Основные методы поиска информации для научного исследования

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Электротехника
  • 25 25 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 05.01.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Документальные источники информации. Организация справочно-информационной деятельности 4
2 Методы работы с каталогами и картотеками. Поиск документальных источников информации 11
3 Работа с источниками, техника чтения, методика ведения записей, составление плана 18
Заключение 24
Список использованных источников 25

Фрагмент для ознакомления

Это лучше всего делать в приведенной ниже последовательности:
заглавие;
автор;
издательство (или учреждение, которое выпустило книгу);
время издания;
аннотация;
оглавление;
издательское или авторское предисловие;
справочно-библиографический аппарат (приложения, указатели, перечень сокращений и т.п.).
Предварительное ознакомление должно предоставить четкий ответ на вопрос о целесообразности последующего чтения книги, в каких отношениях она представляет интерес и какими должны быть методы ее проработки, включая самую подходящую для рассматриваемой ситуации форму записей.
Есть два подхода к чтению научно-литературного произведения, а именно: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка отдельных частей произведения или его в целом.
Вопрос об усвоении содержания книги зачастую понимают неправильно. Многие считают, что, прежде всего, следует запомнить содержание прочитанного. Между тем запоминание и усвоение – различные понятия. Усвоить прочитанное означает продумать все так серьезно и понять так глубоко, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в единую систему знаний по рассматриваемому вопросу.
Естественно, эта цель тем проще достигается, чем выше уровень подготовки специалиста и чем более он знаком с тематикой исследуемой литературы. Следует помнить и о ином: чтение специальной литературы представляет собой процесс расширения и накопления знаний. Следовательно, вопрос стоит не о том, какой уровень знаний нужен, чтобы приступить к чтению, а как можно преодолеть те сложности, с которыми нужно сталкиваться во время чтения.
Рекомендации обычно сведены к тому, что нужно читать «повнимательнее» и «помедленнее». Сами по себе они правильны, но это вовсе не главный ключ к тем материалам, в усвоении которых могут встречаться сложности. Необходимо попробовать представить возможные причины таких сложностей.
Как показывает практика, зачастую они появляются тогда, когда во время чтения не всегда можно разобраться в логической структуре книги. Это не просто, поскольку она бывает разной не только в каждой из книг, но может изменяться от главы к главе и от страницы к странице в одной и той же книге.
Главные мысли любого сочинения можно усвоить и понять только тогда, когдав полной степени уяснена схема его построения. Следует проследить логику его доказательств, последовательность хода мыслей автора, установить связи между отдельными положениями, выделить то главное, что приводят для их обоснования, отделить главные положения от примеров и иллюстраций. Это уже не просто чтение, а детальный и глубокий анализ текста. Именно при этом подходе возможно понять его и усвоить по-настоящему.
Проведение анализа в значительной степени упрощается, если все это попробовать изобразить на бумаге в текстовой форме, выписывая главные положения, или в форме графической схемы, на которой можно более наглядно представить всю картину логических связей исследуемого явления.
При работе с однотипными текстами усвоению способствует использование составленных заранее перечней, которые содержат в себе вопросы, которые нужно уяснить во время чтения. Зачастую «смысловой тупик» обусловлен не структурой текста произведения, а его терминологическими особенностями.
В ходе чтения могут попадаться непонятные слова, множественные термины используют в разных контекстах неоднозначно, не всегда ясны разного вида сокращения. Все это усложняет чтение, может приводить к искажению смысла текста. Следует приучить себя к обязательному уточнению всех тех понятий и терминов, по поводу которых появляютя хоть какие-то сомнения. Для этого очень важно всегда иметь под рукой нужные словари и справочники.
Зачастую говорят о необходимости творческого и критического восприятия литературных сведений. Следует отметить, что ни то ни другое не может быть рассмотрено в качестве практических рекомендаций. Это должно прийти само по себе по мере накопления опыта. На определенном профессиональном уровне могут появиться те или другие несогласия со взглядами отдельных авторов, появятся аргументированные доводы против каких-то их положений и возможность сопоставления со своими взглядами.
