Специфика социальных установок личности зрелого возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 33 33 страницы
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 20.12.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение социальных установок личности 4
1.1. Понятие социальной установки личности 4
1.2. Специфические особенности и формирование социальных установок 6
1.3. Выделение периода «зрелого возраста» в жизненном времени личности 10
1.4. Характеристики социальных установок личности в зрелом возрасте 14
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Исследование специфики социальных установок личности в зрелом возрасте 18
2.1. Обоснование гипотезы исследования 18
2.2. Методы и методика исследования 19
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 22
Выводы по второй главе 28
Заключение 29
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Показатели альтруизма, напротив, умеренно высокие. Для второй группы 40-52 лет этот показатель выражен сильнее. Как мы уже указывали выше, альтруизм является наиболее ценной общественной мотивацией, и высокие показатели альтруизма характеризуют зрелого человека. Другая сторона альтруизма состоит в том, что человек может настолько быть привержен служению другим, что окружение оказывается в заложниках установки этого человека. Он стремиться так самоотверженно помочь, что эта забота оказывается для другого человека в тягость. Показатели установки на труд в первой группе значительно выше, чем во второй. Однако, уровень выраженности этой социально-психологической установки не высок. В более молодом периоде взрослости труд оказывается важной составляющей деятельности, человеку необходимо не просто быть занятым, а именно работать. Эти результаты оказываются несколько удивительными, но, возможно, объяснить их можно тем, что люди более молодого возраста могут трудиться за иные преференции – накопление опыта деятельности, нарабатывание статуса и пр. Рис. 2. Выраженность социально-психологических установок личностиВ ходе исследования обнаружена умеренная выраженность установки на власть в исследуемой выборке. Это означает, что контроль над другими людьми, влияние на них, и на общество в целом, оказывается не совсем значимой ценностью. Умеренно высокую выраженность имеют установка на деньги. Такой показатель говорит о значимости этой установки с одной стороны, но умеренность, возможно, свидетельствует о том, что деньги являются скорее средством, нежели, чем самоцелью для обследованных взрослых. При выборе профессиональной деятельности вероятно взрослые с такой установкой будут ориентироваться не просто на уровень дохода, но еще и на характеристику работы, ее интересность или перспективность. Эти результаты согласуются с данными по шкале «труд», особенно для возраста 29-52 года. Выраженность показателей установки на свободу также средняя и умеренно высокая. Взрослые, придавая важность ценности свободы, способны сочетать эту установку с эффективным социальным функционированием и другими установками. Сочетание показателей установки на свободу и на деньги говорит в пользу того, что деньги могут выступать средством для достижения определенной степени свободы в проявлениях. Однако выраженность этих показателей указывает на то, что они умеренны и контролируемы личностью зрелого возраста. Показатели по шкалам процесс-результат оказываются умеренно высокими. Для взрослых в возрасте 40-52 лет ориентация на процесс оказывается самым выраженным из всех. В работе или другой деятельности им важно, чтобы интересным было само занятие. Над достижением цели люди с установкой на процесс задумываются относительно мало, поэтому, например, могут опоздать со сдачей работы. А уж если процесс стал неинтересен, то работа может быть вообще заброшена. Но зато человеку с такой установкой легче справиться с задачей, где важен именно сам процессВ группе взрослых 29-39 лет результат, напротив, преобладает над установкой на процесс. Такие люди стремятся достигать результата в своей деятельности несмотря ни на что. Это саамы надежные сотрудники. За стремлением к достижению результата они могут забыть о важных вещах, например, кому-то ненамеренно навредить или просто сделать дело быстро, но некрасиво.Обратимся к результатам экспресс-диагностики социальных ценностей личности, которые представлены в таблице 2 на рис. 3. Проверка достоверности различий в выраженности показателей показало, что различия между 1 и 2 группой статистически не значимы как в целом, так и по отдельным сферам жизни.Таблица 2. Результаты по методике экспресс-диагностики социальных ценностей личностиСферы жизниРезультаты в %Группа 129-39 летГруппа 240-52 годаПрофессиональная6561Финансовая5560Семейная7078Социальная4341Общественная2231Духовная5164Физическая5567Интеллектуальная 5952Высокая выраженность показателей в профессиональной сфере, семейной, интеллектуальной, финансовой, физической и духовной указывает на важность их в жизни человека. Обращают на себя внимание умеренно низкие показатели в социальной и общественной сфере. Ценность общества для группы взрослых в возрасте 29-39 лет самая низкая из всех выявленных показателей. Согласно тесту, чем ближе получаются показатели по всем шкалам, тем более гармонично развитым оказывается человек. По полученным в результате исследования данным, можно сказать, что за некоторым исключением ценности общественной сферы, в целом взрослые в исследуемой выборке близки к гармоничному типу распределения ценностей по важным сферам жизни. Рис. 2. Социальных ценностей личности зрелого возрастаНа основании полученных данных можно сделать вывод о том, что наша гипотеза в целом подтвердилась: зрелые люди альтруистичны, ориентированы на достижение результата в деятельности, однако ориентация на процесс увеличивается с возрастом и оказывается ведущей установкой личности, ведущей ценностью для них является профессиональные достижения и семья.Выводы по второй главе1. Наименее выражены установки относительно труда, власти и эгоизма. В зрелом возрасте взрослые оказываются более альтруистически настроены, причем с увеличением возраста эта тенденция возрастает. В то же время, показатели по шкале эгоизма умеренные, в этих результатах находит свое отражение принцип «разумного эгоизма», выраженность которого допускает собственные интересы, однако, в целом человек ориентирован на других людей в социальном взаимодействии. Альтруизм является наиболее ценной общественной мотивацией, и высокие показатели альтруизма характеризуют зрелого человека. 2. Обнаружена умеренная выраженность установки на власть и деньги. При выборе профессиональной деятельности вероятно взрослые с такой установкой будут ориентироваться не просто на уровень дохода, но еще и на характеристику работы, ее интересность или перспективность. 3. Взрослые, придавая важность ценности свободы, способны сочетать эту установку с эффективным социальным функционированием и другими установками. 4. В деятельности у взрослых проявляются как установка на результат, так и на процесс, причем с возрастом установка на процесс деятельности начинает преобладать над установкой на результат. 