Система воспитания в древней спарте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История педагогики
  • 31 31 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 12.01.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Воспитание мальчиков в Древней Спарте 10
1.1. Коллективное воспитание и содержание образования 10
1.2. Отношения мальчиков с взрослыми 14
Глава 2. Воспитание юношей, мужчин и женщин в Древней Спарте 17
2.1. Коллективное воспитание и содержание образования юношей и мужчин 17
2.2. Принципы воспитания женщин в Древней Спарте 23
2.3. Государственный контроль над системой воспитания в Спарте 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Фрагмент для ознакомления

Аристотель считал, что совместные трапезы должны устраиваться за счет государства, как это делается на Крите.Правда, при этом надо учесть, что Аристотель писал «Политику» в IVв. до н.э., когда прежнего равенства граждан в Спарте уже не было: уже началось имущественное расслоение и появились даже крайне бедные люди. Платон в произведении «Законы», описывая свой второй проект идеального государства, предусматривал в нем совместные трапезы для граждан. В этом можно видеть влияние на философа спартанских обычаев. 2.2. Принципы воспитанияженщин в Древней СпартеВоспитание женщин в Спарте кардинально отличалось от воспитания женщин в других греческих полисах. Образование девочек было строго регламентировано государством. Поскольку в Спарте очень заботились о здоровом потомстве, женщины воспитывались во многом так же, как мужчины. По объяснению Ксенофонта, Ликург решил, что домашние дела могут делать и рабыни, а свободные женщины должны заниматься совершенствованием своего тела. Женщины занимались гимнастикой, для них, как и для мужчин, были учреждены соревнования по бегу и атлетике. Считалось, что оба супруга должны быть крепкими и здоровыми, тогда у них родятся сильные и здоровые дети.Таким образом, в воспитании спартанских женщин музыка, пение и танцы, ткачество (то есть все типичные занятия женщин-эллинок) отошли на второй план, и на их место встала физическая подготовка. Женщины, как и мужчины, закаляли свое тело и выступали обнаженными на соревнованиях, празднествах и религиозных церемониях.Начиная с VI векадо н.э. историческими источниками засвидетельствованы занятие женщинами атлетикой в Спарте.Например, бронзовые статуэтки изображают девушек-бегуний, приподнимающих одной рукой подол своей спортивной туники. Для укрепления тела девушки должны были заниматься бегом, борьбой, метанием диска и копья. Изнеженный образ жизни был для них запрещен.Плутарх упоминает о том, чтов Спарте доступ в святилища был одинаково открыт как юношам, так и девушкам. Здесь мы видим равенство мужчин и женщин в религиозной сфере.По мнению Л.Г. Печатновой, специфика спартанского образа жизни очень сильноповлияла на женщин. Они оказались под тотальным влиянием мужской этики и вынуждены были строить свои сообщества по мужскому типу. Имитировалась мужская система воспитания, обряды инициаций и культовые церемонии. Даже свадебные церемонии с переодеванием невесты в мужскую одежду и бритьем ее головы представляли собой имитацию мужских союзов.Система воспитания женщин в Спарте, очевидно, повлияла на философа Платона. Характерно, что Платон считал возможным, чтобы женщины высших сословий в идеальном государстве занимались тем же, чем и мужчины, потому что мужчины принципиально отличаются от женщин только своей силой. Женщины, по мнению Платона, могут заниматься и мусическим искусством, и гимнастикой, и это не противоречит природе. При этом гимнастикой им разрешалось заниматься обнаженными, как и мужчинам, и это не должно было считаться постыдным.Платон считает, что образование должно быть обязательным для всех граждан обоего пола. Система воспитания должна быть поставлена под контроль государства.В идее общего имущества, общих жен и совместного воспитания детей у Платона можно заметить влияние спартанского воспитания. То же самое касается и одинакового для женщин воспитания с мужчинами.В отличие от Платона, Аристотель в «Политике» негативно оценивает образ жизни спартанок. Аристотель был сторонником патриархальной семьи с мужчиной во главе. Он пишет о том, что женщины Лакедемона ведут своевольный образ жизни и предаются роскоши, проявляют дерзость в повседневной жизни, что негативно сказывается на делах государства. Аристотель не одобряет чрезмерное влияние спартанских женщин на должностных лиц. В целом Аристотель полагает, что реформы Ликурга в отношении женского воспитания оказались неудачными и не способствовали благополучию государства.Плутарх, в отличие от Аристотеля, не находит ничего отрицательного и предосудительного в поведении спартанских женщин. Несмотря на то, что им приходилось выступать нагими на состязаниях и церемониях, они, по мнению Плутарха, сохраняли стыдливость. Плутарх подчеркивает, что спартанкам внушался благородный образ мыслей, они приобщались к доблести и почету.Сами спартанцы говорили, что у них в общине нет прелюбодеяний.Современные авторы также неодобрительно оценивают систему воспитания женщин в Спарте. А.И. Маррурезко заявляет, что задачей спартанского законодателя было сделать из девушек «могучих баб, свободных от излишней утонченности чувств и пригодных к совокуплению в целях улучшения породы».А.Н. Джуринский указывает на то, что сексуальное поведение спартанских девушек было весьма вольным – таким же, как у юношей. Стоит отметить, что вольности в поведении молодых людей – юношей и девушек – способствовали специфические законы в отношении семьи и деторождения. Частично они были рассмотрены в первой главе, а также будут рассмотрены в следующем параграфе.2.3. Государственный контроль над системой воспитания в СпартеВся система воспитания в Спарте подвергалась контролю со стороны государства. Рассмотрим, как это было организовано.Особые законы были связаны с семейной жизнью. Все молодые спартанцы обязаны были вступать в браки и иметь детей, чтобы было потомство. Холостяков публично порицали: они должны были ходить по городу голыми и говорить, что они наказаны за то, что не вступили в брак. Холостяки не имели права участвовать в празднике гимнопедий. Другие спартанцы имели право относиться к ним презрительно и не выказывать им должного уважения. Таким образом, семья была нужна только для рождения детей – будущих воинов. Взрослые спартанцы почти все время находились в казарме или военных походах, а с женами встречались только по ночам. Государство следило за тем, чтобы оба супруга были здоровыми.В конце VI в. до н.э. в Спарте появилась должность эфоров. Это была коллегия из пяти человек, избиравшихся сроком на один год из числа полноправных спартанских граждан.