Социально - психологический анализ стыда ( гендерный и этно-культурный аспекты )
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 02.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
I. Социально-психологический анализ стыда 5
1.1. Стыд как психологический феномен 5
1.2. Стыд с точки зрения социологии 7
III. Этнокультурный аспект стыда 13
Заключение 19
Литература 20
Подобные методы воспитания характерны и для японской школы: преобладают либо символические наказания – имя провинившегося пишут на доске, либо временное «исключение» из группы – его кормят отдельно, оставляют в классе во время перемены и т.п».
Рассматривая русскую культуру, можно тоже найти подтверждение, что наказание чаще сводилось к стыду, и не только в школах. Например, в русской деревне стыдом наказывали девушек за потерю чести: мазали дегтем ворота, подрезали косу, поднимали подол.
Если в культуре велико значение чувства вины в качестве регулятора поведения, то человек всегда ориентирует свои действия и поступки в соответствии с принятыми нравственными нормами, даже когда окружающие не знают о его преступлениях. Суд над человеком, «включая не только его поступки, но и его помыслы», осуществляет совесть как внутренняя моральная инстанция, например в христианстве подобную функцию выполняет исповедь.
После выхода в 1946 г. книги Р. Бенедикт психологи и культурантропологи проявили значительный интерес к анализу стыда и вины в качестве регуляторов социального поведения. Однако результаты сравнительно-культурных исследований привели их сначала к осознанию зыбкости границ между культурами вины и стыда, а затем и к отказу от этой типологии. Более того, так как в психологии вина рассматривалась как эмоция, возникающая на более высокой ступени развития человека, Р. Бенедикт даже обвинили в том, что, характеризуя японскую культуру как культуру стыда, она допустила ее «обидное сравнение» с культурой американской.
В настоящее время исследователи все больше склоняются к мысли о том, что взгляд на японскую культуру как на классическую культуру стыда является упрощенным. С другой стороны, исследователи «повысили статус» стыда в западном обществе, рассматривая его в качестве не менее важного, чем вина, механизма социальной регуляции. По мнению Триандиса, представитель коллективистической культуры, ощущающий взаимозависимость с окружающими, отступив от общепринятых норм, прежде всего испытывает чувство стыда перед «своими». А в индивидуалистической культуре при несоблюдении норм человек чаще чувствует ответственность не перед группой, а перед самим собой (собственной совестью) или Богом.
Таким образом, столь значимая роль стыда в регуляции социального поведения обусловлена воздействиями, оказываемыми на отношения индивидов и целых групп людей. Для того чтобы вина и стыд изначально играли заданную им роль регуляторов социального поведения, они должны стать зрелыми сознательными чувствами, ориентированными на нравственные и культурные принципы, а так же социальные нормы.
Заключение
В данной работе рассмотрено понятие стыда и его основные характеристики и особенности. Так же изучены гендерный и этнопсихологические аспекты данного понятия.
В психологии и социологии понятие стыда отличается многогранностью характеристик у разных авторов.
Стыд является интегральным показателям системы отношений личности, в которую включены неприятие себя и других, обидчивость, враждебность, подозрительность и ведомость.
В гендерных различиях выделяются уровень склонности к переживанию стыда, сила самого переживания, отношение и причины телесного стыда, отношение к стыду, как к негативной эмоции и как к возможности регулировать поведение человека. Во всех этих сегментах найдены различия у мужчин и женщин.
Так же, рассматривая психологические и социальные характеристики стыда, было подмечено, что стыд нередко выступает барьерами общения, делают его чрезмерно напряженным, конфликтным. Стыд является болезненным и мучительным переживанием, которое фиксирует все внимание на собственной персоне индивида, сто приводит к развитию отрицательных качеств характера: замкнутость, скрытность; нарушает социальную перцепцию, делает человека чрезмерно уступчивым, обидчивым, жестоким и агрессивным, что разрушает его социальную адаптацию.
Вместе с тем, в работе подмечены и положительные функции данного чувства. Чувство стыда сдерживает человека от дурных поступков, помогает ему бороться с низменными проявлениями человеческой сущности, стимулирует к выполнению своих обязанностей по отношению к людям и обществу. Так же, стыд может являться регулятором человеческого поведения для соблюдения социальных норм и определенных правил.
Литература
1. Андреева, И.Н. Понимание эмоций: гендерные различия / И.Н. Андреева // Гендер и проблемы коммуникативного поведения: Сборник материалов третьей международной научной конференции 1–2 ноября 2007 г.; редкол. А.А. Гугнин [и др.]. – Полоцк: ПГУ, 2007. – С. 230–233.
2. Белинская Е. В. Вина и стыд: социально-психологический подход [rasstanovki-rostov.ru/?p=1816].
3. Боголюбова О.Н., Киселева Е.В. Переживание стыда: качественный анализ нарративов // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2015. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-styda-kachestvennyy-analiz-narrativov (дата обращения: 30.11.2017).
4. Гергилов Р. Е. Стыд: социологическая перспектива // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 115—128
5. Горнаева С. В. Эмпирический анализ переживания чувств вины и стыда: социокультурные особенности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 9(29) [sisp.nkras.ru].
6. Горнаева С. В., Смотрова Т. Н. Специфика переживания вины и стыда у лиц с различными социально-психологическими характеристиками // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 3(11) [sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/gornaeva.pdf].
7. Долгов Ю.Н. Вина и стыд как социальные чувства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(34). – Новосибирск: СибАК, 2013.
