Особенности монополизма в России
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 01.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы монополизма. 6
1.1 История возникновения монополий и монополизма. 6
1.2 Сущность и виды монополий. Конкуренция. 11
1.3 Последствия монополий и перспективы развития. 14
Глава 2. Монополизм в России. 19
2.1 Проблема монополизма в России. 19
2.2 Антимонопольная политика. 22
2.3 Влияние монополизма на российскую экономику на примере естественных монополий. 25
Заключение 28
Список литературы 30
Отдельные акты, регулирующие деятельность монополий вносились в законодательство еще с 1990 года, но рождением российского антимонопольного права можно считать 22 марта 1991 года, когда был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарном рынке». Этот акт, будучи переработанным в 1995 году, стал одним из самых ярко выраженных рыночных актов Российской Федерации. Данный закон предусматривал ряд рыночных мер, защищающих конкуренцию от вмешательства фирм-монополистов. В России главным органом, регулирующим деятельность монополий, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Её права и полномочия достаточно широки. Деятельность ФАС регламентируют 49 правовых актов. Правительство регулярно вносит поправки в содержание данных законов, реагируя на текущие изменения в экономике.Согласно законодательству Российской Федерации, доминирующим субъектом рынка признается субъект, имеющий долю свыше 65% на рынке определённого товара. Однако доминирующим может быть признано предприятие, имеющие 35% объема продаж на соответственном рынке, но исключительно по решению Антимонопольного министерства. Закон дает характеристику антиконкурентному поведению и запрещает соглашения, в результате которых доля хозяйствующих субъектов на рынке превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок. В законе так же прописаны ограничительные санкции против предприятий-гигантов, включающие в себя, в том числе, и принудительное разделение.Антимонопольную политику, направленная против монополизации рынков, где конкуренция является приемлемым атрибутом, необходимо сочетать с контролем естественных монополий, которые в некоторых отраслях оказываются предпочтительнее конкуренции. В России деятельность естественных конкуренций отражена в законе от 19 июля 1995 года «О естественных монополиях», определяющего правовые основы деятельности подобного вида монополий на рынке и соблюдения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий с целью достижения более эффективного функционирования и обеспечения доступность реализуемого ими товара. Для борьбы с монополиями государство использует меры экономического и административного характера. Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополизмом – это определенный набор инструментов, ограничивающий монопольную власть продавцов. Среди данных инструментов выделяют прямые и косвенные. К прямым ограничительным методам относится установление определенного «потолка цен» - это верхняя и нижняя граница предельно допустимого роста цен и норм прибыли.К косвенным мерам относят все виды государственной деятельности, которая направлена на поддержание стабильного уровня конкуренции:Поощрение создания субститутовПоддержка фирм малого и среднего бизнесаПредоставление государственных заказов предприятиям малого и среднего бизнесаСвободная международная торговляПривлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятийФинансирование выпуска дефицитных товаров с целью устранения доминирующего положения отдельных фирм на том или ином рынке товара.Государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ)Административные меры направлены на демонополизацию рынков и предотвращения в будущем создания монопольных предприятий. Данные меры опираются на антимонопольное законодательство и предполагают:Запрещение тайных сговоров производителей и раздел рынковЗапрещение слияния и поглощения более мелких фирм с целью абсолютного контроля рынкаПринудительное дробление на более мелкие фирмы.Сейчас российские законы в области демонополизации пресекают возникновение новых фирм-гигантов, то есть в рамках антимонопольного законодательства осуществляется контроль над слияниями и объединениями крупных предприятий, недопущение тайных сговоров и контроля над той или иной экономической отраслью. Значительное внимание уделяется вопросам и ограничениям конкуренции на региональном уровне, так как зачастую местные власти стремятся поощрять производство, тем самым позволяя развиваться монополизму на местных рынках.2.3 Влияние монополизма на российскую экономику на примере естественных монополийРоссия не смогла избежать негативного влияния естественных монополий на свою экономику. На данный момент в России существует 4000 предприятий-монополистов, держащих 7% от всей продукции, и 500 из них – естественные