5. Социальные ценности взрослых выражены в профессиональной сфере, семейной, интеллектуальной, финансовой, физической и духовной, в сфере социальных взаимодействий эти показатели ниже, и самые низкие показатели обнаружены в ценности общественной сферы для жизни. В целом взрослые в исследуемой выборке близки к гармоничному типу распределения ценностей по важным сферам жизни. ЗаключениеВ работе был изучен вопрос о специфике социальных установок личности зрелого возраста. Первая глава работы была посвящена теоретическому исследованию проблемы. В ходе анализа психологической литературы были изучены вопросы понимания социальной установки, включая изучение особенностей и формирования установки в процессе жизни человека. Был выделен и описан период взрослости с его особенностями, а также теоретически изучены проявления социальных установок личности в этом возрасте. Человек формирует особую уникальную систему значений – личностных смыслов, которая, основываясь на опыте прошлых восприятий, пережитых эмоций и пр., организует события реального и будущего опыта. Большинство значений достаточно устойчивы, а некоторые практически не способны к изменениям. Многие действия основываются на значениях, которые чувствуются только интуитивно, так среди прочего проявляются неосознаваемые установки. Окружающие объекты и ситуации оцениваются человеком, исходя из прошлого опыта, и опосредуются сформировавшейся у него устойчивой системой ценностных ориентаций, личностных смыслов.В качестве разновидности социальных установок рассматривают ценностные ориентации, как субъективные концепций ценностей. Они играют важную роль в регуляции деятельности человека. Нередко социальные ориентации понимают как социальные ценности, «вкладываемые» в личность в процессе социализации. Вторая часть работы была посвящена анализу и интерпретации результатов проведенного эмпирического исследования специфики социальных установок личности в зрелом возрасте. На основе проведенного теоретического анализа была сформулирована гипотеза эмпирического исследования. В соответствии с целью работы и поставленными задачами были подобраны методики исследования. На основании анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась: зрелые люди альтруистичны, ориентированы на достижение результата в деятельности, однако ориентация на процесс увеличивается с возрастом и оказывается ведущей установкой личности, ведущей ценностью для них является профессиональные достижения и семья.В зрелом возрасте взрослые оказываются более альтруистически настроены, причем с увеличением возраста эта тенденция возрастает. В то же время, показатели по шкале эгоизма умеренные, в этих результатах находит свое отражение принцип «разумного эгоизма», выраженность которого допускает собственные интересы, однако, в целом человек ориентирован на других людей в социальном взаимодействии. Альтруизм является наиболее ценной общественной мотивацией, и высокие показатели альтруизма характеризуют зрелого человека. В деятельности у взрослых проявляются как установка на результат, так и на процесс, причем с возрастом установка на процесс деятельности начинает преобладать над установкой на результат. Социальные ценности взрослых выражены в профессиональной сфере, семейной, интеллектуальной, финансовой, физической и духовной, в сфере социальных взаимодействий эти показатели ниже, и самые низкие показатели обнаружены в ценности общественной сферы для жизни. В целом взрослые в исследуемой выборке близки к гармоничному типу распределения ценностей по важным сферам жизни. В качестве перспектив исследования можно указать возможность увеличения экспериментальной выборки, введение контрольных групп обследуемых другого возраста – подросткового и старческого. Это может дать представление о динамике социальных установок и ценнотсей не только в возрастных пределах зрелости. Список литературыАбульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал, № 4, 1994, с. 39-55.Адамс К. Эдвард. Творчество Эрика Х. Эриксона // Энциклопедия глубинной психологии /ред. А.М. Боковиков. М.: Когито-центр, Т. 3, 2002, с. 178-223.Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 239 с.Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М.: МГУ, 1979. – 152 с.Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2010. – 448 с.Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности / отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1979, с. 35-63.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – И.: Академия, 1982. – 329 с.Большой психологический словарь/ под ред.Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, Прайм_Еврознак, 2009. – 816 с.Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 200 с. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие. – М.: Смысл, 2009. – 319 с.Конт-Спонвиль А. Философский словарь. – М.: Этерна, 2012. – 752 с.Коростылева Л.А. Самореализация и помогающая деятельность // Теоретико-методологические основы психологической самореализации личности в жизнедеятельности // Вып. 8/ под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2004. – 300 с., С. 3-24.Котляков В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов / В.Ю. Котляков // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - С. 154-161.Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.Леонтьев Д.А. Подход через развитие эго: уровневая теория Дж. Лёвинджер // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. – 133 с.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. – 511 с.Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. – 18 c. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.Михайлова Е.С. Соотношение социального интеллекта и защитных механизмов на разных этапах самореализации личности // // Вып. 8/ под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2004. – 300 с., С. 75-97.Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. – Тбилиси: Мецниереба, 1974. – 170 с.Паттурина Н.П. Жизненный выбор как фактор личностного и духовного роста // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 7 / под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003. – 244 с., С. 18-28.Петровский В.А Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 512 с.Психологические механизмы регуляции социального поведения /под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979. – 339 с.Психология. Учебник / под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1998. – 584 с.Сидоренко Е.Д. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара, 2001. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.Филонов Л.Б. Интерес к собственной личности и регуляция человеком своего поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения /под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шорохова. М.: Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: Владос, 1995. – 544 с.Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 544 с.Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. – М.: Флинта, 2006. – 352 с.Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности  // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003- 475 с. С. 416-432.Loevinger J. (Ed.) Technical Foundations for Measuring Ego Development: The Washington University Sentence Completion Test. Mahwah (NJ): LawrenceErlbaum, 1998.

1. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал, № 4, 1994, с. 39-55.
2. Адамс К. Эдвард. Творчество Эрика Х. Эриксона // Энциклопедия глубинной психологии /ред. А.М. Боковиков. М.: Когито-центр, Т. 3, 2002, с. 178-223.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 239 с.
4. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М.: МГУ, 1979. – 152 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2010. – 448 с.
6. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности / отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1979, с. 35-63.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – И.: Академия, 1982. – 329 с.
8. Большой психологический словарь/ под ред.Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, Прайм_Еврознак, 2009. – 816 с.
9. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.
10. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 200 с.
11. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие. – М.: Смысл, 2009. – 319 с.
12. Конт-Спонвиль А. Философский словарь. – М.: Этерна, 2012. – 752 с.
13. Коростылева Л.А. Самореализация и помогающая деятельность // Теоретико-методологические основы психологической самореализации личности в жизнедеятельности // Вып. 8/ под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2004. – 300 с., С. 3-24.
14. Котляков В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов / В.Ю. Котляков // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - С. 154-161.
15. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
16. Леонтьев Д.А. Подход через развитие эго: уровневая теория Дж. Лёвинджер // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. – 133 с.
17. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. – 511 с.
18. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. – 18 c.
19. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
20. Михайлова Е.С. Соотношение социального интеллекта и защитных механизмов на разных этапах самореализации личности // // Вып. 8/ под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2004. – 300 с., С. 75-97.
21. Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. – Тбилиси: Мецниереба, 1974. – 170 с.
22. Паттурина Н.П. Жизненный выбор как фактор личностного и духовного роста // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 7 / под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003. – 244 с., С. 18-28.
23. Петровский В.А Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 512 с.
24. Психологические механизмы регуляции социального поведения /под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979. – 339 с.
25. Психология. Учебник / под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1998. – 584 с.
26. Сидоренко Е.Д. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.
27. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара, 2001.
28. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
29. Филонов Л.Б. Интерес к собственной личности и регуляция человеком своего поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения /под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шорохова. М.:
30. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: Владос, 1995. – 544 с.
31. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 544 с.
32. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. – М.: Флинта, 2006. – 352 с.
33. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003- 475 с. С. 416-432.
34. Loevinger J. (Ed.) Technical Foundations for Measuring Ego Development: The Washington University Sentence Completion Test. Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum, 1998.

