3. Психология личности 4. Психология эмоциональных отношений
Заказать уникальный реферат- 43 43 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 23.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие личности в психологии 4
1.1 Специфика психологического подхода к пониманию личности 4
1.2 Социально-психологические аспекты социализации личности 6
1.3 Влияние социально-психологических факторов на социализацию личности 8
2. Теории личности 10
2.1 Психология личности Б. Г. Ананьева 10
1.2 Теория личности А.В. Петровского 12
2.3 Теория личности К. Хорни 13
Заключение 17
Список использованных источников 18
___________________
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Классификация и виды эмоций. Нормальное развитие эмоциональной сферы человека 5
Глава 2. Нарушение в развитии эмоциональной сферы 15
Глава 3. Психотерапевтическая работа с нарушениями в эмоциональной сфере 18
Заключение 22
Список использованных источников 24
В норме подлинность «образа Я» обусловлена его познавательным компонентом, т. е. со знаниями человека о себе самом, отражающие его действительные способности и потребности. Многое еще зависит от отношения к самому себе и естественно оно должно быть позитивным. К. Хорни выделила следующие «образы Я»:1) «Я» реальное;2) «Я» идеальное;3) «Я» в глазах других людей. Здоровье человека зависит от того в какой мере все три «образа Я» совпадают между собой. Только в случае полного совпадения можно заключить, что личность нормально развивается и устойчива к неврозам.Согласно концепции личности К. Хорни человек оставаясь наедине с собой, игнорирует мнения окружающих людей, будучи разочарованным в людях. Тем самым, у него вырабатывается психологическая защита, направленная против общества. Кроме психологической защиты у человека начинают формироваться невротические желания и потребности, например, потребность, жить ограничив себя узкими рамками, желание быть самостоятельным и независимым, желание достичь совершенства и недосягаемости. Такой человек старается проживать свою жизнь незаметно для других и независимо от них. Он боится критики со стороны людей и поэтому надевает на себя маску неприступности, а на самом деле находится в постоянном напряжении и чувствует себя неуверенным. В конце концов, такая жизнь приводит человека к полной изоляции и к глобальному одиночеству. Все было бы хорошо, но его одиночество причиняет ему боль и очень тяжело переносится, из-за чего у него запускается механизм невротического развития [1].Такой человек может совершить попытку избежать развития невроза путем агрессивных действий. Например, силой навязать свое «Я» некой группе. К сожалению, такие попытки оканчиваются очень плохо. Это объясняется тем, что у человека начинают формироваться другие невротические желания и потребности, как например желание эксплуатировать людей находящихся в группе, быть лидером и потребность в личных достижениях любой ценой. Даже если люди, состоящие с ним в одной группе, уважают его, хвалят и выполняют все его требования, то все равно ему кажется это недостаточным. Поэтому они пытаются перенести свое влияние из малой группы на большую, т.к. они хотят больше власти и доминирования. Ведь, по их мнению, именно эти качества являются доказательством их подлинности [2]. Может наблюдаться и другой вариант. Человек может проявлять психологическую защиту путем стремления к другому. Стремясь к другому, человек, тем самым, пытается преодолеть свое тревожное состояние. Подчиняясь другому, человек надеяться, что тот в ответ на его конформизм не заметит не подлинность его «Я». В этом случае у человека развиваются невротические желания и потребности, например, потребность в привязанности, желание получить одобрение, потребность заполучить партнера, который бы стал ему «мамочкой» или «папочкой», т.е. проявлял заботу о нем, желание, чтобы им восторгались, желание стать престижным. Как и все вышеописанные невротические желание и потребности они не могут быть реализованы в полной мере и не могут в полной мере, удовлетворены. Получив один раз одобрение, признание или восхищение со стороны другого он стремится получать все больше и больше признаний и одобрений. Это объясняется страхом остаться одному и быть не признанным другим. Такими людьми очень тяжело переносится одиночество, они испытывают панику от мыслей, что их покинут и им не с кем будет пообщаться. Таким образом, они живут в постоянном напряжении, которое, в свою очередь, провоцирует невротическое развитие [1]. Согласно К. Хорни, трансцендентное связано у человека с его идеальным-«Я». Идеальное-«Я» - это такой человек, которого мы представляем в своих фантазиях, такой человек какими мы хотели бы быть или какими мы бы хотели казаться в глазах других людей. Идеальное-«Я» еще с детского возраста начинает собою замещать образ Подлинное-«Я». В ситуациях когда у ребенка возникают препятствия, которые он не может преодолеть и которые мешают ему проявлять собственное