Эфоры следили за порядком в государстве и в том числе строго контролировали систему воспитания. Нарушители этой системы должны были подвергаться наказанию. Аристотель в «Политике» критиковал систему эфората. Он говорил о том, что эфором мог стать любой гражданин, в том числе бедный, и поэтому известны были случаи подкупа эфоров для того, чтобы они решили вопрос в пользу определенного человека. Власть эфоров была, как пишет Аристотель, велика и подобна власти тиранов.Плутарх подчеркивает, что спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но государству. Отсюда вытекал их долг защищать свой полис во время войны или восстаний рабов-илотов. Никто не должен был выделять и прославлять себя, «они должны были, как пчелы, жить всегда вместе». Таким образом, спартанская община была очень сплоченной. Помимо эфоров, само общество контролировало процесс воспитания. В этом участвовали все люди старшего поколения, которых молодежь должна была слушаться, за порядком следили также педономы, о которых говорилось в первой главе. Вся жизнь спартанца протекала на глазах у общины: групповые занятия, совместные трапезы, празднества, военные походы не давали спартанцам практически никакого времени на частную жизнь и свободный досуг.Выводы по главе.Во второй главе была рассмотрена система воспитания юношей, мужчин и женщин в Древней Спарте.В целом система воспитания была достаточно суровой, для нее был характерен коллективизм. Из спартанцев воспитывали в первую очередь храбрых, выносливых, послушных дисциплине воинов.Спартанцев готовили в первую очередь к войне, поэтому на первое место выходило физическое воспитание, дополнявшееся музыкой и хоровым пением.Делался упор на уравнение всех граждан, причем это касалось не только имущественной сферы, но и половой: женщины воспитывались в том же духе, что и мужчины.Государство строго контролировало систему воспитания граждан. Никто из спартанцев не имел права жить так, как он хотел: для всех был установлен единый образ жизни и занятия. Граждане Спарты должны были любить и защищать свой родной полис, быть верными ему. ЗаключениеПодводя итоги работы, необходимо отметить следующее. В работе была рассмотрена система воспитания в Древней Спарте. В том, что это была именно система, сомневаться не приходиться. Все было четко продумано и регламентировано для каждой возрастной категории – мальчиков, юношей, взрослых мужчин. Система жестко контролировалась должностными лицами и старейшинами, отклонения от нее не допускались. Нарушение правил воспитания и поведения каралось лишением гражданства и исключением из коллектива, что для любого спартанца было бы позором.Содержание образования в Спарте делало упор на физическую подготовку и воспитание будущих воинов. Нельзя не согласиться с распространенным утверждением, что Спарта жила как военный лагерь, на казарменном положении. Это было связано с тем, что спартанцы долго вели войны с соседями и опасались восстания рабов, значительно превосходивших их по численности. Занятия спортом и музыкой также напрямую были связаны с военной подготовкой. В этом, конечно, была однобокость воспитания спартанцев. По сравнению с другими греками, им не хватало общекультурной подготовки.Спартанцы обращали внимание и на нравственное воспитание. Для них главными были понятия доблести, мужества, любви к родному полису. Спартанцы презирали трусость. Они с достаточным уважением относились к побежденному противнику. Молодые спартанцы должны были почитать и уважать старших. В этом, как мне кажется, были достоинства спартанского воспитания.Недостатком системы воспитания в Древней Спарте можно считать отношение законодателей к семье и рождению детей. Семейных ценностей фактически не было, поскольку на первом месте стояло государство. Главным смыслом отношений супругов была не любовь, а рождение здорового потомства. Исходя из этого, женщины тоже занимались физической подготовкой и вели себя во многом как мужчины.Подобная система воспитания позволила Спарте подготовить неустрашимых воинов, которые долго побеждали почти во всех сражениях. Однако Спарта явно отставала в развитии искусств и науки. Фактически известен только один деятель культуры времен реформ в Спарте – это поэт Тиртей. Главным содержанием его стихов были война и патриотизм, доблесть спартанских воинов.В целом можно сказать, что система воспитания в Древней Спарте была строгой, даже жестокой. Она по многим вопросам расходится с современными представлениями о воспитании детей и молодежи, однако для спартанского общества она была оправдана историческими обстоятельствами.Список использованной литературыАверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М.: Наука, 1973. 280 с.Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: искусство и политика. СПб.: НЕСТОР–ИСТОРИЯ, 2008. 342 с.Андреев Ю.В.Спарта как тип полиса //Античная Греция. Т. 1. Становление и развитие полиса. М.: Наука, 1983. С.194-216.Аристотель. Политика // Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. С. 441-699.Болдырев А. Биография Плутарха [Электронный ресурс]. URL: http://simposium.ru/ru/node/11389 (дата обращения 25.11 2017).Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1988. 496 с.Джуринский А.Н.История педагогики: Учеб.пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.432 с.Доватур А.И. Политика и Политии Аристотеля. М.-Л.: Наука, 1965. 393 с.Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. 511 с.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до концаXX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.Ксенофонт. Лакедемонская полития // Зайков А.В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры.Перевод с древнегреческогоГ. А. Янчевецкого.Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. 196 с.Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993. 383 с.Марру А.И. История воспитания в античности. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 1998.Т.1. Греция.Платон. Государство // Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. С. 91-440.Платон. Законы / Общ.ред. А.Ф. Лосева. М.: Мысль, 1999. 832 с.Плутарх. Древние обычаи спартанцев // Плутарх. Застольные беседы. Перевод М. Н. Ботвинника. Ленинград: «Наука», 1990.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург// Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. Т. 1. М.: Издательство «Правда», 1990. С. 91-125.Романовская Л.Р. Воспитание добродетели как задача государства в античной философии // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: //http://rusrand.ru/analytics/vospitanie-dobrodeteli-kak-zadacha-gosudarstva-v-antichnoj-filosofiiПечатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. 510 с.Соболевский С.И. Ксенофонт, его жизнь и сочинения [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1285239176 (дата обращения 26.11 2017).

1. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М.: Наука, 1973. 280 с.
2. Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: искусство и политика. СПб.: НЕСТОР–ИСТОРИЯ, 2008. 342 с.
3. Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Т. 1. Становление и развитие полиса. М.: Наука, 1983. С. 194-216.
4. Аристотель. Политика // Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. С. 441-699.
5. Болдырев А. Биография Плутарха [Электронный ресурс]. URL: http://simposium.ru/ru/node/11389 (дата обращения 25.11 2017).
6. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1988. 496 с.
7. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с.
8. Доватур А.И. Политика и Политии Аристотеля. М.-Л.: Наука, 1965. 393 с.
9. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. 511 с.
10. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.
11. Ксенофонт. Лакедемонская полития // Зайков А.В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. Перевод с древнегреческого Г. А. Янчевецкого. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. 196 с.
12. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993. 383 с.
13. Марру А.И. История воспитания в античности. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 1998. Т.1. Греция.
14. Платон. Государство // Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. С. 91-440.
15. Платон. Законы / Общ. ред. А.Ф. Лосева. М.: Мысль, 1999. 832 с.
16. Плутарх. Древние обычаи спартанцев // Плутарх. Застольные беседы. Перевод М. Н. Ботвинника. Ленинград: «Наука», 1990.
17. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург // Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. Т. 1. М.: Издательство «Правда», 1990. С. 91-125.
18. Романовская Л.Р. Воспитание добродетели как задача государства в античной философии // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: // http://rusrand.ru/analytics/vospitanie-dobrodeteli-kak-zadacha-gosudarstva-v-antichnoj-filosofii
19. Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. 510 с.
20. Соболевский С.И. Ксенофонт, его жизнь и сочинения [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1285239176 (дата обращения 26.11 2017).

