Функционирование и развитие сферы торговли в регионе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Региональная экономика
  • 31 31 страница
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 25.12.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы функционирования сферы торговли 4
1.1. Понятие торговли 4
1.2. Нормативно-правовое регулирование сферы потребительского рынка в Российской Федерации 7
2. Развитие сферы торговли в Южном федеральном округе и Краснодарском крае 12
2.1. Торговля субъектов Южного федерального округа в 2014-2016 годах 12
2.2. Развитие торговли в Краснодарском крае 20
Заключение 28
Список использованных источников 30

Фрагмент для ознакомления

На основании закона Краснодарского края от 28.04.2008 № 1465-КЗ «О стратегии развития Краснодарского края до 2020 года» сформулирована стратегическая цель развития сектора торговли Краснодарского края - создание товаропроводящей системы, обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы) и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая доступность товаров, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг).В Краснодарском крае сфера торговли является одним из наиболее перспективных секторов экономики: на долю сектора «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» приходится 18 % ВРП. Основная роль в удовлетворении покупательского спроса принадлежит организованной розничной торговле. Кризисные тенденции в экономике (снижение реальных доходов населения, рост безработицы, увеличение цен на потребительском рынке) непосредственным образом повлияли на динамику оборота розничной торговли (рис. 2): в 2015 г. индекс оборота составил 93 % (по России - 90 %).Санкционная политика, трудности в наращивании производства импортозамещающей продукции спровоцировали рост цен на ряд товаров повседневного пользования. Однако удельный вес продукции краснодарских производителей в ассортименте и объеме продаж края стабильно высок. Кроме того, отмечается появление достаточно большого количества новых производителей, что является положительной тенденцией развития экономики Краснодарского края в целом.Рисунок 2 –Индексы физического объема оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах, %), 2005–2015 годыНаращивание взаимовыгодной внешнеторговой деятельности регионов выступает обеспечительным условием экономической безопасности национальной экономики. Краснодарский край имеет уникальное геостратегическое положение. Региону доступен выход к Черному морю и Средиземному бас-сейну. Кроме того, рассматриваемый регион обеспечивает транзит внешнеторгового грузопотока не только России, но ряда стран СНГ (Белоруссии, Казахстана и др.), способствуя тем самым их интеграции в мировую экономическую систему.Одним из основных показателей экономической активности государства и регионов, в частности, является интенсивность внешней торговли (рис. 3).Рисунок 3 – Динамика основных показателей внешней торговли Краснодарского края(по данным Федеральной таможенной службы, млрд долл. США)Внешнеторговый оборот крайне зависим от мировой товарной конъюнктуры. В докризисный (до 2009 г.) и послекризисный (с 2010 г.) периоды наблюдались рост регионального продукта (в постоянных ценах), увеличение реальных доходов населения, расширение внутреннего спроса, стимулирующего импорт.Рассмотрим подробно динамику основных показателей внешнеэкономической деятельности региона. Оборот внешней торговли края во второй половине 1990-х гг. характеризуется преобладанием импорта над экспортом странами как дальнего, так и ближнего зарубежья (СНГ).Несмотря на сложное экономическое положение страны в 90-х гг. прошлого века, Краснодарский край усиливал внешнеторговые связи и, даже при ежегодном отрицательном внешнеторговом сальдо, внешнеторговый оборот не демонстрировал заметного снижения.Период с 2000 по 2014 г. характеризовался наращиванием объемов внешнеторговых операций, усилением географических связей, увеличением числа стран-партнеров внешней торговли края. Товарная структура экспорта Краснодарского края показана в таблице 5. Таблица 5 – Товарная структура экспорта от совокупной стоимости экспорта, %Продовольствие и сырьеПродукцияТЭКНефтехимическая продукцияДревесина и изделия из нееЧерные и цветные металлыПродукция машиностроения2005Россия1,867,76,23,715,05,6Краснодарскийкрай31,536,64,64,815,96,62010Россия2,471,36,62,611,25,9Краснодарскийкрай22,064,93,10,86,82,42015Россия5,066,37,83,010,17,8Краснодарскийкрай24,263,13,10,87,41,5Как видно из представленных данных, основными экспортными статьями региона являются продукция ТЭК (в основном сырая нефть и нефтепродукты), продовольственные товары и сырье (преимущественно, зерно).Товарная структура импорта Краснодарского края показана в таблице 6. Таблица 6 – Товарная структура импорта от совокупной стоимости импорта, %Продовольствие и сырьеПродукцияТЭКНефтехимическая продукцияДревесина и изделия из нееЧерные и цветные металлыПродукция машиностроения2005Россия19,21,918,63,68,048,7Краснодарскийкрай49,80,113,33,37,725,72010Россия17,82,918,22,98,449,8Краснодарскийкрай51,07,66,52,27,325,42015Россия16,51,921,12,37,350,9Краснодарскийкрай68,70,27,13,37,213,4Основными статьями импорта региона являются продовольствие (сахар, фрукты, табак, масличные семена и др.), машиностроительная (оборудование, автомобили, сельскохозяйственная техника и др.).Если рассмотреть динамику изменения товарной структуры экспорта Краснодарского края и России в целом за 2005-2015 гг., то можно проследить их схожие черты. Так, в экспорте региона и страны по стоимости от 85 до 95 % приходилось на продукцию ТЭК, минеральные продукты, сельскохозяйственное сырье и продовольственные товары. Важно отметить, что росту экспорта продуктов нефтепереработки Краснодарского края способствует доступность логистической инфраструктуры (в первую очередь портовой).Немаловажным фактором повышения конкурентоспособности товаров является внедрение новых технологий. Краснодарский край активно импортирует технологии и услуги технического характера, на его долю в 2015 г. приходилось 59 и 57 % в количественном и стоимостном выражении соответственно всего импорта технологий ЮФО, в то время как на экспорт - 23 и 76 % в количественном и стоимостном выражении соответственно. Однако импорт технологий и услуг технического характера преобладает над экспортом (табл. 7).