Психологические методы исследования в социальной работе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 25 25 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 03.01.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Методология и методика исследования в социальной работе 6
1.1 Основные понятия научной методологии 6
1.2 Основные виды исследования в социальной работе 7
ГЛАВА 2. Принципы и методы в социальной работе. 9
2.1 Общие принципы социальной работы. 9
2.1 Методы социальной работы, характеристика и классификация. 10
ГЛАВА 3. Методологическая база в предметном содержании психологических методов в социальной работе. 16
3.1 Классификация основных подгрупп методов социальной работы 16
3.2 Психологические методы в работе с объектами социальной деятельности 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 24


Фрагмент для ознакомления

Данная технология обладает широким набором психотехнических, тренинговых, и других методов оказания воздействующего эффекта на психику человека. Исходя из применения научно-исследовательских и практических видов методов в социальной работе, стоит затронуть и отдельно разобрать каждый метод в отдельности.Психодиагностический метод. Область практических знаний, основанных на глубоком изучении социально-психологических сторон личности, рассмотрения взаимосвязи и закономерностей развития личности. Эта область знаний рассматривает как отдельно личностно-индивидуальную характеристику объекта, так и в других аспектах развития. К примеру, может быть дана оценка отдельной личности, но и вместе с тем отдельных его функциональных диагностических особенностей. Таких как восприятие информации, внутренние информативные процессы памяти, их влияние на систему взаимоотношения ос сверстниками, в коллективе, определения типов характера и темперамента и так далее. Основной метод – наблюдение за исследуемым объектом в порядке взаимодействия и установления полного контакта с ним. Известна современная пятишаговая модель Полезно вести наблюдения и за экспрессией (мимикой, пантомимикой, позой, движениями), по которым можно понять истинные переживания, состояние человека, а не оценивать их только по его словам. Установлено, что именно невербальные проявления в коммуникациях наиболее верно сигнализируют об истинных, а не показных чувствах партнера. Результаты наблюдений следует анализировать по специальной схеме. Кроме того, в психодиагностике распространены специальные психодиагностические методики: тесты, вопросники, проективные процедуры. Отмечая необходимость профессионализма при их использовании и интерпретации результатов, специалисты обращают внимание на следующие достоинства этих методик:- они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; - представляют информацию не вообще о человеке, а о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности, чувстве юмора и пр.);- информация поступает в виде, пригодном для качественного и количественного сравнения индивида с другими людьми;- информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.Социальный работник во взаимодействии с объектом при использовании психодиагностических процедур, при возникшей необходимости может направить его к психологу, сформулировав психодиагностическую карту исследуемого объекта. Грамотное использование основ психодиагностического метода существенно расширяет возможности качественного выполнения работы социальной работы, и стремиться решить возникшие проблемы существенно расширяя рамки своих возможностей. Это вид богатого разнообразия деятельности на западе, но с меньшей культурой развития у нас в России, ввиду разных причин. Все большее влияние этот метод приобретает в России, однако масштабы его распространения всегда оставили возможность для его становления у нас как основного методологического инструмента в руках опытных и предприимчивых работников социального характера.В России же в последнее время приобрело развитие возрастно-психологическое консультирование населения. Общую задачу возрастно-психологического консультирования составляет - контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.В 1920 годах прошлого столетия, психолог Д. Морено разработал собственную программу методологического подхода названный как психодрамма. Суть этого метода сводится к построению ролевой игры с настоящими актерами и вовлеченными в этот процесс объектами социальной работы. Методология исследования вполне отражает суть комплексных психологических переживаний и особенностей индивидуума, сохранение его возможностей в замкнутом цикле, но практически означающий выход из полного замкнутого состояния путем воображаемой игры и выхода вживания в роль психологической роли. Основная цель психодраммы – помочь участнику сыграть яркую роль, благодаря игротерапии и переживаниям связанными с нейронными преобразованиями в мозге, объект переживал многочисленные яркие образы за постановочный процесс переживаний. Этот метод был весьма действенен, и примитивен, но в ту пору, он считался одним из ярких в новом деле развития психологических методик в выборе социального работника. По мнению Д. Морено, психодрамма - это метод, помогающий решать здоровой личности свои проблемы. В психодрамме разработано много техник, которые широко используются в гештальт-терапии, трансактном анализе и др. Это техники: замена ролей, дублирование, зеркальное отражение, монолог, «повернись к нему спиной», «статуя», «сновидения», «психодраматический бодибилдинг», «круг давления», «судилище», «ролевая игра» и другое. Следующим шагом в изучении основ методологического приема является психотерапия.Психотерапия (от греческого рsyche - душа и therapeia - уход, лечение) - комплексное лечебное, вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают:а) клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики;б) личностно ориентированную психотерапию, ставящую задачей содействие (пациенту) нуждающемуся в помощи человеку в изменении его отношений к окружению и собственной личности. Методы клинической психотерапии: гипноз, аутогенная тренировка. Личностно ориентированная психотерапия (индивидуальная и групповая) широко использует различные варианты анализа конфликтных переживаний больного.В индивидуальной психотерапии решающим фактором эффективности лечебного воздействия является психотерапевтический контакт психотерапевта и больного, основанный на взаимном уважении и доверии, способности психотерапевта к сопереживанию.Социально-психологическая реабилитация. Социально-психологическая реабилитация - это поэтапный процесс социальных, психологических, педагогических и профессиональных мероприятий, которые проводят одновременно с лечением или в те периоды, когда люди не нуждаются в лечении, но страдают от резкого изменения социальных отношений или условий жизнедеятельности и нуждаются в помощи. Социально-психологический тренинг и аутотренинг.Социально-психологический тренинг и аутотренинг являются довольно типичными методами социальной работы.Социально-психологический тренинг, один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения. Аутогенная тренировка (от греч. autos - сам, genos - происхождение) - психологический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.Аутогенная тренировка, являясь активным методом психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направлена на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека. Психологический отбор. Его сущностью является психодиагностика и прогнозирование способностей личности.Система психологического отбора должна включать обоснованный и экспериментально проверенный комплекс социальных диагностических методик, необходимых технических средств и стандартизованную процедуру обследования; приемы обобщения, интерпретации исходной диагностической информации и составления прогнозов; показатели профессиональной эффективности и критерии оценки деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциальное обслуживание населения деятельность особенно необходимая в истории развития и любого государства.