Поведение в конфликте и индивидуально-типологические особенности личности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 24 24 страницы
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 24.12.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Сущность понятия конфликт и стратегии поведения в конфликтных ситуациях 6
1.2. Влияние индивидуально-типологических особенностей на выбор стратегии поведения в конфликте 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Фрагмент для ознакомления

Второй параметр касается эффективного лидерства, где на одном полюсе находится подход универсальности, на другом – ситуационности. Исходя из сочетания полюсов данных параметров, можно выделить четыре типа подходов к изучению рассматриваемого феномена (рис.4): Рис.4. Типы подходов к изучению лидерстваИзучение лидерских качеств, включающее теории с таким названием, а также теории «X» и «Y» Д. МакГрегора. Изучение шаблонов поведения лидера, куда можно отнести систему управления Ликерта, исследования университетов штатов Мичиган и Огайо, управленческая сетка Блейка и Моутон. Изучение лидерских качеств в рамках концепций ситуационного лидерства Врума—Йеттона—Яго, Стинсона—Джонсона, Танненбаума — Шмидта, Фидлера, Хауза—Митчелла Херсея — Бланшарда.Изучение лидерских качеств на основе ситуационного подхода в рамках «атрибутивной» теории, а также концепции лидера-преобразователя и харизматического лидера. Благодаря указанным теориям появились инструменты для оценки и прогнозирования лидерского поведения. 1. Теория лидерских качеств - наиболее раннее направление исследований, посвященное поиску универсальных черт присущих лидеру. Наиболее яркими представителями данного направления являются Р.Стогдилл и Р.Манн, У.Беннис, которые попытались приблизиться к искомой цели с помощью выявленных классификаций черт. Однако в реальности достичь желаемого им, как и другим исследователям, не удалось. Позитивной находкой можно считать положение У.Бенниса о том, что компания будет работать эффективно, если лидер будет делиться властью, тем самым, давая почувствовать сотрудникам свою значимость и наполнить их дополнительной энергией для обеспечения качества работы. В целом, несмотря на чисто теоретический характер данного подхода, а также недостатки в виде нескончаемого количества возможных черт, которые нельзя измерить и связать с лидерством, основным достоинством данной теории является то, что она послужила толчком для дальнейших исследований. 2. Концепции лидерского поведения оказались более практичны, поскольку искали ответ на вопрос что и каким образом делают лидеры, с одной стороны, и предполагали возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам, с другой. Все началось с выделения К.Левиным авторитарного, демократического и пассивного стилей руководства, который, предполагая эффективность демократического стиля, обнаружил, что он не всегда эффективен. Оказалось, что при авторитарном руководстве эффективность выше. Исследователи из Университета штата Огайо выделили две переменные (структура отношений и отношения в ней), определяющие эффективность лидера (рис.5), а также условия, при которых данные переменные дают эффективность. Рис.5. Четыре стиля руководства согласно результатам исследования Университета ОгайоДля первой переменной необходимо сильное воздействие со стороны лица, не являющимся лидером, удовлетворенность работников поставленной задачей и их психологическая готовность к инструкциям, эффективность управляемости. В то же время вторая переменная выполняется при условии рутинных и непривлекательных заданий, готовности работников к участию в управлении и значимости каждого из них для этого процесса, возможности чему-то научиться и отсутствии различий в статусах лидера и работников. При этом в качестве дополнительных факторов эффективности лидерства были выделены ожидания по поводу стиля руководства и удовлетворенность от работы с руководителем данного стиля, определенная технология и организационная культура. Исходя из двух переменных (концентрации внимания лидера на сотрудниках и работе) исследователи Мичиганского университета определяли эффективного и неэффективного лидера, где первому были присущи следующие параметры: - поддержка сотрудников и развитие отношений с ними;- групповой подход в управлении;- напряженные задания и высокий уровень их выполнения. Указанный подход послужил основой системы Р.