Вопрос-ответ:

Какие особенности формирования социальных установок наблюдаются в зрелом возрасте?

В зрелом возрасте формирование социальных установок происходит на основе накопленного опыта и социальных ролей. Личность уже имеет сформированные ценности, нормы и убеждения, которые влияют на формирование социальных установок. Однако, в этом возрасте также может происходить переосмысление и изменение ранее сформированных установок в связи с изменениями в жизненной ситуации и ценностных ориентациях.

Какова роль периода зрелого возраста в формировании социальных установок личности?

Период зрелого возраста является временем, когда социальные установки личности достигают своей наибольшей стабильности. В этот период личность уже имеет накопленный жизненный опыт и сформированные ценности, что позволяет ей более осознанно и целенаправленно формировать свои социальные установки. Зрелый возраст также характеризуется установками на достижение социального успеха, удовлетворение своих потребностей и установками на сохранение стабильности и безопасности.

Какие характеристики можно выделить у социальных установок личности в зрелом возрасте?

Социальные установки личности в зрелом возрасте могут быть характеризованы следующими чертами: стабильностью, осознанностью, историчностью и соответствием субъективным ценностям. Они являются более устойчивыми и сформированными, чем в молодежном возрасте, и учитывают предшествующий опыт и ценностные ориентации личности.

Какие периоды жизни личности можно выделить в отношении социальных установок?

В отношении социальных установок личности можно выделить периоды: детства, юношества, зрелого возраста и пожилого возраста. В каждом из этих периодов происходит формирование и изменение социальных установок под влиянием различных факторов, таких как биологические и социальные изменения, актуальные жизненные ситуации и ценностные предпочтения.

Какие особенности и формирование социальных установок личности в зрелом возрасте?

В зрелом возрасте социальные установки личности приобретают специфические особенности и формируются под воздействием множества факторов. К ним относятся социализация, образование, работа и семейные отношения. Основные особенности социальных установок в зрелом возрасте включают устойчивость, индивидуальность, социальное направление и иерархичность. Формирование этих установок происходит в течение всей жизни, но в зрелом возрасте они становятся более стабильными и углубленными.

Каковы характеристики социальных установок личности в зрелом возрасте?

Социальные установки личности в зрелом возрасте характеризуются стабильностью, глубиной и широтой. Они имеют устойчивые взгляды, ценности и позиции в социальной среде. Установки в зрелом возрасте обычно связаны с семьей, работой, общественной и политической деятельностью. Личность в этом возрасте уже сформировала свою социальную идентичность и определила свое место в обществе, что отражается в ее установках.

Какие периоды жизненного времени личности можно выделить в зрелом возрасте?

В зрелом возрасте можно выделить периоды, которые различаются по развитию и формированию социальных установок. Зрелый возраст можно условно разделить на ранний зрелый возраст (приблизительно от 30 до 45 лет) и поздний зрелый возраст (от 50 до 65 лет). В раннем зрелом возрасте личность активно строит карьеру, осуществляет семейные планы, формирует свою социальную сеть и устанавливает свои ценности. В позднем зрелом возрасте происходит более глубокая рефлексия и переоценка жизненного опыта, а также уравновешивание социального и личностного развития.

Что такое социальная установка личности?

Социальная установка личности - это устойчивая, относительно устойчивая индивидуальная психологическая формация, представляющая собой совокупность связанных между собой установок, ценностей, норм и мотивов, определяющих поведение личности в социальной среде.

Каким образом формируются социальные установки личности?

Социальные установки личности формируются в процессе социализации, взаимодействия с окружающей средой, семьей, образовательной и культурной средой. Роль в формировании социальных установок также играют психологические особенности личности и наследственность.