Особенности развития диалоговой речи младших школьников на уроках иностранного(немецкого) языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 29 29 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 23.01.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО (НЕМЕЦКОГО) ЯЗЫКА 6
1.1 Значение диалогических умений в становлении иноязычной речи 6
1.2 Структура диалогических умений учащихся младшего школьного возраста на уроках иностранного (немецкого) языка 9
1.3 Методики обучения диалоговой речи для младших школьников 11
ГЛАВА 2: ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО (НЕМЕЦКОГО) ЯЗЫКА 17
2.1 Цель и задачи опытно-практической работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста на уроках иностранного (немецкого) языка 17
2.2 Алгоритмы работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27




Фрагмент для ознакомления

Одна карточка с изображением верхней части животного, другая – нижней части. Но эти части будут от разных животных. Ваша задача - вступая в разговор друг с другом, найти нужную часть животного. Общаться нужно на немецком языке, задавать вопросы. Для вас подготовлены помощники-образцы, посмотрите на доску.Разговор может быть следующего содержания:- GutenMorgen!- Hаllo! - Was dein Tier kann? - Mein Tier kannlaufenschnell?- Ist das ein Tiger?- Ja! (nein).Один задает наводящий вопрос о животном, а другой отвечает. Кто найдет нужную часть и соберет животное, тот садится на свое рабочее место. Так вы превратите выдуманное животное в настоящее.Учитель: Вот, ребята, каждый из вас получил по две карточки, из которых у вас получились выдуманные животные. Lehrerin: Lena, frageNatascha, was ihr Tier kann?Таким образом, по итогам второй ролевой игры, можно констатировать, что количество реплик учащихся в среднем было три-четыре, а то и пять. Не было тех, кто не сказал ничего. Все учащиеся собрали животное предварительно запросив информацию у других учащихся. Каждый принял участие в игре. Была очень положительная эмоциональна атмосфера. Учащиеся правильно реагировали на реплики, поставленная коммуникативная задача была решена. Малая ролевая игра на тему «Помоги животному».Цель: развивать умение поддержать диалог, на ранее изученную тему с минимальным количеством опор.Оборудование: маски животных Опоры на доске для использования во время игры: - Magst du …? - Bist du…? - Nimm … (der Ball, die Mohrrube, die Tablette).- Gib...Ходигры:Lehrerin: GutenMorgen, Kinder!Kinder: GutenMorgen, N.S.!Учитель: ребята, сегодня нам предстоит ролевая игра «Животное заболело». Вы получите маски животных для исполнения этих ролей. Для того, чтобы вылечить животное вы должны узнать о нем как можно больше: Какое оно? Что оно любит? Что умеет делать. Все это вы уже научились говорить. Учитель: итак, ребята, наши животные выздоровели, благодаря вашим стараниям и умениям. По итогам третьей малой ролевой игры, следует отметить, что большинство учеников класса запомнили и научились правильно вести диалог в рамках установленной темы и задания. Всем участникам было интересно поучаствовать, показать свои знания. Цель была достигнута.Очень важно правильно провести заключительный этап урока. Картину даже удачно прошедшего урока может испортить неправильно построенный последний этап. Ребенок должен ощутить прогресс своих знаний, у него должно появиться желание прийти снова на урок немецкого языка. Придается большое значение заключительному этапу урока. Даже если весь урок прошел удачно, именно последний этап должен вызвать у ребенка ощущение прогресса в своих знаниях, желание прийти еще раз на урок немецкого языка. По итогам игры каждый учащийся получил медаль за участие и старания.В заключение, после реализации данной методики проводилась работа, направленная на актуализацию сформированного опыта общения, стимулирование проявления речевых умений. Данная работа осуществлялась с ориентацией на интересы детей.В процессе формирующего эксперимента было организованно педагогическое наблюдение, результаты которого занесены в протоколы. Данное наблюдение показало, что дети активно принимали участие в предложенных играх, в целом отмечалось снижение конфликтности и психологический климат в классе становился более благоприятным.Учащиеся, у которых на констатирующем этапе эксперимента был диагностирован низкий уровень сформированности диалогической речи, стали заметно активнее общаться со сверстниками, более развёрнуто отвечать на вопросы учителя. Так, например, Артём Ю., которого характеризовали как замкнутого ребёнка, не отвечающего на уроках, стал со временем поднимать руку, задавать вопросы учителю и включаться в общение с одноклассниками.Кроме того, дети уже самостоятельно некоторые из игр организовывать в своей самостоятельной игровой деятельности, на переменах и в группе продлённого дня.Как показал формирующий эксперимент, данная методика не требует технических и материальных затрат, специальной подготовки учителя, основана на открытом общении педагога с детьми и детей друг с другом.Таким образом, предложенная в исследовании методика показала в ходе формирующего этапа эксперимента свою практичность и может быть использована в практике начальной школы. Насколько же она эффективна для формирования диалогической речи и достигнута ли поставлена цель, можно судить по результатам контрольного этапа экспериментальной работы, описанным в следующем параграфе.По итогам урока, стал заметен более высокий уровень развития диалогической речи на немецком языке в рамках темы как лексической, так и грамматической, учащиеся могут теперь сказать гораздо больше фраз, следовательно, повысился словарный запас.Кроме того, ролевые игры помогают формировать и развивать у младших школьников такие качества как коллективизм, общительность. Подводя итог по проведению малых ролевых игр, можно отметить, что с каждой ролевой игрой интерес учащихся возрастал. Если вначале дети с опаской принимали участие, стеснялись, то в дальнейшем их заинтересованность возросла, они стали вести себя более уверенно, стараться говорить больше по заданной ситуации на немецком языке. Многие с удовольствием говорили на немецком. При появлении языковых трудностей учащимся помогали одноклассники, реже учитель.