монополисты. Практически во всех отраслях сохраняется субсидирование одних потребителей за счет других. Так, более низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет коммерческих. В период с 1993 по 1996 года цены российских естественных монополий неуклонно росли, достигая уровня мировых, а иногда даже превосходя их. Потребители, недовольные подобным положением вещей, стали оказывать давление на правительство, требуя заморозить цены. Быстрый рост цен в газовой промышленности, электроэнергетике, отраслях связи и железнодорожном транспорте поставил вопрос об обоснованности издержек и о соответствии качества продукции уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественные монополии средняя зарплата превышала среднюю по стране, и работники пользовались разнообразными льготами. Если учитывать основную сущность данных издержек и рост цен на производимую естественными монополиями продукцию, то можно справедливо судить о мощнейшей макроэкономической инфляции, названной экономистами инфляцией издержек.Однако нельзя однозначно утверждать, что естественные монополии за годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальной экономики. Следствие ценовой дискриминации - катастрофические неплатежи - больнее всего ударило именно по собственному источнику.По данным отраслевых структур, входящих в систему министерства топлива и энергетики, задолженность дебиторов по расчетам и платежам предприятиям электроэнергетики составила к 1 августа 1994 г 12,9 трлн. руб. и продолжала увеличиваться дальше в среднем на 36 млрд. руб. в день, половина отпущенной энергии не оплачивалась в срок.Министерство экономики представило правительству РФ проект решения, предусматривающего реализацию заключенного ранее соглашения между базовыми отраслями промышленности, энергетикой и транспортом о совместных действиях по стабилизации цен и тарифов и улучшению расчетов между предприятиями. Проект не был принят.РАО «ЕЭС России» тогда полагало, что необходимо вывести на федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности максимальное число генерирующих источников в расчете на то, что производители электроэнергии будут вовлечены в конкуренцию, что и обусловит изыскание путей сокращения издержек производства и удешевление энергии (снижение тарифов).К ноябрю 1995 г. неплатежи потребителей достигли 27 трлн. рублей, и уже 86 % отпущенной электроэнергии не оплачивалось своевременно. Понятно, что важнейшая роль в этом механизме накачки дебиторской задолженности принадлежала тарифной политике отрасли. Кроме того, высокая цена на электроэнергию влияет на стоимость промышленной продукции, отчего страдают и сами энергетики. К концу 1995 г. оплата за поставленную электроэнергию уже на 70% осуществлялась в форме бартерных сделок. Теперь товар дебиторов, полученный в качестве оплаты за электроэнергию, сам подлежит реализации через сеть торговых посредников.Вследствие более жесткого регулирующего воздействия правительства на цены естественных монополий в первом полугодии 1996 г. их рост был значительно ограничен. Результаты не заставили себя ждать: с начала лета было достигнуто резкое сокращение инфляции.Однако жесткое сдерживание роста тарифов, по мнению отраслевых специалистов, привело к резкому ухудшению финансового состояния естественных монополий. При этом в условиях закрытости финансовой информации и без проведения независимого аудита соответствующих предприятий трудно поддержать или опровергнуть такие выводы. Так или иначе, в ряде случаев уже сами естественные монополии нуждаются в защите от необоснованного давления со стороны определенных политических сил, которые приводят к подрыву финансовой устойчивости этих жизненно необходимых для государства отраслей.Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что проблема монополизма в России является неоднозначной. Безусловно, наблюдается необходимость в сдерживании данного экономического процесса с целью регулирования конкурентных отношений. Антимонопольное законодательство и пути его осуществления на современном этапе развития являются одной из важнейших задач государства.ЗаключениеИтак, из всего вышесказанного мы можем сделать вполне определённые выводы. К монополиям нельзя относиться категорично и односторонне. Некоторые видят в них экономическое чудо и путь к благосостоянию, другие же считают их одной из самых важнейших проблем рынка. Но, не смотря на это, монополии являются неотъемлемой частью экономики и несут в себе как положительные, так и отрицательные стороны.Монополии, складывающиеся десятилетиями, не могут быть быстро заменены свободным конкурентным рынком. Это длительный процесс, требующий немалых материальных и физических затрат со стороны государства и общества. В конкурентной борьбе смогут выжить лишь самые сильные предприятия, способные подстраиваться под темпы современного рынка, своевременно менять ассортимент и предлагать товар наилучшего качества.