Логопдическая работа по коррекции нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией.
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 06.11.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы изучения звуко-слоговой системы у дошкольников с дизартрией
1.1.Звуко-слоговая структура речи русского языка
1.2. Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе
1.3. Характеристика дизартрии
1.4. Особенности нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией
Выводы по первой главе
Глава 2. Методика исследования звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методика исследования звуко-слоговой структуры слова у дошкольников
2.3. Организация исследования и характеристика испытуемых
Глава 3. Результаты исследования звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией и нормального речевого развития
Выводы по третьей главе
Заключение
Список литературы
Приложение
В результате этого дети не различают акустическую и артикуляционную разницу между звуками.
Дети с дизартрией при исследовании слуховой и слухопроизносительной дифференциации звуков допускали ошибки, смешивая в произношении звуки близкие артикуляторно и акустически, реже акустически близкие, но артикуляционно далекие звуки.
Графически результаты представлены на гистограмме 3.
Гистограмма 3. Количественные данные состояния дифференциации слогов
Исследование звукопроизношения у детей с дизартрией выявило фонетические и фонематические нарушения звукопроизношения. Дети неправильно произносят шипящие, свистящие и сонорные звуки, а также наблюдаются различные замены звуков.
Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов.
Исследование фонематического восприятия показало, что у детей данной группы наблюдаются нарушения в дифференциации звуков, как смешиваемых, так и несмешиваемых в произношении. Они допускали ошибки в дифференциации свистящих и шипящих звуков, сонорных звуков, а также мягких и твердых звуков.
У детей наблюдались нарушения, как в произношении, так и в фонематическом восприятии сходных артикуляционных и акустических звуков. Чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении, а у многих детей этого нет.
При исследовании слоговой структуры у детей в контрольной группе наблюдается искажение слоговой структуры, которая проявляется, начиная с трехсложных слов, чаще в словах со стечением согласных. В большинстве случаев наблюдается перестановка слогов и пропуск звука или слога. Чаще искажаются слова мало знакомые и редко употребляемые. При повторении словосочетаний и предложений по слогам, они допускали небольшое количество ошибок, в основном при произнесении сонорных и шипящих звуков.
Исследование особенностей спонтанного произношения изолированных слов различной слоговой сложности показало следующие результаты.
Исследование уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания, а также для установления характера и особенностей искажения показало, что дети экспериментальной группы правильно произносили только односложные слова и двухсложные слова из двух открытых слогов. Во всех остальных словах они допускали те или иные ошибки. Затруднения вызвали стечения согласных в середине слов, дети пропускали слоги, отдельные звуки. Наибольшую трудность у них вызвали 3-х сложные слова со стечением согласных в середине слова.
При воспроизведении звукослоговой структуры слов были допущены ошибки типа пропуска слогов, звуков, а также замена слов, при которой изменялся смысл слова или вовсе получалась бессмыслица
К самым распространенным ошибкам относятся следующие: сокращение числа слогов в слове, сокращение стечения согласных, перестановки слогов.
При исследовании особенностей состояния слогового состава в минимальном контексте словосочетания и предложения у детей экспериментальной группы наблюдались перестановки слогов и букв в словах. Многие слова были настолько искажены, что их невозможно было узнать, особенно в предложении. Например: “слпа крм” - сыпала корм, “игик” - снеговик, “сифот” – светофор.
У одних детей наблюдалась смазанность речи, у других недоговаривание окончаний, недостаточный уровень сформированности грамматических категорий. Искажения звукослоговой структуры слова у детей экспериментальной группы проявляются в нарушениях количества последовательности слогов, а также структуры отдельного слога. Более характерными являются искажения структуры отдельного слога со стечением согласных. Количество и последовательность слогов в слове оказывается более сохранным, чем структура слога со стечением согласных, кроме слов с большим количеством слогов. Самыми распространенными являются пропуски согласных при их стечении, как в начале, так и в середине слова.
При исследовании завершения словосочетания и предложения дети экспериментальной группы смогли закончить словосочетание, допуская ошибки в произношении тех звуков, которые отсутствуют в речи. При выполнении задания с предложениями дети допускали нарушения произношения, проявляющееся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. На втором месте по распространенности стоят звукопроизносительные нарушения, характеризующиеся различным видом искажений нескольких групп звуков. Далее следуют нарушения произношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков. Менее распространенными оказываются звукопроизносительные расстройства, проявляющиеся в одновременных искажениях и заменах звуков.
