"Изобразительное искусство как средство художественно-эстетического развития старшего дошкольника"
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 64 + 64 источника
- Добавлена 17.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы художественно-эстетического воспитания старших дошкольников 8
1.1 Понятие об художественно-эстетическом воспитании из разных источников, пути развития, методы, приемы 8
1.2 Особенности художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 12
Глава 2. Средства изобразительного искусства 29
2.1. Изобразительное искусство, как вид деятельности старших дошкольников 29
2.2. Средства изобразительного искусства, способствующие эстетическому воспитанию 33
2.3 Методические условия, способствующие эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства 37
Глава 3. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства 41
3.1 Выявление уровня художественно-эстетического развития старших дошкольников 41
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 45
Заключение 64
Список использованной литературы 68
Занятие 12. «Снежинки» . Дети знакомятся с новой для них техникой – «Квиллинг» (бумагокручение). Детям предлагается несколько упражнений, направленных на знакомство с данной техникой. Под руководством учителя, дети скручивают полоски бумаги в основные формы и оформляют их в орнаментальную композицию.
Методы работы: наглядный (демонстрация, презентации по теме), словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: индивидуально - фронтальная.
Материал: бумага, линейка, простой карандаш, клей.
Занятие 13. «Городской пейзаж». Рисование городского пейзажа родного города с использованием знаний о перспективе, закономерностях светотени.
Методы работы: наглядный (демонстрация последовательности выполнения рисунка), словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: индивидуально - фронтальная.
Материал: бумага, цветные карандаши, ластик, фломастеры.
Занятие 14. Открытки к новому году «Макаронные фантазии». Дети делают открытки с изображением ёлки и украшают её ёлочными игрушками из фигурных макарон, которые затем раскрашиваются в разные цвета с добавлением орнамента.
Методы работы: наглядный (демонстрация последовательности выполнения работы, компьютерной презентации), словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: индивидуально - фронтальная.
Материал: гуашь, пластилин, фигурные макароны, клей, блестки.
Занятие 15. «Искусство наших предков». Дети знакомятся с искусством узорной кожи, изучают строение и семантику орнамента. Под руководством учителя, дети рисуют «Ичиг» и украшают его национальным орнаментом.
Методы работы: наглядный (демонстрация последовательности выполнения рисунка, компьютерной презентации), словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: индивидуально- фронтальная.
Материал: бумага, цветные карандаши, ластик, фломастеры.
Занятие 16. «Морозный узор Гжель». Дети продолжают знакомиться с народными промыслами России. Детям предлагается несколько упражнений, направленных на изучение росписи в технике «Гжель». Под руководством учителя дети рисуют вазу и расписывают её гжельской росписью.
Методы работы: наглядный (демонстрация последовательности выполнения рисунка), словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: индивидуально - фронтальная.
Материал: гуашь, бумага.
Занятие 17. «Национальная одежда». Дети продолжают изучать национальный орнамент. Детям предлагается несколько упражнений, направленных на изучение строения растительного орнамента. Под руководством учителя дети рисуют фартук, украшая их соответствующим орнаментом.
Методы работы: наглядный (демонстрация компьютерной презентации, показ на доске) словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: индивидуально - фронтальная.
Материал: цветные карандаши, ластик, фломастеры.
Занятие 18. «Восточная фантазия». Дети знакомятся с восточным орнаментом. Детям предлагается познакомиться с правилами построения восточного орнамента и вспомнить понятия «чередование» и «ритм». Под руководством педагога дети лепят вазу и украшают её восточным орнаментом.
Методы работы: наглядный (демонстрация компьютерной презентации, показ на доске) словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: индивидуально - фронтальная.
Материал: пластилин, зубочистки.
Занятие 19. «Необычные бусинки». Дети знакомятся с новым материалом – войлок, с технологией его производства. Под руководством педагога дети валяют шарики из войлока, а затем придумывают как можно применить полученное изделие. Объединяясь в группы, составляют композиции.
Методы работы: наглядный (демонстрация компьютерной презентации, показ на доске) словесный, исследовательский, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: фронтальная, групповая.
Материал: войлок, жидкое мыло, бисер, бусины, клей, ленты,
нити, ножницы.
Занятие 20. «Моя модная одежда». Дети знакомятся с творчеством художников-дизайнеров по костюму и пробуют себя в этой роли. Детям предлагается познакомиться с правилами построения человеческой фигуры и ее пропорциями. Под руководством педагога дети рисуют фигуру человека и составляют свой собственный эскиз зимней одежды, используя знания об орнаменте и цвете.
