Прикладные аспекты социальной психологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 28 28 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 21.12.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Социальная психология как наука 5
1.1 Основная характеристика социальной психологии 5
1.2 Задачи социальной психологии 8
1.3 Функции социальной психологии 10
1.4 Методы социальной психологии 11
Выводы по первой главе 12
Глава 2. Прикладное значение социальной психологии 14
2.1 Прикладные исследования в современной науке 14
2.2 Особенности прикладных исследований в социальной психологии 16
2.3 Основные направления прикладных исследований в социальной психологии 18
Выводы по второй главе 25
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 28


Фрагмент для ознакомления

Особенно важно здесь выявить специфику коллективной научной деятельности, понять её природу. При этом можно столкнуться различными трудностями. Например, вклады сотрудников в научную работу могут быть неоднозначными, что затрудняет оценивание их эффективности. В результате может складываться неадекватное представление сотрудников об их успешности. Результатом этого могут быть различные конфликты. В рамках социальной психологии можно осуществить диагностику конкретных ситуаций в каждом коллективе и на основе этого разработать рекомендации, провести консультации с руководителями и отдельными членами коллектива, способствовать повышению осознанности коллектива и чувства удовлетворённости проделанной работой, а также обучение руководителей методам управления с использованием социально-психологических механизмов общения и взаимодействия.
Кроме того, нельзя оставить за рамками прикладных исследований семью. Социальная психология рассматривает семью в качестве примера естественной малой группы, потому много внимания уделяет изучению закономерностей её функционирования и развития. На основе таких исследований можно найти способы построения оптимальных форм взаимоотношений.
Также прикладные исследования в области семьи позволяют обнаружить факторы, влияющие на готовность молодых людей к созданию семьи, и разработать методы подготовки их к браку и совместной жизни.
На базе подобных исследований создаются службы знакомств, которые помогают преодолеть трудности в поиске спутника жизни. И в этой сфере социальная психология тесно сотрудничает с различными государственными и общественными структурами.
Социальная психология помогает установить, какие психологические барьеры мешают людям устанавливать отношения и создавать семью, обеспечить поддержку одиноким людям.
Но, разумеется, прикладные исследования в области семьи касаются не только подготовки к созданию семьи, но и уже сформировавшихся семей. Они помогают регулировать семейные взаимоотношения, решать возникающие конфликты и определять их причины, повышать устойчивость семьи и прочность связей внутри неё. Такие исследования, например, направлены на изучение причин разводов, что позволяет в дальнейшем заниматься их профилактикой и предотвращением. На основе данных, полученных в ходе подобных исследований, могут разрабатываться различные социально-психологические тренинги, а также программы семейных консультаций.
Также изучению подлежат различные установки — например, родительские, а также представления о материнстве и отцовстве. Нередко они бывают оторванными от реальности, из-за чего и возникают семейные проблемы. Особенно это касается представителей молодёжи, у которых нередко материнство и отцовство являются чем-то абстрактным, неопределённым. В результате они не имеют представления о многих функциях и оказываются не готовы к их выполнению. Подобные исследования могут быть использованы в практической работе социально-психологических служб для осуществления, например, просветительской деятельности.
И последняя, но немаловажная область прикладного применения социальной психологии — политика. Это направление также является достаточно новым, оно связано с большим количеством трудностей. В первую очередь — исследований в эту область приглашают не всегда охотно, особенно если дело касается анализа личностей конкретных политических деятелей. Кроме того, политические решения часто принимаются в сжатые сроки, из-за чего исследовать их с точки зрения социальной психологии достаточно сложно. Да и многие данные могут являться засекреченными и потому недоступными для исследования и даже простого наблюдения посторонними. Кроме того, прикладные исследования в сфере политики требуют в том числе высокой политической грамотности. Именно по этим причинам методы работы и исследований в этой области находятся на стадии создания.
Сфера политики также включает в себя анализ общественного мнения, так как это имеет большое значение. Важно знать, как политические, социальные или экономические реалии представлены в массовом сознании в конкретный момент времени.
Кроме того, практическая помощь социального психолога может быть нужна политикам при подготовке политических программ или выступлений. Благодаря такой помощи можно сформировать определённый имидж, который поможет представить политика в наиболее выгодном свете и вызовет в обществе определённый отклик. Также социальная психология позволяет анализировать психологические портреты политиков, что полезно, например, во время переговоров или выборов. На основе полученных в результате такого исследования данных можно разработать свою программу, методы взаимодействия, давления и так далее — в зависимости от конкретных потребностей.тенденции развития социальной психологии в России // Знание. Понимание. Умение. 24.

