Комплексный подход к оценке когнитивных и речевых нарушений у детей с тяжёлыми двигательными нарушениями
Заказать уникальную дипломную работу- 90 90 страниц
- 43 + 43 источника
- Добавлена 19.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙАСПЕКТ 7
1.1.Особенноси нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста 7
1.2.Психоло-педагогическая характеристика детей с ДЦП 16
1.3.Система помощи детям с ДЦП 28
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 41
2.1.Организация и методики диагностики 41
2.2. Результата проведения диагностики по выявлению специфики когнитивных и речевых нарушений у детей с НОДА 49
ГЛАВА 3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОГНИТИВНОМУ И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 56
3.1.Рекомендации для педагогов 56
3.2.Рекомендации родителям, воспитывающими ребенка с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
На основании проведенных диагностик и сравнительного анализа нами были сделаны следующие выводы:1.Если у старших дошкольников в норме преобладает высокий и средний уровень познавательной активности, то у детей с НОДА доминирует низкий уровень.2.У детей с НОДА, как и у детей в норме преобладает игровая деятельность. Однако у детей в норме на втором месте стоит учебная деятельность, чего нельзя сказать о детях с НОДА. 3.У старших дошкольников с НОДА преобладает низкий уровень познавательных способностей,а в группе дошкольников с нормой половина детей показали высокий уровень познавательных способностей.4.Проведенное комплексное диагностирование речевого развития детей старшего дошкольного возраста с НОДА позволило установить, что у них прослеживается отставание в когнитивном и речевом развитии в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. То есть тяжелые двигательные нарушения у детей старшего дошкольного возраста оказывают негативное влияние на их когнитивное и речевое развитие. Поэтому значимое место в психолого-педагогической помощи детям с НОДА отводится логопедической работе. 5. Затруднения у детей с НОДА проявляются в подборе синонимов и антонимов, а также родственных слов, относительных прилагательных, и тех слов, которые имеют абстрактное значение, осуществлении отдельных обобщений. Имеются своеобразные лексические ошибки. Отмечается недоразвитие процессов внимания, а также несформированность фонематического и слухового восприятия; нарушена у детей память, заметно страдает запоминание. Связная речь у детей с НОДА несовершенна, пересказы недостаточно полны, не развернуты, а также непоследовательны. Старшие дошкольники с НОДА заметно отстают от сверстников в произносительной стороны речи. Для них свойственны нарушения звукопроизношения, имеют место лексические нарушения.6.В качестве основных направлений коррекционно-логопедической работы при НОДА выступают: 1) постановка, автоматизация, а также дифференциация у ребенка нарушенных звуков;2) развитие у него фонематического восприятия; 3) развитие у ребенка как артикуляционной, так и мелкой и общей моторики; 4) развитие у ребенка мимической мускулатуры;5) формирование у ребенка просодических компонентов речи; 6) обязательное развитие у ребенка лексико-грамматической стороны речи; 7) развитие у ребенка связной речи.7.Развитие у старших дошкольников с НОДА артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры должно, с нашей точки зрения, проходить в три этапа. Первый этап – это тренировочный. На этом этапе детям следует предлагать достаточно простые статические артикуляционные упражнения. Второй этап – это основной. В этом случае дети должны выполнять такие упражнения, которые требуют как простой динамики, так и координации движений. Третий этап – это итоговый. В рамках этого этапа у детей необходимо развивать координированность, точность, ритм, темп, а также выносливость артикуляционного аппарата.8.Очень важно, что бы работа в данных направлениях велась как специалистами, так и родителями.То есть можем заключить, что кроме комплекса достаточно простых и сложнокоординированных артикуляционных упражнений, можно применять рифмованное речевое сопровождение выполняемых детьми артикуляционных упражнений, использовать в работе фотографии упражнений, а также другой иллюстративный материал. Работа должна вестись воспитателем, логопедом, а также родителями.Перспектива исследования заключается в дальнейшем изучении детей старшего дошкольного возраста с НОДА, изучении коррекционной работы и новых методов обучения по когнитивной сферы и развитию речи детей данной группы.Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена,цель работы достигнута, все поставленные задачи выполнены.Спасибо за внимание!
