Уголовно-правовые,уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные меры предупреждения организованной преступности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 30 30 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 22.12.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1 Организованная преступность: понятие, признаки, причины 4
1.1 Понятие и признаки организованной преступности 4
1.2 Причины организованной преступности 6
Глава 2. Предупреждение организованной преступности 12
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Многие перечисленные меры повторяются в проекте закона «О борьбе с организованной преступностью»,который был принят Государственной Думой, но отклонен Президентом. Указанный законопроект содержит меры уголовно-правового, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного и специально-организационного характера. Предлагается:- создать специализированные подразделения по борьбе с преступностью, помимо существующих в МВД и ФСБ, в органах прокуратуры и полиции; -использовать, осуществляя оперативно-розыскную деятельность, наряду с мерами, которые предусмотрены законом«Об оперативно-розыскной деятельности», такую специальную меру как создание и использование юридических лиц; -привлекать к уголовной ответственности за заведомо ложные показания и заведомо ложный донос подозреваемых или обвиняемых, которые добровольно изъявили желание дать показания в отношении других лиц, проходящих по уголовным делам, связанным с организованной преступностью;-признать источником доказательств сведения, добытые в процессе оперативно-розыскной деятельности;Также в этом законопроекте уделяется много внимания и тонкостям производства по деламоб организованной преступности. В частности, проверке заявлений и сообщений, производству следственных действий, защите участников уголовного судопроизводства.В основе организованной преступности всегда лежит корысть, материальный интерес. Поэтому во многих странах конфискуется противоправно нажитые средства в порядке гражданского судопроизводства, и поэтому здесь не действует презумпция невиновности (Нидерланды, США, Италия). Сообщать о подозрительных финансовых операциях в компетентные органы является обязанностью, что является некоторым нарушением коммерческой тайны. Это говорит о том, что те меры по пресечению организованной преступности, которые были предложены выше, успешно применяются в других странах.Достаточно эффективные меры профилактики организованной преступности предусматривает Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», вступившем в силу с 1 февраля 2002 года.Чтобы проводить профилактику организованной преступности эффективно необходимо вести ее адресно, применять к отдельным субъектам, сферам жизни, куда проникают и функционируют преступные формирования. Это сферы: налогообложения, банковских операций, внешнеэкономической деятельности, процесса приватизации, оборота наркотиков, военно-промышленного комплекса, сделок с цветными и другими ценными металлами, драгоценными камнями.Исходя из этого для предупреждения экономической организованной преступности необходимо планировать и проводить профилактические мероприятия, в частности:-разрабатывать систему декларирования доходов;-унификация финансовых документов, защита их от подделок;-создание единой автоматизированной системы контроля за экспортом стратегически важных сырьевых товаров и государственного реестра участников внешнеэкономической деятельности; -разработка программы мер по предупреждению оттока денежных ресурсов в теневую экономику и финансирование преступных структур;-проводить паспортизацию мест производства и хранения стратегически важных сырьевых ресурсов, драгоценных металлов и камней, денежных хранилищ на регулярной основе; -проводить перерегистрацию негосударственных хозяйственных структур, созданных с использованием государственной собственности, с проверкой при этом источников и законности образования первоначального капитала, обоснованности оценки объектов, переданных им в собственность или в аренду.Разрабатывая систему мер по предупреждению организованной преступности необходимо привлекать предпринимателей, потому как предпринимательство - основной источник приложения сил корыстной организованной преступности. Имеется позитивный опыт работы Комиссии по организованной преступности г. Чикаго (США), которая была создана еще в 1919 году. В ее состав вошли крупныепредприниматели и руководители некоммерческих организаций. Она вела пропагандистскую кампанию против организованной преступности в 30-х годах, и 80-х годах эта область была основной в ее деятельности, чем она и заслужила свою репутацию.Организованная преступность представляет прямую и наибольшую угрозу для национальной безопасности России. Необходимо разработать единый механизм, который обеспечивал бы разработку и координацию исполнения федеральных программ по противодействию организованной преступности. Указом Президента РФ от 18 сентября 1993г. № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации» введены должности помощников глав администрации по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией. В соответствии с этим же Указом, а также Постановлением Правительства РФ от 5 июля 1994 г. № 774 создана правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Сегодня это уже Государственный комитет по контролю за незаконным оборотом наркотиков. Эти субъекты имеют властный ресурс и должны быть координаторами, которые действуют в целях реализации государственной политики в сфере борьбы с организованной преступностью, в том числе с незаконным оборотом наркотиков, представляющий собой один из распространенных видов бизнеса организованных преступных формирований.В систему органов, ответственных за результаты борьбы с организованной преступностью, в настоящий момент входят: -Генеральная прокуратура, МВД РФ; -Федеральная служба безопасности (согласно положению об этой службе ФСБ призвана осуществлять борьбу с терроризмом, с незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями);-Государственный комитет по контролю за оборотом наркотиков;-таможенные органы.