологического парка Тростянец на Черниговщине. Но и романтическая тенденция, проявившая себя с такой силой на берегах Славянки и при создании царскосельских, гатчинских, царицынских, уманских пейзажей, также будет продолжена, найдет свое новое воплощение в русских парках следующих десятилетий.Обе эти тенденции, говоря условно, и пейзажно-романтическая, и пейзажно-реалистическая, по сути дела, не противостоят, а дополняют друг друга. Это, скорее, синтез, органическое соединение искусства и науки, духовного и материального начал.В России гораздо более были сильны позиции классицизма, античного стиля в парковом искусстве. Образцом являются объекты Павловского парка: колоннада Аполлона, павильон Трех Граций, храм Дружбы, амфитеатр (объекты архитектуры); Аполлон Кифаред, Венера Каллипига, Флора, Церера, Дети Ниобы, мост Кентавров, Меркурий, Терпсихора и т. д. (скульптура) ; Старая и Новая Сильвия, Парнас у колоннады Аполлона на берегу Славянки; лабиринт (пейзажные объекты).В России в наибольшей мере были раскрыты возможности включения в композицию парка сплошных лесных массивов. В Англии такого не было. Также отметим, что русский пейзажный парк пережил и увлечение готикой, так как и английский парк. Но формы русской готики обладали выраженным национальным характером. В частности, речь идет о сочетании красного кирпича с белым камнем, приемах расположения построек, декоре, который приближен к древнерусской архитектуре. В этом убеждают сооружения не только царицынского ансамбля В.И. Баженова — М.Ф. Казакова, но и многие другие, например в подмосковных усадьбах Вороново, Быково, Михалково, Марьинка и др. Позже, в XIX в., использование романтических форм приобретет еще большие масштабы и, как мы покажем, несколько изменит свой характер. И здесь показательным примером является подмосковный ансамбль Царицыно.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Родиной пейзажного паркового стиля стала Англия. Появление данного стиля обусловлено многими причинами, однако основная заключается в том, что стиль регулярных парков перестал удовлетворять вкусы того времени. Художники хотели большего простора для творческой фантазии. Как результат, появляется пейзажный стиль, сложившийся под влиянием живописного искусства. Пейзажный стиль парков преодолевает принципы ограниченности, композиционной замкнутости, строгости линий и форм. Более того, его главной задачей было подчеркнуть естественность природного ландшафта, раскрыть всю его красоту. В английском пейзажном парке велика роль архитектурных элементов, эффекта неожиданности, в нем царит принцип смены настроений и пейзажных картин. В английском пейзажном парке большая роль принадлежит водным объектам, отсутствию прямых линий, композиции посадок, которая обладает максимально естественным характером.Нельзя не сказать о том, что английский пейзажный парк воплотил в себе принципы восточной философии парков и садов. Эта философия основана на принципе единения с природой, ее созерцания, соединения с природным началом. Гармония человеческой жизни зависит от того, насколько бережно он относится к природе и умеет видеть, понимать ее подлинную красоту и величие.Из Англии пейзажный парковый стиль стал достоянием всей Европы. Особое воплощение его достигается на русской почве. Русский пейзажный парковый стиль многое заимствовал у Англии, в частности, речь идет о культе природной естественности, масштабности, увлечении античными архитектурными объектами, большой роли водных объектов и т.п. И все же, русский стиль самобытен, а именно, стоит выделить сохранение в планировке парка черт регулярного классического парка, русский стиль отказывается от витиеватости, запутанности форм, а также позволяет себе замкнутость композиции парка. Наконец, нужно выделить еще одну самобытную черту пейзажных парков в России – наличие сгущенных посадок растений и деревьев, чего не было совсем в английских пейзажных парках. Список литературыАнглийские пейзажные парки. http://ozelenitel-stroy.ru/angliyskiye-peyzazhnyye-parki-v-xviii-xix-vvВергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. http://landscape.totalarch.com/russian_gardensГарнизоненко Т. С. Справочник современного ландшафтного дизайнера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 313 с.Лихачев Д.С. Поэзия садов. СПб, 1991. http://www.twirpx.com/file/1409872/Макаров В. К., Петров А. Н. Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 122-169.Молок Н.Ю. Соун и пикчереск. - История садов. Вып.1.М.,1994.Саваренская Т. Ф., Швидковский Д. О. Градостроительство Англии XVII—XVIII веков: Город и природа / Труды РААСН / Российская академия архитектуры и строительных наук. Отделение градостроительства. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.Соколов Б. Сады и время. http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=139Соколов Б. Жребий Баженова // Наше наследие. — 2002. — Вып. 63—64.Тимофеев М. Павловский парк. Самый томный и тенистый, «Землевладелец Северо-Запада», № 4 (22), май 2007 гФомина А.И. Сад в японском стиле. Философия сада камней.// http://www.gardenia.ru/pages/sady_020.htmШвидковский Д.О. Британские сады и их отражение в Европе. - История садов. Вып.1.М.,1994. Приложение 1.Павловский парк 2.Царицынский парк3.Парк Стоу4.Парк Кью5.Врест парк6.Брэмхэм парк7.Бленхеймский парк8.Гатчинский парк

Список литературы

1. Английские пейзажные парки. http://ozelenitel-stroy.ru/angliyskiye-peyzazhnyye-parki-v-xviii-xix-vv
2. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. http://landscape.totalarch.com/russian_gardens
3. Гарнизоненко Т. С. Справочник современного ландшафтного дизайнера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 313 с.
4. Лихачев Д.С. Поэзия садов. СПб, 1991. http://www.twirpx.com/file/1409872/
5. Макаров В. К., Петров А. Н. Дворцовый парк // Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство Сергея Ходова, 2005. — С. 122-169.
6. Молок Н.Ю. Соун и пикчереск. - История садов. Вып.1.М.,1994.
7. Саваренская Т. Ф., Швидковский Д. О. Градостроительство Англии XVII—XVIII веков: Город и природа / Труды РААСН / Российская академия архитектуры и строительных наук. Отделение градостроительства. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.
8. Соколов Б. Сады и время. http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=139
9. Соколов Б. Жребий Баженова // Наше наследие. — 2002. — Вып. 63—64.
10. Тимофеев М. Павловский парк. Самый томный и тенистый, «Землевладелец Северо-Запада», № 4 (22), май 2007 г
11. Фомина А.И. Сад в японском стиле. Философия сада камней.// http://www.gardenia.ru/pages/sady_020.htm
12. Швидковский Д.О. Британские сады и их отражение в Европе. - История садов. Вып.1.М.,1994.


Вопрос-ответ:

Какие характерные черты английского пейзажного парка можно выделить?

Английский пейзажный парк имеет несколько характерных черт. Во-первых, он представляет собой искусственное моделирование природного ландшафта, с участием рельефа, водных объектов, растительности и архитектурных сооружений. Во-вторых, в английском парке присутствуют такие элементы, как холмы, долины, озера и реки, которые создают эффект естественности и гармонии. В-третьих, английский парк замечателен обилием кустарников, декоративных деревьев и цветочных клумб, которые придают ему особую красоту и привлекательность.

Какие традиции английского пейзажного парка были заимствованы Россией?

Россия заимствовала из английского пейзажного парка несколько традиций. Во-первых, это моделирование природного ландшафта, включающего холмы, долины и водные объекты. Во-вторых, это использование обилия растительности, включая разнообразные кустарники и цветочные клумбы. Также, Россия переняла из английского парка принцип создания эффекта естественности и гармонии в сочетании различных элементов. Все эти традиции влияют на формирование уникальных пейзажных парков России.

Какие эстетические принципы характерны для английского пейзажного парка?

Основными эстетическими принципами английского пейзажного парка являются создание эффекта природного ландшафта, гармоничное сочетание различных элементов, природные цветовые гаммы и планировка, которая придает парку простор и глубину. Также, важным аспектом является принцип перспективы, который создает иллюзию бесконечного пространства. Все эти принципы способствуют созданию эстетически привлекательного и гармоничного пейзажного парка.

Какие особенности английских пейзажных парков были заимствованы Россией в 18-19 веках?

Россия заимствовала у английских пейзажных парков различные особенности, такие как свободное и естественное расположение элементов, использование плавных линий и кривых форм, наличие водных объектов, искусственных руин, тщательно продуманного пейзажной композиции и отсутствие строгой геометрии.

Какие основные эстетические принципы английского пейзажного парка были применены в России?

В России были применены такие эстетические принципы английского пейзажного парка, как создание иллюзии бесконечного пространства, использование природных элементов, подчеркивающих красоту природы, установление гармонии между садом и окружающей природой, создание функциональных зон и тщательное создание пейзажных перспектив.

В чем заключается специфика русского пейзажного парка?

Специфика русского пейзажного парка заключается в использовании российской природы и культуры, внедрении национальных мотивов и элементов в оформление парка, а также в представлении исторических событий и символов России через пейзажные композиции и архитектурные сооружения.

Какое искусство пейзажного парка было разработано в России?

В России было разработано уникальное искусство пейзажного парка, которое сочетает в себе элементы классического европейского парка и русской природы. Были созданы парки, где природа и архитектура гармонично соединены, такие как Петергоф, Царское Село и другие.

Какие отличительные черты русского парка можно выделить?

Отличительные черты русского парка — использование русской природы, создание национальной атмосферы, включение в парк архитектурных объектов в стиле русского классицизма и деревянного зодчества, использование русских мотивов и символов, а также отображение исторических событий и личностей через пейзаж и архитектуру.

Какие были основные эстетические принципы английского пейзажного парка?

Основными эстетическими принципами английского пейзажного парка были натуральность и непринужденность. Парки создавались так, чтобы выглядеть естественно и притягивать глаз своей красотой. Они отличались гармоничной комбинацией ландшафтных элементов, таких как газоны, водоемы, деревья и цветочные клумбы, создавая ощущение уединенного уголка природы.

Какими были особенности пейзажного парка в России и его самобытные черты?

Особенности русского пейзажного парка в 18-19 веках включали в себя более живописные и деятельные элементы. В отличие от английских парков, русские парки часто имели архитектурные сооружения, фонтаны и скульптуры, добавляющие императорский роскошь и памятники исторического и культурного значения. Они также подчеркивали русские ландшафты и использовали местные растения и деревья, что создавало неповторимый характер каждого парка.

Каким был пейзажный парк в России в 18-19 веках?

Пейзажный парк в России в 18-19 веках отличался своей искусственностью и роскошью. Он включал в себя просторные газоны, потрясающие водоемы и великолепные архитектурные сооружения. В парках часто можно было найти статуи, фонтаны и памятники, которые придавали им аристократический вид. Русский пейзажный парк также отличался использованием местных растений и деревьев, что подчеркивало его привязанность к российским ландшафтам и создавало неповторимую атмосферу.

Какие были заимствования русскои императорство из английских парков?

Русское императорство заимствовало из английских парков принцип натуральности и непринужденности. Они подражали английскому стилю, который включал в себя создание естественных ландшафтов с различными элементами, такими как газоны, водоемы и деревья. Заимствование английских традиций позволило русским паркам обрести изящность и красоту, сохраняя при этом свою самобытность и особенности русского ландшафта.