Ликерта, который выделил 4 типа управления (системы), где первый соответствовал авторитарному стилю, четвертый – демократическому, нацеленному на установление отношений с сотрудниками, а второй и третий носили промежуточный характер, совпадая с определениями Д.МакГрегора в теориях «X» и «Y». Все четыре системы рассматривались сквозь призму таких организационных параметров, как доверие к подчиненным, характер мотивации, характер влияния и взаимодействия с подчиненными. Достоинством данной теории является опросник, позволяющий вывить стиль руководства.Модель управленческой сетки Блейка и Моутон перекликается с данными исследователей из штата Огайо за счет матрицы из двух переменных – интереса к производству и людям, в которой путем шкалирования можно выделить пять стилей руководства, наиболее эффективный из которых 9,9 (рис.6). Рис. 6. Управленческая сетка Блейка и МоутонПрактическая значимость данного диагностического инструмента заключается в выявлении стиля управления лидера и обучении его стилю 9,9. Концепция «вознаграждения и наказания» заключается в использовании данных параметров в поведении лидера для воздействия на подчиненных в нужном направлении (рис.7). При этом применение данного подхода может быть эффективным только тогда, когда принимаются в расчет характер выполненной сотрудником работы. Рис.7. Типы лидерского поведения в зависимости от вознаграждения или наказанияПримечательно, что в отличие от рассмотренных выше теорий лидерского поведения, положения теории С.Керр и Дж.Джермейра смогли выделить ситуацию, в которой отсутствует необходимость директивного управления (табл.2). В связи с этим они выделили заменители лидерства. Табл.2. Заменители лидерстваОценивая теории лидерского поведения, необходимо отметить, что, несмотря на получение диагностических инструментов лидерства и использования полученных с их помощью данных для развития соответствующих качеств лидера, они не смогли выявить связи лидерства с эффективностью, производительностью работы и удовлетворенностью от нее. 3.Концепции ситуационного лидерства рассматривают поведение лидера в каждой конкретной ситуации. Модель Танненбаума-Шмидта определяет семь образцов поведения лидера в зависимости от самого лидера, его последователей и ситуации (рис.8). Впоследствии она оказалась неэффективной из-за трудностей в установлении причинно-следственных связей между всеми параметрами системы. Этому способствовала интернационализация бизнеса.Рис.8. Континуум лидерского поведенияМодель Фидлера построена на определении лидерами характеристик наименее предпочитаемого работника (НПР) для выявления стиля руководства. Лидеры с высоким НПР ориентированы на отношения, с низким – на работу. Согласно исследователю, лидерский стиль обладает относительным постоянством в зависимости от мотивации. Степень благоприятности ситуации (выоская или низкая) соответствует уровню ее контролируемости лидером. В рамках данной модели выделены три переменные: отношения «лидер-последователи», структурированность работы, должностная власть (рис.9). Рис.9. Переменные ситуационной модели ФидлераСочетание указанных переменных с лидерскими стилями дает понимание исходов восьми типов ситуаций (рис.10). Рис.10. Континуум ситуационной модели лидерства ФидлераРассмотренная модель широко используется на практике благодаря определению путей изменения ситуации, несмотря на такие недостатки, как отсутствие точности полноты и точности измерения лидерского стиля и поиска эффективности лидерства.Модель Херсея и Бланшарда построена на определении лидерского стиля на основании профессионализма и психологической зрелости последователей. В ее рамках выделяются такие стили как указывающий, убеждающий, участвующий и делегирующий (рис.11). Несмотря на отсутствие ответов на ряд вопросов, например, касательно разных уровней зрелости последователей, данная модель проста в применении и успешно используется на практике. Рис.11. Модель ситуационного лидерства Херсея и БланшардаМодель Хауза и Митчелла предполагает, что работники удовлетворены и высокопроизводительны при наличии связи усилия-результаты-вознаграждение, что отразилось в названии модели – «путь-цель». Это явление, в свою очередь устанавливает связь между лидерством и уровнем мотивации ожиданий последователей. Эффективным является лидер, который помогает последователям достигать цели посредством ряда вариантов поведения (рис. 12) в соответствии с конкретной ситуацией. Помимо этого автор модели предлагает изучать ситуацию с помощью факторов организационной среди и характеристик последователей. Их связь с лидерскими стилями