Бухгалтерский учёт и анализ розничного товарооборота ООО "Дуэт"

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Бухгалтерский учет, анализ и аудит
  • 117 117 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 15.12.2010
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Реферат
Введение
Глава 1. Розничный товарооборот как объект бухгалтерского учета и анализа
1.1. Нормативно-правовые аспекты и понятия учета розничного товарооборота
1.2. Учет операций по формированию товарооборота в организациях розничной торговли
1.2.1. Учет продажи товаров за наличный расчет и с использованием пластиковых карт
1.2.2. Учет возврата товаров в розничной торговле
1.2.3. Учет продажи товаров при использовании системы скидок и рекламы
1.3.Учет продажи товаров по договору комиссии
1.4. Методологический подход к анализу розничного товарооборота
Глава 2. Организация бухгалтерского учета розничного товарооборота в ООО «Дуэт»
2.1. Краткая характеристика предприятия и организации бухгалтерского учета
2.2. Организация бухгалтерского учета приобретения товаров в ООО «Дуэт»
2.3. Организация учета розничной продажи товаров в ООО «Дуэт»
2.3.1. Учет продажи товаров
В соответствии с учетной политикой предприятия ООО «
2.3.2. Реализация товаров с использованием платежных карт
2.3.3. Учет списания товаров
2.3.4. Учет скидок
2.3.5. Учет тары
2.3.6. Учет возврата и обмена товаров
2.3.7. Организация складского учета и его взаимосвязь с учетом в бухгалтерии
2.3. Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета розничного товарооборота в ООО «Дуэт»
Глава 3. Анализ розничного товарооборота ООО «Дуэт»
3.1. Экспресс оценка основных показателей деятельности предприятия ООО «Дуэт»
3.2. Анализ динамики, структуры, ритмичности розничного товарооборота
3.3. Расчет влияния факторов изменения розничного товарооборота в ООО «Дуэт»
3.4. Рекомендации по увеличению розничного товарооборота в ООО «Дуэт»
Глава 4. Аудит товарных операций в розничной торговле
4.1. Методические аспекты аудиторской проверки товарных операций
4.2. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
4.3. Аудит учетной политики
4.4. Аудиторская проверка товарных операций в розничной торговле по существу
4.4.1. Методика проведения аудиторской проверки учета приобретения товаров
4.4.2. Методика проведения аудиторской проверки учета отпуска товаров
4.4.3. Выводы по результатам проверки
Глава 5. Программное обеспечение учета и анализа розничного товарооборота на предприятии ООО «Дуэт»
5.1. Краткая характеристика программного продукта
5.2. Использование программы 1С для организации учета и анализа товарооборота
5.3. Программно-правовое обеспечение
5.4. Рекомендации по совершенствованию программного обеспечения
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Необходимо отметить, что на данном предприятии бухгалтерская служба снабжена всей необходимой нормативной и правовой базой со всеми обновлениями. Это достигнуто за счет применения на данном предприятии современной информационно-правовой системы «Консультант Плюс».
Далее проверяется правильность корреспонденции счетов при поступлении товаров. Для этого случайным образом в журнале хозяйственных операций отбираются операции по учету закупки товаров. По итогам проверки было определено, что учет ведется в соответствии с законодательством, учетной политикой, применяется правильная корреспонденция счетов, суммы не искажены и соответствуют первичным документам.
Таким образом, учет поступления товаров соответствует требованиям законодательства, однако в учете предприятия выявлен ряд недостатков, в частности неправильное оформление учетной политики, отсутствие графика документооборота. Далее проверим порядок учета выбытия товаров.

4.4.2. Методика проведения аудиторской проверки учета отпуска товаров


При проверке учета выбытия товаров необходимо проверить, соблюдаются ли положения учетной политики в части выбытия товаров.
Таблица 4.11
Рабочий документ «Сравнение учетной политики и фактического учета» (РД-6)
№ Этапы проверки Учетная политика Учет 1 Списание затрат На счет 90 На счет 90 2 Отражение выручки в оптовой / розничной торговле С использованием счета 62 / 50 С использованием счета 62 / 50 3 Выбытие по методу средней себестоимости Совпадает Совпадает 5 Списание торговой наценки с помощью расчета средней наценки Совпадает Совпадает
Таким образом, на предприятии ООО «Дуэт» учет ведется в соответствии с учетной политикой и законодательством.
Далее необходимо проверить правильность отражения операций по выбытию товаров в учете. Для этого необходимо выборочно проверить корреспонденцию счетов, правильность определения сумм, своевременность и законность отражения в учете.
По результатам проверки не было выявлено искажений. Таким образом, можно сказать, что учет на предприятии соответствует действующей учетной политике и законодательству.
После проверки организации учета товарных операций необходимо провести проверку тождественности учетных и отчетных данных.
Таблица 4.12
Рабочий документ «Проверка тождественности данных» (РД-7)
№ Направление проверки Результат 1 Проверка соответствия данных синтетического и аналитического учета Соответствуют, расхождений не выявлено 2 Проверка соответствия данных первичного учета и данных в карточках и анализе счета 19, 41, 42, 60 Соответствуют, расхождений не выявлено 3 Изучение соответствия данных карточек счетов данным оборотно-сальдовой ведомости по аналогичным счетам Соответствуют, расхождений не выявлено 4 Проверка соответствия данных оборотной ведомости по счетам 19, 41, 44, 62,60 и отчетности (ф.№1 «Бухгалтерский баланс» (строки 214, 215, 220, 240, 621, 625) и ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (строки 010, 020, 030, 050)) Соответствуют, расхождений не выявлено
Таким образом, было выявлено, что данные учета и отчетности соответствуют друг другу. Последним этапом проверки является соблюдение налогового законодательства. При проверке соблюдения налогового законодательства было установлено, что предприятие правильно ведет расчет всех налогов.

4.4.3. Выводы по результатам проверки



В ходе аудиторской проверки достоверности учета товаров на предприятии ООО «Дуэт» было подтверждено, что:
операции по учету товаров надлежащим образом санкционированы;
на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки;
расчеты по товарным операциям своевременно отражены на соответствующих счетах учета;
стоимостная оценка операций правильно определена;
нормы законодательства в части организации учета товаров соблюдены.
Во время проверки мы изучили учредительные документы, учетную политику и выяснили, что учетная политика содержит в себе всю необходимую информацию, но оформлена ненадлежащим образом. В целом учет ведется без нарушения законодательства, то есть все требования ГК РФ, НК РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете» соблюдены, используется правильная корреспонденция счетов, расчеты произведены правильно, суммы в бухгалтерских записях также правильные, поскольку совпадают с документами, что также говорит о том, что на счетах отражаются все реальные сделки. В ходе проверки также не было обнаружено фальсификации документов и операций на счетах бухгалтерского учета.
Однако в ходе проверки был обнаружен ряд нарушений, которые представлены в таблице 4.13.