Исследование отраженного проговаривания конструкций, включающих слова различной структурной сложности показало, что дети экспериментальной группы допускали ошибки во всех предложениях, предложения со сложной структурой они вообще не смогли повторить. Нарушение фонематического восприятия у них распространялись на все звуки, которые отсутствуют в речи, заменялись или смешивались у разных детей.
Сравнительная характеристика результатов исследования слоговой системы у дошкольников с дизартрией и нормальным речевым развитием представлена в таблице 1 (Приложение 1).
Результаты исследования изолированных слов различной слоговой сложности у детей контрольной и экспериментальной группы представлены в гистограмме 4. Результаты представлены в виде среднего балла.
Гистограмма 4. Характеристика результатов исследования слоговой системы у дошкольников с развитием в норме и с дизартрией
где I - исследование уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания, а также для установления характера и особенностей искажения, II - исследование особенностей состояния слогового состава в минимальном контексте словосочетания и предложения, III - исследование завершения словосочетания и предложения, IV - исследование отраженного проговаривания конструкций, включающих слова различной структурной сложности.
Таким образом, при нормальном речевом развитии речедвигательный и речеслуховой анализаторов находятся в тесной взаимосвязи, сенсорный и моторный компоненты образуют единую функциональную систему. Снижение уровня восприятия и дифференциации звуков речи у детей с дизартрией подчеркивает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность речевых анализаторов.
У детей данной категории первично нарушена функция речедвигательного анализатора, в результате чего его взаимосвязи с речеслуховым, существующие в норме, изменяются. Речедвигательный анализатор начинает играть тормозящую роль в процессе восприятия речи. Недостатки произношения, нечеткие артикуляторные образы способствуют нечеткому усвоению слуховых дифференцированных признаков. Трудности проговаривания лишают ребенка возможности уточнить услышанный звук и яснее воспринять его. В свою очередь и слуховой анализатор оказывает свое негативное влияние на речедвигательный: нечеткое слуховое восприятие и контроль приводит к стойкому сохранению дефектов звукопроизношения в речи детей с дизартрией.
Почти все дети имеют нарушение восприятия твердости и мягкости шипящих звуков ш и щ, нарушение восприятия р – л. Дети испытывают затруднения при дифференциации звуков по звонкости – глухости, у некоторых детей наблюдаются трудности при дифференциации гласных у-ю (йу воспринимают как у), а-я (йа как а), о-е (йо как о).
В ходе эксперимента были выявлены нарушения, которые проявлялись в следующем: у дошкольников с дизартрией значительные трудности вызывало определение согласного звука в дву- и трехсложных слова; большое количество ошибок наблюдалось при синтезе двусложных слов со стечениями.
Нарушение фонематического восприятия распространяется не на все звуки, которые отсутствуют, заменяются или смешиваются в речи конкретного ребенка.
Нарушения фонематического восприятия у исследуемых детей с дизартрией наблюдаются при любом предъявлении материала (в изолированном варианте, слоговых, цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук).
В некоторых случаях имеет место завуалированный дефект фонематического восприятия, при относительном благополучии фонетического произношения, оказывается нарушенным восприятие большого количества звуков. Однако в большинстве случаев имеется зависимость, чем больше звуков нарушено в произношении, тем больше и в восприятии.
Обобщенные результаты исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика результатов исследования уровня сформированности звукослоговой структуры слова у дошкольников
Испытуемые
Уровни Высокий Средний Низкий Дошкольники с дизартрией
- 40% 60% Дошкольники с нормальным речевым развитием 70% 30% -
Графические результаты исследования представлены на гистограмме 5.
Гистограмма 5. Сравнительная характеристика результатов исследования уровня сформированности звукослоговой структуры слова у дошкольников
Таким образом, анализ результатов проведенного исследования звукослоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией свидетельствует о многочисленных нарушениях, как на уровне звукопроизношения так и в процессе отраженной и самостоятельной речи при проговаривания слов различной слоговой структуры как изолированно так и во фразах.
По результатам исследования всех детей можно разделить на три группы.
