диагностика характера у взрослых
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 05.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты изучения характера 4
1.1. Понятие характера в психологии 4
1.2. Свойства и акцентуации характера 10
1.3. Формирование характера 15
Вывод по I главе 16
Глава II. Диагностика темперамента и акцентуации характера у людей в возрасте 30-40 лет 18
2.1. Выбор и описание методик 18
2.2. Анализ результатов исследования 18
Вывод по II главе 24
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Опросник личностный. Предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению.
2.2. Анализ результатов исследования
Итак, анализируя результаты по выбранным методикам можно отметить следующее. Так по тесту Р.Кеттелла (16PF-опросник) были получены следующие результаты.
Таблица 1
Суммарные показатели по тесту Р.Кеттелла
№ Параметр Баллы А Общительность 7 B Интеллект 8 C Эмоц.устойчивость 6 E Доминантность 5 F Экспрессивность 2 G Нормативн.поведен. 5 H Соц.смелость 7 I Чувствительность 5 L Подозрительность 2 M Практичность 5 N Дипломатичность 3 O Уверенность в себе 5 Q1 Радикализм 3 Q2 Конформизм 3 Q3 Самоконтроль 5 Q4 Эго-напряженность 3 MD Самооценка 5 F1 Тревога 3 F2 Экстраверсия - интроверсия 7 F3 Чувствительность 6 F4 Конформность 6
Рис.2. Личностный профиль взрослых людей
Проанализируем полученные результаты, так по результатам таблицы 1. можно выделить высокие значения по шкалам: А (общительность), Q3 (Самоконтроль), H (Социальная смелость). Чуть выше среднего являются показатели по шкалам G (Нормативное поведение).
Факторы C, I, M, O имеют средние значения – 5 . Фактор Q 1, Q 2 имеют тенденцию к снижению баллов – 3,5. Факторы (F, L, N) имеют низкое значение - 2; 2.
Фактор В – имеет высокое значение (8), что говорит о высоких способностях и уме.
Фактор А имеет тенденцию к высоким значениям (7). Это свидетельствует о достаточно богатых внутренних и внешних эмоциональных проявлениях, о мягкости, уступчивости, живости, веселости. Главным можно выделить то, что значение по данному фактору говорит о «природном», генетическом стремлении к общению, к тому, чтобы делиться своими установками, чувствами, взглядами. Важно отметить и хорошую способность к эмпатии, сопереживанию, успешному проигрыванию социальных ролей. Т.е. для взрослых людей характерно добродушие, легкость в общении, эмоциональная выразительность.
Фактор С – среднее значение (6) указывает на эмоциональную устойчивость, способность реально оценить действительность, смирение в отношении нерешенных проблем, хорошая социальная адаптация. Это позволяет взрослым людям противостоять психологическим нагрузкам и сохранять хороший эмоциональный настрой.
Высокое значение по фактору I показывают чувствительность, сензитивность, мягкосердечность. Высокое значение по этому фактору говорит о нежности, сверхосторожности, стремлении к покровительству, а также о высокой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, пониманию, терпимости к себе и окружающим.
Средние показатели по факторам G, Н, I показывают, что у взрослых людей наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность. Также им свойственны социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми.
Низкое значение по фактору F (2) говорит о том, что взрослые люди в большинстве своем - благоразумные, вдумчивые, осторожные. Они характеризуются рассудительностью.
Фактор L имеет низкое значение и тем самым обращает на себя внимание. При низких оценках - человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе.
Низкие показатели Q1 и Q2 говорят о том, что взрослые характеризуются консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям. Предпочитает, и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируясь на социальное одобрение.
Фактор Q3 определяет развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственны целенаправленность и интригованность личности.
Анализируя данные по вторичным факторам теста, можно отметить, что для взрослых людей, характерны низкий уровень по шкале тревоги, т.е. они удовлетворены тем, что есть, и могут добиться того, что кажется важным.
Высокие баллы по шкале «Экстраверсия – интроверсия» говорят о том, что взрослые люди социально контактны, незаторможены, успешно устанавливают и поддерживают межличностные связи.
Для взрослых людей также характерны высокие баллы по шкале «Чувствительность», в основном это решительные и гибкие личности.
Высокие баллы по шкале «Конформность» говорят о том, что взрослые люди проявляют себя как независимая, отважная, резкая личность.
Рассмотрим результаты по опроснику Шмишека. Составим таблицу по выявлению среднего в группе взрослых людей.
Таблица 2
Показатели среднего балла по методике Шмишека
Шкалы Баллы Демонстративный тип 12,5 «Застревающий» тип 16,3 Педантичный тип 16,2 Возбудимый тип 14,2 Гипертимический тип 14 Дистимический тип 13,8 Тревожно-боязливый 13,2 Аффективно-экзальтированный 16,1 Эмотивный тип 18,4 Циклотимический тип 14,8
Анализируя полученные результаты можно отметить, что для взрослых людей, характерны следующие типы акцентуации. Представим диаграмму:
Рис. 2. Тип акцентуации взрослых людей
Итак, для взрослых людей характерен эмотивный тип (89,4%), такие люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, «не выплескивают» наружу. Для таких людей характерна доброта, сострадательность, они радуются чужим успехам, у них обостренное чувство долга, исполнительность.