Таблица 4.13
Рабочий документ «Нарушения, выявленные в процессе проверки» (РД-8)
Этап аудита Выявленное нарушение Пути устранения Проверка учетной политики Оформлена не надлежащим образом (отсутствует общий раздел и ссылки на нормативные документы) Разработать общий раздел и внести изменения в учетную политику Изучение организации ведения учета Отсутствует график документооборота Необходимо разработать график и утвердить в качестве приложения к учетной политике Изучение организации ведения учета Отсутствует акт о приемке товаров № 23,96, акт инвентаризации № 1
В процессе аудита было подтверждено отсутствие данных документов, в связи с этим рекомендуется соблюдать законодательство и восстановить утраченные документы Изучение организации ведения учета Не заполнение обязательных реквизитов на первичных документах, например, на накладных 59,117 отсутствуют подписи главного бухгалтера Проверка документов на предмет правильности показала, что в некоторых документах отсутствуют обязательные реквизиты, в связи с этим рекомендуется заполнить необходимые реквизиты, а в дальнейшем осуществлять контроль за правильностью оформления и не принимать к учету не оформленные первичные документы
Данные нарушения хоть и не являются существенными, но их необходимо устранить. В первую очередь необходимо внести исправления в документы, восстановить утраченные и утвердить график документооборота.
Подводя итог, необходимо отметить, что учет товаров на предприятии ведется в соответствии с законодательством. Правильно отражается на счетах учета, хотя было выявлено ряд нарушений. Данные нарушения не являются существенными, не оказывают существенного влияния на отчетность, но их необходимо устранить.
По результатам аудита выдается модифицированное аудиторское заключение с оговоркой.
Аудиторское заключение
Аудитор:
Наименование: ООО «Аудит Сервис».
Аудируемое лицо:
Наименование: ООО «Дуэт»
Мы провели аудит достоверности учета товарных операций в розничной торговле организации ООО «Дуэт» за период с 1 января по 31 декабря 2009 г. включительно.
Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность
Руководство аудируемого лица ООО «Дуэт» несет ответственность за составление и достоверность указанной бухгалтерской отчетности в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности и за систему внутреннего контроля, необходимую для составления бухгалтерской отчетности, не содержащей существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок.
Ответственность аудитора
Наша ответственность заключается в выражении мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в части учета товарных операций на основе проведенного нами аудита. Мы проводили аудит в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности. Данные стандарты требуют соблюдения применимых этических норм, а также планирования и проведения аудита товарных операций таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность в части отражения товарных операций не содержит существенных искажений.
Аудит включал проведение аудиторских процедур, направленных на получение аудиторских доказательств, подтверждающих числовые показатели в бухгалтерской отчетности и раскрытие в ней информации о товарных операциях. Выбор аудиторских процедур является предметом нашего суждения, которое основывается на оценке риска существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок. В процессе оценки данного риска нами рассмотрена система внутреннего контроля, обеспечивающая составление и достоверность бухгалтерской отчетности, с целью выбора соответствующих аудиторских процедур, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля.
Аудит также включал оценку надлежащего характера применяемой учетной политики и обоснованности оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления бухгалтерской отчетности в целом.
Мы полагаем, что полученные в ходе аудита доказательства представляют достаточные основания для выражения мнения с оговоркой о достоверности бухгалтерской отчетности в части учета товаров и товарооборота.
Основание для выражения мнения с оговоркой


В ходе проверки обнаружили, что ООО «Дуэт» не заполняет некоторые реквизиты в документах по учету товаров, некоторые документы утрачены, учетная политика оформлена не надлежащим образом.
Мнение с оговоркой
По нашему мнению, за исключением влияния на бухгалтерскую отчетность обстоятельств, изложенных в части, содержащей основание для выражения мнения с оговоркой, бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение организации ООО «Дуэт» по состоянию на 31 декабря 2009 года, результаты ее финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2009 год в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности.
Руководитель аудиторской организации __________________________
Руководитель аудиторской проверки ____________________________
Печать аудитора

Глава 5. Программное обеспечение учета и анализа розничного товарооборота на предприятии ООО «Дуэт»


5.1. Краткая характеристика программного продукта



Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся небывалым увеличением информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской сфере.
Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.
Роль информации в общественной жизни существенно меняется. Информация приобретает преобразующий, определяющий характер. Создание индустрии информатики и превращение информационного продукта в товар приводит к глубинным социальным изменениям в обществе, трансформируя его из индустриального в информационное.
Информация охватывает все стороны жизни общества — от материального производства до социальной сферы. Качественно новое обслуживание информационных процессов человеческой деятельности связано с использованием современной персональной электронно-вычислительной техники, систем телекоммуникаций, созданием сетей ЭВМ.
Информацию как продукт производства и применения отличает прежде всего предметное содержание. Она очень разнообразна и подразделяется по виду обслуживаемой ею человеческой деятельности: научная, техническая, производственная, управленческая, экономическая, социальная, правовая и т.п. Каждый из видов информации имеет свои технологии обработки, смысловую ценность, формы представления и отображения на физическом носителе, требования к точности, достоверности, оперативности отражения фактов, явлений, процессов.
Для автоматизации своих процессов в области торговли ООО «Дуэт» использует 1С Предприятие.
1С Предприятие является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. За счёт своей универсальности система 1С Предприятие может быть использована для автоматизации самых разных участков экономической деятельности предприятия: учёта товарных и материальных средств, взаиморасчётов с контрагентами, расчёта заработной платы, расчёта амортизации основных средств, бухгалтерского учёта и т. д.
Основной особенностью системы 1С Предприятие является её конфигурируемость. Собственно система 1С Предприятие представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для манипулирования различными типами объектов предметной области. Конкретный набор объектов, структуры информационных массивов, алгоритмы обработки информации определяет конкретная конфигурация. Вместе с конфигурацией система 1С Предприятие выступает в качестве уже готового к использованию программного продукта, ориентированного на определённые типы предприятий и классы решаемых задач [38].
Конфигурация создаётся штатными средствами системы. Обычно конфигурация поставляется фирмой-разработчиком в качестве «типовой», но может быть изменена, дополнена пользователем системы, а также разработана заново.
Система 1С Предприятие имеет компонентарную структуру. Часть возможностей, предоставляемых системой для решения задач автоматизации, является базовыми, то есть поддерживается в любом варианте поставки системы. Это, прежде всего, механизмы поддержки справочников и документов. Другие возможности реализуются компонентами системы: например, ведение списка бухгалтерских счетов. Таким образом, состав установленных компонентов определяет функциональные возможности системы.
Всего существует три основных компонента: «Бухгалтерский учёт», «Оперативный учёт» и «Расчёт». Каждый компонент расширяет возможности системы своим механизмом обработки информации. Эти механизмы нельзя однозначно сопоставить с конкретными задачами автоматизации предметной области, однако, они имеют достаточно чёткую направленность, которая определяет выбор состава необходимых компонентов, для создания конкретной конфигурации.
Компонент «Бухгалтерский учёт» реализует отражение хозяйственных операций, происходящих на предприятии в бухгалтерском учёте. Она манипулирует такими понятиями, как бухгалтерские счета, операции и проводки. Возможности компонента «Бухгалтерский учёт» позволяют вести учёт параллельно в нескольких планах счетов, вести многомерный и многоуровневый учёт, количественный и валютный учёт. Компонент «Бухгалтерский учёт» предоставляет возможность ведения бухгалтерского учёта для нескольких мероприятий в одной информационной базе [38].
Компонент «Оперативный учёт» предназначен для оперативного учёта наличия денежных средств. Возможности компонента «Оперативный учёт» позволяют регистрировать движения и получать информацию о движениях и остатках товарных, материальных, денежных и других средств предприятия в реальном времени в самых различных разрезах. Компонент «Оперативный учёт» поддерживает механизм регистров, который и обеспечивает запись движений и получение остатков в различных разрезах. Использование этого механизма позволяет автоматизировать учёт взаиморасчётов с клиентами, учёт складских запасов товаров и многое другое. Одна из главных областей применения данного компонента автоматизация учёта складских и торговых операций.
Компонент «Расчёт» предназначен для автоматизации сложных периодических расчётов. Возможности этого компонента позволяют выполнить расчёты различной сложности, в том числе с пересчётом результатов «задним числом», и вести архив расчётов за прошедшие периоды. Эти возможности реализуются журналами расчётов, поддерживаемыми данной компонентой. Одна из областей применения компонента расчёт заработной платы [38].