К субъектам, которые могут оказывать воздействие на организованную преступность, относятся также органы обороны, внешних экономических связей, служба внешней разведки, Росимимущество, Центральный банк, финансовые и налоговые органы, комитеты по антимонопольной политике, по драгоценным металлам и драгоценным камням, министерства экономики, транспортных путей сообщения, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики и т. д.Ужесточение уголовного наказания еще один вопрос, который необходимо решить, реализуя меры по пресечению организованной преступности. Например, статья 76.2 УК РФ, которая гласит: «Освобождение от уголовной ответственности участников организованных групп и преступных сообществ. Гласит лицо, добровольно прекратившее участие в организованной группе или преступном сообществе и активно способствовавшее пресечению деятельности такой группы (сообщества), раскрытию преступлений, совершенных и (или) планируемых такой группой (сообществом), может быть освобождено от уголовной ответственности за все совершенные им преступления, за исключением особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь». Такие гуманные меры воздействия на участников организованной преступности только поощряют ее развитие. Целесообразно пересмотреть и поощрительные примечания к ст. 210 и ст. 282.1 УК РФ.Действующее законодательство также предусматривает достаточно гуманные виды наказаний за взяточничество (например, приложение 1 к ст. 290 УК РФ), которое, как было описано выше, напрямую влечет за собой рост организованной преступности. Некоторые законотворцы предлагают отнести коррупционные преступления к административным правонарушениям. Этого допустить ни в коем случае нельзя, потому как подобная ситуация приведет к поборам с криминалитета, что усилит их влияние.Таким образом, меры по предупреждению организованной преступности различны, действовать по этой проблеме необходимо системно и комплексно.ЗаключениеПодводя итог исследования, обратим внимание на ключевые аспекты рассмотренной проблемы.Во-первых на сегодняшний день не разработано абсолютно точное понятия организованной преступности, у различных ученых имеются разные формулировки. Необходима такая формулировка, которая отражала бы и уголовно-правовые и криминологические аспекты исследуемого явления. Но, тем не менее, выделены признаки организованной преступности, что позволяет говорить о верном понимании всеми ее сущности.Организованная преступность – это сложное социально явление, которое имеет множество внутренних элементов и взаимосвязей. Организованная преступность представляет собой следствие противоречий в обществе. Причины возникновения организованной преступности могут быть как внутренними, так и внешними.Предупредить организованную преступность возможно только созданием единой предупредительной и правоохранительной системы с общей организацией. Необходимо реализовывать различные меры, которые позволят стабилизировать обстановку в обществе и обеспечат необходимую базу для противодействия организованной преступности. Реализация таких мер – это задача законодателей, работников правоохранительных органов, дипломатов, а также науки, которая разрабатывает теоретические основы борьбы с организованной преступностью.Организованная преступность затрагивает все сферы жизни, хозяйственной деятельности – отношения собственности, сферу обслуживания, банковскую и финансовую сферы. Поэтому задача, которая стоит перед государством это лишение организованной преступности доступа в сферу финансовой деятельности. На сегодняшний день существует много пробелов в законодательстве, которые позволяют организованным преступным группам получать финансирование и легализовывать свои доходы.Искоренение коррупции – также важная мера по предупреждению организованной преступности. Если удастся пресечь взяточничество в таких масштабах, в каких оно существует сегодня, у представителей организованной преступности не будет возможности лоббировать свои интересы во властных структурах.Ужесточение уголовного наказания за организованную преступность – тоже может стать эффективной мерой по предупреждению организованной преступности.Исследования в этой области важны и должны продолжаться. Рано или поздно комплексный подход к данной проблеме позволит добиться эффективных результатов.Список используемой литературыНормативно-правовые акты1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Консультант Плюс2. Уголовныйкодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ3.Указ Президента РФ № 1226 от 14 июня 1994 года «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности»//Консультант Плюс4. Указ Президента РФ от 18 сентября 1993г. № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации»5. Постановление Правительства РФ от 5 июля 1994 г. № 774Учебная и иная литература6. Воронин Ю.А. Транснациональная организованная преступность/ Ю.А. Воронин. - Екатеринбург, 1997.7.Григорьев А.А. Организованная преступность / Сб.: Проблемы, дискуссии, предложения: Круглый стол криминологической ассоциации. - М.: Академа, 2013.8. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М.: Юрид.лит. 1990.9. Гилинский, Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль / Я.И. Гилинский. - М.: Юридический центр Пресс, 2015.10. Дмитриев О.В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяй-ствования / О.В. Дмитриев ; отв. ред. М.П. Клейменов. - М., 2005.11. Кулик В.Б. Организованная преступность как социальное и правовое явление / В.Б. Кулик. - М., 2005.12. Лунеев В.В., Кудрявцев В.Н., Петрищев В.Е.Терроризм и организованная преступность в условиях глобализации13. Номоконов В.А. Административно-правовые проблемы предупреждения коррупционной и организованной преступности // Государство и право.201314. Организованная преступность / Под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. - М.: Академа, 200915.Филипенко, О. А. Обсуждаем актуальные проблемы. Борьба с преступностью / О.А. Филипенко. - Москва: РГГУ, 2015.