Тем более это можно отнести и к творческому подходу. Разумеется, чтение – это стимуляция идей. Внимательное ознакомление с любым текстом должно вызвать какие-либо соображения, мысли, даже гипотезы, которые отвечают собственным взглядам на вещи. Однако все эти вопросы находятся вне того, что касается техники чтения.
Чтение специальной и научной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей. Это непременное условие, а не вопрос привычки или вкуса. Необходимость ведения записей в ходе чтения неотделима от самой сущности использования в работе книги, будь то практика или наука.
Не случайно всегда говорят о необходимости чтения «с карандашом в руке». Ведение записей способствует лучшему усвоению, предоставляет возможность сохранить необходимые материалы в удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет снизить время на поиск при повторном обращении к этому источнику.
Не каждая запись облегчает работу. Зачастую можно наблюдать, как выписывание тех или иных сведений из книг превращается в совершенно бессмысленное занятие, что отнимает время. Рациональными записи могут быть только тогда, если соблюдаются некоторые общие требования к их ведению и правильно выбрана их форма.
В качестве первого требования нужно повторить то, что уже было сказано в отношении обязательности их ведения. Иногда считают, что сопровождается записями чтение книг, только самых важных для работы. Это неправильно. Необходимо взять за правило производить записи при чтении любой специальной литературы.
Ведение записей является обязательным элементомработы над книгой, неотделимым от чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом».
Необходимо вырабатывать в себе умение читать и вести записи в любых условиях. В особенности важно быть дисциплинированным в отношении обязательной и немедленной записи оригинальных мыслей, которые появляются в ходе чтения. Следует помнить, что они являются итогом ассоциаций, которые в других условиях не появляются.
Записи должны быть полными. Это, как правило, занимает намного меньше времени, чем повторное обращение к книге. Следует предвидеть и будущую потребность в материале, который находится в книге, и в пределах разумного взять из нее все, что только можно.
Есть практические приемы, направленные на то, чтобы записи в ходе чтения занимали бы как можно менее времени, и на то, чтобы ими в будущем можно было легко пользоваться.
Для этого, в первую очередь, необходимо стремиться к лаконичности в изложении и к использованию всяческих сокращений. Большую экономию времени также дает применение условных знаков-символов (к примеру, математических: больше, равно, меньше и т.д.). Здесь можно вводить и любые свои знаки.
Важными требованиями также являются обозримость и наглядность записей и такое их расположение, которое помогает уяснить иерархию понятий и логические связи. Сделать это возможно при помощи системы заголовков, ключевых слов и подзаголовков, а также при помощи расчленения текста за счет подчеркиваний, абзацных отступов, нумерации отдельных понятий и т.д.
К общим моментам техники записей также относится вопрос о форме. Выбор идет здесь между так называемой «книжной» формой (использованием материалов в сброшюрованном виде) и «карточной» формой. Зачастую можно услышать, что это дело вкуса. На самом деле, это совсем не так. Несомненные преимущества имеет карточная форма как лучший метод систематизации любых материалов.
Постоянный вопрос, который встает в разговоре о записях при чтении, – когда их делать. Единого ответа при этом быть не может: все зависит от вида записей.
Насколько разными являются условия и цели чтения учебной, научной и специальной литературы, настолько могут быть разными и виды тех записей, которыми сопровождается это чтение.
Каждый из перечисленных видов записей в значительной мере отличается один от другого и по своему содержанию, и по сложности: одни содержат «сжатые» данные, в других она предоставляется в развернутом виде – или только «ключ» для ее поиска; в одних – те или иные данные в том самом виде, в котором они были в книге, в других – итог их аналитической переработки и т.д. Далеко не безразлично поэтому, какой тип записи будет использоваться в конкретном случае. Следует пытаться сделать так, чтобы он в полной степени соответствовал характеру работы с книгой.
В отношении каждого вида записей есть ряд правил и практических приемов их ведения, которые направлены на то, чтобы они полнее отвечали своему назначению.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы по данной работе.
Подводя итоги этой работе, можно сделать вывод, что последующее исследование пользователей будет направлено на анализ и выявление главных ценностей потребителей — ключевого понятия сервисной деятельности и маркетинга. Для библиотек это значит, что изучаться должны не только информационное поведение и информационные потребности, но и потребительские требования.
Список использованных источников