8. Зазульская А.А. Вина и стыд как регуляторы социального поведения // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. № 6(6). – Новосибирск: СибАК, 2013.
9. Иванова А.М. Социальная психология: учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014.
10. Ильин Е. П.Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009 - 576 с. - ISBN 978-5-388-00425-3
11. Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. – « Издательский дом»,- Питер, 2015.
12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 c
13. Классическая социальная психология : учеб. пособие для вузов / [И. Г. Антипов и др.] ; общ. ред. Е.И. Рогова. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011 —414 с. — (Учебное пособие для студентов вузов). - ISBN 978-5-691-01543-4
14. Козлова Н.С., Алтухова Л.В. Гендерные различия в переживании чувства вины // Universum: психология и образование. 2015. №11-12 (20). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-razlichiya-v-perezhivanii-chuvstva-viny (дата обращения: 01.12.2017).
15. Рехардт Э., Иконен П. П. Происхождение стыда и его проявления //Журнал Практической психологии и психоанализа. – 2009. – №. 4.
16. Социально-психологическая адаптация личности в изменяющемся обществе : матер. Междунар. науч.-практич. конф. (г. Балашов, 19—20 марта 2009 г.) / под общ. ред. Т. Н. Смотровой. — Балашов : Николаев, 2009. — 204 с. - ISBN 978-5-94035-376-8
17. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
18. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г . № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел для Российской Федерации»
Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. – «Издательский дом»,- Питер, 2015.
Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. – «Издательский дом»,- Питер, 2015.
Ильин Е. П.Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009 - 576 с. - ISBN 978-5-388-00425-3
Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. – «Издательский дом»,- Питер, 2015
Рехардт Э., Иконен П. П. Происхождение стыда и его проявления //Журнал Практической психологии и психоанализа. – 2009. – №. 4.
Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. – «Издательский дом»,- Питер, 2015
Гергилов Р. Е. Стыд: социологическая перспектива // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 115—128
Гергилов Р. Е. Стыд: социологическая перспектива // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 115—128
Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. – «Издательский дом»,- Питер, 2015
Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. – «Издательский дом»,- Питер, 2015
Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. – «Издательский дом»,- Питер, 2015
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
23
1. Андреева, И.Н. Понимание эмоций: гендерные различия / И.Н. Андреева // Гендер и проблемы коммуникативного поведения: Сборник материалов третьей международной научной конференции 1–2 ноября 2007 г.; редкол. А.А. Гугнин [и др.]. – Полоцк: ПГУ, 2007. – С. 230–233.
2. Белинская Е. В. Вина и стыд: социально-психологический подход [rasstanovki-rostov.ru/?p=1816].
3. Боголюбова О.Н., Киселева Е.В. Переживание стыда: качественный анализ нарративов // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2015. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-styda-kachestvennyy-analiz-narrativov (дата обращения: 30.11.2017).
4. Гергилов Р. Е. Стыд: социологическая перспектива // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 115—128
5. Горнаева С. В. Эмпирический анализ переживания чувств вины и стыда: социокультурные особенности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 9(29) [sisp.nkras.ru].
Вопрос-ответ:
Что такое стыд и как он рассматривается как психологический феномен?
Стыд - это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в результате нарушения норм и ценностей общества. Он рассматривается как психологический феномен, связанный с самооценкой и самопринятием. Человек испытывает стыд, когда чувствует, что не соответствует ожиданиям, предъявляемым к нему обществом.
Как можно интерпретировать стыд с точки зрения социологии?
Социологи интерпретируют стыд как социальное чувство, возникающее в процессе взаимодействия с другими людьми. Он является результатом большого влияния социальных норм и ожиданий на человека. Стыд может быть использован в качестве средства социального контроля и нормативного регулирования поведения.
Какие есть гендерные аспекты стыда?
В гендерном аспекте стыда существуют различия между мужчинами и женщинами. В социуме часто присутствуют стереотипы, которые связывают с определенными действиями и поведением, а также с отрицательными эмоциями. Например, женщины могут испытывать стыд из-за непредусмотрительности, некомпетентности или несовершенства в сфере материнства или красоты и телесности. Мужчины могут испытывать стыд из-за проявления эмоций, слабости или неприспособленности в определенных ситуациях.
Каков этнокультурный аспект стыда?
Этнокультурный аспект стыда указывает на то, что выражение и восприятие стыда может различаться в различных культурах и этнических группах. Культурные нормы, ценности и ожидания играют ключевую роль в определении того, что считается стыдным и каким образом он может быть выражен. Например, в некоторых культурах может быть поощряется скрывать стыд, в то время как в других - выражать его ярко и публично. Этнокультурный аспект стыда является важным для полного понимания и анализа этого феномена.
Что такое стыд?
Стыд - это психологический феномен, который возникает у человека в результате осознания несоответствия своих действий или качеств подробнее
Какие аспекты стыда влияют на гендерные отношения?
Гендерные отношения могут быть влияют на стыд, так как ожидания и социокультурные нормы в отношении мужчин и женщин могут создавать ощущение стыда при несоответствии этим нормам.
Как социология рассматривает стыд?
Социология рассматривает стыд как социальный феномен, который связан с социальными нормами, ценностями и ожиданиями общества.
Как этнокультурные аспекты влияют на стыд?
Этнокультурные аспекты могут влиять на стыд, так как каждая культура имеет свои уникальные социальные нормы, которые могут вызывать стыд при несоответствии.
Какие методы воспитания связаны со стыдом?
В некоторых культурах используются методы воспитания, включающие символические наказания и временное исключение из группы, которые могут вызывать стыд у ребенка.