Роль государства на современном финансовом рынке.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 29.12.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 4
1.1 Сущность рынка государственных ценных бумаг и его нормативно-правовое регулирование 4
1.2 Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ 10
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 17
2.1 Анализ структуры рынка государственных ценных бумаг 17
2.2 Динамика операций с государственными ценными бумагами 20
3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 24
3.1 Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг 24
3.2 Основные направления повышения эффективности рынка 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Эти факторы свидетельствуют о стагнации рынка ГЦБ в России и отставании в развитии по сравнению с экономически развитыми странами. Например, в Японии, Германии, США на рынке ГЦБ преобладают стратегические инвесторы, которые вкладывают капитал в развитие производства. За счет выпуска в обращение государственных ценных бумаг они реализуют следующие программы: [21, С. 218]строительство автомобильных и железных дорог;вложения в инновационные отрасли, включая современные средства телекоммуникаций, интернет-технологии и др.;финансовое обеспечение развития высоких технологий;решение социальных задач, в частности поддержание жилищного строительства;укрепление и развитие инфраструктуры финансового рынка.3.2 Основные направления повышения эффективности рынкаРынок ГЦБ является сейчас одним из главныхэлементоврусского финансового рынка, предоставляя участникамвозможность инвестирования средств в сверхнадежные инструменты и обеспечивая создание индикаторов безрисковых процентных ставок, нужных как рынку корпоративных облигаций, так и другимсекторам финансового рынка, и в целом экономике.В то же время, в последние годы главной функцией рынка ГЦБ стало обеспечениеучастников финансового рынка и Банка России инструментами для управления ликвидностью. К примеру, сделки репо с Банком России, которые заключаются на рынке ГЦБ, стали главным инструментом ЦБ в проведении кредитно-денежной политики, сделки междилерскогорепо, которые совершаются участниками рынка ГЦБ, позволяют им лучше привлекать и размещать временно свободные средства под надежное обеспечение.К имеющимся на рынке ГЦБ проблемамможно отнести недостаточную мобильность вторичного рынка, что является в значимойстепениитогом концентрации ц/б в портфелях пассивных инвесторов. Прежде всего речь идет об инвестировании в ГЦБ пенсионных накоплений. Но по мерепредстоящего роста размерарынка в согласовании с планами Минфина и расширения инструментария для инвестирования пенсионных средств мобильностьрынка ГЦБ будетвырастать.Усилия ММВБ по развитию рынка ГЦБ ориентированы на увеличение ликвидности рынка, а также формирование дополнительных сервисов и возможностей для участниковрынка, Банка России и Минфина, подведение к международным стандартам расчетов, клиринга и торговли в рамках концепции формирования в г.Москва международного финансового центра. Одновременно на рынке ГЦБ продолжают возникать все новые технологий, которые в будут работать на благо всего финансового рынка.Благодаря тому, что на рынке ГЦБ доминируютдолговременные и среднесрочные инструменты, у участников отсутствуют ориентиры в определении стоимости «маленьких» денег; у инвесторов и дилеров возможности по эффективному управлению и формированию своих портфелей ц/б ограничены. Одой из методик решения представленнойтрудности могло бы статьвнедрение программы стрипования. На данный момент программы стрипования— раздельного обращения номиналов и купонов облигаций — употребляются в большинстве развитых государств. Одной из обстоятельстврепутации программ стрипования стало то, что их вступление предоставляет Минфину, как эмитенту, возможностьрекомендоватьучастникам пользующиеся спросом краткосрочные инструменты без изменения политики долговременных заимствований и без уменьшения дюрациидолга. Для ЦБ возникновениенового короткого секторарынка ГЦБ, которое сопровождается увеличением активностиучастниковрынка, значитсоздание индикатора стоимости маленькихденег, полноеповышение ликвидности рынка ГЦБ и, как последствие, возможностьнаиболееэластичноисполнять кредитно-денежную политику и управлять ликвидностью банковской системы.Возможность стрипования облигаций усиливает на них спрос со стороны инвесторов, содействуетпонижению уровня процентных ставок, а это в свою очередь, ведет к снижению расходов по обслуживанию госдолга.Предложения по началу работы по программам стрипования ММВБ были подготовлены и ориентированы в Банк России и Министерство финансов. Нужно учитывать, что проект этот долговременный, а для его реализации нужна разработка нормативной детальной базы по аналогии с опытом большинства зарубежныхгосударств, где процессы реконституции и стрипования регламентируются нормативными документами центральных банков или министерств финансов. Также нужнорешение вопросов по налогообложению стрипов, определение подходов к реконституции и стрипованию.