Психологическая составляющая в этом вопросе сложный процесс, в котором отраженны все процессы социального характера государства от экономического развития до духовно-нравственного развития человека в социальной среде, его места и роли в социуме. Практикующий психолог, являясь одновременно и социальным работником, вынужден постоянно наблюдать картину трудного восприятия всех объектов социального обеспечения, нуждающихся в острой и неотложной помощи социального характера. Неудивительно, что методика работы в основе своей напрямую сопряжена с характером трудновыполнимой работы, поиска постоянного подхода в общении с данными категориями людей, формирования четко выраженной профилактико-действенной роли социального работника в организации системной помощи и оказания услуг социального характера. Наряду с этим, социальный работник берет на себя огромную ответственность, решая трудные задачи, стоящие перед ним в своей деятельности. Эта ответственность сопряжена с широким набором практических знаний, используемых методов психологического контакта с нуждающимися, ведь общеизвестно, лишь обладая мощным инструментариям в своей работе, психолог может решить проблему людей, быть востребованным в обществе в качестве основного источника решения возникшей проблемы.Психология составляет существенную часть содержания теории и практики социальной работы, ибо объект социальной работы индивид или группа индивидов, обладают определенными психологическими особенностями, которые необходимо учитывать в процессе работы с ними.Основная цель социальной работы - улучшить жизнь клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, которые влияют на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии. Весь смысл социальной работы, всех ее принципов, методов заключается в улучшении социального положения, лучшей приспособляемости клиента к ситуации. Поэтому цель психологической практики социальной работы также заключается в развитии оптимальной социализации и вместе с тем социальной адаптации и реабилитации клиента. Совершенствование социализации, социально - психологической адаптации и реабилитации составляют сердцевину всей социальной работы. Отсюда предмет психологии социальной работы, как науки и дисциплины заключается в изучении психологических концепций и методов, используемых их в практической социальной работе с клиентами (индивидами и определенными группами населения) для оптимизации их социализации, социально - психологической адаптации и реабилитации. Целью настоящей курсовой работы стало показать наличие множества психологических методов в проводимой социальной работе с населением, ознакомления с ними, использования их в дальнейшем в собственной деятельности, расширения кругозора и увеличения методической базы в обучении. Исследование психологических методов в изучаемой тематике, позволило еще глубже понять основные мотивы социальной работы, определить механизмы и способы решения проблем нуждающихся, выявить степень влияния методического арсенала в работе социальных служб, позволили расширить представление и получить более глубокие знания о системе взаимоотношений социального характера социальной политики государства. Перечисленные методологические особенности взаимодействия и применения на практике несомненно будут отражены в будущей деятельности общенаучной классификации методики исследований.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:Алексеев А. Н., Ленчовский Р. И. Профессия – социолог (Из опыта драматической социологии: события в СИ РАН – 2008 / 2009 и не только). Документы, наблюдения, рефлексии. – СПб.: Норма, 2010. – Т. 2. – 568 с.;Авторы: В. С. Стёпин. Ф. И. Голдберг. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий, Метод научного познания, http://gtmarket.ru/concepts/6874 (дата обращения 01.12.2017);Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов : учебник / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 343 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com] (дата обращения 01.12.2017);Забродин, В. Ю. Социология и психология управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Ю. Забродин. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 147 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс);Кравченко С.А. Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. Учебник для академическогобакалавриата. Издание 1. М.: Юрайт, 2014. - 584 с.;Кравченко С.А. Социология в 2-х тт. Т.2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения. Учебник для академическогобакалавриата. Издание 2. М.: Юрайт, 2014. - 636 с.;Педагогика, психология, общество – 2017: сборник статей (Режим доступа:https://books.google.ru/books?isbn=599090956X);Психология социальной работы:Учебник для вузов. 2-е изд/ Под ред. М.А. Гулиной—Спб.: Питер, 2017—384с.:ил. —(Серия: «Учебник для вузов»);Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с: ил.;Социология: учебник / Ю.Г. Волков. — Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010. - 448 с.: ил.;Социальная работа в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под С 69 ред. д-ра филос. наук, проф. Е. П. Агапова. Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2009. – 324 с.;Стратегия социологического исследования. Описание,объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. —567 с. — (Университетский учебник).;Социальная психология. Учебник для вузов/ Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. — Москва: Аспект, 2017. —363 с.;Социальная психология. Учебник для вузов/ Л.Г. Почебут. — Спб: Питер, 2017. —400 с.;Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы: лекция [Электронный ресурс] // Библиофонд. Библиотека научной и студенческой информации /- Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=9577 с. 46;Теория социальной работы : учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой, М. В. Вдовиной. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 345 с. — Серия : Бакалавр.;Учебник по социологии управления // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - С. 412-414.;Фирсов, М. В. Теория социальной работы : учебник для бакалавров / М. В. Фирсов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 455 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев А. Н., Ленчовский Р. И. Профессия – социолог (Из опыта драматической социологии: события в СИ РАН – 2008 / 2009 и не только). Документы, наблюдения, рефлексии. – СПб.: Норма, 2010. – Т. 2. – 568 с.;
2. Авторы: В. С. Стёпин. Ф. И. Голдберг. Подготовка элект¬ронной публи¬кации и общая редакция: Центр гумани¬тарных техно¬логий, Метод научного познания, http://gtmarket.ru/concepts/6874 (дата обращения 01.12.2017);
3. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов : учебник / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 343 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com] (дата обращения 01.12.2017);
4. Забродин, В. Ю. Социология и психология управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Ю. Забродин. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 147 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс);
5. Кравченко С.А. Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 1. М.: Юрайт, 2014. - 584 с.;
6. Кравченко С.А. Социология в 2-х тт. Т.2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 2. М.: Юрайт, 2014. - 636 с.;
7. Педагогика, психология, общество – 2017: сборник статей (Режим доступа:https://books.google.ru/books?isbn=599090956X);
8. Психология социальной работы:Учебник для вузов. 2-е изд/ Под ред. М.А. Гулиной—Спб.: Питер, 2017—384с.:ил. —(Серия: «Учебник для вузов»);
9. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с: ил.;
10. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. — Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010. - 448 с.: ил.;
11. Социальная работа в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под С 69 ред. д-ра филос. наук, проф. Е. П. Агапова. Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2009. – 324 с.;
12. Стратегия социологического исследования. Описание,объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. —567 с. — (Университетский учебник).;
13. Социальная психология. Учебник для вузов/ Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. — Москва: Аспект, 2017. —363 с.;
14. Социальная психология. Учебник для вузов/ Л.Г. Почебут. — Спб: Питер, 2017. —400 с.;
15. Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы: лекция [Электронный ресурс] // Библиофонд. Библиотека научной и студенческой информации /- Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=9577 с. 46;
16. Теория социальной работы : учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой, М. В. Вдовиной. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 345 с. — Серия : Бакалавр.;
17. Учебник по социологии управления // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - С. 412-414.;
18. Фирсов, М. В. Теория социальной работы : учебник для бакалавров / М. В. Фирсов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 455 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс).




