Рассмотрение проблемы происхождения человека с позиции естественно-научной философии (К.Линей, Ч. Дарвин, Т.Хаксли, Р.Оуэн, Б. Вуд, Ф.Тобиас, Я.Линбланд)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методология
  • 31 31 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 03.01.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
1. Теории и гипотезы происхождения человека 5
1.1Teории происхождения человека. 5
1.2 Естественнонаучные представления о происхождении человека 9
2.Основные теории происхождения человека 17
2.1Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке и философии 17
2.2 Рассмотрение проблемы происхождения человека с позиции естественно-научной философии (К.Линей, Ч. Дарвин, Т.Хаксли, Р.Оуэн, Б. Вуд, Ф.Тобиас, Я.Линбланд) 20
Заключение 27
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Это обозначает, что становление социальной формы движения не отменило воздействия биологических законов, а только видоизменило их проявление.
Человек как предмет естественно-научного познания может рассматриваться в трех сферах:
1) возникновение;
2) соотношение в нем естественного и гуманитарного;
3) исследование специфики человека методами естественно-научного познания.
Первое направление, традиционно называемое антропологией, изучает, когда, от кого и как произошел человек и чем он отличается от животных; второе направление — социобиология — изучает генетическую основу человеческой деятельности и соотношение физиологического и психического в человеке; к третьему направлению относится изучение естественно-научным путем мозга человека, его сознания, души и т. п.
Статус данной периближает нас к разгадке сути человека. Тенденции истолкования антропогенеза в философии могут быть распределены на две главные группы: креационистские и эволюционные.
Эволюционизм (от лат evolutio — развертывание) отстаивает идею естественного возникновения человека, анализируя его как продукт общеприродной эволюции.
Эта теория подтвердила идею развития живой природы, которая не была основана раз и навсегда (как полагали креационисты), а прошла путь нелегкой эволюции, порождения одних видов живых существ иными. Оформление эволюционной концепции связывают с именем Ч. Дарвина, который первым научно аргументировал наличие целого животного предка у человека и обезьяны (Ч. Дарвин указывал на подобие физических признаков человека и обезьяны, которое проявляется в знаменитых антропологии феноменах «ненормальных возвратов» (случаях рождения детей, тело которых различалось сплошным волосяным покровом, и т. п.); значимый недостаток дарвиновской теории состоит в редукции «феномена человека» к его физической организации, т. е. попросту к телу.) и указал на естественный отбор как движущий фактор эволюции, содействующий выживанию наиболее приспособленных особей или видов.[3;55]
Проблема специфики собственно человеческой адаптации к реальности решалась способами не столько науки, сколько философии. На нынешний день главными философскими концепциями эволюционной модели антропогенеза выступают: трудовая, игровая, психоаналитическая и семиотическая
Натуралист Дарвин, как и Линней, уже до него искавший различительную черту человека в рамках натурализма, не мог разъяснить происхождение универсальной природы человека, как и всякий историк или социолог, который имеет дело с уже ставшим, готовым человеком.
Всемогущий Бог создал Адаму и Еву в готовом виде, взрослыми, писал Декарт, но мы должны дать разъяснение развитию человека, истекая из естественных процессов, знаменитых науке.
Особенная черта человека, которую искали Линней, Дарвин, Кювье и иные, лежала за границами натурализма и не могла быть доступна биологу-натуралисту, по этой причине проблема ее возникновения была до сих пор назначена глубже всех в религии, хотя и в мифологической форме.
Дарвин издал «Возникновение видов» в 1859 г. В газетах рисовали карикатуры на него в виде обезьяны с благообразным бородатым лицом.
Уже в следующем году состоялся памятный съезд Британского общества содействия науке в Оксфорде, на котором эволюционизм представлял Т. Хаксли (прочитав «Происхождение видов», он произнес запоздалое «как же я сам до этого не додумался» и на себя взял роль «бульдога Дарвина»), оппозицию — красноречивый епископ Уильберфорс, особо подготовленный палеонтологом Р. Оуэном (данный первооткрыватель первоптицы и автор глубоких обследований в сфере гомологии органов не питал особенной симпатии к Дарвину). [1]