Методы работы: наглядный (демонстрация компьютерной презентации, показ на доске) словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: индивидуально - фронтальная.
Материал: цветные карандаши, ластик, фломастеры, бумага.
Занятие 21. «Зимняя сказка». Дети знакомятся с творчеством художников по войлоку. Детям предлагается познакомиться с техникой «Рисование шерстью» и правилами техники безопасности. Под руководством педагога дети учатся правильно раскладывать шерсть и добиваться объёмности и глубины изображения.
Методы работы: наглядный (демонстрация компьютерной презентации, показ на доске, мастер-класс) словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности), исследовательский.
Форма работы: индивидуально – фронтальная, коллективная.
Материал: войлок, рама для картины, двунитка, ножницы, пинцет.
Занятие 22. «Зимняя сказка» (завершение работы). Под руководством педагога дети продолжают работу над созданием картины в технике рисования шерстью.
Методы работы: наглядный (мастер-класс) словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности), исследовательский (групповая коллективная работа).
Форма работы: индивидуально – фронтальная, коллективная.
Материал: войлок, ножницы, пинцет.
Занятие 23. Открытка «Букетик в подарок». Детям демонстрируется оригинальный способ создания цветов из ватных дисков и палочек и предлагается придумать свой дизайн открытки, используя полученные знания о цветовых сочетаниях и композиции.
Методы работы: наглядный (демонстрация компьютерной презентации, мастер-класс) словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: индивидуально- фронтальная.
Материал: ватные диски, ватные палочки, цветная бумага, цветной картон, блестки, стразы, ленты, клей.
Занятие 24. «Точечный орнамент. Африка». Дети знакомятся с Африканским национальным орнаментом и ярким творчеством народов Африки. Детям демонстрируются работы, выполненные педагогом в африканском стиле, и предлагается пофантазировать на эту тему.
Методы работы: наглядный (демонстрация компьютерной презентации, мастер-класс) словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: индивидуально - фронтальная.
Материал: гуашь, бумага, простой карандаш, ластик.
Занятие 25. «Цветочек для мамы». Дети продолжают знакомство с искусством войлоковаляния. Дети знакомятся с технологией получения формы цветка из шерстяных волокон. Под руководством педагога дети добиваются получения законченной формы цветка из шерсти, а затем совместно с педагогом продумывают функциональную сторону полученной продукции, доводя свои работы до конечного результата.
Методы работы: наглядный (демонстрация компьютерной презентации, мастер-класс) словесный, исследовательский, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: фронтальная, коллективная.
Материал: войлок, жидкое мыло, бисер, бусины, клей, ленты, нити, булавки.
Занятие 26. Городской пейзаж «В мечтах о Париже». Дети продолжают знакомство с городским пейзажем и закономерностями городской перспективы. Ребята знакомятся с достопримечательностями города Париж, его характером и настроением, отражают увиденное и услышанное в своих рисунках. Дети самостоятельно продумывают сюжет и композицию.
Методы работы: наглядный (демонстрация компьютерной презентации, показ на доске) словесный, исследовательский, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: фронтальная, коллективная.
Материал: акварель, акварельная бумага, цветные карандаши,простой карандаш, ластик.
Занятие 27. «Комната моей мечты». Дети знакомятся с профессией «Дизайнер интерьера» и пробуют себя в этой роли. Дети знакомятся с закономерностями передачи предметов интерьера в перспективе. Дети самостоятельно продумывают наполнение комнаты.
Методы работы: наглядный (демонстрация компьютерной презентации, показ на доске) словесный, исследовательский, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: фронтальная, коллективная.
Материал: простой карандаш, ластик, цветные карандаши.
Занятие 28. «Геометрический узор». Детям предлагается выполнить несколько упражнений, направленных на знакомство с геометрическим узором, его характером и закономерностями построения. Дети знакомятся с порядком выполнения задания по составлению композиции на основе геометрического орнамента; демонстрируется пример, выполненный педагогом.
Методы работы: наглядный (демонстрация компьютерной презентации, показ на доске) словесный, исследовательский, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: фронтальная, коллективная.
Материал: цветная бумага, картон, пластилин, клей.
Занятие 29. Сельский пейзаж «Маковое поле». Дети знакомятся с техникой «Акварель по-сырому». Детям предлагается выполнить несколько упражнений, направленных на закрепление навыков работы в технике работы акварелью по сырой бумаге, после чего, под руководством педагога, дети приступают к рисованию сельского пейзажа.
