Конституционное право граждан на образование в Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 33 33 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 22.01.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Право на образование как конституционное право гражданина РФ 5
1.2. Система законодательства об образовании 12
Глава 2 РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
2.1. Гарантии реализации права на образование 20
2.2.Проблемы реализации права на образование в Российской Федерации 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Фрагмент для ознакомления

Реализацияправанаобразованиеподдерживаетсяпосредствомформированияфедеральнымимуниципальнымиорганами,органамиобщегосударственнойправительствусубъектовРусскойФедерациииорганамирегиональногосамоуправленияопределенныхобщественно-финансовыхобстоятельствсцельюегоизвлечения,расширенияспособностейсцельюудовлетворениенуждгражданполучатьобразованиеразличныхстепенейинаправленийвтечениевсейжизни.Этотзаконпредусматриваетвозможностьполученияобщегообразования,профессиональногообразования,дополнительногообразованияипрофессиональнойподготовки,предоставляявозможностьреализоватьправонапожизненноеобразование(непрерывноеобразование).ПриразработкеконституционногоправанабесплатноевысшееобразованиеФедеральныйзакон «ОбобразованиивРоссийскойФедерации» гарантируетполучениенаконкурснойосновевысшегообразованиявгосударственныхимуниципальныхобразовательныхучрежденияхбесплатноврамкахгосударственныхобразовательныхстандартов,еслиобразованиеэтогоуровнявпервыеполученогражданином.Второеипоследующеевысшееобразованиеможнополучитьнаплатнойоснове-каквгосударственных,такинегосударственныхучебныхзаведениях.Организацияпредоставлениявысшегообразования,втомчислепредоставлениегосударственныхгарантийдляреализацииправанаполучениебесплатноговысшегообразованиянаконкурснойоснове,принадлежитполномочиямфедеральныхоргановгосударственнойвластивобластиобразования.Федеральныегосударственныеорганыимеютправопредоставлятьвфедеральныхгосударственныхобразовательныхорганизацияхорганизациюпредоставленияобщественногоибесплатногообщегоисреднегопрофессиональногообразования.Такимобразом,врезультатереализацииФедеральногозакона «ОбобразованиивРоссийскойФедерации» общеобразовательныморганизациямнеобходимореализоватькомплексмерповнедрениюновогозаконодательства,принятьсоответствующиеуправленческиерешениядлявсехучастников,участвующихвэтомпроцессе.Именновусловияхработыучебныхзаведенийпроверяетсязакон,выявляютсяегослабыеисильныестороны,выявляютсяпроблемы,которыенеобходиморешитьпутемсовершенствованияправовыхнорм,чтовконечномитогедолжнообеспечитьуспешноеразвитиевсегообразованиясистемывРоссии.Втожевремяследуетотметить,чтодоступностьобразованиявзаконодательномсмыслеопределяется,преждевсего,государственнойполитикойвэтойсфереиуровнемматериальногоблагосостоянияееграждан.Поэтомуяхотелбыподчеркнуть,чтовсовременнойроссийскойсистемеобразования «наблюдаетсярастущаятенденцияширокогоиспользованиядистанционногообучениявобразованиикакважныйкомпонентформирующейсясистемыоткрытогообразования».Следуетотметить,чтоосновнойпроблемойроссийскогообразованияявляетсянедофинансирование.Конституционноеправонабесплатноевысшееобразованиедолжнорассматриватьсякаксубъективноеправокаждогочеловека,котороеимеетсложныйхарактеривключаетвсебяследующиеполномочия:-правонаполучениевысшегопрофессиональногообразованиябесплатнодлячеловека,тоестьполучатьегоизсредствсоответствующегобюджета(федеральных,субъектовРоссийскойФедерации,местных);-правонаполучениестипендийидругихформматериальнойподдержки;-правонабесплатноеиспользованиебиблиотекиинформационныхфондов;-правонабесплатноеиспользованиеинфраструктурывысшихучебныхзаведений;-правонабесплатноепредоставлениежилогопомещениявобщежитииилизаминимальнуюплату.НасовременномэтаперазвитияРФприсутствуетреальнаяпроблемавытеснениябесплатногообразования,котороегарантированоКонституциейРФ.ПословамВ.Д.Зоркина,положениеотом,чтоРоссияявляетсясоциальнымгосударством,остаетсялишьконституционнымидеалом.Статья5новогоЗакона «ОбобразованиивРоссийскойФедерации» (2012)неустанавливаетгосударственныегарантииежегодногораспределенияфинансовыхресурсовнаобразование.Следуетотметить,чтоправонаобразованиевключеновмеждународныестандартывобластиправчеловека,котороезакрепленовчасти1ст.26Всеобщейдекларацииправчеловека,часть1ст.13Международногопактаобэкономических,социальныхикультурныхправах,ст.2Протокола№1кКонвенцииозащитеправчеловекаиосновныхсвобод,ст.14УставаЕвропейскогосоюзапоосновнымправам[15,c.289-2910].Статья43КонституцииРФустанавливаетправокаждогочеловеканаобразование.ЗаключениеОсновойконституционногоправаявляетсяконституция-правовойактилисовокупностьправовыхактов,которыеимеютвысшуююридическуюсилуирегулируютосновыгосударственнойорганизацииивзаимоотношениямеждугосударствомигражданином.Конституцияявляетсяосновнымзакономгосударства,имеетвысшуююридическуюсилу,являетсякакполитической,такиидеологическойдоктриной:вкачествеполитическогодокументаконституцияотражаетопределенныйбалансполитическойвластивобществевовремяегоразвитияипринятия.Вкачествеидеологическогодокументаконституциявыражаетопределенноемировоззрение,заявляетоважнейшихценностях.