5. Психодиагностика 6. Психология развития и возрастная психология
Заказать уникальный реферат- 38 38 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 23.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие психодиагностики 4
2. Задачи психодиагностики 6
3. История психодиагностики 7
4. Процедура психологической диагностики 9
5. Классификация психодиагностических методик 15
Заключение 21
Литература 22
Содержание
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы психологии развития и возрастной психологии 4
2. Методы исследования возрастной психологии 5
3. Периодизация возрастов 10
Заключение 15
Литература 16
«Явные» методы предполагают задания, содержание которых «прозрачно». «Скрытые» (маскированные) методы включают в себя задания, направленность которых неочевидна обследуемому. Очевидно, что две последние классификации (по уровню адресата стимульного материала и постепени очевидности целей исследования) схожи. Методы, обращенныек сознанию («прямые» по Г.У. Олпорту) являются «явными». Методы, адресованные к бессознательному, (так называемые «непрямые») предполагают задания, смысл которых неочевиден для обследуемого («скрытые»методы).Предмет исследования также может стать основанием для классификации методов. По мнению, Е.С. Романовой большинство пособий попсиходиагностике описывают классификацию методов на основании техкомпонентов личности, которые они диагностируют: методы диагностикиумственного развития, методы диагностики интересов, методы диагностики темперамента, методы диагностики мотивации и т. д. Подобная классификация не имеет теоретических оснований, поскольку не существуетобщепринятой научной концепции компонентов личности.Форма проведения психодиагностического обследования может бытьиндивидуальной и групповой. На основании этого методы можно разделить на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относятся биографический метод, интервью, примером групповых методов может служить анкетирование. Отметим, что ряд методов может применяться какв группе, так и индивидуально (например, тестирование).По степени формализации диагностического процесса можно выделить высоко формализованные и мало формализованные методы. К высоко формализованным относятся тесты, опросники, проективный метод.К мало формализованным методам относятся наблюдение, беседа, анализпродуктов деятельности.Психодиагностический метод ярко характеризуется стимульным материалом. Стимульный материал может иметь вербальный характер (например, бланк с текстом заданий или устно задаваемые вопросы) или невербальный (картинки, карточки разных цветов, кубики и т. д.). Соответственно психодиагностические методы можно разделить на 2 группы:вербальные и невербальные.Классификация психологических методик С. Розенцвейга.В 1950 году С. Розенцвейг предложил свою классификацию, выделив3 группы психологических методик:1. Объективные методики предполагают оценку внутренних составляющих личности через наблюдение со стороны (измерение результативности и выявление особенностей выполнения деятельности). К объективным методикам относятся тесты личности, тесты интеллекта, критериально-ориентировочные тесты и т. п.2. Субъективные методики предполагают наблюдение обследуемымза собой как за объектом и предоставление информации о себе. К субъективным методикам относятся анкеты, личностные опросники, биографические методики, беседа и т. д.3. Проективные методики (непрямые) основаны на анализе реакцийиспытуемых на кажущийся «личностно-нейтральный» стимульный материал.Система «метод – подход – методика». Опираясь на предложенную С. Розенцвейгом классификацию, Л.Ф. Бурлачук предлагает систему«метод – подход – методика», с помощью которой описывает многообразие психодиагностических методик.Характеризуя исследовательскиеметоды в психологии в целом, Бурлачук выделяет 1) неэкспериментальный (описательный), 2) экспериментальный и 3) психодиагностическийметод. С его точки зрения, психодиагностический метод конкретизируетсяв 3 основных диагностических подходах. Эти подходы могут быть обозначены как объективный, субъективный и проективный. Объективныйподход предполагает, что диагностика осуществляется на основе оценкиуспешности и/или способа выполнения деятельности. Субъективный подход предусматривает опору на самоописание и самооценивание человекаособенностей своей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях. Проективный подход базируется на анализе особенностей взаимодействия объекта психодиагностики с внешне нейтральным, как быбезличным материалом. В рамках каждого из подходов возникают конкретные методики. Предлагая схему «метод – подход – методика»,Л.