ЗАКЛЮЧЕНИЕГоворение является явлением сложным, особенно если речь идет об иностранном языке. Это явление представляет собой устную форму общения.Цель обучения говорению – развитие способностей у обучающихся реализовывать устное речевое общение в различных ситуациях.Для того, чтобы научиться свободно владеть иностранным языком необходимо уметь реагировать на различные ситуации окружающей нас действительности. Поэтому основной целью обучения иностранному языку в школе является овладение учащимися иностранным языком как способом общения и формирование коммуникативной компетенции. Диалогическая речь представляет собой процесс общения двух лиц и является одной из основных форм речевого общения. С точки зрения напряженности внимания и разнообразия речевых образцов, этот вид речи сложнее, чем монологическая речь. Однако для обучения иноязычной устной речи этот диалог наиболее предпочтителен, так как помогает решить коммуникативную задачу намного быстрее. Ученики лучше запоминают языковой материал. Диалогическая речь имеет не только коммуникативные, но и лингвистические, и психологические особенности. Эта речь характеризуется спонтанностью, обращенностью, эмоциональностью, состоит из стимулирующих и реагирующих реплик.Для более успешного процесса обучения диалогическая речь должна проявляться в разнообразных упражнениях, играх, которые использует учитель на уроке, так как для младшего школьника игра – это форма организации его жизнедеятельности. Именно благодаря применению этой формы, учитель добьётся наилучшего результата в освоении языкового материала учащимися. В данной курсовой работе опытно-экспериментальным путем было доказано, что ролевая игра дает положительный эффект в процессе формирования диалогических навыков у учащихся начальной школы, так как качественный показатель знаний после проведения уроков с применением ролевых игр как способа выражения диалогической речи заметно вырос. Прежде чем включить ролевую игру в учебный процесс необходимо тщательно продумать сюжет игры, роли; выбор роли можно осуществлять по желанию либо применять считалочки; различного типа наглядности, костюмы, атрибуты помогут школьникам погрузиться в обстановку реальной действительности; в конце игры следует оценить и поощрить каждого ученика для дальнейшей стимуляции к учебной деятельности. Ролевая игра стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность школьников начальных классов, а главное на освоение языкового материала, создают положительную эмоциональную атмосферу, способствуют сплоченности учащихся.На начальном этапе обучения дилогической речи на определенную тему, лучше использовать опоры. Опоры несут в себе большой потенциал, являются средством мотивации интереса учащихся к иностранному языку.А после изучения и применения новых фраз, опоры можно исключить, результат будет «на лицо». Эффективное использование опор доказывает разработанная система ролевых игр с их применением, представленная в курсовой работе. Также, согласно поставленной цели, были решены задачи: была изучена литература по проблеме исследования, была дана характеристика диалогической речи, были раскрыты цель и содержание диалогической речи на начальном этапе обучения иностранному языку, была изучена методика обучения диалогической речи.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Абанина Н.В. Ролевые игры на уроках в младших классах с углубленным изучением немецкого языка//Иностранные языки в школе. –1997. – № 1.2. Бабинская П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков / Чепик И. В. Будько А. Ф., Андреасян И. М., Леонтьева Т. П., Бабинская П. К. – СПб: Тетрасистемс, 2009. – 288 с.3. Бим И.Л. Немецкий язык: рабочие программы. Предметная линия учебников И. Л. Бим. 2-4 кл. / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.4. Вайсбурд М.Л. Использование учебно–речевой ситуации при обучении устной речи на иностранном языке / М.Л. Вайсбурд. – Обнинск: Титул, 2001. – 126 с.5. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие / З.Н. Никитенко, Н.Д. Гальскова. – М.: Айрис-пресс, 2007.– 240 с.6. Гальскова Н.Д. Немецкий язык: Книга для учителя/ Н.И. Гез, Н.Д. Гальскова. – М.: Дрофа, 2002. – 80 с.7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: ИЯ как учебный предмет; Методические основы и др.: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М: Аркти, 2004. – 192 с.8. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации//Иностранные языки в школе. – 1995. – № 4. 9. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие / О.М. Казарцева. – М.: Флинта и Наука, 1999. – 496 с.10. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи//Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3. 11. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие / Я. М. Колкер, Е.С.Устинова, Т. М. Еналиева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.12. Концепция коммуникативного" обучения иноязычной культуре в средней школе [Текст]: пособие для учителей / под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. – М.: Просвещение, 1993. – 127 с.13. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / Конышева А.В. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.14. Лебедева Г.Н. Современный урок немецкого языка: уроки мастерства / Г.Н. Лебедева. – М.: Планета, – 2011. – 240 с.15. Ляховицкий, М. В. методика преподавания иностранных языков: учебное пособие / М. В. Ляховицкий. – М.: Высшая школа, 1981. - 159с.16. Михайлов Л.М. Грамматика немецкой диалогической речи: учебное пособие для студентов институтов и факультетов иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1986. – 110 с.17. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / под ред. Е.