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Консультант Плюс
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
3. Указ Президента РФ № 1226 от 14 июня 1994 года «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности»//Консультант Плюс
4. Указ Президента РФ от 18 сентября 1993г. № 1390 «О дополнительных мерах по укреп¬лению правопорядка в Российской Федерации»
5. Постанов¬ление Правительства РФ от 5 июля 1994 г. № 774
Учебная и иная литература
6. Воронин Ю.А. Транснациональная организованная преступность/ Ю.А. Воронин. - Екатеринбург, 1997.
7. Григорьев А.А. Организованная преступность / Сб.: Проблемы, дискуссии, предложения: Круглый стол криминологической ассоциации. - М.: Академа, 2013.
8. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М.: Юрид.лит. 1990.
9. Гилинский, Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль / Я.И. Гилинский. - М.: Юридический центр Пресс, 2015.
10. Дмитриев О.В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяй-ствования / О.В. Дмитриев ; отв. ред. М.П. Клейменов. - М., 2005.
11. Кулик В.Б. Организованная преступность как социальное и правовое явление / В.Б. Кулик. - М., 2005.
12. Лунеев В.В., Кудрявцев В.Н., Петрищев В.Е.Терроризм и организованная преступность в условиях глобализации
13. Номоконов В.А. Административно-правовые проблемы предупреждения коррупционной и организованной преступности // Государство и право.2013
14. Организованная преступность / Под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. - М.: Академа, 2009
15.Филипенко, О. А. Обсуждаем актуальные проблемы. Борьба с преступностью / О.А. Филипенко. - Москва: РГГУ, 2015