Выводы по второй главе
В современной науке исследования делятся на фундаментальные и прикладные. Прикладные направлены на практическое применение теоретических знаний, решение практических задач и быстрое внедрение результатов исследования с целью улучшения жизни человека и общества. Чаще всего такие исследования ориентированы на конкретный заказ.
Что касается прикладных исследований в социальной психологии, то они отличаются присутствием элементов субъективности, необходимостью изучать многие объекты в динамике, а также спорностью отдельных результатов. Но всё это не мешает такого рода исследованиям быть эффективными и находить широкое применение в различных сферах жизни общества, которые включают в себя промышленное производство и управление организациями, рекламу и СМИ, образование, борьбу с противоправным поведением, семейные отношения, научную сферу и политику.


Заключение
Социальная психология занимается изучением личности внутри группы, самих групп и особенностей межличностного и межгруппового взаимодействия.
Задачи социальной психологии разнообразны. Она изучает особенности общественных феноменов, условия их возникновения, определяет закономерности, изучает личность в процессе социализации, обеспечивает разностороннее изучение особенностей общественной жизни и их влияние на человека и так далее.
Функции социальной психологии включают в себя методологическую, теоретико-познавательную, мировоззренческую, регулятивную, прогностическую и аксиологическую.
На основе задач и функций социальной психологии можно определить и основные методы, которыми она пользуется — наблюдение, опрос, изучение документов, тестирование, эксперимент.
Все эти особенности социальной психологии позволяют определить её прикладные аспекты, которые направлены на практическое применение теоретических знаний, решение практических задач и быстрое внедрение результатов исследования с целью улучшения жизни человека и общества. В социальной психологии такие исследования отличаются наличием элементов субъективности, необходимостью изучать многие объекты в динамике, а также спорностью отдельных результатов. Но всё это не мешает им быть эффективными и находить широкое применение в различных сферах жизни общества, которые включают в себя промышленное производство и управление организациями, рекламу и СМИ, образование, борьбу с противоправным поведением, семейные отношения, научную сферу и политику.
Прикладные аспекты социальной психологии имеют большое значение в жизни общества, позволяют найти практические и эффективные способы решения и профилактики многих проблем в различных сферах общественной жизни.
Список использованных источников и литературы
Акопов Г.В., Варфоломеева Т.П., Чернышова Е.Л. Социально-психологические аспекты современного образования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. — 2014. — №3. — С. 203-210
Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 384 с.
Вагапова А.Р. Представления о материнстве/отцовстве и родительские установки у молодежи // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. — 2015. — №2 (14). — С. 172-179
Войтик И.М. Социальная психология. — Новосибирск: СибИУ, 2013. — 150 с.
Горбунова М.Ю. Социальная психология. — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 223 с.
Горохов В.Г. Фундаментальные и прикладные исследования, а не фундаментальные и прикладные науки // Эпистемология и философия науки. — 2014. — № 2
Еркина Д.С. Прикладные исследования в области социальных наук: результаты и перспективы // Наука. Инновации. Образование. — 2017. — №2 (24). — С. 30-47
Журавлев А.Л. Современные тенденции развития социальной психологии в России // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — №4. — С. 20-28
Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с.
Лактионова Е.Б. Аналитический обзор основных подходов к психологической экспертизе образовательной среды // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2008. — №68. — С.18-32
Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2010. — 672 с.
Пусько В.С. Взаимосвязь фундаментальных и прикладных исследований в современной науке // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — №4. — С. 68-71
Рогов Е.И. Классическая социальная психология. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 414 с.
Стебаков Д.А. Фундаментальные и прикладные исследования в психологии // Epistemology & Philosophy of Science. — 2014. — №2 (40). — С. 40-43
Сухов А.Н. Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. — №2 (53). — С. 73-74
Рогов Е.И. Классическая социальная психология. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — С. 23
Журавлев А.Л. Современные тенденции развития социальной психологии в России // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — №4. — С. 22
Рогов Е.И. Классическая социальная психология. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — С. 22
Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2010. — С. 17
Рогов Е.И. Классическая социальная психология. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — С. 23
Рогов Е.И. Классическая социальная психология. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — С. 26-27
Рогов Е.И. Классическая социальная психология. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — С. 27-28
Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. — М.: Омега-Л, 2006. — С. 10-11
Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. — М.: Омега-Л, 2006. — С. 11
Горбунова М.Ю. Социальная психология. — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — С. 20-22
Стебаков Д.А. Фундаментальные и прикладные исследования в психологии // Epistemology & Philosophy of Science. — 2014. — №2 (40). — С. 40
Горохов В.Г. Фундаментальные и прикладные исследования, а не фундаментальные и прикладные науки // Эпистемология и философия науки. — 2014. — № 2
Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001. — С. 248-250
Пусько В.С. Взаимосвязь фундаментальных и прикладных исследований в современной науке // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — №4. — С. 68-70
Еркина Д.С. Прикладные исследования в области социальных наук: результаты и перспективы // Наука. Инновации. Образование. — 2017. — №2 (24). — С. 32-34
Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001. — С. 316-317
Еркина Д.С. Прикладные исследования в области социальных наук: результаты и перспективы // Наука. Инновации. Образование. — 2017. — №2 (24). — С. 32-34
Еркина Д.С. Прикладные исследования в области социальных наук: результаты и перспективы // Наука. Инновации. Образование. — 2017. — №2 (24). — С. 40
Войтик И.М. Социальная психология. — Новосибирск: СибИУ, 2013. — С. 132
Войтик И.М. Социальная психология. — Новосибирск: СибИУ, 2013. — С. 134
Войтик И.М. Социальная психология. — Новосибирск: СибИУ, 2013. — С. 136-137
Войтик И.М. Социальная психология. — Новосибирск: СибИУ, 2013. — С. 138
Лактионова Е.Б. Аналитический обзор основных подходов к психологической экспертизе образовательной среды // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2008. — №68. — С. 24-25
Акопов Г.В., Варфоломеева Т.П., Чернышова Е.Л. Социально-психологические аспекты современного образования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. — 2014. — №3. — С. 204
Войтик И.М. Социальная психология. — Новосибирск: СибИУ, 2013. — С. 139-140
Сухов А.Н. Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. — №2 (53). — С. 73
Войтик И.М. Социальная психология. — Новосибирск: СибИУ, 2013. — С. 141-142
Войтик И.М. Социальная психология. — Новосибирск: СибИУ, 2013. — С. 142-143
Вагапова А.Р. Представления о материнстве/отцовстве и родительские установки у молодежи // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. — 2015. — №2 (14). — С. 172-179
Войтик И.М. Социальная психология. — Новосибирск: СибИУ, 2013. — С. 143-144