В рамках усовершенствования механизма осуществления расчетов можно говорить о перспективе введения расчетов в настоящем времени по тем крупным сделкам, которые заключаются на рынке ГЦБ. Важный курс в развитии расчетной инфраструктуры рынка ГЦБ - формирование филиальной сети расчетной палаты ММВБ. В рамках этой программы в 2014 г. приступили к проведению таких операций филиалы во Владивостоке и Ростове-на-Дону, в 2015 г. -филиал в Нижнем Новгороде.Планы по усовершенствованию системы расчетов на рынке ГЦБ у ММВБ соединены и с внедряемой Банком России системой расчетов БЭСП. Создание филиальной сети РП ММВБ и внедрение БЭСП формируют предпосылки к кардинальному изменению механизма межрегиональных расчетов на рынке ГЦБ. ЗАКЛЮЧЕНИЕГосударственные ценные бумаги, с помощью которых Россия занимает деньги для финансирования дефицита бюджета, потеряли спрос со стороны иностранных покупателей на фоне осложнений с Западом. Если в 2015 году продажа бумаг с учетом обслуживания ранее выпущенных облигаций принесла бюджету страны 77 млрд. рублей, то 2016 год закончился с убытком в 300 млрд. рублей. Чтобы восстановить спрос, Минфин ускорил рост ставок, по которым держатели ценных бумаг получают проценты, и переключился на краткосрочные займы.Основное назначение рынка государственных ценных бумаг — привлечение денег для финансирования дефицита федерального бюджета. На данный момент программы стрипования— раздельного обращения номиналов и купонов облигаций — употребляются в большинстве развитых государств. Одной из обстоятельстврепутации программ стрипования стало то, что их вступление предоставляет Минфину, как эмитенту, возможностьрекомендоватьучастникам пользующиеся спросом краткосрочные инструменты без изменения политики долговременных заимствований и без уменьшения дюрациидолга. Для ЦБ возникновениенового короткого секторарынка ГЦБ, которое сопровождается увеличением активностиучастниковрынка, значитсоздание индикатора стоимости маленькихденег, полноеповышение ликвидности рынка ГЦБ и, как последствие, возможностьнаиболееэластичноисполнять кредитно-денежную политику и управлять ликвидностью банковской системы.Возможность стрипования облигаций усиливает на них спрос со стороны инвесторов, содействуетпонижению уровня процентных ставок, а это в свою очередь, ведет к снижению расходов по обслуживанию госдолга.Предложения по началу работы по программам стрипования ММВБ были подготовлены и ориентированы в Банк России и Министерство финансов. Нужно учитывать, что проект этот долговременный, а для его реализации нужна разработка нормативной детальной базы по аналогии с опытом большинства зарубежныхгосударств, где процессы реконституции и стрипования регламентируются нормативными документами центральных банков или министерств финансов. Также нужнорешение вопросов по налогообложению стрипов, определение подходов к реконституции и стрипованию.В рамках усовершенствования механизма осуществления расчетов можно говорить о перспективе введения расчетов в настоящем времени по тем крупным сделкам, которые заключаются на рынке ГЦБ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫI. Нормативно-правовые материалы:Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг : Федеральный закон от 29 июля 1998 года №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №14. – Ст. 3251Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №155-ФЗ//СЗ РФ от 03.02.2005 г.Федеральный закон от 20.07.1995 N 126-ФЗ (с изм. от 10.07.1999) «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» // Режим доступа: www.consultant.ruФедеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 2012 г.) // Режим доступа: www.consultant.ruРаспоряжение Правительства РФ от 17.12.2008 N 1762-р (ред. от 08.08.2010) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// Режим доступа: www.consultant.ruФедеральный закон от 23.07.2014 года № 251-ФЗ (ред. от 04.11.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Режим доступа: www.consultant.ruУказ Президента Российской Федерации от 25.07.2014 года № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Режим доступа: www.consultant.ruII. Специальная литература:Андреев, М.Ю. Моделирование деятельности современной банковской системы / М.Ю. Андреев, Н.П. Пильняк, И.Г.Поспелов //Экон. журнал ВШЭ. — 2010. — № 2. - С.183.Алиев, У.И. Институциональные аспекты управления субфедеральными долговыми обязательствами / У.И. Алиев // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 40. - С. 37-44.Авдокушин, Е. Ф. Международные экономические отношения /Е.Ф. Авдокушин //Учебное пособие – М. : ИВЦ Маркетинг, 2015. – 264 с.Андреева, П. Р. , Васильева А. А. Финансовые отношения: пути развития и укрепления экономического роста / П.Р. Андреева, А.