5.2. Использование программы 1С для организации учета и анализа товарооборота


ООО «Дуэт» использует информационные компьютерные программы, а именно 1С «Предприятие». Для управления товаром используется прикладная программа 1С «Торговля». Общую схему по учету товарооборота в программе "1С" можно представить следующим образом (рис. 5.1).
Ввод первоначальных сведений
1. Информация о предприятии
2. Данные учетной политики
3. Заполнение справочников
Формирование товарооборота
1. Отгрузка товаров
2. Ввод информации на основании документов
Формирование отчетов Рис. 5.1. Схема по учету товарооборота в программе "1С"

Рассмотрим функциональные особенности.
Программа автоматизирует регистрацию операций:
поступление товаров от контрагента на склады магазина;
реализация товаров и услуг контрагенту;
перемещения товаров между магазинами, внутренними складами магазинов, магазинами и складами торгового предприятия;
торговля комплектами товаров, созданными как в момент продажи товара, так и с предпродажной подготовкой комплекта;
возвраты товаров от покупателей, включая возврат после закрытия кассовой смены;
инвентаризация товарных остатков;
оформление приходных и расходных кассовых ордеров непосредственно в магазинах;
оформление чеков продажи, и по окончании смены сводного Z-отчета по ККМ, с учетом возвратов товаров в смену;
перемещение денежных средств между магазинами, внутренними кассами магазинов, магазинами и кассами торгового предприятия;
использование процентных скидок по дисконтным картам (фиксированные и накопительные скидки), скидки с разделением по магазинам, скидки контрагентам, скидки на сумму чека, скидки по времени действия, по количеству товара, по виду оплаты.
поддержка подключения электронного торгового оборудования: фискальные регистраторы, терминалы сбора данных, сканеры штрих кодов, электронные торговые весы, дисплеи покупателя, ридеры магнитных карт.
Конфигурация 1С «Торговля» может работать с территориально распределенными информационными базами (РИБ). При этом обеспечивается четкое разделение документооборота по магазинам, а в центральном узле РИБ консолидируется информация по всем магазинам сети. С помощью центрального узла можно быстро создать периферийный узел РИБ. Причем можно настроить при помощи центра кт, так чтобы в удаленных магазинах видели только свою информацию, либо чтобы все видели общую базу.
Наряду с многомагазинным учетом, реализован многофирменный учет, где каждый склад или торговый зал может быть отнесен к определенной организации или компании.
Автоматизируется учет товарных запасов на складах магазинов и учет денежных средств в кассах магазинов. В программу встроена система создания и редактирования ценников и этикеток со штрих кодом. Центр кт может доработать этикетку под вас, добавить логотип и ваши координаты.
«1С: Управление торговлей 8» на платформе «1С: Предприятие 8» позволяет оформлять операции розничной продажи с полной или частичной оплатой банковским кредитом.

Рис. 5.2. Предметная область, автоматизируемая конфигурацией «1С:Управление торговлей 8»
Программа «1С: Управление торговлей 8» позволяет регистрировать операции розничной продажи с полной или частичной оплатой платежными картами. При работе с платежными картами используются договоры эквайринга, заключенные с банком, в котором указываются виды обслуживаемых платежных карт и процент торговой скидки.
После закрытия кассовой смены формируется сводная информация о всех операциях оплаты платежными картами.
Новая возможность ведения взаиморасчетов с детализацией по расчетным документам позволяет параллельно с учетом ведения взаиморасчетов в целом по заказам и по договору контролировать также оплату каждой конкретной накладной. В рамках данной возможности можно также отслеживать взаиморасчеты с контрагентом в соответствии с заданной для него кредитной линией, которая определяется предельными параметрами – суммой и сроком задолженности. Срок задолженности может контролироваться с учетом введенных рабочих графиков работы предприятия. Получить информацию о состоянии кредитных линий можно с помощью «Отчета о кредитной линии».
Для сверки взаиморасчетов с контрагентами используется документ «Акт сверки взаиморасчетов». Найти его можно в меню «Покупка» или «Продажа».

Рис. 5.3. Меню «Акт сверки»
После согласования с контрагентом данных сверки можно при необходимости произвести корректировку задолженности посредством документа «Корректировка долга». Данный документ теперь позволяет оформлять новые операции – проведение взаимозачета между клиентами в симметричной ситуации, в которой дебиторская задолженность равна кредиторской; перенос задолженности на другой договор, сделку или на другого контрагента; списание задолженности.
В качестве усовершенствования данного программного продукта в программе можно указать стандартные места хранения каждого товара, объявив при этом одно из них приоритетным. Эта возможность позволяет сократить время поиска товаров на складе, а при оформлении поступления новых товаров – быстро разместить их по местам хранения. Для быстрого поиска товара на складах по указанным для него местам хранения предусмотрена печатная форма «Бланк товарного наполнения».
Для ускорения ввода информации о новых позициях в справочник «Номенклатура» в программу добавлен помощник ввода (см. рис. 5.4). С его помощью можно ввести информацию о номенклатуре поставщика (название, код и артикул товара) и ценах поставки, указать место хранения товара, зарегистрировать отпускные типы цен, рассчитать отпускные цены на основании базовых цен и торговых наценок, определить список комплектующих для наборов-пакетов и наборов-комплектов, а также рассчитать цены на наборы по ценам комплектующих. В процессе регистрации новой позиции номенклатуры автоматически регистрируются цены поставщика и отпускные цены номенклатуры, а также создаются другие необходимые записи в информационной базе.


Рис. 5.4. Справочник «Номенклатура»

Кроме того, в справочнике «Номенклатура» предусмотрена возможность быстрого просмотра данных об остатках конкретного товара, его ценах и расположении по местам хранения. При этом выводится информация не только о свободных остатках товаров, но и о количестве зарезервированного товара, а также о количестве ожидаемого товара по заказам поставщикам. Использование данной возможности поможет менеджеру по продажам быстро ответить на вопрос клиента о наличии товаров на складе, цене товара, ожидаемых поступлениях (см. рис. 5.5).

Рис. 5.5. Справочник «Товары»
Для уменьшения количества документов планирования в программу добавлена возможность детализации состава плана по подпериодам его основного периода. Это позволяет сформировать один укрупненный план, например на год, и в нем указать детализацию по подпериодам, например по месяцам, без составления дополнительных документов планирования на каждый месяц.
В документах поступления и реализации товаров можно указывать заказы в табличных частях документов. Это позволяет оформлять один документ реализации по нескольким заказам покупателя и один документ поступления по нескольким заказам поставщику.
Добавлена возможность настройки стратегии авторезервирования по заказам. При настройке параметров учета можно выбрать стратегию, которая будет использоваться в документах при авторезервировании по умолчанию: «Сначала в заказах поставщикам потом на складах» или «Сначала на складах потом в заказах поставщикам».
Для получения информации о размещении заказов покупателей в заказах поставщикам реализован отчет «Размещение заказов». С его помощью можно получить информацию о заказах поставщику, в которых размещен конкретный товар, заказанный покупателем, а также о дате поставки товаров поставщиком.