В последние десятилетия наметились положительные шаги в процессе демонополизации. Государство старается ограничивать монополистов и поддерживать малый и средний бизнес. Но сама проблема уходит корнями в советскую эпоху, где монополии господствовали во всех сферах жизни общества. Изучением монополизации в СССР занялись гораздо позднее, чем в странах Запада. Экономика была тотально подчинена государственному сектору и не имела каких-либо путей развития.Не смотря на некоторые успешные шаги можно сказать, что антимонопольная политика в России на данный момент недостаточно развита. Чёткое и разумное антимонопольное законодательство способно помогать развиваться Российской экономике и вывести её на новый уровень. Соответственно с этим будет расти и общий уровень жизни населения, напрямую зависящий от экономических показателей.С положительной точки зрения можно отменить реформы в сфере демонополизации не только искусственных, но и некоторых естественных монополий. Разделения добывающей и распределяющей отраслей поможет добиться здоровой конкурентной среды. Основываясь на целях данной курсовой работы, мы изучили монополии, их сущности, виды, способы регулирования и влияния на экономику страны. Рассмотрев материал и сделав собственные выводы, мы понимаем, что, не смотря на явное желание перехода к конкурентному и свободному рынку, этого не всегда удается достичь в кратчайшие сроки. Монополии подчиняют себе значительные экономические сектора и, поэтому борьба с ними должна быть фундаментальной и планомерной.Список литературыФедеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 21.07.2014) «О защите конкуренции"»(26 июля 2006 г.)Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.)Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства" (с изм. и доп. от 8 апреля, 30 сентября 2000 г.)Авдашева, С.Б., Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие / И.А. Южанов. –М.: Логос,1999. –368 с.Бардовский, В. П., Экономика: учеб. пособие / А. О. Нащекина. – М.: Форум – Инфра-М, 2011. – 672 с.Гориянова, Л. В., Экономика: учеб. пособие – М.:ЕАОИ, 2009. – 432 с.Дж.Вильсон, В.Цапелик. Естественные монополии России //Вопросы экономики. – 1995. – №11. Диканский, М.Г., Международные монополии: монография / О.И. Арав. – М.: Мысль, 1966. – 271 с.Ефимова, Е. Г., Экономика: учеб. пособие / К. В. Шмат. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.Кирцнер, И., Конкуренция и предпринимательство: монография / пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001. – 239 с. Крупнейшие монополии мира: справочник / под ред. Г. П. Черникова. – М.: Политиздат, 1968. – 112 с.Кусакина, О. Н., Антимонопольная политика России: монография / И А. Погорелова. – Ставрополь: АГРУС, 2007. – 312 с. Ланин, Б. Е., Шествие «Мамонтов»: Монополии и современный капитализм: монография / И. Н. Жук. – М.: Полиздат, 1982. – 110 с. Меньшиков, С.М., Анатомия Российского капитализма: монография / И. Е. Рыбалкин. – М.: Международные отношения, 2004. – 432 с. Национальная экономика: учебник / под ред. проф. П. В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005. – 813 с. Нуреев, Р. М., Россия: особенности институционального развития: монография / М. Л. Шацкая. – М.: Норма, 2009. — 448 с.Соколова, С. В., Основы экономики: учеб. пособие / Е. Е. Алленых. – М.: Академия, 2005. – 128 с. Хромов, П. А., Экономическая история СССР. Период промышленного и монополистического капитализма в России: учеб. пособие / Л. П. Тарасова. – М.: Высшая школа, 1982. – 240 с.Чемберлин, Э, Теория монополистической конкуренции: монография / пер. с англ. Э. Лейкин. – М.: Экономическое наследие, 1996. – 375с.
2. Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.)
3. Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства" (с изм. и доп. от 8 апреля, 30 сентября 2000 г.)
4. Авдашева, С.Б., Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие / И.А. Южанов. –М.: Логос,1999. –368 с.
5. Бардовский, В. П., Экономика: учеб. пособие / А. О. Нащекина. – М.: Форум – Инфра-М, 2011. – 672 с.
6. Гориянова, Л. В., Экономика: учеб. пособие – М.:ЕАОИ, 2009. – 432 с.
7. Дж.Вильсон, В.Цапелик. Естественные монополии России //Вопросы экономики. – 1995. – №11.
8. Диканский, М.Г., Международные монополии: монография / О.И. Арав. – М.: Мысль, 1966. – 271 с.
9. Ефимова, Е. Г., Экономика: учеб. пособие / К. В. Шмат. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.
10. Кирцнер, И., Конкуренция и предпринимательство: монография / пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001. – 239 с.
11. Крупнейшие монополии мира: справочник / под ред. Г. П. Черникова. – М.: Политиздат, 1968. – 112 с.
12. Кусакина, О. Н., Антимонопольная политика России: монография / И А. Погорелова. – Ставрополь: АГРУС, 2007. – 312 с.