Также, для взрослых людей, характерен «застревающий» тип (84,2%), такие люди характеризуются умеренной общительностью, занудливостью, склонностью к нравоучениям, неразговорчивостью. Эти люди стремятся добиться высоких показателей в любом деле, за которое берутся, предъявляют повышенные требования к себе.
Особо чувствителен этот тип акцентуации характера к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.
Выражен у взрослых людей и педантичный тип акцентуации (78,9%), для них характерна добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. Таким люди очень сильно реагируют на любое проявление нарушения порядка. На службе ведут себя как бюрократы, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуальны, особое внимание уделяют чистоте и порядку, скрупулезны, склонны жестко следовать плану, в выполнении действий неторопливы, усидчивы, ориентированы на высокое качество работы и особую аккуратность, склонны к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму.
Таким образом, можно сказать, что для взрослых людей характерен эмотивный тип, «застревающий» тип и педантичный тип акцентуации.
Вывод по II главе
Итак, характер можно рассматривать как сочетание индивидуальных (уникальных) личностных особенностей и типических, которые предопределены обществом и эпохой его развития. Следствие этого – бесконечное многообразие индивидуальных характеров. Однако жизнь и деятельность людей, которые живут и развиваются в схожих условиях, имеет много общего, поэтому и характеры данных людей будут обладать некоторыми одинаковыми чертами, отражающими общие, типические стороны их жизни. В этой связи получила распространение наука о характере – характерология, а также одна из важнейших ее проблем – проблема личностных черт.
Заключение
Любому человеку свойственен набор вполне определенных личностных черт и свойств, проявляющихся в общении и деятельности. Устойчивая совокупность данных свойств определяет характер личности.
Обобщив точки зрения современных исследователей, можно предложить следующее определение: под характером (от греч. charakēr – «отпечаток», «отличительная черта», «признак», «примета», «особенность») принято понимать совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в способах его поведения и способах эмоционального реагирования на происходящие события.
Характер образует тесную связь с некоторыми материальными и духовными потребностями личности. Кроме того, на характер человека влияет и его окружение: интересы, идеалы, убеждения социальных групп также формируют характер, в связи с чем принято учитывать социальную природу характера. Не менее важно и то, что характер формируют не все особенности личности, а лишь наиболее устойчивые – стержневые.
Основываясь на данных определениях, можно сделать вывод, что характер связан с устойчивостью проявлений и отношений личности, поэтому можно говорить о некоторой предсказуемости ее поведения. С помощью характерологических черт возможно описать отношение человека к окружающей действительности, так как оно демонстрируется посредством поведения и поступков. Нельзя также отрицать тесную связь между характером человека, его темпераментом и способностями.
Отдельные черты характера не передаются по наследству, они непостоянны и изменчивы под воздействием окружающей среды, жизненного опыта, а также «тренировок» и обучения.
Список использованной литературы
Бройтигам В., Кристиан П., .Рад П.М - пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Психосоматическая медицина: Кратк.учебн / В. Бройтигам, П.Кристиан, П.М.Рад. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2013. – 326с.
Гримак Л.П. Общение с собой - М.: Изд-во полит. лит-ры, 2012. – 217с.
Дубровина И.В. Психология. М.: Академия, 2012. –176 с.
Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов Н/Д: Феникс, 2013. – 544 с.
Лютова С.Н. Социальная психология личности: (теория и практика): курс лекций : учебное пособие. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2012. – 176 c.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2013. – 326с.
Проблемы профессиональной социализации личности: Коллективная монография / Под ред. Л.М. Митиной. Кемерово, 2011. – 327.
Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М., Политиздат, 2012. – 329с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 2014. – 436с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2011 - 712 с
Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. Под ред. А. Л. Журавлева. - М.: Изд. «ПЕР СЭ», 2012. – 439с.
Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 2014. – 321с.
Дубровина И.В. Психология. М.: Академия, 2012. – С. 89
Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 2014. – С.15
Лютова С.Н. Социальная психология личности: (теория и практика): курс лекций : учебное пособие. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2012. – С.54
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 2014. – С.67
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2013. – С. 82
Проблемы профессиональной социализации личности: Коллективная монография / Под ред. Л.М. Митиной. Кемерово, 2011. – С. 21
2
1. Бройтигам В., Кристиан П., .Рад П.М - пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Психосоматическая медицина: Кратк.учебн / В. Бройтигам, П.Кристиан, П.М.Рад. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2013. – 326с.
2. Гримак Л.П. Общение с собой - М.: Изд-во полит. лит-ры, 2012. – 217с.
3. Дубровина И.В. Психология. М.: Академия, 2012. –176 с.
4. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов Н/Д: Феникс, 2013. – 544 с.
5. Лютова С.Н. Социальная психология личности: (теория и практика): курс лекций : учебное пособие. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2012. – 176 c.
6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2013. – 326с.
7. Проблемы профессиональной социализации личности: Коллективная монография / Под ред. Л.М. Митиной. Кемерово, 2011. – 327.
8. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М., Политиздат, 2012. – 329с.
9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 2014. – 436с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2011 - 712 с
11. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. Под ред. А. Л. Журавлева. - М.: Изд. «ПЕР СЭ», 2012. – 439с.
12. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 2014. – 321с.