Уильберфорс, как известно, спросил Хаксли, по какой линии — материнской или отцовской — ведет он свой род от обезьяны. Хаксли ответил, что предпочитает обезьяну солидному человеку, превращающему научный диспут в шутовское представление. Ответ был расценен как успешный.
Происхождение человека насчитывает 7 млн лет, хотя некоторые ученые высказывают мнение, что его возраст понижен. Например, антрополог Ф. Тобиас полагает, что человечество вреальности гораздо старше, ему10–13 млн лет.
Казалось бы, какая разница – больше или меньше на 4 миллиона, если по новым данным ученых, которые работают с телескопом “Planck”, наша Вселенная насчитывает 13,82 млрд лет, на 80 млн больше, чем предполагалось раннее.
Ряд антропологов (Б. Вуд, К. Хант, Ф. Тобиас) считают «теорию саванны» устаревшей. [2;47]
Альтернативная гипотеза пропускает, что человек эволюционировал под воздействием приспособления к существованию у моря, то есть к собиранию моллюсков и т.д. на мелководье, что требовало способности плавать и нырять, различающей человека от обезьян.
Эта гипотеза разъясняет многие анатомические особенности сегодняшнего человека, такие как прямохождение, отсутствие шерсти, развитый слой подкожного жира, низкое положение гортани сравнительно носоглотки, свойственное для морских млекопитающих, первородная смазка новорожденных детей, также свойственная для морских млекопитающих, а не обезьян, крупный мозг, высокий нос, предотвращающий попадание воды в носоглотку.
 В конце 80-х годов XX в. антрополог Ян Линдблад выдвинул гипотезу околоводного возникновения предков человека.
По ей, обезьяноподобные существа, которые жили на илистых отмелях, принуждены были подниматься на задние конечности при поиске пищи в воде и при переходе водных пространств вброд. Это содействовало развитию прямохождения. 
Отыскивание пищи в иле потребовало подвижности пальцев, что привело к превращению передних конечностей в руки. Для разбивания раковин моллюсков они применяли камни.[4]
Высасывание содержимого через пробоины в раковинах сформировало подвижность губ и языка, что в дальнейшем содействовало происхождению речи.
Тепло в воде обеспечивает жировой слой, а намокающий волосяной покров становился ненужным и понемногу исчезал. Так появились безволосые, способные передвигаться на двух ногах предки человека.
О возникновении человека от обезьяны заявили в 1863 г. дарвинисты Фохт, Гекслии Геккель. 
Именно Геккель говорил о «недостающем звене» между высшими приматами и человеком, имея в виду описанного Линнеем «человека троглодитового», назименованного Геккелем «обезьяночеловек, излишенный речи».
Вместе с тем такой подход к истории проеихождения человека вызывал и продолжает порождать множество вопросов, которые остаются и до сегодняшнего времени без ответа.
Следы двух стоп в окаменевшем вулканическом пепле (Танзании), датируемые 3,5 млн лет назад, обосновывают, что выпрямленное двуногое хождение на миллионы лет предшествовало труду. Труд привел к улучшению прямохождения, но прямохождение — предпосылка для освобождения передних конечностей для труда.
Почему обезьяньи предки, которые спустиллись с деревьев, избрали столь странный способ передвижения, хотя четвероногий ход более легок, быстр и применяется всеми сегодняшними обезьянами?
Почему так укоротились и расслабели передние конечности людей, хотя сильные руки дают очевидные преимущества в охоте и труде, особо с элементарными орудиями?
Почему не перешли к труду живущие шимпанзе или вымершие австралопитековые, хотя они миллионы лет были полу прямоходящими, применяли мясо и нередко применяли палки и кости?
Следственно, не труд основал человека (как полагал Энгельс), а труд и речь.
Если предки человека были охотниками (знаменитая картина «Охота древних "людей" на мамонта») и питались мясом, то почему их челюсти и зубы были слабы для сырого мяса, а кишечник сравнительно тела практически вдвое длиннее, чем у плотоядных животных?
Причем челюсти понижены у самых ранних прямоходящих животных (презинджантропов), хотя они не знали огня и размягчать на нем пищу не могли. Чем же тогда питались предки человека?
Почему у человека исчез шерстный покров на теле? Хотя ночи в Юго-Восточной Африке очень прохладные и все, живущие там обезьяны, сохраняют шерсть.
Как животные, предки людей, при медлительности передвижения и отсутствия орудий, кроме жалких палок и камней, спасались от хищников?
Почему разумные люди в массовом порядке (войны) убивают друг друга?
Почему человек расселился по всей Земле?
Столь бесчисленные тайны в реконструкции исходной формы человека свидетельствуют о том, что в сегодняшней теории антропогенеза есть какой-то большой пробел.