Методы работы: наглядный (демонстрация компьютерной презентации, показ на доске) словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: фронтальная, коллективная.
Материал: бумага, акварель, простой карандаш, ластик.
Занятие 30. «Рисование симметричного растительного узора. Городецкая роспись». Детям предлагается выполнить несколько упражнений, направленных на изучение особенностей техники «Городецкая роспись». Под руководством педагога, дети приступают к росписи, вырезанных из картона заготовок в форме кухонных досок.
Методы работы: наглядный (демонстрация компьютерной презентации, мастер-класс) словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: фронтальная, коллективная.
Материал: простой карандаш, ластик, гуашь, картон, ножницы.
Занятие 31. Композиция «Божья коровка». Дети изучают понятие ракурс, закрепляют свои знания в области композиции. Детям предлагаются упражнения, направленные на изучение особенностей построения божьей коровки с разных ракурсов, а также предлагается придумать композицию с использованием полученных знаний. Детям демонстрируется образец композиции, выполненный педагогом.
Методы работы: наглядный (демонстрация работы, выполненной педагогом, показ на доске), словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: фронтальная, коллективная.
Материал: цветные карандаши, бумага, ластик.
Занятие 32. «Греческая ваза». Дети изучают основные формы греческих ваз, особенности их построения, способы декорирования и цветовую гамму, типичную для древнегреческой вазописи. Детям предлагается нарисовать греческую вазу и украсить её соответствующим орнаментом, продумать сюжет и композицию с использованием полученных знаний. Детям демонстрируется компьютерная презентация и образец вазописи, выполненный педагогом.
Методы работы: наглядный (демонстрация презентации, показ на доске, демонстрация работы, выполненной педагогом), словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: фронтальная, коллективная.
Материал: гуашь, бумага, простой карандаш, ластик
Занятие 33. «Абстракция». Детям предлагается познакомиться с творчеством художников- абстракционистов и придумать свою композицию в стиле «Абстракция», используя пластилин.
Методы работы: наглядный (демонстрация презентации, показ на доске, демонстрация работы, выполненной педагогом) словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: фронтальная, групповая.
Материал: пластилин, картон.
Занятие 34. «Портрет Шарпея». Рисование в анималистическом жанре с использованием техники «Акварель – Лессировка».
Методы работы: наглядный (показ на доске, демонстрация работы, выполненной педагогом), словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: фронтальная, групповая.
Материал: акварель, акварельная бумага, простой карандаш, ластик
Занятие 35. Рисунок-иллюстрация «Расскажи свою любимую сказку». Дети знакомятся с работой художников- иллюстраторов сказок и пробуют себя в этой роли. Детям предлагается нарисовать сюжет из своей любимой сказки, используя в работе материалы на своё усмотрение. Ребятам демонстрируются компьютерная презентация и образец сюжетной композиции, выполненный педагогом.
Методы работы: наглядный (демонстрация презентации, показ на доске, демонстрация работы, выполненной педагогом) словесный, репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Форма работы: фронтальная, групповая.
Материал: на выбор детей
После проведенных занятий с дошкольниками было проведено повторное исследование, представим полученные результаты:
Таблица 4
Результаты художественно-эстетического развития старших дошкольников на заключительном этапе исследования
Показатель Баллы Художственно-эстетическая потребность 3 Художственно-эстетическая ценность 3 Художственно-эстетический идеал 3 Художственно-эстетическая оценка 2 Художственно-эстетическое суждение 2 Художственно-эстетическое чувство 3 Художственно-эстетический вкус 3
Рис.2. Уровень художественно-эстетического развития старших дошкольников после проведенных занятий
Анализируя результаты таблицы, можно сказать, что у дошкольников после проведения занятий появилась заинтересованность в усвоении художественно-эстетических ценностей, они активно проявляют себя в художественной деятельности, стремятся к созданию эстетических ценностей. Самостоятельно приобщаются к художественно-эстетическим ценностям. Кроме этого обладают сформированной системой эстетических ценностей. Способны самостоятельно отличать ценности от антиценностей.
Имеют достаточно полно и четко сформированный художественно-эстетический идеал. Видят, понимают значимость эстетической ценности явлений действительности и искусства.
Они способны самостоятельно дать полную, развернутую аргументированную оценку эстетической ценности какого-либо объекта. Могут самостоятельно сформулировать и ясно выразить свое отношение к художественно-эстетической значимости предмета, независимо оценить ее, доказывать и отстаивать свою позицию.