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие / Л.И. Акатов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 368 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф. Архипова. – М., 2011. – 286 с.
3. Бадалян, Л.О. Детский церебральный паралич: медико-социологический аспект / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина // Журн. невропатол. и психиатр. - 1997. - № 10 - С.1445 – 1448.
4. Варенова, Т.В. Коррекционная педагогика: учеб.-метод. комплекс / Т.В. Варенова. – Мн.: ГИУСТБГУ, 2007. – 267 с.
5. Гусейнова, А.А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями / А.А. Гусейнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – №1. – 2004. – С. 51-55.
6. Данилова, Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом / Л.А. Данилова. – М., 2007. – 268 с.
7. Дефектология: Словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова – М.: Нов. шк., 2006. – 402 с.
8. Евтушенко, С.К. Нейрогенный иммунодефицит вследствие церебральной патологии и недостаточности нейрогормонального обеспечения / С.К. Евтушенко // Новые технологии в реабилитации детского церебрального паралича: сб. тезисов. – Донецк.,1994. – С.183 - 184.
9. Евтушенко, С.К. О новых взглядах на патогенез детского церебрального паралича / С.К. Евтушенко, О.С. Евтушенко // Архив клинической и экспериментальной медицины. – 2003. – Т. 21. – №2. – С. 97 – 100..
10. Емельянов, Ю.А. Активное социально-психологическое обучение / Ю.А. Емельянов. – CПб.: Питер, 2015. – 312 с.
11. Жаботинский Ю.М. Экспериментальные и аллергические демиелинизируищие заболевания нервной системы / Ю.М. Жаботинский, В.И. Иоффе. – Л.,1985. – 168 с.
12. Журавлев, A.M. Опыт хирургического лечения больных с умеренным спастическим парезам нижних конечностей церебрального происхождения / А.М. Журавлев // Детские церебральные параличи. – Л, 1994. – С. 111 - 113.
13. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод пособие] / И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
14. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М.: Академия, 2011. – 305 c.
15. Лильин, Е.Т. Современные технологии в лечении детского церебрального паралича / Е.Т. Лильин, О.В. Степанченко, А.Г. Бриль // Неврологический вестн. – 1999. – № 2. – С. 52 - 55.
16. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2011. – 196 с.
17. Мастюкова, Е.М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М.: Просвещение, 2005. – 212 с.
18. Немкова, С.А. Когнитивные нарушения у детей с церебральным / С.А. Немкова, О.И. Маслова, Г.А. Каркашадзе // Педиатрическая фармакология. – 2012. – Т. 9. – № 3. – С. 132 – 135.
19. Основы специальной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2012. – 480 с.
20. Павлова, О.С. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : учеб.-метод. пособие / О.С. Павлова. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2012. – 108 с.
21. Приходько, О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: метод. пособие / О.Г. Приходько. – СПб.: КАРО, 2006. – 389 с.
22. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: «Академия», 2013. – 320 с.
23. Селюкова, Е.А. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Е.А. Селюкова, В.Н. Герасимова, С.А. Ильядис // Молодой ученый. – 2011. – № 4. – С. 167-169.
24. Семенова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом / К.А. Семенова. – М.: ЗИП, 2007. – 206 с.
25. Симонова, Т.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями / Т.Н. Симонова // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-т. 2009. № 2.. С. 6 – 68.
26. Симонова, Т.Н. Современные подходы к изучению нарушений психического развития дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями: монография / Т.Н.Симонова. – СПб. Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 128 с
27. Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП: учеб.-метод. пособие / Т.Н. Симонова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 187 с.
28. Специальная педагогика: учеб. пособие / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: «Академия», 2000. – 400 с.
29. Специальная педагогика: учеб. пособие: в 3 т. Т. 3. Педагогические системы специального образования / под ред. Н.М. Назарова и др. – М.: Академия, 2008. – 345 с.
30. Таиров, В.П. Основы интенсивной реабилитации ДЦП / В.П. Таиров. – М., 2015. – 254 с.
31. Тарасов, М.А. Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет / М.А Тарасов. – М.: АСТ 2005. – 112 с.