Битюков, В. К. Структурная идентификация системной модели при проектировании АСНИ свойств полимеров в растворе Текст. / В. К. Битюков, С. Г. Тихомиров, И. А. Хаустов, А. Г. Ашков // Вестник ВГТУ. 2011. - Т. 7. -№5,-С. 10-14.
Дворкина М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход/ М. Я. Дворкина. - М.: ИПО Профиздат, 2001. - 112 с.
Качалова Е. Ю. Инновации в библиотеках / Е. Ю. Качанова. — СПБ.: Профессия, 2003 – 318 с.
Коготков Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: Учебник / Коготков Д. Я.; науч. ред. д-р пед. наук Г. В. Михеева; Под общ. ред. д-ра пед. наук О. П. Коршунова. — СПб.: Профессия, 2003. - 304 с.
Степанов В. К. Влияние Интернет на информационно-библиографическую деятельность библиотеки / В. К. Степанов / / Библ. дело — 2003: гуманитарные и технологические аспекты развития: Мат. 8-ой междунар. Науч. Конф. (Москва 24-25 апр., 2003). - М., 2003. - С. 99-100.
Сукиасян Э. Р. Библиотечные каталоги: метод, данные / Э. Р. Сукиасян. – М.: ИПО «Профиздат», 2002. - 191 с.



Абросимова М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении /М.А. Абросимова. – М:, 2015. — 256 с.
Румынина Л.А. Документационное обеспечение управления: Учебник для студ. учр. сред. проф. обр. – 11-е изд., перераб., доп. – М.: Академия, 2014. – 288 с.
Степанов В. К. Влияние Интернет на информационно-библиографическую деятельность библиотеки / В. К. Степанов / / Библ. дело — 2003: гуманитарные и технологические аспекты развития: Мат. 8-ой междунар. Науч. Конф. (Москва 24-25 апр., 2003). - М., 2003. - С. 99-100.
Сукиасян Э. Р. Библиотечные каталоги: метод, данные / Э. Р. Сукиасян. – М.: ИПО «Профиздат», 2002. - 191 с.
Коготков Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: Учебник / Коготков Д. Я.; науч. ред. д-р пед. наук Г. В. Михеева; Под общ. ред. д-ра пед. наук О. П. Коршунова. — СПб.: Профессия, 2003. - 304 с.
Дворкина М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход/ М. Я. Дворкина. - М.: ИПО Профиздат, 2001. - 112 с.
Качалова Е. Ю. Инновации в библиотеках / Е. Ю. Качанова. — СПБ.: Профессия, 2003 – 318 с.
















2




25

3

1. Битюков, В. К. Структурная идентификация системной модели при проектировании АСНИ свойств полимеров в растворе Текст. / В. К. Битюков, С. Г. Тихомиров, И. А. Хаустов, А. Г. Ашков // Вестник ВГТУ. 2011. - Т. 7. -№5,-С. 10-14.
2. Дворкина М. Я. Информационное обслуживание: социокультур-ный подход/ М. Я. Дворкина. - М.: ИПО Профиздат, 2001. - 112 с.
3. Качалова Е. Ю. Инновации в библиотеках / Е. Ю. Качанова. — СПБ.: Профессия, 2003 – 318 с.
4. Коготков Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: ор-ганизация, управление, технология: Учебник / Коготков Д. Я.; науч. ред. д-р пед. наук Г. В. Михеева; Под общ. ред. д-ра пед. наук О. П. Коршунова. — СПб.: Профессия, 2003. - 304 с.
5. Степанов В. К. Влияние Интернет на информационно-библиографическую деятельность библиотеки / В. К. Степанов / / Библ. де-ло — 2003: гуманитарные и технологические аспекты развития: Мат. 8-ой междунар. Науч. Конф. (Москва 24-25 апр., 2003). - М., 2003. - С. 99-100.
6. Сукиасян Э. Р. Библиотечные каталоги: метод, данные / Э. Р. Су-киасян. – М.: ИПО «Профиздат», 2002. - 191 с.