отражена в таблице 3. Она говорит о том, что стиль лидерства необходимо выбирать в зависимости от ситуации. Рис.12. Модель ситуационного лидерства «путь-цель» Хауза и МитчеллаТаблица 3. Применение модели «путь-цель»Модель Стинсона-Джонсона предполагает, что зависимость между поведением лидера и структурой работы сложнее, нежели это представлено в модели «путь-цель». Примечательно, что лидер может иметь как высокий интерес к работе, так и низкий. В первом случае стратегия будет эффективной при высокой структурированности работы и мотивации последователей, так же как и при низкой структурированности и мотивации. Во втором случае работа имеет высокую структурированность, а последователи низкую мотивацию либо низкая структурированность работы сочетается с высокой мотивацией исполнителей (табл.4). Табл.4. Модель Стинсона-Джонсона (выбор лидерского стиля в зависимости от ситуации) Данный подход позволяет лидеру принимать решения о виде поведения в той или иной ситуации, и прогнозировать возможности для последователей. Модель Врума-Йеттона-Яго является продолжение модели «путь-цель», которая демонстрирует, что для достижения цели необходимо вовлекать в процесс подчиненных. При этом необходимо сконцентрироваться на подлежащей решению проблеме и ситуации, в которой она возникла с учетом параллельно протекающих социальных процессов. Авторы данной модели считают, что именно характеристики ситуации определяют степень участия сотрудников. Для обеспечения эффективности лидера он должен проанализировать параметры ситуации и на основе возможной степени участия подчиненных выбрать уместный стиль. Следует отметить, что данная модель отличается от других использованием математических методов для определения эффективности решения. Согласно рассматриваемой модели она определяется такими параметрами, как качество решения (Ркач), уровень обязательств подчиненных (Робяз) и степень срочности решения (Рврем). При этом искомое значение эффективности решения выглядит следующим образом (ф.1):(1)В тоже время общая эффективность решения (Оэфф) учитывает еще и факторы стоимости (потерянное на решение время) и развития (выигрыш от совместного решения) и представлена ниже (ф.2):(2)Однако модель не ограничивается исключительно определением эффективности решения. Она позволяет дополнительно выбрать стиль руководства в зависимости от ситуации и аспектам проблемы. Ниже представлено дерево решений, позволяющее выбрать эффективный стиль (рис.13). Рис.13. Дерево решения Врума – ЯгоУказанная модель позволяет выбрать один из пяти стилей, таких как:- автократический II (AI), основанный на собственном решении лидера, - автократический II (AII), основанный на информации подчиненных, примененной для принятия решения лидером, - консультативный I (KI), основанный на сборе идей подчиненных, примененных для принятия решения лидером без сбора специальных совещаний,- консультативный II (KII), основанный на сборе идей подчиненных, примененных для принятия решения лидером со сбором специальных совещаний,- групповой II (ГII) подразумевает принятие совместного с подчиненными решения в ходе совместных обсуждений в группе. В целом ситуационные модели имеют достаточное количество преимуществ, не описывая в целом феномен лидерства. Тем не менее, каждая из них имеет свое значение в той или иной ситуации. Специалисты считают, что модели Хауза и Митчелла, Херсея и Бланшарда, Фидлера лучше использовать для повышения производительности индивидуальной работы, в то время, как модель Врума-Яго наиболее уместна при выборе стиля руководства. 4. Новые теории. Научная мысль не стоит на месте. Современные исследователи попытались объединить подходы создателей традиционных теорий и ситуационных. Это можно увидеть на примере концепции атрибутивного лидерства или причинно-следственного подхода к изучению лидерства, которая утверждает, что поведение подчиненных и выводы лидера определяются его реакцией на их поведение или выбором стиля. Необходимым условием этого подхода является способность лидера верно оценить ситуацию и предугадать поведение подчиненного. Согласно данной модели процесс анализа осуществляется посредством двух связок – первая показывает стремление лидера разобраться, вторая – реакция лидера (рис.14). Рис.14. Модель атрибутивного лидерстваСреди практических находок данного подхода следующие: - склонность подчиненных списывать плохую работу на внешние факторы, руководителя – на подчиненных;- руководители, считающиеся с внутренними причинами, более