Ф. Бурлачук признает, что некоторые психодиагностические методикитрудно отнести к одному из выделенных подходов – они занимают промежуточное положение.Классификация проективных методов. Большинство существующих классификаций выделяют проективные методы и методики в отдельную группу, указывая на их специфичность. Вместе с тем, проективныеметоды столь разнообразны, что некоторые авторы предпринимают попытки выделить подгруппы внутри данной совокупности методов. Рассмотрим особенности проективных методов и описанные в профессиональной литературе классификации.Первоначально проективные методы предназначались для диагностики клиническими психологами особенностей эмоциональных нарушений у пациентов. Термин «проективный метод» предложил Л. Франк.В основе любого проективного метода лежит механизм проекции, который заключается в «осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств или состояний на внешние объекты».Проективные методы включают широкий набор психодиагностических методик, которые характеризуются рядом особенностей, перечисленных ниже.Проективные методики направлены на изучение неосознаваемыхили частично осознаваемых представлений и переживаний человека.В ходе выполнения заданий, предусмотренных проективными методиками, обследуемому лицу приходится выбирать объекты, ранжировать их по степени привлекательности, интерпретировать стимулы, изображать что-либо.Стимульный материал и инструкции предоставляют большую свободу выбора при выполнении задания.Смысл заданий, способов обработки и анализа результатов остаются скрытыми для испытуемого.Проективные методики часто не имеют нормативов.Г. Линдсей предложил авторскую классификацию проективных методов.Все многообразие проективных методов он свел к 5 типам.1. Ассоциативные методы предполагают предъявление стимула(рисунка, слова), в ответ на который нужно озвучить свою ассоциацию(пришедшую в голову мысль) или возникшее переживание.2. Конструктивные методы предполагают создание или придумывание обследуемым чего-либо.3. Методы завершения предлагают испытуемому завершить мысль,начало которой содержится с стимульном материале.4. Экспрессивные методы связаны с рисованием, танцем, инсценировкой, которые рассматриваются как средства выражения эмоциональных переживаний обследуемого.5. Методы выбора требуют от испытуемого располагать набор стимулов в порядке предпочтения.Л.Ф. Бурлачук и С.М. Морозов приводят описание еще одной классификации. Разнообразие проективных метод может быть представленов виде совокупности 7 групп:1). Конститутивные методики предполагают структурирование,оформление стимулов, придание им смысла;2). Конструктивные методики подразумевают создание из деталейосмысленного целого;3). Интерпретативные методики требуют от обследуемого истолковать какую-либо ситуацию, событие;4). Катартические методики предполагают игровую деятельностьв специально-организованных условиях;5). Экспрессивные методики связаны с рисованием на свободнуюили заданную тему;6). Импрессивные методики требуют от испытуемого предпочтениеодних стимулов другим;7). Аддитивные методики предлагают завершить предложение, рассказ, историю.Классификация тестов. Тест считается основным инструментомпсиходиагностики с момента ее зарождения. Отчасти это объяснят использование зарубежными авторами понятия «психологическо тестирование» как синоним термину «психодиагностика».Тест (англ. test – проба, испытание, проверка) как психологическийтермин получил распространение еще в конце XIX века благодаря трудамДж. М. Кэттелла и Ф. Гальтона. Психологическим тестом называют стандартизированную систему вопросов или заданий, позволяющую обнаружить и измерить уровень развития различных психологических характеристик человека.В психодиагностике существуют различные классификации тестов.По назначению выделяют общедиагностические тесты, тесты профессиональной пригодности, тесты специальных способностей, тесты достижений.Исходя из того, что количество одновременно обследуемых лицможет варьироваться, тесты делятся на групповые и индивидуальные.В зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений тестыподразделяются на тесты скорости и тесты результативности. Тесты скорости – тип психодиагностических методик, в которых время выполненияили объем тестовых задач является основным показателем продуктивности. Если показатель скорости работы не учитывается или имеет второстепенное значение, а на первый план выходит констатация достигнутогорезультата, методика относится к группе тестов результативности.