А. Маслыко. - Минск: «Высшая школа», 2001. – 315 с.18. Обновление содержания языкового образования: иностранные языки (Материалы Всероссийской научно-практической конференции). –Москва–Абакан, 2005. 19. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие / А.П. Панфилова. – СПб, 2001. – С. 26.20. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – М. : Рус. яз., 1989. – 276 с.21. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст] / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 1989. – 223 с.22. Перкас С. В. Учебный диалог на уроках английского языка//Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5. 23. Примерные программы обучения и официальные требования к уровню подготовки учащихся начальной, основной и старшей школы: – М., «Астрель», 2006. – 379 с.24. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Т.Е. Сахарова, Ф.М. Рабинович, Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 1991. С. 42–44.25. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / под ред. В.Д. Черняк. – М. – СПб, 2002.– с. 4.26. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2001.– 239 с.27. Столяренко Л.Д. психология делового общения и управления. Серия «Учебники XXI века» / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д, 2001. – С. 29–31.28. Филатов В.М. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам: учебное пособие для пед. колледжей, языковых педвузов / Г.Е. Филатова, В.М. Филатов. – Ростов на/Дону: АНООН, 2004. – 416 с. 29. Филатов В.М. Ролевые игры на занятиях по иностранному языку в начальных классах школы / Класс. – 1995. – № 4. 30. Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранному языку в средней школе / С.Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1986. – 223 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абанина Н.В. Ролевые игры на уроках в младших классах с углубленным изучением немецкого языка//Иностранные языки в школе. –1997. – № 1.
2. Бабинская П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков / Чепик И. В. Будько А. Ф., Андреасян И. М., Леонтьева Т. П., Бабинская П. К. – СПб: Тетрасистемс, 2009. – 288 с.
3. Бим И.Л. Немецкий язык: рабочие программы. Предметная линия учебников И. Л. Бим. 2-4 кл. / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.
4. Вайсбурд М.Л. Использование учебно–речевой ситуации при обучении устной речи на иностранном языке / М.Л. Вайсбурд. – Обнинск: Титул, 2001. – 126 с.
5. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие / З.Н. Никитенко, Н.Д. Гальскова. – М.: Айрис-пресс, 2007.– 240 с.
6. Гальскова Н.Д. Немецкий язык: Книга для учителя/ Н.И. Гез, Н.Д. Гальскова. – М.: Дрофа, 2002. – 80 с.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: ИЯ как учебный предмет; Методические основы и др.: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М: Аркти, 2004. – 192 с.
8. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации//Иностранные языки в школе. – 1995. – № 4.
9. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие / О.М. Казарцева. – М.: Флинта и Наука, 1999. – 496 с.
10. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи//Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3.
11. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие / Я. М. Колкер, Е.С.Устинова, Т. М. Еналиева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
12. Концепция коммуникативного" обучения иноязычной культуре в средней школе [Текст]: пособие для учителей / под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. – М.: Просвещение, 1993. – 127 с.
13. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / Конышева А.В. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
14. Лебедева Г.Н. Современный урок немецкого языка: уроки мастерства / Г.Н. Лебедева. – М.: Планета, – 2011. – 240 с.
15. Ляховицкий, М. В. методика преподавания иностранных языков: учебное пособие / М. В. Ляховицкий. – М.: Высшая школа, 1981. - 159с.
16. Михайлов Л.М. Грамматика немецкой диалогической речи: учебное пособие для студентов институтов и факультетов иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1986. – 110 с.
17. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / под ред. Е.А. Маслыко. - Минск: «Высшая школа», 2001. – 315 с.
18. Обновление содержания языкового образования: иностранные языки (Материалы Всероссийской научно-практической конференции). –
Москва–Абакан, 2005.
19. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие / А.П. Панфилова. – СПб, 2001. – С. 26.
20. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – М. : Рус. яз., 1989. – 276 с.
21. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст] / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
22. Перкас С. В. Учебный диалог на уроках английского языка//Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5.
23. Примерные программы обучения и официальные требования к уровню подготовки учащихся начальной, основной и старшей школы: – М., «Астрель», 2006. – 379 с.
24. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Т.Е. Сахарова, Ф.М. Рабинович, Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 1991. С. 42–44.
25. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / под ред. В.Д. Черняк. – М. – СПб, 2002.– с. 4.
26. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2001.– 239 с.
27. Столяренко Л.Д. психология делового общения и управления. Серия «Учебники XXI века» / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д, 2001. – С. 29–31.
28. Филатов В.М. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам: учебное пособие для пед. колледжей, языковых педвузов / Г.Е. Филатова, В.М. Филатов. – Ростов на/Дону: АНООН, 2004. – 416 с.
29. Филатов В.М. Ролевые игры на занятиях по иностранному языку в начальных классах школы / Класс. – 1995. – № 4.
30. Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранному языку в средней школе / С.Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1986. – 223 с.