13. Ланин, Б. Е., Шествие «Мамонтов»: Монополии и современный капитализм: монография / И. Н. Жук. – М.: Полиздат, 1982. – 110 с.
14. Меньшиков, С.М., Анатомия Российского капитализма: монография / И. Е. Рыбалкин. – М.: Международные отношения, 2004. – 432 с.
15. Национальная экономика: учебник / под ред. проф. П. В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005. – 813 с.
16. Нуреев, Р. М., Россия: особенности институционального развития: монография / М. Л. Шацкая. – М.: Норма, 2009. — 448 с.
17. Соколова, С. В., Основы экономики: учеб. пособие / Е. Е. Алленых. – М.: Академия, 2005. – 128 с.
18. Хромов, П. А., Экономическая история СССР. Период промышленного и монополистического капитализма в России: учеб. пособие / Л. П. Тарасова. – М.: Высшая школа, 1982. – 240 с.
19. Чемберлин, Э, Теория монополистической конкуренции: монография / пер. с англ. Э. Лейкин. – М.: Экономическое наследие, 1996. – 375с.
Вопрос-ответ:
Какова история возникновения монополий и монополизма?
История возникновения монополий и монополизма берет свое начало в древние времена. Первые примеры монополии можно найти в торговле и снабжении, где отдельные лица или группы контролировали предложение товаров или услуг. В дальнейшем, с развитием капитализма, монополии стали более распространенными в различных секторах экономики.
Какова сущность и виды монополий и монополизма?
Сущность монополии заключается в контроле над предложением товаров или услуг на рынке. Виды монополий могут быть различными в зависимости от формы владения и власти. Один из видов монополий - естественные монополии, которые возникают в отраслях характеризующихся высокими затратами на вход и наличием единственного предприятия, способного обеспечить эффективную эксплуатацию таких затрат.
Какие последствия монополий и каковы перспективы их развития?
Последствия монополий могут быть негативными для экономики. Монополии могут приводить к ограничению конкуренции, чрезмерной ценовой политике, снижению качества товаров и услуг. Однако, развитие монополий также может иметь положительные стороны, такие как инновации и экономический рост. Прогнозировать перспективы развития монополий сложно, так как они зависят от множества факторов, таких как законодательство и регулирование.
В чем заключается проблема монополизма в России?
Проблема монополизма в России заключается в наличии значительного количества доминирующих предприятий и отсутствии достаточной конкуренции на рынке. Это может приводить к ограничению выбора для потребителей, высокой цене на товары и услуги, а также негативно сказываться на развитии рыночной экономики страны.
Какие особенности монополизма есть в России?
Монополизм в России имеет свои особенности, такие как высокая концентрация рынков, отсутствие эффективной конкуренции, наличие натуральных монополий и доминирование государственных компаний в некоторых секторах.
Какие виды монополий существуют в России?
В России существуют различные виды монополий, включая государственные монополии, естественные монополии, вертикальные и горизонтальные монополии.
Какая история возникновения монополий и монополизма в России?
История возникновения монополий и монополизма в России берет свое начало еще во времена Советского Союза, когда была создана система государственных предприятий, контролирующих основные отрасли экономики.
Какие последствия монополий существуют в России и какие перспективы развития?
Монополии в России приводят к ограничению конкуренции, высоким ценам, низкому качеству товаров и услуг. Однако существуют перспективы развития, включающие антимонопольную политику, поощрение конкуренции и развитие альтернативных рынков.
Какая проблема монополизма существует в России?
В России существует проблема монополизма, связанная с высокой концентрацией рынков, ограничением конкуренции и доминированием государственных компаний в некоторых отраслях экономики.
Каким образом возникли монополии и монополизм в России?
Монополии и монополизм в России имеют свою историю и происходят как результат развития экономики и формирования крупных корпораций. В период индустриализации страны на рубеже XIX-XX веков происходило формирование монополий в отдельных секторах экономики, таких как железнодорожный транспорт, угольная промышленность, нефтяная промышленность и другие.
Какие последствия монополий существуют в России и каковы перспективы развития?
Монополии в России могут иметь разнообразные последствия. С одной стороны, они могут приводить к ограничению конкуренции и высоким ценам для потребителей. С другой стороны, монополии могут инвестировать в инновации и развитие технологий. В перспективе, развитие монополий в России будет зависеть от эффективности антимонопольной политики и реформ в экономике.