Подлинное-«Я», то тогда Идеальное-«Я» его постепенно вытесняет, а вместе с ним и все прежние живые и непосредственные желания и потребности в глубины бессознательного. Таким образом, место Подлинного-«Я» занимает Идеальное-«Я». Данное явление может развиваться по причине того, что ребенок, недополучает любовь и заботу, в которой он нуждается в этом возрасте или его отвергают и обижают сверстники. Тогда он с головой уходит в свои фантазии, в которых пытается спрятаться от враждебного окружения. В своих фантазиях он является полной противоположностью того, что он представляет в реальности. Например, он там не унижен, а, наоборот, уважаем и величественен, он не слабак, а, наоборот, всесилен и обладает могуществом. Сначала он понимает, что это всего лишь его фантазии, но постепенно начинает верить в свои воображаемые фантастические представления о самом себе. Таким способом он компенсирует свои страхи и обиды. Основной же функцией таких фантазий является демонстрация своим обидчикам, которые над ним смеялись, того, что он на самом деле, по его мнению, из себя представляет. В результате у человека формируется чувство гордыни и собственного превосходства над другими. Однако он не замечает, что все больше отстраняется, как от Реального-«Я», так и от когда-то вытесненного Подлинного-«Я». Противоречия между реальным и подлинным «Я» идеальному «Я» выливается в самообвинения и, в конечном счете, в самопрезрение [1].ЗаключениеСуществует три подхода к пониманию личности: биологический, социологический, индивидуально-психологический и социально-психологический. Индивид изучается такими научными отраслями как психогенетика, психофизика, дифференциальная психология. Человек – это понятие, относящиеся к биосоциальной сфере и намного шире понятия «личность». Личность – это сознательный человек. Особое место в социальной психологии уделяется развитию «Я»-концепции в социальном мире. На формирование «Я»-концепции влияют следующие факторы: роли, социальная идентичность, социальные сравнения, успехи и неудачи, оценки и суждения, культура. Социализация – это накопление в течение жизни социальных ролей, норм и ценностей общества к которому он принадлежит. Важнейшую роль в процессе социализации играет психологическая и педагогическая социализация. Содержанием психологической социализации является: 1) появление и развитие у личности базовых социальных ценностных свойств; 2) возникновение и развитие социально-психологических свойств при соприкосновении с социальной средой; 3) психологическое развитие при педагогической социализации – это образованность, воспитанность, умения личности. Механизм социализации: 1) имитация или подражание; 2) идентификация; 3) руководство.Социально-психологические факторы объединяются в две группы: 1) социальные; 2) индивидуально-личностные. в социальной психологии принято учитывать вместе с объективными показателями и идентичность. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики состоит из нескольких этапов: 1) оформления договора; 2) формирование авторского коллектива; 3) разработка программы обследования объекта и предмета; 4) подготовка к сбору данных; 5) сбор первичных данных; 6) обработки и анализа полученных данных; 7) анализа и обобщения данных.Психодиагностические средства подразделяются на две группы: формализованные и малоформализованные. К формализованным относятся тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методики. К малоформализованным относятся наблюдение, опрос, интервью, контент-анализ. Список использованных источниковАдцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 512 с. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2008. - 134 с..Андреева Г,М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 366 с.Клонингер С. Теории личности: познание человека. - СПб.: Питер, 2003. – 720 с.Логинова Н.А. Антропологическая психология Б.Г. Ананьева. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. - №2, 2011. – С. 116-127.Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.Петровский А.В. Быть личностью. – М.: Педагогика, 1990. – 112 с. Реан А.А. Психология личности. – Спб.: Питер, 2016 - 288 с.Слотина Т. В. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Изд. центр Академия, 2001.- 600 с.Столяренко С.Д. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 219 с.Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Айрис-Пресс, 2004. - 464 с.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Айрис-Пресс, 2004. - 464 с.
1. Адцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 512 с.
2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 134 с..
3. Андреева Г,М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 366 с.
1. Клонингер С. Теории личности: познание человека. - СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
2. Логинова Н.А. Антропологическая психология Б.Г. Ананьева. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. - №2, 2011. – С. 116-127.
4. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.
3. Петровский А.В. Быть личностью. – М.: Педагогика, 1990. – 112 с.
4. Реан А.А. Психология личности. – Спб.: Питер, 2016 - 288 с.
5. Слотина Т. В. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
5. Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Изд. центр Академия, 2001.- 600 с.
6. Столяренко С.Д. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 219 с.
6. Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с.
7. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Айрис-Пресс, 2004. - 464 с.
8. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Айрис-Пресс, 2004. - 464 с.
__________________________
Список использованных источников
1. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия.Т.35. – М., 1964. – С. 339.
2. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.
3. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – Спб: Питер, 2001. – 320 с.
4. Джемс У. Научные основы психологии. – Мн.: Харвест, 2003. – 528 с.
5. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2011. – 461 с.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с.
7. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология (11 издание) – СПб., 2004. – 1166 с.
8. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2004. - 553 с.
9. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. – М.: Академия 2007. – 144 с.
10. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: МГУ, 1971. – 40 с.
11. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
12. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
13. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология и психотерапия. — СПб.: Питер, 2012. — 944 с.
14. Психология эмоций. Тексты. / Ред. Вилюнас В., Гиппенрейтер Ю. – М.: Издательство МГУ, 1984 – 288 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
16. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — 215 с.
17. Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика. - М. : Академия, 2002. – 368 с.
18. Тиганов А.С. Общая психопатология. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 128 с.
19. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – Спб.: Питер, 2002. – 352 с.
20. Харитонов С. В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. - М. : Психотерапия, 2009. – 173 с.
21. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – Спб.: Питер, 2013. – 336 с.
22. Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с.
Вопрос-ответ:
Какое понятие личности используется в психологии?
В психологии понятие личности относится к уникальным индивидуальным характеристикам каждого человека, включая его мысли, чувства и поведение.
Какие социально-психологические факторы влияют на социализацию личности?
Социально-психологические факторы, такие как семья, образование, культура, социальная среда, влияют на социализацию личности, формируя ее ценности, нормы и поведенческие модели.
Какие теории личности есть в психологии?
В психологии существует множество теорий личности. Некоторые из них включают теорию личности Б.Г. Ананьева, теорию личности А.В. Петровского и теорию личности К. Хорни.
Какую специфику имеет психологический подход к пониманию личности?
Психологический подход к пониманию личности фокусируется на исследовании индивидуальных психологических процессов, таких как мышление, чувства и поведение, и их взаимодействие в формировании уникальных характеристик личности.
Какие психологические аспекты социализации личности существуют?
Психологические аспекты социализации личности включают в себя формирование самооценки, установление социальных ролей, развитие эмоциональной сферы, усвоение социальных норм и ценностей, а также развитие коммуникативных навыков.
Что такое личность в психологии?
Личность в психологии - это совокупность психических и физических особенностей человека, которые определяют его индивидуальность и взаимодействие с окружающим миром.
Какие аспекты социализации личности рассматриваются в психологии?
В психологии рассматриваются различные аспекты социализации личности, такие как социальные роли, социальные нормы, социальные отношения и другие социально-психологические факторы, которые оказывают влияние на формирование личности.
Какие теории личности существуют в психологии?
В психологии существует множество теорий личности, в том числе теория личности Б.Г. Ананьева, теория личности А.В. Петровского и теория личности К. Хорни.
В чем заключается специфика психологического подхода к пониманию личности?
Специфика психологического подхода к пониманию личности заключается в изучении внутреннего мира человека, его психических процессов и поведения, а также в поиске объяснений и понимании факторов, влияющих на формирование и развитие личности.
Какие источники влияния на социализацию личности рассматриваются в психологии?
В психологии рассматриваются различные источники влияния на социализацию личности, такие как семья, общество, окружающая среда, культура и другие социально-психологические факторы.
Что такое понятие личности в психологии?
Понятие личности в психологии описывает уникальные особенности индивидуальности человека, включая его характеристики, поведение, мотивации и эмоции.
Какие социально-психологические факторы влияют на социализацию личности?
Социально-психологические факторы, такие как семья, образование, религия и культура, играют важную роль в процессе социализации личности. Они могут влиять на формирование ценностей, установок и норм поведения у индивида.