А. Васильева // Финансы и статистика, 2014, №17. – С. 78Андрианов, В. Д. Россия в мировой экономике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Д. Андрианов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 400 с.. Афанасьев, Я.М. Долговая политика России: новые тенденции / Я.М. Афанасьев // Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал. – 2012. - №4. – С.153-160.Бабич, И.В. Методы управления государственным долгом / И.В. Бабич // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2012. – №5. – С.130-132Бафулин, С. В. , Ковалева Т. М. Сущность финансов: новые реалии / С.В. Бафуллин, Т.М. Ковалева //Финансы и кредит. 2015, №5. – С. 65Бафулин, С.В., Ковалева Т.М. Сущность финансов: новые реалии/ С.В. Бафулин, Т.М. Ковалева.//Финансы и кредит. 2013, №5. – С. 5Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. проф. Романовского М. В. и проф. Врублевской О. В. – М. : ЮРАЙТ, 2014. – С.600Выступление министра финансов А. Г. Силуанова на совещании 17.02.2014 в технопарке Новосибирского академгородка по теме «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» // Известия 18.02.2014Галанов, А.И. Рынок ценных бумаг: Учебник / под ред. В.А.Галанова, А.И. Басова //Финансы и кредит, Москва, 2001. – С.448Гаркалин, Е. Ф. Бюджетный процесс//Финансы, 2015, №12. – С. 5Киреев, А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. I и II. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения, 2014. – С. 488Ковалишин, К.Е. Правительство выбирает долгосрочную стратегию// Финансовая Россия, 2015. - №4. – С. 34Кудрин, А.В. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию//Журнал Вопросы экономики, 2014. - №3. – С. 26Локтева, Ж.В. Особенности развития экономики России в период общемирового кризиса//Журнал Справочник экономиста, Выпуск 6 2014. – С.64Люшина, Н.О. Институциональные основы внешнего долга России: Автореф. Дис. Канд. Экон. Наук. /Н.О.Люшина. Москва, 2015. – С 151Маневич, В.Е. О роли монетарной и финансовой политики в России в период кризиса и после него /В.Е. Маневич //Вопросы экономики. - 2015. - №13. - С. 31Международные экономические отношения / Под ред. И. П. Фаминского. - М.: Юрист. 2014. – С.801Мировая экономика. Учебник для вузов. / Под ред. В. К. Ломакина. - М. : ЮНИТИ, 2015. – С.735Мусикевич, О. В. , Клименко, Л. В. Понятие и виды бюджетного дефицита / О.В. Мусикевич, Л.В. Клименко // Финансы, 2014, №5. – С.25Семенов, К. А. Международные экономические отношения. / К.А. Семенов. - М. : Изд-во Гардарика, 2014. – С. 336Сергеев, П. Ф. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе / П.Ф. Сергеев. - М. ИНФРА-М, 2014. – С.149Сизов, Д. В. Экономика в период кризиса / Д.В. Сизов // Журнал Коммерсант. – 2013.- № 24. – С.19Суэтин, Л.С. О причинах современного финансового кризиса / Л.С. Суэтин // Журнал Вопросы экономики. – 2015. №1. – С. 25.Сухарев, А.Н. О необходимости обеспечения устойчивости федерального бюджета Российской Федерации / А.Н. Сухарев // Финансы и статистика. – 2015. - №4. – С.13Фетисов, О.В. О мерах преодоления мирового кризиса и формировании устойчивой финансово-экономической системы / О.В. Фетисов // Журнал Вопросы экономики. – 2014. - № 4. – С.8Хомич, Б.М. Финансирование социальных программ / Б.М. Хомич//Газета Коммерсант, 2013. – 16 мартаЧуев, А.В., Абрамов М.Д., Кашин В.А. Рекомендации по модернизации экономики России //Труды, вып. Издание Автономной некоммерческой организация «Экспертно-аналитический центр по модернизации и технологическому развитию экономики». - М., 2014. – С 236Яблонских, В.А., Черных, Ю.Н. Бюджетный дефицит и методы его покрытия /В.А. Яблонский, Ю.Н. Черных // Финансы и статистика. – 2015. - №4 III. Интернет-ресурсы:http://www.minfin.ruhttp://cbr.ruhttp://www.economist.com.ruhttp://region.ruhttp://bcs-express.ru
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг : Федеральный закон от 29 июля 1998 года №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №14. – Ст. 3251
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №155-ФЗ//СЗ РФ от 03.02.2005 г.
3. Федеральный закон от 20.07.1995 N 126-ФЗ (с изм. от 10.07.1999) «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» // Режим доступа: www.consultant.ru
4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 2012 г.) // Режим доступа: www.consultant.ru
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2008 N 1762-р (ред. от 08.08.2010) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// Режим доступа: www.consultant.ru
6. Федеральный закон от 23.07.2014 года № 251-ФЗ (ред. от 04.11.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Режим доступа: www.consultant.ru
7. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2014 года № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Режим доступа: www.consultant.ru
II. Специальная литература:
8. Андреев, М.Ю. Моделирование деятельности современной банковской системы / М.Ю. Андреев, Н.П. Пильняк, И.Г.Поспелов //Экон. журнал ВШЭ. — 2010. — № 2. - С.183.