ВажнейшейфункциейсовременнойРоссийскойФедерациикаксоциальногогосударстваявляетсяобеспечениеправакаждогонаобразование,включаядошкольноеобразование,котороевцеломдоступноибесплатновгосударственныхилимуниципальныхучебныхзаведенияхнаосновеконституционногопринципаюридическогоравенства.Встатье43КонституцииРоссийскойФедерации,принятой12декабря1993года,отмечено,чтокаждыйчеловекимеетправонаобразование.2.Гарантированнаядоступностьибесплатноедошкольное,основноеобщееисреднеепрофессиональноеобразованиевгосударственныхилимуниципальныхучебныхзаведенияхипредприятиях.3.КаждыйгражданинимеетправополучатьбесплатноевысшееобразованиевобразовательныхучрежденияхРоссийскойФедерации.4.Такженеотъемлимымявляетсяполучениеосновногообщегообразование.5.РоссийскаяФедерацияустанавливаетфедеральныегосударственныеобразовательныестандарты,поддерживаетразличныеформыобразованияисамообразования.Чемболееразвитасистемавобществе,тембольшевозрастаетпериодобязательногообразования,темжестчеоназакрепляетсявзаконе.Другимважнымдокументом,регулирующимпроцессобразованиявРоссийскойФедерации,являетсяЗакон «Обобразовании»,принятый10июля2012года.Этотзаконопределяетконцепциюобразования,обозначаетгосударственныестандартыобразования,порядокполученияобразование,порядоксозданияучебныхзаведений,приоритетноеобразованиеиориентацию.КонституцияРоссийскойФедерацииустанавливаеткакправонаполучениеобразования,такиобязанностьполучитьегогражданином.Втожевремяегодоступностьибесплатнодолжныбытьгарантированы(обеспечены).ВтожевремяКонституцияРоссиипровозгласилавстатье2обязанностьгосударствапризнавать,уважатьизащищатьправаисвободычеловекаигражданина.Следовательно,задачазаключаетсявобеспеченииправачеловеканабазовоеисреднее(полное)общееобразование.Предусматриваетсяформированиеиконсолидациямеханизмаосуществленияконституционныхправ,втомчислезащитыправа,собственныхсредств,позволяющихосуществлятьопределенныедействияврамкахэтогоправа,атакжемеханизмобеспеченияопределенногоправа.СегоднявРФсформированаконкретнаяконцепциямуниципальныхорганизацийидолжностныхлиц,которыеуполномоченызащищатьправаисвободыгражданинапосредствомправовымнорм.Современноероссийскоеобразованиевступиловстадиюкачественноймодернизации.Существенныеизменениябыливнесенывдействующеезаконодательство.Однакоследуетотметить,чторазрывмеждузаявленнымвКонституцииРоссийскойФедерациииправомгражданРоссийскойФедерациинаобразование,раскрытым,соднойстороны,ивозможностьюосуществленияэтогоправа,сдругойстороны,неявляетсяпокрайнеймере,сократился.Всвязисэтимследуетсерьезноподуматьонеобходимостимобилизоватьсилыгосударстваиобществавцелом,чтобывыработатьэффективнуюгосударственнуюполитикувобластиобразования.Втожевремяиспользованиевнутреннихресурсовсистемойобразованиянедолжнослужитьоправданиемдлясокращенияобъемагосударственногофинансированияиучастиягосударствавобразовании.Длякачественногообразованияданноенетольколишьбазаиндивидуальногоблагосостояниялюбогогражданина,однакоиосновнойусловиезаконного,финансового,общественногоивнутреннегопрогрессасообщества.Праваисвободыгражданинаимеютвсешансыявлятьсямногосторонневыполненытольколишьобразованнойличностью.СписоклитературыКонституцияРоссийскойФедерации(принятавсенароднымголосованием12.12.1993)(сучетомпоправок,внесенныхЗаконамиРФопоправкахкКонституцииРФот30.12.2008 № 6-ФКЗ,от30.12.2008 № 7-ФКЗ,от05.02.2014 № 2-ФКЗ,от21.07.2014 № 11-ФКЗ)//СобраниезаконодательстваРФ,04.08.2014, № 31,ст.4398.Федеральныйзаконот29.12.2012 № 273-ФЗ(ред.от29.07.2017) «ОбобразованиивРоссийскойФедерации» //Российскаягазета, № 303,31.12.2012.УказПрезидентаРСФСРот11.07.1991 № 1(сизм.от26.12.1991) «ОпервоочередныхмерахпоразвитиюобразованиявРСФСР» //ВедомостиСНДиВСРСФСР»,01.08.1991, № 31,ст.1025Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.Безуглов С.В. Особенности нормативного регулирования права граждан на образование, реализуемого в условиях сельской местности: Дис. канд. юридич. наук: 12.00.01. - Краснодар, 2005. - 263 с.Бондаревский А.Е. Право человека на образование: сущность и принципы: Дис. канд. юридич. наук: 12.00.01. - М., 2013. - 163 с.Голубкова Н.С. Особенности реализации конституционного права на образование в негосударственном образовательном учреждении в России: Дис. канд. юридич. наук: 12.00.14, 12.00.02. - М., 2002. - 152 с.Грачева Т.В. Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на образование: На примере города Москвы: Дис. канд. юридич. наук: 12.00.02. - М., 2004. - 190 с.Грудцына Л.Ю. Инновационные процессы в современном Российском образовании // Правовая инициатива. 2013. № 10.Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 г. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 1072 с. - С. 1003.Дольникова Л.А. Конституционное право на образование советских граждан: Дис. канд. юридич. наук: 12.00.02. - Саратов, 1984. - 187 с.Еремина Т.И. Право граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке // Правозащитник. 2014. № 1.Ильина О.М. Конституционное право на основное общее образование и гарантии его реализации детьми-инвалидами в Российской Федерации: Дис. канд. юридич. наук: 12.00.02. - Саратов, 2010. - 176 с.Калпинская О.Е. Право на образование и механизм его реализации в системе МВД России: Теоретико-прикладной аспект: Дис. канд. юридич. наук: 12.00.01. - СПб., 2005. - 193 с.Каштанова Е.