Таблица 7 – Экспорт и импорт технологий и услуг технического характера, тыс. долл. СШАГодЭкспортИмпортЧислосоглашенийСтоимостьпредметасоглашенияВыплатысредствЧислосоглашенийСтоимостьпредметасоглашенияВыплатысредств20052934 325,118 088,4115119 741,441 477,420103240 505,722 893,780280 927,075 111,420151028 928,325 702,6991 462 983,913 9118В последние годы нарастают объемы импорта машин, оборудования, транспортных средств, что обусловлено необходимостью увеличения фондовооруженности сельского хозяйства, промышленности и других секторов экономики. Перспективным является создание межрегионального экономического пространства Краснодарского края и Республики Крым. Усиление межрегиональных взаимосвязей с Крымским полуостровом станет основой взаимодействия в таких базовых секторах, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, а также позволит Кубани расширить рынок сбыта. Реальные инвестиции в развитие логистики, транспортной инфраструктуры регионов стимулируют наращивание производства агропромышленного комплекса, благодаря снижению доли транспортных расходов в себестоимости продукции. Полуостров для Кубани открывает широкий рынок сбыта таких видов сельскохозяйственной продукции, как молоко и молочные продукты, хлебобулочные изделия. По этим видам товаров Краснодарский край практически самообеспечен (107 % по молоку и 94,5 % по хлебу - данные за 2015 г.), в то время как Крым зависим от поставок (65,5 % по молоку и 31,5 % по хлебу соответственно).Таким образом, приоритетным направлением развития внешней торговли Краснодарского края является качественное улучшение товарной структуры экспорта, обязательным условием которого должно стать производство конкурентоспособности продукции с высокой добавленной стоимостью.ЗаключениеСектор торговли является конечным звеном любой производственной цепочки. Именно от широты и разнообразия каналов, а также уровня их развития зависят эффективность, объемы и скорость, с которыми производимые в экономике и ввозимые на территорию страны товары достигают своего потребителя.На основе статистических данных представлен анализ показателей розничной торговли Краснодарского края в динамике (за период 2005-2016 гг.): при росте оборота розничной торговли, занимающей основное место на региональном потребительском рынке. Ее индекс физического объема имеет нисходящий тренд. Данная тенденция обусловлена кризисными явлениями в экономике, мировым финансовым кризисом 2008-2009 гг. и санкционной политикой, начавшейся в 2015 г. и продолжающейся по настоящее время. Очевидно, что в такой ситуации падают темпы роста экономики, снижаются реальные доходы населения, что влечет падение потребления.По итогам анализа выявлены перспективные направления развития торговли Краснодарского края. Усиление межрегиональных взаимосвязей с Крымским полуостровом позволит Кубани расширить рынок сбыта. Реальные инвестиции в развитие логистики, транспортной инфраструктуры регионов стимулируют наращивание производства агропромышленного комплекса благодаря снижению доли транспортных расходов в себестоимости продукции.Автором проведен анализ показателей внешней торговли Краснодарского края. Показано, что в структуре экспорта преобладает продукция с невысокой добавленной стоимостью (минеральное, сельскохозяйственное сырье), в то время как для импорта характерны обратные тенденции. Отмечена необходимость разработки мер поддержки производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, что позволит качественно улучшить товарную структуру экспорта.Список использованных источниковВасильева, Ю. С. Динамика развития внешней торговли Краснодарского края / Ю. С. Васильева // Молодой ученый. - 2016. - № 4. - С. 136-139Долбнина Л. В. Стратегия развития сектора торговли Краснодарского края до 2020 года / Л. В. Дол- бнина // Сфера услуг: инновации и качество. 2012. № 10. С. 9Егорова, Л. И. Основные направления развития внешней торговли региона и обеспечения его внешнеэкономической безопасности (на примере Краснодарского края) / Л. И. Егорова, М. И. Бацунова // Экономика устойчивого развития. - 2017. - № 4 (20). - С. 75-80Закон Краснодарского края от 29.04.2008 № 1465-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года»Кизим, А. А. Особенности и тенденции организации инвестиционных процессов в сфере развития транспортно-логистической инфраструктуры промышленности / А. А. Кизим, Л. Я. Мищенко, И. В. Шевченко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - № 31. - С. 2-16Никишин А. Ф., Панкина Т. В. Потенциал сети Интернет в повышении эффективности торговли в современных условиях // Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли российской федерации. Уфа, 2016. С. 185-208.Об утверждении инвестиционной стратегии Волгоградской области на период до 2020 года : Постановление Администрации Волгоградской области от 24.12.2016 № 778-пОб утверждении стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года : Постановление Правительства Астраханской области от 24.02.2010 №54-пПаздникова, Н. П. Оценка интегральной эффективности социально-экономической системы региона / Н. П. Паздникова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-4 (52-4) - С. 268-270Регионы России, 2016. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156Тезисы выступления директора Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга России Олега Сазанова на XV Международном саммите продовольственного бизнеса в России (FoodBusinessRussia2010) Режим жоступа: http://www.minprom.gov.ru/activity/trade/news/48 (дата обращения 25.11.2017).Тимошенко, Н. В. Анализ проблем и тенденций развития розничной торговли Краснодарского края / Н. В. Тимошенко, Л. П. Кирпичникова // Вестник института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». - 2016. - № 2 (30). - С. 16Трацевская, В.А. Вступил в законную силу закон о регулировании торговой деятельности – Режим доступа: http://lawfirm.ru/article/index.php?id=666 (дата обращения 25.11.2017)