Вопрос-ответ:

Какое значение имеют диалогические умения в развитии иноязычной речи младших школьников?

Диалогические умения играют важную роль в становлении и развитии иноязычной речи учащихся младшего школьного возраста. Они позволяют детям учиться активно общаться на иностранном языке, практиковать свои языковые навыки и развивать способность к общению с другими людьми.

Какова структура диалогических умений учащихся младшего школьного возраста на уроках иностранного немецкого языка?

У детей младшего школьного возраста диалогические умения формируются на трех уровнях: межличностном, функциональном и структурном. На межличностном уровне речевая деятельность направлена на установление и поддержание контакта с собеседником, на функциональном уровне учащиеся учатся обозначать свои потребности и просить о помощи на иностранном языке, а на структурном уровне дети учатся использовать различные грамматические конструкции и языковые средства для организации диалога.

Какие методики можно использовать при обучении диалогической речи младших школьников на уроках иностранного немецкого языка?

В обучении диалогической речи младших школьников на уроках иностранного немецкого языка можно применять разные методики, такие как ролевые игры, игры с карточками, работа в парах или группах, использование аутентичных материалов и прочие. Эти методики позволяют создать условия для практики диалогической речи, активизации лексических и грамматических навыков учащихся и развития их коммуникативных компетенций.

Какая специфика применения диалогической речи на уроках иностранного немецкого языка?

Применение диалогической речи на уроках иностранного немецкого языка имеет свою специфику. Важно создавать ситуации, которые мотивируют детей к активному участию в диалоге и практике иностранного языка. Также необходимо учитывать уровень языковой подготовки учащихся, использовать разнообразные учебные материалы и методики, а также обеспечивать соответствие содержания урока возрастным особенностям детей и целям обучения.

Зачем развивать диалоговую речь у младших школьников на уроках иностранного немецкого языка?

Развитие диалоговой речи у младших школьников на уроках иностранного немецкого языка имеет большое значение, поскольку позволяет им активно использовать полученные знания и навыки в практической коммуникации. Диалогические умения способствуют формированию иноязычной речи и повышению коммуникативной компетенции учащихся.

Какие структурные элементы включает в себя система диалогических умений младших школьников на уроках иностранного немецкого языка?

Система диалогических умений младших школьников включает в себя не только умения понимать иноязычную речь, но и умения выражать свои мысли и идеи на иностранном языке, умения слушать и осознавать собеседника, а также умения реагировать на заданные вопросы и взаимодействовать в диалоге.

Какое значение имеют методики обучения диалогической речи для младших школьников?

Методики обучения диалогической речи для младших школьников имеют большое значение, поскольку помогают развивать коммуникативные навыки, улучшают понимание речи на иностранном языке, активизируют использование грамматических конструкций и лексических единиц, способствуют формированию речевой активности и уверенности в общении.

Какие методы и приемы используются при формировании диалогической речи у младших школьников?

При формировании диалогической речи у младших школьников используются различные методы и приемы, такие как игровые ситуации, ролевые игры, драматизация, использование аутентичных материалов, аудирование и аудирование текстов на иностранном языке, работа с аудиозаписями и видеоматериалами, создание ситуаций коммуникативного общения и многое другое. Эти методы и приемы позволяют создать обстановку активного и познавательного общения на иностранном языке.

Зачем развивать диалогическую речь у младших школьников на уроках иностранного немецкого языка?

Развитие диалогической речи у младших школьников на уроках иностранного немецкого языка имеет большое значение, так как это способствует формированию иноязычной речи и общения на иностранном языке.