9. Алиев, У.И. Институциональные аспекты управления субфедеральными долговыми обязательствами / У.И. Алиев // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 40. - С. 37-44.
10. Авдокушин, Е. Ф. Международные экономические отношения /Е.Ф. Авдокушин //Учебное пособие – М. : ИВЦ М
Вопрос-ответ:
Какова роль государства на современном финансовом рынке?
Государство играет важную роль на современном финансовом рынке. Оно выполняет функцию регулирования финансовой системы, контроля и надзора, а также содействует стабильности и развитию рынка.
Что такое рынок государственных ценных бумаг и как он регулируется?
Рынок государственных ценных бумаг - это сегмент финансового рынка, где проводятся операции с облигациями, эмитированными государством. Рынок регулируется нормативными и правовыми актами, которые устанавливают правила и условия эмиссии, обращения и погашения государственных ценных бумаг.
Какова характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ?
Ценные бумаги государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ представляют собой облигации, выпускаемые соответствующими органами власти для привлечения финансовых средств. Они характеризуются определенным номиналом, сроком погашения, купонным доходом и другими показателями, которые определяют условия и риски для инвесторов.
Какова структура рынка государственных ценных бумаг?
Структура рынка государственных ценных бумаг включает различные участники, такие как эмитенты (государство и его субъекты), инвесторы (физические и юридические лица), профессиональные участники рынка (банки, инвестиционные компании), а также органы государственного регулирования и контроля.
Какова динамика операций с государственными ценными бумагами?
Динамика операций с государственными ценными бумагами зависит от различных факторов, таких как состояние экономики, инфляция, политическая ситуация и другие. Она может быть подвержена колебаниям, которые отражаются в объеме торговли и ценах на государственные ценные бумаги.
Какова роль государства на современном финансовом рынке?
Государство играет значительную роль на современном финансовом рынке. Оно осуществляет нормативно-правовое регулирование рынка и контролирует его функционирование. Государство также является крупным эмитентом государственных ценных бумаг и активно участвует в сделках на рынке. Оно выпускает облигации и другие ценные бумаги для привлечения средств от инвесторов. Кроме того, государство заботится о стабильности финансовой системы и ведет политику, направленную на поддержку экономического роста и развитие финансового рынка.
Что такое рынок государственных ценных бумаг и как его регулирует государство?
Рынок государственных ценных бумаг - это сегмент финансового рынка, на котором осуществляется торговля государственными облигациями и другими ценными бумагами, выпущенными государством. Государство регулирует этот рынок через нормативно-правовые акты, которые устанавливают правила эмиссии, размещения и обращения государственных ценных бумаг. Также государство осуществляет надзор за деятельностью участников рынка и контролирует их соблюдение норм и правил.
Какие характеристики присущи ценным бумагам государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ?
Ценные бумаги государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ имеют ряд характеристик. Во-первых, они являются облигациями, которые выпускаются государством и его субъектами для привлечения средств от инвесторов. Они имеют определенный номинал, срок погашения и процентную ставку. Кроме того, эти ценные бумаги обычно имеют высокую степень надежности, так как государство считается стабильным эмитентом. Важным элементом характеристики является также ликвидность - способность быстро обменять ценную бумагу на деньги.
Какой смысл несет рынок государственных ценных бумаг и каким образом он регулируется?
Рынок государственных ценных бумаг представляет собой инструмент для финансирования дефицита государственного бюджета и управления государственным долгом. Он регулируется нормативными актами, устанавливающими правила торговли, эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.
Какие особенности характеризуют ценные бумаги государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ?
Ценные бумаги государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ обладают высокой надежностью и ликвидностью, так как являются обязательствами государства. Кроме того, они имеют фиксированную ставку доходности и могут быть использованы как инструмент для инвестирования и защиты капитала.
Какова структура рынка государственных ценных бумаг?
Структура рынка государственных ценных бумаг включает эмитентов (государство, субъекты РФ) и инвесторов (физические и юридические лица), а также посредников (брокеры и дилеры). Торги проводятся на организованных площадках и электронных торговых системах, где происходит купля-продажа государственных ценных бумаг.
Как изменяется объем операций с государственными ценными бумагами со временем?
Объем операций с государственными ценными бумагами может колебаться в зависимости от финансовой политики государства, состояния экономики и интересов инвесторов. В разные периоды времени можно наблюдать как рост, так и снижение объемов операций на рынке государственных ценных бумаг.