32. Титова, О.В. Справа – слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП / О.В. Титова. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – 118 с.
33. Тонконог, Л.М. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата / Л.М. Тонконог. – М.: Шк. Пресса, 2013. – 233 с.
34. Усанова, О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
35. Уханова, Т.А. Лечение речевых расстройств при детском церебральном параличе / Т.А. Уханова, Ф.Е. Горбунов, В.В. Иванова // Журн. неврологиии психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2011. – № 8. – С. 19-22.
36. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / под ред. Н.А. Гросс. – М.: Сов. спорт, 2010. – 98 с.
37. Фомичева, М.Ф. Введение в логопедию./ М.Ф. Фомичева, Е.В. Оганесян. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 88 с.
38. Хрестоматия по логопедии. / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – С.227-228, 238-243.
39. Чиркина, Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи / Методы обследования нарушений речи у детей / Г.В. Чиркина. – М.: АПН CСCP, 1984. – 236 с.
40. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
41. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – СПб.: Дидактика Плюс, 2001. – 313 с.
42. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 296 с.
43. Шипицина, Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.М. Шипицына // Психолог - педагогическое медико - социальное сопровождение развития ребенка. – СПб., 2011. – С. 15 – 19.
Вопрос-ответ:
Какие особенности нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста?
Особенности нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста включают задержку или отклонения в развитии моторики, нарушение координации движений и уменьшение мышечной силы. Это может проявляться в слабости мышц, трудностях с ходьбой, падениями, затруднениями в выполнении простых движений и т. д.
Как можно охарактеризовать систему помощи детям с ДЦП?
Система помощи детям с ДЦП включает комплексный подход, в который входят медицинское лечение, физическая и речевая реабилитация, психо-педагогическая коррекция и социальная поддержка как самого ребенка, так и его семьи. Важно, чтобы специалисты разных областей работали вместе и учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка.
Какие особенности когнитивных и речевых нарушений у детей с тяжелыми двигательными нарушениями?
У детей с тяжелыми двигательными нарушениями могут быть нарушения в познавательной сфере, такие как задержка интеллектуального развития, трудности с мышлением, вниманием и памятью. Они также могут испытывать трудности с речью, включая задержку речевого развития и нарушения артикуляции и произношения звуков.
Какие особенности нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдаются проблемы с координацией движений, сниженная сила и выносливость мышц, а также нарушения в осанке и затруднения в поддержании равновесия.
Какую психолого-педагогическую характеристику имеют дети с детским церебральным параличом (ДЦП)?
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) часто имеют задержку психомоторного и речевого развития. У них могут быть проблемы с пониманием и использованием языка, а также с вниманием, памятью и решением когнитивных задач.
Существует ли система помощи детям с детским церебральным параличом (ДЦП)?
Да, существует система помощи детям с детским церебральным параличом (ДЦП). Эта система включает в себя комплексный подход к оценке и лечению когнитивных и речевых нарушений у этих детей. Она включает в себя медицинское лечение, физическую реабилитацию, психолого-педагогическую помощь, а также специальные образовательные программы.
Какие особенности когнитивных и речевых нарушений у детей с тяжелыми двигательными нарушениями?
У детей с тяжелыми двигательными нарушениями часто наблюдаются задержки в развитии когнитивных функций, таких как внимание, память, обучаемость и абстрактное мышление. Они также испытывают трудности с речью, включая произношение, понимание и использование языка.
Что может быть причиной когнитивных и речевых нарушений у детей с тяжелыми двигательными нарушениями?
Причиной когнитивных и речевых нарушений у детей с тяжелыми двигательными нарушениями может быть повреждение мозга, которое произошло во время беременности, родов или в раннем детстве. Также могут влиять нарушения опорно-двигательного аппарата, которые могут затруднять нормальное функционирование мозга и развитие когнитивных и речевых навыков.
Какие нарушения могут возникать у детей с тяжелыми двигательными нарушениями?
У детей с тяжелыми двигательными нарушениями могут возникать различные нарушения, связанные с опорно-двигательным аппаратом. Это включает в себя задержку или отставание в развитии двигательных навыков, нарушение координации и равновесия, а также множество других проблем связанных с двигательной функцией.