13. Психология семьи и семейное консультирование 14. Психология кризисных состояний

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психологическое консультирование
  • 14 14 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 24.12.2017
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Понятие кризиса в психологии 4
2.Сущность психологического консультирования в кризисных состояниях 7
Заключение 14
Список литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Следование психолога(ом) положениям той или иной основополагающей
Модели (формы) осуществления семейного психологического консультирования.
Педагогическая модель базируется на гипотезе (предположении) недостатка педагогической компетентности родителей. Объект жалобы (тот человек, на которого жалуется клиент(ка) в таком случае, – его(её) ребёнок. Психолог-консультант, вместе с родителем(ями) анализирует ситуацию (например, имеется педагогическая запущенность), намечает программу мер для её исправления. Психолог ориентируется на оптимальные, с позиций педагогики и психологии, способы воспитания и методы формирования личности. Психолог-консультант может привлекать к «воспитательному» процессу «сторонних» лиц, – от бабушек и дедушек и других ближайших родственников, до всех тех лиц, кто подробно указан в нижеследующей социальной модели (другие взрослые). Педагогическая модель семейного психологического консультирования довольно часто применяется вместе, наряду с социальной моделью.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются, преимущественно, результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств (негативной социальной ситуации развития) одного или нескольких членов семьи. Например, имеет место неудачная социальная ситуация (отрицательные социально-психологические условия) развития личности ребенка. В этих случаях, помимо анализа жизненной ситуации развития семьи в целом и соответствующих психолого-педагогических рекомендаций психолога-консультанта, требуется вмешательство «внешних сил». Этими «силами» могут являться: воспитатель детского сада, методист детского сада, медицинская сестра детского сада, заведующая детским садом, учительница начальных классов, школьный учитель (предметник), классный руководитель, школьный психолог, школьный социальный педагог, социальный работник. Это могут быть также одногруппники, одноклассники, сокурсники, друзья ребенка, подростка, юноши. Возможно привлечение друзей родителей ребёнка, подростка, коллег юноши по работе и т.д. Социальная модель семейного психологического консультирования нередко применяется параллельно (совместно) с педагогической моделью.
Диагностическая модель основывается на предположении о том, что имеется дефицит (недостаточность) у родителей специальных знаний о своем ребёнке и/или о своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети и/или подростки с нарушениями и отклонениями в поведении (деятельности). Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения о произвольном изменении взаимоотношений в семье, путём, например, перераспределения семейных обязанностей. В ходе следования данной модели, психологом-консультантом так же, нередко, привлекаются, в качестве «сопутствующих лиц», лица, имеющие объективный социальный профессиональный статус, например, – социальные работники, социальные педагоги школ, школьные психологи, классные руководители и т.п. После получения психодиагностических данных, анализа учебных и других документов и анализа результатов включённого систематического стандартизированного наблюдения, возможно, так же, проведение психологической коррекции. Диагностическая модель семейного психологического консультирования, зачастую, применяется наряду с психологической моделью.
Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей взаимодействия супругов и/или детей (детей и родителей) лежат в области общения, заключаются в личностных особенностях членов семьи. Психотерапевтическая модель психологического семейного консультирования предполагает собою глубочайший анализ семейной ситуации (семейной истории), психодиагностику личности, социальную диагностику семьи. Психологическая (психотерапевтическая) модель семейного психологического консультирования, довольно часто используется «в связке» с диагностической и социальной моделями.
Медицинская модель семейного психологического консультирования предполагает, что в основе семейных трудностей лежат физические болезни членов семьи. Задачи консультирования – медицинский диагноз, медицинское лечение больных и психолого-социальная адаптация здоровых членов семьи к больным. Данную форму консультирования могут осуществлять только лица с профессиональными медицинскими знаниями, умениями и навыками, например, – клинические психологи совместно с врачами (медиками, медицинскими работниками).
В ходе консультирования не только выясняются проблемы семьи в общем плане, но и находятся пути их решения на рациональном и чувственном уровне, – что потом пролонгировано реализуется (что обязательно должно осуществляться, «овеществляться») в поведении и деятельности всех членов семьи.