Вопрос-ответ:

Какие меры предупреждения организованной преступности существуют?

Существуют различные уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные меры предупреждения организованной преступности. Например, контроль над деятельностью субъектов предпринимательства, поддержка и совместная работа среди правоохранительных органов, международное сотрудничество в борьбе с организованной преступностью и многое другое.

Что такое организованная преступность и какие у нее признаки?

Организованная преступность - это форма преступной деятельности, осуществляемой организованными группами или сообществами с целью получения незаконной выгоды. Основными признаками организованной преступности являются: постоянность и стабильность преступной деятельности, иерархия и дисциплина внутри преступной группировки, специализация и разделение обязанностей, использование насилия и угроз для достижения своих целей и другие.

Какие причины лежат в основе организованной преступности?

Организованная преступность имеет множество причин. Некоторые из них включают недостаточные меры государства по борьбе с преступностью, коррупцию и попустительство властных структур, социальную и экономическую неравенство, безработицу, легкость доступа к оружию и многое другое. Все эти факторы способствуют развитию организованной преступности и ее укоренению в обществе.

Что представляет собой борьба с организованной преступностью по законодательству?

Борьба с организованной преступностью по законодательству представляет собой систему уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных мер, направленных на предупреждение и пресечение организованной преступности. Включает в себя различные действия, такие как проведение оперативно-розыскных мероприятий, осуществление контроля над финансовыми операциями, конфискацию имущества, применение уголовных наказаний и многое другое.

Какие меры предупреждения организованной преступности существуют?

Существует ряд уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных мер предупреждения организованной преступности. К ним относятся: ужесточение уголовно-правовой ответственности за преступления, связанные с организованной преступностью; расширение полномочий правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью; совершенствование уголовно-процессуальных норм, касающихся расследования организованной преступности; использование оперативно-розыскных мероприятий; укрепление системы уголовно-исполнительных мер и т.д.

Что такое организованная преступность?

Организованная преступность - это специфическая форма преступного общества, которая характеризуется наличием устойчивых организационных структур, длительными и систематическими преступными действиями и высокой степенью профессионализма ее участников. Организованная преступность часто связана с противоправным бизнесом, контрабандой, наркотрафиком, оружейной торговлей и другими видами преступной деятельности.

Какие признаки характеризуют организованную преступность?

Организованная преступность можно определить по ряду признаков. Во-первых, это наличие высокоорганизованной структуры, включающей лидеров, подчиненных, специалистов и т.д. Во-вторых, это систематические и длительные преступные действия, которые совершаются с целью получения прибыли или власти. В-третьих, это высокая степень профессионализма и специализации участников преступной группировки. В-четвертых, это международный или межрегиональный характер деятельности группировки. Это лишь некоторые основные признаки, по которым можно определить организованную преступность.

Какие меры предупреждения организованной преступности существуют?

Существует несколько мер предупреждения организованной преступности, включая создание специализированных правоохранительных органов, ужесточение уголовного преследования организованной преступности, а также сотрудничество правоохранительных органов различных стран в борьбе с этим видом преступности.

Что такое организованная преступность и какие у нее есть признаки?

Организованная преступность - это сложная система, включающая организованные группы или структуры, которые специализируются в совершении серьезных преступлений. Основными признаками организованной преступности являются постоянство, высокая степень организации и координации, применение специальных знаний и навыков, а также наличие хозяйственных интересов и связей в различных сферах общества.

Какие причины лежат в основе организованной преступности?

Организованная преступность имеет различные причины, но основными из них являются экономические факторы, неэффективность правоохранительной системы, недостаточная власть государства, коррупция, наличие рынка для незаконной деятельности и снижение стандартов морали и этики в обществе.

Какие меры предупреждения организованной преступности предлагает проект закона "О борьбе с организованной преступностью"?

Многие меры предупреждения организованной преступности, предлагаемые в проекте закона "О борьбе с организованной преступностью", повторяются уже существующими мерами. Это включает создание специализированных правоохранительных органов, ужесточение уголовного преследования, сотрудничество с другими странами и принятие мер по пресечению коррупции и незаконных хозяйственных интересов.