5.3. Программно-правовое обеспечение


Предприятие ООО «Дуэт» использует программу «Консультант Плюс» для уточнения законодательных и нормативных вопросов.
На сегодняшний день программа «Консультант Плюс» является одной из лучших. Количество документов в справочной правовой системе «Консультант Плюс» превысило отметку 5 миллионов. Это крупнейший массив правовой информации среди справочных правовых систем.
Благодаря системе «Консультант Плюс» ООО «Дуэт» сегодня доступны:
•федеральное законодательство;
•региональное законодательство всех 83 субъектов РФ;
•судебная практика (материалы высших судебных инстанций, 10 ФАС округов РФ, 20 арбитражных апелляционных судов и др.);
•путеводители: по налогам, кадровым вопросам, сделкам;
•консультации по бухгалтерскому учету и налогообложению;
•схемы бухгалтерских проводок, материалы прессы;
•путеводители по судебной практике: по ГК РФ и корпоративным спорам;
•комментарии законодательства и книги;
•международные правовые акты;
•законопроекты и многое другое.
Одной из причин активного роста числа документов в системе является постоянное изменение законодательства: все новые документы оперативно поступают в «Консультант Плюс» из первоисточников. Помимо новых документов в системе появляются и другие виды информации, необходимой пользователям для решения профессиональных задач. В частности, в 2010 г. завершено включение в систему «Консультант Плюс» судебной практики всех 20 арбитражных апелляционных судов.
Разобраться в огромном массиве информации и сэкономить время ООО «Дуэт» помогают специальные материалы в системе - целый ряд путеводителей (по налогам, сделкам, кадровым вопросам, судебной практике). Они содержат уже готовую систематизированную информацию из различных источников. В них даны рекомендации, примеры, разъяснения ведомств и позиции судов. Все путеводители в системе «Консультант Плюс» регулярно обновляются.
В основе системы лежат передовые программные технологии, в том числе инструменты быстрого поиска информации. Также есть обширные возможности для работы с информацией - видеть связи документов, сравнивать редакции, узнавать о важных деталях в примечаниях к тексту и т.д.
Система «Консультант Плюс» является надежным профессиональным инструментом. Полнота информации, ее актуальность и достоверность, высококачественная юридическая обработка документов, удобные поисковые и аналитические возможности - это основные характеристики системы «Консультант Плюс».
5.4. Рекомендации по совершенствованию программного обеспечения

Проведенное исследование программного обеспечения показало, что применяемы программные продукты:
достаточно эффективны;
соответствуют современным требованиям к ведению учета и составления отчетности;
программные продукты лицензированы;
постоянно осуществляется обновление программных продуктов.
Что касается программы 1С, то в качестве рекомендаций по ее совершенствованию, можно предложить формирование промежуточных отчетов по розничным продажам с последующим экспортом в Excel. Отчет может содержать данные об общем объеме продаж в натуральном и стоимостном выражении, об объеме продаж по группам товаров, а также данные для факторного анализа, такие как товарооборот на 1 кв.м. площади, площадь торгового зала, продолжительность рабочей смены, рабочего дня, коэффициент сменности, количество рабочих дней в периоде и другие показатели.
Уже в Excel на основе сформированных отчетов разработать таблицы, ввести в них формулы для расчета и при экспорте данных будет выполняться анализ основных коэффициентов товарооборота, осуществляться факторный анализ. Данная информация поможет своевременно выявлять проблемы и разрабатывать мероприятия по их устранению.
Что касается справочно-правовой программы «Консультант Плюс», то она полностью соответствует требованиям предприятия, содержит в себе всю необходимую нормативную базу с последними обновлениями, содержит большой объем справочной информации, в том числе и арбитражную практику. Таким образом, единственным направлением совершенствования является проведение регулярных обновлений.
Заключение


В ходе написания данной дипломной работы было изучено понятие товаров, рассмотрена их классификация и оценка, определены основные задачи учета товарных операций. Далее был рассмотрен вопрос нормативно-правового регулирования товарных операций.
На следующем этапе был изучен порядок документального оформления товарных операций на предприятии ООО «Дуэт», была изучена организация первичного учета и учета поступления и выбытия товаров. После этого рассмотрен вопрос организации складского учета и проведения инвентаризации на предприятии. По результатам исследования можно сделать следующие обобщающие выводы:
- учет товаров на предприятии ООО «Дуэт» ведется с соблюдением действующего законодательства;
- соблюдаются все внутренние приказы и распоряжения;
- все отделы, службы предприятия работают эффективно;
- на предприятии работает высококвалифицированный персонал.
Как уже отмечалось, объектом исследования в данной работе был товарооборот ООО «Дуэт». Бухгалтерский учет на данном предприятии организован в соответствии с законодательством, автоматизирован, учет ведется путем создания бухгалтерской службы с использованием стандартных форм регистров бухгалтерского учета, разработанных МинФином РФ и составленных самостоятельно.
По результатам изучения организации бухгалтерского учета в качестве рекомендаций по совершенствованию учета было предложено:
внести дополнения в рабочий план счетов;
осуществлять обучение сотрудников бухгалтерии;
разработать график документооборота.
Далее осуществлялся анализ деятельности предприятия по результатам которого было выявлено, что происходит рост стоимости оборотных средств, что говорит об увеличении товарных запасов, также произошло увеличение собственного капитала.
Анализ издержек обращения показал, что предприятие стало более эффективно подходить к формированию своих издержек, что говорит о том, что доля расходов в общей сумме товарооборота падает, что привело к относительной экономии издержек обращения.
Анализ оборотных средств в динамике показал, что особых изменений в структуре оборотных средств предприятия не произошло. Анализ ликвидности говорит о снижении ликвидности ООО «Дуэт». Это вызвано, в первую очередь, возрастанием текущих обязательств предприятия на конец 2009 г. Однако, несмотря на снижение, все показатели ликвидности предприятия остаются в пределах нормативных значений, что свидетельствует о платежеспособности предприятия и ликвидности его имущества.
Анализ оборачиваемости показал, что и оборачиваемость оборотных активов предприятия замедлилась, что привело к увеличению текущих финансовых потребностей предприятия. Это вызвано увеличением среднегодового остатка оборотных средств и означает, что часть товаров предприятия залеживается на складе.
Анализ товарооборота показал, что на предприятии динамика розничного товарооборота положительна, так как показывает хорошие темпы роста. Проведенный анализ структуры показал, что структура товарооборота имеет тенденцию к изменению. Наибольшие изменения произошли в торговой группе «Обувь», спрос на неё резко снизился в результате того, что магазин не специализируется на её продаже и не может конкурировать по этой группе товаров с другими предприятиями торговли. Вследствие чего наиболее правильным будет принятие решения о выводе этой группы товаров из товарной номенклатуры. Наибольшую положительную динамику мы наблюдаем по верхней одежде, спрос на неё уверенно растёт, так же заметно увеличились продажи шапок и белья.
В качестве рекомендаций по увеличению товарооборота было предложено увеличение объемов реализации товаров. Объем реализации может быть увеличен за счет выхода на новый рынок сбыта. Выход на новый рынок сбыта может быть осуществлен путем:
расширения ассортимента товаров, привлечения дополнительных клиентов путем разработки ценовой политики, направленной на снижение цен. Цены могут быть снижены за счет сокращения затрат, составляющих себестоимость реализации.
проведения рекламной компании;
создание отдела управленческого учета;
повышения качества товаров и услуг;
повышения производительности труда;
повышения эффективности системы оплаты и стимулирования труда, как материального, так и морального и т.д.;
Для того чтобы подтвердить реальность отчетных данных проводится аудит. Изучая методику проведения аудиторской проверки учета товаров были разработаны план и программа аудита товарных операций. В результате апробации отдельных аудиторских процедур были выявлены следующие недостатки:
отсутствие актов о приемке товара,
на накладных отсутствуют подписи главного бухгалтера,
отсутствует акт инвентаризации,
не утвержден график документооборота,
учетная политика оформлена ненадлежащим образом.
В целях совершенствования учета товаров на предприятии предложены следующие мероприятия:
разработать график документооборота;
восстановить утраченные документы;
внести исправления в существующие;
осуществлять контроль да правильностью ведения первичного учета.
Реализация всех рекомендаций позволит предприятию ООО «Дуэт» существенно повысить качество учета товарооборота, что положительно скажется на эффективности деятельности предприятия и его конкурентоспособности.