В первую группу с высоким уровнем звукослоговой системой можно отнести семь человек из контрольной группы. Испытуемые продемонстрировали высокие результаты, вследствие чего можно сделать вывод о том, звукослоговая система родного языка у них сформирована. Все звуки были произнесены правильно как по образцу, так и в спонтанной речи. Оппозиционные звуки и стечение согласных не вызывали трудности у данной группы детей. При исследовании произношения слогов они смогли и по образцу, и в спонтанной речи произнести слова, состоящие из трех и четырех слогов с течением согласных. Помощь логопеда этим детям не требовалась.
Во вторую группу можно отнести семь человек – три человека из контрольной группы и четыре человека из экспериментальной группы. У данной группы детей еще недостаточно сформирована звукослоговая система речи, они допускали ошибки при произношении шипящих, свистящих и сонорных звуков, особенно при оппозиционных звуках и при стечении согласных. Больше ошибок наблюдалось в спонтанной речи, чем по образцу. Большинство ошибок заключалось в заменах и искажениях. При исследовании слоговой системы дети в данной группе затруднялись произносить слова с течением согласных и состоящие более чем из трех слогов.
В третью группу можно отнести шесть человек экспериментальной группы. У них звукослоговая система еще не сформирована.
Недифференцированность фонематического восприятия, прежде всего, проявлялась по различении как артикуляторно и акустически близких звуков, так и артикуляторно близких, но акустически далеких звуков (в заданиях на различение слов - квазиомонимов, при повторении слогов). Известно, что в процессе развития речи речеслуховой и речедвигательный анализаторы тесно взаимодействуют друг с другом. У детей с дизартрией в результате первичного нарушения речедвигательного анализатора при поиске искомого звука в речи появляется искаженный звук, близкий к искомому акустически. При этом слуховой анализатор санкционирует искаженный звук и тормозит развитие артикуляции. В речи детей с дизартрией преобладают такие дефекты звукопроизношения, как искажения и смешения.
Необходимо отметить тот факт, что имеющиеся нарушения фонематического восприятия у детей с данной речевой патологией проявлялись, прежде всего, при дифференциации слов и слогов, содержащих свистящие и шипящие звуки, поскольку нарушенные в произношении данные звуки на слух различаются ребенком хуже, чем произносимые правильно.
Выводы по третьей главе
Результаты проведенного исследования показывают, что у дошкольников с дизартрией недостаточно сформирована звукослоговая система. У них наблюдаются сложности, как в произнесении отдельных звуков, так и в произношении слогов.
Наибольшую сложность для дошкольников с дизартрией представляют оппозиционные звуки, стечение согласных, произношение слов, состоящих из трех и более слогов. Особенно много ошибок они допускают в спонтанной речи. Среди ошибок большую часть составляют замены и искажения звуков, а также перестановка и потеря слогов.
Проведенное исследование звукослоговой системы показывает, что необходимо проводить специальную коррекционную работу, направленную на формирование звукослоговой системы у дошкольников с дизартрией.
Заключение
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Дизартрия является одним из самых частых нарушений речи, так как это заболевание не только входит в состав синдромов детского церебрального паралича, но и может выступать как самостоятельное заболевание, например, после перенесенной родовой травмы, которую получает каждый третий ребенок. Одним из основных проявлений данного дефекта является нарушение звуко-слогового порождения, что, в свою очередь, влияет на произносительную сторону языка дошкольника, делая его речь смазанной и малоразборчивой.
Дизартрия имеет несколько клинических форм (в зависимости от того, какая часть мозга была поражена), характеризующихся различными видами парезов и параличей как в скелетной, так и в артикуляционной мускулатуре. Каждая форма дизартрии характеризуется индивидуальным набором звуко-слоговых нарушений, которые могут выражаться в отдельных искажениях звуков, а в тяжелых случаях — в нарушении всех сторон речи. Кроме того, все дефекты, которые вызываются расстройством иннервации артикуляционного аппарата носят стойкий, трудно поддающийся коррекции характер, что вызывает дополнительные трудности в преодолении.
Проведенное исследование звукослоговой системы у детей дошкольного возраста с дизартрией показало:
У дошкольников с дизартрией недостаточно сформирована звукослоговая система. У них наблюдаются сложности, как в произнесении отдельных звуков, так и в произношении слогов.