Заключение

В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья тем не менее очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость.
Психологическая поддержка семьи и усиление ее воспитательного потенциала требует от специалистов, работающих с семьей, глубоких системных знаний, умений определять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней. В настоящее время систематизированы различные отечественные и зарубежные подходы к пониманию закономерностей функционирования и развития семьи, а также способы психологической работы с ней.









Список литературы

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 654 с.
Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 327 с.
Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Академия, 2014. – 217 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2016. – 672 с.
Детская практическая психология: Учебник /П/р Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики, 2013. – 326 с.
Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология Академия, 2013. - 368 с.
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений. – М.: Академия, 2015. – 438с.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Академия, 2014. – С.39
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С.205
Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – С.55.
Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – С.103
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений. – М.: Академия, 2015. – С.76
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений. – М.: Академия, 2015. – С. 78









2

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - М.: Академия, 2012. – 265с.
2. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия. Сочетание теории и практики. - Новосибирск, 2015. - 482 с.
3. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе / Под ред. Н.Н. Обозова. - Л.: ЛГУ, 2013. – 176с.
4. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Речь, 2011. – 326с.
5. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. - 2013. - № 5. - С. 50-56.
6. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. - М., 2012. - 528 с.

Вопрос-ответ:

Что такое психология семьи и семейное консультирование?

Психология семьи - это наука, которая изучает психологические аспекты семейных отношений, ролей и динамики внутри семейной системы. Семейное консультирование - это процесс, в котором специалист помогает членам семьи разрешить конфликты, преодолеть кризисные ситуации и улучшить качество взаимодействия.

Что означает понятие кризиса в психологии?

Кризис в психологии - это временное состояние, характеризующееся сильным внутренним напряжением, неуверенностью и неприятием текущей ситуации. Кризис может возникать в разных сферах жизни человека (семейная, профессиональная, личностная) и требует особого внимания и поддержки.

В чем сущность психологического консультирования в кризисных состояниях?

Сущность психологического консультирования в кризисных состояниях заключается в том, что консультант (психолог) помогает клиенту лучше понять причины кризиса, осознать свои эмоции и научиться эффективно справляться с трудностями. Цель консультирования - помочь клиенту найти ресурсы и стратегии для преодоления кризиса и восстановления психологического равновесия.

Какие основополагающие модели существуют в семейном психологическом консультировании?

В семейном психологическом консультировании существуют различные модели, такие как системная модель, психодинамическая модель, когнитивно-поведенческая модель и другие. Они представляют разные подходы к пониманию семейных проблем и вариантов их решения.

Какие компетенции должен иметь психолог, проводящий семейное консультирование?

Психолог, проводящий семейное консультирование, должен обладать такими компетенциями, как эмпатия, умение слушать и понимать клиента, умение анализировать семейные взаимоотношения, навыки постановки целей и разработки индивидуального плана работы семьи, а также знание различных методик и техник работы с семьей.

Какие психологические аспекты рассматриваются в психологии семьи и семейного консультирования?

Психология семьи и семейного консультирования рассматривает различные аспекты семейной жизни, включая взаимоотношения между членами семьи, коммуникацию, роли, конфликты, семейные ценности и их влияние на развитие семьи.

Что подразумевается под понятием кризиса в психологии?

Кризис в психологии обычно описывается как состояние сильного психологического напряжения, которое возникает в ответ на сложные жизненные ситуации или потребности, которые требуют приспособления. Кризис может быть вызван различными факторами, такими как семейные проблемы, потеря близкого человека, финансовые трудности и другие.

Какая сущность психологического консультирования в кризисных состояниях?

Сущность психологического консультирования в кризисных состояниях заключается в предоставлении поддержки и помощи людям, находящимся в состоянии психологического кризиса. Консультант помогает клиенту разобраться в своих чувствах и мыслях, находить новые способы преодоления кризиса и справления с ним.