пунктуальны и сконцентрированы на подчиненных;- лидер выявит внутренние причины при плохой работе в прошлом;- серьезность ситуации влечет за собой большую пунктуальность лидера и стремление выявить внутренние причины;- меньшая суровость и пунктуальность лидера происходит в ситуациях либо уклонения подчиненного от ответственности, либо когда подчиненный извинился за произошедшее;- постоянный уровень выполнения работы подчиненных переключает внимание лидера с вопроса способностей на вопрос степени усилий. Дальнейшие исследования в данном направлении свелись к тому, что лидер не воздействует на поведение подчиненных, а взаимодействует с ними, выбирая поведение на основе их воздействия. Данный тип отношений может иметь как восходящую, так и нисходящую тенденцию (рис.15). Рис.15. Спираль лидерского взаимодействияБолее пристальное изучение подчиненных показало наличие у них феномена стереотипного лидерства (понимания того, каким лидер должен быть). Причем, здесь присутствуют различные стереотипы, вплоть до национальных. Концепция харизматического лидерства стала продолжением концепции атрибутивного лидерства. Согласно ей харизматический лидер высоко мотивирован власть, стремлением к деятельности и наличием уверенности в своей правоте. Такой подход имеет два полюса: негативный, выражающийся в узурпации власти или концентрации на себе, и позитивный – тенденцией к делегированию власти. При этом существующие модели отличаются друг от друга количеством этапов развития харизмы и взаимодействиями с последователями. В целом считается, что в обычных условиях ведения бизнеса наличие харизматического лидера необязательно и востребовано при необходимости проведения радикальных реформ. Концепция преобразующего (реформаторского) лидерства, или лидерства изменений имеет точки соприкосновения с концепцией харизматического лидерства, отличаясь наличием лидера-реформатора, который на основе творческого подхода внедряет новые решения. При этом он вовлекает последователей посредством включения их личных интересов в структуру достижения цели компании. Данная модель призвана определить верный стиль поведения, как у лидера, так и у подчиненных в кризисных условиях (рис.16). Рис.16. Модель реформаторского лидерстваРассмотренные теории лидерства позволяют сделать следующие выводы: 1. Организация – это динамично развивающаяся система, процессы в которой подлежат управлению посредством принятия эффективных решений. 2.Эффективные коммуникации внутри организации позволяют эффективно реагировать на возникающие ситуации. 3.Процесс власти связан с организационным и личным уровнями, в который логично встроен процесс лидерства, позволяющий достигать эффективности при использовании верных источников власти руководителем и включении им в процесс подчиненных4.Лидерство отличается от управления наличием связи «лидер-последователи», а не «начальник-подчиненный». При этом продуктивность менеджера не обязательно связана с лидерством, а лидерство – с продуктивностью. 5.Основными переменными, связанными с понятие лидерство являются качества лидера, его поведение и ситуация, в которых они реализуются. 6.В процессе развития теорий лидерства их синтез позволил сконцентрироваться на лидерской способности генерировать решение проблемы на основе нового видения и вовлечения посредством собственной харизмы в процесс последователей.Таким образом, зарубежные теории, связанные с понятием лидерства, являются более структурированными. Многие из них более применимы на практике, чем теории отечественных исследователей. Очевидно, это связано с тем, что разработка данной темы была связана, в первую очередь, с военной тематикой, а именно подготовкой эффективных управленческих кадров. Тем не менее, наряду с лидерством, нельзя упускать и вопросы авторитета. Ниже будет рассмотрено представление о данном явлении, сформулированное Н.И.Кабушкиным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях [Текст] / А.Я. Анцупов. – СПб.: Питер, 2011. – 310 с.
2. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Академия, 2012. – 596 с.
3. Баклановский, С.В. Конфликтология [Текст] / С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
4. Балика, З. С. Типы поведения и социальные конфликты [Текст] / З.С. Балика // Конфликтология. - № 2. - 2011. - С. 157–170.
5. Большаков, А.Г. Конфликтология организаций [Текст] / А.Г. Большаков. - М: МЗ Пресс, 2011. - 185 с.
6. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб.: Лань, 2010. - 467 с.