Наибольшую сложность для дошкольников с дизартрией представляют оппозиционные звуки, стечение согласных, произношение слов, состоящих из трех и более слогов. Особенно много ошибок они допускают в спонтанной речи. Среди ошибок большую часть составляют замены и искажения звуков, а также перестановка и потеря слогов.
Проведенное исследование показывает, что необходимо проводить специальную коррекционную работу, направленную на формирование звукослоговой системы у дошкольников с дизартрией.
Таким образом, была подтверждена поставленная гипотеза: у детей дошкольного возраста с дизартрией наблюдаются недостатки звукопроизношения в виде замен, искажений, смешений, при этом чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих, парных звонких и глухих согласных. Особенностью нарушений звукослоговой системы дошкольников с дизартрией является большая трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок.
Список литературы
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: Питер, 2001. – 45с.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 1999. –159с.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005. – 96с.
Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми // Дефектология.- 1976.- № 5.- 23-29.
Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. — М.: Академия, 2007. — 56с.
Большакова С. Е.Формируем слоговую структуру слова. — М.: Академия, 2006. — 32с.
Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1987. – 127с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 298с.
Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - М.: Просвещение, 1948. – 87с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М. : Академия, 2005. – 79с.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 369с.
Жукова Н.С. Учимся говорить правильно. – М.: Эксмо, 2002. – 72с.
Жукова О.С., Балобанова В.П. Малыш учится говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: Нева, 2005. – 96с.
Калягин В.А., Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320с.
Козырева Л.А. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 164с.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 72с.
Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь). — М.: Наука, 1936. – 134с.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Наука, 1969 – 124с.
Лепская Н.И., Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Способы слогоделения слов детьми разных возрастных групп и современные теории слога // Фонология. Фонетика. Интонация. // Материалы к IX Международному конгрессу фонетических наук – М.: Наука, 1979. – с. 107-115.
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2005. — 76с.
Логопедия: учеб. для студ. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 678с.
Лопатина Л. В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Питер, 1994. – 92с.
Лопатина Л.В. О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией // Логопед в детском саду. – № 1(4) – 2005 – с.14-17
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Академический проект, 2000. – 504с.
Лямина Г.М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей второго третьего годов жизни // Вопросы психологии. – 1958. – №6. – С.119-131.
Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. канд. пед. наук. – М., 1963. – 25с.
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
Носиков С.М. Опыт фонетического описания лепета // Становление речи и усвоение языка ребенком. – М.: Педагогика, 1985. – с. 36-64.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –200с.
Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств. – М.: ВЛАДОС, 2004 . – 54с.
Правдина О.В. Логопедия. – М.: Юнити-Дана, 2003 – 158с.
Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – 331с.
Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288с.
Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. – 1974 – №4 – с.16-22
Соломатина Г.Н. Онтогенез звукослоговой структуры слова в норме. // Практическая психология и логопедия – №3 (14). – 2005 – с. 13-16.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., 2004. – 324с.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000. – 240с.
Четвертушкина Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М., 2001. – 96с.
Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.-Л., 1948. – 103с.
Приложение
Приложение 1
Таблица 1
Сравнительная характеристика результатов исследования слоговой структуры слова у дошкольников
Характерные ошибки
исследования слоговой структуры слова Дошкольники с нормальным речевым развитием Дошкольники с дизартрией Пропуски слогов 40% 80% Замены слогов 10% 70% Упрощение слоговой структуры слов 0% 90% Перестановка слогов 30% 40% Искажение слова 0% 20% Наращивание слов лишними слогами 0% 10% Недоговаривание слогов 0% 20%
2
1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: Питер, 2001. – 45с.
2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 1999. –159с.
3.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
4.Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005. – 96с.
5.Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми // Дефектология.- 1976.- № 5.- 23-29.
6.Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. — М.: Академия, 2007. — 56с.
7.Большакова С. Е.Формируем слоговую структуру слова. — М.: Академия, 2006. — 32с.
8.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1987. – 127с.
9.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 298с.
10.Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - М.: Просвещение, 1948. – 87с.
11.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М. : Академия, 2005. – 79с.
12.Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 369с.
13.Жукова Н.С. Учимся говорить правильно. – М.: Эксмо, 2002. – 72с.
14.Жукова О.С., Балобанова В.П. Малыш учится говорить. От рождения до трех лет. – СПб.: Нева, 2005. – 96с.