Стоит отметить, что дети стали обладать высокой эмоциональной отзывчивостью, готовностью к эмоциональному эстетическому переживанию. Способны дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве.
Сравним полученные данные в группе дошкольников до и после проведения эксперимента.
Таблица 5
Сравнение результатов дошкольников
Показатель Баллы да начала занятий Баллы после окончания занятий Художственно-эстетическая потребность 1 3 Художственно-эстетическая ценность 2 3 Художственно-эстетический идеал 1 3 Художственно-эстетическая оценка 1 2 Художственно-эстетическое суждение 1 2 Художственно-эстетическое чувство 2 3 Художственно-эстетический вкус 2 3
Рис.3. Сравнительный анализ полученных данных до и после занятий
Итак, можно говорить о том, что гипотеза исследования подтверждена. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
развитие интереса дошкольников к изучению эстетических вопросов;
учет возрастных особенностей дошкольников;
использование интегрированного подхода в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Заключение
В процессе изучения научных трудов психологов, педагогов была обоснована необходимость художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Подтверждением данного положения являются работы известных отечественных и зарубежных ученых: Б. Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, В.С. Кузина, А.В. Никитин, Дж. Рензулли, Н.Н. Ростовцев, А.И. Савенков, Е. П. Торренс, А.Я. Зись, и других.
Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития способностей, период впитывания и накопления знаний. Психологические особенности данной возрастной группы, такие как доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, относительная слабость нервной системы, впечатлительность, способствуют их успешному воспитанию и обучению.
С точки зрения рассмотрения педагогических особенностей, важную роль в художественно-эстетического развитии детей дошкольного возраста играет специально организованная творческая деятельность, заключающая в себе цель, задачи, последовательность и контроль со стороны преподавателя.
В ходе исследования обоснованы педагогические условия, при которых художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста проходит более эффективно:
развитие интереса дошкольников к изучению эстетических вопросов;
учет возрастных особенностей дошкольников;
использование интегрированного подхода в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
В экспериментальном исследовании, принимало участие 20 детей. Художественно-эстетическое развитие дошкольников велось с помощью разработанного цикла занятий «Волшебный мир».
Цикл уроков «Волшебный мир» рассчитан на детей 6 лет и направлен на художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Цель занятий: художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.
Задачи программы:
обучающие: ознакомление с основными понятиями в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна; обучение детей основам орнаментальной композиции;
воспитательные: воспитание интереса к изобразительной деятельности; воспитание оценочного отношения к окружающему миру; воспитание способности к анализу, самооценке при выполнении творческих работ; воспитание терпимости к чужому мнению, навыков работы в коллективе; воспитание волевых качеств личности: самостоятельность, внимание, усидчивость, терпение, трудолюбие, целенаправленность.
развивающие: развитие пространственного и образного мышления; развитие познавательной активности, самостоятельности; развитие художественного и творческого потенциала; развитие композиционных навыков;
Принципы построения программы:
духовно-нравственная направленность программы (формирование у детей системы знаний и представлений об окружающей действительности);
расширение кругозора детей, включение в программу интернационального аспекта, изучение особенностей культуры различных народов;
вариативность содержания занятий;
от более простых заданий к более сложным.
Основные методы:
показ презентаций;
беседа с использованием наглядных пособий, презентаций, показ на доске.
Анализируя полученные результаты дошкольников на первом этапе исследования можно сказать, что для них характерны низкие и средние результаты по всем показателям художественно-эстетического развития.
Дети мало заинтересованы в приобщении к художественно-эстетическим ценностям, усваивают эстетические ценности только под давлением родителей и педагогов, не проявляет интереса к художественной деятельности.
В целом они обладают системой представлений об художественно-эстетической ценности, не всегда самостоятельны и уверены в своих суждениях, прибегают к помощи педагога и авторитетных лиц.
Кроме этого, дети не имеют сформированного художественно-эстетического идеала. Не понимают эстетической ценности явлений действительности и искусства. Кроме этого они не способны дать эстетическую оценку эстетической ценности какого-либо объекта, не могут высказать свое отношение к эстетической значимости предмета, оценить ее.
Достаточно эмоционально реагируют на эстетические объекты и явления. Не всегда способны самостоятельно воспринимать произведения искусства, чаще требуется предварительная подготовка под руководством педагога. Не всегда способны воспринимать и оценивать эстетические объекты. Не всегда могут отличить прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве эстетических ценностей.