Выделяют вербальные тесты и практические тесты. Основанием дляклассификации в данном случае является форма тестовых задач (вербальная или невербальная). По «материалу оперирования» тесты делятсяна бланковые, аппаратурные, компьютерные и др. Бланковые (тесты «карандаш-бумага») являются одними из самых распространенных методик впсиходиагностике. Они предполагают специально разработанные бланкиобследования для самостоятельной работы испытуемого с ними. Аппаратурные тесты подразумевают применение технических устройств, позволяющих получать информацию об обследуемом. Компьютерные тестыспециально разработаны для реализации возможностей современной вычислительной техники и информационных технологий.По внутренней структуре целесообразно выделить мономерные(измеряющие один параметр) и многомерные (измеряющие несколько параметров) тесты. По степени однородности заданий можно выделить гомогенные и гетерогенные тесты.Как указывает А. Анастази, любой из существующих «инструментов» психодиагностики «может быть орудием, приносящим пользу илинаносящим вред, – в зависимости от того, как его используют». Характервлияния «орудия» (конструктивное или деструктивное) во многом определяется профессионализмом специалиста, выполняющего психодиагностическое обследование.ЗаключениеВ заключение работы укажем основные проблемы психодиагностики. Так, А.П. Двинин, описывая состояние современной психодиагностики,называет 4 ключевые проблемы.1. Проблема интеграции психодиагностических данных, полученныхспециалистами разных стран, представителями разных научных школс помощью огромного количества методик.2. Проблема математико-статистического аппарата, которая заключается в формальной объективизации результатов, поскольку специфика психических явления и их отличие от явлений физических не учитывается.3. Проблема технологической модернизации психодиагностики, которая сводится к низким темпам конструирования новых методик дажев условиях компьютеризации психодиагностики.4. Проблема кризисного состояния психодиагностики в России в силу недостаточного количества отечественных методик, контрафактностимногих зарубежных тестов и низкой психодиагностической культурыпользователей опросников и тестовН.А. Батурин состояние отечественной психодиагностики на рубежеXX–XXI веков также характеризует как кризисное. Называет 6 причинэтого кризиса: малое число отечественных методик; отсутствиевзаимодействия российских психодиагностики с зарубежной тестологией;недостаточное количество учебной литературы по психодиагностике;почти полное отсутствие профессиональных разработчиков тестов иопросников; открытый доступ к психодиагностическому «инструментарию» широкой аудитории; низкая психодиагностическая культурапользователей методик. При этом Н.А. Батурин считает, что в последниегоды наблюдается позитивная динамика в решении обозначенных проблем.С момента появления первых психодиагностических методик прошлоболее столетия. За это время психодиагностика расширила сферу своегоприменения, ощутимо обогатила психологическую науку арсеналом тестови других методик. В настоящее время, будучи научной дисциплиной и сферой практической деятельности, психодиагностика решает задачи в разныхобластях человеческой деятельности и жизни общества в целом.ЛитератураПсиходиагностика: учебное пособие / И. Н. Пашковская, Т. С. Харитонова, Е. Ю. Шемякина. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 119 с.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – 384 с.Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: Учебно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2012. – 283 с.Ануфриев А.Ф. Научные основы психодиагностики: два подхода // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Сер.: Педагогика и психология. – 2010. – № 3 – С. 4-13.Посохова С.Т. Современная психологическая диагностика: проблемы теории и этики // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. – № 3. – С. 7-17
1. Психодиагностика: учебное пособие / И. Н. Пашковская, Т. С. Харитонова, Е. Ю. Шемякина. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 119 с.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – 384 с.
3. Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: Учебно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2012. – 283 с.