7. Грошев, И.В. Тендерные, половые и личностные различия поведения в конфликтах [Текст] / И.В. Грошев // Мир психологии. - 2011. - № 2 (42). - С. 93-119.
8. Гулякина, В.В. Конфликтология. Психология конфликта [Текст] / В.В. Гулякина. – Орел: ОГУ, 2009. – 328 с.
9. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Текст] / P. Дарендорф. – СПб.: Лань, 2013. – 190 с.
10. Дмитриев, А.В. Конфликтология [Текст] / А. В. Дмитриев. – М.: АСТ, 2009. - 321 с.
11. Дюркгейм, Э. Курс социальной науки [Текст] / Э. Дюркгейм // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: АСТ, 2013. - С. 167-198.
12. Зайцев, А. К. Социальный конфликт [Текст] / А.К. Зайцев. - М.: Академия, 2010. – 178 с.
13. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта [Текст] / А.Г. Здравосмыслов. - М.: Кнорус, 2010. – 211 с.
14. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии [Текст] / Д.П. Зеркин. - Ростов-на-Дону: Феник, 2012. - 168 с.
15. Зиммель, Г. Избранные работы [Текст] / Г. Зиммель. – К.: Ника-Центр, 2012. – 361 с.
16. Зудилина, И.Ю. Влияние личностных особенностей на поведение в конфликте [Текст] /И.Ю. Зудилина // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. - 2009. - № 2. - С. 111-114.
17. Иванова, Е.Н. Иду на конфликт [Текст] / Е.Н. Иванова. - СПб.: Лань, 2013. - 240 с.
18. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта [Текст] / В.Г. Каменская. - СПб.: Питер, 2009. - 149 с.
19. Кармин, А.С. Конфликтология [Текст] / А. С. Кармин. - СПб.: Лань, 2009. - 448 с.
20. Кашапов, М.М. Связь стратегий поведения в конфликте с индивидуальными особенностями личности [Текст] / М.М. Кашапов // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 71-75.
21. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты [Текст] / Т.Н. Кильмашкина. – М.: Кнорус, 2009. – 169 с.
22. Кириллина, В.Н. Конфликтология гендера [Текст] / В.Н. Кириллина. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. - 364 с.
23. Коваленко, В.И. Конфликтология [Текст] / В.И. Коваленко. - Белгород: ООНИ и РИД Белгородского юридического института МВД России, 2011. - 139 с.
24. Козер, Л. Функции социального конфликта [Текст] / Л. Козер. - М.: Астрель, 2010. – 234 с.
25. Козлов, А.С. Подчинение конфликту [Текст] / А.С. Козлов // Конфликтология. - 2011. - № 4. - С. 26-35.
26. Кузема, О.В. Временная динамика конфликтного потенциала личности: автореф. дисс. канд. псих. наук [Текст] / О.В. Кузема. - М., 2011. – 18 с.
27. Латынов, В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон [Текст] / Латынов В. – М.: Спутник+, 2013. - 102 с.
28. Леонов, Н.И. Основные тенденции поиска детерминант поведения личности в конфликтной ситуации [Текст] / Н.И. Леонов // Alma mater, 2011. - С. 144-149.
29. Марголина, Т.И. Конфликтность как индивидуальная характеристика [Текст] / Т.И. Марголина // Ежегодник Российского психологического общества. - Т. 1. - Вып. 2, 2010. - С. 134-136.
30. Некрасова, А.Н. Конфликтология. Конфликты в организациях [Текст] / А.Н. Некрасова. – М.: АСТ, 2013. – 199 с.
31. Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Кнорус, 2012. – 352 с.
32. Парсонс, Т. О социальных системах [Текст] / Т. Парсонс. - М.: Академия, 2012. – 834 с.
33. Рогалевич, Н. Н. Краткий словарь по философии: Более 1000 статей [Текст] / Н.Н. Рогалевич. - Минск, 2011. – 832 с.
34. Смелзер, Н. Социлогия [Текст] / Н. Смелзер. - М.: Астрель, 2012. - 689 с.
35. Филатова, О. Г. Социология [Текст] / О.Г. Филатова. - СПб.: Лань, 2012. – 238 с.
36. Фишер, С. Работа с конфликтом [Текст] / С. Фишер. - Алма-Ата, 2009. - 227 с.
37. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта [Текст] / Б.И. Хасан. - СПб.: Питер, 2013. – 252 с.
38. Ховенмей, Е.К. Особенности конфликтных ситуаций в зависимости от уровня притязаний и самооценки [Текст] / Е.К. Ховенмей // Конфликты: пути их преодоления и предупреждения, 2009. – С.27-30.
39. Чернощек, О.Е. Социологический словарь [Текст] / О.Е. Чернощек. - М.: Академия, 2009. – 608 с.
40. Чуреев, В.Д. Конфликтология [Текст] / В.Д. Чуреев. - СПб: Питер, 2013. – 400 с.
41. Шварц, Г. Управление конфликтными ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов [Текст] / Г. Шварц / Пер. с нем. Л. Конторовой. - СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2009. - 296 с.
42. Boulding, K. Conflict and Defence: A General Theory [Текст] / K. Boulding. - New York, 2010. - 211 p.
43. Thomas, K.W. Conflict and conflict management [Текст] / K.W. Thomas // Handbook of industrial and organizational psychology / ed. by M.D. Dunnette. - Chicago, 2007. - 1929 p.