Список литературы

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)(ред. от 09.02.2009);
Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)(ред. от 30.12.2008)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2009);
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006);
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ;
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ (ред. от 30.12.2008);
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998г. № 34н (ред. 26.03.2007);
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ-1/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. . №106н;
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ-4/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н (в редакции от 12.09.2006 №115н);
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 09/06/2001, № 44н.
Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №32н
Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532);
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита», утверждено Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532);
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита», утверждено Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532);
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите», утверждено Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532);
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства», утверждено Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532);
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды в которой осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено Постановлением Правительства РФ № 405 от 04.07.03 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 863);
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 16 «Аудиторская выборка», утверждено Постановлением Правительства РФ № 532 от 07.10.04;
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению от 31.10.2000 №94н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006);
Инструкция по применению плана счетов от 31.10.2000 №94н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006)
Приказ Минфина РФ «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» от 28 декабря 2001г. № 119н (в ред. от 26.03.2007 № 26н)
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49
«Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П)(ред. от 22.01.2008)
«Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 N 14-П (ред. от 31.10.2002)
Письмо ЦБ РФ от 04.10.93 № 18 (в ред. от 26.02.96 № 247) “Об утверждении “Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации”
Указание Центрального Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»
Постановление от 25 декабря 1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»
Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций (общие) (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132)
Постановление Госкомстата от 18 августа 1998г. № 88 «Об утверждении форм первичных документов по учету кассовых операций»;
Агафонова М.Н. Оптовая и розничная торговля. – М.: Бератор-Пресс, 2007.
Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит. – М.: ИД ФБК –ПРЕСС, 2005. – 544с.
Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 2002 – 559с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 640 с.
Подольский В.И.: Аудит: Учебник лоя вузов / В.И,Подольский, А.А.Савин, Л.В.Сотникова и др.; - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2007. – 583 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник», М.: Инфма-М, 2007, 512 с.;
Грищенко О.В.Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия, Электронный учебник.- http://www.aup.ru/books/m67/
http://www.1c-club.ru/primer - справочно-информационный сайт
Статья «Зачем нужен анализ финансового состояния» http://www.bk-arkadia.ru/consulting2.htm
http://www.klerk.ru/buh/articles/28446/ - Справочно-информационный сайт.


Приложения

Приложение 1
Расчет основных показателей

, (1.1)
Где Fот – фондоотдача;
ТП – товарная продукция;
Fср – среднегодовая стоимость ОС.
ПТ = В : Ч, (1.2)
Где ПТ – выработка на одного работника;
В – выручка;
Ч – численность персонала.
З = В : S, (1.3)
З – затраты на 1 рубль выручки;
S – себестоимость продаж.
Rп = Пп : В * 100% (1.4)
Где Rп – рентабельность продаж;
Пп – прибыль от продаж;
В – выручка.
Rа = Пч : Аср * 100% (1.5)
Где Rа – рентабельность активов;
Пч – чистая прибыль;
Аср – среднегодовая стоимость активов.

Приложение 2
Анализ эффективности использования текущих затрат предприятия

Рассчитаем объём товарооборота, приходящийся на 1 руб. текущих затрат в базисном и отчётном году:
ТИО = В : ИО (2.1)
Где ТИО – товарооборот на 1 руб. текущих затрат;
В – товарооборот;
ИО – издержки обращения.
ТИОбаз = 6241,56/2232,11=2,80 руб.
ТИОотч = 8127,15/2612,52=3,11 руб.
Рассчитаем прибыль от продаж, приходящуюся на 1 руб. текущих затрат в базисном и отчётном году:
ПИО = Пп : ИО (2.2)
Где ПИО - прибыль от продаж на 1 руб. текущих затрат;
Пп – прибыль от продаж.
ПИОбаз =1544,33/2232,11=0,69 руб.
ПИОотч = 2579,27/2612,52=0,99 руб.
Рассчитаем интегральный показатель эффективности использования затрат:
(2.3)
Где Yио – интегральный показатель;
ТрТИО – темп роста товарооборота на 1 руб. текущих затрат;
ТрПИО – темп роста прибыли от продаж на 1 руб. текущих затрат.


Приложение 3
Факторный анализ прибыли
Влияние товарооборота:
(3.1)
Где ∆ЧП – изменение прибыли;
∆В – изменение товарооборота;
Пп0 – прибыль от продаж в базовом периоде;
В0 – товарооборот в базовом периоде.
 тыс. руб.
2. Влияние валового дохода:
(3.2)
∆Удвд – изменение удельного веса валового дохода в товарообороте;
В1 – товарооборот в отчетном периоде.
8127,15*3,38%= 274,48 тыс. руб.
3. Влияние издержек обращения:
(3.3)
∆УДио – изменение удельного веса издержек в товарообороте;
В1 – товарооборот в отчетном периоде.
8127,15*3,62%= 293,91 тыс. руб.
изменение чистой прибыли в результате увеличения внереализационных расходов составило – 194,13 – 84,49 = 109,64 т.р.
увеличение в результате сокращения ЕНВД составило = 88,53 – 89,13 = 0,6 тыс. руб.
В итоге проведения факторного анализа получаем результат:
ЧП=466,56+274,48+293,91-109,64+0,6= 925,89 тыс. руб.
Приложение 4
Расчет коэффициентов ликвидности и оборачиваемости
1. Коэффициент текущей ликвидности
(4.1)
где Ктл – коэффициент текущей ликвидности, должен быть ( 2.
На начало 2009 г. коэффициент текущей ликвидности ООО «Дуэт» составил:

На конец 2009 г. коэффициент текущей ликвидности равен:

2. Коэффициент быстрой ликвидности
(4.2)
где Ккл – коэффициент быстрой ликвидности, должен быть ( 1
На начало года равен:

На конец:

3. Коэффициент абсолютной ликвидности
(4.3)
где Кал – коэффициент абсолютной ликвидности, должен быть ( 0,25,
На начало 2009 г. он составил:
,
а на конец года:

4. Коэффициент оборачиваемости:
(4.4)
где КАоб – коэффициент оборачиваемости активов, раз
Значение показателя на начало года:

Коэффициент оборачиваемости на конец года:

5. Длительность одного оборота в днях:
(4.5)
где Оа – период оборачиваемости активов, дни.
На начало 2009 года:


на конец года:
Оа=

6. Собственные оборотные средства предприятия
(4.6)
где СОА – собственные оборотные средства, тыс. руб.
Значение показателя на начало года:
,
а на конец года:

7. Текущие финансовые потребности
ТФП = оборотные средства – денежные средства – текущие пассивы (4.7)
.На начало периода текущие финансовые потребности предприятия составляли:
,
а на конец года:




Приложение 5
Расчет коэффициента структурных сдвигов в ассортименте
, (5.1) где – удельный вес ассортиментной группы в общем товарообороте в базисном периоде; – удельный вес ассортиментной группы в общем товарообороте в отчетном периоде;/ n – количество ассортиментных групп.
В анализируемом периоде коэффициент структурных сдвигов в ассортименте составил:
=1,05

Приложение 6
Факторный анализ розничного товарооборота

Показатели Единицы измерения Условные обозначения 1. Розничный товарооборот на 1 м2 площади торгового зала за 1 час руб. РТОs 2. Площадь торгового зала м2 S 3. Продолжительность смены Час tсм 4. Продолжительность рабочего дня Час tд 5. Коэффициент сменности Ксм 6. Количество рабочих дней в периоде Дни Д 7. Розничный товарооборот тыс. руб. РТО
Розничный товарооборот на 1 м2 площади торгового зала за 1 час определяется по формуле:
. (6.1) Розничный товарооборот на 1 м2 площади торгового зала за 1 час в 2008 г. составил:
,
а в 2009 г.:
,
Для анализа товарооборота предприятия используем следующую факторную модель:
. (6.2) Анализ был проведен с помощью способа цепной подстановки.
Базисный товарооборот:
(6.3)

Товарооборот при отчетной площади и прочих базисных показателях:
(6.4)

Изменение товарооборота за счет увеличения площади на 8 м2:
(6.5)

Розничный товарооборот при отчетной площади и продолжительности смены и прочих базисных показателях:
(6.6)

Так как продолжительность смены не изменилась, розничный товарооборот не изменился:
(6.7)

Розничный товарооборот при отчетной площади, продолжительности смены и коэффициенте сменности и прочих базисных показателях:
(6.8)

За счёт снижения коэффициента сменности до 1,25 товарооборот упал на:
(6.9)

Розничный товарооборот при отчетной площади, продолжительности смены, коэффициенте сменности и количестве рабочих дней и базисном товарообороте на 1 м2 торговой площади:
(6.10)

За счёт увеличения числа рабочих дней на 3 розничный товарооборот вырос на:
(6.11)

Розничный товарооборот в отчетном году:
(6.12)

За счёт увеличения розничного товарооборота на 1 м2 площади торгового зала за 1 час розничный товарооборот вырос на:
(6.13)

Совокупное влияние этих факторов привело к росту товарооборота на 1885,59 тыс. руб.
Приложение 7
Факторный анализ валового дохода

Валовой доход 2008 г. по каждой ассортиментной группе рассчитывается как произведение удельного веса товарной группы в товарообороте на уровень торговой наценки и значение товарооборота в 2008 г. Например, валовой доход от продажи верхней одежды в 2008 г. составил:

Доход 2009 г., пересчитанный на базисную структуру ассортимента, определяется как произведение удельного веса товарной группы в 2008 г. на торговую наценку и размер товарооборота в 2009 г.:

Валовой доход 2009 г. определяем как произведение удельного веса товарной группы, соответствующей торговой наценки и товарооборота 2009 г.:

Изменение валового дохода за счет изменения физического объема товарооборота рассчитывается как разница между отчетным валовым доходом, пересчитанным на базисную структуру ассортимента, и базисным валовым доходом:

Изменение валового дохода за счет изменения структуры товарного ассортимента определяется как разница между отчетным валовым доходом и отчетным валовым доходом, пересчитанным на базисную структуру ассортимента:

Общее изменение валового дохода за 2008-2009 гг. составило:

Приложение 8
Расчет показателей для проведения анализа «затраты - объем - прибыль»
1. Маржинальный доход (МД)
МД = ВР – ПЗ = ФЗ + П, (8.1)
где МД - маржинальный доход;
ВР - выручка от реализации;
ПЗ - переменные затраты;
ФЗ - постоянные (фиксированные) затраты;
П — прибыль,
МД 2008 год = 6241,56 – 2661,55 = 3 580,01 тыс. руб.
МД 2008 год = 1544,33 + 2035,68 = 3 580,01 тыс. руб.
МД 2009 год = 8127,15 – 3063,93 = 5 063,22 тыс. руб.
МД 2009 год = 2579,27 + 2483,95 = 5 063,22 тыс. руб.
2. Норма маржинального дохода (Нмд)
Нмд = МД* 100% / ВР (8.2)
Нмд 2008 = 3580,01*100% / 6241,56 = 57,36%
Нмд 2009 = 5 063,22 * 100% / 8127,15 = 62,30%
3. Точка безубыточности (Т). Для вычисления точки безубыточности используются метод уравнений и графический метод.
Критический объем определяется по формуле:
, (8.3)
где Ккр – критический объем;
Р- цена;
Ккр 2008 = 2035,68 / (512,12 – 218,37) = 6,93 тыс. шт.
Ккр 2009 = 2483,95 / (631,73 – 238,16) = 6,31 тыс. шт.
Точка безубыточности в денежном выражении:
Тд = ВР * ФЗ / (ВР - ПЗ) (8.4)
Тд = 6241,56 * 2035,68 / (6241,56 – 2661,55) = 3 549 тыс. руб.
Тд 2009 = 8127,15 * 2483,95 / ( 8127,15 – 3063,93) = 3 987 тыс. руб.
4. Запас финансовой прочности (3).
З = (BР -Тд )/BР * 100%, где
З — запас финансовой прочности в денежном выражении.
З 2008 = (6241,56 – 3 549) / 6241,56 * 100% = 43,14%
З 2009 = (8127,15 – 3987) / 8127,15 * 100% = 50,94%


Приложение 9
Источники информации для аудита товарных операций в розничной торговле
1. Юридическая документация:
свидетельства, сертификаты качества товаров;
договора поставки, купли-продажи.
2. Первичные учётные документы:
Акт о приемке товаров (ТОРГ-1);
Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (ТОРГ-2);
Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (ТОРГ-3);
Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (ТОРГ-4);
Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (ТОРГ-5);
Акт о завесе тары (ТОРГ-6);
Товарный ярлык (ТОРГ-11);
Товарная накладная (ТОРГ-12);
Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (ТОРГ-13);
Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (ТОРГ-15);
Акт о списании товаров (ТОРГ-16);
Журнал учета движения товаров на складе (ТОРГ-18);
Карточка количественно- стоимостного учета (ТОРГ-28);
Товарный отчет (ТОРГ-29);
Отчет по таре (ТОРГ-30);
Приходный кассовый ордер (КО-1);
Расходный кассовый ордер (КО-2);
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (КО-3);
Кассовая книга (КО-4);
Чек;
Журнал кассира – операциониста (КМ-4);
Отчет кассира – операциониста (КМ-6).
3. Регистры учёта:
Журнал учета движения товаров на складе (ТОРГ-18);
Карточка количественно- стоимостного учета (ТОРГ-28);
Товарный отчет (ТОРГ-29);
Отчет по таре (ТОРГ-30);
Карточки и анализ счетов 19, 41, 42, 60;
Оборотно-сальдовая ведомость.
4. Бухгалтерская отчётность:
ф.№1 «Бухгалтерский баланс» (строки 214 «Готовая продукция и товары для перепродажи», 215 «Товары отгруженные», 240 «Дебиторская задолженность», 621 «Задолженность перед поставщиками и подрядчиками», 625 «Прочие кредиторы»);
ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (строки 010 «Выручка», 020 «Себестоимость», 030 «Коммерческие расходы», 050 «Прибыль от продаж»).