А. Конституционное право граждан на профессиональное образование и особенности его реализации в системе МВД России: Автореф. дис. канд. юридич. наук: 12.00.02. - Тюмень, 2012. - 22 с.Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г. Д. Садовникова. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 194 с. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Под редакцией академика РАО, доктора юридических наук, профессора В.Е. Усанова- Москва, 2013Лазовский Л.Ш., Райнсберг Б.А. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. - М.: Инфра Москва, 2013.Матюшева Т.Н. Конституционное право на образование и гарантии его реализации детьми со специальным социальным статусом в Российской Федерации: Дис. докт. юридич. наук: 12.00.02. - М., 2012. - 419 с.;Минаев А. В., Кечил Д. И., Чепунов О. И. Уголовно-исполнительное право: учеб.пособие. – Кызыл: Редакционно-издательский отдел ТувГУ, 2014. – 378 с. Минаев А. В., Эртине К. К. Государственная политика России в области национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. – 2013. – № 9 (105). – С. 129–133.Никитина И.Ф. Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2012.Оганесян К.Г. Конституционно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере образования: Автореф. дис. канд. юридич. наук: 02. - М., 2012. - С. 2.Пашенцев Д.А. Право на образование и проблемы его реализации в современной России // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2014. № 2.Петросян Т.Э. Конституционное право на образование. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2014. – 135 с.Хартии Европейского Союза об основных правах от 12 декабря 2007 года // Законодательство ЕС. – 2007.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
3. Указ Президента РСФСР от 11.07.1991 № 1 (с изм. от 26.12.1991) «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР», 01.08.1991, № 31, ст. 1025
4. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
5. Безуглов С.В. Особенности нормативного регулирования права граждан на образование, реализуемого в условиях сельской местности: Дис. канд. юридич. наук: 12.00.01. - Краснодар, 2005. - 263 с.
6. Бондаревский А.Е. Право человека на образование: сущность и принципы: Дис. канд. юридич. наук: 12.00.01. - М., 2013. - 163 с.
7. Голубкова Н.С. Особенности реализации конституционного права на образование в негосударственном образовательном учреждении в России: Дис. канд. юридич. наук: 12.00.14, 12.00.02. - М., 2002. - 152 с.
8. Грачева Т.В. Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на образование: На примере города Москвы: Дис. канд. юридич. наук: 12.00.02. - М., 2004. - 190 с.
9. Грудцына Л.Ю. Инновационные процессы в современном Российском образовании // Правовая инициатива. 2013. № 10.
10. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 г. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 1072 с. - С. 1003.
11. Дольникова Л.А. Конституционное право на образование советских граждан: Дис. канд. юридич. наук: 12.00.02. - Саратов, 1984. - 187 с.
12. Еремина Т.И. Право граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке // Правозащитник. 2014. № 1.
13. Ильина О.М. Конституционное право на основное общее образование и гарантии его реализации детьми-инвалидами в Российской Федерации: Дис. канд. юридич. наук: 12.00.02. - Саратов, 2010. - 176 с.
14. Калпинская О.Е. Право на образование и механизм его реализации в системе МВД России: Теоретико-прикладной аспект: Дис. канд. юридич. наук: 12.00.01. - СПб., 2005. - 193 с.
15. Каштанова Е.А. Конституционное право граждан на профессиональное образование и особенности его реализации в системе МВД России: Автореф. дис. канд. юридич. наук: 12.00.02. - Тюмень, 2012. - 22 с.
16. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г. Д. Садовникова. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 194 с.
17. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Под редакцией академика РАО, доктора юридических наук, профессора В.Е. Усанова- Москва, 2013
18. Лазовский Л.Ш., Райнсберг Б.А. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. - М.: Инфра Москва, 2013.
19. Матюшева Т.Н. Конституционное право на образование и гарантии его реализации детьми со специальным социальным статусом в Российской Федерации: Дис. докт. юридич. наук: 12.00.02. - М., 2012. - 419 с.;
20. Минаев А. В., Кечил Д. И., Чепунов О. И. Уголовно-исполнительное право: учеб. пособие. – Кызыл: Редакционно-издательский отдел ТувГУ, 2014. – 378 с.
21. Минаев А. В., Эртине К. К. Государственная политика России в области национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. – 2013. – № 9 (105). – С. 129–133.
22. Никитина И.Ф. Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2012.
23. Оганесян К.Г. Конституционно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере образования: Автореф. дис. канд. юридич. наук: 02. - М., 2012. - С. 2.
24. Пашенцев Д.А. Право на образование и проблемы его реализации в современной России // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2014. № 2.
25. Петросян Т.Э. Конституционное право на образование. – М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2014. – 135 с.
26. Хартии Европейского Союза об основных правах от 12 декабря 2007 года // Законодательство ЕС. – 2007.