2

Список использованных источников и литературы
1. Акопов Г.В., Варфоломеева Т.П., Чернышова Е.Л. Социально-психологические аспекты современного образования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. — 2014. — №3. — С. 203-210
2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 384 с.
3. Вагапова А.Р. Представления о материнстве/отцовстве и родительские установки у молодежи // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. — 2015. — №2 (14). — С. 172-179
4. Войтик И.М. Социальная психология. — Новосибирск: СибИУ, 2013. — 150 с.
5. Горбунова М.Ю. Социальная психология. — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 223 с.
6. Горохов В.Г. Фундаментальные и прикладные исследования, а не фундаментальные и прикладные науки // Эпистемология и философия науки. — 2014. — № 2
7. Еркина Д.С. Прикладные исследования в области социальных наук: результаты и перспективы // Наука. Инновации. Образование. — 2017. — №2 (24). — С. 30-47
8. Журавлев А.Л. Современные тенденции развития социальной психологии в России // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — №4. — С. 20-28
9. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с.
10. Лактионова Е.Б. Аналитический обзор основных подходов к психологической экспертизе образовательной среды // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2008. — №68. — С.18-32
11. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2010. — 672 с.
12. Пусько В.С. Взаимосвязь фундаментальных и прикладных исследований в современной науке // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — №4. — С. 68-71
13. Рогов Е.И. Классическая социальная психология. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 414 с.
14. Стебаков Д.А. Фундаментальные и прикладные исследования в психологии // Epistemology & Philosophy of Science. — 2014. — №2 (40). — С. 40-43
15. Сухов А.Н. Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. — №2 (53). — С. 73-74

Вопрос-ответ:

Какие задачи решает социальная психология?