Вопрос-ответ:

Какова была система воспитания мальчиков в Древней Спарте?

Система воспитания мальчиков в Древней Спарте была основана на коллективном воспитании и содержании образования. С первых лет жизни, мальчики отделялись от матерей и вводились в специальные воспитательные учреждения, называемые агогами, где получали физическую и военную подготовку. Они жили в общежитиях, соблюдали строгую режим и правила дисциплины. Воспитание мальчиков осуществлялось не только в учебных классах, но и во время занятий спортом и боевыми тренировками, что способствовало формированию сильной и дисциплинированной личности.

Какие были отношения мальчиков с взрослыми в Древней Спарте?

В Древней Спарте мальчики имели особые отношения с взрослыми. Они воспитывались под наблюдением старших, которые назывались педотами. Педоты были опытными воинами и воспитателями, которые ставили перед собой задачу формировать у мальчиков отвагу, дисциплину, беззаветную верность государству. Мальчики старались искать признание и одобрение своих педотов, а взаимоотношения между ними строились на основе уважения и подчинения.

Как осуществлялось воспитание юношей и мужчин в Древней Спарте?

Воспитание юношей и мужчин в Древней Спарте продолжалось после выхода из агоги. Юноши проходили специальную военную подготовку и обучались различным навыкам. Помимо физической подготовки, особое внимание уделялось формированию духовных ценностей – героизма, честности, самоотверженности. Взрослые мужчины также проходили обязательную военную службу и считались опытными воинами. Они были готовы защищать государство и свою честь.