Приложение 10
Таблица 10.1
Лист тестирования СВК
Общий
Вопросы, подлежащие выяснению Да Нет Комментарий 1. КОНТРОЛЬНАЯ СРЕДА 1. Создана ли на предприятии бухгалтерия 5 0 1.1. Соответствует ли структура бухгалтерии масштабам организации и особенности ее деятельности + 1.2. Квалификация персонала высокая? + 1.3. Соответствует ли персонал занимаемым должностям? + 1.4. Организуются ли курсы повышения квалификации? + 1.5. Давление на сотрудников бухгалтерии со стороны руководства ограничено? + 2. ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ РИСКОВ 2. Проводится ли инвентаризация товаров 1 2 2.1. Инвентаризации проводятся достаточно часто? + Инвентаризация проводится раз в полгода 2.2. Издаются ли приказы о проведении инвентаризации? + 2.3. Результаты инвентаризации документируются надлежащим образом? + По некоторым проверкам не составлены акты инвентаризации 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА 3. Автоматизирован ли учет товаров 4 0 3.1. Правильно ли настроена бухгалтерская программа + 3.2. Существует ли проверка проводимых операций + 3.3. Лицензирована ли программа + 3.4. Доступ к базе данных посторонних лиц органичен? + 4. КОНТРОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 4. Документируется ли учет товаров 2 1 4.1. У предприятия имеются договора на закупку и продажу товаров? + 4.2. Договора содержат все обязательные реквизиты? + В некоторых договорах не стоят подписи и печати со стороны предприятия 4.3. Операции оформляются необходимыми первичными документами? + 5. МОНИТОРИНГ СРЕДСВ КОНТРОЛЯ 5. Действует ли на предприятии система внутреннего контроля?

1 2 Продолжение таблицы 10.1 5.1. Создан отдел СВК? + Обязанности распределены между сотрудниками бухгалтерии 5.2. Утверждены для сотрудников должностные инструкции? + 5.3. В инструкциях прописаны обязанности по осуществлению внутреннего контроля? + В должностных инструкциях не прописаны обязанности по осуществлению контроля, обязанности исполняются на основании устных приказов руководителя 6. Внутрифирменный контроль за операциями по учету товаров 3 2 6.1. Сотрудники проверяют правильность и законность операций? + 6.2. Проверяется ли целевое использование средств? + 6.3. Утвержден и соблюдается ли график документооборота? + На предприятии не утвержден график документооборота 6.4. Осуществляется ли контроля за правильностью отражения операций на счетах учета? + 6.5. Проводится ли арифметическая проверка учета товаров? + Арифметическая проверка не проводится, частично расчеты осуществляются вручную Итого 15 8
Каждому положительному ответу соответствует 1 балл, отрицательному - 0 баллов. Общий итог подводится по всем разделам. Далее рассчитывается «процент эффективности» - % = 15 / 23*100 = 65%.

Приложение 11
Расчет аудиторского риска
Рассмотрим, как определяется общий аудиторский риск:
, где (9.1)
DAR – субъективно определяемая аудитором вероятность того, что проаудированная отчетность может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности;
- этот показатель характеризует уровень информационного шума проанализируемой отчетности;
IR – неотъемлемый аудиторский риск, субъективно определяется аудитором вероятность появления ошибок в бухгалтерском учете;
«0» не допускается, т.к. этот показатель характеризует работу бухгалтера;
На основе таблицы 4.2 оценим неотъемлемый риск:
IR = 6 / 20 = 0,3;
CR- контрольный риск, - система определяет что контроль не будет своевременно определять и устранять нарушения в бухгалтерском учете;

CR характеризует надежность системы внутреннего контроля (СВК)
СВК – это используемая совокупность приемов упорядоченного ведения бизнеса, эффективна если она соответствует размерам бизнеса и характеру операций;
Произведем расчет риска средств контроля.
CR = 100% – 65% = 35%; или CR= 0,35;
DR- риск необнаружения - субъективно определяется аудитором вероятность того, что применяемые им аудиторские процедуры не позволят выявить существенные искажения в бухгалтерском учете.

DR характеризует работу аудитора (если «1» то все 100% ошибок остались, или это очень качественный учет)
Далее оценим риск необнаружения. Существуют 2 подхода к определению риска необнаружения.
Согласно 1-му подходу - оценка риска необнаружения на основе статистики или ранее проведенных проверок. Он является достаточно высоким, так как система учета на предприятии автоматизирована, персонал предприятия с высокой квалификацией, неотъемлемый риск и риск средств контроля ниже среднего. На основании субъективной оценки определяется, что общий риск DAR равен 6% следовательно риск необнаружения равен:
или 57%
Используем 2-й подход к определению риска необнаружения, для оценки рисков по трехбалльной шкале – словами «высокий риск», «средний риск» или «низкий риск»
Для подбора соответствующего уровня риска необнаружения DR стандарты предполагают следующую таблицу:
Таблица 11.1
    IR CR   Низкий Средний Высокий Низкий Высокий DR Выше среднего DR Средний DR Средний Выше среднего DR Средний DR Ниже среднего DR Высокий Средний DR Ниже среднего DR Низкий DR
В нашем случае при IR = 0,3 и CR= 0,35 риск необнаружения DR будет соответствовать уровню выше среднего.
Выполним расчет общего аудиторского риска:

По мнению ряда экономистов приемлемым является общий риск менее 10%.

Приложение 12
Расчет уровня существенности
Рассчитываем уровень существенности.
Расчет среднестатистического уровня существенности
(172 + 163 + 109 + 346 + 111 + 142 + 6 + 26) / 8 = 134 тыс. руб.
Расчет отклонения наименьшего значения уровня существенности от среднего в %
(134 - 6) / 134 * 100% = 96%
расчет отклонения наибольшего уровня существенности от среднего в %
(346 - 134) / 134 * 100% = 158%
Допустимый уровень отклонений составляет 20%. Так как отклонение наибольшего показателя от среднего и от всех остальных является значительным, принимается решение отбросить значение 346 тыс. руб. и не использовать его при дальнейшем усреднении. Далее рассчитывается новое среднее значение без учета наибольшего показателя. Тогда единый уровень существенности составит округленное значение новой средней.
Расчет среднестатистического уровня существенности
(172 + 163 + 109 + 111 + 142 + 6 + 26) / 7 = 104 тыс. руб.
Округлим значение до 100 тыс. руб.
Расчет погрешности отклонения %
(104 – 100) / 104 * 100% = 3,85% , что находится в пределах 20%.
Определим уровень существенности для статьи товары. Для этого определим удельный вес товаров в общей сумме активов предприятия.
1. УВ = 4 728 / 5450 *100% = 87%.
Соответственно уровень существенности по товарам будет равен произведению общего уровня существенности и удельного веса статьи.
2. Уровень существенности частный = 100 тыс. руб. * 87% = 87 тыс. руб.