Вопрос-ответ:

Какое право гарантирует Конституция Российской Федерации гражданам в области образования?

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право на образование.

Какие законы регулируют образовательную систему в России?

Система законодательства об образовании в Российской Федерации включает ряд федеральных законов, таких как "Об образовании в Российской Федерации", "Об общем образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", и другие.

Какие гарантии есть для реализации права на образование в Российской Федерации?

В Российской Федерации существуют гарантии реализации права на образование, включающие обязательное общее образование, доступность образования, свободу выбора языка обучения, свободу создания образовательных учреждений и другие.

Какие проблемы возникают при реализации права на образование в России?

При реализации права на образование в Российской Федерации возникают различные проблемы, такие как недостаточное финансирование образования, дискриминация в доступе к образованию, низкое качество образования и другие.

Какие законы регулируют образовательную систему в России?

В Российской Федерации существует система законодательства об образовании, включающая ряд федеральных законов, таких как "Об образовании в Российской Федерации", "Об общем образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", и другие.

Какие права граждан России на образование гарантируются Конституцией?

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право на образование. Это означает, что каждый гражданин имеет право на получение образования, независимо от его социального положения, материального достатка и прочих обстоятельств.

Каким законодательством регулируется система образования в России?

Система образования в России регулируется многочисленными законами и нормативными актами. Наиболее важные из них – это Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает основные принципы и порядок организации образования, а также законы и постановления субъектов Российской Федерации, которые детализируют данную систему.

Какие гарантии реализации права на образование имеют граждане России?

Гражданам России гарантированы определенные права и преимущества в области образования. Это включает в себя бесплатное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, доступность образования для всех граждан независимо от их финансового состояния, а также право на получение образования на родном языке иностранцами и лицами без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации.