Монополизм в Россииский экономике теория практика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 38 38 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 16.12.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1 Несовершенная конкуренция: понятие, сущность и виды 4
1.1 Несовершенная конкуренция: определение и видовая классификация 4
1.2 Соотношение власти и конкуренции в рынке чистой конкуренции и монополии 11
2 Оценка монопольной власти 21
2.1 Ценовая дискриминация 21
2.2 Монополия как яркий пример несовершенной конкуренции. Измерение уровня власти на примере рынка розничных банковских услуг в России 23
Заключение 32
Список использованных источников 34

Фрагмент для ознакомления

Кривая спроса отражает предельную ценность товара для потребителей, то есть сумму, которую они готовы заплатить за товар, а равенство означает, что точке пересечения кривой спроса и кривой предельных издержек (предложения) соответствует общественно эффективный объем выпуска, т.е. ресурсы распределены эффективно.Сравнив параметры равновесия конкурентной отрасли и монополии за одного и того же спроса, убеждаемся, что в условиях монополии цена товара выше, а объемы его производства ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, следовательно, монополия ведет к общественным потерям. Поскольку для оптимального объема выпуска монополии всегда, монополия не достигает производственной эффективности, а так, не достигается эффективность распределения ресурсов.Если бы монополия превратилась в конкурентную отрасль, то общество выиграло бы от расширения производства до уровня конкурентного равновесия. Величину этого выигрыша или общественных потерь от монопольной власти мы можем определить, сравнивая величины потребительского и производственного излишков, которые возникают, когда товар продается в условиях конкурентного равновесия, с величинами этих излишков в условиях монопольной равновесия.В целом соотношение конкуренции и власти по основным моделям рынка можно представить на схеме 5.Рис.5. Графическое представление соотношения конкуренции и власти в моделях рынкаДля оценки банковской монопольной власти существуют методики, применяемые для анализа текущей ситуации: - показатели концентрации продавцов на рынке; - барьеры входа на рынок и выхода с рынка; - показатели монопольной власти и др. В работе остановимся на оценке активности монопольного влияния. Коэффициент Херфиндаля – Хиршмана показывает, какое место (какую долю) на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям индекса Херфиндаля – Хиршмана выделяют три типа рынка: – высококонцентрированные при 1800< HHI <10000 – умеренноконцентрированные при 1000< HHI <1800 – низкоконцентрированные при HHI < 1000. Проанализируем интенсивность конкуренции на розничном рынке банковских услуг в России на рынке вкладов и потребительского кредитования. Наиболее распространен расчет показателя для четырех лидеров рынка. В этой связи для расчетов нами были выбраны 4 банка на соответствующих сегментах, занимающие наибольшую долю рынка. Рассчитаем и оценим показатели конкуренции на рынке вкладов (табл. далее).Таблица Доли 4-х банков-лидеров по вкладам физических лиц в 2012-2016 гг., %Банк20122013201420152016«Сбербанк России»49,447,946,645,746,7 «ВТБ»5,86,46,96,97,9«Газпромбанк»1,92,12,12,12,2«Альфа-банк»1,71,81,92,02,2Рассчитано по данным Банки.ру и данным Банка РоссииИз табл. следует, что наибольшая доля у ПАО «Сбербанк» и за прошедшие 5 лет доля его незначительно сократилась – с 49,4 в 2012 г. до 46,7% в 2016 г. Вторым по доле на рынке вкладов является ВТБ, при этом он значительно отстает от лидера. Его доля в 2016 г. составила 7,9%. Третье место занимает Газпромбанк с долей рынка 1,9 в 2012 г. и 2,2% в 2016 г. Четвертое место на рынке занимает Альфа-банк с долей 2,2%. Следует заметить, что за 5 лет состав лидеров рынка не менялся. В 2016 г. по абсолютному значению на третье место вышел Альфа-банк, но по доле она равна доле Газпромбанка. Для оценки конкуренции на данном сегменте рынка рассчитаем индекс Херфиндаля – Хиршмана (табл. далее). Значение индекса превышает 1800, что свидетельствует о том, что рынок является высококонцентрированным, следовательно, с низкой интенсивностью. Сбербанк России выступает явным лидером, доля которого почти в 5 раз превышает долю ближайшего конкурента. Проведенные расчеты подтверждают предположение о том, что рынок банковских услуг по вкладам физических лиц выступает как рынок с доминирующим банком, которым является Сбербанк России, и его в определенных аспектах можно назвать монополистом.Таблица Индекс Херфиндаля-Хиршмана по вкладам физических лиц 4-х банков за 2012-2016 гг.201220132014201520162480,42343,02227,182144,52252,09Индекс снижается незначительно в связи с сокращением доли рынка Сбербанка. Проанализируем конкуренцию на рынке розничного кредитования.Таблица Доли 4-х крупнейших банков на рынке розничного кредитования в 2012-2016гг., %Банк20122013201420152016 «Сбербанк России»32,731,932,032,733,5«ВТБ»9,19,88,610,311,5Росбанк3,23,33,3Открытие Банк (3,1)2,9Россельхозбанк1,82,12,6Газпромбанк (2,5)2,7Лидирующие позиции в данном сегменте также занимает Сбербанк России, его доля составляла 32,7 в 2012 г. и 33,5% в 2016 г. Далее идет ВТБ-24 с 9,1 в 2012 г. и 11,5% в 2016 г. Росбанк и Россельхозбанк заняли 3-е и 4-е места. В 2015 г. в четверке лидеров произошли изменения. Третье место занял «Открытие» с долей рынка 3,1%, 4-е место – Россельхозбанк с долей рынка 2,5%. И хотя преимущество Сбербанка не столь значительное, как на рынке вкладов, но существенное.Для оценки конкуренции рассчитаем индекс Херфиндаля-Хиршмана (табл. далее).Таблица Индекс Херфиндаля-Хиршмана по рынку розничного кредитования за 2012-2016 гг.201220132014201520161165,581128,941115,611191,241270,2Значение индекса за весь исследуемый период находится в интервале 1000-1800. На основе этого рынок оценивается как умеренноконцентрированный. За анализируемый период значение индекса Херфиндаля-Хиршмана растет: если в 2012 г. он составил 1165,58 пунктов, то в 2016 г. – 1270,2 пункта. Это свидетельствует о снижении интенсивности конкуренции и росте «монополистических настроений». Индекс Херфиндаля-Хиршмана свидетельствует об умеренной концентрации продавцов, однако, учитывая долю Сбербанка России, составляющую около трети рынка, трудно говорить о высоком уровне конкуренции на данном сегменте рынка. В данном случае ввиду высоких барьеров и высокой доли лидера данного сегмента можно сделать вывод о функционировании данного сегмента в рамках рынка с наличием доминирующей фирмы.Обобщая полученные данные, можно сделать следующие выводы. Рассматриваемые сегменты российского рынка банковских услуг являются соответственно высоко- и умеренноконцентрированными. Наиболее концентрированным остается рынок вкладов, что свидетельствует о менее интенсивной конкуренции на этом сегменте. На рынке доминирует толькр Сбербанк России. Его доля на исследуемых сегментах превышает 30%. Помимо Сбербанка к лидерам рынка относятся государственные банки, доля активов которых в банковской системе превышает 50% и постоянно растет. Среди банков с государственным участием обостряется конкуренция. Государственные банки имеют некоторые преимущества по сравнению с другими участниками рынка. Повышение регулятивных требований приведет к дальнейшему сокращению именно региональных банков. ЗаключениеИтак, рыночная система - это взаимодействие и сочетание различных экономических структур, хозяйственной практики и правового обеспечения, экономической политики и многого другого.Рынок позволяет решать проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства, пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует и в развитых странах, и в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.Механизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлением потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер.На рынке осуществляются реализация стоимости и доведение товаров до потребителя. Рынок влияет на все фазы воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.Монополия – это зачастую объединение фирм. Если в объединении фирмы теряют суверенитет, отдавая свою сласть всем участникам союза или вышестоящему руководству, то в союзе просто контролируют сбыт, идет производство по квотам. Монополия поддерживает отрасль экономики, делая ее непробиваемой – это является положительным моментом развития модели рынка. Иной же момент, монополия может давить на потребителя, если ее использовать не во благо экономики. Пример я Японии, когда крупные фирмы объединяются, эти фирмы возглавляет банк, а под крупными фирмами есть более мелкие фирмы. Фирмы помогают друг-другу, скупая акции, обмениваясь рабочими, оговаривая квоты выпуска. Вот и результат - сильнейшая экономика мира! А еще монополия каксоюз помогает задавить конкурента. Но в определенных случаях монополия зло для экономики. И дело не в отсутствии конкуренции. Когда на рынке имеется только один единственный поставщик необходимого продукта, то его ничто не может остановить. Он начинает увеличивать свое давление и воздействовать на потребителей. Причем не только с целью наживы. Типичный пример - электроснабжающие предприятия. Как деятельность в сфере ценообразования без экономического обоснования. Таким образом, определение положительных и отрицательных сторон исследуемого рыночного явления предполагает взгляд с разных точек зрения и определенного вывода о том, хорошо это или плохо на текущий момент сделать невозможно.Список использованныхисточниковАлгазина, Д. Г. Модельные исследования сетевого взаимодействия на конкурентных рынках с нефиксированными ролями участников / Д. Г. Алгазина, Г. И. Алгазин ; М-во образования и науки РФ, Алт. гос. ун-т. - Барнаул : Издательство Алтайского государственного университета, 2015. - 143 с.Анализ рынка и контроль экономической концентрации : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, 26 марта 2015 года / [под общ. ред. А. С. Груничева, Л. Н. Шафигуллина]. - Казань : Эр-Солюшнс : Меддок, 2015. - 95 с.Антимонопольное регулирование в России : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 26-27 ноября 2015 года. - Махачкала : АЛЕФ (Овчинников М. А.), 2015. - 217 с.Голиченко, О. Г. Деньги, инфляция, производство: моделирование в условиях несовершенной конкуренции / О. Г. Голиченко. - Москва : Экономика, 2013. - 96 с.Голиченко, О. Г. Экономическое развитие в условиях несовершенной конкуренции. Подходы к многоуровневому моделированию / О.Г. Голиченко; Рос. акад. наук. Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. - Москва : Наука, 2014. - 191 с.Груничев, А.С. Монополистические рынки в России и особенности их государственного регулирования / С. А. Груничев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. экон. ун-т. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2015. - 164 с.Законодательство о конкуренции и защите прав потребителей : Сб. нормат. актов и док. / Под общ. ред. и со вступ. ст. Крашенинникова П.В. - Москва : Норма, 2012. - 781 с.Казанцева, Е. Г. Теоретические и практические аспекты исследования современных олигополистических рынков / Е. Г. Казанцева ; М-во образования и науки РФ, Кемер. ин-т (фил.) РГТЭУ. - Кемерово :Кузбассвузиздат : Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2013. - 452 с.Ким, Ч. В. Стратегия голубого океана : как найти или создать рынок, свободный от других игроков / В. Чан Ким, Рене Моборн ; пер. с англ. И. Ющенко. - [Доп. изд.]. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 333, [1] с.Конкуренция в рыночной экономике. Пределы свободы и ограничений = Competitionin a marketeconomy. Thelimitsoffreedomandrestrictions / Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации ; отв. ред. А. В. Габов. - Москва : Юриспруденция : ИЗИСП, 2016. - 372, [1] с.Кудрявцев, Константин Александрович. Антимонопольное регулирование и конкуренция / К. А. Кудрявцев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Поволж. гос. технол. ун-т. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016. - 182 с.Кулешов, А. Н. Рынки несовершенной конкуренции / А. Н. Кулешов, Д. В. Фролов, А. И. Жидкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Дон. гос. техн. ун-т, Ин-т энергетики и машиностроения. - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2014. - 151 с.Лобовиков, В. О. Естественное право: современная теория и ее приложение к экономике : мат. философия экономики и права / В. О. Лобовиков. - Екатеринбург : [б. и.]. Ч. 1 : (Критика политической экономики: совершенная конкуренция и абсолютная монополия, состояние равновесия и предпринимательство; laissez-faire и гос. управление рынком). - 2013. - 380 с.Матевосян, М. Г. Микроэкономика: конкурентные и монополизированные рынки товаров и факторов производства : учебное пособие / М. Г. Матевосян ; Фил. Кубан. гос. ун-та в г. Армавире. - Майкоп :Магарин О. Г., 2016. - 142 с.Машков, С. Вл. Олигопольный рынок: оценка склонности к сговору / С. В. Машков, З. В. Брагина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова, Костром. обл. орг. О-ва "Знание" Росии. - Кострома : КГУ : Костром. обл. орг. о-ва "Знание" России, 2015. - 128 с.Мировая индустрия в условиях жесткой рыночной конкуренции : (аналитический обзор по зарубежным информационным материалам международных авиасалонов "Фарнборо-2014" и "Ле-Бурже-2015") / Гос. науч. центр Рос. Федерации, Гос. науч.-исслед. ин-т авиац. систем, Науч.-информ. центр ; сост.: В. А. Чабанов [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Федосова. - Москва :ГосНИИАС, 2016- 215 с.Набоких, А. А. Экономико-математические методы и модели исследования регионального рынка / А. А. Набоких ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Вят. гос. ун-т, фак. экономики и менеджмента, каф. гос. и муницип. упр. - Киров :ВятГУ, 2016. - 102 с.Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" : [к 10-летию закона] / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Федер. антимонопол. служба ; [Алешин К. Н. и др.] ; отв. ред. И. Ю. Артемьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Статут, 2016. - 1022, [1] с.Недобросовестная конкуренция. Проблемы теории и правоприменительной практики : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, 24 сентября 2014 года / [под общ. ред. А. С. Груничева, Л. Н. Шафигуллина]. - Казань : Эр-Солюшнс : Меддок, 2014. - 158 с. Экономическая концентрация: опыт экономико-правового исследования рыночных и юридических конструкций = Economicconcentration: theexperienceofeconomicandlegalresearchofmarketandlegalstructures / [Вайпан В. А., Габов А. В., Егорова М. А. и др.] ; отв. ред. М. А. Егорова. - Москва :Юстицинформ, 2016. - 549 с.«Реформы в России и проблемы управления – 2014», всероссийская науч. конф. молодых ученых и студентов (19 ; 2014 ; Москва). Материалы 19-й всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов "Реформы в России и проблемы управления-2014". - Москва : [б. и.]. Вып. 1 : Секции: "Инноватика и логистика", "Реформирование монополий и управление в отраслях ТЭК России", "Бизнес в строительстве, управлении проектом и недвижимостью", "Управление на транспорте", "Россия и мир". - 2014. - 281 с.Российские корпорации в условиях антимонопольного регулирования / [Р. С. Дзарасов, О. Е. Рязанова, Г. П. Журавлева и др.] ; под ред. О. Е. Рязановой ; М-во образования и науки РФ, Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. - Москва : МГОУ, 2016. - 304 с.Рыбасова, М. В. Российская экономика в координатах основных моделей рынка / М. В. Рыбасова, А. В. Алиева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сев.-Кавк. федер. ун-т. - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 191 с.Сапир, Е. В. Конкуренция в условиях современной олигополии / Е. В. Сапир, А. А. Верещагин. - Москва : Издательский дом ЦСО, 2010. - 127 с.Экономическая теория и политология: игнорирование, конкуренция или сотрудничество? : научные труды / Леонтьев. центр ; [под ред. А. П. Заостровцева]. - Санкт-Петербург : Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 2016. - 193 с.De Santis, Roberto A. Why exporting countries agree voluntary export restraints: the oligopolistic power of the foreign supplier :сборник / R.A. De Santis. - Kiel : [s. n.], 2012. - 67 p.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алгазина, Д. Г. Модельные исследования сетевого взаимодействия на конкурентных рынках с нефиксированными ролями участников / Д. Г. Алгазина, Г. И. Алгазин ; М-во образования и науки РФ, Алт. гос. ун-т. - Барнаул : Издательство Алтайского государственного университета, 2015. - 143 с.
2. Анализ рынка и контроль экономической концентрации : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, 26 марта 2015 года / [под общ. ред. А. С. Груничева, Л. Н. Шафигуллина]. - Казань : Эр-Солюшнс : Меддок, 2015. - 95 с.
3. Антимонопольное регулирование в России : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 26-27 ноября 2015 года. - Махачкала : АЛЕФ (Овчинников М. А.), 2015. - 217 с.
4. Голиченко, О. Г. Деньги, инфляция, производство: моделирование в условиях несовершенной конкуренции / О. Г. Голиченко. - Москва : Экономика, 2013. - 96 с.
5. Голиченко, О. Г. Экономическое развитие в условиях несовершенной конкуренции. Подходы к многоуровневому моделированию / О.Г. Голиченко; Рос. акад. наук. Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. - Москва : Наука, 2014. - 191 с.
6. Груничев, А.С. Монополистические рынки в России и особенности их государственного регулирования / С. А. Груничев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. экон. ун-т. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2015. - 164 с.
7. Законодательство о конкуренции и защите прав потребителей : Сб. нормат. актов и док. / Под общ. ред. и со вступ. ст. Крашенинникова П.В. - Москва : Норма, 2012. - 781 с.
8. Казанцева, Е. Г. Теоретические и практические аспекты исследования современных олигополистических рынков / Е. Г. Казанцева ; М-во образования и науки РФ, Кемер. ин-т (фил.) РГТЭУ. - Кемерово : Кузбассвузиздат : Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2013. - 452 с.
9. Ким, Ч. В. Стратегия голубого океана : как найти или создать рынок, свободный от других игроков / В. Чан Ким, Рене Моборн ; пер. с англ. И. Ющенко. - [Доп. изд.]. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 333, [1] с.
10. Конкуренция в рыночной экономике. Пределы свободы и ограничений = Competition in a market economy. The limits of freedom and restrictions / Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации ; отв. ред. А. В. Габов. - Москва : Юриспруденция : ИЗИСП, 2016. - 372, [1] с.
11. Кудрявцев, Константин Александрович. Антимонопольное регулирование и конкуренция / К. А. Кудрявцев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Поволж. гос. технол. ун-т. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016. - 182 с.
12. Кулешов, А. Н. Рынки несовершенной конкуренции / А. Н. Кулешов, Д. В. Фролов, А. И. Жидкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Дон. гос. техн. ун-т, Ин-т энергетики и машиностроения. - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2014. - 151 с.
13. Лобовиков, В. О. Естественное право: современная теория и ее приложение к экономике : мат. философия экономики и права / В. О. Лобовиков. - Екатеринбург : [б. и.]. Ч. 1 : (Критика политической экономики: совершенная конкуренция и абсолютная монополия, состояние равновесия и предпринимательство; laissez-faire и гос. управление рынком). - 2013. - 380 с.
14. Матевосян, М. Г. Микроэкономика: конкурентные и монополизированные рынки товаров и факторов производства : учебное пособие / М. Г. Матевосян ; Фил. Кубан. гос. ун-та в г. Армавире. - Майкоп : Магарин О. Г., 2016. - 142 с.
15. Машков, С. Вл. Олигопольный рынок: оценка склонности к сговору / С. В. Машков, З. В. Брагина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова, Костром. обл. орг. О-ва "Знание" Росии. - Кострома : КГУ : Костром. обл. орг. о-ва "Знание" России, 2015. - 128 с.
16. Мировая индустрия в условиях жесткой рыночной конкуренции : (аналитический обзор по зарубежным информационным материалам международных авиасалонов "Фарнборо-2014" и "Ле-Бурже-2015") / Гос. науч. центр Рос. Федерации, Гос. науч.-исслед. ин-т авиац. систем, Науч.-информ. центр ; сост.: В. А. Чабанов [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Федосова. - Москва : ГосНИИАС, 2016- 215 с.
17. Набоких, А. А. Экономико-математические методы и модели исследования регионального рынка / А. А. Набоких ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Вят. гос. ун-т, фак. экономики и менеджмента, каф. гос. и муницип. упр. - Киров : ВятГУ, 2016. - 102 с.
18. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" : [к 10-летию закона] / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Федер. антимонопол. служба ; [Алешин К. Н. и др.] ; отв. ред. И. Ю. Артемьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Статут, 2016. - 1022, [1] с.
19. Недобросовестная конкуренция. Проблемы теории и правоприменительной практики : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, 24 сентября 2014 года / [под общ. ред. А. С. Груничева, Л. Н. Шафигуллина]. - Казань : Эр-Солюшнс : Меддок, 2014. - 158 с. Экономическая концентрация: опыт экономико-правового исследования рыночных и юридических конструкций = Economic concentration: the experience of economic and legal research of market and legal structures / [Вайпан В. А., Габов А. В., Егорова М. А. и др.] ; отв. ред. М. А. Егорова. - Москва : Юстицинформ, 2016. - 549 с.
20. «Реформы в России и проблемы управления – 2014», всероссийская науч. конф. молодых ученых и студентов (19 ; 2014 ; Москва). Материалы 19-й всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов "Реформы в России и проблемы управления-2014". - Москва : [б. и.]. Вып. 1 : Секции: "Инноватика и логистика", "Реформирование монополий и управление в отраслях ТЭК России", "Бизнес в строительстве, управлении проектом и недвижимостью", "Управление на транспорте", "Россия и мир". - 2014. - 281 с.
21. Российские корпорации в условиях антимонопольного регулирования / [Р. С. Дзарасов, О. Е. Рязанова, Г. П. Журавлева и др.] ; под ред. О. Е. Рязановой ; М-во образования и науки РФ, Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. - Москва : МГОУ, 2016. - 304 с.
22. Рыбасова, М. В. Российская экономика в координатах основных моделей рынка / М. В. Рыбасова, А. В. Алиева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сев.-Кавк. федер. ун-т. - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 191 с.
23. Сапир, Е. В. Конкуренция в условиях современной олигополии / Е. В. Сапир, А. А. Верещагин. - Москва : Издательский дом ЦСО, 2010. - 127 с.
24. Экономическая теория и политология: игнорирование, конкуренция или сотрудничество? : научные труды / Леонтьев. центр ; [под ред. А. П. Заостровцева]. - Санкт-Петербург : Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 2016. - 193 с.
25. De Santis, Roberto A. Why exporting countries agree voluntary export restraints: the oligopolistic power of the foreign supplier : сборник / R.A. De Santis. - Kiel : [s. n.], 2012. - 67 p.

Вопрос-ответ:

Что такое монополизм в Российской экономике?

Монополизм в Российской экономике - это ситуация, когда на рынке доминирует один или несколько крупных игроков, которые контролируют большую часть рыночной доли и имеют значительное влияние на цены и условия продажи товаров или услуг.

Какие виды монополизма существуют?

Существуют различные виды монополизма, включая естественные монополии, создаваемые монополии, государственные монополии и т.д. Естественные монополии возникают, когда только одно предприятие может эффективно производить определенный товар или услугу из-за значительных экономических или технических преимуществ. Создаваемые монополии объединяют несколько компаний для образования единой организации, которая доминирует на рынке. Государственные монополии контролируются государством и имеют исключительные права на производство и продажу определенных товаров или услуг.

Что такое несовершенная конкуренция и какова ее сущность?

Несовершенная конкуренция - это форма рыночной структуры, в которой многочисленные фирмы не являются полностью конкурентами друг другу. Они могут иметь некоторые формы власти над ценами и условиями продажи товаров или услуг. Сущность несовершенной конкуренции заключается в том, что компании могут дифференцировать свои товары или услуги, создавать бренды и монополизировать определенные сегменты рынка.

В чем разница между рынком чистой конкуренции и монополией?

На рынке чистой конкуренции многочисленные небольшие фирмы конкурируют друг с другом, цены формируются на основе закона спроса и предложения, и нет одного крупного игрока, который контролирует цены. В случае монополии, наоборот, одно предприятие контролирует рынок и может диктовать цены и условия продажи.

Как оценивается монопольная власть?

Монопольная власть может быть оценена с помощью различных методов, включая оценку рыночной доли компании, измерение ее способности воздействовать на цены, анализ ее поведения на рынке и др. Оценка монопольной власти важна для определения степени конкуренции на рынке и разработки политики регулирования монополий.

Что такое монополизм в российской экономике?

Монополизм в российской экономике - это ситуация, когда на рынке присутствует только один продавец или группа продавцов, которая имеет полный контроль над предложением товаров или услуг. Это означает, что потребители не имеют выбора и должны покупать товары или услуги по ценам и условиям, устанавливаемым монополией.

В чем сущность и виды несовершенной конкуренции?

Несовершенная конкуренция - это форма рыночной структуры, в которой на рынке существует больше одного продавца или покупателя, но они обладают определенными степенями власти или контроля над ценами и предложением. Сущность несовершенной конкуренции заключается в том, что продавцы могут влиять на цены и условия сделок, но в меньшей степени, чем в случае монополии. Виды несовершенной конкуренции включают монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.

Как соотносятся власть и конкуренция на рынке чистой конкуренции и монополии?

На рынке чистой конкуренции власть распределена равномерно между множеством продавцов и покупателей, при этом нет одного доминирующего участника. Конкуренция является сильной, цены формируются на основе спроса и предложения. В монополии же власть и контроль за рынком принадлежат одному или немногим продавцам, которые могут устанавливать цены и условия сделок в своих интересах без значительного конкурентного давления со стороны других участников.