Какими методами происходило воспитание мальчиков в древней Спарте?

Воспитание мальчиков в древней Спарте происходило посредством коллективного воспитания и содержания образования. Мальчики с раннего возраста попадали в государственные образовательные учреждения, где проводили большую часть времени. Они изучали физическую подготовку, военное дело, этику, музыку и чтение. Все обучение происходило в обществе сверстников, под руководством опытных наставников.

Какие отношения преобладали между мальчиками и взрослыми в древней Спарте?

Отношения мальчиков с взрослыми в древней Спарте были строго иерархичными. Мальчики выполняли все указания и требования взрослых без возражений. Взрослые же, в свою очередь, брали на себя роль наставников и воспитателей, отвечая за правильное воспитание мальчиков. Они наблюдали за их образованием, тренировками и подготовкой к будущему служению государству.

Как проходило воспитание юношей и мужчин в древней Спарте?

Воспитание юношей и мужчин в древней Спарте также включало систему коллективного воспитания и содержания образования. После периода воспитания мальчиков, они переходили в старшую группу и продолжали обучаться военным и физическим навыкам. Также в это время юноши проходили испытания, чтобы доказать свою преданность и готовность служить государству. После этого они могли стать полноправными гражданами Спарты.

Какими принципами руководствовались воспитанием женщин в древней Спарте?

Воспитание женщин в древней Спарте также основывалось на коллективном воспитании и образовании. Целью воспитания женщин было формирование здорового и сильного потомства, а также высокоморальных гражданок государства. Они получали образование, занимались физическими упражнениями и учились военным навыкам, чтобы быть способными поддерживать и защищать государство.

Каким было система воспитания мальчиков в Древней Спарте?

Система воспитания мальчиков в Древней Спарте была основана на коллективном воспитании и содержании образования. Мальчики с раннего детства жили в казармах, где их воспитывали опытные воспитатели. Они подвергались строгим дисциплинарным мерам и физическим тренировкам, чтобы стать сильными и хорошо подготовленными воинами. Также они получали образование, которое включало чтение, письмо, музыку и гимнастику.

Какие были отношения мальчиков с взрослыми в Древней Спарте?

Отношения мальчиков с взрослыми в Древней Спарте были основаны на иерархии и авторитете. Мальчики должны были безусловно подчиняться взрослым и выполнять их указания. За несоблюдение правил и непослушание могли наказывать. Однако, мальчиков также уважали и поощряли за достижения и успехи. Взрослые мужчины были для мальчиков примерами мужества и силы, и они стремились быть как они.

Каким было коллективное воспитание и содержание образования юношей и мужчин в Древней Спарте?

Коллективное воспитание и содержание образования юношей и мужчин в Древней Спарте было основано на строгой милитаристской дисциплине. Юноши жили в общинах (агелах) и обучались в военных школах. Они получали физическое образование, которое включало тренировки в беге, прыжках, борьбе и стрельбе из лука. Также они учились общаться и работать в команде. Образование юношей было направлено на формирование сильных, выносливых и дисциплинированных воинов.

Какие принципы воспитания женщин существовали в Древней Спарте?

Воспитание женщин в Древней Спарте было направлено на то, чтобы они были здоровыми и сильными, чтобы могли рожать здоровых и сильных детей. Женщины занимались физическими упражнениями и спортом, чтобы поддерживать свое здоровье и физическую форму. Они также учились домашним навыкам, чтобы быть хорошими хозяйками и воспитывать детей. Воспитание женщин в Спарте было отличается от прочих городов-государств Греции, где женщины были подавлены и лишены прав.

Какими были принципы воспитания юношей и мужчин в Древней Спарте?

Принципы воспитания юношей и мужчин в Древней Спарте включали строгую дисциплину, физическую подготовку и военное образование. Им предоставлялась возможность участвовать в соревнованиях и испытаниях, чтобы развивать силу, выносливость и мужество.