Заключение

Проблемы антропогенеза стали исследоваться в XVIII веке. До этого времени преобладавало представление, что человек и природа постоянно были и считаются такими, как их создал Бог. Но понемногу в науке, культуре, общественном сознании подтверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку.
В середине XVIII века К. Линней дал начало научному представлению о возникновении человека. В своей «Системе природы» он отнёс человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами.
В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 г. возникла научная работа Ж. Бюффона об орангутане. Голландский анатом П. Кампер представил глубокое сходство в строении главных органов человека и животных.
В XVIII — первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы скопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе.
Значимую роль сыграли обследования французского археолога Буше де Перта. В 40—50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и обосновал, что их применял первобытный человек, который жил одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. В 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке.
Ламарк не смог довести до логического окончания идею эволюции животных и человека и отвергать роль Бога в возникновении человека.
Особую роль в учении об антропогенезе играли взгляды Чарльза Дарвина. Он считал, что, тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения».
После находки скелета неандертальца и целого ряда предшествовавших похожих находок в первой половине XIX в. в науке возникло новейшее направление , которое было названо палеоантропология.
Оно дало фактический материал для постановки вопроса не только об анатомическом сходстве человека и некоторых обезьян, но и о биологической эволюции человека в прошедшие эпохи. Данный вопрос был поставлен Ч. Дарвином вскоре после издания «Возникновения видов», хотя уже в этой книге он писал: «Будет пролит свет на возникновение человека и его историю». Впрочем, этот аспект дарвинизма был его современникам полностью очевиден.
Эволюция человека была главным предметом дебатов между Томасом Хаксли и Ричардом Оуэном. Хаксли убедительно описал сходство и отличия между человеком и обезьянами в своей книге «О положении человека в природе». Ч. Дарвин к этому времени также издавал следующую книгу «Возникновение человека», которая, несмотря на широкое распространение его идей, опять спровоцировала всплеск бурных дискуссий.
Даже сторонники самой идеи эволюции, такие как Альфред, Уоллес и Чарлз Лайель не понимали, как могли умственные способности и нравственность возникать у людей в итгое естественного отбора. Со времен Линнея учёные пологали, что человекообразные обезьяны — ближайшие родственники людей, поскольку анатомически они всьма близки.
В XIX веке предполагали, что самым близким к человеку из ныне имеющихся видов обезьян считаются шимпанзе и что у людей и африканских обезьян был когда-то всеобщий предок .
По этой причине было бы логичнее всего искать останки этого существа в Африке. Тем не менее, первые находки, в которых заподозрили промежуточное звено между обезьяной и человеком, были сделаны Эженом Дюбуа на острове Ява. Это был питекантроп, то есть обезьяночеловек.


























Список литературы

Алексеев, В.П. Происхождение человечества. – М.: Политиздат, 215. – 462 с.
Батенин, С.С. Человек в его истории. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2014. – 295 с.
 Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание //Н.А.Бердяев о русской философии. Свердловск, 2011. Ч. 1. С. 16 – 46.
Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2015. — 438 с.
Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука 2014. – 427 с.
Зиневич Г.П.. Человек изучает человека. Киев, Наукова думка, 2014
Кант И. Сочинения: В 6 г. М.: Просвещение, 2015. Т. 5. – 627 с.
Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 538 с.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 2015. – 285 с.
Малькольм Баудер, Обезъянообразный человек. Факт или заблуждение. Христианский научно-антропологический центр, 2012.
Поршнев, Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). – М.: Мысль, 2012. – 487 с.
Рогинский Я.Я., Левин М.Г.. Антропология. Москва, Высшая школа, 2013
Рогинский, Я.Я. Об истоках происхожднеия искусства. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 32 с.
Садохин А.П. Этнология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 287 с.
Тегако Л.И., И.И.Саливон. Основы современной антропологии. Минск, Университетское, 2015
Харитонов, В.М. Введение в теорию антропогенеза и археологию палеолита: Учеб. пособ. – М.: Изд-во МГУ, 2013. – 149 с.
Хрисанфова, Е.Н. Антропология: Учебник. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 400 с.
Яблоков А.В. Юсуфов А.Г. ''Эволюционное учение''– 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 400 с.