Приложение 13
Бухгалтерская отчетность














2



Услуги

Товары

Товары личного потребления

Товары производственного пользования

Товары длительного пользования

Товары краткосрочного пользования

Товары особого спроса

Основное оборудование

Вспомогательное оборудование

Узлы и агрегаты

Основные материалы

Вспомогательные материалы

Сырье

Производственные услуги

Интеллектуальные товары

12 865 шт.

Скидки

Не предусмотренные договором

Предусмотренные договором

Предоставленные до или во время продажи

Предоставленные после продажи по будущим покупкам

Предоставленные после продажи по прошлым покупкам

Бонусы

Кредит-ноты


Объем продаж





Продавец - кассир

Главный продавец

Смена 2

Продавец - кассир

Главный продавец



Смена 1

Менеджер по продажам

Менеджер по закупкам

Главный бухгалтер

Генеральный директор

6 310 шт.

8 127 150 р.

5 547 800 р.

2 483 950 р.

Список литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)(ред. от 09.02.2009);
2.Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)(ред. от 30.12.2008)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2009);
3.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006);
4.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ;
5.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ (ред. от 30.12.2008);
6.Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
7.Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998г. № 34н (ред. 26.03.2007);
8.Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ-1/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. . №106н;
9.Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ-4/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н (в редакции от 12.09.2006 №115н);
10.Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 09/06/2001, № 44н.
11.Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №32н
12.Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н
13.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532);
14.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита», утверждено Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532);
15.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита», утверждено Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532);
16.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите», утверждено Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532);
17.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства», утверждено Постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.02 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532);
18.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды в которой осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено Постановлением Правительства РФ № 405 от 04.07.03 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 863);
19.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 16 «Аудиторская выборка», утверждено Постановлением Правительства РФ № 532 от 07.10.04;
20.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению от 31.10.2000 №94н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006);
21.Инструкция по применению плана счетов от 31.10.2000 №94н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006)
22.Приказ Минфина РФ «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» от 28 декабря 2001г. № 119н (в ред. от 26.03.2007 № 26н)
23.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49
24. «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П)(ред. от 22.01.2008)
25.«Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 N 14-П (ред. от 31.10.2002)
26.Письмо ЦБ РФ от 04.10.93 № 18 (в ред. от 26.02.96 № 247) “Об утверждении “Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации”
27.Указание Центрального Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»
28.Постановление от 25 декабря 1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»
29.Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций (общие) (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132)
30.Постановление Госкомстата от 18 августа 1998г. № 88 «Об утверждении форм первичных документов по учету кассовых операций»;
31.Агафонова М.Н. Оптовая и розничная торговля. – М.: Бератор-Пресс, 2007.
32.Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит. – М.: ИД ФБК –ПРЕСС, 2005. – 544с.
33.Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 2002 – 559с.
34.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 640 с.
35.Подольский В.И.: Аудит: Учебник лоя вузов / В.И,Подольский, А.А.Савин, Л.В.Сотникова и др.; - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2007. – 583 с.
36.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник», М.: Инфма-М, 2007, 512 с.;
37.Грищенко О.В.Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия, Электронный учебник.- http://www.aup.ru/books/m67/
38.http://www.1c-club.ru/primer - справочно-информационный сайт
39.Статья «Зачем нужен анализ финансового состояния» http://www.bk-arkadia.ru/consulting2.htm
40.http://www.klerk.ru/buh/articles/28446/ - Справочно-информационный сайт.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты относятся к нормативно-правовому регулированию учета розничного товарооборота?

Нормативно-правовое регулирование учета розничного товарооборота включает в себя аспекты связанные с организацией учета, формированием товарооборота, учетом продаж, возвратом товаров и использованием системы скидок.

Каким образом осуществляется учет продажи товаров за наличный расчет и с использованием пластиковых карт в организациях розничной торговли?

В организациях розничной торговли учет продажи товаров за наличный расчет и с использованием пластиковых карт осуществляется путем фиксации денежных средств в кассе и регистрации соответствующих операций в журнале кассовых операций или в ПО бухгалтерии. Для продажи товаров с использованием пластиковых карт могут быть установлены специальные терминалы, через которые осуществляется оплата.

Какое значение имеет учет возврата товаров в розничной торговле?

Учет возврата товаров в розничной торговле имеет важное значение для обеспечения прозрачности и достоверности бухгалтерской отчетности. Он позволяет отследить и учесть возвращенные товары, а также проанализировать причины возвратов и принять меры по их минимизации.

Как осуществляется учет продажи товаров при использовании системы скидок в розничной торговле?

В розничной торговле учет продажи товаров при использовании системы скидок осуществляется путем регистрации соответствующих операций в журнале продаж или в ПО бухгалтерии. В рамках системы скидок могут быть установлены различные виды скидок (персональные, сезонные, акционные и т.д.), которые должны быть правильно учтены и отражены в бухгалтерской отчетности.

Как осуществляется учет операций по формированию товарооборота в организациях розничной торговли?

Операции по формированию товарооборота в организациях розничной торговли учитываются путем фиксации поступления товаров на склад, их накопления, списания и реализации. Для этого используются различные учетные документы (накладные, акты, чеки и т.д.), а также специализированные программы бухгалтерии.

Какие нормативно-правовые аспекты регулируют учет розничного товарооборота?

Нормативно-правовые аспекты учета розничного товарооборота включают в себя законы и правила, которые определяют порядок и правила ведения учета и анализа розничных операций. К ним относятся такие документы, как Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Указания по ведению бухгалтерского учета, а также регламенты и инструкции, разработанные федеральными органами исполнительной власти.

Какие операции учитываются при формировании товарооборота в организациях розничной торговли?

При формировании товарооборота в организациях розничной торговли учитываются операции по продаже товаров за наличный расчет, операции с использованием пластиковых карт, операции по возврату товаров, а также операции, связанные с использованием системы скидок и распродаж.

Каким образом учитывается продажа товаров за наличный расчет и с использованием пластиковых карт?

Продажа товаров за наличный расчет и с использованием пластиковых карт учитывается путем фиксации всех соответствующих документов о продаже, таких как кассовые чеки, чеки банковского терминала, счета-фактуры и другие документы. Вся информация о продаже записывается в бухгалтерскую программу или журнал продаж.

Как происходит учет возврата товаров в розничной торговле?

Учет возврата товаров в розничной торговле осуществляется путем фиксации всех документов, связанных с возвратом товара, таких как акты возврата, накладные, счета-фактуры и другие документы. Вся информация о возврате записывается в систему учета и анализа товарооборота.

Каким образом учитывается продажа товаров при использовании системы скидок и распродаж?

Продажа товаров при использовании системы скидок и распродаж учитывается путем применения специальных методов учета, которые позволяют отразить сумму скидки или распродажи на соответствующих документах, таких как кассовые чеки или счета-фактуры. Вся информация о продаже с учетом скидок и распродаж записывается в бухгалтерскую программу или журнал продаж.