Вопрос-ответ:

Какие существуют методы поиска информации для научного исследования?

Основные методы поиска информации для научного исследования включают использование документальных источников, работу с каталогами и картотеками, а также методы работы с источниками, такие как техника чтения, методика ведения записей и составление плана.

Что такое документальные источники информации и как они организованы?

Документальные источники информации – это различные письменные материалы, такие как книги, журналы, статьи, отчеты и т.д., которые содержат сведения о научных исследованиях. Они организованы в специальных учреждениях – библиотеках, архивах и информационных центрах, где они хранятся и систематизированы для удобного поиска.

Какие методы работы с каталогами и картотеками существуют?

Методы работы с каталогами и картотеками включают поиск документальных источников информации по заглавию, автору, издательству или учреждению, которое выпустило книгу. Также можно использовать различные системы классификации, такие как ДКА (Десятичная Классификация Американской Библиотеки) или УДК (Универсальная Десятичная Классификация).

Как проводить работу с источниками, включая технику чтения, методику ведения записей и составление плана?

Работа с источниками включает использование различных техник чтения, таких как просмотр, сканирование, детальное чтение и анализ. Методика ведения записей включает составление аннотаций, копирование цитат и создание рефератов. Составление плана позволяет организовать полученную информацию и структурировать свои исследования.

Каким образом можно искать источники в приведенной последовательности: заглавие, автор, издательство или учреждение, которое выпустило книгу?

Для поиска источников в приведенной последовательности можно использовать различные методы. Например, поиск по заглавию книги можно провести с использованием каталогов и баз данных, введя соответствующий запрос. Поиск по автору можно выполнить, используя каталоги и базы данных, где авторы обычно перечислены в алфавитном порядке. А поиск по издательству или учреждению можно провести, обратившись к их официальным сайтам или воспользовавшись специализированными ресурсами, такими как каталоги издательств или учреждений.

Какие методы поиска информации используются при научном исследовании?

Основные методы поиска информации для научного исследования включают использование документальных источников, работу с каталогами и картотеками, а также работу с различными источниками информации, такими как книги, научные журналы, интернет-ресурсы и другие.

Что такое документальные источники информации и как они организованы?

Документальные источники информации представляют собой различные документы, включая книги, статьи, отчеты, исследования и другие публикации. Они организованы в специальных библиотеках и архивах, где каждый документ имеет свой уникальный номер и размещен по системе каталогов и картотек.

Как осуществляется поиск документальных источников информации?

Для поиска документальных источников информации используются различные методы работы с каталогами и картотеками, например, с помощью поиска по автору, заглавию или издательству. Также можно использовать ключевые слова или термины, связанные с тематикой исследования.

Как осуществляется работа с источниками информации и какие методы чтения и ведения записей могут быть использованы?

Работа с источниками информации включает чтение и анализ текстов, выделение ключевых идей и формулирование выводов. Для эффективной работы с источниками можно использовать такие методы чтения, как сканирование, изучение внимательное чтение и аналитическое чтение. Ведение записей предполагает составление резюме или аннотаций и создание архива источников.

Как составить список использованных источников?

Составление списка использованных источников требует указания заглавия, автора и издательства или учреждения, которое выпустило книгу или статью. Обычно этот список приводится в конце научного исследования и основывается на определенном стиле оформления, таком как APA или MLA. Рекомендуется использовать специальные программы или онлайн-ресурсы для автоматического создания списка использованных источников.

Какие основные методы поиска информации для научного исследования?

Основные методы поиска информации для научного исследования включают использование документальных источников, работу с каталогами и картотеками, а также методы работы с источниками, такие как чтение, ведение записей и составление плана.