1. Васильева, Ю. С. Динамика развития внешней торговли Краснодарского края / Ю. С. Васильева // Молодой ученый. - 2016. - № 4. - С. 136-139
2. Долбнина Л. В. Стратегия развития сектора торговли Краснодарского края до 2020 года / Л. В. Дол- бнина // Сфера услуг: инновации и качество. 2012. № 10. С. 9
3. Егорова, Л. И. Основные направления развития внешней торговли региона и обеспечения его внешне¬экономической безопасности (на примере Краснодар¬ского края) / Л. И. Егорова, М. И. Бацунова // Экономи¬ка устойчивого развития. - 2017. - № 4 (20). - С. 75-80
4. Закон Краснодарского края от 29.04.2008 № 1465-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года»
5. Кизим, А. А. Особенности и тенденции органи¬зации инвестиционных процессов в сфере развития транспортно-логистической инфраструктуры промыш¬ленности / А. А. Кизим, Л. Я. Мищенко, И. В. Шевченко // Национальные интересы: приоритеты и безопас¬ность. - 2017. - № 31. - С. 2-16
6. Никишин А. Ф., Панкина Т. В. Потенциал сети Интернет в повышении эффективности торговли в современных условиях // Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли российской федерации. Уфа, 2016. С. 185-208.
7. Об утверждении инвестиционной стратегии Волгоградской области на период до 2020 года : Постановление Администрации Волгоградской области от 24.12.2016 № 778-п
8. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года : Постановление Правительства Астраханской области от 24.02.2010 №54-п
9. Паздникова, Н. П. Оценка интегральной эффек¬тивности социально-экономической системы региона / Н. П. Паздникова // Экономика и предприниматель¬ство. - 2014. - № 11-4 (52-4) - С. 268-270
10. Регионы России, 2016. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156
11. Тезисы выступления директора Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга России Олега Сазанова на XV Международном саммите продовольственно¬го бизнеса в России (FoodBusiness Russia2010) Режим жоступа: http://www.minprom.gov.ru/activity/trade/news/48 (дата обращения 25.11.2017).
12. Тимошенко, Н. В. Анализ проблем и тенден¬ций развития розничной торговли Краснодарского края / Н. В. Тимошенко, Л. П. Кирпичникова // Вестник ин¬ститута дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». - 2016. - № 2 (30). - С. 16
13. Трацевская, В.А. Вступил в законную силу закон о регулировании торговой деятельности – Режим доступа: http://lawfirm.ru/article/index.php?id=666 (дата обращения 25.11.2017)