Анализируя результаты после проведенных занятий, можно сказать, что у дошкольников появилась заинтересованность в усвоении художественно-эстетических ценностей, они активно проявляют себя в художественной деятельности, стремятся к созданию эстетических ценностей. Кроме этого обладают сформированной системой художественно-эстетических идеалов. Способны самостоятельно отличать ценности от антиценностей.
Они способны самостоятельно дать полную, развернутую аргументированную оценку эстетической ценности какого-либо объекта. Могут самостоятельно сформулировать и ясно выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить ее, доказывать и отстаивать свою позицию.
Стоит отметить, что дети стали обладать высокой эмоциональной отзывчивостью, готовностью к эмоциональному эстетическому переживанию. Способны дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве.
Таким образом, обладая огромным развивающим потенциалом, занятия по изобразительному искусству в силу своей новизны и возможности ознакомления с широким спектром материалов и техник, очень нравятся детям, что способствует высокой мотивации и художественноэстетическому развитию детей.
Список использованной литературы
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова - 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2003. - 704 с.
Абрамян, Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико-методологические аспекты проблемы) / Д.Н. Абрамян. - М., 1994. - 450 с.
Адзинова, Ф.С. Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов: автореф. дис. …канд. пед. наук /Ф.С. Адзинова. - Майкоп, 2007. - 19с.
Айзенк, Г. Дж. Новые IQ тесты / Г.Дж. Айзенк. - М.: ЭКСМО, 2003. - 192 с.
Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Владос, 2004. - 208 с.
Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды/ Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика , 1989. - 558 с.
Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. - СПб: РХГИ, 1997. - 464 с.
Бердяев, Н.А. Смысл Творчества: опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1989. - 608 с.
Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед./ А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М. Борытко - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
Боголюбов, Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке: методическое руководство для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений / Н.С. Боголюбов. - М.: Просвещение, 1979.- 144 с.
Ветрова.Т. Развитие творческого воображения / Т.Ветрова // Наука и школа. - 2006. - №2. - С.52
Василенко, В.М. Народное искусство: избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков / В.М. Василенко. - М.: Советский художник, 1974. - 294 с.
Волков, Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б.С. Волков - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1999. -533 с.
Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 390 с.
Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. - М., 1993. – 230 с.
Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск: Харвей, 1998 - 437с.
Дрезина М. Праздник начинается с открытки / М. Дрезина // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2008.- № 6.-с.30-31.
Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов. - Пенза: Уникон - ТРИЗ, 2001. - 210 с.
Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учеб. для вузов / М.И. Еникеев - М.: Норма, 2005. - 624 с.
Загвязинский, В. И. Общая педагогика. Учебное пособие для ВУЗов /В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.
Зись, А.Я. Виды искусства в социалистической художественной культуре / А.Я. Зись. - М.: Искусство,1984. - 256 с.
Зинченко, В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком : дис. …докт. пед. наук / В.П. Зинченко. - М., 1996. – 212 с.
Зорин, С.С. Изобразительное искусство в школе / С.С. Зорин // Искусство и образование. - 2006. - №3(4). - С.28-29.
Климов, Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов / Е.А. Климов. - М., 1999.- 511 с.
Конышева, Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы: художественный труд (основы дизайн образования) / Н.М. Конышева // Начальная школа. - 1998. - №10. - С.20-31.
Конышева, Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе / Н.М. Конышева // Начальная школа. - 2006. - №5. - С.26-30.
Канащенкова, В.В. Подходы к исследованию феномена художественное мышление / В.В. Канащенкова // Вектор науки ТГУ. Серия:Педагогика, психология. - 2011. - 3 (6). - с. 143-146
Канащенкова, В.В. Художественное мышление иусловия его развития в старшем дошкольном возрасте / В.В. Канащенкова // Вектор науки ТГУ. Серия:Педагогика, психология. - 2011. - 2 (5). - с. 104-108.
Константинова, Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.Б. Константинова // Начальная школа. - 2000, № 7, С.66-71.
Крылов, А.А. Психология / А.А. Крылов. - М., 1998. - 375 с.
Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Киреенко - М.: АПН РСФСР, 1959. - 304 с.
Кузин, В.С. Изобразительное искусство 3 класс / Кузин В.С., Кубышкина Э. И. - М.: Изобразительное искусство, - 1998. - 290 с.
Кузин, B.C. Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной начальной школы: пособие для учителя / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, Т. Я. Шпикалова, М.: Просвещение, 1988. - 108 с.
Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. - М.: Просвещение, 1987. - 95 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев -2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
Леонтьева, Т. П. Опыт и перспективы применения видео в обучении иностранным языкам / Т.П. Леонтьева // Нетрадиционные методы обучения иностранным языкам в вузе: материалы респ. конференции. - Минск, 1995. - 78 с.