15.Калягин В.А., Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320с.
16.Козырева Л.А. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 164с.
17.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 72с.
18.Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь). — М.: Наука, 1936. – 134с.
19.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Наука, 1969 – 124с.
20.Лепская Н.И., Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Способы слогоделения слов детьми разных возрастных групп и современные теории слога // Фонология. Фонетика. Интонация. // Материалы к IX Международному конгрессу фонетических наук – М.: Наука, 1979. – с. 107-115.
21.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2005. — 76с.
22.Логопедия: учеб. для студ. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 678с.
23.Лопатина Л. В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Питер, 1994. – 92с.
24.Лопатина Л.В. О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией // Логопед в детском саду. – № 1(4) – 2005 – с.14-17
25.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Академический проект, 2000. – 504с.
26.Лямина Г.М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей второго третьего годов жизни // Вопросы психологии. – 1958. – №6. – С.119-131.
27.Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. канд. пед. наук. – М., 1963. – 25с.
28.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
29.Носиков С.М. Опыт фонетического описания лепета // Становление речи и усвоение языка ребенком. – М.: Педагогика, 1985. – с. 36-64.
30.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –200с.
31.Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств. – М.: ВЛАДОС, 2004 . – 54с.
32.Правдина О.В. Логопедия. – М.: Юнити-Дана, 2003 – 158с.
33.Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – 331с.
34.Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288с.
35.Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. – 1974 – №4 – с.16-22
36.Соломатина Г.Н. Онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме. // Практическая психология и логопедия – №3 (14). – 2005 – с. 13-16.
37.Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., 2004. – 324с.
38.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000. – 240с.
39.Четвертушкина Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М., 2001. – 96с.
40.Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.-Л., 1948. – 103с.
Вопрос-ответ:
Что изучает логопедическая работа?
Логопедическая работа изучает и помогает исправлять нарушения звуко-слоговой структуры речи у дошкольников с дизартрией.
Что такое звуко-слоговая структура речи?
Звуко-слоговая структура речи - это особенности и порядок расположения звуков и слогов в словах. В русском языке звуко-слоговая структура играет важную роль в процессе общения и правильного произношения слов.
Каковы характеристики дизартрии?
Дизартрия - это нарушение речевой функции, которое связано с проблемами в артикуляционном аппарате. Характеристики дизартрии могут включать дефекты произношения звуков, измененный темп речи, затруднения в контроле интонации и ритма.
Какие особенности нарушения звуко-слоговой структуры слова у детей с дизартрией?
У дошкольников с дизартрией могут быть следующие особенности нарушения звуко-слоговой структуры слова: замена звуков, деформация звуков, неравномерное количество слогов в словах, нарушение артикуляционного порядка звуков.
Какие научно-теоретические основы лежат в основе проблемы изучения звуко-слоговой системы у детей с дизартрией?
Научно-теоретические основы включают изучение звуко-слоговой структуры русского языка, процесса формирования этой структуры в онтогенезе, особенностей дизартрии и нарушений, которые возникают у детей с дизартрией.
Что такое дизартрия?
Дизартрия - это речевое нарушение, которое связано с нарушением моторики артикуляции. Дети с дизартрией имеют проблемы с формированием звуков и слогов в словах, что затрудняет их понятность и связанность речи.
Как формируется звуко-слоговая структура слова в онтогенезе?
Формирование звуко-слоговой структуры слова начинается еще в раннем детстве. Сначала дети произносят слова в виде цельных блоков, а затем начинают разбивать слова на слоги и звуки. Этот процесс происходит постепенно и требует определенной логопедической работы.
Чем особенно нарушение звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией?
У дошкольников с дизартрией нарушение звуко-слоговой структуры слова проявляется в том, что они не могут правильно произносить определенные звуки и слоги. Это усложняет их способность к четкой и понятной речи, поэтому требуется логопедическая работа для коррекции.
Каковы научно-теоретические основы проблемы изучения звуко-слоговой системы у дошкольников с дизартрией?
Изучение звуко-слоговой структуры у дошкольников с дизартрией базируется на научных и теоретических основах психолингвистики и логопедии. Исследования в этой области позволяют выявить особенности нарушений речи у детей с дизартрией и разработать эффективные методики коррекции.