Вопрос-ответ:

Что такое конфликт и какие существуют стратегии поведения в конфликтных ситуациях?

Конфликт - это противоречия, споры, разногласия или борьба между людьми или группами. В конфликтных ситуациях существуют различные стратегии поведения, такие как сотрудничество, конкуренция, уступка и избегание.

Как влияют индивидуально типологические особенности на выбор стратегии поведения в конфликте?

Индивидуально типологические особенности личности могут влиять на выбор стратегии поведения в конфликте. Например, экстраверты могут предпочитать конкуренцию, в то время как интроверты склонны к избеганию. Также различные навыки коммуникации и управления эмоциями могут влиять на выбор стратегии поведения.

Какие особенности характеризуют эффективное лидерство?

Эффективное лидерство может быть универсальным или ситуационным. Универсальное лидерство подразумевает применение одной и той же стратегии поведения во всех ситуациях, в то время как ситуационное лидерство подразумевает выбор стратегии в зависимости от конкретного контекста и задачи.

Какие исходы могут быть в конфликтных ситуациях?

В конфликтных ситуациях могут возникать различные исходы. Например, конфликт может быть разрешен путем достижения компромисса или соглашения, или же конфликт может привести к более серьезным последствиям, таким как разрыв отношений или насилие.

Каким образом навыки коммуникации влияют на поведение в конфликте?

Навыки коммуникации играют важную роль в поведении в конфликте. Хорошая коммуникация может помочь разрешить конфликт и достичь взаимопонимания сторон. Напротив, плохая коммуникация может осложнить ситуацию и привести к нарастанию конфликта.

Какие основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях существуют?

Одна из основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях - сотрудничество, когда стороны стремятся найти компромиссное решение, учитывая интересы и потребности всех участников конфликта. Еще одна стратегия - конкуренция, когда одна сторона стремится достичь своих целей, независимо от интересов других. Также существуют стратегии компромисса, избегания и сглаживания, которые варьируются в зависимости от конкретной ситуации и личностных особенностей участников конфликта.

Какие индивидуально типологические особенности личности влияют на выбор стратегии поведения в конфликте?

Индивидуально типологические особенности личности, такие как уровень агрессивности, эмоциональная устойчивость, жесткость/гибкость мышления, социальная дистанция и социальная ответственность могут влиять на выбор стратегии поведения в конфликте. Например, человек с высоким уровнем агрессивности склонен выбирать конфронтационные стратегии, а человек с высоким уровнем социальной ответственности может предпочитать сотрудничество в конфликтных ситуациях.

Какие подходы к эффективному лидерству существуют?

Один из подходов к эффективному лидерству - универсальный подход, который предполагает использование определенных стратегий и навыков независимо от ситуаций. Другой подход - ситуационный, когда лидер адаптирует свои стратегии и действия под конкретную ситуацию и потребности своей команды. Эти два подхода представляют крайности, и обычно успешные лидеры комбинируют элементы обоих подходов в зависимости от конкретной ситуации.

Какие еще факторы могут влиять на поведение в конфликтных ситуациях?

Кроме индивидуально типологических особенностей личности, на поведение в конфликтных ситуациях могут влиять такие факторы, как внешняя обстановка, цели и интересы каждой стороны, роль и статус участников конфликта, наличие или отсутствие предыдущего опыта решения конфликтов, а также культурные и общественные значения.