Ломов, С. П. Изобразительное искусство. 3 класс. / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. - М.: Дрофа, 2010. - 148 с.
Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н.Лук - М.: Наука, 1978. - 36 с.
Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед-й /Р.С. Немов. - 4-е изд., - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 608 с.
Некрасова, М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального: традиции и новизна // Проблемы народного искусства. - 1982. - №7. - с. 5- 17.
Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. – 2001. - № 10. - с. 34-37.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 2000. - 757 с.
Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - М.: Академический Проект, Гаудеамус. - 2006. – 490 с.
Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия. - 2008. - 528 с.
Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия». - 2008. - 352 с.
Потапов, Д.А. Изобразительное искусство в школе / Д.А. Потапов // Использование рисуночных заданий для диагностики креативности. - 2010. - №3. - С.78.
Подласый, И.П. Педагогика. книга 1:Общие основы. Учебник для Вузов / И.П. Подласый. - М.:ВЛАДОС, 2008. - 750 с.
Подласый, И.П. Педагогика. книга 2:Теории и технологии обучения. Учебник для Вузов / И.П. Подласый. - М.:ВЛАДОС, 2008. - 710 с.
Подласый, И.П. Педагогика книга 3:Теории и технологии воспитания. Учебник для Вузов / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 610 с.
Пономарёв, Я. А. Психология творчества / Я.А. Пономарёв - М.:Наука, 1990. - 255 с.
Рыжова, Н. Необычное в обычном / Н. Рыжова, А. Букарева // Обруч - 2008. - № 6. - С.24-26.
Савенков, А.И. У колыбели гения. М.: Педагогическое общество России / А.И. Савенков, 2000. - 224 с.
Скобельцына Е.Г. Развитие творческой активности младших школьников на основе интеграции индивидуального и дифференцированного обучения: автореф. дис. …кан. пед. наук / Е.Г.Скобельцына. - Казань, 2000. - 18 с.
Сластенин, В. А. Педагогика / В.А. Сластенин - М.: Академия, 2002. - 576 с.
Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 477 с.
Смирнова, Е.Н. Воспитываем будущих дизайнеров / Е.Н. Смирнова //Воспитатель ДОУ. - 2009. - №3. - С.21.
Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Н.М. Сокольникова. - М.:Академия, 2008. - 368 с.
Торшилова, Е.М. Интеллектуальная и эстетическая одаренность: теория и диагностика / Е.М. Торшилова, В.Ю. Большаков - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 164 с.
Хуторский, А.В. Развитие творческих способностей/А.В. Хуторский. - М.: Владос, 2000. - 22 с.
Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность»/ В.Д. Шадриков // Психологический журнал. – 1983. - № 5. - С.3-10.
Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология):учеб. пособие под ред. Н.А. Баранова/ И.В.Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349с.
Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1 кл. альбом. - М.: Мозайка-Синтез, 1996. – 75с.
6
2. Абрамян, Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико-методологические аспекты проблемы) / Д.Н. Абрамян. - М., 1994. - 450 с.
3. Адзинова, Ф.С. Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов: автореф. дис. …канд. пед. наук /Ф.С. Адзинова. - Майкоп, 2007. - 19с.
4. Айзенк, Г. Дж. Новые IQ тесты / Г.Дж. Айзенк. - М.: ЭКСМО, 2003. - 192 с.
5. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Владос, 2004. - 208 с.
6. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды/ Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика , 1989. - 558 с.
7. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. - СПб: РХГИ, 1997. - 464 с.
8. Бердяев, Н.А. Смысл Творчества: опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1989. - 608 с.
9. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед./ А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
10. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М. Борытко - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
11. Боголюбов, Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке: методическое руководство для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений / Н.С. Боголюбов. - М.: Просвещение, 1979.- 144 с.
12. Ветрова.Т. Развитие творческого воображения / Т.Ветрова // Наука и школа. - 2006. - №2. - С.52
13. Василенко, В.М. Народное искусство: избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков / В.М. Василенко. - М.: Советский художник, 1974. - 294 с.
14. Волков, Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б.С. Волков - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1999. -533 с.
16. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 390 с.
17. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. - М., 1993. – 230 с.
18. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск: Харвей, 1998 - 437с.
19. Дрезина М. Праздник начинается с открытки / М. Дрезина // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2008.- № 6.-с.30-31.
20. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов. - Пенза: Уникон - ТРИЗ, 2001. - 210 с.
21. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учеб. для вузов / М.И. Еникеев - М.: Норма, 2005. - 624 с.
22. Загвязинский, В. И. Общая педагогика. Учебное пособие для ВУЗов /В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.
23. Зись, А.Я. Виды искусства в социалистической художественной культуре / А.Я. Зись. - М.: Искусство,1984. - 256 с.
24. Зинченко, В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком : дис. …докт. пед. наук / В.П. Зинченко. - М., 1996. – 212 с.
25. Зорин, С.С. Изобразительное искусство в школе / С.С. Зорин // Искусство и образование. - 2006. - №3(4). - С.28-29.
26. Климов, Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов / Е.А. Климов. - М., 1999.- 511 с.
27. Конышева, Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы: художественный труд (основы дизайн образования) / Н.М. Конышева // Начальная школа. - 1998. - №10. - С.20-31.
28. Конышева, Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе / Н.М. Конышева // Начальная школа. - 2006. - №5. - С.26-30.
29. Канащенкова, В.В. Подходы к исследованию феномена художественное мышление / В.В. Канащенкова // Вектор науки ТГУ. Серия:Педагогика, психология. - 2011. - 3 (6). - с. 143-146
30. Канащенкова, В.В. Художественное мышление иусловия его развития в старшем дошкольном возрасте / В.В. Канащенкова // Вектор науки ТГУ. Серия:Педагогика, психология. - 2011. - 2 (5). - с. 104-108.
31. Константинова, Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.Б. Константинова // Начальная школа. - 2000, № 7, С.66-71.
32. Крылов, А.А. Психология / А.А. Крылов. - М., 1998. - 375 с.
33. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Киреенко - М.: АПН РСФСР, 1959. - 304 с.
34. Кузин, В.С. Изобразительное искусство 3 класс / Кузин В.С., Кубышкина Э. И. - М.: Изобразительное искусство, - 1998. - 290 с.
35. Кузин, B.C. Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной начальной школы: пособие для учителя / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, Т. Я. Шпикалова, М.: Просвещение, 1988. - 108 с.
36. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. - М.: Просвещение, 1987. - 95 с.
37. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев -2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
38. Леонтьева, Т. П. Опыт и перспективы применения видео в обучении иностранным языкам / Т.П. Леонтьева // Нетрадиционные методы обучения иностранным языкам в вузе: материалы респ. конференции. - Минск, 1995. - 78 с.
39. Ломов, С. П. Изобразительное искусство. 3 класс. / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. - М.: Дрофа, 2010. - 148 с.
40. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н.Лук - М.: Наука, 1978. - 36 с.
41. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед-й /Р.С. Немов. - 4-е изд., - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 608 с.
42. Некрасова, М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального: традиции и новизна // Проблемы народного искусства. - 1982. - №7. - с. 5- 17.
43. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. – 2001. - № 10. - с. 34-37.
44. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 2000. - 757 с.
45. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - М.: Академический Проект, Гаудеамус. - 2006. – 490 с.
46. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия. - 2008. - 528 с.
47. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия». - 2008. - 352 с.
48. Потапов, Д.А. Изобразительное искусство в школе / Д.А. Потапов // Использование рисуночных заданий для диагностики креативности. - 2010. - №3. - С.78.
49. Подласый, И.П. Педагогика. книга 1:Общие основы. Учебник для Вузов / И.П. Подласый. - М.:ВЛАДОС, 2008. - 750 с.
50. Подласый, И.П. Педагогика. книга 2:Теории и технологии обучения. Учебник для Вузов / И.П. Подласый. - М.:ВЛАДОС, 2008. - 710 с.
51. Подласый, И.П. Педагогика книга 3:Теории и технологии воспитания. Учебник для Вузов / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 610 с.
52. Пономарёв, Я. А. Психология творчества / Я.А. Пономарёв - М.:Наука, 1990. - 255 с.
53. Рыжова, Н. Необычное в обычном / Н. Рыжова, А. Букарева // Обруч - 2008. - № 6. - С.24-26.
54. Савенков, А.И. У колыбели гения. М.: Педагогическое общество России / А.И. Савенков, 2000. - 224 с.
55. Скобельцына Е.Г. Развитие творческой активности младших школьников на основе интеграции индивидуального и дифференцированного обучения: автореф. дис. …кан. пед. наук / Е.Г.Скобельцына. - Казань, 2000. - 18 с.
56. Сластенин, В. А. Педагогика / В.А. Сластенин - М.: Академия, 2002. - 576 с.
57. Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 477 с.