Социальная психология решает разнообразные задачи, связанные с изучением влияния социальных факторов на поведение и межличностные взаимодействия, а также развитием теорий и методов для понимания и объяснения социальных явлений. Она помогает понять, как люди воздействуют друг на друга, как формируются группы и коммуникационные процессы, а также как преодолевать социальные проблемы и конфликты.

Какие функции выполняет социальная психология?

Социальная психология выполняет ряд функций, среди которых можно выделить познавательную функцию (изучение социальной реальности и развитие теорий), прогностическую функцию (предсказание поведения и возможных результатов социальных взаимодействий), диагностическую функцию (анализ межличностных отношений и идентификация проблемных ситуаций), коррекционную функцию (разработка и внедрение методов изменения социального поведения) и развивающую функцию (последовательное развитие собственной научной дисциплины).

Какие методы применяются в социальной психологии?

Социальная психология использует разнообразные методы и инструменты для изучения социальных явлений. Среди них можно назвать наблюдение, эксперимент, опросы, анализ социальных сетей, содержательный анализ, интервью, фокус-группы и другие. Каждый метод имеет свои преимущества и ограничения, и выбор конкретного метода зависит от задач и исследуемого явления.

Какие особенности прикладных исследований в социальной психологии?

Прикладные исследования в социальной психологии ориентированы на решение практических проблем и на поиск конкретных рекомендаций для решения социальных вопросов. Они обычно проводятся на базе реальных ситуаций и включают в себя анализ конкретных групп и индивидуальных практик. Они также могут включать в себя эксперименты, опросы и наблюдение для получения объективных данных.

Какие задачи исследует социальная психология?

Социальная психология исследует широкий спектр задач, связанных с познанием и пониманием социального взаимодействия: формирование представлений о других людях, взаимодействие в группе, конформизм и непослушание, влияние социальной среды на индивида, процессы принятия решений в группе и многое другое.

Какие функции выполняет социальная психология?

Социальная психология выполняет ряд функций, среди которых можно выделить: функцию сознания, функцию приспособления, функцию контроля и функцию прогнозирования. Она помогает нам осознавать и понимать наши социальные связи и взаимодействия, а также помогает нам находиться в гармонии социального окружения.

Какие методы использует социальная психология?

Социальная психология использует различные методы исследования, такие как наблюдение, опросы, эксперименты и анализ архивных данных. Каждый метод имеет свои преимущества и ограничения, поэтому социальные психологи часто комбинируют несколько методов для получения наиболее полной и точной информации.

Какие основные направления прикладных исследований в социальной психологии?

В социальной психологии существует несколько основных направлений прикладных исследований, таких как социальная психология образования, социальная психология здоровья, социальная психология потребления и др. Каждое направление изучает социальные аспекты в конкретной области и предлагает практические рекомендации и решения для улучшения жизни людей.

Какое прикладное значение имеет социальная психология?

Социальная психология имеет огромное прикладное значение, поскольку позволяет лучше понимать и объяснять социальные явления и процессы. Это помогает разрабатывать стратегии коммуникации, улучшать межгрупповые отношения, решать социальные конфликты, улучшать работу коллективов и многое другое. Благодаря социальной психологии мы можем лучше понимать друг друга и строить более гармоничные и конструктивные отношения в обществе.

Какие задачи решает социальная психология?

Социальная психология решает такие задачи, как изучение влияния социальной среды на поведение и мировоззрение человека, анализ причин социальных конфликтов и проблем, разработка и применение практических методов для улучшения социальных взаимодействий и формирования положительного социального климата.

Каково прикладное значение социальной психологии?

Прикладное значение социальной психологии заключается в том, что она даёт возможность применять полученные знания и методы для решения конкретных проблем и ситуаций в различных областях. Социальная психология помогает в разработке эффективных стратегий коммуникации, управления конфликтами, формирования положительной корпоративной культуры, создания эффективных образовательных программ и многих других сферах человеческой деятельности.