4. Ануфриев А.Ф. Научные основы психодиагностики: два подхода // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Сер.: Педагогика и психология. – 2010. – № 3 – С. 4-13.
5. Посохова С.Т. Современная психологическая диагностика: проблемы теории и этики // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. – № 3. – С. 7-17
_____________________
Литература
1. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития и формирования личности: монография / Л.В. Андреева, Н.Г. Брюхова, Е.В. Кочетовская и др. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. – 169 с.
2. Гнездилов Г.В., Кокорева Е.А., Курдюмов А.Б. Возрастная психология и психология развития: Учебное пособие. М.: Изд-во СГУ, 2013. 204 с.
3. Донцов Д.А., Поляков Е.А. Основы методологии психологии развития и возрастной психологии // Сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 135-140.
4. Журавлева Т.Л. Методы психологии развития и возрастной психологии // В книге: ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Журавлева Т.Л. Практикум. Санкт-Петербургский университет МВД России. Санкт-Петербург, 2015. С. 8-10.
Вопрос-ответ:
Что такое психодиагностика?
Психодиагностика - это область психологии, занимающаяся изучением и оценкой психических состояний, личности и поведения человека. Она позволяет определить индивидуальные особенности человека и выявить наличие психических расстройств.
Какие задачи решает психодиагностика?
Психодиагностика решает ряд задач, включая выявление и оценку индивидуальных особенностей личности, определение психического состояния человека, выявление наличия или отсутствия психических расстройств, оценку психологической совместимости в парах и другие задачи.
Какие методы используются в психодиагностике?
В психодиагностике используются различные методы, такие как наблюдение, беседа, анкетирование, проективные методики, тестирование и другие. Каждый метод имеет свои особенности и позволяет получить определенную информацию о психическом состоянии и личности человека.
Как происходит процедура психологической диагностики?
Процедура психологической диагностики включает несколько этапов. Сначала психолог собирает информацию о человеке путем наблюдения, беседы и анкетирования. Затем используются различные психодиагностические методики, такие как проективные тесты и тесты личностных особенностей. Полученные результаты анализируются и сравниваются с нормативными данными, чтобы сделать выводы об индивидуальных особенностях и психическом состоянии человека.
Какие методики используются в возрастной психологии?
В возрастной психологии используются различные методики исследования, такие как наблюдение, интервьюирование, тестирование и анкетирование. Они позволяют изучить развитие и поведение детей и подростков в различных возрастных группах и выявить типичные особенности развития на каждом этапе.
Что такое психодиагностика?
Психодиагностика - это область психологии, которая занимается изучением и определением психологических особенностей личности и их изменений в различных ситуациях и на разных этапах жизни. Основная задача психодиагностики заключается в выявлении, описании и объяснении психологических характеристик индивидов, используя специальные методики и инструменты.
Какие задачи решает психодиагностика?
Психодиагностика имеет несколько задач. Одной из основных задач является выявление психологических нарушений и отклонений у личности. Также психодиагностика помогает определить индивидуальные особенности личности, ее потенциал и способности. Другая задача психодиагностики заключается в прогнозировании будущего развития личности и помощи в выборе подходящего пути развития.
Какова процедура психологической диагностики?
Процедура психологической диагностики включает несколько этапов. Первый этап - это сбор информации о личности, который осуществляется с помощью беседы, заполнения анкет и самоотчетов. Затем следует этап интерпретации полученных данных, где анализируются результаты и делается заключение о психическом состоянии и характеристиках индивида. Последний этап - это составление отчета с выводами и рекомендациями для дальнейшей работы с личностью.
Какие методики используются в психодиагностике?
В психодиагностике используются различные методики и тесты. Некоторые из них основаны на наблюдении и анализе поведения индивида, другие - на анализе ответов на вопросы или выполнении заданий. Например, одна из самых распространенных методик - тест на определение личностного типа по Майерс-Бриггсу. Также используются тесты на интеллект, тесты на эмоциональную устойчивость и др.