1

Список литературы

1. Алексеев, В.П. Происхождение человечества. – М.: Политиздат, 215. – 462 с.
2. Батенин, С.С. Человек в его истории. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2014. – 295 с.
3. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание //Н.А.Бердяев о русской философии. Свердловск, 2011. Ч. 1. С. 16 – 46.
4. Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2015. — 438 с.
5. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука 2014. – 427 с.
6. Зиневич Г.П.. Человек изучает человека. Киев, Наукова думка, 2014
7. Кант И. Сочинения: В 6 г. М.: Просвещение, 2015. Т. 5. – 627 с.
8. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 538 с.
9. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 2015. – 285 с.
10. Малькольм Баудер, Обезъянообразный человек. Факт или заблуждение. Христианский научно-антропологический центр, 2012.
11. Поршнев, Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). – М.: Мысль, 2012. – 487 с.
12. Рогинский Я.Я., Левин М.Г.. Антропология. Москва, Высшая школа, 2013
13. Рогинский, Я.Я. Об истоках происхожднеия искусства. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 32 с.
14. Садохин А.П. Этнология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 287 с.
15. Тегако Л.И., И.И.Саливон. Основы современной антропологии. Минск, Университетское, 2015
16. Харитонов, В.М. Введение в теорию антропогенеза и археологию палеолита: Учеб. пособ. – М.: Изд-во МГУ, 2013. – 149 с.
17. Хрисанфова, Е.Н. Антропология: Учебник. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 400 с.
18. Яблоков А.В. Юсуфов А.Г. ''Эволюционное учение''– 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 400 с.


Вопрос-ответ:

Какие философы и ученые рассматривают проблему происхождения человека с позиции естественнонаучной философии?

Проблему происхождения человека с позиции естественнонаучной философии рассматривали такие известные ученые и философы, как К. Линей, Ч. Дарвин, Т. Хаксли, Р. Оуэн, Б. Вуд, Ф. Тобиас, Я. Линбланд.

Какие теории существуют о происхождении человека?

Существует несколько основных теорий происхождения человека, включая дарвинизм, неодарвинизм, мутационную теорию, теорию междувидовой гибридизации и другие.

С чего начинается рассмотрение проблемы происхождения человека в современной науке и философии?

Рассмотрение проблемы происхождения и сущности жизни начинается с анализа естественных научных представлений о происхождении человека, таких как эволюция, генетика, палеонтология и другие отрасли науки.

Какие основные теории происхождения человека существуют?

Основные теории происхождения человека включают дарвинизм, который основывается на принципах естественного отбора и наследственности; неодарвинизм, который вносит коррективы в оригинальную теорию Дарвина; мутационную теорию, которая говорит о возникновении новых видов из-за случайных мутаций; теорию междувидовой гибридизации, которая предполагает, что человек возник в результате скрещивания различных видов гоминидов.

Какие ученые и философы занимались рассмотрением проблемы происхождения человека с естественнонаучной позиции?

Проблемой происхождения человека с естественнонаучной позиции занимались такие ученые и философы, как К. Линей, Ч. Дарвин, Т. Хаксли, Р. Оуэн, Б. Вуд, Ф. Тобиас, Я. Линбланд.

Какие ученые рассматривали проблему происхождения человека с позиции естественно-научной философии?

Проблему происхождения человека с позиции естественно-научной философии рассматривали различные ученые, среди которых К. Линей, Ч. Дарвин, Т. Хаксли, Р. Оуэн, Б. Вуд, Ф. Тобиас, Я. Линбланд и другие.

Каковы основные теории и гипотезы происхождения человека?

Основные теории и гипотезы происхождения человека включают дарвиновскую теорию эволюции, африканскую гипотезу, мультирегиональную гипотезу, модель "из африканской флоры" и другие.

Какие представления о происхождении человека существуют в естественно-научной философии?

В естественно-научной философии существуют различные представления о происхождении человека, включая идеи о преемственности в эволюции, общности прародителей, эволюции интеллекта и духовности, и роль генов в формировании человека.

Какие проблемы происхождения и сущности жизни рассматриваются в современной науке и философии?

В современной науке и философии рассматриваются проблемы происхождения жизни на Земле, ее сущности и возможности существования жизни на других планетах. Также обсуждаются вопросы преемственности видов и роли окружающей среды в эволюции.

Как рассматривается проблема происхождения человека с позиции естественно-научной философии?

Проблема происхождения человека с позиции естественно-научной философии рассматривается через призму эволюционных процессов и биологической преемственности. Ученые анализируют общих предков человека и других животных, исследуют роль генетических факторов и окружающей среды в формировании человека как вида.