Вопрос-ответ:

Какие понятия включает в себя научная методология в социальной работе?

Научная методология в социальной работе включает основные понятия, такие как цель исследования, научная проблема, объект и предмет исследования, гипотеза, методы сбора и анализа данных.

Какие виды исследования используются в социальной работе?

В социальной работе используются различные виды исследования, включая описательные, сравнительные, экспериментальные, кейс-исследования, анализ контента и т. д.

Каковы основные принципы социальной работы?

Основными принципами социальной работы являются принципы гуманизма, недискриминации, активной помощи, самоопределения, конфиденциальности и др.

Какие методы социальной работы можно выделить?

Методы социальной работы можно выделить на индивидуальные (социально-педагогический тренинг, терапевтические беседы и т. д.), групповые (групповая терапия, групповое консультирование и др.) и общие (социальная диагностика, консультирование, медиация и т. д.).

Какую роль играют психологические методы в социальной работе?

Психологические методы играют важную роль в социальной работе, они помогают проводить диагностику, понимать психологический портрет клиента, использовать терапевтические воздействия и оказывать поддержку в сложных жизненных ситуациях.

Какие основные понятия научной методологии используются в социальной работе?

Основные понятия научной методологии, используемые в социальной работе, включают в себя понятия такие как гипотеза, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, методы сбора данных, статистическая обработка информации и др.

Какие основные виды исследования используются в социальной работе?

В социальной работе используются различные виды исследований, такие как социологические исследования, психологические исследования, медико-социальные исследования, анализ статистических данных и др.

Какие общие принципы социальной работы существуют?

Общие принципы социальной работы включают в себя принцип уважения к личности, принцип доверия и конфиденциальности, принцип независимости и объективности, принцип эмпатии и сопереживания.

Какие методы социальной работы существуют?

Методы социальной работы включают в себя такие методы как социально-психологические методы, экспертные методы, групповые методы, семейные методы, индивидуальные методы и др.