Вопрос-ответ:

Что такое торговля?

Торговля - это деятельность, связанная с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями с целью получения прибыли. Она является одной из основных сфер экономики и способствует удовлетворению потребностей населения.

Какое нормативно-правовое регулирование существует в сфере потребительского рынка в Российской Федерации?

В Российской Федерации сфера потребительского рынка регулируется рядом законов и нормативных актов. К ним относятся Федеральный закон "О защите прав потребителей", Положение о маркировке товаров, постановления правительства и т.д. Эти нормы предназначены для защиты прав потребителей и обеспечения честной конкуренции на рынке.

Как развивается сфера торговли в Южном федеральном округе и Краснодарском крае?

В течение периода с 2014 по 2016 год торговля в Южном федеральном округе и Краснодарском крае продолжала развиваться. Были открыты новые торговые точки, растущий спрос на товары и услуги способствовал росту этой сферы. В Краснодарском крае особенно заметно развитие торговли благодаря его туристическому потенциалу и развитию инфраструктуры.

Какие субъекты Южного федерального округа вели торговую деятельность в период с 2014 по 2016 годы?

В период с 2014 по 2016 год в торговую деятельность в Южном федеральном округе были вовлечены различные субъекты, такие как магазины, супермаркеты, аптеки, рынки и другие предприятия торговли. Они предлагали широкий спектр товаров и услуг, от продуктов питания до одежды и электроники.

Какое законодательство нашло применение в Краснодарском крае в сфере торговли?

В Краснодарском крае в сфере торговли применяется законодательство Российской Федерации, включая Федеральный закон "О торговле" и другие соответствующие нормы. Кроме того, в крае действуют местные нормативные акты, которые устанавливают специфические требования и регламентируют деятельность предприятий торговли.

Какие теоретические основы лежат в основе функционирования сферы торговли?

Теоретическими основами функционирования сферы торговли являются понятие торговли и нормативно-правовое регулирование сферы потребительского рынка в Российской Федерации.

Какие понятия входят в теоретические основы функционирования сферы торговли?

В теоретические основы функционирования сферы торговли входят понятия торговли и нормативно-правового регулирования сферы потребительского рынка в Российской Федерации.

Какие нормативно-правовые акты регулируют сферу потребительского рынка в Российской Федерации?

Сфера потребительского рынка в Российской Федерации регулируется рядом нормативно-правовых актов, включая Федеральный закон "О защите прав потребителей", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие.

Какие торговые субъекты были активны в Южном федеральном округе в 2014-2016 годах?

В 2014-2016 годах в Южном федеральном округе активно действовали различные торговые субъекты, включая супермаркеты, торговые сети, розничные магазины и другие.

Как развивается сфера торговли в Краснодарском крае?

Сфера торговли в Краснодарском крае активно развивается, появляются новые торговые центры, увеличивается ассортимент товаров и услуг, растет конкуренция между торговыми субъектами.

Что такое торговля?

Торговля - это деятельность, связанная с куплей-продажей товаров и услуг.