58. Смирнова, Е.Н. Воспитываем будущих дизайнеров / Е.Н. Смирнова //Воспитатель ДОУ. - 2009. - №3. - С.21.
59. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Н.М. Сокольникова. - М.:Академия, 2008. - 368 с.
60. Торшилова, Е.М. Интеллектуальная и эстетическая одаренность: теория и диагностика / Е.М. Торшилова, В.Ю. Большаков - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 164 с.
61. Хуторский, А.В. Развитие творческих способностей/А.В. Хуторский. - М.: Владос, 2000. - 22 с.
62. Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность»/ В.Д. Шадриков // Психологический журнал. – 1983. - № 5. - С.3-10.
63. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология):учеб. пособие под ред. Н.А. Баранова/ И.В.Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349с.
64. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1 кл. альбом. - М.: Мозайка-Синтез, 1996. – 75с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет изобразительное искусство в художественно эстетическом развитии старшего дошкольника?
Изобразительное искусство играет важную роль в художественно эстетическом развитии старшего дошкольника. Оно помогает развить творческое мышление, воображение, эмоциональную сферу ребенка. Через изобразительное искусство дети обучаются наблюдению, анализу, сравнению, классификации, а также развивают финомоторику, координацию движений и пространственное воображение.
Что включает в себя понятие художественно эстетического воспитания старших дошкольников?
Художественно эстетическое воспитание старших дошкольников включает в себя формирование эстетического вкуса, развитие художественной культуры, познание различных видов искусства, формирование эмоционально-ценностных отношений к произведениям искусства и освоение творческих методов и приемов изобразительного искусства.
Какие особенности художественно эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста?
Особенности художественно эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста заключаются в развитии их художественного восприятия, способности к эмоциональной реакции на произведения искусства, формировании вкуса, развитии творческого мышления и креативных навыков.
Какими методами и приемами осуществляется художественно эстетическое воспитание старших дошкольников?
Художественно эстетическое воспитание старших дошкольников осуществляется с помощью таких методов и приемов, как обучение через игру, наблюдение и анализ произведений искусства, творческие задания, работа с различными материалами и инструментами изобразительного искусства, а также посещение выставок и музеев с детьми.
Какие методы и приемы используются при художественно эстетическом воспитании старших дошкольников?
В работе с детьми старшего дошкольного возраста применяются различные методы и приемы: рассказывание историй, проведение бесед, наблюдение за художественными произведениями, проведение творческих занятий, использование различных материалов и техник и т. д. Все эти методы и приемы способствуют развитию восприятия и понимания художественных произведений, развитию творческих способностей и фантазии старших дошкольников.
Какие особенности художественно эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста?
Художественно эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. В этом возрасте дети уже обладают некоторыми знаниями в области искусства и могут самостоятельно выражать свои эмоции и мысли через художественные средства. Они интересуются различными видами искусства и готовы участвовать в творческом процессе. Важно создать для них комфортные условия для самовыражения и развития своих творческих способностей.
Что такое художественно эстетическое воспитание?
Художественно эстетическое воспитание это процесс формирования художественной и эстетической культуры человека. Оно направлено на развитие эстетического восприятия мира, формирование эстетических ценностей, развитие творческих способностей искусством. Целью художественно эстетического воспитания старших дошкольников является формирование у них эстетического сознания, развитие вкуса и творческих способностей, расширение кругозора и культурного опыта.
Каково понятие художественно эстетического воспитания из разных источников?
Понятие художественно эстетического воспитания встречается в разных источниках и означает процесс развития эстетического вкуса и чувства красоты через изучение и практику изобразительного искусства.
Какие методы и приемы используются в художественно эстетическом воспитании?
В художественно эстетическом воспитании старших дошкольников применяются различные методы и приемы, такие как рассказывание сказок и историй, показ художественных произведений, проведение мастер-классов и игр с элементами творчества.
Какие особенности художественно эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста?
Особенности художественно эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста заключаются в возможности развивать их творческие способности, а также формирования у них чувства прекрасного и эстетического вкуса.
Как изобразительное искусство влияет на художественно эстетическое развитие старшего дошкольника?
Изобразительное искусство позволяет стимулировать художественно эстетическое развитие старшего дошкольника путем развития его воображения, творческих способностей и умения выражать свои эмоции и мысли через изобразительные средства.
Какие средства изобразительного искусства используются в художественно эстетическом воспитании?
Средства изобразительного искусства, такие как рисование, лепка, аппликация и коллаж, используются в художественно эстетическом воспитании для развития творческих способностей и эстетического восприятия детей.